ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ С НАЧАЛЬНОГО НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОНЧАРОВА О.Л.
Автором рассмотрены вопросы самоопределения учащихся, проектирования собственной карьеры, факторы, влияющие на этот процесс. В статье освещены принципы педагогической поддержки самоопределения обучающихся.
The author considers questions of selfdetermination of pupils, designing of own career, the factors influencing this process. In article principles of pedagogical support of selfdetermination of the trained are shined.
Актуальность проблемы педагогической поддержки самоопределения личности обусловлена социально-экономическими, социально-политическими и психологическими факторами общественного развития. Проблема педагогической поддержки самоопределения не нова, она решалась по-разному в разное время. Настоящее время актуализирует необходимость пересмотра этой проблемы: в связи с тем, что произошло закрытие, реорганизация, переориентация промышленных предприя-тий, сокращение числа рабочих мест, отмечается падение интереса и престижа рабочих профессий.
Как показывает практика, профессиональное самоопределение большинства обучающихся носит случайный характер, а проектирование собственной будущности происходит под влиянием широкого спектра факторов, имеющих различную значимость для каждого обучающегося. Наблюдается несогласованность между профессиональными намерениями, направленностью интересов, выбором профессии при поступлении в учебное заведение.
Это подтверждают следующие данные Центра социально-профессионального самоопределения молодежи Института содержания и методов обучения РАО: 67 % учащихся 9 и 11 классов (по результатам мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры содержания общего образования различных территорий Российской Федерации) не имеют представлений ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей профессиональной деятельности. Многие из них уповают на случай («как получится»), 27 % считают, что об их дальнейшей трудовой и жизненной карьере позаботятся родители, 4 % опрошенных высказывают предположение, в решении таких важных вопросов им поможет помочь школа.
Результаты исследования Научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИРПО) свидетельствуют о том, что 25 % учащихся начального профессионального образования прерывают учебу, так и не получив профессию. Около 80 % обладателей дипломов о профессиональном образовании работаю не по специальности, указанной в дипломе, а 42 % «изменяют» своей профессии уже в первые два года после окончания учебного заведения.
Анкетирование проведенное в ГОУ СПО Политехническом колледже № 31 в группах начального профессионального образования дали следующие результаты: 50 % - после окончания школы сразу выбрали будущую профессию, 50 % - была полная уверенность в выборе профессии; 25 % - на выбор профессии повлияли родители; 15 % - выбор профессии связан с
профессиями родителей; 10 % - на выбор профессии повлияли друзья, знакомые; 5 % - в выборе сферы деятельности роль сыграли средства массовой информации; 10 % - на выбор сферы образования повлияла территориальная близость места будущей учебы; 10 % - выбор профессии произошел под влиянием случайных факторов.
В 2007 году из 180 человек закончивших ГОУ СПО Политехнический колледж № 31 по первой ступени - начального профессионального образования только 40 % продолжили обучение в колледже по второй ступени - среднего профессионального образования.
Выше приведенные данные свидетельствуют о низком качестве подготовки учащейся молодежи к выбору профессии, приводящая к тому, что большинство выпускников профессиональных учебных заведений не работают по специальности, которую они получили в колледже. Большой процент старшеклассников нуждаются в профориентационной помощи после окончания школы, особое внимание необходимо обратить на обучающихся, которые получили начальное профессиональное образование и стоят перед выбором дальнейшего профессионального пути.
Исходя из выше приведенных данных можно сделать вывод о том, что необходима педагогическая поддержка самоопределения обучающихся при переходе с начального профессионального образования на среднее.
В нынешних условиях на первый план выходит особый вид деятельности педагога - педагогическая поддержка. Научное обоснование этой инновационной концептуальной идеи связаны с именами Ш.А. Амонашвили, О.С. Газмана, Н.Б. Крыловой, Н.Н. Михайловой, А.В. Мудрика и др. Многие исследователи продолжают разрабатывать эту проблему в следующих аспектах как:
- новый методологический подход в образовании, альтернативу авторитарному воспитанию (В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков);
- принцип педагогической деятельности (Е.А. Александрова, В.П. Бедерханова, С.М. Юсфин);
- методика оказания помощи (Т.В. Анохина, Ф.И. Кевля, Н.Н. Михайлова, Т.В. Фролова, И.Ю. Шустова);
- технологию разновозрастного взаимодействия (Л.В. Алиева, А.В. Волохов, И.Д. Демакова,
О.М. Кодатенко, Н.Ю. Кунакова, Т.Г. Курганова, П.А. Эльканова, И.С. Якиманская и др.).
