Научная статья на тему 'Эффективность применения электронных учебно-методических комплексов при обучении курсантов вузов МВД'

Эффективность применения электронных учебно-методических комплексов при обучении курсантов вузов МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-методический комплекс / электронный учебнометодический комплекс / педагогический эксперимент / новые информационные технологии / educational and methodological complex / electronic educational and methodological complex / pedagogical experiment / new information technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуторова Марина Николаевна

В статье анализируются основные требования к электронным учебно-методическим комплексам. Представлены результаты проведения педагогического эксперимента, определяющие влияние электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) по дисциплине «Информационные технологии в деятельности органов внутренних дел» на уровень знаний, умений и навыков курсантов вузов МВД. Оценка эффективности предложенного ЭУМК осуществлялась с использованием математической статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хуторова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of the use of the electronic educational-methodological complex in teaching students of universities of ministry of internal affairs

The article analyzes the basic requirements for electronic educational and methodological complexes. The results of the pedagogical experiment, which determine the effect of the electronic educational and methodological complex on the level of knowledge and skills of students in the discipline “Information technology in the activities of the internal affairs bodies.” Evaluation of the effectiveness of the proposed electronic complex was carried out using mathematical statistics. The author applied the Kramer-Welch criterion when studying the hypotheses.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения электронных учебно-методических комплексов при обучении курсантов вузов МВД»

fc O ^

s o i of the continuity of the content of educational programs are explored; forms, methods

^ ^ cu

o ^ g and pedagogical technologies at all levels and levels of NGOs are determined. s î rS Attention is paid to both foreign experience and Russian conditions of the problem ^ g vg under study.

o. cu Key words: educational cluster, continuing professional education, formal, and

"o' informal, pedagogical technologies.

Rusetskaya Margarita N. - Dr. Pedagogy Had.; rector, Pushkin State Russian Language Institute, Moscow

Bartosh Dana K. - Dr. Pedagogy Had; dean at the Faculty of Additional Education, Pushkin State Russian Language Institute, Moscow

М.Н.Хуторова

Эффективность применения

электронных учебно-методических комплексов

при обучении курсантов вузов МВД

В статье анализируются основные требования к электронным учебно-методическим комплексам. Представлены результаты проведения педагогического эксперимента, определяющие влияние электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) по дисциплине «Информационные технологии в деятельности органов внутренних дел» на уровень знаний, умений и навыков курсантов вузов МВД. Оценка эффективности предложенного ЭУМК осуществлялась с использованием математической статистики.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, электронный учебно-методический комплекс, педагогический эксперимент, новые информационные технологии.

В образовательный процесс вузов МВД Республики Беларусь в настоящее время происходит активное внедрение информационных технологий, предоставляющих возможность проектировать и наполнять информационными ресурсами учебную среду, управлять действиями

курсанта, осуществлять мониторинг процесса его самостоятельной ^ ё

работы, формировать и развивать умения и навыки самообразования § 2

и самосовершенствования. 5 °

Проблеме внедрения средств новых информационных технологий ^ §

в образование, конструирования и использования учебно-методических | 2

сЕ о

комплексов (УМК), электронных учебно-методических комплексов о $ (ЭУМК) в процессе обучения различным дисциплинам посвящены мно- § ю гие работы педагогов-исследователей. с

И.В. Роберт дает следующее определение средствам новых информационных технологий (СНИТ): программно-аппаратные средства и устройства, работающие на основе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, предоставляющие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации [6, с. 4].

И.А. Новик под учебно-методическим комплексом (УМК) понимает систему учебных пособий, дидактических средств и методик, органически связанных между собой, позволяющих студентам с помощью современных форм и методов обучения овладеть содержанием изучаемого предмета и служащих для успешного ряда учебно-воспитательных целей [3].

И.К. Степаненков считает, что УМК включает в себя материально-техническую базу, необходимые средства и разнообразные методы обучения [7].

ЭУМК - программный мультимедиапродукт учебного назначения, предоставляющий постоянство и полноту дидактического цикла процесса обучения и включающий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, базирующиеся на нормах интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности процедур оценки знаний [10, с. 454]. То есть ЭУМК демонстрирует систему, в которую внедряются прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также набор методических средств и материалов, подкрепляющих учебный процесс [9].

