Научная статья на тему 'Pedagogical conditions for effective use of information and modular technology education in the training of students of universities MVD Russia'

Pedagogical conditions for effective use of information and modular technology education in the training of students of universities MVD Russia Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КУРСАНТЫ ВУЗОВ МВД РОССИИ / INFORMATION-MODULAR TECHNOLOGY / TRAINING / MODEL / PEDAGOGICAL CONDITIONS / STUDENTS OF UNIVERSITIES RUSSIAN INTERIOR MINISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Semenov D. V.

The paper disclosed the contents of a theoretical model of teaching students of higher educational institutions the Russian Interior Ministry discipline «Fundamentals of the personal safety of police officers» with the use of information and modular technology education, the pedagogical conditions for its implementation in the educational process, the results of formative pedagogical experiment, confirming the high efficiency of the implementation of practical models and teaching conditions in the training of students of universities MVD of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Pedagogical conditions for effective use of information and modular technology education in the training of students of universities MVD Russia»

Рис. Модель процесса формирования рефлексивных умений учителей в системе педагогического образования

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Д.В. СЕМЕНОВ,

соискатель кафедры спортивных дисциплин ГОУ ВПО « Чувашский

государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», преподаватель кафедры тактико-специальной, боевой и физической подготовки Чебоксарского

филиала Нижегородской академии МВД России

[email protected]

13.00.08 - теория и методика профессионального образования Научный руководитель доктор педагогических наук Г.Л. ДРАНДРОВ Рецензент кандидат педагогических наук Н.Г. ШАШКИН

Аннотация. Раскрываются содержание теоретической модели обучения курсантов вузов МВД России по дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» с применением информационно-модульной технологии обучения, педагогические условия ее реализации в образовательном процессе, результаты формирующего педагогического эксперимента, подтверждающие высокую практическую эффективность реализации модели и педагогических условий в профессиональной подготовке курсантов вузов МВД России.

Ключевые слова: информационно-модульная технология, обучение, модель, педагогические условия, курсанты вузов МВД России.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EFFECTIVE USE OF INFORMATION AND

MODULAR TECHNOLOGY EDUCATION IN THE TRAINING OF STUDENTS

OF UNIVERSITIES MVD RUSSIA

D.V. SEMENOV,

lecturer in special tactical, military and physical training Cheboksary branch of the Nizhny

Novgorod Academy of the Interior Ministry

Annotation. The paper disclosed the contents of a theoretical model of teaching students of higher educational institutions the Russian Interior Ministry discipline «Fundamentals of the personal safety of police officers» with the use of information and modular technology education, the pedagogical conditions for its implementation in the educational process, the results of formative pedagogical experiment, confirming the high efficiency of the implementation of practical models and teaching conditions in the training of students of universities MVD of Russia.

Key words: information-modular technology, training, model, pedagogical conditions, students of universities Russian Interior Ministry.

В национальном докладе России на II международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» говорится, что одной из основных задач общества и государства в области образования является разработка и внедрение педагогическую практику новых информационных технологии [2]. В принятой впоследствии Концепции информатизации сферы образования России отмечается, что с появлением компьютерной техники возникли новые средства, которые позволяют реализовать новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса [1]. В последующие годы на правительственном уровне принят ряд законов в области информатизации образования, которые сыграли значительную роль во внедрении информационных технологий во все сферы деятельности человека, в том числе образование.

В сфере высшего профессионального образования сложилась своеобразная ситуация: возможности компьютера безграничны, серьезного влияния на массовую педагогическую практику, соответствующего этим возможностям, не наблюдается. Наиболее благоприятные предпосылки совершенствования профессиональной подготовки в системе высшего профессионального образования возникают на ос-

нове реализации модульного подхода [3, 4] к структурированию содержания обучения и организации учебно-познавательной деятельности на основе компьютеризации учебного процесса. Между тем педагогические условия эффективного применения информационно-модульных технологий обучения в системе профессиональной подготовки студентов юридических вузов остаются недостаточно разработанными.

