УДК 37.048.4
A.B. КРИВОВЯЗЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Рассматривается актуальность проблемы профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экономики. Проанализированы различные трактовки сущности процесса профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного образования. Охарактеризованы особенности профессионального самоопределения старшеклассников, в том числе и мотивационные основы профессионального самоопределения учащихся на экономические специальности. Рассмотрены содержание, формы и методы профильной экономической подготовки старшеклассников. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профильное образование, содержание, формы и методы изучения экономики в старшей школе на профильном уровне.
The article about the difference of professional self-determination process concepts for pupils in conditions of profile education. There are given characteristics of professional self-determination motivation base for economical speciality pupils.
Key words: professional self-determination, profile education, forms and methods of economics study at school profile level.
СУЩНОСТЬ
И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
Выбор профессии - актуальная проблема процесса личностного развития каждого человека. Проблема профессионального самоопределения является актуальной не только в социально-возрастном аспекте, но и в личностном. Правильно сделанный выбор обеспечивает внутреннюю гармонию, душевный комфорт, ощущение своего места в жизни. Выбор профессии и профессиональное становление - это, как правило, длительный процесс, т.к. существует множество внешних и внутренних факторов, определяющих принятие решения. Выбор подразумевает изучение различных, часто противостоящих друг другу альтернатив,
© Кривовязь А.В., 2014
которые юноша или девушка вынуждены анализировать и самостоятельно, и с помощью родителей, друзей, наставников, специалистов. К внешним факторам можно отнести, прежде всего, неопределенность социальных требований, которые предъявляет современное общество к молодежи, а также неясные установки и противоречивые стереотипы, транслируемые в сферу профессионального самоопределения старшеклассников и последующих карьерных достижений.
Одна из возможностей решить сегодня эту проблему - оказать учащимся своевременную педагогическую поддержку, грамотно организуя процесс профессионального самоопределения в старших классах школы.
Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоо-
пределения - личностное, профессиональное и др. Эти виды самоопределений постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому - например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, -но чаще всего происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие.
Характеризуя личностное самоопределение, исследователи делают акцент на поиске личностью своей «внутренней сути». В работах Н.С. Пряжнико-ва личностное самоопределение описывается как нахождение самобытного «образа Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей [6]. Т.М. Буякас предлагает рассматривать личностное самоопределение как преобразование самих себя в новом личностном опыте [1, с. 75-82]. Данные авторы ставят на первое место в личностном самоопределении познание человеком самого себя, благодаря чему он определяет свое собственное отношение к жизни и свое место в ней.
В свою очередь профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала. Изучением проблемы профессионального самоопределения занимались И.С. Кон, А. Маркова, Д. Леонтьев и др.
И.С. Кон считает, что «профессиональное самоопределение» - многомерный и многоступенчатый про-
цесс, который можно рассматривать под разными углами зрения [5]. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда - с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.
Н.С. Пряжников считает, что сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической ситуации), а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения [6, с. 79-84].
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: гностический уровень (перестройка сознания и самосознания) и практический уровень (реальные изменения социального статуса человека)[4].
Таким образом, современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния на личность воздействий окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека. В условиях рыночной экономики осо-
бое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечения конкурентоспособности работника на рынке труда.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требует от старшеклассников уверенности в себе, своих силах и возможностях. По некоторым данным, подростки 12-13 лет значительно чаще, чем младшие дети, думают, что взрослые и сверстники оценивают их отрицательно, их самоуважение несколько снижается. После 15 лет самоуважение снова возрастает, не только компенсируя потери подросткового возраста, но и превосходя уровень самоуважения младших школьников. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников - она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Старшеклассники именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, на свои возможности и спокойствием. Все это, безусловно, связано с формированием «Я-концепции» и необходимостью в самоопределении [5].
Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением, -изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущей деятельностью которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Главным образом их интересуют те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить обра-
зование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.
В возрасте 14-15 лет (выпускники девятого класса) впервые начинает осознаваться проблема профессионального самоопределения. Основной вопрос: «Необходимо сделать выбор, но не знаю, что мне надо?» Подростки в этом возрасте нуждаются в психолого-педагогической и социально-педагогической поддержке, раскрытии перспективы дальнейшего личностного развития, помощи в определении своих жизненных планов. В работе по профессиональному самоопределению необходимо формирование актуального для подростков «информационного поля», развитие навыков и умений целеполагания и планирования, формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
Учащийся десятых классов входит в новый период возрастного развития -юношеский возраст. Старшеклассники в этом возрасте нуждаются в психологической и социально педагогической помощи к вступлению во взрослую жизнь, развитии социального интеллекта, развитии рефлексии, эрудиции. Соответственно работа по профессиональному самоопределению старшеклассников должна включать информирование, обучение методам познания себя (самопознание) и других людей, развитие навыков групповой работы, формирование мотивов самоактуализации.
