Научная статья на тему 'Креативная компетентность педагога - новый вектор развития образования'

Креативная компетентность педагога - новый вектор развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1071
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / МОТИВАЦИОННЫЙ / КОГНИТИВНЫЙ / ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ / ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ В СОСТАВЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ТИПОЛОГИЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО УРОВНЮ КРЕАТИВНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / LITERATURE AND LANGUAGE TEACHER’S CREATIVE COMPETENCE / AXIOLOGICAL / MOTIVATING / COGNITIVE / OPERATIONAL / REFLEXIVE ELEMENTS / PHILOLOGICAL COMPETENCE / CULTURE-ORIENTED COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / METHOD COMPETENCE AS PARTS OF CREATIVE COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / SYNERGETIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брякова Ирина Евгеньевна

Введение. Актуальность проблемы формирования креативной компетентности учителя-словесника обусловлена современным состоянием развития образования, вызовами времени. Цель статьи заключается в обосновании с позиций компетентностного, системного, синергетического подходов необходимости формирования креативной компетентности педагога. Материалы и методы. В статье рассматриваются теоретические основы феномена креативной компетентности педагога, доказывается самостоятельность данного образования по отношению к профессиональной компетентности. Экспериментальным путём доказана эффективность формирования креативной компетентности учителя-словесника, при этом использовались такие методы, как интервьюирование и анкетирование, биографический метод, диагностика по экспресс-методу Р. Джонсона и методике Дж. Рензулли; авторские методики. Результаты исследования. Учителя, не обладающие высоким уровнем креативности, могут успешно развивать творческие способности школьников при условии владения методикой развития литературно-творческих способностей учеников, что составляет основу креативной компетентности педагога. Экспериментальным путём доказана целесообразность введения понятия «креативная компетентность педагога» в педагогический и методический тезаурус. Заключение. Практическая значимость исследования состоит в его направленности на совершенствование профессиональной подготовки педагога, креативной деятельности учителя-словесника. Перспективность данного направления в науке определяется необходимостью совершенствования креативной компетентности у практикующего учителя русского языка и литературы; дальнейшего исследования требует изучение специфики формирования креативной компетентности учителей других школьных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher`s Creative Competence as a New Growth Vector of Education

Introduction. The contemporary state of education and social challenges determine the importance of the language and literature teacher’s creative competence development. The objective of the paper is to substantiate the necessity of developing the teacher’s creative competence from the perspective of the competence, systems and synergetic approaches. Materials and methods. The paper considers the theoretical background of the teacher’s creative competence phenomenon and substantiates the independence of this notion with respect to the professional competence. The efficiency of the language and literature teacher’s competence development was proved empirically by interview and survey methods; diagnostic rapid test method developed by R. Johnson, the J. Renzulli method, as well as by proprietary methods.Results. The teachers revealing a low level of creativity can successfully develop the students’ creative abilities provided they master the method of literary and creative abilities development, which forms the basis for the teacher’s creative competence. The practicability of the term “teacher’s creative competence” in the pedagogical and methodological thesaurus was proved experimentally.Conclusion. The teachers’ training development approach, the focus on the literature and language teacher’s creative activity frame the practical importance of the research. The approach is promising due to the fact that the development of the literature and language teachers’ creative competence is crucial nowadays. The research may prove to be important for investigating the specific features of the creative competence development in the teachers of other subjects.

Текст научной работы на тему «Креативная компетентность педагога - новый вектор развития образования»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / OF TRAINING AND EDUCATION

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 371.13

Креативная компетентность педагога-новый вектор развития образования

И. Е. Брякова

Оренбургский государственный педагогический университет,

г. Оренбург

Аннотация. Введение. Актуальность проблемы формирования креативной компетентности учителя-словесника обусловлена современным состоянием развития образования, вызовами времени. Цель статьи заключается в обосновании с позиций компетентностного, системного, си-нергетического подходов необходимости формирования креативной компетентности педагога. Материалы и методы. В статье рассматриваются теоретические основы феномена креативной компетентности педагога, доказывается самостоятельность данного образования по отношению к профессиональной компетентности. Экспериментальным путём доказана эффективность формирования креативной компетентности учителя-словесника, при этом использовались такие методы, как интервьюирование и анкетирование, биографический метод, диагностика по экспресс-методу Р. Джонсона и методике Дж. Рензулли; авторские методики.

