5. Krasheninnikov V.V., Podgurecki Yu. Soci-al'nye kommunikacii v obrazovanii // Filosofiya ob-razovaniya. 2012. № 4(43). S. 123-130.
6. Krejg R.T. Teoriya kommunikacii kak oblast' znaniya // Komparativistika: Al'manah sravnitel'-nyh sociogumanitarnyh issledovanij. Vyp. 3 / pod red. L.A. Verbickoj [i dr.]. SPb.: Sociol. o-vo im. M.M. Ko-valevskogo, 2003. S. 72-126.
7. Maznichenko M.A. Evristicheskij potencial pedagogicheskoj mifologistiki: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2018.
8. Mihajlova T.L. Sistemnyj podhod v kommu-nikativistike // Vestn. Nizhegor. un-ta im. N.I. Lo-bachevskogo. Ser.: Social'nye nauki. 2007. № 3(8). S. 64-71.
9. Musifullin S.R., Safonova O.V. Dialogovoe obuchenie kak uslovie realizacii kompetentnostnogo podhoda v prepodavanii disciplin gumanitarnogo cik-la v tekhnicheskom universitete // Koncept. 2013. № 3(19). S. 79-85.
10. Pochepcov G.G. Teoriya kommunikacii. M.: Refl-buk, K.: Vakler, 2001.
11. Primchuk N.V. Obrazovatel'naya kommuni-kaciya kak resurs professional'nogo stanovleniya budushchih uchitelej // Chelovek i obrazovanie. 2016. № 3(48). S. 121-126.
12. Rac M.V., Rozina I.N. Kommunikativistika: problemy i puti razvitiya [Elektronnyj resurs] // Media. Informaciya. Kommunikaciya. 2012. № 3. URL: http://mic.org.ru/3-nomer-2012/135-kommunikativisti ka-problemy-i-puti-razvitiya (data obrashcheniya:
24.12.2018).
13. Timofeeva L.N. Politicheskaya kommuni-kativistika: problemy stanovleniya // Polis. Politiche-skie issledovaniya. 2009. № 5. S. 41-54.
14. Tihonova S.V. Stanovlenie pravovoj kommu-nikativistiki v Rossii: problemy i perspektivy // Izv. Sarat. un-ta. Novaya seriya. Ser.: Ekonomika. Uprav-lenie. Pravo. 2015. T. 15. № 3. S. 319-330.
15. Flerov O.V., Egorov V.I. Mezhkul'turnaya kommunikaciya i sovremennaya vysshaya shkola [Elektronnyj resurs] // APRIORI. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2016. № 1. URL: http://apriori-journal.ru/se ria1/1-2016/Flerov-Egorov.pdf (data obrashcheniya:
13.02.2019).
16. Chumakova V.A. Psihologicheskie osoben-nosti i problemnye aspekty ehlektronnoj obrazovatel'-noj kommunikacii // Aktual'nye voprosy sovremen-noj psihologii: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, fevral' 2015 g.). Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2015. S. 111-113.
17. Shalina I.V. Sovremennaya kommunikati-vistika: praktikum. Ekaterinburg: Izd-vo Urgu, 2016.
18. Shutenko A.I. Razvitie obrazovatel'nyh kom-munikacij v sovremennom vuze // Vysshee obrazova-nie v Rossii. 2011. № 7. S. 80-86.
О Каунов A.M., 2019
Towards the problem of the formation of applied communicative studies in education
The article considers the problem and perspectives of the development of applied communicative teaching. The author focuses on the four aspects of communicative reflection in education: a philosophical understanding of communication, theoretical interpretation of technologization and improvement of the effectiveness of interaction in education, analytics of innovation discourse and anthropology of education.
Key words: applied communicative studies in education, discourse analysis.
