Г. П. Сечина
ВЛИЯНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ НА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Ключевые слова: личностно-профессиональная самостоятельность, научно-техническая конференция, профессиональный
рост.
Студенческая научно-техническая конференция, являющаяся надпрофессиональной подготовкой студента, формирует личностно-профессиональную самостоятельность в рамках образовательного процесса, способствует личному и профессиональному росту, повышению качества образования, позволяет будущему специалисту успешно адаптироваться в профессиональной среде, помогает овладеть корпоративными ценностями и работать в команде.
Keywords: personal and professional independence, scientific and technical conference, professional growth.
Students scientific and technical conference, being an additional skills’ training of the student, forms a personal and professional independence within a frame of educational process and promotes personal and professional growth, improves educational quality and allows the future professional to successfully adapt to a professional environment and help to acquire the business values and work in a team.
Личностно-профессиональное развитие будущего специалиста - необходимое условие инновационного развития России. Это направление является одним из приоритетных направлений фундаментальных научных исследований РАО.
Принцип личностной направленности профессионального воспитания рассматривается И. В. Вяткиной: «личностный подход понимается как опора на значимые личностные ценности. Последние выражают очень важные для профессионального воспитания характеристики - направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения» [1].
Специалист инженерного профиля должен ориентироваться в самых разнообразных ситуациях общения, учитывать взаимоотношения с партнером, выстраивая адекватным образом тактику общения с ним. Он должен, также, учитывать настроенность на общение как со своей, так и с противоположной стороны, взаимные ожидания, умение рефлексировать и сопереживать и быть психологически готовым к этому [2].
Формирование личностно-
профессиональных качеств будущих специалистов происходит, в основном, в студенческие годы и осуществляется молодежью как достижение поставленной жизненно-важной цели в рамках возможностей производственной базы учебных учреждений системы профессионального образования. Продвижение к цели во многом зависит от освоения будущими специалистами законов, принципов и правил творческого саморазвития и творческой самореализации в процессе повседневной деятельности. Профессионализм будущих специалистов, в этом случае, определяется комплексом научных знаний, умений, навыков, а также ценностями, имеющими положительное перспективное значение и определяющими, в конечном итоге, их смысл жизни [3].
Изучение мнения работодателей о качестве выпускников ВУЗов показало, что есть потребность в молодых специалистах, адекватно оценивающих
себя и возможности принимающей стороны, которые были бы готовы к карьерному росту, отличались мобильностью, способностью быстро переучиваться.
Проблема целевой подготовки специалистов затронута в исследованиях А. А. Деркач, И. А. Зимней, В. И. Жукова, Е. А. Климова, А. К. Маркова, Д. О. Коннор, В. Стайер и др.
Большое значение приобретает разработка содержательно-методического обеспечения профессионально-личностного развития будущего специалиста, концепции профессионального роста в процессе подготовки и развития личности профессионала.
В исследованиях Опрощенко Д. Л. выделяются критерии оценки уровня личностнопрофессиональной самостоятельности:
1. Включённость студента в процесс непрерывного профессионального образования и самосовершенствования современного специалиста, наличие внутренней потребности в самообразовательной деятельности.
2. Осознание будущим специалистом значимости и личностной ценности, наличия умений самообразовательной деятельности и развитие самостоятельности личности будущего специалиста в образовательном пространстве.
3. Умение студента определять цель, конкретизировать задачи своей самостоятельной и иных видов деятельности, осуществлять эффективный поиск и применение необходимых путей и средств достижения поставленной цели деятельности, наполняя её конкретным содержанием, анализировать полученные результаты при необходимости корректировать свою деятельность и творчески переносить приобретённые знания, умения и навыки в новые нестандартные ситуации.
Среди основных функций, подтверждающих значимость личностно-профессиональной самостоятельности студента в процессе становления профессионала, обозначим следующие:
1. Поддержка студентов в процессе форми-
рования представлений о культуре социального взаимодействия высшей школы на стадии адаптации;
2. Содействие студентам в расширении представлений о специфике будущей профессиональной деятельности;
3. Оказание помощи студентам в освоении практических способов взаимодействия в новом социокультурном пространстве;
4. Сопровождение студентов в представлении и распространении корпоративных знаний, ценностей и норм;
5. Побуждение студентов к профессиональному и личностному самовоспитанию и самореализации.