Результаты исследования. Учителя, не обладающие высоким уровнем креативности, могут успешно развивать творческие способности школьников при условии владения методикой развития литературно-творческих способностей учеников, что составляет основу креативной компетентности педагога. Экспериментальным путём доказана целесообразность введения понятия «креативная компетентность педагога» в педагогический и методический тезаурус.

Заключение. Практическая значимость исследования состоит в его направленности на совершенствование профессиональной подготовки педагога, креативной деятельности учителя-словесника. Перспективность данного направления в науке определяется необходимостью совершенствования креативной компетентности у практикующего учителя русского языка и литературы; дальнейшего исследования требует изучение специфики формирования креативной компетентности учителей других школьных дисциплин.

Педагогический ИМИДЖ Ключевые

слова: креативная компетентность учителя-словесника; ак-

сиологический, мотивационный, когнитивный, операциональный, рефлексивный компоненты; филологическая, культурологическая, психолого-педагогическая, методическая компетенции, компетенции в составе креативной компетентности; типология учителей по уровню креативности; компетентностный подход, синергетический подход.

Благодарности: выражаю благодарность своему учителю Терезе Георги-

евне Браже - выдающемуся учёному, доктору педагогических наук, профессору, заслуженному деятелю науки РФ, создателю уникальной научной школы в области теории и методики гуманитарного образования, за прекрасную методическую школу, пройденную под её руководством. Т. Г. Браже - неиссякаемый источник идей, во многом опередивших время. Идея «креативной компетентности» принадлежит моему замечательному Учителю Т. Г. Браже.

Для цитирования: Брякова И. Е. Креативная компетентность педагога - новый

вектор развития образования // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 309-320. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-309-320

Дата поступления статьи в редакцию: 10 марта 2019 г.

Введение. Актуальность формирования креативной компетентности учителя-словесника определяется существующим состоянием развития образования. На сегодняшний день в связи с «цифровизацией» образования, активным развитием средств массовой коммуникации, формирующимся новым «интернет-поколением» детей остро встал вопрос: «Каким будет наше образование в ближайшее время?». Для детей цифровой эры характерно «присутствие цифровых технологий в качестве посредника во всех главных аспектах их жизни (социальном взаимодействии, дружбе, общественной деятельности)» [15, с. 8]. Как считают специалисты, «цифровая школа» - ответ на вызовы быстро меняющегося мира. Перенасыщенный информацией мир меняет человека. Всё чаще в прессе и специальной литературе появляется понятие «ложной компетентности» обучающихся, когда легко полученная информация из разных источников приравнивается к овладению компетенцией, а глубина знаний подменяется поверхностной осведомлённостью по разным областям знаний. Сегодняшнему школьнику уже сложно

читать классические произведения большого объёма, многие реалии времени непонятны, отношения героев вызывают снисходительную улыбку, многие рассуждения автора и персонажей кажутся странными. Роль учителя в процессе воспитания и обучения ребёнка в данной ситуации становится ключевой [5]. Однако учителя, считающие приоритетными задачи, связанные с подготовкой учащихся к ЕГЭ, не ставят перед собой цели развития творческих способностей школьников. Те же проблемы существуют и на Западе. Так, учёные Kaufman J. C., Sternberg R. J. [19; 23], Muirhead B. [24] справедливо замечают, что учителя не должны чувствовать себя «заложниками системы, инструкций», так как творческая деятельность учителя и ориентация на развитие творческих способностей школьников «прививает любовь к получению знаний».

Креативная, профессионально мобильная личность педагога-филолога, способного к эффективной творческой самореализации и развитию творческих способностей школьников, - вот ответ на вызовы времени. Это новый тип педагога, обладающий креативной компетентностью, нестандартно мыслящий, способный увлечь своим предметом, расширить горизонты познания учащегося, самореализующийся в педагогической деятельности и реализующий потенциально креативные способности ученика. Креативную компетентность педагога-филолога определим как интегральное многофакторное качество личности, обусловливающее на профессиональной основе развитие литературно-творческих способностей школьников и саморазвитие собственных творческих способностей [8; 9].

