Научная статья на тему 'Самоопределение как механизм формирования профессионально мобильного специалиста'

Самоопределение как механизм формирования профессионально мобильного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / UPDATING / SELF-CONSCIOUSNESS / SELF-DETERMINATION / SELF-ACTUALIZATION / SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фугелова Татьяна Анатольевна

Интеграция России в мировое образовательное и информационное пространство ведет к поиску путей формирования личности специалиста, способного свободно ориентироваться на рынке труда, готового к постоянному обновлению, связанному с потребностью в профессиональном самоопределении, что является предпосылкой самореализации человека в жизни и профессии. Залогом личностного успеха является способность человека к профессиональной мобильности, которая формируется еще на студенческой скамье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фугелова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The integration of Russia and world-wide educational and informational frameworks provokes the search of ways that can form the specialist personality who is able to orientate himself on the labor market; who is ready to update in his professional sphere. All these factors can be considered as a background of human self-realization in the life and profession. Personal success depends on personal ability to be professionally mobile and this ability is formed in his student's life.

Текст научной работы на тему «Самоопределение как механизм формирования профессионально мобильного специалиста»

ность университета в области трансфера технологий и научных разработок, как в стране, так и в мире.

Литература:

1. Соседов Г.А. Экономические отношения системы образования: модеризация в условиях формирования информационной экономики: Автореф. ... докт. эконом. н /Соседов Г.А. - Тамбов, 2010. - 46 с.

2. Фирсова С.П. Развитие инфраструктуры вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования// Модернизация профессионального образования: вопросы теории и практический

опыт: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Году учителя /Под науч. ред. Г.В. Мухамет-зяновой. - Казань: Изд-во "Печать-Сервис -XXI век", 2010. - с. 170-172.

3. Титов В.В. Трансфер технологий. Учебное пособие/Титов В.В.- http// www.innovbusiness.ru/content/document/ от 10.10.2010.

4. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций //Под общ.ред. Н.М. Фонштейна. М.:АХН, 1999. - 296 с.

5. Амарал, А. Университет и технологический трансфер /Амарал, А. - Alma mater. - 1994. - № 3. - С. 26-29

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОБИЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Т.А. Фугелова

Интеграция России в мировое образовательное и информационное пространство ведет к поиску путей формирования личности специалиста, способного свободно ориентироваться на рынке труда, готового к постоянному обновлению, связанному с потребностью в профессиональном самоопределении, что является предпосылкой самореализации человека в жизни и профессии. Залогом личностного успеха является способность человека к профессиональной мобильности, которая формируется еще на студенческой скамье.

Ключевые слова: профессиональное развитие, самосознание, самоопределение, самовыражение, самореализация, профессиональная мобильность.

Self-determination as a mechanism offorming of professionally mobile specialist.

The integration of Russia and world-wide educational and informational frameworks provokes the search of ways that can form the specialist personality who is able to orientate himself on the labor market; who is ready to update in his professional sphere. All these factors can be considered as a background of human self-realization in the life and profession. Personal success depends on personal ability to be professionally mobile and this ability is formed in his student's life.

Key words: professional development, updating, self-consciousness, self-determination, self-actualization, self-realization, professional mobility.

В настоящее время под воздействием новых социально-экономических отношений важнейшим элементом профессиональной квалификации становится гибкость и мобильность, то есть способность в случае необходимости быстро переквалифицироваться или даже сменить профессию. Обязательными элементами квалификации становятся широкая профессиональная подготовка, высокий культурно-технический уровень, умение быстро обновлять и пополнять знания. От готовности человека активно искать новое место работы, учиться навыкам этого поиска, менять профессию во многом зависит конкурентная способность работника на рынке труда, успешность в трудоустройстве. Не случайно, в современных исследованиях четко проявляется тенденция к расширению временных рамок профессионального самоопределения, изучению профессионального развития [5].

В связи с этим перед высшим образованием встает комплекс проблем и задач, которые включают развитие личности не только как субъекта деятельности, но и развитие аксиологических установок личности посредством обогащения знаниями о необходимости постоянного профессионального развития, ответственного отношения к своему профессиональному и личностному становлению; усиление возможностей воспитательно-образовательной среды вуза, в которой создавались бы условия для воспитания личности, способной к преобразованию себя, окружающего профессионального и жизненного пространства.