Отличительной особенностью молодого человека 16-17 лет, перешедшего в 11 класс, является то, что именно в этот заключительный период обучения в школе перед ним стоит сложная задача самоопределения, принятия решения, от которого зависит его будущее. Выпускникам чаще присуще чувство тревоги, нависшей угрозы, в основе которых лежит страх потерять (упустить) шанс самореализации. Поэтому работа по профессиональному самоопределению учащихся в этом возрасте должна включать блок развития уверенности в себе, помощь в напряженный период, связанный со сдачей экзаменов и поступлением либо в высшее, либо в среднее специальное учебное заведение.
МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОФИЛЯ
Первое необходимое условие успешного профессионального самоопределения состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии. Следовательно, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении мотивов старшеклассника.
Обычно мотивы, лежащие в основе профессионального самоопределения, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. Традиционно выделяют пять групп мотивов. Мотивы первой группы выражают потребность в том, что составляет основное содержание профессии. Вторая группа мотивов связана с отражением
некоторых особенностей профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии). Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т.п.). В четвертую группу входят мотивы, выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточным творческим потенциалом, в том, что намечаемый путь и есть «призвание», и т.п.). Мотивы пятой группы выражают заинтересованность человека во внешних, объективно несущественных атрибутах профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление старшеклассников к отдельным «романтическим» профессиям.
Существенное различие указанных групп мотивов состоит в их неодинаковом отношении к объективному содержанию будущей профессиональной деятельности. Мотивы, отнесенные к первой группе, делают близким и нужным человеку наиболее существенное в выбранной профессиональной деятельности, то, в чем состоит ее объективное назначение. Мотивы, входящие в группы со второй по пятую, не связаны столь тесно с основным содержанием деятельности. Они кристаллизуют потребность не столько в собственно деятельности, сколько в различных связанных с нею обстоятельствах. Однако недооценивать роль других групп мотивов нельзя. Их значимость в процессе профессионального самоопределения зависит от того, дополняют ли
они мотив, отвечающий объективному содержанию профессии, или конкурируют с ним. В случаях, когда ведущее положение занимает мотив из второй-пятой групп, старшеклассник испытывает больше сложностей в процессе профессионального самоопределения.
ПРОФИЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
КАК СРЕДСТВО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Проблема профессионального самоопределения требует сознательного и целенаправленного управления через профильное обучение, систему профессиональной ориентации и в ходе профессионального обучения. В первую очередь, профилизация старшей школы направлена на личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников, что подчеркивает значимость, важность и актуальность данного вопроса для общества. Педагогические возможности школы по внедрению профильного обучения позволяют осуществление предпрофильной подготовки со старшеклассниками по выбору профиля обучения, предлагаемого школой, использование часов вариативной части учебного плана для профильной ориентации, согласованность действий с организациями, входящими в образовательный комплекс, корректировку рабочих программ с учетом профилизации обучения. Все эти возможности позволяют в полной мере реализовать профессиональное самоопределение старшеклассников при выборе ими экономического профиля [2].
Содержание экономического курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем введения новых тем и углубленного изучения более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту. Содержание учебного предмета «Экономика» на этапе среднего общего образования может включать решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации, применение математических знаний в экономической сфере, применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях и др.
Важнейшие компоненты экономической подготовленности старшеклассников к выбору будущей самостоятельной профессиональной деятельности в экономической сфере - это интеграция экономических знаний и формирование экономической культуры. Ни одна разновидность культуры в обществе не имеет столько внутренних различий и противоречий, как экономическая культура. Экономическая культура как особая характеристика функционирования экономики страны отражает способ и содержание, уровень и качество, ценностное значение и направленность, конкретные показатели экономической жизни людей.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Поскольку экономическое образование и воспитание школьников является частью общеобразовательной и тру-
довой подготовки, то формы и методы для них во многом общие.
Методы, наиболее часто используемые для профессионального самоопределения старшеклассников в сфере специальностей экономического профиля:
1. Рассказ, объяснение, беседа. Их используют для сообщения учащимся новых экономических знаний, разъяснения содержания и значения экономических понятий, ознакомления с организационно-экономическими основами производства и преимуществами новых форм организации труда в промышленности и сельском хозяйстве. Эти методы используют для разъяснения требований по планированию работ, потребностей в материалах и инструментах, осуществления анализа хода и результатов работы, поиска путей повышения производительности труда и т.д.
2. Учебная демонстрация. Этот метод применяют для раскрытия структуры экономических понятий (себестоимость, производительность труда, интенсификация производства и др.); для отображения эффективности технологических процессов, результативности мер режима экономии; для разъяснения системы планирования, управления производством путем повышения производительности труда, рентабельности производства и т.п. Учебная демонстрация включает в себя показ схем, таблиц, плакатов, видео- и кинофильмов, а также демонстрацию приемов наиболее эффективного выполнения трудовых операций, использования передовых приемов труда и др.
Для закрепления экономических знаний и формирования экономических умений наиболее приемлемы следующие методы:
1. Практические работы, эксперимент, самостоятельные наблюдения (фотографирование и самофотографирование рабочего процесса; хронометраж; наблюдение производственных процессов и приемов выполнения передовыми рабочими технологических операций; наблюдение, сравнение и выяснение причин различной эффективности конечных результатов трудовых действий и т.д.).
