УДК 378.6:004
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
USING INFORMATIONAL MODULAR TECHNOLOGY OF EDUCATION
Д. В. Семенов D. V. Semenov
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г Чебоксары
Аннотация. В работе раскрывается содержание информационно-модульной технологии обучения курсантов вузов МВД РФ дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел», обосновываются педагогические условия ее реализации в образовательном процессе, приводятся результаты экспериментальной работы, свидетельствующие о высокой практической эффективности ее применения в профессиональной подготовке курсантов вузов МВД России.
Abstract. The article reveals the content of information modular technology of teaching of the cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the discipline «Basics of personal security of police officers». Pedagogical conditions of its realization in the educational process, the results of experimental work which show high practical efficiency of its use in professional training of the cadets of higher educational of the Ministry of Internal Affairs of Russia are given.
Ключевые слова: информационно-модульная технология, обучение, модель, педагогические условия, курсанты вузов МВД России.
Keywords: information modular technology, training, model, pedagogical conditions, cadets of institutions of Higher education of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia.
Актуальность исследуемой проблемы. Наблюдаемые в педагогической практике инновационные процессы, включающие разработку методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения, свидетельствуют о стремлении преподавателей вузов к совершенствованию технологий обучения. Высоким дидактическим потенциалом обладает компьютеризация учебного процесса и создание на этой основе новых технологий его организации, которые носят название компьютерных (информационных) технологий обучения [8].
Принятая в 1998 году «Концепция информатизации сферы образования в Российской Федерации» выдвигает в качестве основной задачи формирование единого информационно-образовательного пространства как совокупности баз и банков данных, технологий их использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие субъектов образовательного процесса, а также эффективное удовлетворение их информационных потребностей [5].
В последующие годы на правительственном уровне был принят ряд законов в области информатизации образования, которые сыграли значительную роль во внедрении информационных технологий во все сферы деятельности человека, в том числе и в образование: Постановление Правительства РФ от 28.08.2001 № 630 Федеральная целевая Программа «Электронная Россия на 2002-2010 гг.» [9], Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» [11].
В этих документах в качестве стратегической цели информатизации высшей школы провозглашается глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, обеспечивающая радикальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов с современным типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.
Вопросы эффективного применения информационных технологий обучения в системе высшего юридического образования изучались в целом ряде диссертационных исследований [1], [2], [3], [4], [6], [7] и др. Материалы этих исследований убедительно свидетельствуют, что повышение эффективности профессиональной подготовки специалистов в вузах тесно связано с научно обоснованным применением в образовательном процессе новых информационных технологий на базе компьютерной техники, специального программного обеспечения с внесением соответствующих изменений в содержательное и технологическое обеспечение образовательного процесса.
Наблюдаемая в настоящее время низкая практическая эффективность реализации богатого дидактического потенциала информационных технологий и ограниченный объем их применения в системе высшего профессионального образования связаны не только с низкой компьютерной грамотностью студентов и преподавателей вуза, но и с тем, что многие научно-практические аспекты внедрения новых информационных технологий в вузах являются в настоящее время недостаточно разработанными.
Одним из перспективных направлений совершенствования системы высшего профессионального образования является организация обучения на основе модульного подхода [12]. При его реализации создаются наиболее благоприятные предпосылки для компьютеризации учебного процесса. Между тем педагогические условия эффективного применения информационно-модульных технологий обучения в системе профессиональной подготовки студентов юридических вузов остаются недостаточно разработанными. Необходимость разрешения этого противоречия обусловливает актуальность дальнейших исследований, направленных на разработку и научное обоснование педагогических условий применения информационно-модульных технологий обучения, обеспечивающих эффективную реализацию основных функций высшего профессионального образования.
В связи с этим цель нашей работы состояла в выявлении и научном обосновании педагогических условий эффективного применения информационно-модульной технологии в обучении курсантов вузов МВД РФ дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел».
Для достижения цели исследования нами решались следующие задачи:
1. Разработать теоретическую модель эффективного применения информационномодульной технологии в обучении курсантов вузов МВД России дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел» и выявить педагогические условия ее эффективной реализации в образовательном процессе.
2. Экспериментально обосновать эффективность обучения курсантов вузов МВД России дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел» на основе практической реализации теоретической модели информационно-модульной технологии с соблюдением комплекса выявленных нами педагогических условий.
Материал и методика исследований. Для решения поставленных задач нами применялся комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, теоретическое моделирование, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результаты исследований и их обсуждение. Методологическими предпосылками решения проблемы нашего исследования выступают основные положения системного, профессионально-деятельностного и личностно ориентированного подходов.
