Гэрбачев В.В. К проблеме формирования социально-профессиональной мобильности в условиях высшей школы
Материалы XIII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». 2006. Т. I. С. 203—205.
6. См.: Середа В.А., Степанова И.А. Внеучебная воспитательная деятельность и формирование профессио-
нальной мобильности студентов // Педагогическое образование и наука. 2008. № 10. С. 80—84.
7. См.: Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза. Волгоград, 2004.
А.Н. Лушин
Лушин Александр Николаевич — доцент кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД
России, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Традиции в образовательном процессе Нижегородской академии МВД России
В статье рассматривается содержание и значение педагогических традиций, сложившихся в образовательном процессе Нижегородской академии МВД России.
Тема, избранная автором для размышлений о традициях в профессиональном образовании, может показаться скучной и неинтересной: мы и так почти все знаем, сами учились, все видели и все слышали. Знаем, что есть лекции, семинары, практические занятия. Но как говорится в поговорке: знаем все — да не все! Когда-то в нашем вузе проводили рейтинговые опросы курсантов, чтобы установить уровень восприятия качества труда преподавателей, и при этом становилось ясно, почему одни и те же имена находятся в первой десятке, а другие имена остаются в нижних строках рейтинговой шкалы.
Конечно, субъективизм здесь присутствовал, но в дальнейшем автору этих строк приходилось разговаривать по душам с нашими выпускниками, и они объясняли, почему, например, всегда в верхнем созвездье находится имя профессора Севира Павловича Голубятникова или иные достойные имена. Некоторые полагают, что рейтинг может зависеть от интереса к учебной дисциплине либо от личности педагога. Давайте представим себе кувшин, который наполняется водой до самого края. Кувшин может быть просто глиняным или даже золотым. Но вот он наполнился, и что далее? Так и преподаватель наполнил знаниями мозг ученика. Но знания без их реализации мертвы. Вода в кувшине может стухнуть. Поэтому в нашем вузе всегда традиционно обращалось внимание на то, что преподаватель должен выступать не в роли наполнителя знаниями, но, скажем образно, быть факелом, который зажжет умы своих учеников.
Истинный педагог, чувствующий в себе призвание быть таковым, работает именно по принципу
In the article considered the conteints and signifance of the pedagogical traditions in education in Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Interior of the Russian Federation.
дать своим ученикам понимание того, что знания должны постоянно работать. Вообще, традиционно в нашей академии система профессионального образования строится вокруг талантливого педагога, который не просто передает набор определенных знаний, но и активно воздействует на личность обучаемых. Вот такой концепцией обучения (проблемно-деятельностного) можно определить подход к традициям образовательного процесса нашего учебного заведения.
Другая традиция, которая должна быть осмыслена нами сейчас, состоит в том, что профессиональное образование, получаемое в нижегородском вузе МВД, всегда неотрывно от общей гуманистической культуры и гуманистического образования. Даже в период идеологического давления на систему высшего образования в нашем вузе не приветствовались авторитарные стили преподавания учебных дисциплин. Кстати, сугубо прагматический и функциональный подход к обучению, свойственный, например, некоторым западным педагогическим школам, в нашем вузе также отсутствовал, а традиционно существовала составляющая создания творческой личности, которая использует полученные знания во благо общественной пользы. Педагогами нашего учебного заведения всегда поддерживался традиционный личностно-ориентированный подход к личности обучаемого не как к объекту, а как к субъекту образовательной деятельности.
В настоящее время происходят серьезные изменения всей системы высшего профессионального образования. Сейчас много говорят об инновационном развитии образования, о приоритетах
инноваций. Против этого трудно возразить. Но следует подчеркнуть, что будет явной халатностью потерять уже проверенные временем и результатами хорошие и эффективные традиции. Под традиционной формой образования мы обычно понимаем устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения. Традиционное обучение предполагает открытое общение преподавателя и курсантов (например, лекция в некоторых вариантах); постоянный контроль со стороны преподавателя за учебной деятельностью курсантов и слушателей, а также определенный контроль усвоения учебного материала, совмещенный с явной творческой составляющей (например, семинарское занятие). Традицией нашего вуза является также то, что наиболее активные и успевающие курсанты с целью расширения знаний, умений и навыков начинают заниматься в научных кружках, что позволяет им в дальнейшем более успешно учиться.
Сторонники инновационных идей иногда говорят о некоей пассивности и консерватизме традиций в образовательном процессе. Конечно, традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер, то есть оно ориентировано на передачу в готовом виде знаний и определенного порядка действий для последующего воспроизводящего усвоения. Но это никоим образом не означает пассивного подхода к обучению. Специалисты в области современной отечественной педагогики подсчитали, что в вузовском образовательном процессе около 80% составляют традиции, а почти 20% — инновации. Это не означает того, что профессорско-преподавательский состав держится за старое, наоборот, это подтверждает, что традиции в образовательном процессе имеют непреходящее значение, которое невозможно недооценить.
