Научная статья на тему 'формировании профессионального поведения студентов в вузе'

формировании профессионального поведения студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поведение / профессиональное поведение / формирование / профессионально важные качества / корпоративная культура / behaviour / professional behaviour / formation / professionally important skills / corporate culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чапаева Людмила Георгиевна

В статье рассматриваются сущность, содержание и структура профессионального поведения студентов как проявляемого в общении интегративного личностного качества будущего специалиста, обосновываются педагогические условия формирования профессионального поведения студентов в вузе, раскрываются основные положения научной новизны исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Student’s Professional Behaviour at Higher Education Establishments

The article deals with the essence and structure of student’s professional behaviour as future specialist’s integrative personal quality which is revealed in communication. Pedagogical environment complex of student’s professional behaviour formation is regarded in the article. The basic points of scientific novelty are revealed in the article as well.

Текст научной работы на тему «формировании профессионального поведения студентов в вузе»

УДК 378.14(045) ББК 74.58

Чапаева Людмила Георгиевна шискатель г. Оренбург Chapaeva Ludmila Georgievna

Applicant for a Degree Orenburg

О формировании профессионального поведения студентов в вузе The Problem of Student's Professional Behaviour at Higher Education Establishments

В статье рассматриваются сущность, содержание и структура профессионального поведения студентов как проявляемого в общении интегративного личностного качества будущего специалиста, обосновываются педагогические условия формирования профессионального поведения студентов в вузе, раскрываются основные положения научной новизны исследования.

The article deals with the essence and structure of student's professional behaviour as future specialist's integrative personal quality which is revealed in communication. Pedagogical environment complex of student's professional behaviour formation is regarded in the article. The basic points of scientific novelty are revealed in the article as well.

Ключевые слова: поведение, профессиональное поведение, формирование, профессионально важные качества, корпоративная культура.

Key words: behaviour, professional behaviour, formation, professionally important skills, corporate culture.

Глобальные изменения, происходящие в обществе, обусловливают появление новых социально-значимых ориентиров в системе высшего профессионального образования. На трудовом рынке все больше котируются не только высококвалифицированные профессионалы, но и творческие личности, способные сами добывать нужные знания и на их основе порождать новые. Изменившиеся социальные и производственные условия, гуманитарные контексты положений

и требований профессиональной этики и культуры предъявляют новые требования к выпускнику вуза.

Выпускники вузов должны обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также сформировать ряд личностных качеств, характеризующих социальный портрет будущего специалиста: культуру системного мышления и организационного поведения, умение работать в команде, высокую профессиональную ответственность. Будущий профессионал должен обладать организаторскими и лидерскими качествами, устойчивостью к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам, гибкостью и креативностью мышления, сформировать оптимальный стиль поведения и умение представлять свои профессиональные качества и др.

Новые требования к выпускнику вуза существенно акцентируют компе-тентностную составляющую его профессионального развития, выделяя отдельным звеном надпрофессиональную совокупность личностных характеристик будущего специалиста.

Профессиональные умения и навыки выступают инструментом, способным принести пользу или вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала. Это напрямую выходит в сферу поведенческой активности специалиста, образуя смысловое ядро его широко понимаемого профессионального поведения, где личностный, общекультурный компонент занимает определяющее место.

Психолого-педагогические особенности процесса личностного становления профессионала рассматриваются в трудах М. Т. Громковой, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжниковой.

Специфика профессионального развития личности студента в пространстве образовательного взаимодействия раскрыта в работах Н. М. Борытко, А. С. Гаязова, А. И. Ковалева, П. И. Смирнова.

Феномен профессионального поведения понимается нами как ведущий фактор становления профессиональной компетентности специалиста, позволяющий в процессе вузовской подготовки обретать опыт соответствующей про-

фессиональной деятельности в пространстве создаваемых педагогических ситуаций.

С нашей точки зрения, профессиональное поведение личности есть форма актуализации будущим специалистом общекультурного содержания социальной роли «труженик» («человек труда») в условиях расширяющегося единства человеческих профессий и усилении проникающего влияния сферы профессионального взаимодействия «человек - человек».

В содержательном аспекте социальной роли труженика можно выделить инвариантную и вариативную составляющие. Первая из них - то общее, что должно быть присущим представителю любой сферы профессиональной деятельности, а вторая - то, что может быть соотнесено со спецификой получаемой профессии.