Главной целью современного образования, по нашему мнению, является развитие у студентов заинтересованности и потребности в самоизменении, что обусловливает в дальнейшем ста-

новление его как профессионала, способного к построению своей деятельности, ее изменению и развитию. Профессиональное развитие неотделимо от личностного. В основе того и другого лежит принцип саморазвития, опора на который дает возможность личности творческой самореализации.

Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к выбранной профессии, принятия решения о профессиональном развитии в выбранном направлении или его смены. Весь этот комплекс проблем охватывает понятие «профессиональное самоопределение», которое осуществляется в течение всей жизни и является механизмом проявления профессиональной мобильности человека.

Овладение профессиональной мобильностью в процессе обучения в вузе следует определять через сформиро-ванность у студентов потребности в активном ценностно-мотивационном «самоосуществлении» (Ш. Бюллер), когнитивной направленности на новое с целью обогащения себя и окружающей социальной и профессиональной среды, способности к адаптации в профессиональной и социальной сфере.

Проблема профессионального самоопределения выступает центральной для многих отечественных и зарубежных исследователей. В ней выражены три основных подхода.

В рамках первого - социологического, - профессиональное самоопределение рассматривается как многоступенчатый процесс, как серия задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени (Кон И.С., Климов Е.А., и др.).

Второй подход - социально-психологический; под профессиональным самоопределением понимают процесс поэтапного принятия решений, благодаря которым индивид формирует баланс между своими предпочтениями, склонностями и потребностями существующей системы общего разделения труда (Голланд Дж., Ильин B.C., Кондаков И.М., Хомутова О.И. и др.).

Для последователей третьего,-дифференциально-психологического подхода профессиональное самоопределение - процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (Пряжников Н.С., Щедро-вицкий П.Г., Хейвигхерст Р., Сьюпер Д. и др.).

В своей работе мы учитываем результаты исследования представителей всех вышеназванных подходов, но больший интерес для нас представляет последний, суть которого заключается в том, что «смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» (П.Г. Щедро-вицкий).

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию» (по В. Франклу), т.е. способность «выходить за рамки самого себя», а главное -в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни [9]. Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления. Важен именно процесс поиска смысла, где уже найденные смыслы - это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом - это и есть « жизнь как процесс, а не как некое «достижение»).

При творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто является проводником каких-то «высших» смыслов.

Когда человек отделяется от своего дела («отчужденный характер»), когда деятельность перестает быть для него личностно значимой, тогда человек и теряет смысл своего труда[10]. Человек просто продает себя на «рынке личностей». Отчужденный характер - это и есть «рыночная личность», утратившая истинный смысл.

В. Франкл выделил самый главный смысл - смысл страдания, которое меняет человека к лучшему[9], тогда как Ф.Ницше писал, что «место человека в обществе определяется теми страданиями, которые он готов за это вынести». Возникает вопрос, в каком направлении улучшаться, к каким идеалам стремиться? И Пряжеников Н.С. предлагает еще один вариант смысла - стремление к элитарности [7], которое «является личностно-духовной привилегией». И в этом смысле профессиональное самоопределение рассматривается как процесс вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни.

Условием развития личности профессионала является осознание им необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в труде, т.е. повышение уровня профессионального самосознания.

По С.Л.Рубинштейну [8], проблема самосознания есть, прежде всего, проблема определения своего способа жизни. В способе, ориентированном на профессиональное развитие, человек характеризуется способностью вый-

ти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов.

Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом данной ситуации профессионального развития является необходимость делать выбор: ощущать свободу, с одной стороны, и ответственность за все, что происходит и произойдет, - с другой. В способе жизни, ориентированном на профессиональное развитие, движущей силой развития является внутриличностное противоречие между «Я - реальное» и «Я - в глазах других людей». Вектором профессионального развития выступает «творческое Я» личности.

Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности целесообразно выделить в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию. Самоопределение осуществляется на основе механизма актуализации. Педагогическая сторона этого механизма заключается

в том, чтобы стимулировать выбор человеком своего места в системе социальных отношений.

