Научная статья на тему 'Проектирование креативно-технологических модулей в образовательном процессе'

Проектирование креативно-технологических модулей в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ / CREATIVE TECHNOLOGY MODULE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PEDAGOGICAL DESIGN / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНЦИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедьянова Г.Ф.

В работе рассматриваются вопросы проектирования креативно-технологических модулей, на которые разделен образовательный процесс в вузе, используемых для развития инженерной компетентности выпускников. Поскольку в цели образовательного процесса инженерной компетентности выделено два аспекта: когнитивно-операциональный и профессионально-личностный, меняется структура и наполнение модулей. Креативно-технологический модуль, соединяя целевой результат (креативность обучаемых) со средствами его достижения (педагогическими технологиями и творческими методами), позволяет проводить образовательный процесс целенаправленно, поэтапно отслеживая его результаты и корректируя педагогические инструменты, и повышать достигаемый уровень инженерной компетентности. Обсужден состав модуля и его наполнение. Проведена иерархическая классификация модулей с выделением предметно-конкретного уровня, относящегося к конкретной дисциплине, профессионально-валидного уровня, относящегося к конкретной компетенции и креативно-технологического уровня, относящегося к компетентности в целом. В качестве примера разработан креативно-технологический модуль второго семестра по направлению обучения 220100 Системный анализ и управление. Подчеркнуто, что именно творческое педагогическое проектирование позволит создать креативно-технологические модули, легко адаптирующиеся к изменениям условий проведения образовательного процесса, и повысить степень достижения поставленных при их реализации целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projecting of creative-technological modules in the educational process

This article considers the problems of creative-technological modules projecting, the modules university’s educational process are divided into; they are used for developing graduates’ engineering competence. Because of educational process goal the engineering competence has two aspects: cognitive-operational and professionalpersonal; the modules’ structures and content are changing. Creative-technological module connects goal’s result (student’s creativity) with means of its reaching (pedagogical technologies and creative methods); it helps to conduct educational process, checking its results and correcting pedagogical tools, rising level of engineering competence. The content and essence of the module is discussed. There is a hierarchical classification of the modules with certain subject level, corresponding to a certain discipline, professional-valid level, corresponding to a certain competence and creative-technological level, corresponding to competences in general. By the example the creative-technological module is created for the second semester of educational subject 220100 System analysis and management. It is noted that exactly creative and pedagogical projecting allows conducting of creative-technological modules, which adapt easily for changes of educational process conditions, and will allow rising of goal’s reaching levels during their realization.

Текст научной работы на тему «Проектирование креативно-технологических модулей в образовательном процессе»

г дискуссия

^ журнал научных публикаций

Г.Ф. Ахмедьянова, ст. преподаватель, кафедра системного анализа и управления, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия, ahmedyanova@bk.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КРЕАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МОДУЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В работе рассматриваются вопросы проектирования креативно-технологических модулей, на которые разделен образовательный процесс в вузе, используемых для развития инженерной компетентности выпускников. Поскольку в цели образовательного процесса — инженерной компетентности — выделено два аспекта: когнитивно-операциональный и профессионально-личностный, меняется структура и наполнение модулей. Креативно-технологический модуль, соединяя целевой результат (креативность обучаемых) со средствами его достижения (педагогическими технологиями и творческими методами), позволяет проводить образовательный процесс целенаправленно, поэтапно отслеживая его результаты и корректируя педагогические инструменты, и повышать достигаемый уровень инженерной компетентности. Обсужден состав модуля и его наполнение. Проведена иерархическая классификация модулей с выделением предметно-конкретного уровня, относящегося к конкретной дисциплине, профессионально-валидного уровня, относящегося к конкретной компетенции и креативно-технологического уровня, относящегося к компетентности в целом. В качестве примера разработан креативно-технологический модуль второго семестра по направлению обучения 220100 — Системный анализ и управление. Подчеркнуто, что именно творческое педагогическое проектирование позволит создать креативно-технологические модули, легко адаптирующиеся к изменениям условий проведения образовательного процесса, и повысить степень достижения поставленных при их реализации целей.

