Научная статья на тему 'Инновационные интегративные технологии и методы креативного обучения в профессионально технологическом образовании'

Инновационные интегративные технологии и методы креативного обучения в профессионально технологическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / EDUCATIONAL INTERNET RESOURCES / ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА / INNOVATIVE TOOLS / КРЕАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / CREATIVE LEARNING / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАРТЫ / SMART CARDS / ИНФОКАРТЫ / INFOCARDS / УЧЕБНАЯ ИНТЕРНЕТ-ЭКСКУРСИЯ / УЧЕБНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ / EDUCATIONAL INTERACTIVE TOUR / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / CREATIVE PROCESS / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ / INTEGRATIVE TECHNOLOGIES AND METHODS / EDUCATIONAL ONLINE TOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каунов Александр Михайлович

Освещаются проблемы, особенности и возможности разработки прогрессивных инновационных интегративных средств современной методики креативного обучения на основе информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каунов Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues, features and potential of development of the progressive innovative integration means of the modern methodology of creative training based on information technologies.

Текст научной работы на тему «Инновационные интегративные технологии и методы креативного обучения в профессионально технологическом образовании»

А.М. КАУНОВ (Волгоград)

ИННОВАЦИОННЫЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

и методы креативного обучения в профессионально-технологическом образовании

Освещаются проблемы, особенности и возможности разработки прогрессивных инновационных интегративных средств современной методики креативного обучения на основе информационных технологий.

Ключевые слова: образовательные интернет-ресурсы, инновационные средства, креативное обучение, интеллектуальные карты, ин-фокарты, учебные интернет- и интерактивная экскурсии, творческий процесс, интегра-тивные технологии и методы.

Модернизация современного образования ставит перед педагогическими работниками задачи введения педагогических новшеств в дидактический процесс и совершенствования методов, средств обучения и способов организации практической и познавательной деятельности, основанных на личностно ориентированном и компетентностном подходах, которые могут заинтересовать сегодняшнего выпускника в получении новых практико-ориентированных знаний, необходимых ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем.

Главные тенденции современного образования требуют применения системных педагогических технологий и методов, ориентированных на познание, переживание и оценку осваиваемых знаний. Выбирать методы, средства, технологии обучения необходимо, опираясь на требования к качеству современного образования, которое определяется образовательными достижениями обучающихся. Использовать только методы традиционного обучения, которые больше не отвечают запросам общества, уже недостаточно, нужны современные образовательные методы и технологии. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у обучающихся навыки самостоятель-

кие науки -

ного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умения работать с нею, выдвижения гипотез, формулирования выводов и построения умозаключений.

В современном образовательном процессе смещаются акценты с аудиторных занятий под руководством преподавателя на внеаудиторную и самостоятельную работу, содержание которых будет определяться индивидуальной траекторией обучения. Речь идет не только о технологизации учебного процесса, об увеличении практической направленности образования, о внедрении новых форм оценки результатов деятельности как обучающегося, так и преподавателя, но и о кардинальном изменении функций преподавателя, призванного не передавать имеющиеся у него знания в готовом виде, не проверять память на экзамене, а научить:

- учиться творчески;

- знать и понимать;

- познавать за счет усилий своей мысли, а не за счет своей памяти;

- делать;

- жить, созидая себя и свое будущее;

- быть Человеком на протяжении всей жизни.

Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь обучающихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить их активно, самостоятельно добывать новые знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету, к деятельности. При этом необходимы и кардинальные изменения в профессиональной подготовке будущего педагога, и в переподготовке и повышении квалификации учителей-практиков.

Увеличить продуктивность обучения, правильно научиться мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал, эффективно структурировать и обрабатывать большие объемы информации, планировать свое время, продукты, генерировать новые идеи и др. можно, если использовать, например, один из сравнительно новых и эффективных [3] подходов к обучению, являющийся относительной инновацией на российском рынке образовательных услуг интегратив-ный метод креативного обучения (ко-

О Каунов А.М., 2018

ИЗВЕСТИЯ вгпу

торый был предложен и апробирован нами в [1-2]).

Этот метод включает в себя самостоятельную разработку и создание обучающимися информационной интеллектуальной карты (или мастер-карты) с гипертекстовыми переходами на выполнение тематических творческих либо бизнес-проектов, решением кейсов по изучаемой теме и выполнением виртуальных экскурсионных практикумов по данной теме с последующей разработкой визуально-художественных тестов и тестовой оценкой приобретенных не за счет своей памяти, а за счет усилий своей мысли в деятельности на основе данного инновационного интегратив-ного метода получения знаний.