«Основы личной безопасности сотрудников ОВД» является обязательной дисциплиной в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России. В соответствии с методологией системного подхода обучение курсантов юридических вузов дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» с применением информационно-модульной технологии рассматривается как педагогическая система и характеризуется в отношении целевой направленности, содержания структурных компонентов, механизмов внутреннего и внешнего функционирования. Успешное функционирование этой системы предполагает в качестве первого педагогического условия создание компьютерной учебной среды как совокупности условий,

предоставляемых компьютером в качестве специально разработанного педагогического программного продукта предметной области учебной дисциплины для организации учебно-познавательной деятельности курсантов.

Компьютерная учебная среда должна обеспечивать:

Ф предъявление учебной проблемы, создающей ситуацию интеллектуального затруднения;

Ф провоцирование обязательности принятия решения и его подтверждения моторным действием;

Ф визуализацию результатов этого решения;

Ф условия для развёртывания самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

Ф необходимую достаточность информации для автономной работы;

Ф синтез вербально-аналитического и

интуитивно-образного компонентов мышления обучаемых;

Ф реализацию репродуктивной и творческой деятельности за счёт интеграции проблемного и программированного подходов;

Ф органическое ее встраивание в общий процесс изучения учебной дисциплины.

Педагогическая система дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» представлена в виде модульной программы, которая по своему содержанию выступает как учебно-методический комплекс. Ее структурными компонентами являются цели, содержание, субъект и объект обучения. Следующим педагогическим условием эффективного применения информационно-модульной технологии обучения является выделение и структурирование дидактических целей модульной программы.

Комплексная дидактическая цель — подготовить со-трудниковОВДквыполнениюоперативно-служебных задач в условиях чрезвычайных обстоятельств и ситуаций, а также служебно-боевых задач при введении режимов чрезвычайного, военного положения. В соответствии с комплексной дидактической целью выделены интегрированные дидактические цели и разработаны модули, обеспечивающие их достижение. Каждая интегрированная дидактическая цель представлена в виде системы частных дидактических целей, с учетом которых разработаны учебные элементы, обеспечивающие их достижение.

Еще одним педагогическим условием является разработка информационного содержания модулей и входящих в них учебных элементов, обеспечивающих достижение интегрированных и частных дидактических целей. Содержание обучения разработано с учетом требований нормативных правовых актов России и федеральных органов исполнительной власти, достижений науки, передовой практики деятельности ОВД, внутренних войск МВД России и специальных подразделений других федеральных ведомств по обеспечению общественного порядка и безопасности сотрудников ОВД при выполнении должностных обязанностей.

Образовательный процесс осуществляется по двум направлениям:

1) теоретическое направление — способствует фор-

мированию у курсантов системы знаний о процессах и явлениях, связанных с возникновением на определенной территории рисков для жизни сотрудников ОВД;

2) практическое направление: а) способствует формированию профессиональных качеств, необходимых сотрудникам ОВД для действий при возникновении условий, создающих угрозу их жизни; б) знакомит обучающихся с арсеналом средств и методов воздействия ОВД на события, произошедшие в социальной, техногенной и окружающей среде, процессами и явлениями, влияющими на жизнедеятельность людей, общества и государства и требующими принятия специальных мер путем проведения специальных операций; в) формирует необходимые навыки по действиям в составе нарядов и групп оперативно-служебного применения.

При разработке информационного содержания модульной программы использовалась информационная технология гипертекста. В содержании учебных элементов выделены текстовые фрагменты, несущие основную смысловую нагрузку, на которые курсанты могут выйти, используя систему гиперссылок. Текстовые фрагменты дополнялись более богатыми по информационному содержанию элементами: рисунками, слайдами и видеофрагментами.

В содержание текста включены ссылки на дополнительные информационные источники (учебники, учебные и учебно-методические пособия на бумажных носителях), а также информационные источники глобальной сети «Интернет», которые могут быть использованы курсантами с помощью веб-технологии. Такими источниками являются нормативные правовые акты, относящиеся к правоохранительной деятельности ОВД.