Инвариантная составляющая (так называемые надпрофессиональные качества) в сочетании с ключевыми квалификациями, определенными образовательным стандартам, образуют компетентность работника, т. е. его способность реализовать знания в соответствии со сложностью выполняемых задач.

Надпрофессиональные качества играют важную роль в компетентностной оптимизации современного образовательного процесса с целью максимального повышения уровня его опережающего соответствия требованиям современного производства содержанию производственных (культурно-личностных) отношений, усиления синергетического эффекта интеграционного взаимодействия образовательной и профессионально-производственной сфер [1].

Специфика профессионального поведения соответствует принятым в конкретной профессиональной общности ценностям, нормам, правилам, стандартам поведения и отношений, что предполагает развитие так называемых профессионально важных (личностных) качеств, которые оптимизируют любой вид профессиональной деятельности, выполняемый совместно в группе, производственном коллективе.

Профессионально важные качества наряду с конкретно-профессиональным функционалом имеют область пересечения с универсальными качествами

личности (нравственными, эстетическими, креативными), а также с регулятор-но-личностными или инструментальными свойствами (самостоятельность, надежность, гибкость и др.), образующими индивидуальный стиль саморегуляции поведенческо-деятельностной активности [3, с. 118].

Особый стиль поведения личности, выражающий его жизненное и профессиональное кредо, его личностную позицию, нравственно-эстетический облик студента, его привычки в организации взаимодействия с другими людьми, общении со сверстниками, родителями, преподавателями является важным практическим итогом учебной деятельности.

С одной стороны, деятельность способствует профессионализации опыта личности, его специализации во вполне конкретной области, а с другой - обеспечивает создание личного имиджа, образа собственного Я, когда идеальная модель личности, существующая исключительно в ее сознании и воображении, обретает вполне конкретное воплощение, реализуется в конкретных повседневных делах и поступках будущего специалиста.

Профессиональное поведение будущего специалиста понимается нами как реализующаяся и развивающаяся в общении совокупность личностных качеств студента, обеспечивающая оптимизацию процесса поиска работы и включения в будущий производственный коллектив на основе утверждения в образовательном пространстве вуза мировоззренческих приоритетов общечеловеческих ценностей.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта позволили нам выделить следующие компоненты и соответствующие критерии профессионального поведения студентов будущих специалистов: когнитивный, перцептивно-репрезентативный и прагматический.

Когнитивный (рефлексивно-знаниевый) компонент включает в себя не только знание студентом возможных алгоритмов поведенческой активности в предстоящей профессиональной жизнедеятельности, но и предполагает развитие рефлексивных навыков самооценки, исходя из поведенческого позитива

профессионального кодекса чести. Эффективность формирования данного компонента профессионального поведения студентов соотносится с успешностью становления образа «Я-профессионал» в педагогически задаваемом личностно-значимом контексте гуманистически ориентированных норм взаимоотношения с Другим как возможным партнером по совместной трудовой деятельности. По мнению Ю. В. Сенько, человек ориентирован в своей деятельности на Другого, предрасположен к диалогу с Другим [4, с. 7]. К тому же, по утверждению Н. Е. Щурковой, будущего специалиста как человека культуры характеризует постоянная и привычная ориентация на Другого, учет самочувствия этого Другого и выстраивание поведения таким образом, чтобы никак не посягать на его достоинство [5, с. 20].

Перцептивно-репрезентативный компонент профессионального поведения будущих специалистов заключается в способности к адекватному (гуманистически ориентированному) восприятию себя и Другого в условиях непосредственного общения, владение навыками позитивно-выразительной (производящей благоприятное впечатление) самопрезентации в ситуациях делового общения и взаимодействия (экспрессивная грамотность, презентативная умелость; интеллигентность; чувство собственного достоинства и профессиональной чести).

Прагматический компонент профессионального поведения характеризуется степенью развития умений и навыков оптимизации сферы взаимоотношений с будущими коллегами по труду, работодателями на основе переживаемого понимания Другого (успешность помогающего поведения, владение алгоритмами корпоративного поведения; готовность к доверительному общению, умение грамотно составить профессионально-презентационные документы), способности волевого преодоления возможных коммуникативных трудностей и проблем.