В соответствии с методологией системного анализа обучение курсантов вузов МВД России дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел» на основе применения информационно-модульной технологии рассматривается нами как функционирующая педагогическая система и последовательно раскрывается в отношении: 1) целевой направленности (целевой анализ), 2) содержания структурных компонентов (структурный анализ), 3) механизмов внутреннего и внешнего функционирования (функциональный анализ). Результаты системного анализа использованы нами для системного синтеза, результатом которого явилось создание теоретической модели.
В соответствии с положениями профессионально-деятельностного подхода исследование педагогической системы обучения дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел» на основе применения информационно-модульной технологии осуществлялось в связи с сущностью и содержанием будущей профессиональной деятельности обучаемых.
Основными принципами разработки личностно ориентированной системы обучения являются признание индивидуальности человека, создание необходимых и достаточных условий для максимального развития каждого субъекта обучения, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания его уникальности и неповторимости.
Традиционная практика вузовского образования свидетельствует, что используемые в настоящее время средства, методы и формы не способны технологически обеспечить реализацию системного, профессионально-деятельностного и личностно ориентированного подходов.
Одним из перспективных направлений реализации этих подходов в вузовском образовании является технология модульного обучения. Сущность модульного обучения заключается в том, чтобы обучаемый мог самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
Эффективность модульного обучения во многом зависит от правильной организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, направленной на усвоение содержания обучения, представленного в виде конкретных модулей. Традиционная модель образовательного процесса в вузах, основанная на объяснительно-иллюстративном подходе к обучению, не обеспечивает формирование личности, подготовленной к решению профессиональных задач, способной к творческому саморазвитию и творческой самореализации. Современной альтернативой объяснительно-иллюстративному типу обучения выступает проблемное обучение.
Сущность проблемного обучения заключается в организации обучения в соответствии со структурой познавательного цикла на этапах создания проблемной ситуации, постановки проблемы, выдвижения и обоснования гипотезы, ее доказательства, решения проблемы и его проверки. Богатый дидактический потенциал методов проблемного обучения может быть использован для организации учебно-познавательной деятельности, направленной на решение учебных проблем, содержащихся в изучаемом модуле.
В соответствии с методологией системного, профессионально-деятельностного и личностно ориентированного подходов и концептуальными положениями теорий модульного и проблемного обучения нами была разработана теоретическая модель обучения курсантов вузов МВД России дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел» с применением информационно-модульной технологии.
Данная модель представлена нами в виде функционирующей педагогической системы, структурными компонентами которой являются цели, содержание, субъект и объект обучения. К функциональным компонентам системы относятся средства, методы и формы организации учебно-познавательной деятельности и виды учебных занятий. Внутреннее функционирование системы реализуется через взаимодействие ее структурных компонентов в процессе обучения (функциональная структура системы).
Разработанная нами педагогическая система обучения дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел» отличается от традиционной качественным своеобразием содержания структурных и функциональных компонентов. Выделенные нами педагогические условия относятся ко всем структурным и функциональным компонентам педагогической системы, выступающей в качестве теоретической модели обучения дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел» с применением информационно-модульной технологии. Эти компоненты следующие:
• создание компьютерной учебной среды как совокупности условий, предоставляемых компьютером в качестве специально разработанного педагогического программного продукта предметной области учебной дисциплины для организации учебнопознавательной деятельности курсантов и обучающей деятельности преподавателя;
• структурирование дидактических целей модульной программы (комплексной цели, интегрированных и частных целей);
• разработка информационного содержания модулей и входящих в них учебных элементов, обеспечивающих достижение интегрированных и частных дидактических целей;
• готовность курсантов к применению новых информационных технологий в учебной и предстоящей профессиональной деятельности;
• готовность преподавателей к применению новых информационных технологий в процессе преподавания;
• разработка системы репродуктивных и проблемных учебных заданий, выполнение которых обеспечивает усвоение курсантами содержания каждого учебного элемента, модуля и модульной программы в целом;
• использование компьютерных методов организации учебно-познавательной деятельности по решению учебных заданий на основе программно-аппаратных средств и устройств вычислительной техники, локальных и глобальных сетей;
• оптимизация форм организации взаимодействия курсантов между собой, с источниками информации и преподавателем через компьютеры, объединенные локальными сетями и имеющие выход в глобальную сеть Ш;ете1;;
• рациональное использование средств, методов и форм организации учебнопознавательной деятельности на основе новых информационных средств в рамках лекционных и семинарских занятий;
• компьютерное обеспечение курсантов оперативной информацией о качестве усвоения содержания обучения, представленного в учебных элементах, модулях и модульной программе в целом;
• структурно-логическое согласование изучения дисциплины с другими дисциплинами учебного плана.
Наиболее значимыми и отвечающими специфике информационно-модульной технологии обучения дидактическими принципами являются принципы системности, активности личности в обучении, наглядности, доступности и индивидуализации, связи обучения с практикой.