Усиление внешних факторов профессионального самоопределения, а именно: психологический комфорт в вузе, позитивное референтное окружение, условия к творческому самовыражению, влияние значимого взрослого (преподавателя, научного руководителя) на основе механизма идентификации способствует профессиональному самоопределению.

Человек испытывает закономерную, социально детерминированную потребность быть в максимально возможной степени «идеально» представленным в сознании других людей (работодателя), прежде всего теми своими особенностями, гранями индивидуальности, которые он сам ценит в себе. В данном случае срабатывает механизм персонализации. В процессе профессионального самоопределения особую роль выполняет механизм рефлексии -размышление о мотивах своих поступков, выбора своего жизненного и профессионального пути дает возможность человеку конструировать себя, присваивая существующие в культуре ценности, нормы поведения, а также, способы и формы деятельности. Посредством реализации этого механизма происходят качественные изменения личности. Мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают, прежде всего, другие люди. Оценкой себя как профессионала, в нашем случае, выступают внешние факторы -потребность в нас как в специалистах. И такую оценку могут дать работодатели. Но главным фактором является удовлетворенность, самореализован-ность в жизни и профессии.

Профессионально-образовательная среда дает возможность для прояв-

ления и реализации скрытых способностей личности, открывая возможности для формирования индивидуального строя жизни. Деятельность в условиях инновационной среды и свободы самоопределения приведут к развитию личности, изменению ценностей, что объясняется (по А.Адлеру) проявлениями социального интереса, который является выражением стремления личности к преобразованию самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды. Содержание социального интереса выражается в стремлении предложить сообществу новые идеи для создания более совершенной жизни.

Для формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей должны способствовать ослаблению влияния факторов риска - хаотичный, неосмысленный выбор профессии, постоянная смена векторов своего профессионального приложения сил. Данное положение связано с реализацией механизма торможения отрицательного в личности путем создания положительных стимулов самопознания, саморазвития личности.

Психофизиологическим механизмом позитивных поведенческих изменений является создание у студента установки, усиливающей «интерналь-ный локус контроля» в профессиональном самоопределении по отношению к «экстернальному локусу контроля» (Дж. Роттер). Не случайно один чувствует себя хозяином своей судьбы, а другой предпочитает «плыть по воле волн». Ответственность за свою жизнь, профессиональное становление заранее приписывается либо внешним силам,

либо собственным способностям и стараниям.

На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я и высшее (творческое) Я». На этой стадии формируется жизненная философия человека в целом, осознается смысл жизни, своя общественная ценность, тем самым субъект не только достигает профессионального мастерства, но и гармонично развивает свою личность, творчески самореализуясь.

Современная социокультурная ситуация требует от личности профессионала больших резервов самообладания и саморегуляции. И в частности, речь в данном случае может идти о центральном механизме саморегуляции - феномене самоэффективности как важном факторе профессионального развития. Самоэффективность - это восприятие человеком способности мобилизовать собственные мотивацию, когнитивные ресурсы, поведенческую активность, необходимые для осуществления контроля над ситуацией (событием) с целью достижения намеченных целей. Как показывают исследования А.Бандура, недостаточно обладать определенными психологическими характеристиками, обусловливающими успешность выполнения той или иной деятельности, требуется еще и твердая уверенность человека в способности реализовать их в соответствующей ситуации [11]. Обнаружено, что чем сильнее уверенность людей в их возможностях, тем больше вариантов карьеры они рассматривают в качестве возможных, тем выше интерес, который они проявляют к этим возможностям, тем лучше они готовят себя образовательно для выполнения различных профессиональных дел и тем более они успешны в них [12].

Педагогическая система в рамках педагогики самоопределения основана

на идеях потребности в самореализации (А.Х. Маслоу), как высшем желании человека реализовать свои таланты и способности, проявить себя в профессии и жизни.

Самореализация является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность и пр. Однако с точки зрения интересов общества человек может считать себя реализованным, если его планы имеют общественно полезную направленность.

Процесс воспитания и обучения профессионально мобильного специалиста в педагогической системе, основанной на идеях педагогики самоопределения, строится с опорой на взаимосвязь профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека, стремления к самовыражению.