Профессиональное поведение как действенная, общественно значимая реализация потенциала готовности специалиста является неотъемлемой частью его подготовки в системе профессионального образования. С точки зрения жизненного постоянства и непрерывности профессиональное образование

рассматривается как длящийся процесс, обусловленный потребностями современного производства в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов в условиях качественного изменения труда как в рамках одной профессии, так и в случае смены сфер профессиональной деятельности.

Формирование профессионального поведения личности будущего специалиста - это его становление в культуре и через культуру, восхождение к статусу интеллигентного культурного профессионала (человека труда, труженика) в процессе подготовки к эффективному и адекватному выполнению социального функционала будущей профессии.

Реализация функциональных требований к профессиональной деятельности специалиста осуществляется в сфере межличностного общения и межсубъектных отношений.

Становление субъектной позиции студента обеспечивает целостность процесса его профессионально-личностного развития и воспитания в единстве эмоционально-смысловой, деятельностно-ценностной и поведенчески-нормативной составляющих, возводит в статус субъекта культурно-образовательного процесса, обеспечивает активный характер его профессионально-личностного саморазвития в процессе профессиональной подготовки.

В ряду основных показателей результирующей успешности становления субъектной позиции студента (ценностно-смысловые предпочтения, осознанность, результативность, творчество) в контексте нашего исследования особенно важным является параметр «сотрудничество», определяющий поведенческие приоритеты отношений будущего специалиста с партнерами по общению. При этом, как отмечают исследователи, происходит совмещение личных и профессиональных интересов. На наш взгляд, оптимальным было бы возвышение профессиональных интересов в сферу личностно-значимых и культурно-ценностных: проявление внимательности, выдержки, доброжелательности, коммуникабельности, организованности, ответственности, справедливости, терпеливости, требовательности, целеустремленности.

Подготовка студента к выполнению социальной роли труженика, формирование его профессионального поведения выступают важнейшей задачей образовательной деятельности педагогического коллектива вуза, успешность которой во многом зависит от применения адекватных технологий, выстраивания пространства профессионально-развивающего влияния на личность учащегося высшей школы и учета современных тенденций содержания профессиональной подготовки специалиста (становление субъекта корпоративной культуры).

Процесс формирования профессионального поведения будущего специалиста в стенах вуза должен в определенной степени предусматривать, пусть даже в самых общих чертах, готовность к взаимодействию с представителями корпоративной (организационной) культуры будущей профессиональной деятельности.

Корпоративная культура - комплексное явление, которое формирует определенный имидж организации, представляет собой набор поведенческих норм, ценностей, представлений и понятий, которые помогают сплачивать организацию, обеспечивая присущие ей стандарты поведения.

В процессе вузовской подготовки закладываются основы профессионального поведения, которое поможет будущему специалисту успешно пройти этап профессиональной адаптации, предполагающий вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе.

Оптимизацией процесса формирования профессионального поведения студентов в вузе выступает теория значимых условий и факторов, утверждающая приоритет усвоения значимых ценностей на основе следующих принципов:

- апперцептивной последовательности пластов культуры, которые усваивает каждый человек (где апперцепция - свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта);

- совпадения содержательного вектора образования с активностью учащихся (так называемое «золотое совпадение») [2, с. 11].

Жизненный опыт и педагогические факты свидетельствуют о том, что все

последующее в жизни человека зависит от предыдущего, что обуславливает необходимость воспитательного «предвидения» в организации и содержательном наполнении процесса становления личностных качеств студента, которые не появятся в одночасье после получения диплома: они должны стать предметом и объектом педагогического проектирования в вузе. Результативность процесса формирования профессионального поведения студентов определяется совокупностью реализуемых педагогических условий.

Как показали результаты проведенного исследования, педагогическими условиями повышения эффективности процесса формирования профессионального поведения студентов университета выступают:

- актуализация профессионально-социализирующего потенциала содержания учебных предметов;

- обогащение опыта профессионального взаимодействия субъектов университетской образовательной среды;

- привлечение личностно-развивающих резервов системы дополнительного образования университета.

Актуализация профессионально-социализирующего потенциала содержания профильных предметов связана с выявлением диалогического контекста учебных дисциплин и использования преподавателем интерактивных методов организации образовательного процесса, предполагающих приоритет ситуативно-действенных, активно-поведенческих форм и методов его постижения (диспут, диалог, дебаты, ролевые игры, тренинг).