Следующим педагогическим условием выступает готовность преподавателей к применению информационно-модульной технологии в учебном процессе.

К функциональным компонентам педагогической системы обучения дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» на основе применения информационно-модульной технологии относятся средства, методы и формы организации учебно-познавательной деятельности, реализуемые в определенных видах учебных занятий. Еще одним педагогическим условием является разработка системы репродуктивных и проблемных учебных заданий, выполнение которых обеспечивает усвоение курсантами содержания каждого учебного элемента, модуля и модульной программы. Они выступают в качестве методических средств информационно-модульной технологии обучения и применяются в единстве с информационными (модульно-организованная учебная информация в виде гипертекста) и программно-аппаратными средствами и устройствами.

При выполнении репродуктивных заданий компьютер применяется как тренажер для отработки знаний и умений и навыков и как репетитор, выполняющий за преподавателя функции предоставления учебной информации, контроля качества ее усвоения.

Разработаны два вида проблемных заданий: 1) связанные с моделированием проблемных ситуаций профессиональной деятельности; 2) сформулированные в виде проблемного вопроса:

Еще одно педагогическое условие — организация учебно-познавательной деятельности по решению учебных заданий с применением программно-аппаратных средств и устройств вычислительной техники, локальных и глобальных сетей. Традиционные методы организации учебно-познавательной деятельности: информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский в преобразованном виде выступают как методы компьютерного обучения (метод информирования, ассоциативный метод, методы программирования учебной и профессиональной деятельности, метод ситуационного моделирования, метод автоматизированной проверки знаний).

Эффективность учебно-познавательной деятельности курсантов по решению учебных заданий в рамках компьютерных методов обучения во многом зависит от особенностей организации взаимодействия курсантов и преподавателя и курсантов между собой. Другим педагогическим условием является рациональная организация взаимодействия курсантов между собой, с источниками информации и преподавателем через компьютеры, объединенные локальными сетями и имеющими выход в глобальную сеть «Интернет».

Самостоятельная работа при использовании информационно-модульной технологии обучения представлена в форме «курсант — компьютер», индивидуальная работа ё «преподаватель — компьютер ё курсант».

Групповая работа осуществлялась в двух формах: 1) «группа курсантов — компьютеры, объединенные локальной сетью»; создает условия для взаимодействия курсантов при изучении учебных элементов: курсанты могут обмениваться информацией, передавая ее с одного автоматизированного учебного места на другое; 2) «преподаватель — компьютеры, объединенные в локальную сеть — группа курсантов»; создает оптимальные условия для управления коллективной учебно-познавательной деятельностью курсантов по решению учебных заданий.

Следующим педагогическим условием является рациональное использование средств, методов и форм организации учебно-познавательной деятельности на основе новых информационных средств в рамках лекционных и семинарских занятий. Лекционные занятия с применением информационных технологий проводятся в виде пресс-конференций, лекций с запланированными ошибками, лекций проблемного изложения. Чтение лекций сопровождается мультимедийной презентацией излагаемого материала в обобщенном систематизированном виде.

Семинарские занятия применяются в двух вариантах. В первом случае курсанты осуществляют углубленное разучивание учебного материала, обращаясь к учебному тексту соответствующих учебных элементов, и отвечают на вопросы, задаваемые препо-

давателем. Во втором — преподаватель формулирует перед курсантами проблемную ситуацию, связанную с содержанием изучаемого учебного материала, и формулирует вытекающую из нее проблему. Затем курсанты, опираясь на информацию, содержащуюся в учебных элементах, осуществляют поиск правильного решения.

Практические занятия проводятся традиционным способом и направлены на формирование навыков применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, использования средств индивидуальной противохимической и медицинской защиты, измерения приборами радиоактивного, химического заражения местности, индивидуальных доз облучения и степени зараженности обмундирования и снаряжения.

Последним условием эффективного применения информационно-модульной технологии является обеспечение курсантов информацией о качестве усвоения содержания обучения, представленного в учебных элементах, модулях и модульной программы. Для реализации этого условия разработана контролирующая тестовая программа, включающая в себя репродуктивные и проблемные задания с выборочным вариантом ответа.