Ключевые слова: креативно-технологический модуль, педагогическое проектирование, компетентность, компетенция, креативность, педагогическая технология, образовательный процесс.

Новые образовательные стандарты предполагают модульную организацию образовательного процесса. Модульное обучение реализует системный подход к построению курса и определению его содержания, обеспечивает эффективный контроль усвоения знаний студентами, выявляет перспективные направления научно-методической работы преподавателя, позволяет быстро дифференцировать студентов по «усредненным» группам отличников, успевающих и слабых студентов.

Целью образовательного процесса по инженерным направлениям высшего образования является развитие инженерной компетентности. Анализ этой цели позво-

ляет выявить две ее составляющие1: когнитивно-операциональную и профессионально-личностную, что, в свою очередь, специализирует модули, на которые разделяется образовательный процесс. В отличие от специалитета, где большая роль отводилась когнитивно-операциональной составляющей компетентности, бакалавриат делает эти составляющие равноправными. Это, в свою очередь, требует усиленного развития творческой составляющей, концентрированным выражением которой является креативность. Таким образом, название «креативно-технологический модуль» соединяет целевой результат — креативность обучаемых с главным средством ее дости-

№ 7 (48)АВГУСТ 2014

дискуссия

журнал научных публикаций

жения — педагогическими технологиями. Однако к последним, по мнению автора, необходимо присоединять творческие методы, поскольку развитие, в соответствии с теорией Я.А. Пономарева, : обеспечивается только творчеством3.

Кроме того, добавление в модуль уровней развития указанных составляющих на каждом этапе позволяет целенаправленно проводить образовательный процесс, поэтапно отслеживая его результаты и кор- = ректируя педагогические инструменты, повышать достигаемый уровень составляющих инженерной компетентности.

Вышесказанное требует уточнения понятия «модуль». Креативно-технологический модуль понимается автором как элемент образовательного процесса, организующий методическую и междисциплинарную структуру, предусматривающий выделение учебного материала — группы знаний в сочетании с педагогическими технологиями и творческими приемами и средствами активизации самостоятельной работы обучающихся, а также включающий уровни инженерной компетентности, достигаемые в процессе его реализации.

В отличие от специалитета, где большая роль отводилась когнитивно-операциональной составляющей компетентности, бакалавриат делает эти составляющие равноправными. Это, в свою очередь, требует

усиленного развития творческой составляющей, концентрированным выражением которой является креативность.

Классифицировать такие модули удобнее всего в зависимости от уровня, решаемой задачи, выделяя предметно-конкретный уровень, относящийся к конкретной дисциплине, профессионально-валидный уровень, относящийся к конкретной компетенции, и креативно-технологический уровень, относящийся к инженерной компетентно -сти бакалавра техники и технологий в целом.

В отличие от структуры креативно-технологического модуля, постулированной в его определении, наполнение элементов модуля зависит от многих факторов: цели реализации, содержательной составляющей, контингента обучающихся, хода адаптации к образовательному процессу и других. Последнее обстоятельство требует подходить к креативно-технологическому модулю как к объекту проектирования.

Педагогическое проектирование, по нашему мнению, является одним из главных инструментов преподавателя и должно быть направлено в первую очередь на разработку продуманной стратегии образовательного процесса. В нашем случае такую стратегию можно представить как после-

г дискуссия

^ журнал научных публикаций

Креативно-технологический модуль (КТМ2)

Направление 220100- Системный анализ и управление 2-й семестр Цель реализации КТМ - развитие инженерной компетентности будущего бакалавра техники и технологий на начальном этапе

