барьеры для отечественных товаропроизводителей и в конечном итоге ведет к росту потребительских цен на продовольствие, а с другой стороны, размывает ответственность за достижение конечного результата - безопасности продуктов питания для здоровья и жизни населения.
Хотя за последние годы пересмотрено более 40 % государственных стандартов на пищевую продукцию и продовольственное сырье и методы их контроля, действует 70 стандартов общих технических условий, которые позволяют идентифицировать продукт, не ограничивая производителя в вопросах совершенствования ассортимента, в зависимости от потребностей рынка, кардинального улучшения ситуации с качеством и безопасностью продовольствия не произошло.
Почти 80 % продовольственного сырья и продукции пищевой промышленности выпускаются по отраслевым стандартам и техническим условиям, в которых изначально заложены упрощенные технологии, а получаемая продукция отличается низкими потребительскими качествами. В результате при явной избыточности контрольно-надзорных органов их влияние на безопасность продовольствия незначительно и не обеспечивает защиту законных прав и интересов потребителей.
Необходимо отметить, что эти службы в основном контролируют качество и безопасность готовой пищевой продукции. В то же время вопросам контроля над качеством исходного продукта - сельскохозяйственного сырья - не уделяется должного внимания. Современные же системы управления качеством базируются на том, что контроль не может быть эффективен после того, как продукция произведена, и должен вестись в технологическом процессе производства.
Список литературы
1. Об утверждении основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 № 1873-р.
2. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г. : [утв. распоряжением Правительства РФ от 25.10.2010 № 1873-р].
3. Урсул, А. Д. Безопасность и устойчивое развитие: От концепций к научным дисциплинам / А. Д. Урсул // Безопасность России. Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии. - М., 2008.
4. Урсул, А. Д. Обеспечение безопасности через устойчивое развитие / А. Д. Урсул // Безопасность Евразии. - 2011. - № 1.
УДК 378.1.14
О САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н. Н. Крылова, Н. В. Плетнева
В статье рассматриваются понятия «самоопределение» и «профессиональное самоопределение»; затрагивается один из важных вопросов современного общества, обосновывающий необходимость целенаправленной помощи студентам в профессиональном и личностном самоопределении.
The definition of the concepts «self-determination» and «professional self-determination» are considered in this article. This article deals with one of the most important questions of modern society, explaining the necessity of purposeful help to students in professional and personal self-determination.
В условиях формирования свободных рыночных отношений и обострения конкуренции на рынке труда меняются требования к профессиональной подготовке специалистов.
Примерно с 90-х гг. прошлого столетия в многочисленных исследованиях у многих выпускников учреждений профессионального образования констатируются низкий уровень профессионального самоопределения и отсутствие профессиональных мотивов. Это объясняется тем, что:
- проблема профессионального самоопределения осложняется социально-педагогическими («группы риска», «жертвы социализации») и личностными характеристиками поступающих в вуз (А. В. Мудрик);
- переход к ЕГЭ дал возможность поступить в любое учреждение профессионального образования и на любую специальность независимо от наличия профессиональных интересов, профессионально важных качеств и способностей;
- как показали первые итоги реализации многоуровневой подготовки в некоторых вузах России, подготовка бакалавров неэффективна с точки зрения профессионального самоопределения.
Обозначенные выше тенденции актуализируют необходимость целенаправленной помощи студентам в их профессиональном и личностном самоопределении.
Понятие «самоопределение» соотносится с такими понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление», «самосознание», «самотрансценденция».
Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию», т.е. способность «выходить за рамки самого себя»; умение человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни [1]. Именно смысл определяет сущность самоопределения. Смысл самоопределения, по мнению П. Г. Щедро-вицкого, в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать [2, с. 32-33].
При этом самореализация связывается с трудовой деятельностью -«через увлеченность значимой работой» (А. Маслоу); с «делом», которое делает человек (К. Ясперс); с трудом, работой и общением (И. С. Кон); с нахождением личностного смысла в выполняемой работе, с поиском смысла в труде (Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей, Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников); с внесением коррективов в «вектор» профессионального становления личности (Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей) [3].
Таким образом, профессиональное самоопределение предполагает формирование личностью своего отношения к профессиональной деятельности через удовлетворение личностных и социально-профессиональных потребностей. В то же время профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения. Это объясняется принадлежностью к определенной социальной и профессиональной группе.
Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, предполагающим влияние на личность окружающей социальной среды, профессиональное становление и формирование активной жизненной позиции человека [4, с. 224].
Е. Ю. Пряжникова и Н. С. Пряжников выделяют в процессе самоопределения личности такие составляющие, как жизненное, личностное и профессиональное самоопределение. Эти составляющие взаимопроникают и взаимовлияют друг на друга. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность.
Авторы рассматривают отличительные признаки обозначенных составляющих.
Жизненное самоопределение по своей сути глобально. Данный процесс характеризует соответствующие образ и стиль жизни, которые специфичны для определенной социальной среды. В том числе особое значение в жизненном самоопределении имеет зависимость от множества объективных факторов: экономических, социальных, экологических и др., определяющих жизнь определенной социальной и профессиональной группы.
