Научная статья на тему 'Инновационная технология развития креативности и формирования творческих компетенций студентов вузов'

Инновационная технология развития креативности и формирования творческих компетенций студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Андрей Иванович, Пучков Николай Петрович

Рассмотрены теоретические и методические аспекты проектирования инновационной технологии развития креативности личности и формирование творческих компетенций в креативной олимпиадной среде, разработана структура управления олимпиадным движением в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodical aspects of designing of innovative technology of development of personality's creativity and formation of creative competence in creative Olympiad environment are considered, the structure of management by Olympiad movement in university is developed

Текст научной работы на тему «Инновационная технология развития креативности и формирования творческих компетенций студентов вузов»

психологические предпосылки педагогических способностей. / Н.А. Аминов // Вопр. Психологии. 1988. - №5 - С. 71-77.

4. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования

/ А. А. Андреев // Шк. технологии. - 2001. -№ 3. - С. 154-169.

5. Слободчиков В.И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М. : Школа -Пресс, 1995. - 384 с.

А.И. Попов, Н.П. Пучков

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Актуальность исследования

Удовлетворение запросов инновационной экономики обеспечивается в вузе готовностью выпускника к наиболее эффективной с позиций общества деятельности за счет формирования его профессиональных компетенций (и в первую очередь творческих) и реализации личных устремлений (в т.ч. стремлений к личному творчеству и совместному творчеству, развитию креативности).

Решение задачи подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, обладающих высоким уровнем освоения творческих компетенций и вышедших на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности в профессиональной деятельности, затруднено тем, что существуют противоречия между потребностью общества в кадрах, обладающих высоким уровнем освоения творческих компетенций, и сложившейся практикой профессиональной подготовки, характеризующейся тем, что в вузах доминирует репродуктивный характер образовательного процесса и существует не полная востребованность интеллектуального и творческого потенциала студентов (особенно в научно - производственной сфере); между ориентацией системы образования на единые государственные образовательные стандарты и неудовлетворенной потребностью одаренной личности в самореализации.

На основе изучения психолого - педагогической литературы, анализа опыта педагогической деятельности мы пришли к выводу,

что выявленные противоречия могут быть разрешены с высокой долей эффективности разработкой и реализацией особого вида образовательной среды, которая приблизит социальный смысл и цели обучения в системе высшего профессионального образования к индивидуальным возможностям объектов и субъектов обучения, обладающих необходимыми способностями для овладения на высоком уровне творческими компетенциями.

1. Креативность как основа формирования творческих компетенций специалиста

Основной задачей нашего исследовании было выявление условий достижения креативного уровня зрелости специалиста, когда конструктивная направленность развития реализуется через созидательность и новаторство, креативный опыт, творческий поиск и творческую индивидуальность, что обеспечивает готовность к инновационной деятельности через развитие креативности и формирование творческих компетенций. При этом мы исходили из двух положений, сформулированных Н.Ф.Вишняковой, а именно «...развитие креативности способствует становлению творческой зрелости специалиста в процессе самоактуализации личности и достижению им личностной, профессиональной и духовной вершин» и «. при высоком уровне самоактуализации креативной личности творческая зрелость специалиста является более устойчивой, продуктивной и продолжительной в жизненной реальности», поэтому креативность в

разрабатываемом нами подходе к организации образовательного процесса рассматривается как базовая характеристика специалиста, обладающего творческими компетенциями, а соответствующая задача по развитию креативности личности во всем ее богатстве и разнообразии, по созданию условий для наиболее полной и успешной её креативной реализации является одной из первоочередных.

При исследовании процесса формирования творческих компетенций мы принимаем, что «креативность - творческий потенциал, творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или отдельные ее стороны, продукты деятельности и процесс их создания» (Т.А. Барышева), креативность и интеллект рассматриваются как общие способности: интеллект как общую способность решать задачи на основе имеющихся знаний, креативность как общую способность к творчеству (В.Н. Дружинин). При этом нам близка позиция Д.Б. Богоявленской, которая рассматривает креативность не только как способность использовать данную в задачах информацию разными способами и в быстром темпе, но и привносит в указанное понятие еще одно значение -инициативность, предполагающее готовность самостоятельно ставить проблемы, заниматься углубленным анализом на основе решения всего лишь одной задачи без воздействия внешнего стимула.