Цель создания ЭУМК «Информационные технологии в деятельности ОВД» для курсантов вузов МВД - обеспечить целостное и качественное учебно-методическое обеспечение самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы курсантов для формирования системы знаний в области компьютерных технологий, необходимой для успешной профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, способного к эффективному применению современных информационных технологий на практике в сфере своей профессиональной деятельности.

самостоятельной учебной деятельности курсантов; обеспечение самостоятельной работы курсантов информационным материалом и про-

го о

so! Главными задачами комплекса являются: повышение мотивации

^ ^ го

О s oß

^ ^ о

Ф го m

5 ZL ГО

^ О О.

g у о граммои действии; создание условии для индивидуализации и диф-о-е- ференциации обучения; совершенствование процесса формирования к ^ интеллектуальных способностей, знаний, умений и навыков у будущих сотрудников органов внутренних дел; формирование навыков учебнои деятельности - самостоятельной работы с информацией; содействие реализации системы контроля и самоконтроля результатов обучения.

Многие ученые определяют научно-методические и технологические требования к ЭУМК (В.М. Вымятнина, В.П. Демкина, И.Н. Семенова, А.В. Слепухина, Т.Н. Шалкина, И.В. Роберт, Г. Скибицкий и др.).

К научно-методическим относятся требования, обеспечивающие успешное усвоение обучающимися знаний изучаемой предметной области. При конструировании ЭУМК «Информационные технологии в деятельности ОВД» нами учитывались научно-методические требования, выделенные И.Б. Стрелковой: ясная логика передачи учебного материала, дающая возможность изучить последовательность умозаключений и постигнуть структуру научных методов дисциплины; применение различных методов, средств и приемов стимулирования курсантов к мотивированной умственной деятельности (например, включение прикладных учебных задач с четко сформулированной профессиональной направленностью); управление познавательной деятельностью курсантов через поэтапное усложнение задач (типовые, комплексные, нестандартные), ряд наводящих вопросов, тестирование, системы корректирующих методов и средств; наличие систематического контроля знаний, сформированных компетенций [8, с. 376].

Технологические требования к ЭУМК направлены: на координацию деятельности курсантов через содействие и поддержку (применение дружественного интерфейса, системы навигации, справок и подсказок); целесообразное постижение учебного материала (модульное структу-рализация раздела, темы, курса; применение средств мультимедиа); использование разнофункциональных программных приложений, оказывающих влияние на технологию доставки информации курсантам.

ЭУМК «Информационные технологии в деятельности ОВД» разработан на базе системы управления LMS Moodle и функционирует в рамках локальной сети учреждения образования «Могилевский институт МВД». Строение и содержание комплекса содействуют системному усвоению учебного материала и привлечению курсантов практически во все этапы процесса обучения: от знакомства с целями обучения до рефлексии и оценки (самооценки) образовательных результатов

а: г^

через промежуточное тестирование (самопроверка) и итоговое тестиро- | & вание по темам. Комплекс содержит материалы, обеспечивающие само- о 2 стоятельную учебную деятельность курсантов (предписания, дации, алгоритмы решения, глоссарий, видеоинформацию, блок задач ^ §

для самостоятельного выполнения, проблемные задания, тестовые зада- ^ <д

\ 55 о

ния для самоконтроля, рекомендуемую литературу и т.д.). о %

Модульная основа предоставления учебного материала дает возмож- § ю ность курсантам изучать учебный материал как в линейной последо- с вательности, так и в любой другой. Гипертекстные ссылки позволяют пользователю перейти в любой другой модуль. Все же, в каждом модуле имеются рекомендованные переходы, осуществляющие методичное постижение предмета. Принцип ветвления предоставляет возможность систематично повторять пройденный материал, при этом процесс усвоения базируется на образовании связи между процессом и объектом, между изученным и новым материалом.

В статье представлены результаты проведения педагогического эксперимента, определяющие влияние ЭУМК «Информационные технологии в деятельности ОВД» на уровень знаний, умений и навыков курсантов по дисциплине «Информационные технологии в деятельности ОВД».

