научный журнал
Н.С. Аринушкина
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.,
г. Саратов, Россия
ДИФФУЗНОСТЬ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация: В статье дан исторический экскурс появления системы профориентационной работы в России. Описаны аспекты актуализации проблемного поля самоопределения личности. Рассматриваются компоненты самоопределения личности применительно к формам реализации профориентационной деятельности.
Ключевые слова: выбор профессии, самоопределение, профориентационная работа.
Самоопределение выпускников общеобразовательных учреждений является одним из основных вопросов перспективного профессионального роста и материального благосостояния в будущем. Правильность и точность профессионального выбора личности влияет в последующем на удовлетворенность процессом труда, результаты профессиональной деятельности, способности самореализоваться и творчески подойти к выполнению профессиональных функций, наличия положительного эмоционального настроя, целостного осуществления жизненных планов.
Часто подобный выбор профессии осуществляется по наитию, под влиянием настроения, престижности, поверхностных впечатлений, без учета таких факторов, как запросы рынка труда, индивидуальные физические и интеллектуальные способности, склонность к освоению той или иной профессией. Поэтому часто результатом ошибочного выбора является спутанность жизненных планов, утрата интереса к обучению, последующая профессиональная невостребованность, в эмоциональном плане - утрата позитивной жизненной позиции, сниженные показатели адаптации, незащищенность к проявлениям нестабильности на рынке труда.
Проблема «профессионального самоопределения» имеет долгую историю исследования в отечественной психологии. Исследованию проблемы формирования профессионального самоопределения школьников в отечественной психологической и педагогической науке всегда уделялось большое внимание. Разработка методологических и теоретических основ профориентации представлена в работах П.П. Блонского, Е.А. Климова, Н.Н. Чистякова, С.Т. Шацкого и др. Социальные аспекты профессионального самоопределения личности рассматривались в работах В.М. Архипова, В.Г. Афанасьева, С.В. Кушнир.
научный журнал
Психолого-педагогические проблемы формирования готовности старших школьников к профессиональному самоопределению отражены в работах А.Е. Голомштока, Е.А. Климова, Е.В. и др. Практические исследования в области профессионального самоопределения и профориентации Марковой А.К., Пряжникова Н.С., Чистяковой Н.С., Резапкиной Г.В.
В научной школе Е.А.Климова, «самоопределение» рассматривается через понятие «самоориентирование» учащегося, который выступает в роли субъекта самоопределения. Процесс профессионального самоопределения предполагает поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения [2].
П.Г.Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» [1, С. 12].
В. Франкл рассматриваем процесс поиска смысла через реализацию себя, самоактуализацию. В. Франкл пишет, что «человек должен не выбрать или «изобрести» смысл, а найти путём реализации себя в жизни и деятельности. Обретённый смысл требует от человека своего постоянного осуществления, что ведёт к самоактуализации личности» [2, С.54].
Смысл определяет цель, а цель - это мыслительный ориентир, эталон, желаемый образ будущего. Смысл и цель определяют поведение человека, выступая мотивами и направлениями его деятельности, профессиональной деятельности, в частности.
На современной ситуации профессионального выбора, российский школьник самостоятельно осуществить профессиональный выбор не способен, это, в первую очередь, в связи с тем, что старшеклассник не готов в полной мере осознать реальность будущего, перспективно представить метаморфозы изменений профессии и своего профессионального развития. В этой связи можно говорить о необходимости процесса сопровождения школьника, оказания ему первичной помощи, возможно со стороны взрослого, родителя, педагога, психолога, профессиональных сообществ.
Размытость мотивов развития личности школьника и диффузность самоопределения выступает проблемой как личностно-профессионального выбора каждого отдельного школьника, так и одной из задач государственной политики.
Кадровый резерв и человеческие ресурсы выступают факторами развития экономического потенциала страны. Проблема развития кадрового потенциала является особенно актуальной, при этом вопросы
научный журнал
профессионального самоопределения личности специалиста для инновационной экономики становятся ведущими.