Развитие креативности определяется индивидуальной спецификой потребностей, психофизиологической особенностью задатков, прикладной направленностью способностей и социально-личностной стимуляцией, поэтому существует необходимость оптимизации общественных условий, детерминирующих поведение личности, и социально-педагогических механизмов формирования творческих компетенций, важнейшим из которых на наш взгляд, является ближайшее социальное окружение человека (микросреда), где в процессе целенаправленного воспитания и совместной творческо-

познавательной деятельности происходит действенная выработка программ творческого поведения обучающегося, формирующих его как креативную личность и элитного специалиста. Поэтому, по нашему мнению, на развитие в вузе креативности и динамику личностной, профессиональной и духовной зрелости влияют, прежде всего, педагогические факторы (широкая мотивирующая креативная среда, индивидуально направленная система обучения), с которыми тесно взаимодействуют социальные (общественное признание инновационной деятельности в макросоциуме (обществе), социальные тенденции мезосоциума (учебного и трудового коллектива)) и психологические (уровень интеллектуальной активности, лидерские качества, готовность к совместной творческой деятельности, адекватная самооценка, самоорганизация творческой деятельности).

Развитие креативности личности студентов и формирование их творческих компетенций мы рассматриваем как их целенаправленное развитие с учетом неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение профессионального роста и выхода на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности, через построение такой образовательной среды, в условиях которой максимально используются и развиваются их природные способности, и, прежде всего и интеллектуальные и креативные.

2. Креативная олимпиадная среда как средство реализации личностного подхода-при развитии креативности

В основу педагогического проектирования образовательной среды для развития креативности и формирования творческих компетенций нами были положены личностный подход и личностно ориентированное образование как саморазвивающаяся технология, базирующаяся на современных идеях творческого саморазвития личности, характерными признаками которого являются: ориентированность на личность обучающегося как на цель образования; поддержка субъектных свойств креативности обучающегося; ориентация обучающегося на освоение средств и способов познания окружаю-

щей действительности; помощь в оптимальном сочетании личностных устремлений и социальных условий; развитие готовности к самостоятельной обоснованной деятельности в условиях экстремального внешнего воздействия.

При проектировании такого рода образовательной среды нами использованы педагогические принципы, в содержательном аспекте способствующие достижению цели. Это принципы детерминированного характера: опосредованности деятельности (предполагающий нацеливание обучающихся на сознательное использование предметно-специфических и общенаучных методологических знаний); субъектности в обучении (предполагающий организацию познавательного действия в зоне ближайшего развития, когда помимо усвоения предметного знания обучающийся усваивает также возможные программы и стратегии познавательной деятельности, и обеспечивает рефлексивность деятельности, результатом которой является установление причин затруднений в реализации основной деятельности и принятие решения о путях их преодоления); использования синергетического эффекта совместной творческой деятельности; воспитывающего образования (основа обучения не знания как таковые, а высокая мобильность, ответственность, активность); разноуровне-вости (позволяет организовать образовательный процесс на разных стадиях профессионального становления); а также интегрированного характера: методологические (научной обоснованности, системности, согласованности); организационные (персонифи-цированности, учета личностного целепола-гания обучающихся, индивидуализация образовательной траектории, партнерства, содружества); содержательные (доминирования автодидактики; использование в качестве педагогического инструмента профессионально - ориентированных проблемных ситуаций).

Результатами проведенного нами педагогического проектирования на основе рассмотренных принципов являются: создание регулярной основы функционирования обра-

зовательной среды по развитию креативности обучающихся и формированию их творческих компетенций; ценностное и информационное обеспечение протекающего в этой среде образовательного процесса; планирование качества образования и его взаимосвязь со становлением и саморазвитием личности. Достижению этих результатов способствуют, на наш взгляд, следующие необходимые для развития у студентов креативности психолого-педагогические условия:

- наличие методологии творческого саморазвития, направленного на максимальное развитие способностей обучающегося и выход на креативный уровень интеллектуальной активности;

- наличие системы выявления креативных личностей и стимулирования формирования их творческих компетенций;

- актуализация личностной заинтересованности в получении конкурентоспособного образования;

- использование сотрудничества в сочетании с внутригрупповой и межгрупповой конкуренцией студентов в познавательной деятельности;

- совершенствование внешней для обучающегося среды в университете, способствующей развитию креативности, через пропаганду творческих достижений обучающихся и преподавателей вуза.

