Научная статья на тему 'Развитие креативности бакалавра в период педагогической практики'

Развитие креативности бакалавра в период педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / CREATIVITY / PEDAGOGICAL PRACTICE / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL INTERACTION / CREATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витвицкая Лариса Антоновна, Мирошникова Дарья Викторовна

Потребность современного общества в новом учителе, готовом к освоению инновационных образовательных технологий, к постоянному поиску новых форм обучения, актуализирует важность развития креативности как профессионально значимого качества личности учителя, которое определяет его успешность, востребованность, конкурентоспособность и потенциал профессионального развития. Поиск условий развития креативности обучающегося высшей школы начинается с содержания Профессионального стандарта педагога и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования поколения 3+, в которых определена творческая деятельность и творческие компетенции бакалавра. Креативность учителя проявляется в профессиональной деятельности, основанной на различных видах педагогического взаимодействия, решении творческих задач на методическом, педагогическом, воспитательном, образовательном и инновационном уровнях. Потенциал педагогической практики в развитии креативности определяется: во-первых, содержанием компетенций, которыми необходимо овладеть бакалавру в процессе педагогической практики; во-вторых, исследовательской, проектной и аналитической деятельностью, реализуемой бакалавром в педагогической практике; в-третьих, развитием педагогического мышления и познавательной творческой активностью бакалавров за счет получения первичного опыта профессиональной педагогической деятельности. Развитие креативности бакалавра в процессе педагогическое практики обеспечивают следующие составляющие: организационная, профессионально-мотивационная, методико-теоретическая, методико-практическая, целенаправленного взаимодействия, креативная, рефлексивная и деятельностная. Они в совокупности создают комплекс условий для развития когнитивного, деятельностного и мотивационного показателей креативности бакалавра в педагогической практике. Одним из средств развития креативности бакалавра является решение творческих методических и профессионально ориентированных задач, направленных на развитие методического мышления и актуализацию профессионального самосознания, которые в комплексе обеспечивали развитие креативности бакалавра в процессе педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need of modern society in a new teacher, ready for the development of innovative educational technologies, to the constant search for new forms of education, actualizes the importance of developing creativity as a professionally significant quality of the teacher's personality, which determines its success, relevance, competitiveness and professional development potential. The search for the conditions for the development of the creativity of the higher education school begins with the content of the Professional Standard of the Teacher and the Federal State Educational Standard of Higher Education of the Generation 3+, in which the creative activity and the creative competence of the bachelor are determined. Creativity of the teacher is manifested in professional activities based on various types of pedagogical interaction, solving creative tasks at the methodological, pedagogical, educational, educational and innovation levels. The potential of pedagogical practice in the development of creativity is determined: first, the content of competences that the bachelor must master in the process of pedagogical practice; secondly, the research, design and analytical activities implemented by the bachelor in pedagogical practice; thirdly, the development of pedagogical thinking and cognitive creative activity of bachelors at the expense of obtaining the primary experience of professional pedagogical activity. Development of the bachelor's creativity in the process of pedagogical practice provides the following components: organizational, vocational-motivational, methodological-theoretical, methodical-practical, purposeful interaction, creative, reflective and action-oriented. They together create a set of conditions for the development of cognitive, activity and motivational indicators of the bachelor's creativity in pedagogical practice. One of the means of development of the bachelor's creativity is the solution of creative methodical and professionally oriented tasks aimed at developing methodical thinking and actualization of professional self-awareness, which together provided the development of the bachelor's creativity in the process of pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности бакалавра в период педагогической практики»

УДК 378.147.88

Витвицкая Л.А.1, Мирошникова Д.В.2

1Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия 2Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия E-mail: vitvlar@mail.ru ; dollyfill56@gmail.com

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ БАКАЛАВРА В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Потребность современного общества в новом учителе, готовом к освоению инновационных образовательных технологий, к постоянному поиску новых форм обучения, актуализирует важность развития креативности как профессионально значимого качества личности учителя, которое определяет его успешность, востребованность, конкурентоспособность и потенциал профессионального развития. Поиск условий развития креативности обучающегося высшей школы начинается с содержания Профессионального стандарта педагога и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования поколения 3+, в которых определена творческая деятельность и творческие компетенции бакалавра.