Задачи и этапы педагогического эксперимента

Рассмотрение подходов к осуществлению и проектированию процесса обучения, базирующегося на применении ЭУМК, было реализовано во время эксперимента. Основная его цель - практическое испытание научной гипотезы, которая заключается в том, что процесс обучения будет более продуктивным, если наряду с традиционными средствами обучения будет применяться специально разработанное ЭУМК, позволяющее интенсифицировать учебную и самостоятельную работу курсантов УО «Могилевский институт МВД»; поднять ее на более высокую ступень; улучшить не только умения и навыки, обязательные для качественного изучения дисциплины, но и навыки самостоятельной работы, поиска и обработки необходимой информации в целом за счет характерных возможностей ЭУМК; результативно управлять познавательной деятельностью курсантов; развивать у курсантов положительную мотивацию по применению ЭУМК.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи педагогического эксперимента: осуществить систему практического внедрения разработанного ЭУМК; определить эффективность обучения дисциплине «Информационные технологии в деятельности ОВД» с использованием ЭУМК; выявить отношение обучаемых к разработанному комплексу.

га о ш

s о 1 Гипотеза, которую необходимо проверить, определяется как нулевая

R Ец о (Н0). Предмет ее содержится в отсутствии связи в генеральной совокуп-

| о S. ности. На равных условиях с ней анализируется еще одна альтернатив-

g у ^ ная гипотеза (Hj) - присутствие таковой связи. Исследование нулевой

о 0J

(3-е- гипотезы производится посредством сопоставления ее с альтернатив-_ ^ ной: если в течение проведения эксперимента принимается нулевая гипотеза, то альтернативная отклоняется, если же отклоняется альтернативная, то принимается нулевая [2, с. 84].

В качестве нулевой гипотезы мы возьмем утверждение о том, что качество обучения курсантов института МВД по дисциплине «Информационные технологии в деятельности ОВД» не зависит от использования ЭУМК. В качестве альтернативной гипотезы выбираем утверждение, что процесс обучения будет более эффективным, если будет применяться специально разработанное ЭУМК, позволяющее интенсифицировать обучение курсантов института МВД.

Экспериментальная проверка эффективности применения ЭУМК осуществлялась анализом данных, полученных при обучении курсантов контрольных и экспериментальных взводов путем решения практических и теоретических задач, выполнения тестовых заданий по дисциплине «Информационные технологии в деятельности ОВД».

Численность испытуемых в контрольном и экспериментальном взводах должна быть как можно больше, т.к. в этом случае с убедительной доказанностью можно избежать влияния на результат эксперимента неконтролируемых, случайных факторов, значительно искажающих их, и получить статистически достоверные результаты. Но с другой стороны - эти взводы не должны быть чрезмерно большими, т.к. в этом случае значительно усложняется управление экспериментом [5, с. 120].

Исследование проводилось в пять этапов (табл. j). Оценка эффективности предложенного ЭУМК осуществлялась с применением математической статистики. Для проверки гипотез применялся критерий Крамера-Уэлча.

Содержание и результаты педагогического эксперимента

Констатирующий этап педагогического эксперимента (сентябрь 2018 г.) был посвящен выявлению уровня знаний курсантов 2 курса 21-26 взводов факультета милиции Могилевского института МВД по дисциплине «Информационные технологии в деятельности ОВД». Для достижения данной цели был проведен анализ институтской документации, проанализированы оценки. Для анализа данных использовались методы описательной статистики [4, с. 43]. Данные обрабатывались с помощью ТП MS Excel, были рассчитаны выборочные средние для каждого курсанта, взвода и подгруппы. Для расчета выборочного

среднего использовалась статистическая функция MS Excel. В результате исследования можно сделать вывод, что уровень знаний курсантов не отличается (рис. 1).

Таблица 1

Этапы эксперимента

о о

Цели и задачи этапа Методы и способы педагогического исследования Ожидаемые результаты

Диагностический этап

Провести изучение и анализ теоретических основ проектирования, создания и использования ЭУМК в процессе обучения Теоретический анализ литературы по проблеме исследования Выявление перспектив использования ЭУМК в обучении

Прогностический этап

Разработка программы педагогического эксперимента Теоретический анализ литературы по проблеме исследования Программа эксперимента

Организационный этап

Определение участников эксперимента Наблюдение. Анализ институтской документации Определение состава участников эксперимента

Подготовка материальной базы и научно-методическое обеспечение эксперимента. Разработка ЭУМК Изучение передового опыта работы преподавателей. Анализ конкретных экспериментальных ситуаций Разработка методического сопровождения эксперимента

Констатирующий этап

Сравнительный анализ успеваемости курсантов по дисциплине Анализ институтской документации Определение начального уровня обученности участников эксперимента по дисциплине

Формирующий этап

Практическое внедрение предложенного ЭУМК в процесс обучения. Проверка ценности ЭУМК и вероятности сформулированной в начале исследования гипотезы Изучение и анализ результатов деятельности курсантов. Метод статистической обработки результатов педагогического эксперимента. Сравнительный анализ. Анкетирование курсантов Установление связи предложенного ЭУМК с динамикой усваивания знаний, умений и навыков курсантами

го О сх

ы

о л

^ л го

О CD

к о

CD го го

л го

О .