Все это свидетельствует о том, что выбор будущей профессиональной деятельности выпускником общеобразовательного учреждения выступает важнейшим условием успешного вхождения выпускника в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, и, в конечном счете, - благополучия общества в целом и отдельного гражданина, в частности. Поэтому социально-психологическое сопровождение процесса профессионального самоопределения является одним из значимых аспектов работы психологической службы. Одной из значимых прикладных задач является разработка программы психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения учащихся.
В психологическом плане ориентация на карьеру выстраивает логичную согласованную связь между учебной и профессиональной ориентацией, при этом укрепляет и связывает обучение и профессиональную деятельность. Что само собой положительно влияет на процесс личностного профессионального самоопределения. Поэтому западная система профориентационной работы непосредственно направлена на оптанта, помогая ему сформировать качества, необходимые для дальнейшей реализации себя как профессионала, стратегии принятия решений, создавая профессиональную траекторию.
Так, опираясь на пример западной традиции, можно говорить о наличии перехода от эпизодической к непрерывной профориентации, переход от психолого-ориентированного подхода к педагогическому подходу (от тестирования к профессиональным пробам), от внешней поддержки к формированию навыков самостоятельного управления карьерой, от индивидуального консультирования к групповым формам работы и формированию навыков самостоятельной работы. Данный переход позволили расширить ресурсы профессионального самоопределения и перейти к гармоничным условиям всесторонней ориентации личности.
Данные мониторинговых исследований проведенные ОЭСР, Всемирным банком, Европейским центром профессиональной подготовки и Европейским Фондом Образования, акцентируют внимание на исключительной значимости профессиональной ориентации в процессе реализации основных направлений социальной политики государства: «непрерывное образование: предоставление необходимых знаний и навыков, чтобы соответствовать требованиям общества, основанного на научных знаниях и инновациях в условиях экономической глобализации, и обеспечение взаимосвязи между образованием, профессиональной подготовкой и миром труда, развитие рынка труда: сокращение дисбаланса
2017, №2
«Профессиональная ориентация»
научный журнал
Электронный
между спросом и предложением на рынке труда, решение проблемы безработицы и обеспечение мобильности рабочей силы, обеспечение социального равенства и включения в общественную жизнь: реинтеграция обездоленных слоев населения и людей группы риска в сферу образования, профессиональной подготовки и трудовой занятости» [2].
В Советской России была слаженная система профориентационной деятельности, внедрены школьные курсы «Основы производства. Выбор профессии», осуществлялось сетевое взаимодействие «школа - УПК -СПО - производство», проводились внеклассные мероприятия профориентационного содержания, экскурсии. Общественно-полезный, производительный труд, летние трудовые смены и практики помогали советским старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении. Между тем в России с 90-х годов в корне изменилась система профориентационной деятельности.
Таким образом, самоопределение, возможно, рассмотреть в двух смысловых планах: первый - поиск смыла в избираемой профессии, деятельности, так называемое профессиональное самоопределение, второе, - поиск смысла своего существования, развития, выраженное в личностном самоопределении. С целью преодоления диффузности процессов самоопределения молодежи целесообразным является разработка долгосрочных программ, целью которых является создание психолого-педагогических условий для актуализации профессионального самоопределения обучающихся, формирование осознанного выбора профессиональной деятельности.
1. Аринушкина, Н.С. Психологические факторы эффективности деятельности специалистов с различным профессиональным профилем/Н. С. Аринушкина. -М.: Каллиграф, 2016. -100 с.
2. Аринушкина Н. С. Факторы удовлетворенностью жизнью у представителей разных типов профессий/Н. С. Аринушкина//Пензенский психологический вестник. -2016. -№ 2 (7). -С. 87.
3. Пряжников Н. С. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с.
< Natalia Arinushkina
> DIFFUSION OF YOUTH SELF-DETERMINATION AS A J PSYCHOLOGICAL PROBLEM
:: Abstract: The article gives a historical outline of the emergence of the vocational i guidance work system in Russia. The aspects of actualization of the problem field i of a person's self-determination are described. The components of the
< individualsel's self-determination are considered in relation to the forms of career
> guidance implementation.
Библиографический список