Педагогическая поддержка, по мнению О.С. Газмана, - особая сфера педагогической деятельности, превентивная и оперативная помощь в развитии и содействие саморазвитию личности, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением.
Сочетание слов «педагогическая поддержка» достаточно широко используется при обозначении самых разных педагогических, психологических и социальных феноменов. Педагогическая поддержка наряду с обучением и воспитанием, является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития личности. Для обучения и воспитания важно, чтобы человек научился владеть культурой, а для педагогической поддержки важно, чтобы человек научился владеть собой, учился становиться хозяином собственной жизни, т.е. умеющим заботиться, устраивать, применять и использовать собственную жизнь по своему усмотрению. Педагогическая поддержка не противостоит обучению и
воспитанию, а дополняет их, усиливает их эффективность, поскольку служит связывающим звеном для возникновения самовоспитания и мотивированного учения.
Н.Б. Крылова подчеркивает, что педагогическая поддержка - это педагогический метод, особая практика педагога, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется в процессе его диалога и взаимодействия. Она всегда предполагает самоопределение личности в ситуации выбора и последующего самостоятельное решение им своей проблемы. Педагогическая поддержка - деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции.
С.Н. Чистякова считает, что реализующий поддержку самоопределения педагог, не может не иметь собственного опыта самоопределения и необходимого уровня личностного (психологического) здоровья, для него (или им самим) должна быть создана благоприятная среда партнеров по работе, чтобы поддержка как оппозиционная категория педагогики не воспринималась как оппозиционная деятельность человека, осуществляющего эту поддержку, ему не обойтись без необходимого уровня социально-образовательных ресурсов (социальные контакты с коллегами по работе, врачами, психологами, юристами на реальных рабочих местах; библиотека, медиатека, Интернет; материальные ресурсы).
Предметом педагогической поддержки профессионального самоопределения является зрелость учащегося (личностная, нравственная, гражданская), интегральные характеристики его психологического и психосоматического здоровья.
Педагогическая поддержка реализует потребность общества в построении такого образования, при котором каждый сможет освоить и овладеть механизмами самоопределения и самореализации. Осознанный выбор - одно из важнейших условий развития личности молодого человека, его самореализации в жизни, успешного построения жизненной и профессиональной карьеры.
В ГОУ СПО Политехническом колледже № 31 педагогическая поддержка обучающихся основывается на следующих принципах:
- согласие обучающегося на помощь;
- развитие личностных качеств обучающихся, способствующих жизненному, личностному, профессиональному самоопределению;
- признание права личности обучающегося на выбор сферы приложения своих сил и уровня собственных достижений;
- педагогическая поддержка личности обучающегося, ориентированная на повышение готовности обучающихся к ситуации социально-профессионального самоопределения;
- педагогическое сопровождение обучающихся на всех этапах;
- профессиональная компетентность;
- конфиденциальность.
В качестве этапов педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся в ГОУ СПО Политехническом колледже № 31 рассматриваются следующие:
- пропедевтический - на этом этапе обучающиеся получают информацию о мире профессий, об особенностях той или иной профессии, о важности выбора профессии, работа проводится в виде профориентационных занятий, лекций, групповых дискуссий, бесед;
- диагностический - на этом этапе определяется готовность обучающихся к профессиональному самоопределению. Здесь рассматриваются следующие критерии и показатели готовности к профессиональному самоопределению;
- когнитивный критерий, включающий следующие показатели: знания о профессиях, о своих профессионально важных качествах, о вариативных путях профессионального самоопределения;
- мотивационно-ценностный критерий, показателями которого являются: положительное отношение к профессиональной карьере, адекватное отношение к себе как к субъекту профессионального самоопределения, творческое отношение к деятельности, способствующей профессиональному самоопределению, оценочные суждения своих действий на различных этапах деятельности, оценка оригинальных вариантов решений, их достоинств и недостатков;
- деятельностно-практический критерий, включающий следующие показатели: способность к самореализации, пробе сил, ориентация на творчество, творческое самовыражение, стремление к освоению новых технологий, способов деятельности, способность найти про-фессионалов-консультантов, способность к самосовершенствованию, используются следующие методики: «Карта интересов», «Ориентировочная анкета», «ДДО» Е.А. Климова, «ОПГ», «Мотивы выбора сферы трудовой деятельности», «Образ будущего», «Словарь профессий», «Изучение статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбель и др. Также проводится анкетирование, диалогические беседы.