(Статья поступила в редакцию 18.03.2019)
А.м. КАунов
(Болгоград)
ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СпЕцИАЛИСТОВ
Рассматриваются некоторые методологические основания креативной педагогики и основные компоненты и принципы реализации креативно ориентированного образовательного процесса: содержание, средства обучения, педагогические условия и методы обучения. Анализируются традиционные и инновационные подходы к обучению, его организации. Приведены сведения о различных методах активизации творческой деятельности и развития творческих способностей и креативности обучающихся.
Ключевые слова: инновационный инструментарий, креативная педагогика, креативная педагогическая технология, педагогические условия, технологии и методы обучения, креативность, творчество, компетентность.
История и философия образования хранят в себе богатое наследие мудрых идей, мыслей, высказываний, которые и в наши дни не теряют своей актуальности и значимости. Вот лишь некоторые из них:
• Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь (немецкий философ, педагог Г. Гегель (1770-1831));
• Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный... Самое главное - это привить вкус и любовь к творчеству, науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью (французский философ, педагог М. Монтень (1533-1592));
• Великая цель образования - это не знания, а действия (английский философ, педагог Г. Спенсер (1820-1903));
• Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий... (немецкий педагог-демократ А. Дистервег (1790-1866));
• Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще большие изменения произошли в способах изучения нового (африканский педагог, программист С. Пейперт (1928-2016));
• Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи (швейцарский педагог Г. Песталоцци (1746-1827));
• Чтобы выполнить педагогическую миссию, надо ничего не разрушать и все совер-
шенствовать (русский математик Н.И. Лобачевский (1792 -1856));
• Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее (русский писатель А.П. Чехов (1860-1904)).
Одна из главных задач системы современного профессионального образования - подготовка и воспитание творчески мыслящих специалистов новой формации, инициативных, обладающих высоким творческим потенциалом, широкими фундаментальными знаниями, адаптивных к меняющимся требованиям рынка труда и технологий, умеющих работать в команде.
Цель данной статьи - рассмотреть некоторые методологические основания применения в профессионально-технологическом образовании при подготовке специалистов креативной педагогики и основные ее компоненты и принципы (содержание, средства обучения, педагогические условия и методы обучения), определяющие необходимость реализации инновационных креативно ориентированных педагогических технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения.
На современном этапе, как известно, обозначились два направления развития технологии образования - традиционное (поддерживающее личность в ее жизнедеятельности) и инновационное, опирающееся на учет реальных перемен в характере общественного запроса
Таблица 1
Предполагаемый вариант смены философской парадигмы образования -от познания к преобразованию мира
Классическая (существующая) парадигма Неклассическая парадигма — возможное развитие
Главная задача человека - познание существующего мира Главная задача человека - целенаправленное изменение мира
Главная задача образования - дать знания о существующем мире и его законах Главная задача образования - оснастить методологией творческого преобразования мира
Научная основа деятельности - естественно-научный метод Научная основа деятельности - теория преобразующей практики
Миссия образования - подготовка подрастающего поколения к жизни, труду Миссия образования - обеспечение условий самоопределения и самореализации личности
Человек - простая система Человек - сложная система
Знания - из прошлого (школа памяти) Знания - из будущего (школа мышления)
Образование - передача учащемуся известных образцов знаний, умений, навыков (ЗУНов) Образование - переход на систему компетентностей. Компетентный человек больше ориентирован на самостоятельное образование и созидание образа мира в самом себе
Ученик - объект педагогического воздействия Ученик - субъект познавательной деятельности. Компетентность всегда проявляется в деятельности
Субъект-объектные монологические отношения Субъект-субъектные диалогические отношения
«Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого Активная, творческая деятельность обучающегося
к личности и изменившейся роли личности в общественном процессе. Поскольку процесс в постиндустриальном, информационном обществе существенно определяется личностным фактором, то именно ценность личности должна стать исходной посылкой организации системы профессионального образования.
Перенос центра тяжести в образовании на индивидуализацию его результатов и персональную ответственность за них формирует еще один аспект: образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит, не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.