Эти условия наиболее эффективно реализуются в предложенной нами разновидности креативной образовательной среды - креативной олимпиадной среде [1, 2], понимаемой нами как многомерная индивидуализированная самоорганизующаяся целостность, обладающая поливариантностью, потенциальной неисчерпаемостью, предназначенная для создания условий, благоприятствующих как развитию креативности студентов, так и их профессиональных компетенций, и в первую очередь творческих компетенций, исследовательских компетенций (навык получение и обработка информации), социально-личностных компетенций (умение справляться с психологическим дискомфортом в условиях важности экономического и соци-

ального контекстов профессиональных проблемных ситуаций или неопределенности), коммуникативных компетенций (способность устанавливать и поддерживать контакты, вести переговоры, управлять конфликтами в профессиональной деятельности, работать в команде, умение аргументировано отстаивать свое мнение и способность перейти на иную, более целесообразную точку зрения, лидерские качества), организаторских компетенций (умение принимать оптимальные решения, организовывать свою работу, умение брать ответственность на себя), личностно-адаптивных компетенций (готовность к саморазвитию).

Целью функционирования креативной олимпиадной среды вуза является создание условий, максимально благоприятных для удовлетворения потребностей самоактуализации каждой личности и формирование творческих компетенций, нацеленных на творческое саморазвитие, готовых к эффективному инновационному поведению в современных социально-экономических условиях и выполнению конкретной работы в соответствии с установленными требованиями.

В качестве основных требований, предъявляемых к креативной олимпиадной среде, мы выделим: её направленность на личность как на цель и высшую ценность образования; наличие профессионального и социального контекстов профессиональной деятельности специалиста в образовательном процессе; вариативность по отношению к индивидуальным особенностям и потребностям обучающегося; гибкость, своевременное адекватное реагирование на изменение профессиональной и педагогической ситуации; нацеленность на создание и использование нетрадиционных для высшего профессионального образования условий для самореализации в профессиональной сфере одаренных студентов; базирование на адекватных педагогических технологиях на основе современной дидактики развития творческой личности; культурологическая направленность (опора на эмоциональную сферу); открытость.

Организации образовательной деятельности в условиях креативной олимпиадной среды целесообразно проводить, на наш взгляд, в виде включенного в систему обеспечения качества образования олимпиадного движения, где делается первый шаг по разрешению противоречия между организованностью социального института и перманентной неорганизованностью творческого процесса через межличностное взаимодействие субъектов олимпиадных микрогрупп на основе творческой научно-исследовательской деятельности, что увеличивает вероятность интенсивного развития креативности студентов и эффективного формирования их творческих компетенций. Олимпиадное движение - это не просто эпизодическое проведение традиционных олимпиад, это обстановка постоянной состязательности малых коллективов (олимпиадных микрогрупп) в условиях совместной творческой деятельности и взаимопомощи их членов, что позволяет вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный процесс. Социальная среда олимпиадных микрогрупп обладает свойствами нерегламентированности, предметно-информационной обогащен-ности, представленности образцов креативного поведения, оказывает формирующее воздействие на поведенческий и мотиваци-онный компонент креативности, при постоянном испытании своих интеллектуальных и психологических способностей, соревновании, борьбы за достижение определенной цели, сопровождающейся состоянием напряжения.

Важнейшим педагогическим фактором воздействия на обучающегося в олимпиад-ном движении является проблематизация содержания образования через процесс конструирования целостной системы профессионально - ориентированных олимпиадных задач, в которых воссоздается профессиональный контекст в виде двух взаимосвязанных аспектов: предметного, отражающего технологию собственно трудовых процессов, и социального, отражающего нормы отношений и социальных действий членов трудового коллектива, а также их ценностную

ориентацию. Олимпиадные задачи предполагают не только хорошее знание обучающимся изучаемой дисциплины и умения пользоваться этими знаниями, но и требует от него творческого акта, то есть построения некоторой неочевидной цепочки рассуждений, приводящей к созданию субъективно нового. Решая олимпиадные задачи, студент преобразует логическую форму научного знания в деятельностную форму, выходя на креативный уровень интеллектуальной активности. Целью таких задач будет и контроль качества знаний обучающихся, и развитие их творческих компетенций. Учитывая значимость для формирования творческих компетенций активной творческой работы обучающихся при решении олимпиадных задач, нами большое внимание уделено методическому обеспечению образовательного процесса в креативной олимпиадной среде [3, 4].

3. Оценка эффективности инновационной технологии по развитию креативностии формированию творческих компетенций

Предлагаемая технология нацелена на достижение, в основном, следующих двух результатов:

1) психологического, выражающегося в переводе обучающегося в состояние психологического комфорта от совмещения духовной и материальной удовлетворенности от профессиональной деятельности;

2) функционального, заключающегося в создание педагогически эффективных условий для выхода обучающегося на креативный уровень интеллектуальной активности на основе проектирования личностной траектории развития, как следствие формирование творческих компетенций конкурентоспособного специалиста.