Таким образом, учебно-познавательная деятельность курсантов при обучении дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» с применением информационно-модульной технологии представляет собой систему средств, методов, организационных форм обучения, видов занятий, контроля его результатов. Системообразующим фактором выступают комплексная дидактическая цель преподавания этой дисциплины и вытекающие из нее интегрированные и частные дидактические цели. Структурной единицей учебно-познавательной деятельности является усвоение содержания учебного элемента через выполнение системы репродуктивных и проблемных учебных заданий.

Педагогические условия относятся ко всем структурным и функциональным компонентам педагогической системы обучения курсантов дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» с применением информационно-модульной технологии. Игнорирование какого-либо из этих условий приведет к тому, что функционирование педагогической системы будет недостаточно эффективным или вовсе не приведет к ожидаемым результатам.

Обучение дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» является одним из структурных компонентов более широкой системы профессиональной подготовки будущих юристов в вузе. Ее внешнее функционирование осуществляется через взаимодействие с остальными компонентами этой системы — обучением другим дисциплинам учебного плана: тактико-специальной подготовка административная деятельность ОВД, криминалистика, уголовное право теория государства и права, боевая и физическая подготовка, юридическая психология. Это предполагает структурно-логическое согласование ее изучения с данными дисциплинами (одиннадцатое педагогическое условие).

Отличие целостной системы от суммативной состоит в том, что первая обладает системными качествами, не сводимыми к свойствам или сумме свойств образующих ее компонентов. Появление системных, «эмерджентных» свойств не отрицает существования тех качеств, которые интегрируются в новой качественной определенности.

Система обучения курсантов дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» с применением информационно-модульной технологии в виде теоретической модели обладает свойством целостности: ни один из ее структурных и функциональных компонентов, взятый в отдельности, не обеспечивает достижения ее комплексной дидактической цели, но все компоненты являются достаточными и необходимыми для ее достижения.

Для экспериментального обоснования эффективности обучения курсантов вузов МВД России дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» на основе практической реализации теоретической модели информационно-модульной технологии с соблюдением комплекса выявленных педагогических условий был организован и проведен в 2009—2010 гг. формирующий педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие две группы курсантов 4 курса Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России. В контрольную группу, которая изучала дисциплину «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» на основе традиционных подходов к организации учебного процесса,

вошли 21 курсант. В экспериментальной группе численностью в 24 человека обучение осуществлялось с применением информационно-модульной технологии на основе теоретической модели и выявленных педагогических условий. Курс обучения дисциплине составлял 40 академических часов.

У испытуемых обеих групп после педагогического эксперимента измерялись показатели качества усвоения учебного материала по дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» с использованием автоматизированной контролирующей программы. Содержание этой программы включало в себя:

Ф тестовые задания первого уровня усвоения (по В.П. Беспалько). Всего было разработано 130 тестовых заданий, отражающих все информационное содержание модульной учебной программы. Задания предъявлялись на экране монитора в случайном порядке. От испытуемого требовалось найти правильный ответ из четырех предлагаемых вариантов. Оценивание качества усвоения знаний осуществлялось по результатам ответов на 70 заданий. Правильный ответ

оценивался в 1 балл, неверные ответы — в 0 баллов. Результаты тестирования характеризовали полноту и точность репродуктивного усвоения испытуемыми учебной информации, содержащейся в модулях и учебных элементах модульной программы;

Ф тестовые задания, предполагающие нахождение испытуемого правильного варианта действий в моделируемых на экране монитора проблемных ситуациях профессиональной деятельности. Всего было разработано 50 тестовых заданий, которые предъявлялись испытуемым в случайном порядке. От испытуемого требовалось найти правильный ответ из четырех предлагаемых вариантов. Оценивание осуществлялось по результатам ответов на 20 заданий. Правильный ответ оценивался в 1 балл, неверные ответы — в 0 баллов. Результаты тестирования характеризовали умения испытуемых творчески использовать усвоенные знания по дисциплине для разрешения проблемных ситуаций профессиональной деятельности (результаты формирующего педагогического эксперимента представлены в табл.).