Связь с КТМ1: Дисциплины: ОК ПК

Дисциплины ОК ПК Экономика 3,9 6

История 1,9 2 Ин. язык 14 9

Ин. язык 14 9 История и основы СА и У 1,6,8 1,2

Русск. язык и культ. речи 2 16 Психология в управлении 6,7 1,4

История и основы СА и У 1,6,8 1,2 Основы законодательства 5 7

Психология в управлении 6,7 1,4 Система социальн. управл. 3 4

Основы межличн. коммун. 1-3 1,2 Математика 10 2,8

Математика 10 2,8 Информатика 6,11, 13,17 6,9

Информатика 6,11, 13,17 6,9

Физика 10 2,8

Физика 10 2,8 Инж. и комп. графика 1,5,12 2

Химия 10 2 Физическая культура 16 4

Инж. и комп. графика 1,5,12 2 Проф.-ориентир. перевод 3 4

Физическая культура 16 4 Учебная (ознакомительная) практика. 1-6,8, 12,13, 15 17 4,6,8, 12,14

а в т

с

д

е р

Педагогические технологии: объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная: педагогика с отрудничества; гуманно-личностная технология

Творческие методы: коллективные и ролевые игры, кейс-стади, аудиовизуальные занятия; творческие задания на репродукцию и модернизацию.

Методическое обеспечение саморазвития: методы, интенсифицирующие мотивацию, саморазвитие и самостоятельную работу обучающегося на основе комплекса специальных задач

Критерии и уровни КО компонент инженерной компетентности - дисперсионный критерий ПЛ компонент инженерной компетентности - балльный критерий креативн. >27

Завершенность формирования в %: ОК - 1,5,6,9-13 = 25%; 2,4,8,17 = 29%; 3,16 = 33%, 7,15 = 40%, 14-100% ПК - 1,4,6,8 = 25%; 7 = 20%; 9 = 40%

Прим.: КО — когнитивно-операциональный, ПЛ — профессионально-личностный Креативно-технологический модуль (КТМ2)

№ 7 (48)АВГУСТ 2014

дискуссия

журнал научных публикаций

довательность креативно-технологических модулей. В этой стратегии важен как состав, так и порядок следования модулей с наилучшим согласованием друг с другом. Формирование стратегии преподавания дисциплины удобнее всего проводить на основе метасистем-ного принципа2.

На креативно-технологическом уровне, где рассматривается компетентность будущего бакалавра в целом, необходима временная привязка к образовательному процессу — проще всего ограничить размеры модуля семестровыми рамками. В этом случае получаем восемь модулей для бакалавра техники и технологий. В соответствии с этим проектирование, например, второго креативно-технологического модуля начинаем с постановки цели его реализации, исходя из цели образовательного процесса.

Для примера проект креативно-технологического модуля номер 2 по направлению 22010 — Системный анализ и управление представлен на рисунке. Целью его реализации является развитие инженерной компетентности будущего бакалавра на начальном этапе образовательного процесса (второй семестр).

В соответствии с поставленной целью определяется карта компетентности второго семестра, определяющая содержательную составляющую креативно-технологического модуля. Определены также взаимосвязи компетенций с предыдущим модулем (первого семестра). Информация об уровне их развития — результат мониторинга, проведенного в первом модуле.

Методическое обеспечение саморазвития на начальном этапе связано в первую очередь с повышением мотивации к учебной деятельности и обучением навыкам самоорганизации и самостоятельной работы.

Далее определяются педагогические средства. В качестве педагогических технологий выбираются объяснительно-иллю-

Однако к педагогическим технологиям необходимо присоединять творческие методы, поскольку развитие, в соответствии с теорией Я.А. Пономарева, обеспечивается только творчеством.

и в частности педагогика сотрудничества и гуманно-личностная — как наиболее подходящие на начальным этапе развития инженерной компетентности. Аналогично в качестве творческих выбраны соответствующие невысокому творческому уровню методы репродукции и модернизации: коллективные и ролевые игры, кейс-стади, аудиовизуальные занятия; творческие задания на репродукцию и модернизацию.