Ы vQ

сх и о

и

О. Ш

О

1— . с

Рис. 1. Начальный уровень успеваемости по дисциплине

«Информационные технологии в деятельности ОВД»

На формирующем этапе педагогического эксперимента (октябрь -ноябрь 2018 г.) реализовывалось обучение курсантов дисциплине «Информационные технологии в деятельности ОВД» с использованием ЭУМК.

Были выделены экспериментальные и контрольные группы с составом обучаемых примерно одинаковым по успеваемости и способностям. Мы выбрали курсантов 2 курса 21-26 взводов факультета милиции (142 испытуемых). Каждый взвод разделили на две группы: 1-е группы (экспериментальные) обучались с использованием ЭУМК (69 чел.), 2-е группы (контрольные) - по традиционной методике (73 чел.). В диаграммах (рис. 1-3) эти группы обозначаются 21э (21-й взвод, экспериментальная группа), 21к (21-й взвод, контрольная группа), 22э (22-й взвод, экспериментальная группа), 22к (21-й взвод, контрольная группа) и т.д.

Нами было проведено восемь практических занятий, позволивших проследить динамику изменения в уровнях знаний, умений и навыков курсантов. С помощью статистической функции MS Excel был проведен анализ выборочного среднего отметок для каждого испытуемого, затем были рассчитаны выборочные средние для каждого взвода и каждой подгруппы.

Далее был проведен анализ успеваемости испытуемых с помощью фильтрации данных и статистической функции MS Excel (рис. 2, 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7,4 7,2 7,0 6,8 6,6 6,4 6,2 6,0 5,8 5,6

"7,1

6,4

6,8

6,5

7,2

6,8

"7,3"

7,1 "

21э 22э 23э

| Констатирующий этап

6,9

6,8

"7,1"

6,3

24э 25э 26э

] После эксперимента

Рис. 2. Уровень знаний, умений и навыков экспериментальных групп в начале и конце эксперимента

о о

¡± о

2 £ го

ш о

7,4 7,2 7,0 6,8 6,6 6,4 6,2 6,0 5,8 5,6 5,4

Рис. 3. Соотношение уровней знаний, умений и навыков экспериментальных и контрольных групп после завершения эксперимента

7,1 7,2 7,3

7,1

6,8 6,9 6,9

6,7 6,7

6,3 6,1 6,2

21э 21к 22э 22к 23э 23к 24э 24к 25э 25к 26э 26к

I Экспериментальная группа | 1 Контрольная группа

ГО О

В е^ о тельной динамики роста уровня знаний, умений и навыков при изуче-

ч о | Исследование извлеченных результатов демонстрирует факт положи-

I го О О.

нии дисциплины «Информационные технологии в деятельности ОВД» g vcd с использованием ЭУМК в образовательном процессе. о-е- Оценка эффективности предложенного ЭУМК осуществлялась с исполь-к ^ зованием математической статистики. При изучении гипотез мы применяли критерий Крамера-Уэлча. Эмпирическое значение данного критерия вычисляли, основываясь на данных об объемах N и М выборок x и у, выборочных средних x и у и выборочных дисперсиях Dx и Dy анализируемых выборок. Эти значения рассчитывались с помощью статистических функций в ТП MS Excel. Т вычислялось по следующей формуле [4, с. 46]:

гэмп = ,jmd~+nd

У

Возьмем за пограничное значение уровень значимости а = 0,05, поэтому, если эмпирическое значение критерия будет меньше или равно критическому, то можно предположить, что «характеристики экспериментальной и контрольной групп соответствуют уровню значимости 0,05» [4, с. 45]. Если эмпирическое значение критерия будет строго больше критического, то можно предположить, что «достоверность различий характеристик экспериментальной и контрольной групп равна 95%» [Там же].