Креативность учителя проявляется в профессиональной деятельности, основанной на различных видах педагогического взаимодействия, решении творческих задач на методическом, педагогическом, воспитательном, образовательном и инновационном уровнях.

Потенциал педагогической практики в развитии креативности определяется: во-первых, содержанием компетенций, которыми необходимо овладеть бакалавру в процессе педагогической практики; во-вторых, исследовательской, проектной и аналитической деятельностью, реализуемой бакалавром в педагогической практике; в-третьих, развитием педагогического мышления и познавательной творческой активностью бакалавров за счет получения первичного опыта профессиональной педагогической деятельности.

Развитие креативности бакалавра в процессе педагогическое практики обеспечивают следующие составляющие: организационная, профессионально-мотивационная, методико-теоретическая, методико-практическая, целенаправленного взаимодействия, креативная, рефлексивная и деятельностная. Они в совокупности создают комплекс условий для развития когнитивного, деятельностного и мотивационного показателей креативности бакалавра в педагогической практике.

Одним из средств развития креативности бакалавра является решение творческих методических и профессионально ориентированных задач, направленных на развитие методического мышления и актуализацию профессионального самосознания, которые в комплексе обеспечивали развитие креативности бакалавра в процессе педагогической практики.

Ключевые слова: креативность, педагогическая практика, высшее образование, профессиональное развитие, профессиональное взаимодействие, творческое развитие.

Современные условия развития социума, культуры и образования определяют потребность общества в инновационном и креативном учителе, способном осознать важность обновления системы образования, теории и практики организации образовательного процесса, создавать, осваивать и использовать инновационные и креативные педагогические идеи. Кроме того, непрерывное изменение состава учебных программ требует от учителя постоянного поиска новых альтернативных форм и технологий обучения.

В связи с этим актуализируется потребность будущего учителя в осознанном развитии своих профессионально значимых качеств, для достижения карьерных, профессиональных и личностно-профессиональных целей. Стремление к постоянному развитию и самосовершенствованию учителя определяет его успешность и конкурентоспособность на рынке

образовательных услуг. Современному педагогу необходимо быстро приспосабливаться к новым условиям, а это требует от него таких качеств, как мобильность, креативность, инновацион-ность, эрудированность и пр.

В настоящее время происходит интенсивный поиск условий развития креативности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки, анализ негативных факторов, тормозящих его профессиональное становление и осмысление этапов обучения в системе непрерывного образования как среды для развития творческого потенциала, профессиональной направленности, инновационности и креативности студента.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [8] и Профессиональный стандарт педагога [9] ориентирует подготовку будущего учителя на развитие умения решения творческих педа-

Витвицкая Л.А., Мирошникова Д.В._

гогических задач, способности выдвижения новых решений и воплощения их в практику. Современный педагог должен быть активен в творческой, исследовательской и аналитической деятельности, что определяет его творческую готовность, зависящую от эмоционального и мотивационного состояния, по мнению В.Г. Рындак [11], и креативность.

Креативность понимается как качество или способность, присущая личности. Согласно В.В. Мороз, креативность - это основа для открытий и инноваций, а ее характеризуют два качества: новизна и полезность [5]. Креативность учителя проявляется в профессиональной деятельности, основанной на различных видах взаимодействия [2] и решения творческих задач на методическом, педагогическом, воспитательном, образовательном и инновационном уровнях. Кроме того, как отмечает Н.В. Кузьмина, креативность учителя проявляется в проектировании личности ученика, принятии самостоятельных решений в неожиданных ситуациях, построении учебного процесса в соответствии с особенностями детей [4]. Креативный учитель способен развивать и поддерживать креативность, творческие способности и творческий потенциал учеников.

Значительный вклад в развитие проблемы креативности внесли как отечественные (Д.Б. Богоявленская, А.В. Морозов, Я.А. Пономарев,

B.Г. Рындак), так и зарубежные исследователи (Т. Амабайл, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс,

C. Медник, Р. Мэй, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Робинсон)

Понятие «креативность» тесно связано с понятием «творчество», однако творчество понимается как процесс, приводящий к созданию нового, а креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека, его способность отказаться от стереотипных способов мышления, а также способность обнаруживать новые варианты решения проблем [6]. Так, Н.А. Степаненко представляет творчество как процесс, который характеризуется прагматизмом, спонтанной деятельностью; а креативность -как личностное качество, которому присущ прагматизм и целенаправленная организованная деятельность [13].