Оценке достигнутых результатов, а также созданию условий эффективного развития олимпиадного движения в вузе в большой мере способствует его мониторинг, обеспечивающий информацией о состоянии образовательной системы в настоящем и будущем и позволяющий корректировать управляющие воздействия. В качестве критериев эффективности функционирования

олимпиадного движения целесообразно использовать качества личности, формируемые в процессе её развития в креативной олим-пиадной среде, и, прежде всего уровня освоения творческих компетенций и развития креативности. Показателями проявления креативности в результатах деятельности и в поведении обучающихся в рамках реализации личностного подхода к формированию творческих компетенций специалистов могут являться: продуктивность деятельности -оригинальность предлагаемого решения профессиональной проблемной ситуации, личная ответственность за найденные инновационные решения, настроенность на саморазвитие; качественный характер деятельности - стиль мышления, позволяющий при решении узкопрофессиональной задачи применять методологию многокритериального анализа деятельности; личностное восприятие студентом творческой работы членов микрогруппы и своей роли в результатах коллективного труда.

В своей практической деятельности мы осуществляли такого рода мониторинг по следующим показателям: готовность к дальнейшему творческому саморазвитию; оценка взаимоотношений между преподавателями и обучающимися; толерантность к неопределенности; уровень самооценки; уровень удовлетворенности от учебно - познавательной деятельности. Мониторинг проводился среди участников олимпиадного движения по теоретической механике и математике, по специальностям «Машины и аппараты химических производств», «Механизация сельского хозяйства», «Инноватика» - студентов более 50 вузов Российской Федерации и Республики Беларусь.

Результаты свидетельствуют о том, что у подавляющего большинства участников олимпиадного движения присутствует устойчивая готовность к творческому саморазвитию, укрепляется психологическая готовность к деятельности в условиях неопределенности (у участников 1 тура Всероссийской студенческой олимпиады до 60 %, а 3 тура - до 85 %), практически у всех повысился уровень самооценки и уровень удовле-

творенности от учебно - познавательной деятельности.

Заключение

Разработанная нами инновационная технология обучения в условиях креативной олимпиадной среды внедрены в систему обеспечения качества образования Тамбов-

ского государственного технического университета, что позволило интенсифицировать подготовку элитных специалистов посредством развития их креативности и творческих компетенций и выразилось как в повышении их конкурентоспособности, так и удовлетворенности работодателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пучков Н.П., Попов А.И. Инновационные подходы к формированию творческих компетенций в системе обеспечения качества профессионального образования. / Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. Том 1. Серия Гуманитарные науки. №1(11). Тамбов, 2008. С.165-173.

2. Пучков Н.П., Попов А.И. Олимпиадная среда как фактор обеспечения качества подготовки специалистов / Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке: Материалы 15 Международной научно-методической конференции. СПб, 2008. С.125-

126

3. Попов А.И., Попов В.И., Тышкевич В.А., Шумский М.П. Сборник олимпиадных задач по теоретической механике. Рекомендовано Министерством образования и науки для направлений подготовки 150000 и 270000. Тамбов, Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 96 с.

4. Попов А.И. Механика. Решение творческих профессиональных задач. В 2-х ч. Рекомендовано УМО по университетскому политехническому образованию для направления подготовки 220600. Тамбов, Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - Ч.1 -108 с, Ч.2.- 80 с.

Н.Б. Культин

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Интеграция российской системы высшего профессионального образования в так называемый Болонский процесс вызвала необходимость ее реформирования. Одним из направлений реформирования является разработка и внедрение в практику новых образовательных стандартов. Ключевыми моментами стандартов «третьего поколения» является двухуровневая система подготовки (бакалавриат, магистратура), компетентно-стный подход, модульная структура дисциплин и «кредитная» система оценки, непрерывный характер процесса обучения.

В процессе подготовки федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) разработчиками, в лице ведущих специалистов в области высшего про-

фессионального образования, представителей академического сообщества и работодателей было сформулировано понятие «компетенция». В последних редакциях проектов ФГОС ВПО компетенция определяется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». В стандартах для каждого направления подготовки компетенции конкретизируются. Например, в проекте стандарта по направлению подготовки «Инноватика» одна из профессиональных компетенций бакалавра в области формулируется так: «способность использовать информационные технологии и инструментальные средства при разработке проектов». В энциклопедическом словаре (Советский энциклопедический словарь, М.: «Со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.