Главным для преподавателя сейчас становится не передача знаний, а стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности обучающихся, запуск механизмов самообразования, самоорганизации и самореализации, т. е. в процессе подготовки должно доминировать самообучение, когда личность сама направляет себя на достижение определенного результата и быстро адаптируется к изменяющимся условиям жизни в новых реалиях открытого общества (компетентностный подход).

Данный метод представляет собой инновационный продукт (по сути, комплексный виртуальный электронный учебник), инструмент современной методики креативного обучения в профессионально-технологическом образовании, особый вид информационной карты, содержащей достаточно большой объем информации, сосредоточенной в одном месте, на одной странице в виде видеороликов, интернет- или интерактивных экскурсий на современные производства, заводы, фабрики, стройки промышленных, жилых и культурно-бытовых объектов, сельскохозяйственные предприятия, в научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, на другие объекты производственного, учебного, научного и социально-культурного назначения, в виде справочников, словарей, каталогов, кейсов, интеллект-карт и т. д.

При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой, аналитической, экспертной, коммуникативной и др. В этом случае знания становятся следствием усвоения способов деятельности. Из

пассивного потребителя знаний обучающийся становится субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей.

Такая технология обучения должна подготовить человека к выработке у него навыков добывания нужной информации и умения оперировать ею, к использованию методов прогнозирования, моделирования и проектирования своей деятельности и в социальной, и в профессионально-трудовой роли. Основные критерии удачного построения такого обучения - это хорошо продуманная структура и гипертекстовые переходы (ссылки), интересные графические, аудио- и видеоиллюстрации. Достаточно внимательно рассмотреть одну такую информационную интеллектуальную или мастер-карту, изучить ее содержание, решить тематические кейсы - и можно усвоить достаточно большой объем учебного материала.

Информационные мастер-карты дают много возможностей тем, кто их разрабатывает и использует. Сферы их применения безграничны. они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации. Могут использоваться в качестве информативного инструмента управления знаниями, дают возможность осуществлять постоянный контроль за уровнем освоения обучающимися учебного материала и вырабатывать у них навыки постоянного контроля за собственными знаниями, а также воспитывать стремление к улучшению учебных результатов и более глубокому освоению изучаемого материала.

В процессе профессионально-технологической подготовки будущих учителей главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации студентов к профессиональной среде, повысить их конкурентоспособность. сегодня все более востребованы компетентные специалисты, способные эффективно функционировать в новых динамичных социально-экономических условиях. в рамках проекта реализуются основные методологические принципы: системности, целостности, объективности, прикладной направленности, динамизма и про-цессуальности.

Предлагаемая в проекте новая система интегрированных методов обучения на основе интеграции самостоятельно создаваемых интеллектуальных информационных мастер-

педагогические науки

карт, кейсовых заданий и виртуальных экскурсионных практикумов обеспечивает:

- ориентацию на индивидуализацию обучения, повышение профессиональной и методической компетентности как будущих, так и действующих учителей технологии, преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений общего и профессионального образования.

- освоение студентами, учителями и преподавателями принципа преподавания технологии, общетехнических и специальных предметов на основе органической связи дисциплин, овладение современными культурологическими знаниями;

- вооружение студентов, учителей современными инновационными педагогическими технологиями, активными и интерактивными методами обучения, передовым педагогическим опытом;

- формирование у студентов, учителей умения конструировать урок с учетом современных требований, умения проводить анализ своей работы;

- проведение эмпирических исследований во время виртуальных экскурсионных практикумов: обсервационные - прямое, косвенное и включенное наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития;

- раскрытие творческого потенциала студентов, учителей путем приобщения их к исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работе, формирование умения систематизировать и обобщать собственный педагогический опыт;

- овладение методами (диагностическими (беседы с обучающимися), прогностическим (метод экспертных оценок, преподавание), статистическими (ранжирование, шкалирование, математическая и статистическая обработка результатов исследования) и др.).

Теоретическая и практическая направленность исследования позволяет найти приемлемые решения проблем по существенному улучшению качества подготовки и переподготовки специалистов в свете современной модернизации российского образования, обеспечивает творческое и активное овладение студентами знаниями, умениями и навыками, закладывает базу, фундамент для изучения частных методик преподавания и других учебных предметов, входящих в образовательную область «Технология» и в профессиональную подготовку. Полученные результаты дополнят общую теорию целостного образовательного

процесса в педагогическом вузе. результаты исследования могут использоваться в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров сферы образования при организации образовательного процесса на модульно-компетентностной основе обучения.