В качестве меры развития двух составляющих компетентности выбраны дисперсионный критерий — в виде отношения выходной дисперсии сессионных оценок ко входной — и балльный критерий креативности, определенный по ответам на вопросы специальной анкеты. В критериально-уровневой части указаны их минимальные значения, которые должны быть обеспечены в результате реализации модуля. В конце креативно-технологического модуля установлено конкретное значение уровня компетенций, показанное в процентах от общего времени их освоения.

Интеграция дисциплин и междисциплинарное взаимодействие отражается в проектировании модуля профессионально-валидного уровня. Структура модуля при этом может повторять структуру креативно-технологического модуля, описанного выше, без временной (семестровой) привязки. Его наполнение в отношении педагогических средств соответствует конкретной компетенции, на развитие которой он направлен.

Что касается

креативно-технологи-

ческого модуля

Методическое обеспечение саморазвития на начальном этапе связано в первую очередь с повышением мотивации к учебной деятельности и обучением навыкам самоорганизации и самостоятельной работы.

предметно-конкретного уровня, то он привязан к дисциплине и его проектирование — в большой степени — отражение творческого потенциала преподавателя, занимающегося данной дисциплиной. Таким образом, творческое педагогическое проектирование позволит создавать креативно-технологические модули, легко

стративные и личностно ориентированные адаптирующиеся к изменениям образова-

4 ДИСКУССИЯ

Щ журнал научных публикаций

тельного процесса, и повысить степень достижения поставленных при их реализации целей. ^

Литература

1. Ахмедьянова Г.Ф. Инженерная компетентность как результат интеграции творческого и технологи-

ческого компонентов обучения // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. Ч. 1. С. 13-16.

2. Миронов С.В., Пищухин А.М. Метасистемный подход в управлении. Оренбург, 2005. 336 с.

3. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. С. 3-26.

PROJECTING OF CREATIVE-TECHNOLOGICAL MODULES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

G. F. Akhmedyanova, senior lecturer, the department of system analysis and management, Orenburg State University, Orenburg, Russia, ahmedyanova@bk.ru

This article considers the problems of creative-technological modules projecting, the modules university's educational process are divided into; they are used for developing graduates' engineering competence. Because of educational process goal the engineering competence has two aspects: cognitive-operational and professionalpersonal; the modules' structures and content are changing. Creative-technological module connects goal's result (student's creativity) with means of its reaching (pedagogical technologies and creative methods); it helps to conduct educational process, checking its results and correcting pedagogical tools, rising level of engineering competence. The content and essence of the module is discussed. There is a hierarchical classification of the modules with certain subject level, corresponding to a certain discipline, professional-valid level, corresponding to a certain competence and creative-technological level, corresponding to competences in general. By the example the creative-technological module is created for the second semester of educational subject 220100 — System analysis and management. It is noted that exactly creative and pedagogical projecting allows conducting of creative-technological modules, which adapt easily for changes of educational process conditions, and will allow rising of goal's reaching levels during their realization.

Key words: creative technology module, pedagogical design, competence, competence, creativity, educational technology, educational process

References

1. Akhmed'ianova G.F. Inzhenernaia kompetent- 2. Mironov S.V., Pishchukhin A.M. Metasistemnyi nost' kak rezul'tat integratsii tvorcheskogo i tekhno- podkhod v upravlenii [Metasystem approach to the logicheskogo komponentov obucheniia [Engineering management]. Orenburg, 2005. 336 p. competence as a result of the integration of artistic and 3. Ponomarev Ia.A. Fazy tvorcheskogo protsessa. Issledo-technological components of training]. Fundamental'nye vanie problem psikhologii tvorchestva [Phase of the cre-issledovaniia - fundamental research, 2011, no. 8, part 1, ative process. The study of problems of psychology of cre-pp. 13-16. ativity.]. Moscow, Nauka Publ., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.