Гэрбачев В.В. К проблеме формирования социально-профессиональной мобильности в условиях высшей школы
В.В. Горбачев
Горбачев Владимир Викторович — начальник курса факультета заочного обучения Нижегородской академии МВД России
E-mail: [email protected]
К проблеме формирования социально-профессиональной мобильности
в условиях высшей школы
Социально-профессиональная мобильность является выражением системы доминирующих ценностносмысловых отношений будущего специалиста к себе, социокультурному окружению и своей деятельности, определяющей готовность молодого человека стать субъектом собственной жизни.
Social and professional mobility is the realization of the system of prevailing valuable and notional attitude of a future specialist to himself, his social and cultural surroundings, personal activity which determines the willingness of the specialist to become his own life’s agent.
Вопрос учета актуальных требований общественного развития к профессиональным, личностным, социальным качествам выпускника вузов всегда находится в зоне особых интересов педаго-гов-исследователей, «на кончике пера» современной педагогической науки и практики.
Современное общество — это сложная система, которая с каждым годом становится все более открытой, изменчивой, динамичной. Успешность жизни молодого человека в ней определяется, в первую очередь, не стабильной, раз и навсегда освоенной совокупностью знаний и умений, а способностями к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, основанными на чутком восприятии перемен и активной адаптации к ним.
Сегодня, как никогда прежде, профессиональное образование должно быть направлено на формирование менталитета людей как творцов своей судьбы, в том числе владельцев, распорядителей основной своей собственностью-образованностью и социально-профессиональной компетентностью.
Для характеристики динамичного положения личности в изменчивом мире мы используем термин «мобильность», который может одновременно трактоваться и как общественный феномен (социологический подход)1, и как индивидуально-личностное образование (психолого-педагогический подход)2.
Само понятие мобильности связано, прежде всего, с характеристикой движения, как физического, так и метафорически-социального, психологического, экономического.
Применительно к сфере высшего образования гораздо более исследован феномен профессиональной мобильности, под которым понимается способность выпускника отвечать изменяющимся потребностям профессиональной сферы, активно добывать новые знания, умения, развивать компетенции3. Основным средством приобретения
профессиональной мобильности является такое построение образовательного процесса, в основе которого лежит возможность активного участия студента в выборе образовательного маршрута. Приобретая опыт перспективного видения возможностей трудоустройства, соотнесения требований профессиональной сферы с собственными ресурсами и потенциалами, реализуя этот опыт в конкретных решениях, выпускник приобретает способность к профессиональной мобильности, которая будет развиваться и за рамками обучения в вузе4.
Однако, на наш взгляд, сегодня уже недостаточно говорить только о профессиональной мобильности. Сообразуясь с реалиями российского и зарубежного рынка труда, необходимо расширить это понятие до категории социально-профессиональной мобильности.
Социальная составляющая этого феномена акцентирует наше внимание на личностных качествах выпускника, позволяющих ему эффективно строить взаимодействие с окружающими людьми, проектировать собственное личностное развитие в профессиональной сфере.
Можно, наверное, говорить о том, что введение термина «социально-профессиональная мобильность» предполагает несколько иной взгляд на процесс профессионального образования:
— профессиональная мобильность предполагает активное приспособление личности к профессии, что само по себе уже хороший образовательный результат;
— но социально-профессиональная мобильность выражается в видении индивидом задачи наиболее полной личностной самореализации как стратегической цели жизни. В этом случае профессиональная сфера становится одним из пространств ее достижения. Итогом — не максимальная профессиональная успешность, а такое профессиональное функционирование, которое обеспечит максимальную личностную успешность5.
интегряция правовой науки и высшего юридического обрязовяния
(дидяктический яспект)
Однако, вместе с тем, социально-профессиональная мобильность является скорее внешним выражением системы доминирующих ценностно-смысловых отношений будущего специалиста к себе, социокультурному окружению и своей деятельности, определяющей готовность молодого человека стать субъектом собственной жизни. Эту систему мы предлагаем обозначить как субъектную профессионально-личностную позицию.