В критериальную базу исследования профессиональной мобильности, на наш взгляд, должны входить такие показатели, как профессиональная направленность, творческая активность, личностно-индивидуальная компетентность, рефлексия.

Профессиональная направленность позволяет вести речь о возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне. Полнота профессиональной направленности определяется как разнообразием мотивов предпочтения профессии: ее творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж про-

фессии, ее общественная значимость, материальные, гигиенические и другие условия труда, его соответствие привычкам, особенностям характера и т. п. Профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения.

Профессиональная творческая активность предполагает наличие познавательной потребности и познавательной активности, которая будет проявляться в овладении профессией; умение организовывать и анализировать свою деятельность в профессиональной сфере; готовность к познавательному процессу, связанному с профессиональной деятельностью; активная профессиональная позиция по достижению профессиональной перспективы.

Личностно-индивидуальная компетентность - владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации, способность специалиста планировать свою профессиональную карьеру, самостоятельно принимать решения, видеть проблему, владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному сгоранию, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Рефлексия - умение анализировать причины явлений, осознание и умение пояснять цели своих занятий теми или иными учебными предметами; владение методами рефлексивного мышления; самоанализ и самооценка; умение выявлять смысл деятельнос-

ти, выстраивать дальнейшие планы, сопоставлять полученные результаты с поставленными целями, корректировать дальнейшую деятельность.

Данные критерии были положены в основу подбора диагностического инструментария выявления профессиональной мобильности будущего специалиста на основе идеи самоопределения, так как последнее является центральным механизмом формирования профессиональной мобильности личности, состоящей в осознанном выборе человеком своего места в системе отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять свое место в обществе.

С целью изучения проблемы самоопределения студентов нами было проведено исследование выпускников (методом случайной выборки) пяти структурных подразделений Тюменского государственного нефтегазового университета. Всего принимало участие 365 респондентов.

Выпускникам были задан вопрос «Если бы Вам пришлось выбирать специальность и образовательное учреждение, как бы Вы поступили?». 60% респондентов в данной ситуации снова выбрали бы эту специальность и вуз. Процесс самоопределения у большей части выпускников еще не закончен, т.к. он не заканчивается с выбором профессии и получением образования, а продолжается на протяжении всех лет обучения в вузе и самостоятельной трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение в отличие от личностного и зависит от внешних (благоприятных) условий, а именно совпадения желаемого уровня образования с уровнем сформированных ком-

петенций; с оценкой реальных шансов трудоустройства по выбранной в вузе специальности (об этом студенты часто и не задумываются); раскрытием в себе иных «талантов», благодаря включению студентов в другие виды деятельности (научная, творческая, производственная и т.д.), предлагаемые вузом и социумом и т.д.

Главная задача учебного заведения в плане воспитания специалиста-профессионала должна быть направлена на формирование метапрофессиональ-ных качеств, а именно ответственности у студентов за свое профессиональное становление, мотивации достижения успеха, обретения уверенности в своих профессиональных возможностях.

На вопрос, назвать факторы, оказывающие наибольшее влияние на эффективность профессиональной деятельности специалиста, выпускники сделали свой выбор в пользу (приведем в порядке значимости - степени влияния) способности эффективно представлять себя и результаты своего труда (8,3), умения работать в коллективе, команде (7,7), воспринимать и анализировать новую информацию, новые идеи (6,9), осведомленности в смежных областях полученной специальности (6,7), эрудированности, общей культуры (6,3), нацеленности на карьерный рост и профессиональное развитие (6,2), уровня профессиональной общетеоретической подготовки (6,0), готовности и способности к дальнейшему обучению (5,4). Для студентов важными являются операциональные, когнитивные показатели и в меньшей степени они обращают внимание на сформированность собственной ценностно-мотивационной сферы.

Развивая на каждом этапе подготовки качества будущего профессионала, важно стимулировать, прежде все-

го, мотивационную сферу (ценностные ориентации профессии, смысл профессии, мотивы, цели, эмоции, установку на адаптацию, определяющие направленность личности) и затем, на ее основе - операциональную сферу (профессиональные знания, профессиональные способности, профессиональные действия, профессиональное мышление, профессиональные технологии, в том числе приемы сотрудничества совместной профессиональной деятельности и др.).