Педагогическая система обучения курсантов вузов МВД России дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел» с применением информационномодульной технологии, представленная нами в виде теоретической модели, обладает свойством целостности. Ни один из ее структурных и функциональных компонентов, взятый в отдельности, не обеспечивает достижения комплексной дидактической цели, но все компоненты в совокупности являются достаточными и необходимыми для ее достижения.
Для экспериментального обоснования эффективности обучения по данной дисциплине на основе практической реализации теоретической модели информационномодульной технологии с соблюдением комплекса выявленных нами педагогических условий в 2009-2010 гг. был организован и проведен формирующий педагогический эксперимент с участием двух групп курсантов 4-го курса Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России.
В контрольную группу (КГ), которая изучала дисциплину «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел» на основе традиционных подходов к организации учебного процесса, вошел 21 курсант. В экспериментальной группе (ЭГ) численностью в 24 человека обучение этой дисциплине осуществлялось с применением информационно-модульной технологии на основе разработанной нами теоретической модели и выявленных педагогических условий.
Курс обучения дисциплине составил 40 академических часов.
У испытуемых обеих групп после завершения педагогического эксперимента измерялись показатели качества усвоения учебного материала по дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел» с использованием разработанной нами автоматизированной контролирующей программы.
Содержание этой программы включало:
1) тестовые задания первого уровня усвоения (по В. П. Беспалько). Всего было разработано 130 тестовых заданий, отражающих в совокупности все информационное содержание модульной учебной программы. Задания предъявлялись на экране монитора в случайном порядке. От испытуемого требовалось найти правильный ответ из четырех предлагаемых вариантов. Оценивание качества усвоения знаний осуществлялось по результатам ответов на 70 заданий. Правильный ответ оценивался в 1 балл, неверные ответы - в 0 баллов. Результаты тестирования характеризовали полноту и точность репродуктивного усвоения испытуемыми учебной информации, содержащейся в модулях и учебных элементах разработанной нами модульной программы;
2) тестовые задания, предполагающие нахождение испытуемым правильного варианта действий в моделируемых на экране монитора проблемных ситуациях профессиональной деятельности. Всего было разработано 50 тестовых заданий, которые предъявлялись испытуемым в случайном порядке. От испытуемого требовалось найти правильный ответ из четырех предлагаемых вариантов. Оценивание осуществлялось по результатам ответов на 20 заданий. Правильный ответ оценивался в 1 балл, неверные ответы - в 0 баллов. Результаты тестирования характеризовали умения испытуемых творчески использовать усвоенные по дисциплине знания для разрешения проблемных ситуаций профессиональной деятельности.
Установлено, что испытуемые ЭГ лучше справились с первым вариантом тестовых заданий (репродуктивные задания): количество правильных ответов составило в среднем 57,58 ответа. Этот показатель у испытуемых КГ ниже - 42,33 ответа. Более существенное преимущество курсантов ЭГ наблюдалось при сравнении количества правильных ответов при выполнении проблемных (творческих) заданий: они нашли верное решение в среднем в 12,38 случаях из 20 проблемных ситуаций профессиональной деятельности, в то время как курсанты КГ не смогли разрешить каждую вторую из предлагаемых им ситуаций (9,57 ответов).
Резюме. Обобщая результаты формирующего педагогического эксперимента, можно заключить, что реализация теоретической модели информационно-модульной технологии с соблюдением комплекса выявленных нами педагогических условий в обучении дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел» существенно повышает качество усвоения учебного материала и обеспечивает тем самым повышение уровня профессиональной подготовленности курсантов вузов МВД России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалов, О. В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке курсантов академии противопожарной службы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 / О. В. Беспалов. -Челябинск, 2000. - 38 с.
2. Веретенникова, Е. А. Применение новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки юристов в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. А. Веретенникова. - Ставрополь, 2006. - 32 с.
3. Кикоть, В. Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей юридических вузов МВД России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / В. Я. Кикоть. - СПб., 1998. - 41 с.
4. Коленко, Ю. В. Использование информационных технологий как средства формирования профессиональной компетентности курсантов военных вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ю. В. Коленко. - Ставрополь, 2005. - 29 с.
5. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. - М. : ГосНИИ системной интеграции, 1998.
6. Марченко, С. В. Повышение качества высшего профессионального образования в юридических вузах с использованием информационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / С. В. Марченко. - СПб., 2006. - 194 с.
7. Новиков, А. В. Информатизация юридического образования в вузовской системе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / А. В. Новиков. - Курск, 2009. - 45 с.
8. Политика в области образования и новые информационные технологии : национальный доклад Российской Федерации на II Международном Конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». Москва, 1-5 июля 1996 года // Информатика и образование. - 1996. - № 5. - С. 12-23.
9. Постановление правительства РФ от 28.08.2001 № 630 Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002-2010 гг.».
10. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)».
11. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ.
12. Юцявечене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявечене. - Каунас, 1989. - 270 с.