Таблица

Показатель качества усвоения учебного материала дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» испытуемыми после завершения формирующего педагогического эксперимента, балл Испытуемые экспериментальной группы достоверно лучше справились с первым вариантом тестовых заданий (репродуктивные задания): количество правильных ответов составило в среднем 57,58. Этот

показатель у испытуемых контрольной группы был существенно ниже — 42,33 правильных ответа. Сущес -твенное преимущество курсантов экспериментальной группы наблюдалось при сравнении количества правильных ответов при выполнении проблемных (творческих) заданий: они нашли правильное решение в среднем в 12,38 из 20 проблемных ситуаций профессиональной деятельности, в то время как курсанты контрольной не смогли разрешить каждую вторую из предлагаемых им ситуаций (9,57 заданий).

Таким образом, реализация теоретической модели информационно-модульной технологии с соблюдением комплекса педагогических условий в обучении дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» повышает качество усвоения учебного материала и обеспечивает тем самым повышение уровня профессиональной подготовленности курсантов вузов МВД России.

Литература

1. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. М., 1998.

Группа испытуемых Количество человек Показатель качества усвоения учебного материала дисциплины Х ± ф

репродуктивные задания проблемные задания

Контрольная 21 42,33 ± 12,01 9,57 ± 1,71

Экспериментальная 24 57,58 ± 15,96 12,38 ± 2,41

Р (достоверность различий) Р < 0,001 Р < 0,001

2. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад Российской Федерации на II международном Конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». Москва, 1—5 июля 1996 г. // Информатика и образование. 1996. № 5. С. 12—23.

3. Чошанов М.А. Проблемно-модульное проектирование содержания обучения // Средне-специальное образование.

1991. № 8. С. 13-16.

4. Юцявечене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Е.Е. СИНЯЕВ,

инструктор-методист спортивного клуба Московского университета МВД России 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

[email protected]

Аннотация. Рассмотрена актуальная проблема повышения профессиональной подготовки офицерских кадров. Разрабтан современный научно-обоснованный подход к повышению физической работоспособности курсантов. Проведенное исследование позволило разработать и научно обосновать новую методику повышения физической работоспособности курсантов вузов МВД России.

Ключевые слова: физическая работоспособность, профессиональная подготовка, курсанты вузов МВД России, фитнес технологии, развитие отстающих физических качеств.

A MODERN APPROACH TO MILITARY STUDENTS' PHYSICAL EFFICIENCY IMPROVING OF HOME OFFICE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

OF RUSSIA

YE. YE. SINYAEV,

the methods instructor of the sport club of Moscow Home University of Russia, the senior lieutenant of militia

Annotation. The given article deals with the actual problem of officer cadre professional improving. The aim of the research under consideration is working out of modern scientifically grounded approach to military students' physical efficiency. The research carried out let the essentially new methods of military students' physical efficiency improving in Home Office Higher educational institutions of Russia be worked out and given a scientific proof.

Кey words: physical efficiency, professional training, military student of Home office fitness techniques, developing of failing physical qualities.

Актуальность проблемы обусловлена статистическими данными МВД России, которые свидетельствуют о том, что у сотрудников ОВД профессиональная подготовка находится на низком уровне, и они не всегда готовы к встрече с хорошо вооруженными и физически подготовленными представителями криминальной среды. Об этом свидетельствует число погибших и раненых при исполнении служебных обязанностей. Так, только в 2008 г. совершенно более 1,2 тыс. нападений на сотрудников милиции. В течение 2009 г. погибло 410 (за 2008 г. 398) и тяжело ранено

более 100 человек. Одна из основных причин этого — недостаточная физическая подготовленность и низкий уровень физической работоспособности [1, 2].

В период реформирования МВД России происходит радикальное преобразование многих сторон деятельности милиции: сокращение ее численности, изменение управленческих и организационных структур, дальнейшая профессионализация кадров. В этих условиях возрастают требования к системе подготовки офицерских кадров и выпуску высококвалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.