Поощрение инициативы должно стать главной заботой высших учебных заведений, т.к. выпускникам вузов предстоит выступать не только в роли тех, кто ищет работу, а прежде всего, в качестве создателей рабочих мест. В этих условиях предоставление студентам возможности для овладения навыками «самоосуществления» наряду с чувством социальной ответственности становится приоритетной задачей. 49% выпускников к концу обучения уже имеют место работы. Среди возможных способов поиска работы 46% выпускников выбирает личные связи, интернет планируют использовать 24%, самостоятельность проявить 14%, обратятся за помощью в службу занятости 11%, будут искать работу по объявлению 9%, на помощь университета в трудоустройстве надеются 3%.

Важным для современных выпускников при выборе места работы является наряду с фактором заработной платы (средний балл 5,0) показатель наличия интересной работы (средний балл 4,7). Выпускники готовы ради этого пренебречь отношениями в коллективе (средний балл 3,4), соответствием работы полученной квалификации в вузе (средний балл 3,8). Можно предположить, что выпускников в большей степени волнует вопрос внешней стороны

труда без учета его смысла и содержания деятельности.

На вопрос, «Каких знаний «недополучили» в процессе обучения в вузе?» 83% выпускников полагают, что существует необходимость включения в учебный план дисциплины, в которой рассматривались бы вопросы проектирования траектории профессионального развития и построения карьеры. Это создаст условия формирования компетентного отношения к профессиональной деятельности, возможность определить свое место в мире профессии, оценить свои профессиональные способности, найти личностный смысл в профессиональной деятельности.

Пересмотр целей высшего образования в сторону реализации потребности личности в развитии, требует от высшего образования условий не только для овладения определенными компетенциями, но и как систему развития, саморазвития, «самоосуществления» личности, что лежит в основе профессиональной мобильности будущего специалиста.

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. -М.: Фонд «Мир», 2008. - 336с.

2. Зеер Э.Ф. Основы профориентоло-гии. Учебное пособие для вузов/Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - М.: Высш. шк., 2005. - 159с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для вузов. - М.: «Академия», 2004. -304с.

4. Лисовский Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 144с.

5. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. М.: Высш. шк., 2002. - 127с.

6. Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: «Академия», 2003. - 480с.

7. Пряжников Н.С. Психология элитарности. - М.; Воронеж, 2000.

8. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности: К философским

основам временной педагогики // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101-109.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

10. Фромм Э. Человек для себя. -Минск, 1992.

11. Bandura A. Social foundation of thought and action: A social cognitive theory. N.Y., 1986.

12. Betz N, Lent R, Hackett G. Application of self efficacy theory to understanding careers choice behavior // J. of Applied Psychol. 1986. V. 41.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ТАТАРСКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ В ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕВОДЧИКОВ В ВУЗЕ

В.Н. Хисамова

Работа посвящена не только лексическим особенностям перевода юмористических произведений классиков английской литературы на татарский язык, но и трудностям, которые встречаются в процессе профессиональной практики, особенностям подготовки специалистов-переводчиков с английского языка на татарский.

Ключевые слова: профессиональное образование, английский и татарский языки, перевод, лексические особенности, полисемия, омонимия, омофоны, каламбур.

Lexical peculiarities of English Humour and the problem of its translation into Tatar. The paper deals with lexical peculiarities of translation ofpun as one of the more witty types of expressing humor in the process of translating classical English writers' novels into Tatar language.

Key words: professional education, english and Tatar languages, translation, lexical peculiarities, polysemy, homonymy, homophones, pun.

Изучение языкового богатства художественных произведений известных писателей и их переводов на русский, татарский и другие языки народов РФ - одно из перспективных направлений в современной науке, так как вносит определенный вклад в разработку теории индивидуальной языковой картины

мира. Более того, языковая и образная интерпретация текста западного автора при переводе, в частности, на татарский язык, не изучена на сегодняшний день.

Явная недостаточность исследований в области межъязыковых линг-вопрагматических соответствий не может не сказаться на качестве перевода и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.