г дискуссия
^ журнал научных публикаций
Г.Ф. Ахмедьянова, ст. преподаватель, кафедра системного анализа и управления, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия, [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КРЕАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МОДУЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В работе рассматриваются вопросы проектирования креативно-технологических модулей, на которые разделен образовательный процесс в вузе, используемых для развития инженерной компетентности выпускников. Поскольку в цели образовательного процесса — инженерной компетентности — выделено два аспекта: когнитивно-операциональный и профессионально-личностный, меняется структура и наполнение модулей. Креативно-технологический модуль, соединяя целевой результат (креативность обучаемых) со средствами его достижения (педагогическими технологиями и творческими методами), позволяет проводить образовательный процесс целенаправленно, поэтапно отслеживая его результаты и корректируя педагогические инструменты, и повышать достигаемый уровень инженерной компетентности. Обсужден состав модуля и его наполнение. Проведена иерархическая классификация модулей с выделением предметно-конкретного уровня, относящегося к конкретной дисциплине, профессионально-валидного уровня, относящегося к конкретной компетенции и креативно-технологического уровня, относящегося к компетентности в целом. В качестве примера разработан креативно-технологический модуль второго семестра по направлению обучения 220100 — Системный анализ и управление. Подчеркнуто, что именно творческое педагогическое проектирование позволит создать креативно-технологические модули, легко адаптирующиеся к изменениям условий проведения образовательного процесса, и повысить степень достижения поставленных при их реализации целей.
Ключевые слова: креативно-технологический модуль, педагогическое проектирование, компетентность, компетенция, креативность, педагогическая технология, образовательный процесс.
Новые образовательные стандарты предполагают модульную организацию образовательного процесса. Модульное обучение реализует системный подход к построению курса и определению его содержания, обеспечивает эффективный контроль усвоения знаний студентами, выявляет перспективные направления научно-методической работы преподавателя, позволяет быстро дифференцировать студентов по «усредненным» группам отличников, успевающих и слабых студентов.
Целью образовательного процесса по инженерным направлениям высшего образования является развитие инженерной компетентности. Анализ этой цели позво-
ляет выявить две ее составляющие1: когнитивно-операциональную и профессионально-личностную, что, в свою очередь, специализирует модули, на которые разделяется образовательный процесс. В отличие от специалитета, где большая роль отводилась когнитивно-операциональной составляющей компетентности, бакалавриат делает эти составляющие равноправными. Это, в свою очередь, требует усиленного развития творческой составляющей, концентрированным выражением которой является креативность. Таким образом, название «креативно-технологический модуль» соединяет целевой результат — креативность обучаемых с главным средством ее дости-
№ 7 (48)АВГУСТ 2014
дискуссия
журнал научных публикаций
жения — педагогическими технологиями. Однако к последним, по мнению автора, необходимо присоединять творческие методы, поскольку развитие, в соответствии с теорией Я.А. Пономарева, : обеспечивается только творчеством3.
Кроме того, добавление в модуль уровней развития указанных составляющих на каждом этапе позволяет целенаправленно проводить образовательный процесс, поэтапно отслеживая его результаты и кор- = ректируя педагогические инструменты, повышать достигаемый уровень составляющих инженерной компетентности.
Вышесказанное требует уточнения понятия «модуль». Креативно-технологический модуль понимается автором как элемент образовательного процесса, организующий методическую и междисциплинарную структуру, предусматривающий выделение учебного материала — группы знаний в сочетании с педагогическими технологиями и творческими приемами и средствами активизации самостоятельной работы обучающихся, а также включающий уровни инженерной компетентности, достигаемые в процессе его реализации.
В отличие от специалитета, где большая роль отводилась когнитивно-операциональной составляющей компетентности, бакалавриат делает эти составляющие равноправными. Это, в свою очередь, требует
усиленного развития творческой составляющей, концентрированным выражением которой является креативность.
Классифицировать такие модули удобнее всего в зависимости от уровня, решаемой задачи, выделяя предметно-конкретный уровень, относящийся к конкретной дисциплине, профессионально-валидный уровень, относящийся к конкретной компетенции, и креативно-технологический уровень, относящийся к инженерной компетентно -сти бакалавра техники и технологий в целом.