Когда мы размышляем о новых ценностях образования, не следует забывать о том, что в стенах нашего учебного заведения бережно сохраняется традиция уважительного отношения к личности курсантов и слушателей. Таким образом, можно утверждать, что профессиональное образование, получаемое обучаемыми в нашем вузе, зиждется на культурных приоритетах. Здесь речь мы ведем не просто об общей культуре будущих сотрудников органов внутренних дел, а о формировании через традиционное обучение основ правовой культуры и правосознания, позволяющих грамотно оценивать и анализировать юридические факты с позиций специалиста. Даже чисто гуманитарные учебные дисциплины направлены в практическую сферу, что для вуза системы МВД России является также традицией.
Большинство кафедр нашей академии в настоящее время осуществляют постоянное целенаправленное взаимодействие с практическими работниками органов внутренних дел, судебным департаментом, органами прокуратуры, то есть привлекают их к учебному процессу во время проведения семинарских и практических занятий. Более того, в учебном процессе заметна роль выпускни-
ков нашего вуза, которые уже достигли определенных успехов в служебной деятельности и которые, помня свое обучение, соединяют с полученными знаниями практический опыт. По сложившейся многолетней традиции на ряде кафедр используют в учебном процессе участие специалистов такого рода. Можем ли мы отказаться от такой традиции в образовательном процессе? При всех инновационных подходах, чем мы сумеем заменить эту полезную форму образовательной деятельности в вузе, который готовит специалистов в области правовой защиты экономических интересов России?
Когда-то в 1999 году мы подготовили для МВД России ряд предложений, исходя из педагогического опыта нашего учебного заведения, и указали на то, что у курсантов и слушателей при традиционном подходе к процессу обучения обоснованно возникает заинтересованность в серьезном изучении и освоении учебного материала. При этом мы обращали внимание на то, что традиционный подход к образовательному процессу достаточно активен, так как предполагает развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать поставленные задачи.
Все критические замечания по поводу консервативности и пассивности традиций в образовательном процессе нашего учебного заведения, которые могут возникнуть у сторонников инноваций, надо внимательно рассматривать. Но уже в 1990-е годы учебный процесс был предельно интенсивным, насыщенным мозговыми штурмами, деловыми играми, тематическими дискуссиями, интеллектуальными разминками и так далее. На семинарских и практических занятиях курсантам предлагалось под руководством преподавателей смоделировать те или иные ситуации, возникающие в правоохранительной и правоприменительной деятельности. Приведу пример, когда курсантам были предложены варианты обыска в квартире, в которой находились либо маленький ребенок в кроватке или тяжелобольной пожилой человек. Наиболее реалистично создавалась напряженная ситуация, в которой должны были действовать сотрудники органов внутренних дел: например, протест родителей ребенка, близких родственников парализованного старика, возмущение свидетелей, являющихся соседями по лестничной клетке. Усилия курсантов на основе полученных и осмысленных знаний были максимально направлены на позитивное решение служебных задач, когда надо было либо обнаружить наркотические вещества или оружие, либо документы, обличающие хозяев квартиры в преступной деятельности.
Активному развитию познавательных процессов помогает разъяснение значения инициативного отношения к своей будущей профессиональной деятельности, одобрение оригинальных (нешаблонных) решений, предложенных курсантами. Таким образом, использование деловых игр в различных вариантах давно является позитивной традицией в
Лушин А.Н. Традиции в образовательном процессе Нижегородской академии МВД России
Лушин А.Н. Традиции в образовательном процессе Нижегородской академии МВД России
образовательном процессе нашего учебного заведения, направленной на становление и формирование выпускника-специалиста.
Размышляя о традициях в образовательном процессе нашего вуза, следует отметить, что сложились методы формирования профессиональной направленности личности курсанта с учетом требований их будущей профессиональной деятельности. Мы уже упоминали о моделировании возможных ситуаций, когда интерес к профессии начинает вызывать у курсантов стремление в процессе обучения проверить свои возможности на основе полученных знаний и навыков. В стенах нашей академии уже традиционно формирование профессиональных интересов достигается также привлечением курсантов к углубленному изучению теоретических и практических вопросов, к изготовлению различных пособий, которые затем в учебном процессе при рассмотрении определенных тем позволяют пробудить интерес к предмету у однокурсников. Можно привести конкретные примеры, которые подтверждают результативность такого традиционного подхода к освоению учебных дисциплин.