Обоснуем актуальность формирования креативной компетентности учителя-словесника с позиций компетентностного, системного (А. Н. Аверьянов [1], В. П. Беспалько [2], Ю. Г. Татур [2], Э. Г. Юдин и др.), синергетического (И. В. Бла-уберг [3], С. П. Курдюмов, Е. Н. Князева [13], И. А. Колесникова [12], А. С. Пран-гишвили [16], И. Пригожин [17], Г. Хакен) подходов в образовании.

Синергетический подход помогает понять систему как саморазвивающееся, самоорганизующееся образование, способствующее саморазвитию, «самодостраиванию», самоактуализации личности. Одно из ключевых понятий синергетики - флуктуации, то есть возмущения в системе, порождающие хаос, дезорганизацию, которые «раскачивают» её и подводят систему к точке бифуркации. Можно рассматривать инновационные процессы в качестве своеобразных флук-туаций, расшатывающих традиционную «знаниевую» модель образования и подводящих её к точке бифуркации.

В контексте синергетического подхода переход образования от традиционной, «знаниевой», парадигмы к инновационной, компетентностной, является следствием самоорганизации, самодвижения и саморазвития самой системы.

Образовательная система относится к диссипативным системам, у которых имеются как устойчивые, так и неустойчивые стационарные состояния. При возникновении точки бифуркации система приходит в неустойчивое состояние, которое, в свою очередь, рождает неопределённость ситуации.

Ситуация неопределённости подразумевает, что невозможно понять, какая из альтернатив будет результативнее. Кроме того, при целостном взгляде на свою жизненную ситуацию мы видим, что все альтернативы равнозначны. Неопределённости являются принципиальной неотъемлемой составляющей инновационного процесса, поскольку инновации неразрывно связаны с исследованиями и

поиском нового. Именно большое количество неопределённостей в инновационной деятельности определяет её специфику.

Человек преодолевает условия неопределённости волевым решением, которое зачастую противоречит известным данным и тем не менее оказывается верным.

Неопределённость - это неполнота или недостоверность информации об условиях реализации решения, наличие фактора случайности или противодействия. Креативность как свойство личности и проявляется в ситуации неполноты или недостоверности информации. Принятие решения в условиях неопределённости означает выбор варианта решения. Креативная компетентность и предполагает способность личности мобилизовывать и актуализировать знания в ситуации неопределённости для решения творческих задач.

С точки зрения И. Пригожина, И. Стенгерс [17], при качественном изменении среды совершенно естественно ожидать появления новых возможностей: новых структур, новых путей развития. В этом случае можно предположить, что при изменении образовательной среды, увеличении её креативности качественно изменится и человек - объект воздействия этой среды, приобретая в большей или меньшей степени качества этой среды. С другой стороны, если субъекта педагогического общения рассматривать как элемент системы, то, с точки зрения синер-гетического подхода, меняя межэлементные свойства, то есть целенаправленно воздействуя на субъекта, можно породить новое свойство системы. В нашем случае - креативность.

Синергетика рассматривает творческую деятельность личности как последовательность актов выбора субъектом в точках бифуркации и представляет собой, по мнению В. П. Бранского и С. Д. Пожарского [7], не что иное, как частный случай управления. Следуя идеям синергетики, точками бифуркации можно управлять: изменяя вероятность событий в нужную сторону, мы можем управлять тенденциями. Следовательно, мы можем «управлять» творчеством. Исходя из синергетических законов, мы считаем, что творческие процессы управляемы: в одном случае следует создать условия для творческой деятельности, во втором -важно представить алгоритм творческой деятельности.

Подтверждение нашей позиции находим в исследованиях Э. де Боно [4], Э. Торранса, Дж. Рензулли, Р. Стернберга, К. Роджерса [14], которые склонны утверждать, что креативные способности человека с помощью специально организованных занятий и создания креативной среды могут быть «стимулированы и улучшены». Perry (1996), Spencer&Spencer [20] считают, что компетентность обусловливает поведение или действие, которые тоже могут быть измерены по определённым критериям. Кауфман и Стернберг, говоря о возможности стимулирования творческих процессов, отмечают особенности креативности: креативные идеи должны быть инновационными по сути, актуальными, содержательными и соответствовать той задаче, которую ставит перед собой ученик [23, с. 55-58].