Если раньше, практически еще со времен Гербарта и Песталоцци, позднее в период промышленной революции, приоритет в системе обучения был за деятельностью преподавания, то сейчас, в постиндустриальный период развития общества, в период его информатизации, приоритет четко обозначается за деятельностью учения. Другими словами, обучение предполагает, прежде всего, смену парадигмы образования - от познания к преобразованию мира (см. табл. 1).
Стратегии личностно ориентированного инновационного обучения и соответствующие им технологии, к которым следует отнести и креативно ориентированные педагогические технологии обучения, все настойчивее стучатся в двери образовательной системы. Как представляется, такие технологии обучения дают возможность развивать способность обучающегося создавать и извлекать знания из получаемой информации и в условиях реализации новых ФГОС являются одним из перспективных инновационных инструментариев подготовки специалистов новой формации и творческого саморазвития личности. Суть их заключается в творческом и созидательном подходе к решению проблемы педагогического процесса, в ходе которого интересы и ценность личности являются доминирующим компонентом организации и смысла учебной деятельности. В образовательном процессе важен креативный аспект ключевой компетентности - умение учиться, связанный с развитием креативности будущего специалиста.
Какова на современном этапе главная задача каждого педагога? Не только дать об-
учающимся определенную сумму знаний, но и развить у них личностно значимые компетенции, интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную и мыслительную деятельность и научить, реализуя следующие принципы [3, с. 21]:
1 - учиться творчески;
2 - знать и понимать;
3 - познавать за счет усилий своей мысли, а не памяти;
4 - делать, используя весь свой творческий потенциал;
5 - жить, созидая себя и свое будущее;
6 - быть Человеком
на протяжении всей своей жизни.
Следовательно, креативный образовательный процесс учит обучаемых учиться творчески, становиться созидателями самих себя и созидателями своего будущего. Он дает возможность каждому его участнику на каждом образовательном уровне не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, объективной самооценке, побуждает к поиску инновационных подходов в деятельности, к самостоятельному овладению иерархией профессиональных компетентностей (точнее - компетенций) [2-5; 7].
Мобилизация креативных ресурсов личности обучающегося происходит через инновационный инструментарий -это дисциплины инновационного профиля, стратегии и технологии творческого саморазвития личности, к которым относятся инновационные технологии и методы обучения, широко апробируемые в настоящее время в образовательных учреждениях страны. Различают несколько моделей, стратегий и технологий обучения.
Пассивная - обучаемые выступают в роли «объекта» обучения - пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя (слушают и смотрят), а учитель является основным действующим лицом, управляющим ходом урока. При этом основной источник знаний - сам учитель.
Активная - обучаемые выступают «субъектом» обучения (самостоятельная работа, выполнение творческих заданий). При этом учитель и обучающиеся взаимодействуют в ходе урока и обучающиеся являются уже не пассивными слушателями, а активными участниками урока. Источник знаний здесь преподаватель и самостоятельно изученная литерату-
ра. Важный элемент взаимодействия - это вопросы обучающегося к преподавателю, вопросы преподавателя к обучаемым. Все это развивает творческое мышление.
Интерактивная - происходит более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем (учителем), но и друг с другом, доминирует активность обучающихся в процессе обучения. Модель предполагает совместное обучение, сотрудничество: и обучающийся, и преподаватель есть субъекты обучения (все друг у друга учатся, и обучающийся, и преподаватель есть «субъекты» обучения). Преподаватель выступает в роли менеджера, наставника, организатора образовательного процесса, направляющего деятельность обучающегося на достижение целей урока. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в учебном процессе по дисциплинам инновационного профиля, как показывает практический опыт, может составлять до 100% аудиторных занятий. При этом наиболее перспективными образовательными стратегиями и технологиями, ориентированными на развитие профессиональной компетентности и креативности будущего специалиста, считаются следующие (табл. 2).
Отличие этого инновационного инструментария креативной технологии от традиционных педагогических технологий обучения может быть сведено к следующему [2].