В.Г. Рындак и А.В. Москвина рассматривают креативность как диалектическое единство

_Развитие креативности бакалавра...

потенциального и актуального, системного взаимодействия авторского потенциала с его исполнением. Креативность, с позиции авторов, определяется как способность порождать новые идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации [12].

Потенциал педагогической практики в развитии креативности бакалавра определяется компетенциями, заложенными в содержание Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и основной образовательной программой подготовки бакалавра.

Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, с позиции формирования готовности к творческой деятельности представляют интерес такие компетенции как способность порождать новые идеи, способность применять знания на практике, способность к организации и планированию, исследовательские навыки, способность адаптироваться к новым ситуациям, способность к критике и самокритике, навыки межличностных отношений [7].

Студенческий возраст - наиболее плодотворный для формирования знаний, профессионального развития, формирования культуры мыслить [10], что дает оптимальные условия для усвоения системы профессиональных ролей, видов деятельности в новых условиях. Первостепенная задача педагогической практики - обеспечить бакалавру первичный опыт профессионально-творческой деятельности, который позволит определить жизненную ориентацию и профессиональную идентификацию будущего учителя [3].

Мы считаем, что развитие креативности бакалавра в процессе педагогической практики должно обеспечиваться с учетом следующих составляющих:

- организационной, где определенный разработанный образовательный маршрут студента позволяет рационально распределить его виды деятельности для достижения положительных результатов в приобретении и развитии профессиональных навыков;

- профессионально-мотивационной, заключающейся в идентификации значимых

Педагогические науки

мотивов и эмоций для сознательного управления профессиональной действительностью и проектировании будущего профессионального пути;

- методико-теоретической, т.е. накопленного базиса теоретических знаний и общих интеллектуальных ресурсов личности студента;

- методико-практической, включающей первичные умения и навыки проектирования урока с соблюдением принципов методики обучения предмету;

- целенаправленного взаимодействия, организованного путем сочетания индивидуальной и групповой работы с применением методических средств профессионально-педагогического взаимодействия, в результате которого у студента формируется критическое мышление, аналитические способности и умение «видеть со стороны» процесс и результат своей деятельности;

- креативной, позволяющей комфортно ориентироваться в вариативном образовательном пространстве, вносить необходимые изменения в свою профессиональную деятельность и ее содержание;

- рефлексивной, определяющей самоанализ собственной деятельности, позволяющий скорректировать направление педагогической и методической работы, а также пути саморазвития;

- деятельностной, заключающейся в дея-тельностном подходе к развитию креативности в процессе педагогической практики, где студенты выполняют три вида деятельности - исследовательскую (педагогическая диагностика, психологическая диагностика, исследования в области методов, приемов и средств обучения, исследования в сфере целей и содержания обучения, исследования в области методов, приемов и средств оценки достижений учащихся, педагогическая рефлексия [16]), проектную (проектирование уроков с обязательным использованием креативных форм, методов и технологий обучения) и аналитическую (анализ собственной педагогической деятельности, деятельности практикантов-однокурсников, учителей баз практики; анализ передового педагогического опыта).

Как отмечает Е.Е. Щербакова, позитивные ценностные ориентации студентов вуза в усло-

виях профессиональной подготовки можно развить, формируя педагогическую креативность как интегративное образование. Автор утверждает, что развитие педагогической креативности сопряжено с ценностной ориентацией на творческий труд, стремлением к повышению профессиональной квалификации, пополнению и изучению опыта [15].

Одним из средств развития креативности бакалавра в процессе педагогической практики стало решение творческих методических задач. Творческая задача - это задача, при решении которой необходимо найти новый алгоритм. Творческая методическая задача направлена на решение стандартной методической задачи с использованием нестандартных форм, приемов и методов [1].

Творческая задача, согласно словарю Т. А. Барышевой, это задача, «включающая недостаточное количество условий для ее решения, содержащая поле неопределенности, параметры которой вызывают необходимость активизации воображение для ее вероятностного достраивания с целью решения» [14, с. 41].

Нами были сконструированы творческие методические задачи, для решения которых бакалавру необходимо было применить как знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения методики обучения иностранному языку, так и собственную креативность.

Пример упражнения:

Назовите любой предмет. Приведите пример использования предмета в четырех видах речевой деятельности на уроке.