Творчество можно рассматривать как явление, недоступное анализу, как духовный акт самоосуществления человека. Творчество можно рассматривать и как способ познания мира и человека, как самореализацию личности. Мы считаем, что в этом случае, зная определённые психолого-педагогические условия, законы творческой деятельности, можно развить предрасположенность к тому или иному виду творческой деятельности. Подтверждение этому находим

в работах ведущих учёных.

С этой точки зрения интересна позиция психолога Л. С. Выготского, который считает, что «обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению. Через сознание мы проникаем в бессознательное. Мы можем известным образом так организовать сознательные процессы, чтобы через них вызвать процессы бессознательные» [10, с. 327].

Развивая позицию Л. С. Выготского, В. С. Юркевич пишет, что «...в психогенетике накопились убедительные свидетельства весьма значительных средо-вых влияний на креативность. В определённом отношении генетически задан только интеллект, креативность является результатом, главным образом, воспитания» [14, с. 139]. Э. де Боно, изучая феномен «латерального мышления», приходит к выводу, что «творчество - это не только сущность таланта, божественное вдохновение или блуждание вокруг в надежде, что вас озарят идеи. Существуют специфические средства и приёмы, которые можно выучить, от-тренировать и применять правильно и обдуманно на практике» [4, с. 92].

Следует отметить, что к проблеме развития креативности педагогов-словесников обращались в своих докторских диссертациях такие ведущие методисты, как Е. О. Галицких [11], И. В. Сосновская [18], Н. П. Терентьева [21], Е. Р. Ядровская [22] и др.

Итак, можно выделить три позиции в вопросе руководства, или инициирования, творческой деятельностью человека:

1) «управлять» творчеством невозможно, так как это духовный акт самоосуществления человека, таинство, не подвластное человеку, божественное озарение;

2) «инициировать» творчество можно через овладение алгоритмом творческой деятельности, через создание соответствующей модели разнообразных творческих решений;

3) «инициировать» творчество возможно через создание наиболее благоприятных условий протекания процесса, через психологическую атмосферу, стимулирующую развитие личности.

Теоретические основы феномена «креативная компетентность». Мы рассматриваем креативную компетентность педагога как самостоятельное новообразование, находящееся в сложных диалектических связях с профессиональной компетентностью. Учитель может быть профессионально компетентным, но обладать разными способностями к творчеству, разной готовностью к развитию данных способностей у своих учеников.

Обратимся к понятию «профессиональная компетентность педагога». С точки зрения Т. Г. Браже и других исследователей, профессиональная компетентность педагога «есть многофакторное явление, в неё входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения, навыки (они являются ядром профессионализма), но и умение работать с людьми, зависящее и от профессиональной, но более от общей культуры учителя, ценностных его ориентаций <...> понимания себя в мире и мира вокруг себя <...> речевого поведения, способности к развитию своего творческого потенциала» [6, с. 382].

Мы считаем, что, находясь в сложных диалектических связях с профессиональной компетентностью, креативная компетентность может как совпадать,

так и расходиться с ней. Понятие «креативная компетентность» системное и многокомпонентное.

Нами были выделены и экспериментально проверены следующие компоненты креативной компетентности учителя-словесника (табл.).

Таблица

Компоненты креативной компетентности учителя-словесника

Table

Components of creative competence of a literature and language teacher

Компоненты Их содержательная часть

1. Аксиологический Творческое отношение к слову и человеческой личности как ценности

2. Мотивационный Потребность в творческом взаимодействии с текстом и стремление передать эту потребность ученику

3. Когнитивный Способность к творческому взаимодействию с текстом через диалог с учеником, проявляющая себя в создании собственных художественных, критических и публицистических текстов; умение творчески использовать отобранную информацию и выстраивать её как систему творческих задач, проявляющаяся в создании креативного учебного текста; умение использовать филологические знания для решения профессиональных творческих задач