Перечисленные выше методики дают возможность определить учащихся с низким, средним и высоким уровнями готовности к профессиональному самоопределению.
Низкий уровень представляют обучающиеся, которые не имеют представление о своей будущей профессиональной деятельности, выбор профессии осуществлялся ими под влиянием случайных факторов, у них слабо развита мотивационная основа выбора профессии, нет положительного активного отношения к ситуации выбора профессии, они не определяют свою ближайшую профессиональную перспективу и не заинтересованы в развитии своих потенциальных возможностей.
Средний уровень представляют обучающиеся, которые имеют неясное представление о своей будущей профессиональной деятельности, у них неокончательно сформирована мотивационная основа выбора профессии, имеют нечеткие намерения о своей ближайшей профессиональной перспективе, они не до конца заинтересованы в развитии своих потенциальных профессиональных возможностей.
Высокий уровень представляют обучающиеся, которые имеют представление о своей будущей профессиональной деятельности, заинтересованы в развитии своих потенциальных профессиональных возможностей.
На профконсультационном этапе с обучающимися проводятся индивидуальные, групповые консультации профессионального и общего характера, которые дают возможность решить проблемы обучающихся связанные с профессиональным самоопределением. В ходе консультаций у учащихся формируется взаимодействие с педагогом-психологом, формируется готовность постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать в будущем.
На основном этапе проводятся психологические тренинги, профессиональные игры, профориентационные занятия, всевозможные активизирующие опросники, которые дают
возможность учащимся приобрести необходимые знания, умения, навыки для адекватного выбора будущей профессии, развивать профессиональную зрелость, формируя при этом профессиональное самоопределение. Здесь используются следующие средства:
- психологический тренинг профессиональной направленности личности;
- психологический тренинг межличностного роста;
- тренинг общения;
- занятия по развитию профессиональной зрелости;
- игра «Угадай профессию»;
- игра «День из жизни профессионала»;
- игра «Профконсультация: планирование жизненного пути»;
- активизирующий опросник «Будь готов!»;
- активизирующий опросник «Личная профессиональная перспектива».
На завершающем этапе обучающимся оказывается педагогическая поддержка, с помощью психолого-педагогического сопровождения, сотрудничества, помощи, которая дает возможность планировать свой профессиональный путь и успешно продвигаться в реализации намеченного профессионального плана при переходе с начального профессионального образования на среднее профессиональное образование. Таким образом, осуществляется педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся при переходе с первой ступени обучения (начального профессионального образования) на вторую ступень (среднего профессионального образования).
Педагогическая поддержка профессионального самоопределения индивидуальна, направлена на конкретного обучающегося, но при этом предполагает процесс совместного с ним преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достичь результатов.
Таким образом, главная задача при реализации средств педагогической поддержки - устранение препятствий или отклонений, мешающих самостоятельному продвижению в воспитании, обучении и саморазвитии для того, чтобы каждый из обучающихся в будущем мог для себя создать ситуацию успешности в жизненном, личностном, профессиональном плане.
Библиографический список
1. Беркутова Д.И. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников - Ульяновск: УлГПУ, 2006.
2. Предмет «Технология», профильное обучение - средства педагогической поддержки самоопределения подростков. Из опыта экспериментальной работы/ Научно-практические материалы/ Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева - М.: ИОСО РАО, 2004.
3. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Методическое пособие/ Под ред. Чистяковой С.Н., Журкиной А.Я. - М.: ИОСО РАО, 1997.
4. Материалы научно-практической конференции молодых ученных «Контроль знаний и умений как основа повышения качества образования», М.: ИСМО РАО, 2007.
5. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи: становление и развитие методологии и практики: материалы II Всероссийской научно-практической конференции [Тест] / Под общ. ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Издательство МЭСИ, 2008.
7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
8. Самоопределение учащейся молодежи в профильном обучении: становление и развитие проблемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / Под общ. ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Издательство МЭСИ, 2007.
9. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. Учебнометодическое пособие. М.: ЦГЛ, 2004.
10. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.