6. Taylor, J. and Ogilvie, B.C. (2001), "Career termination among athletes", Handbook of sport psychology ed. by R.N. Singer, H.E. Hausenblas, C.M. Janelle, Wiley, New York, pp. 45-58.
7. Petrie, T.A., Greenleaf, C., Reel. J. and Carter J. (2008), "Prevalence of eating disorders and disordered eating behaviors among male collegiate athletes", Psychol. Men Masculinity, No. 10, pp. 267277.
8. Santelli, J, McCambridge, T.M., Valasek, A.E. and Standiford, K. (2017), "Proximal Radial Head Fractures in Young Gymnasts: A Case Series of Newly Described Overuse Injuries", Clin. J Sport Med, Oct 11, doi: 10.1097/JSM.0000000000000498.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.11.2017
УДК 378
К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук,
старший преподаватель, Ксения Игоревна Шишкина, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
(ЮУрГГПУ), г. Челябинск
Аннотация
В данной статье авторы раскрывают основные аспекты проблемы адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении, в частности, описывают трудности выпускников педагогического вуза в адаптации к учебно-профессиональной деятельности, указывая на основные проблемы, а также обобщают практический опыт работы по решению вопроса профессиональной адаптации молодых педагогов в образовательном пространстве.
Ключевые слова: адаптация, молодой специалист, образовательное учреждение.
TO PROBLEM OF ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS IN EDUCATIONAL
INSTITUTION
Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer,
Ksenia Igorevna Shishkina, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk
Annotation
In this article, the authors reveal the main aspects of the problem of adaptation of young specialists in an educational institution, in particular, describing the difficulties of graduates of the pedagogical university in adapting to the educational and professional activities, pointing to the main problems, and compile the practical experience to address the issue of professional adaptation of young teachers in educational space.
Keywords: adaptation, young specialist, educational institution.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предъявлены новые требования к условиям модернизации системы российского образования [2]. Невзирая на происходящие изменения в системе образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в образовательные учреждения, непрерывное усовершенствование информационно-образовательных технологий, применение современной системы методов и средств обучения, незаменимая роль в содействии формированию личности обучающихся по-прежнему отводится учителю.
Именно учитель-профессионал способствует не только передаче знаний, но и выбору обучающимися индивидуально-образовательного маршрута, содействуя развитию и
саморазвитию интеллектуальной и духовно-нравственной сфер учащихся в условиях современной школы. В отличие от педагога со стажем, начинающий молодой специалист испытывает ряд трудностей в своей профессиональной деятельности в силу отсутствия педагогического опыта [3].
Как показывает практика, адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности протекает более сложно и длительно, вызванные трудности связаны с решением ряда общих проблем, обусловленных спецификой организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении [1]. Зачастую молодые специалисты, описывающие трудности в адаптации к профессиональной деятельности, указывают на следующие основные проблемы: низкий уровень трудовой мотивации; недостаточный уровень методической подготовки; нехватка знаний в области сотрудничества с родителями обучающихся, педагогическим коллективом и учащимися.
Проблема мотивации труда обусловлена необоснованным занижением престижности педагогической профессии преподавателями высшей школы, недостаточностью системы морального и материального поощрения молодых педагогов, малоэффективностью комплекса организационно-педагогических условий, стимулирующих мотивационную среду. Недостаточный уровень методической подготовки сопровождается нехваткой теоретических и практических знаний в организации своей профессионально-педагогической деятельности, отсюда следует неумение организовывать время на уроке, логически выстраивать последовательность этапов урока и применять основные приемы и методы обучения.
Следствием проблемы нехватки знаний в области сотрудничества с родителями обучающихся является неумение учитывать интересы родителей, стремление отстоять собственную точку зрения, обсуждение с родителями личных качеств ученика, навешивание ярлыков на обучающихся.
Другая проблема, с которой сталкиваются молодые педагоги связана с работой в педагогическом коллективе, попадая в незнакомую учительскую среду, молодой специалист испытывает на первых порах трудности в коммуникации с коллегами, объясняются они нарушением культуры делового общения. Проблема во взаимоотношениях с учениками у молодого педагога возникает в силу отсутствия педагогического опыта [4].
Общей проблемой для всех молодых педагогов является отсутствие педагогического опыта и несоответствие между теоретическими знаниями и практическими умениями, что сопровождается трудностями к условиям образовательного учреждения в период адаптации и оттоком молодых педагогов из образовательных учреждений, не нашедших себя в профессии.
Подводя итог, следует отметить, что поиск разрешения этой проблемы ведет к необходимости обогащения практического опыта в следующем виде: создание стажировочных площадок на базе вузов; организация современных технологий эффективной профессиональной социализации студентов; создание и апробация модели профессиональной социализации в вузе и распространение имеющегося продуктивного опыта через проведение научно-практических конференций и др; представление опыта сетевого взаимодействия; реализация проектов международного уровня по профессиональной социализации молодых специалистов и др.
Статья выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 27.04.2017 г. № 16-525 по теме «Управленческое содействие адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении».
ЛИТЕРАТУРА
1. Павлова, Л.Н. Формы работы по профессиональному самоопределению студентов и выпускников педагогического вуза / Л.Н. Павлова, Е.В. Фролова // Профессиональное
самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы : сб. науч. тр. -Красноярск : Изд-во ООО «Научно-инновационный центр», 2017. - С. 140-141.
2. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) [Электронный ресурс] // URL http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 01.10.2017).
3. Фортыгина, С.Н. Организация процесса подготовки выпускников педагогического вуза к трудоустройству и развитию профессиональной карьеры // Опыт вузов в организации практик, содействии трудоустройству студентов и выпускников : сб. науч. тр. - Тюмень, 2015. - С. 214-215.
4. Шишкина, К.И. Социальная психология : учебное пособие / К.И. Шишкина, М.В. Жукова, Е.В. Фролова. - Челябинск : ЗАО «Цицеро», 2013. - 228 с.
REFERENCES
1. Pavlova, L.N. and Frolova, E.V. (2017), "Forms of work on the professional self-determination of students and graduates of a pedagogical university", Professional self-determination of youth in the innovation region: problems and perspectives, collection of scientific works, "Limited Liability Company" Scientific and Innovation Center", Krasnoyarsk, pp. 140-141.
2. Decree of the Government of the Russian Federation "On the Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for the Period to 2020" dated November 17, 2008 No. 1662-r (as amended on February 10, 2017), available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_82134/.
3. Fortygina, S.N. (2015), "Organization of the process of preparing graduates of a pedagogical university for employment and career development", The experience of universities in the organization of practices, the facilitation of the employment of students and graduates: collection of scientific works, "Tyumen State University", Tyumen, pp. 214-215.
4. Shishkina, K.I. (2013), Social psychology: textbook, Zitsero, Chelyabinsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.11.2017
УДК 796.011
ОНЛАЙН-СЕРВИС В ОЦЕНКЕ КОНДИЦИОННОГО ПРОФИЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ГРАЖДАН ПО НОРМАТИВАМ КОМПЛЕКСА ГТО
Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Николай Николаевич Безноско, кандидат педагогических наук, доцент, Руслан Ильтизарович Садыков, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
Аннотация
В статье представлен разработанный онлайн-сервис в оценке кондиционного профиля развития физических качеств граждан по нормативам комплекса ГТО, предъявляемых к уровню физической подготовленности населения Российской Федерации.
Ключевые слова: автоматизированный онлайн-сервис, мониторинг физической подготовленности, кондиционный профиль развития физических качеств, физкультурно-спортивный комплекс ГТО.