4. Операциональный Владение методиками анализа, интерпретации художественного произведения в его родовой специфике и владение методиками развития литературно-творческих способностей учеников; умение творчески использовать накопленный методический опыт и создавать новые методики

5. Рефлексивный Рефлексия по поводу собственной творческой деятельности; рефлексия по поводу своей роли учителя в процессе создания художественного и критического текста учениками

В целях активизации творческого компонента в становлении личности целесообразным является определение структуры креативной компетентности педагога. В своём рассуждении о составляющих креативной компетентности мы исходили из того, что учитель русского языка и литературы в своей профессиональной деятельности интегрирует знания филологических и специальных дисциплин. Составляющими данной компетентности является ряд компетенций, которые не сводятся только к знаниям, умениям, навыкам, а определяют ещё и свойства человека устанавливать связи между знанием и ситуацией, формировать процедуру решения поставленной проблемы. Знания, умения, навыки рассматриваются нами как основа, на которой формируются способы творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений.

В структуре креативной компетентности учителя-словесника проявляется креативная компонента следующих компетенций: филологической (литературоведческой, языковой и лингвистической), культурологической, психолого-педагогической, методической. Филологическая компетенция в составе креативной компетентности предполагает умение педагога выстраивать ценностные диалогические отношения с текстом культуры, по возможности создавать учебные, художественные, публицистические тексты; вариативность интерпретации текста.

Культурологическая компетенция предоставляет учителю-словеснику возможность грамотной интерпретации и стилизации текста в контексте культуры, умение видеть в изучаемом тексте тексты предыдущих эпох, при необходимости распознавать и создавать интертекст.

Психолого-педагогическая компетенция педагога в составе креативной компетентности рассматривается как его полномочия, обязанность и умение самоактуализироваться в творчестве, предполагает креативность, обращённую словесником к самому себе на основе самообразования и системы работы, проводимой педагогами высшей школы. Это способность выстраивать отношения со школьниками на основе ценностных ориентаций, опыта творческой деятельности.

Методическая компетенция учителя-словесника является наиважнейшей в составе креативной компетентности, так как она предполагает знание педагогами методик развития литературно-творческих способностей учащихся, умение передать опыт творческой деятельности школьникам, что и составляет ядро креативной компетентности.

Формируемое поле профессиональной компетентности педагога шире его креативной компетентности. Вместе с тем креативная компетентность, находясь в сложных диалектических связях с профессиональной компетентностью, на каком-то уровне своего формирования совпадает с ней, накладывается на профессиональную компетентность; однако возможно и их расхождение. Когда мы говорим о формировании креативной компетентности педагога, речь идёт о другом, более результативном качестве учительской работы, которая так необходима в современную эпоху вызовов и неудовлетворённости в работе учителя-филолога.

Методы исследования. С целью выявления возможности и качества влияния учителей с разным уровнем креативности на развитие креативности учеников нами был проведён констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие 100 учителей школ, гимназий, лицеев, 1000 учащихся общеобразовательных учреждений г. Оренбурга, г. Кирова, из них 457 учеников 11 класса; 543 ученика 6-7 классов. В результате широкомасштабного анализа образовательной практики нами была выявлена зависимость между уровнем креативности учителей, характером их деятельности и результативностью этой деятельности.

Нами составлено и проанализировано 100 биографий учителей-словесников, принимающих участие в эксперименте, созданы монографические характеристики учителей (портреты), в которых фиксировался креативный компонент педагогической деятельности педагога. В результате анкетирования, интервьюирования, лонгитюдного наблюдения, включённого наблюдения,

биографического метода исследования нами была создана типология учителей по уровню креативности, выделены четыре типа учителей с разным уровнем креативности: «учитель-ретранслятор», «учитель-экспликатор», «учитель-импровизатор», «учитель-исследователь» [8]. В основу типологии учителей положено владение ими методикой развития литературно-творческих способностей школьников. Так, «учитель-ретранслятор» чаще всего действует по образцу, не владеет методикой развития творческих способностей, «учитель-эксплика-тор» не обладает развитыми художественными способностями, но владеет приёмами и способами развития литературно-творческих способностей учеников, «учитель-импровизатор», обладая хорошо развитыми творческими способностями, может, не владея конкретными приёмами и способами развития этих способностей, интуитивно развивать их у своих учеников, «учитель-исследователь» обладает развитыми художественными способностями, владеет приёмами и способами развития литературно-творческих способностей учеников.