В отличие от структуры креативно-технологического модуля, постулированной в его определении, наполнение элементов модуля зависит от многих факторов: цели реализации, содержательной составляющей, контингента обучающихся, хода адаптации к образовательному процессу и других. Последнее обстоятельство требует подходить к креативно-технологическому модулю как к объекту проектирования.
Педагогическое проектирование, по нашему мнению, является одним из главных инструментов преподавателя и должно быть направлено в первую очередь на разработку продуманной стратегии образовательного процесса. В нашем случае такую стратегию можно представить как после-
г дискуссия
^ журнал научных публикаций
Креативно-технологический модуль (КТМ2)
Направление 220100- Системный анализ и управление 2-й семестр Цель реализации КТМ - развитие инженерной компетентности будущего бакалавра техники и технологий на начальном этапе
Связь с КТМ1: Дисциплины: ОК ПК
Дисциплины ОК ПК Экономика 3,9 6
История 1,9 2 Ин. язык 14 9
Ин. язык 14 9 История и основы СА и У 1,6,8 1,2
Русск. язык и культ. речи 2 16 Психология в управлении 6,7 1,4
История и основы СА и У 1,6,8 1,2 Основы законодательства 5 7
Психология в управлении 6,7 1,4 Система социальн. управл. 3 4
Основы межличн. коммун. 1-3 1,2 Математика 10 2,8
Математика 10 2,8 Информатика 6,11, 13,17 6,9
Информатика 6,11, 13,17 6,9
Физика 10 2,8
Физика 10 2,8 Инж. и комп. графика 1,5,12 2
Химия 10 2 Физическая культура 16 4
Инж. и комп. графика 1,5,12 2 Проф.-ориентир. перевод 3 4
Физическая культура 16 4 Учебная (ознакомительная) практика. 1-6,8, 12,13, 15 17 4,6,8, 12,14
а в т
с
д
е р
Педагогические технологии: объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная: педагогика с отрудничества; гуманно-личностная технология
Творческие методы: коллективные и ролевые игры, кейс-стади, аудиовизуальные занятия; творческие задания на репродукцию и модернизацию.
Методическое обеспечение саморазвития: методы, интенсифицирующие мотивацию, саморазвитие и самостоятельную работу обучающегося на основе комплекса специальных задач
Критерии и уровни КО компонент инженерной компетентности - дисперсионный критерий ПЛ компонент инженерной компетентности - балльный критерий креативн. >27
Завершенность формирования в %: ОК - 1,5,6,9-13 = 25%; 2,4,8,17 = 29%; 3,16 = 33%, 7,15 = 40%, 14-100% ПК - 1,4,6,8 = 25%; 7 = 20%; 9 = 40%
Прим.: КО — когнитивно-операциональный, ПЛ — профессионально-личностный Креативно-технологический модуль (КТМ2)
№ 7 (48)АВГУСТ 2014
дискуссия
журнал научных публикаций
довательность креативно-технологических модулей. В этой стратегии важен как состав, так и порядок следования модулей с наилучшим согласованием друг с другом. Формирование стратегии преподавания дисциплины удобнее всего проводить на основе метасистем-ного принципа2.
На креативно-технологическом уровне, где рассматривается компетентность будущего бакалавра в целом, необходима временная привязка к образовательному процессу — проще всего ограничить размеры модуля семестровыми рамками. В этом случае получаем восемь модулей для бакалавра техники и технологий. В соответствии с этим проектирование, например, второго креативно-технологического модуля начинаем с постановки цели его реализации, исходя из цели образовательного процесса.
Для примера проект креативно-технологического модуля номер 2 по направлению 22010 — Системный анализ и управление представлен на рисунке. Целью его реализации является развитие инженерной компетентности будущего бакалавра на начальном этапе образовательного процесса (второй семестр).
В соответствии с поставленной целью определяется карта компетентности второго семестра, определяющая содержательную составляющую креативно-технологического модуля. Определены также взаимосвязи компетенций с предыдущим модулем (первого семестра). Информация об уровне их развития — результат мониторинга, проведенного в первом модуле.
Методическое обеспечение саморазвития на начальном этапе связано в первую очередь с повышением мотивации к учебной деятельности и обучением навыкам самоорганизации и самостоятельной работы.
Далее определяются педагогические средства. В качестве педагогических технологий выбираются объяснительно-иллю-
Однако к педагогическим технологиям необходимо присоединять творческие методы, поскольку развитие, в соответствии с теорией Я.А. Пономарева, обеспечивается только творчеством.