Для личностного самоопределения характерны следующие особенности: во-первых, невозможность формализации полноценного развития личности; во-вторых, для полноценного личностного самоопределения подходят сложные жизненные обстоятельства и проблемы, которые способствуют проявлению и развитию позитивных личностных качеств в сложных жизненных обстоятельствах. Соответственно, личностное самоопределение предполагает формирование личностного, смыслового и деятельностного своеобразия человека.
Профессиональное самоопределение - это адаптация и самоутверждение личности в социально-трудовой ситуации. Оно в большей части формально (наличие дипломов, сертификатов, трудовой книжки и т.п.). Данный процесс предполагает наличие благоприятных «рабочих» условий (общественный заказ, оборудование и т. п.).
В свою очередь профессиональное самоопределение предполагает поиск и нахождение личностного смысла в трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения («искание смысла», у Н. А. Бердяева [5]). Профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой деятельности, а значит, подразумевает постоянное уточнение для себя смыслов профессии и выполняемого дела, соотнося их со смыслами своей жизни.
Следовательно, правомерен вопрос: как сформировать у студентов установки, склонности и внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного)?
Чтобы помочь сориентироваться самоопределяющемуся студенту или уже молодому специалисту, необходимо выявить наличный «уровень реализации имеющихся возможностей» (Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников [6]). Авторы выделяют следующие уровни, которые являются возможными ориентирами (прогнозами) профессионального развития и саморазвития будущего профессионала.
- агрессивное неприятие деятельности и ее демонстративное игнорирование;
- молчаливое избегание деятельности;
- реализация стереотипных способов деятельности;
- выход на творчество;
- стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом на высшем уровне.
Поэтому в процессе профессиональной подготовки важно научить студента расширять свои профессиональные потенции и повышать его готовность к полноценной реализации имеющихся возможностей в будущем труде и повседневной жизни. Особое значение в решении поставленных задач отводится профориентационным мероприятиям. Так, преобладающая установка и наличие склонности к выбранной профессии благоприятно влияют на профессиональное самоопределение. Если таковые отсутствуют, целью становится развитие личности ради себя самой, что приводит к отчуждению от дела, к потере интереса к труду и развитию различных типов личностных деформаций.
Например, при формировании установок будущего педагога важно учитывать его потребности, склонности к профессионально-педагогической деятельности и профессиональную направленность личности в целом, своевременное выявление которых возможно в ходе качественно проведенных диагностической работы и профориентационных мероприятий.
О том, как влияют эти мероприятия, можно судить по следующим фактам. В ходе эксперимента были выявлены уровни профессиональной направленности (далее - ПН) у студентов ГУ-У курсов специальности «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)». После проведенных мероприятий в экспериментальной группе отмечается позитивная динамика: у 22 % студентов фиксируется высокий уровень ПН, основная же масса (78 %) имеет средний уровень ПН. Тогда как изначальная картина диагностики ПН показывает: 14 % имеют низкий, а остальные - средний уровень профессиональной направленности. Эти цифры еще раз убеждают нас в том, что мероприятия подобного характера важно осуществлять в рамках учебно-воспитательного процесса по специальности.
Следовательно, профориентация, профотбор, профинформирование, формирование интереса к профессии не только важны на этапе выбора профессии, но и должны сопровождать процесс профессиональной подготовки и различных форм повышения квалификации. Важнейшим итогом профори-ентационной помощи является содействие конкретному выбору и формирование способности совершать новые выборы. Значит, необходимо постепенно формировать у студента готовность к осуществлению будущей профессиональной деятельности, готовность постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать в деле, а также сформировать отношение к себе как к личности, развивающейся в рамках определенного времени, пространства и смысла.
Список литературы
1. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.
2. Пряжников, Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников. - М. : МГППИ, 1999. - 108 с.
3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. - М. : Московск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 256 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 2-е изд., стер. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2009. - 528 с.
5. Бердяев, Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. -М. : Мысль, 1990. - 220 с.
6. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 496 с.
УДК 330.1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
З. В. Кузнецова, В. И. Дунаева
Статья раскрывает основные направления и условия повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания российской молодежи в современных условиях.
The article opens the main directions and conditions of increase of system effectiveness of military patriotic education of the Russian youth in modern conditions.
При определении основных направлений повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания необходимо: а) исходить из наличия в российском обществе и его военной организации необходимых предпосылок, огромного невостребованного еще потенциала воспитания, патриотизма, достойного служения Отечеству как реальной основы для создания условий для коренного улучшения этой деятельности; б) обеспечить тесную взаимосвязь в процессе воспитания различных, почти не связанных между собой, структур и органов управления воспитательной работой. Эти направления должны быть обусловлены необходимостью преодоления деформированных и негативных сторон воспитания, испытывающего воздействие целого ряда неблагоприятных и даже противодействующих факторов. Наконец, руководители и организаторы воспитательной работы должны иметь все условия, располагать всеми необходимыми средствами для эффективного использования качественно новых форм и методов этой деятельности в целях достижения ее конечного результата. В соответствии с вышеназванными посылками можно выделить следующие основные направления и условия.
Информационно-разъяснительное обеспечение - утверждение патриотизма, конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи, особенно в тесной связи с интересами государства и общества; активное исполь-