Перенос центра тяжести в образовании на индивидуализацию его результатов и персональную ответственность за них формирует еще один аспект: образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит, не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.

одна из тенденций современного образования - переход от информативных форм обучения к проблемно-ситуативным и все более полное насыщение учебного процесса технологиями, в которых учащиеся действуют в спроектированных ситуациях, выполняя практические задания. Обязанностью учителей становится создание в рамках обучения условий для максимального раскрытия интересов и склонностей учащихся, прогнозирование успешной реализации послешкольных жизненных планов учеников.

В современных условиях успешно обучать учащихся практической самостоятельности и эффективным способам усвоения знаний возможно только через:

- создание условий для овладения школьниками основными видами человеческой деятельности (самореализация, самовыражение и личностное самоутверждение; адаптация к условиям рыночной экономики);

- воспитание социально активных, творческих членов общества, которые владеют системой общечеловеческих и национальных ценностей и обладают чувством гражданской ответственности за результаты своей деятельности;

- удовлетворение социального заказа школе со стороны детей и их родителей, текущих и перспективных потребностей производства в квалифицированных специалистах государства.

И как итог: использование интегративных методов самостоятельной организации обучающихся позволяет формировать социально-трудовую компетентность. Это реализуется:

- в готовности обучающегося к самовыражению в профессиональном сообществе;

известия вгпу

- умении выбирать и конструировать собственные версии профессионального становления;

- способности ставить профессиональную или производственную цель и обеспечивать ресурсы для ее достижения.

Все это должно проявляться в умении обучающихся проводить исследования, осваивать современные технологии, изготавливать продукцию, пользующуюся спросом и конкурирующую на рынке с другими товарами; осваивать необходимые способы профессиональной деятельности.

список литературы

1. Каунов А.М. Виртуальные образовательные интернет-ресурсы - эффективный инновационный инструментарий современного педагога [Электронный ресурс] // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. 2013. № 5(25). URL: http://grani. vspu.ru/files/publics/1378466765.pdf (дата обращения: 14.03.2018).

2. каунов А.М. Мастер-карта как инновационный продукт современной методики креативного обучения в профессионально-технологическом образовании [Электронный ресурс] // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. 2015. № 6(40). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1441603302.pdf (дата обращения: 14.03.2018).

3. Каунов А.М., Тарасов А.И. Перспективы применения интеллект-карт при обучении технологии в коррекционном учреждении // Изв. Волгогр.

гос. пед. ун-та. 2017. № 5 (118). С. 75-81.

* * *

1. Kaunov A.M. Virtual'nye obrazovatel'nye in-ternet-resursy - jeffektivnyj innovacionnyj instru-mentarij sovremennogo pedagoga [Jelektronnyj resurs] // Grani poznanija: jelektron. nauch.-obrazovat. zhurn. 2013. № 5(25). URL: http://grani.vspu.ru/ files/publics/1378466765.pdf (data obrashhenija: 14.03.2018).

2. Kaunov A.M. Master-karta kak innovacionnyj produkt sovremennoj metodiki kreativnogo obuche-nija v professional'no-tehnologicheskom obrazovanii [Jelektronnyj resurs] // Grani poznanija: jelektron. nauch.-obrazovat. zhurn. 2015. № 6(40). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1441603302.pdf (data obrashhenija: 14.03.2018).

3. Kaunov A.M., Tarasov A.I. Perspektivy pri-menenija intellekt-kart pri obuchenii tehnologii v korrekcionnom uchrezhdenii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 5 (118). S. 75-81.

Innovative integration technologies and methods of creative learning in vocational and technological education

The article deals with the issues, features and potential of development of the progressive innovative integration means of the modern methodology of creative training based on information technologies.

Key words: educational Internet resources, innovative tools, creative learning, smart cards, infocards, educational online tour, educational interactive tour, creative process, integrative technologies and methods.

(Статья поступила в редакцию 27.03.2018)

т.В. клеветова, с.А. комиссарова

(Волгоград)

формирование трудовых Функций будущего педагога в процессе реализации производственной практики

Рассматривается компетентностная модель формирования трудовых функций будущего педагога. Представлен опыт реализации педагогической практики магистерской программы «Физическое образование».

Ключевые слова: компетенция, профстан-дарт, педагогическая практика.

Подготовка квалифицированных педагогов требует четкого представления о видах профессиональной деятельности, которые они будут осуществлять. На современном этапе трудовые функции учителя зафиксированы в профстандарте. Профстандарт - это «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» [5, ст. 195]. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [6] обоснованы следующие трудовые функции: «общепедагогиче-

© Клеветова Т.В., Комиссарова С.А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.