Первое отличие. Преподаватель теряет ведущую роль. обучающийся становится единственным субъектом процесса образования, он сам отбирает нужную ему информацию, сам определяет ее необходимость, исходя из замысла проекта. Преподаватель (мастер) может лишь помочь ему в этом.
Второе отличие. При креативной технологии обучения меняется главное условие традиционно понимаемого образования - наличие готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению. Их систематизация, приведение в порядок, установление истинности и непротиворечивости - дело и забота самого обучающегося. он не усваивает готовые представления и понятия, а сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое представление о мире.
Третье отличие. Основным элементом учебного процесса при креативной технологии обучения становится не знание, а информация. Различие между ними можно определить так: знания - это проверенный общественной практикой результат познания действительности, главной особенностью которого являются истинность и непротиворечивость. Информация - это сведения любого характера, выражающие чаще всего мнения говорящих, иногда сомнительной достоверности, и, как правило, не совпадающие друг с другом или даже противоречащие друг другу.
Таблица 2
Перспективные образовательные стратегии и технологии обучения, ориентированные на развитие профессиональной компетентности и креативности
будущего специалиста
Наиболее перспективные образовательные стратегии и технологии, ориентированные на развитие профессиональной компетентности и креативности будущего специалиста
Проектное обучение
Модульное обучение (модульно-компетентностное обучение)
Обучение методом кейсов (модульно-кейсовое обучение)
Интерактивное обучение (социальное взаимодействие в обучении)
Обучение с использованием информационно-компьютерных технологий
Модуляризация учебной программы относительно
типов проблем для решения (разбиение на модульные блоки)
Разработка комплекта (пакета) кейсов по типам профессиональных задач для каждого модульного блока
Организация взаимодействия обучающихся, требующих иных позиций преподавателя (интерактивное обучение)
Разработка и применение современных виртуальных средств как эффективного инновационного инструментария современного педагога
Условия успешности
Ориентация на креативные педагогические технологии обучения - обучать успехом и научить учиться творчески, становиться созидателями самих себя и созидателями своего будущего
Процесс обучения предполагает организацию творческой, исследовательской, аналитической, экспертной, коммуникативной, менеджерской деятельности обучающихся. Главный принцип обучения - УЧИТЬ ДЕЛАЯ
К другим принципам, на которых строится учебный процесс креативного обучения, надо отнести следующие.
Принцип творчества (или принцип креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Здесь, прежде всего, имеется в виду формирование у обучающихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное открытие ими новых способов действия.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных и профессиональных проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей приобретает в наши дни и не только общеобразовательное, но и профессиональное значение для обучающихся.
Личность преподавателя (или мастера производственного обучения) в этом случае по-прежнему выступает как ведущий элемент обучения, но при этом изменяется его позиция по отношению к обучающемуся, к себе самому. Преподаватель (мастер) выступает не только как «проповедник» предметно-дисциплинарных знаний, носитель информации, хранитель норм и традиций, но и как помощник в становлении и развитии личности обучающегося.
Изменяется и позиция обучающегося, который переориентируется с результата усвоения, с полученной оценки на активное взаимодействие с преподавателем и своими сокурсниками (одноклассниками). Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции и организуется в многообразных формах поисковой мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.
Иначе говоря, креативный подход к проблеме обучения предполагает не решение дидактических задач, а генерацию, творческую формулировку и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном аспекте жизни. По определению М.М. Зиновкиной, основная цель креативной системы обучения - разбудить в человеке творца и развить в нем заложенный творческий потенциал, воспитать смелость мысли, уверенность в своих творческих силах, способность генерировать новые нестандартные идеи, имеющие общечеловеческую ценность и в то же время не наносящие вреда природе, воспитать потребность в твор-
КИЕ НАУКИ -
ческом образе жизни. Следовательно, специфичность креативной технологии обучения можно определить как возможность развития способности обучающегося создавать и извлекать знания из получаемой информации, т. е. использовать не только готовые знания, но и полуфабрикат, каким зачастую является информация.