2. Решение задач (расчет заработной платы, производительности труда, эффективности применения приспособлений, себестоимости продукции, рентабельности).
3. Работа с цифровым материалом (самостоятельная подборка цифровых данных с последующим их анализом; обработка сведений, собранных во время экскурсии, и составление на их основе графиков, таблиц, диаграмм; анализ цифрового материала для определения эффективности какого-либо экономического мероприятия).
4. Работа с научно-технической и экономической литературой (экономические словари-справочники, «Экономическая газета» и популярная литература по экономическим вопросам); составление схем, графиков на основе прочитанного материала.
Среди всех перечисленных методов несомненное преимущество имеют те из них, которые активизируют познавательную деятельность учащихся в области экономики. Это составление и решение задач с производственным содержанием, анализ конкретных производственных ситуаций, экономический эксперимент, деловые игры и др.
Деловые игры прочно заняли одно из первых мест среди наиболее перспективных методов профессионального самоопределения старшеклас-
сников в сфере специальностей экономического профиля. Деловые игры используются для развития творческого мышления старшеклассников - участников игры, формирования умений и навыков практической деятельности, для повышения интереса к занятиям, активизации восприятия учебного материала и т.д. Наиболее эффективны те из них, которые направлены на формирование экономических ролей. В ролевой репертуар системы деловых игр входят шесть экономических ролей, выделенных А.Д. Карнышевым: предприниматель, производитель, продавец, плательщик налогов, потребитель, покупатель. Для каждой роли, аккумулирующей значение и смысл экономической ситуации, определен ряд целей, реализующих ее функциональное содержание. Например, для роли предпринимателя такими целями являются организация своего бизнеса, обеспечение стартового капитала, формирование приоритетов бизнеса, подбор партнеров и т.п., для роли продавца - выбор и принятие позиции, выявление и удовлетворение запроса клиента, обеспечение объема продаж, достижение признания и т.д. [3].
Самоопределение личности в экономических ролях рассматривается как критерий личностно-ситуативной готовности к экономической деятельности, т.е. как адекватное отражение личностью конкретной экономической ситуации и дальнейшая эффективная ориентация в ней как предварительное личностное овладение си-
туацией. Самоопределение в экономических ролях непосредственно соотносится с профессиональным самоопределением. Именно смысловая установка в ролевом поведении соответствует восприятию человеком ситуации и его ориентации в ней, т.е. позволяет осуществлять профессиональное самоопределение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, основная задача профильного образования - обеспечение условий для реализации интересов, способностей и потребностей старшеклассников. Введение профильного обучения направлено на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута. Экономическое образование - необходимое условие формирования социальных компетенций, вооружение учащихся навыками адаптации к социальным ролям в изменяющейся экономической среде, воспитания ценностных установок в поведении.
Эффективность работы по профессиональному самоопределению учащихся в сфере специальностей экономического профиля обусловлена обеспечением социально-педагогических условий в школе: глубиной содержания, многообразием методов и вариативностью форм организации педагогической поддержки старшеклассников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буякас Т.М. Становление стойкого интереса к профессиональной деятельности // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 2010. № 2.
2. Зеер Э.Ф. Профориентология: Теория и практика. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
3. Карнышев А.Д. Социальная и экономи-
ческая психология: науч.-практ. руководство для бакалавров и магистрантов. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011.
4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Академия, 2004.
5. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.
6. Пряжников Н.С. Направления и методы профессиональной ориентации // Директор школы. 2006. № 2.
УДК 379.85 : 378.1
Д.Г. БЕСЕДИН
КОНЦЕПЦИЯ СТУДИИ НАУЧНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обосновывается необходимость внедрения концепции студии научно-экспедиционного туризма для устойчивого развития туристской дестинации в системе профессионального туристского образования.
Ключевые слова: туристская дестинация, устойчивое развитие, студия, инновационные методы и подходы, профессиональное туристское образование.
The author substantiates the need to introduce the concept of studio of expeditionary and scientific tourism for sustainable development of the tourist destinations in professional education for tourism.
Keywords: tourist destination, sustainable development, studio, innovative methods and approaches, professional education in tourism.
Сегодня в связи с развитием мировых экономических, политических, культурных и социальных систем, а также инноваций во всех областях науки меняется и сам туризм, появляются новые концепции развития туристских дести-наций и туристского продукта. Одной из таких концепций является концепция студии научно-экспедиционного туризма, которая предлагает принципиально новые концептуальные решения устойчивого развития туристских дестинаций в России [1].
© Беседин Д.Г., 2014
Так возникает потребность во внедрении инновационных подходов и методов в области профессионального туристского образования.
Концепция студии научно-экспедиционного туризма как одно из направлений в туристике также нуждается в новых научно-образовательных подходах для ее изучения как в высших учебных заведениях, так и на уровне профессиональной переподготовки кадров.
Известно, что туризм в современном мире реализуется согласно концепции устойчивого развития туриз-