В этом случае становится ясно, что средства, связанные с потенциалами профессионального образования, должны быть серьезно дополнены воспитательной составляющей. Интегративным средством формирования субъектной профессионально-личностной позиции, одним из выражений и результатов которой является социально-профессиональная мобильность, мы считаем профессиональное воспитание.
Мы рассматриваем профессиональное воспитание личности с позиций ресурсного подхода как управление системной совокупностью ресурсов личности, педагога и окружающей среды для создания оптимальных условий приобретения воспитанником субъектности и реализации ее в деятельности.
Воспитание профессионала тесно связано с его личностным развитием. Личное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Таким образом, профессиональное воспитание — всегда часть воспитания социального. С другой стороны, воспитание профессионала есть «приращение» к психике человека, ее обогащение новым опытом, то есть профессиональное воспитание личности тесно связано с ее психологическим становлением.
Профессиональное воспитание всегда осуществляется под воздействием макро- и микросфер, окружающих человека, и подчиняется изменениям, происходящим в этих сферах.
Наиболее способствуют профессиональному воспитанию такие личностные черты, как следование профессиональной этике, индивидуальная социальная ответственность, внутренний локус контроля (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешний обстоятельствах), смыслотворчества, внутренняя диалогичность, адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма6.
Исходя из этих положений в практической деятельности вузов необходимо найти наиболее эффективные пути и способы профессионального воспитания, нацеленного на развитие способностей студентов к социально-профессиональной мобильности.
Основными направлениями нашего поиска являются следующие:
— содействие активной адаптации студентов младших курсов к социокультурной среде вуза: внедрение комплексной образовательной программы, включающей учебный (например,
проведение факультативной дисциплины «Учись учиться», методическое сопровождение самостоятельной работы студентов) и внеаудиторный (воспитательно-развивающие программы, адаптивные тренинги и др.) компоненты;
— обеспечение вариативности содержания образовательной деятельности студентов и возможностей реализации субъектности в построении образовательных маршрутов. Реализуется через несколько форм: наличие реальной альтернативности дисциплин по выбору; возможностей изучать ряд специальных разделов основной образовательной программы факультативно; внедрение дополнительных локальных образовательных программ с приглашением ведущих специалистов российских и зарубежных вузов;
— стимулирование участия студентов во внеучебной деятельности, которая строится на учете интересов студентов, традициях воспитательной деятельности вузов, понимании потребностей региона, в котором функционирует вуз. Данная деятельность предполагает продвижения студента от субъекта внеаудиторной активности в вузе к субъекту социальной деятельности в регионе. Внеучебная деятельность реализуется посредством организации комплексных ключевых дел в вузе, деятельности студийных объединений студентов; организацию социальных в регионе;
— обеспечение возможностей самореализации в инициативной научно-исследовательской деятельности. Студенты под руководством опытных преподавателей получают возможность участия в различных по содержанию научных конкурсах, грантах федерального, регионального, городского уровней, выставках и конференциях молодых исследователей, предметных олимпиадах7.
По сути, необходимо создать в вузе открытое пространство для развития, трансформирующегося в саморазвитие; для обучения, которое преобразуется в самообразование; для воспитания, итогом которого становится самореализация личности студента. Наша конечная цель — построение гуманистического воспитательного сообщества, косвенно и опосредованно влияющего на каждого из своих членов, обеспечивающего ему приобретение опыта полнокровной и успешной жизни.
Примечания
1. См.: Фролов С.С. Социология. М., 1994.
2. См.: Зновенко Л.В. Развитие академической мобильности студентов педагогического вуза в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2008.
3. См.: Игошев Б.М. Профессиональная мобильность учителя: организационно-педагогический аспект // Известия Уральского гос. ун-та. 2008. № 56. С. 34—40.