Вариант, предложенный одним из практикантов: предмет - перчатка.

Использование на уроке:

Аудирование: при прослушивании текста учащимся необходимо надевать перчатку каждый раз, когда они слышат определенное грамматическое явление и снимать, если слышат другое - упражнение в дифференциации на слух.

Говорение: составить диалог «Я потерял перчатку» («I've lost my glove»).

Письмо: упражнение, где учащимся необходимо выйти к доске и вставить пропущенное слово или букву в слове, перчатка используется как эстафетная палочка. Можно выполнять в командах.

Витвицкая Л.А., Мирошникова Д.В._

Чтение: при чтении текста загибать палец перчатки при совершении ошибки, можно выполнять в духе соревнования.

В исследовании проблемы развития креативности остается большое количество нерешенных вопросов, связанных с определением

_Развитие креативности бакалавра...

места креативности в системе компетенций бакалавра, технологических аспектов ее развития, потенциала образовательной системы для развития творческих способностей студентов, возможностей креативности в профессиональном развитии будущего учителя.

22.08.2017

Список литературы:

1.Авакянц, С. Ю. Фрактальный подход к процессу развития творческого потенциала будущих педагогов (на примере специальности «профессиональное обучение (дизайн)» / С. Ю. Авакянц // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №10. - с. 101-104.

2. Витвицкая, Л. А. Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета : монография / Л. А. Витвицкая. - М.: Дом педагогики,2009. - 284 с.

3. Кетриш, Е.В. Формирование проектировочной компетенции будущих педагогов в процессе непрерывной педагогической практики :автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Кетриш. - Екатеринбург, 2013 - 24с.

4. Кузьмина Н.В. Акмеология — теория фундаментального образования // Акмеолопя — наука XXI стол1ття: развитокпрофесюнал1зму: Матер1али 2-й межнар. науково-практичной конф. К.: КМПУ им. Б.Д. Гршченка. - 2008. - С. 13-27.

5. Мороз, В. В. Развитие креативности студентов : монография / В. В. Мороз. - Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ОГУ, 2011. - 183 с.

6. Никитин, О. Д. Развитие креативности как основа профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Д. Никитин. - М., 2009. - 22 с.

7. Попов, А. И. Инновационные образовательные технологии творческого развития студентов. Педагогическая практика: учебное пособие. - Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. - 80 с.

8. Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогической образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)».

9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 554н.

10. Рогов, Е. И. Личность учителя : теория и практика / Е. И. Рогов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 512 с.

11. Рындак, В. Г. Педагогика креативности : монография / В. Г. Рындак. - Москва: Университетская книга, 2012. - 284 с.

12. Рындак, В. Г., Москвина, А. В. Личность. Творчество. Развитие / В. Г. Рындак, А. В. Москвина. - М.: Педагогической вестник, 2001. - 290 с.

13. Степаненко, Н. А. Технология развития креативного потенциала будущего учителя в творческой учебно-профессиональной деятельности : учебно-методическое пособие / Н. А. Степаненко. - Орск : Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала ОГУ), 2014. - 155 с.

14. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ.ред. Т. А. Барышевой. СПб.: Изд-во ВВМ, 2014. - 380 с.

15. Щербакова, Е.Е. Педагогическая креативность как фактор профессионального развития студентов / Щербакова Е.Е. :дисс. ... д.п.н. : автореферат - Чебоксары, 2006. - 37 с.

16. Щуринова И. А., Тарантей В. П. Педагогическая практика в рамках сетевого взаимодействия «школа-вуз» как фактор развития исследовательских компетенций у студентов - будущих педагогов: проблемы и перспективы реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 34. - С. 166-170. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95716. htm.

17. Richards, R. Frank Barron and the Study of Creativity: A Voice That Lives on / R. Richards // Journal of Humanistic Psychology. -2006. - Vol. 46. - № 3. - P. 352-370.

18. Simonton, D. K. Quantifying creativity: can measures span the spectrum? / D. K. Simonton // Dialogues Clin Neurosci. - 2012. - № 14 (1). - P. 100-104.

Сведения об авторах:

Витвицкая Лариса Антоновна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор vitvlar@mail.ru;

Мирошникова Дарья Викторовна, старший преподаватель Оренбургского государственного педагогического университета, Россия; dollyfill56@gmail.com

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.