В качестве другой традиции, которая всемерно поддерживается профессорско-преподавательским составом, следует указать формирование у курсантов профессионального мышления. Конечно, курсантам целенаправленно даются необходимые знания, но творческий подход к решению профессиональных задач предполагает не просто механическое использование этих знаний, но и быстрый анализ самой ситуации, оценку имеющейся информации и правильный выбор ее применения для выполнения задачи. На всех кафедрах нашей академии разработаны авторские программы, позволяющие курсантам обобщать, анализировать, оценивать материал и прогнозировать развитие учебных ситуаций, близких к реалиям правоохранительной деятельности.
Как уже укоренившаяся в нашем вузе традиция должно быть признано регулярное проведение в течение 20 лет в рамках образовательной деятельности различными кафедрами предметных олимпиад (например, по теории государства и права или по философии), тематических викторин и диспутов, брейн-рингов, ежегодного конкурса служебного этикета сотрудников органов внутренних дел. Участие курсантов в названных мероприятиях образовательного характера значительно влияет на поддержку познавательного интереса к тем или иным учебным дисциплинам, формирует стремление при подготовке к семинарским занятиям более продуктивно использовать приобретенные знания.
Важной традицией в образовательном процессе нашей академии следует назвать создание авторских учебных программ, курсов лекций, учебных пособий и методических разработок. В фондах каждой кафедры можно обнаружить многочисленные работы подобных жанров, изданные еще в 1980—1990 годы, которые эффективно использовались в учебном процессе. Эта традиция не только
продолжается сегодня, но в образовательном процессе прочно заняла достойное место. Авторы не выступают в данном случае конкурентами ведущих ученых и творческих коллективов, создающих так называемые базовые учебники для юридических вузов, но в своих работах на основе практического и педагогического опыта и профессиональной направленности вуза они развивают идеи конкретной подготовки будущего специалиста в области правоохранительной деятельности.
К несомненной традиции нашего вуза следует отнести преемственность в содержании и методах обучения, направленных на формирование системы целей и мотивов, которые находятся между собой в определенной связи. Наш профессорско-преподавательский коллектив, определяя основные линии учебной деятельности вуза, выявляет доминирующие мотивы и затем формирует устойчивый интерес к изучению дисциплин, а это в свою очередь позволяет формировать личность курсанта с определенными профессиональными (волевыми) качествами. Если спросить преподавателя, отдавшего процессу обучения достаточное количество лет, то он приведет конкретные примеры из своей педагогической практики. Недавно у автора этих строк состоялась беседа с нашим выпускником, который раскрыл одно весьма нашумевшее уголовное дело, и в беседе он подчеркнул такой момент, что благодаря учебным традициям вуза в части именно формирования мотивации на профессиональное обучение выпускники в своем большинстве выходят специалистами, подготовленными к практической правоохранительной деятельности.
Представляется, что при сохранении традиций в образовательном процессе и адаптации их к современным требованиям, предъявляемым к организации эффективной борьбы с экономической преступностью, можно вести речь о научном формировании эволюционного подхода к развитию профессионального образования в вузах системы МВД. Интенсивное вытеснение инновационными методами традиционных форм обучения может отрицательно повлиять на то, что мы постепенно утратим богатейший педагогический опыт, накопленный вузами за долгие годы учебной деятельности. Следует помнить, что традиции в образовательном процессе Нижегородской академии МВД России — это, прежде всего, значимая часть общей культуры вуза, которая позволяет сегодня комплексно и целенаправленно формировать личность сотрудника органов внутренних дел, ориентированную на активную борьбу с преступностью.
Поэтому педагогический коллектив нашего учебного заведения, внимательно отслеживая современные информационные потоки в области профессионального образования, сохраняет ценность традиций, сочетая их с преобразованиями в политическом и экономическом развитии общества. Это можно, например, прокомментировать кафедральной деятельностью по созданию учебно-методических комплексов дисциплин,
отражающих специализации подготовки сотрудников органов внутренних дел и включающих как традиционные, так и инновационные формы обучения. Конечно, учебно-методический комплекс, составленный в начале 2000-х годов, значительно отличается от современного, в том числе и применением инновационных подходов к обучению, но ценность самого комплекса остается бесспорной для образовательного процесса. Вместе с тем, автор обращает внимание на такую традиционную форму работы, какой является инициативная разработка частных методик конкретных дисциплин, преподаваемых с учетом направленности будущей деятельности наших выпускников. Иногда можно услышать скептические оценки такой деятельно-
сти, но именно при подготовке и применении добротных частных методик (с компетентностными дополнениями), по нашему мнению, можно решить в образовательном процессе ряд практических вопросов, связанных с обеспечением оптимальных результатов в обучении и с самостоятельным подходом преподавателей в части творческого использования инновационных технологий. Автору представляется, что при подобном подходе к процессу образования обоснованно возрастет качество обучения в вузе, что, в свою очередь, отразится на успешной реализации педагогическим коллективом круга проблем, поставленных сегодня Министерством внутренних дел России перед образовательными учреждениями.
Лушин А.Н. Традиции в образовательном процессе Нижегородской академии МВД России