При этом основой образовательных технологий проведения занятий должны быть также средства визуализации - передача информации посредством видеоматериалов, схем, таблиц, рисунков, слайдов, видеофрагментов по всем без исключения темам с использованием слайд-фильмов и видеофильмов и т. п., дополняемых пояснениями и комментариями преподавателя. Названные и другие педагогические технологии в креативной педагогике необходимы для формирования современных учебных дисциплин инновационного профиля, которые в своем суммарном проявлении формируют структуру программ непрерывной инновационной подготовки специалистов и обеспечивают синерге-тический эффект процесса подготовки конкурентоспособного персонала.
Результатом креативного образовательного процесса является само формирование личности, создание уникального «микрокосмоса» - человеческой индивидуальной психики, души. Иными словами, подготовка человека, готового к самопроектированию себя как личности современного цивилизованного общества. Следует отметить, что наличие потребности в творчестве (процессе) также является основным показателем креативности. Именно степень креативности субъекта определяет уровень и интенсивность творческого процесса, который возникает только в результате благоприятных сочетаний многих факторов: структуры индивидуальности, необходимых умений и навыков, наличия проблемных ситуаций, специального окружения (необходимой среды).
В этой связи креативность любого будущего специалиста (а в нашем случае специалиста педагогического направления, профили «Экономика» и «Технология») следует рассматривать как [1; 8]:
• личностную его характеристику;
• деятельность, в ходе которой обучающийся преобразует (проектирует) себя как будущего специалиста, профессионала;
• процесс познания себя, своих творческих возможностей, раскрытие собственных способностей;
• поиск решения проблем, профессиональных задач;
• процесс профессионального и личностного самовыражения;
• процесс развития профессионального мышления.
• способность видения проблемы, формирования самостоятельности суждений, оригинальности мышления, создания условий для генерирования идей, умения переносить знания и умения в новые ситуации, желания пробовать новое и т. д.
Можно выделить условия, в которых будут развиваться вышеперечисленные качества креативной личности:
• мониторинг творческого потенциала личности обучающегося, качества образования и педагогических условий их реализации;
• проблематизация и педагогическое проектирование самого содержания образования на основе результатов мониторинга;
• моделирование и использование творческой образовательной среды как фактора и средства формирования и развития творческих качеств личности обучающегося в деятельности в образовательном учреждении, семье и социуме, ибо креативность проявляется в деятельности и через деятельность;
• активизация учебно-познавательной (самостоятельной) деятельности,
• рефлексивная позиция преподавателя и обучающегося в учебном процессе;
• диалог как форма осуществления субъект-субъектного взаимодействия;
• реализация творческого потенциала обучающегося в различных видах образовательной деятельности, решение профессиональных задач и проблемных ситуаций;
• выполнение творческих заданий и заданий исследовательского характера;
• накопление опыта творческой деятельности в процессе учебных практик, практикумов, инструктивных сборов и производственной практики, в квазипрофессиональной деятельности;
• оптимизация управления средообразо-вательным процессом образования в учебном заведении, ориентированным на качество и развитие творческих качеств целостной личности обучающегося.
Показателями креативности будущего специалиста как профессионала новой формации можно считать:
• способность к образованию - исследованию - инновациям;
• способность к обнаружению и постановке проблем;
• способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу;
• ориентация на различные творческие импровизации, творческий поиск в деятельности;
• возможность действовать в творческой образовательной и профессиональной средах, преобразовывать их;
• творческие решения и самостоятельность в решении проблем;
• оригинальность решения;
• новизна результатов;
• воспитание у себя осознания ценности творческих черт своей личности и благоприятная окружающая творческая среда (как предметная, так и социальная);
• «беглость мысли» (количество идей, возникающих в единицу времени);
• оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов, отвечать на раздражители нестандартно);
• гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;
• способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
В организации процесса обучения можно предложить всесторонне разнообразить самостоятельную работу обучающихся, постоянно совершенствовать способы их творческой активности. В учебно-творческой деятельности больше обращать внимание на открытие нового знания, на порождение новых целей и смыслов, новых способов деятельности, которые выступают в качестве ориентировочной основы деятельности, познавательных мотивов.
Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с однокурсниками (одноклассниками), приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации, развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний формируются еще и различного рода умения, компетенции, позволяющие в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни, навыки социального поведения и интереса к другому человеку как источнику познания.
Поиск важнейших идей побуждения обучающихся к учению является необходимым условием развития их творческих интересов. В этом плане целесообразно:
• создавать условия, способствующие проявлению креативности обучающихся, что
Оценка качества усвоения знаний студентами при обучении различными инновационными креативно ориентированными методами
76 74 72 70 68 66 64 62 60 58
ш
Метод
и нтелле кт- ка рт
| 3 | Традиционный метод
Качество знаний, %
связано с освоением ими профессиональных компетенций в их иерархии и развитием коммуникативных навыков;
• создавать педагогические условия и использовать средства обучения для развития творческих способностей обучающихся в учебном процессе;
• раскрывать перед ними интересующие вопросы, оживлять занятия (уроки) элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на занятиях проблемы, задачи;
• всесторонне использовать воздействие наглядных средств обучения и ИКт;
• побуждать обучающихся задавать вопросы преподавателю (мастеру), товарищам;
• развивать на уроках коллективный анализ процесса и результата работы отдельных обучающихся;
• практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы, рекомендовать изучение и применение литературы по развитию творческих способностей обучающихся и т. п.
• использовать широкий кругозор отдельных «продвинутых» обучающихся в интересующей их области как дополнительный источник знаний для других;
• знакомить обучающихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать им современный уровень достижений науки и перспективы ее движения;
• показать необходимость научных выводов для объяснения явлений в жизни, а также знаний, приобретенных самостоятельно личным опытом;
• раскрывать перед обучающимися практическую силу научных знаний, возможность
применения приобретенных школьных знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.
Этому во многом способствуют инновационные процессы в образовании, на это указывают результаты проведенного нами эмпирического исследования, а также хорошо продуманные технологии, методы и формы обучения, без которых трудно организовать успешный образовательный процесс.
Экспериментальная проверка во время зимней экзаменационной сессии 2019 г. эффективности применения в учебном процессе для студентов-заочников 3-го курса экономического профиля с последующим тестированием инновационного инструментария современных методик креативного обучения, таких как кейс-метод, метод интеллектуальных карт, в сравнении с традиционным методом обучения в трех равноценных подгруппах (двух экспериментальных и одной контрольной, каждая из которых состояла из 9 чел.) убедительно показала (см. рис. выше) более высокую результативность освоения обучающимися учебного материала и качество знаний, что подтверждает прогноз продуктивного решения проблемы, описанной в статье.
Итак, в профессиональных учебных заведениях различного уровня важно создавать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, создавать новое, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания творческой активности обучающихся в любом виде их де-
Кейс-метод
ятельности, в любом направлении - это и есть предмет креативной педагогики, который на данный момент, как показали наши исследования, в педагогике еще недостаточно разработан.
Список литературы
1. Бетева Ю.В. Креативность и творчество: сходства и отличия // Сборник материалов Между-нар. науч.-практ. конф. «Наука и образование: реалии и перспективы». Тирасполь: ГОУ «ПТИРО», 2011. С. 96-100.
2. Зиновкина М.М. Креативная технология образования // Высшее образование в России. 1999. № 3. С. 101-104.
3. Каунов А.М. Инновационные интегратив-ные технологии и методы креативного обучения в профессионально-технологическом образовании // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2018. № 5(128). С. 2124.