Большинство исследований активизации и интенсификации личностно-профессиональной самостоятельности отмечают решающую роль первых этапов становления профессионала в карьерном и профессиональном росте.
Формирование личностно-профессиональной самостоятельности в рамках образовательного процесса не только способствует личному и профессиональному росту и повышения качества образования, но и позволит будущему профессионалу успешно адаптироваться в профессиональной среде [4].
Подбор и апробация вариантов учебнометодического обеспечения профессиональной подготовки студентов осуществлялись в Нижнекамском химико-технологическом институте (филиал) Казанского Национального Исследовательского технологического университета. Исследованием были охвачены студенты со второго по пятый курс факультета автоматизации и управления и выпускники этого факультета. Было установлено, что участие студентов в научных и научно-технических конференциях оказывает большое влияние на уровень личностно-профессиональной самостоятельности
будущего специалиста.
В период подготовки к научно-технической конференции студенту необходимо овладеть дополнительными навыками и умениями, повышать уровень своей социализации и коммуникации, а вузу -создавать для этого условия. Дополнительная над-профессиональная подготовка студента обеспечивает в дальнейшем их личностный рост, адекватность самооценки, овладение корпоративными ценностями, умение работать в команде.
Тематика конференций концентрирует различные проблемы. Была использована методика проведения конференции, разработанная мастером ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) Маратом Гафитулиным, где основным процессом является доклад и его обсуждение. Общей задачей для Докладчика и Слушателей является двустороннее взаимодействие. Цель Докладчика - удовлетво-
рить интерес Слушателей своей темой. Цель Слушателей - удовлетворить интерес Докладчика своими высказываниями.
Обозначенные Докладчиками проблемы были интересны не только участникам конференции, но и задавали новые перспективы и возможности развития.
Анализ показал, что участие в научнотехнических конференциях студентов положительно влияет на:
1. Заинтересованность в изучении учебных дисциплин;
2. Способность грамотно и достойно предъявить свои знания на защите курсовых и дипломных проектов;
3. Умение выгодно предъявить свои знания работодателю;
4. Возможность карьерного и профессионального роста.
В завершении отметим, что нельзя рассчитывать на то, что только одним из направлений личностно-профессионального становления будущего специалиста можно решить проблему воспитания конкурентоспособного профессионала. Необходимо искать оптимальные сочетания различных направлений.
Литература
1. Вяткина И. В. Основные психолго-педагогические принципы профессиноального вспитания. / И.В. Вяткина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №3. С. - 164 -169.
2. Шарафутдинова Р. И., Галимзянова И. И. професси-нальная деятельность современного инженера. / Р. И. Ша-рафутдинова, И. И. Галимзянова. // Вестник Казан. тех-нол. ун-та. - 2012. - №6. С. - 255 - 257.
3. Извеков, И. Н., Зимовина О. А. Личностнопрофессиональное становление будущего специалиста -залог инновационного развития России. - Интернет-конференция. / Извеков И. Н., Зимовина О. А. - М.: Институт образовательных технологий РАО.
4. Арстангалеева, Г. Ф. Формирование интенсификации
личностно-профессиональной самостоятельности студента в воспитательной системе колледжа. - Интернет-
конференция. Инновационные подходы и технологии в воспитательной системе колледжа. / Арстангалеева Г. Ф. ФГОУ СПО Оренбургский государственный колледж.
5. Батышев, С. Я. Профессиональная подготовка. / Батышев С. Я - М.: Профессиональное образование. 1997. -512 с.
6. Каганов, А. Б. Рождение специалиста: Профессиональное становление студента. - Минск: Изд-во БГУ, 1983. -111 с.
7. Караванова, Л. Ж. Психологическая подготовка студен-тов-выпускников к самостоятельному поиску работы./ Караванова Л. Ж. - М.: Московский гуманитарноэкономический институт, 2003. - 68 с.
© Г. П. Сечина - ст. препод. каф. автоматизации технологических процессов и производств НХТИ КНИТУ, [email protected].