и в частности педагогика сотрудничества и гуманно-личностная — как наиболее подходящие на начальным этапе развития инженерной компетентности. Аналогично в качестве творческих выбраны соответствующие невысокому творческому уровню методы репродукции и модернизации: коллективные и ролевые игры, кейс-стади, аудиовизуальные занятия; творческие задания на репродукцию и модернизацию.
В качестве меры развития двух составляющих компетентности выбраны дисперсионный критерий — в виде отношения выходной дисперсии сессионных оценок ко входной — и балльный критерий креативности, определенный по ответам на вопросы специальной анкеты. В критериально-уровневой части указаны их минимальные значения, которые должны быть обеспечены в результате реализации модуля. В конце креативно-технологического модуля установлено конкретное значение уровня компетенций, показанное в процентах от общего времени их освоения.
Интеграция дисциплин и междисциплинарное взаимодействие отражается в проектировании модуля профессионально-валидного уровня. Структура модуля при этом может повторять структуру креативно-технологического модуля, описанного выше, без временной (семестровой) привязки. Его наполнение в отношении педагогических средств соответствует конкретной компетенции, на развитие которой он направлен.
Что касается
креативно-технологи-
ческого модуля
Методическое обеспечение саморазвития на начальном этапе связано в первую очередь с повышением мотивации к учебной деятельности и обучением навыкам самоорганизации и самостоятельной работы.
предметно-конкретного уровня, то он привязан к дисциплине и его проектирование — в большой степени — отражение творческого потенциала преподавателя, занимающегося данной дисциплиной. Таким образом, творческое педагогическое проектирование позволит создавать креативно-технологические модули, легко
стративные и личностно ориентированные адаптирующиеся к изменениям образова-
4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
тельного процесса, и повысить степень достижения поставленных при их реализации целей. ^
Литература
1. Ахмедьянова Г.Ф. Инженерная компетентность как результат интеграции творческого и технологи-
ческого компонентов обучения // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. Ч. 1. С. 13-16.
2. Миронов С.В., Пищухин А.М. Метасистемный подход в управлении. Оренбург, 2005. 336 с.
3. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. С. 3-26.
PROJECTING OF CREATIVE-TECHNOLOGICAL MODULES IN THE EDUCATIONAL PROCESS
G. F. Akhmedyanova, senior lecturer, the department of system analysis and management, Orenburg State University, Orenburg, Russia, [email protected]
This article considers the problems of creative-technological modules projecting, the modules university's educational process are divided into; they are used for developing graduates' engineering competence. Because of educational process goal the engineering competence has two aspects: cognitive-operational and professionalpersonal; the modules' structures and content are changing. Creative-technological module connects goal's result (student's creativity) with means of its reaching (pedagogical technologies and creative methods); it helps to conduct educational process, checking its results and correcting pedagogical tools, rising level of engineering competence. The content and essence of the module is discussed. There is a hierarchical classification of the modules with certain subject level, corresponding to a certain discipline, professional-valid level, corresponding to a certain competence and creative-technological level, corresponding to competences in general. By the example the creative-technological module is created for the second semester of educational subject 220100 — System analysis and management. It is noted that exactly creative and pedagogical projecting allows conducting of creative-technological modules, which adapt easily for changes of educational process conditions, and will allow rising of goal's reaching levels during their realization.
Key words: creative technology module, pedagogical design, competence, competence, creativity, educational technology, educational process
References
1. Akhmed'ianova G.F. Inzhenernaia kompetent- 2. Mironov S.V., Pishchukhin A.M. Metasistemnyi nost' kak rezul'tat integratsii tvorcheskogo i tekhno- podkhod v upravlenii [Metasystem approach to the logicheskogo komponentov obucheniia [Engineering management]. Orenburg, 2005. 336 p. competence as a result of the integration of artistic and 3. Ponomarev Ia.A. Fazy tvorcheskogo protsessa. Issledo-technological components of training]. Fundamental'nye vanie problem psikhologii tvorchestva [Phase of the cre-issledovaniia - fundamental research, 2011, no. 8, part 1, ative process. The study of problems of psychology of cre-pp. 13-16. ativity.]. Moscow, Nauka Publ., 1983.