Обогащение опыта профессионального взаимодействия субъектов университетской образовательной среды предполагает доминирование в отношениях ее субъектов свободных и демократических форм взаимоотношений, направленных на реализацию нравственных доминант ответственного профессионального поведения. Ведущими факторами являются: создание атмосферы личностного развития в образовательном пространстве вуза; установка педагогического коллектива на понимание и принятие самоценности внутреннего мира студента; активизация рефлексивных процессов; способствование многосторонней под-

готовке будущего специалиста к активной жизненной позиции в сфере поведенческих взаимоотношений.

Привлечение профессионально-развивающих резервов системы дополнительного образования университета предполагает максимальное включение студентов в сферу самодеятельного творчества (театрального, эстрадного, литературно-декламационного, музыкально-исполнительского, жанр КВН, редколлегия, Интернет-общение) с целью обогащения опыта коммуникативного взаимодействия, понимания Другого, развития актерских качеств и способностей личности, позитивно влияющих на экспрессивную составляющую поведения, формирование профессионального имиджа современного специалиста: высокий уровень владения своими выразительными способностями, уверенность поведенческих реакций, обоснованная реализация экспрессивных паттернов доверительного общения, взаимодействия, диалога; гармония внутреннего и внешнего в поведенческом облике интеллигента-профессионала.

Таким образом, профессиональное поведение личности осуществляется в единстве всех базовых способностей индивида (когнитивных, эмотивных, волевых, деятельностных, творческих, выразительных) и представляет собой постоянство движения-пребывания в предполагаемом пространстве корпоративного взаимодействия.

Формирование профессионального поведения студентов в вузе осуществляется на основе принципов культуросообразности, вариативности и опережающего соответствия развивающего потенциала практико-ориентированной образовательной среды, утверждающей гуманистический характер взаимоотношений субъектов в педагогически управляемом процессе компетентностного становления личности будущего специалиста в образовательном контексте профессиональных ценностей, идей и идеалов (формировании мировоззренчески-ценностного конструкта образа «Я-профессионал»).

Результаты проведенного исследования обогащают научно-педагогические представления о возможных подходах и реальных механизмах формирования профессионального поведения личности в университетском пространстве обра-

зовательного взаимодействия, способствуют дальнейшей разработке вопросов оптимизации содержания университетского образования в аспекте компетент-ностного развития будущего профессионала.

Библиографический список

1. Байденко, В. И., Оскарссон, Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Проф. образование и личность специалиста. Научно-методический сборник. - М., 2002.

- С. 14-32.

2. Бим-Бад, Б. М. К вопросу о культуросообразности образования / Б. М. Бим-Бад // Новые ценности образования. Культурная парадигма. - 2007.

- № 4 (34) - С. 11-14.

3. Моросанова, В. И., Коноз, Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека / В. И. Моросанова, Е. М. Коноз // Вопросы психологии. - 2000.

- № 2. - С. 118-127.

4. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с.

5. Щуркова, Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н. Е. Щур-кова. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. - 78 с.

Bibliography

1. Baidenko, V. I., Oskarsson, B. Bazovye Navyki (Key Competences) Kak Integriruyuschiy Factor Obrazovatel'nogo Processa // Prof. Obrazovanie i Lichnost' Specialista. Nauchno-Metodicheskiy Collection. - M., 2002. - S. 14-32.

2. Bim-Bad, B. M. K Voprosu o Kul'turosoobraznosti Obrazovaniya / B. M. Bim-Bad // Novye Tsennosti Obrazovaniya. Kul'turnaya Paradigma. - 2007.

- № 4 (34). - S. 11-14.

3. Morosanova, V. I., Konoz, E. M. Stilevaya Samoregulyatsiya Povedeniya Cheloveka / V. I. Morosanova, E. M. Konoz // Voprosy Psihologii. - 2000. - № 2.

- S. 118-127.

4. Senko, U. V. Gumanitarnye Osnovy Pedagogicheskogo Obrazovaniya: Kurs Lektsiy: Uch. Posobie Dlya Stud. Vyssh. Ped. Ucheb. Zavedeniy. / U. V. Senko.

- M.: Izdatelskiy Tsentr «Akademiya», 2000. - S. 240.

5. Schurkova, H. E. Vospitaniye: Noviy Vzglyad s Pozitsii Kultury / N. E. Schurkova. - M.: Obrazovatelniy Tsentr «Pedagogicheskiy Poisk», 1997. - S. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.