4. См.: Климов В.А. Психология профессионала. М., 2003.
5. См.: Посухова О.Ю. Тенденции профессиональной мобильности в современном российском обществе //
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2013, № 22
71
Горбачев В.В. К проблеме формирования социально-профессиональной мобильности в условиях высшей школы
Горбачев В.В. К проблеме формирования социально-профессиональной мобильности в условиях высшей школы
Материалы XIII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». 2006. Т. I. С. 203—205.
6. См.: Середа В.А., Степанова И.А. Внеучебная воспитательная деятельность и формирование профессио-
нальной мобильности студентов // Педагогическое образование и наука. 2008. № 10. С. 80—84.
7. См.: Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза. Волгоград, 2004.
A.H. Лушин
Лушин Александр Николаевич — доцент кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД
России, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Традиции в образовательном процессе Нижегородской академии МВД России
В статье рассматривается содержание и значение педагогических традиций, сложившихся в образовательном процессе Нижегородской академии МВД России.
Тема, избранная автором для размышлений о традициях в профессиональном образовании, может показаться скучной и неинтересной: мы и так почти все знаем, сами учились, все видели и все слышали. Знаем, что есть лекции, семинары, практические занятия. Но как говорится в поговорке: знаем все — да не все! Когда-то в нашем вузе проводили рейтинговые опросы курсантов, чтобы установить уровень восприятия качества труда преподавателей, и при этом становилось ясно, почему одни и те же имена находятся в первой десятке, а другие имена остаются в нижних строках рейтинговой шкалы.
Конечно, субъективизм здесь присутствовал, но в дальнейшем автору этих строк приходилось разговаривать по душам с нашими выпускниками, и они объясняли, почему, например, всегда в верхнем созвездье находится имя профессора Севира Павловича Голубятникова или иные достойные имена. Некоторые полагают, что рейтинг может зависеть от интереса к учебной дисциплине либо от личности педагога. Давайте представим себе кувшин, который наполняется водой до самого края. Кувшин может быть просто глиняным или даже золотым. Но вот он наполнился, и что далее? Так и преподаватель наполнил знаниями мозг ученика. Но знания без их реализации мертвы. Вода в кувшине может стухнуть. Поэтому в нашем вузе всегда традиционно обращалось внимание на то, что преподаватель должен выступать не в роли наполнителя знаниями, но, скажем образно, быть факелом, который зажжет умы своих учеников.
Истинный педагог, чувствующий в себе призвание быть таковым, работает именно по принципу
In the article considered the conteints and signifance of the pedagogical traditions in education in Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Interior of the Russian Federation.
дать своим ученикам понимание того, что знания должны постоянно работать. Вообще, традиционно в нашей академии система профессионального образования строится вокруг талантливого педагога, который не просто передает набор определенных знаний, но и активно воздействует на личность обучаемых. Вот такой концепцией обучения (проблемно-деятельностного) можно определить подход к традициям образовательного процесса нашего учебного заведения.
Другая традиция, которая должна быть осмыслена нами сейчас, состоит в том, что профессиональное образование, получаемое в нижегородском вузе МВД, всегда неотрывно от общей гуманистической культуры и гуманистического образования. Даже в период идеологического давления на систему высшего образования в нашем вузе не приветствовались авторитарные стили преподавания учебных дисциплин. Кстати, сугубо прагматический и функциональный подход к обучению, свойственный, например, некоторым западным педагогическим школам, в нашем вузе также отсутствовал, а традиционно существовала составляющая создания творческой личности, которая использует полученные знания во благо общественной пользы. Педагогами нашего учебного заведения всегда поддерживался традиционный личностно-ориентированный подход к личности обучаемого не как к объекту, а как к субъекту образовательной деятельности.
В настоящее время происходят серьезные изменения всей системы высшего профессионального образования. Сейчас много говорят об инновационном развитии образования, о приоритетах