Последовательность действий диагностирования достоверности совпадений и различий характеристик сравниваемых выборок для экспериментальных данных, измеренных в шкале отношений, с помощью критерия Крамера-Уэлча заключается в следующем.

1. Рассчитать для сравниваемых выборок Гмп - эмпирическое значение критерия Крамера-Уэлча по формуле.

2. Сопоставить это значение с критическим значением Г005 = 1,96: если Тэмп < 1,96, то сделать вывод: «характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0,05»; если Тэмп > 1,96, то сделать вывод, что «достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95%» [10, с. 45-46].

Промежуточные данные этих вычислений представлены в табл. 2.

Получим коэффициент до начала эксперимента и после:

= V69 • 73 [6,65 - 6,6 = эмп(до) >• 0,09 + 72• 0,1 = 0,95;

) = У^17,06 - М8| = 13 09

эмп(после) I-

( ) л/69 • 0,03 + 72 • 0,1

129

CC CN

Таблица 2

Промежуточные данные вычислений достоверности педагогического эксперимента

Контрольный этап Формирующий этап

Общее кол-во M, N 69 73 69 73

Выборочное среднее x, y 6,65 6,6 7,06 6,48

Дисперсия Ds y 0,09 0,1 0,03 0,1

В результате проведенных расчетов мы получили Г = 0,95 для констатирующего этапа и Тэмп = 13,02 для формирующего этапа. Сопоставляем характеристики контрольной и экспериментальной группы в ходе проведения констатирующего этапа: Тэмп = 0,95 < 1,96. Гипотеза о совпадении характеристик контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента принимается на уровне значимости 0,05. Далее сравним характеристики контрольной и экспериментальной групп после окончания эксперимента. Рассчитываем по формуле Крамера-Уэлча значение Гэмп = 13,02 > 1,96. Значит, достоверность различий характеристик контрольной и экспериментальной групп после окончания эксперимента составляет 95%. Таким образом, первоначальные (до начала эксперимента) состояния экспериментальной и контрольной групп оказываются сходными, а итоговые (после окончания эксперимента) -отличаются. Следственно, можно сделать вывод, что результат преобразований предопределен именно использованием экспериментальной методики обучения.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что процесс обучения будет более продуктивным, если наряду с традиционными средствами обучения будет применяться специально разработанный ЭУМК.

Библиографический список

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М., 1982.

2. Грачинина О.А. Математико-статистические методы психолого-педагогических исследований. СПб., 2012.

3. Новик И. А. Формирование методической культуры учителя математики в пединституте: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1990.

4. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М., 2004.

го о ^

s о 1 5. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического иссле-о ^ со дования. СПб., 2004.

g i £ 6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: s ё дидактические проблемы; перспективы использования. М., 2010.

^ и 7. Степаненков Н.К. Педагогика: Учебное пособие. Мн., 1998.

о -©■ 8. Стрелкова И.Б. Создание электронного учебно-методического комплекса:

_ ^ системный подход // Научные труды Республиканского института высшей

школы. Исторические и психолого-педагогические науки: Сб. науч. ст.: в 2 ч. / Под ред. В.Ф. Беркова. Мн., 2013. Ч. 2. № 13. С. 374-381.

9. Татаринцев А.И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза // Теория и практика образования в современном мире: Материалы Международной научной конференции. СПб., 2012. С. 367-370.

10. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С.Я. Баты-шева. М., 2009.

Хуторова Марина Николаевна - аспирант, Национальный институт образования Республики Беларусь, г. Минск; преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности, Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь

E-mail: [email protected]

M. Hutorova

Effectiveness of the use

of the electronic educational-methodological complex in teaching students

of universities of ministry of internal affairs

The article analyzes the basic requirements for electronic educational and methodological complexes. The results of the pedagogical experiment, which determine the effect of the electronic educational and methodological complex on the level of knowledge and skills of students in the discipline "Information technology in the activities of the internal affairs bodies." Evaluation of the effectiveness of the proposed electronic complex was carried out using mathematical statistics. The author applied the Kramer-Welch criterion when studying the hypotheses.

Key words: educational and methodological complex, electronic educational and methodological complex, pedagogical experiment, new information technologies.

Hutorova Marina N. - postgraduate student, National Institute of Education of the Republic of Belarus, Minsk; teacher at the Department of Operational Search Activity, Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.