4. Каунов А.М., Бетева Ю.В. О креативной компетентности будущего учителя технологии // технологическая подготовка в школе и вузе: все-рос. сб. науч.-метод. тр. / отв. ред. С.Ю. Широкова. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2009. С. 121-124.
5. Каунов А.М. Креативная педагогическая технология обучения и ее роль в условиях модернизации и стандартизации профессионально-технологического образования: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. «Технологизация и инновационность образования как фактор развития экономики в современных условиях». Брянск: РИО БТПУ, 2012. С. 70-73.
6. Креативная педагогика [Электронный ресурс]. URL: https://wikischool-ru.livejournal.com/65 516.html (дата обращения: 16.12.2018).
7. Митросенко С.В. Развитие креативности будущего учителя в условиях педвуза // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «наука и образование: реалии и перспективы». Тирасполь: ТОУ «ПТИРО», 2011. С. 15-18.
8. Особов И.П. Педагогическая креативность и компетентность как факторы профессионального развития студентов [Электронный ресурс] // Ту-манитарные научные исследования. URL: http:// human.snauka.ru/2011/11/215 (дата обращения: 18.12.2018).
3. Kaunov A.M. Innovacionnye integrativnye tekhnologii i metody kreativnogo obucheniya v pro-fessional'no-tekhnologicheskom obrazovanii // Izv. Vol-gogr. gos. ped. un-ta. 2018. № 5(128). S. 21-24.
4. Kaunov A.M., Beteva Yu.V. O kreativnoj kom-petentnosti budushchego uchitelya tekhnologii // Tekh-nologicheskaya podgotovka v shkole i vuze: vseros. sb. nauch.-metod. tr. / otv. red. S.Yu. Shirokova. Sterlita-mak: Sterlitamak. gos. ped. akademiya im. Zajnab Bi-ishevoj, 2009. S. 121-124.
5. Kaunov A.M. Kreativnaya pedagogicheskaya tekhnologiya obucheniya i ee rol' v usloviyah moder-nizacii i standartizacii professional'no-tekhnologiche-skogo obrazovaniya: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Tekhnologizaciya i innovacionnost' obrazovaniya kak faktor razvitiya ehkonomiki v sovre-mennyh usloviyah». Bryansk: RIO BGPU, 2012. S. 70-73.
6. Kreativnaya pedagogika [Elektronnyj resurs]. URL:https://wikischool-ru.livejournal.com/65516.html (data obrashcheniya: 16.12.2018).
7. Mitrosenko S.V. Razvitie kreativnosti budu-shchego uchitelya v usloviyah pedvuza // Sbornik ma-terialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii «Nauka i obrazovanie: realii i perspektivy». Tiraspol': GOU «PGIRO», 2011. S. 15-18.
8. Osobov I.P. Pedagogicheskaya kreativnost' i kompetentnost' kak faktory professional'nogo razviti-ya studentov [Elektronnyj resurs] // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. URL: http://human.snauka. ru/2011/11/215 (data obrashcheniya: 18.12.2018).
Innovative tools of modern methods of creative education in the professional training of future specialists
The article deals with methodological foundations of creative pedagogy and the main components and principles of the implementation of a creative-oriented educational process namely the content, teaching aids, pedagogical conditions and teaching methods. The author analyses both the traditional and innovative approaches to teaching and organization of the learning process. Information on various methods of enhancing creativity and the development of creative abilities and creativity of students is provided.
1. Beteva YU.V. Kreativnost' i tvorchestvo: skhod-stva i otlichiya // Sbornik materialov Mezhdunar. na-uch.-prakt. konf. «Nauka i obrazovanie: realii i perspektivy». Tiraspol': GOU «PGIRO», 2011. S. 96-100.
2. Zinovkina M.M. Kreativnaya tekhnologiya ob-razovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 1999. № 3. S. 101-104.
Key words: innovative tools, creative pedagogy, creative pedagogical technology, pedagogical conditions, technology and teaching methods, creativity, competence.
(Статья поступила в редакцию 22.01.2019)