Рис. 1. Распределение в процентном соотношении учителей по типологии креативности при n=100

Fig. 1. Percentage distribution of teachers by typology of creativity with n=100

Помимо определения четырёх типов учителей по уровню креативности биографический метод исследования позволил прийти ещё к некоторым выводам. Так, в процессе создания портретов учителей выяснилось:

1. На креативность учителя не влияют его стаж работы и возраст, что подтверждают сделанные ранее выводы.

2. Наиболее эффективно развивают креативные способности учеников учителя-исследователи (четвёртый тип) и учителя-экспликаторы (второй тип).

3. Знания и умения педагогов в области творческой деятельности, их самостоятельный творческий опыт являются эффективными средствами развития креативных способностей школьников.

Как показало исследование, эффективнее строит свою работу по развитию креативных способностей школьников учитель, обладающий развитыми креативными способностями, стабильно хорошие результаты в этом направлении у учителей-экспликаторов (средний уровень креативности), так как они владеют методикой развития литературно-творческих способностей школьников.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам: учитель, не имеющий опыта личной творческой деятельности в области художественного творчества, будет успешно развивать креативные способности своих учеников при следующих психолого-педагогических условиях, если:

1) проблема развития креативных способностей актуализирована в сознании учителя;

2) учитель считает данную проблему значимой и важной;

3) учитель сам стремится к самообразованию в этой области; овладевает методикой развития литературно-творческих способностей учеников;

4) организована определённая деятельность, которая даст возможность «потенциальной» креативности школьника перейти в «актуальную»;

5) для учеников учитель - авторитетный «значимый взрослый»;

6) учитель будет выходить в рефлексивную позицию и намечать коррекцию своих дальнейших действий.

Результаты исследования. В процессе использования таких дополнительных методов исследования, как методика Р. Джонсона (экспертная оценка креативных способностей учащихся), Дж. Рензулли (самооценка креативных способностей), тест Гилфорда «Словесная ассоциация», адаптированный Т. А. Барышевой, авторские методики (И. Б.) «Создание текста», «Завершение фабулы», «Постановка проблемы» [9], мы пришли к выводу о том, что учителя с высоким уровнем креативности более успешно развивают креативные способности учеников, однако учителя, не обладающие достаточным уровнем креативности, но владеющие методикой развития литературно-творческих способностей, могут эффективно развить данные способности учеников. Учителя, обладающие креативной компетентностью, делают это более успешно, что отражено в нашей диссертации и автореферате докторской диссертации [8].

Наше экспериментальное исследование [8] доказало, что формирование креативной компетентности педагога даст возможность для успешной социализации личности школьника, будет способствовать развитию положительной мотивации к дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию как педагога, так и ученика, обеспечит эффективность и результативность деятельности.

Заключение. В дальнейшем исследовании нуждается проблема совершенствования креативной компетентности у практикующего учителя русского языка и литературы в условиях повышения квалификации и при самообразовании; дальнейшего исследования требует изучение специфики формирования креативной компетентности учителей других школьных дисциплин, что и определяет перспективность данного направления в науке.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Аверьянов А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М. : Политиздат, 1985. 263 с.

2. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-вос-

питательного процесса подготовки специалистов: учебно-методическое пособие. М. : Высш. шк., 2015. 144 с.

3. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода. М. : Наука, 1973. 270 с.

4. Боно Э. Искусство думать: латеральное мышление как способ решения сложных задач : пер. с англ. М. : Альпина Паблишер, 2015. 172 с.

5. Браже Т. Г. Гуманитарная культура взрослых: развитие в процессе непрерывного образования. СПб. : Тускарора, 2006. 164 с.

6. Браже Т. Г. О литературе в школе. Книга для учителя. СПб. : МИРС. 2008. 393 с.

7. Бранский В. П. Социальная синергетика и акмеология: Теория самоорганизации индивидуума и социума. СПб. : Политехника, 2001. 158 с.

8. Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. СПб., 2010. 51 с.

9. Брякова И. Е. Формирование креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза: монография. Оренбург : ОГПУ, 2010. 380 с.

10. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Директ-Медиа, 2014. 578 с.

11. Галицких Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. СПб., 2002. 43 с.

12. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики. 2-е изд., доп. и переработ. СПб. : Детство-пресс, 2001. 288 с.

13. Князева Е. Н. Основания синергетики: режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб. : Алетейя, 2002. 414 с.

14. Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. М. : Молод. гвард., 1997. 402 с.

15. Палфри Д., Гассер У Дети цифровой эры : пер. с англ. М. : Эксмо, 2011. 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Прангишвили И. В. Системный подход и общественные закономерности. М. : СИНТЕГ, 2000. 521 с.

17. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой : пер. с англ. / общ. ред. и послесл. В. И. Аршинова [и др.]. М. : Прогресс, 1986. 431 с.

18. Сосновская И. В. Литературное развитие учащихся 5-8 классов в процессе анализа художественного произведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. М. 2004. 44 с.

19. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2. С. 144-160.

20. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции. Модели максимальной эффективности работы. М. : Hippo. 2005. 371 с.

21. Терентьева Н. П. Литературное образование как способ ценностного самоопределения учащихся : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. СПб. 2014. 50 с.

22. Ядровская Е. Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования : 5-11 классы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. СПб. 2012. 42 с.

23. Kaufman J. C., Sternberg, R. J. Creativity. Change, 2007; 39 (4) : 55-60.

24. Muirhead B. Utilizing creative pedagogy // Journal on Educational Psychology, 2011; Feb.-Apr.; 4 (4): p. 1-10.

Teacher's Creative Competence as a New Growth Vector of Education

Irina E. Bryakova

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg

Abstract. Introduction. The contemporary state of education and social challenges determine the importance of the language and literature teacher's creative competence development. The objective of the paper is to substantiate the necessity of developing the teacher's creative competence from the perspective of the competence, systems and synergetic approaches.

Materials and methods. The paper considers the theoretical background of the teacher's creative competence phenomenon and substantiates the independence of this notion with respect to the professional competence. The efficiency of the language and literature teacher's competence development was proved empirically by interview and survey methods; diagnostic rapid test method developed by R. Johnson, the J. Renzulli method, as well as by proprietary methods. Results. The teachers revealing a low level of creativity can successfully develop the students' creative abilities provided they master the method of literary and creative abilities development, which forms the basis for the teacher's creative competence. The practicability of the term "teacher's creative competence" in the pedagogical and methodological thesaurus was proved experimentally.

Conclusion. The teachers' training development approach, the focus on the literature and language teacher's creative activity frame the practical importance of the research. The approach is promising due to the fact that the development of the literature and language teachers' creative competence is crucial nowadays. The research may prove to be important for investigating the specific features of the creative competence development in the teachers of other subjects.

Keywords: literature and language teacher's creative competence; axiological, motivating, cognitive, operational, reflexive elements; philological competence, culture-oriented competence, psychological and pedagogical competence, method competence as parts of creative competence; competence approach; synergetic approach.

Acknowledgements

I thank my teacher Teresa Georgievna Brazhe, an outstanding researcher, Doctor ofPedagogical Sciences, Honored Scientist of Russia, the creator of the unique scientific school in the area of theory and methods of teaching humanities, for a wonderful opportunity to work together. T. R. Brazhe is an inexhaustible source of ideas for her students to share these ideas generously with. Many of these ideas are ahead of their time. The idea of "creative competence" belongs to my wonderful Teacher Teresa Georgievna Brazhe.

Брякова

Ирина Евгеньевна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-6922-0197

Bryakova Irina Evgenievna

Doctor of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Professor of the Department of Literature, Journalism and Methods of Teaching Literature

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-6922-0197

Оренбургский государственный педагогический университет

460014, Россия, Оренбург, ул. Советская, 19

тел.: +7(3532)772452 e-mail: ibryakova@yandex.ru

Orenburg State Pedagogical University

19 Sovetskaya St, Orenburg, Russia, 460014

tel.: +7(3532)772452 e-mail: ibryakova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.