ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^^ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад Российской Федерации на II международном Конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». Москва, 1—5 июля 1996 г. // Информатика и образование. 1996. № 5. С. 12—23.
3. Чошанов М.А. Проблемно-модульное проектирование содержания обучения // Средне-специальное образование.
1991. № 8. С. 13-16.
4. Юцявечене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
Е.Е. СИНЯЕВ,
инструктор-методист спортивного клуба Московского университета МВД России 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
Аннотация. Рассмотрена актуальная проблема повышения профессиональной подготовки офицерских кадров. Разрабтан современный научно-обоснованный подход к повышению физической работоспособности курсантов. Проведенное исследование позволило разработать и научно обосновать новую методику повышения физической работоспособности курсантов вузов МВД России.
Ключевые слова: физическая работоспособность, профессиональная подготовка, курсанты вузов МВД России, фитнес технологии, развитие отстающих физических качеств.
A MODERN APPROACH TO MILITARY STUDENTS' PHYSICAL EFFICIENCY IMPROVING OF HOME OFFICE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
OF RUSSIA
YE. YE. SINYAEV,
the methods instructor of the sport club of Moscow Home University of Russia, the senior lieutenant of militia
Annotation. The given article deals with the actual problem of officer cadre professional improving. The aim of the research under consideration is working out of modern scientifically grounded approach to military students' physical efficiency. The research carried out let the essentially new methods of military students' physical efficiency improving in Home Office Higher educational institutions of Russia be worked out and given a scientific proof.
Кey words: physical efficiency, professional training, military student of Home office fitness techniques, developing of failing physical qualities.
Актуальность проблемы обусловлена статистическими данными МВД России, которые свидетельствуют о том, что у сотрудников ОВД профессиональная подготовка находится на низком уровне, и они не всегда готовы к встрече с хорошо вооруженными и физически подготовленными представителями криминальной среды. Об этом свидетельствует число погибших и раненых при исполнении служебных обязанностей. Так, только в 2008 г. совершенно более 1,2 тыс. нападений на сотрудников милиции. В течение 2009 г. погибло 410 (за 2008 г. 398) и тяжело ранено
более 100 человек. Одна из основных причин этого — недостаточная физическая подготовленность и низкий уровень физической работоспособности [1, 2].
В период реформирования МВД России происходит радикальное преобразование многих сторон деятельности милиции: сокращение ее численности, изменение управленческих и организационных структур, дальнейшая профессионализация кадров. В этих условиях возрастают требования к системе подготовки офицерских кадров и выпуску высококвалифицированных специалистов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^ф^ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Особая роль в профессиональной подготовке будущих сотрудников отводится вузам МВД России.
Как не раз отмечал в своих выступлениях Министр внутренних дел РФ Р.Г. Нургалиев, вузы МВД России должны выпускать офицеров, доводя их профессиональную готовность до уровня, требуемого государственными образовательными стандартами профессионального высшего образования, и квалификационными характеристиками, определяющими уровень профессиональной, физической и психологической подготовки выпускника, его морально-волевых качеств при обеспечении высокой работоспособностью, что и будет определять успех выполнения оперативно-служебных задач.
Современная правоохранительная деятельность предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке выпускников вузов МВД России. При этом высокий уровень профессионального мастерства важен не только для результативной работы, но и для сохранения жизни граждан и самих сотрудников.
Основу специфического содержания подготовки будущего сотрудника ОВД составляет физическая подготовка, целью которой является формирование физической, психологической готовности и обеспечение высокой работоспособности курсантов в процессе будущей служебной деятельности (приказ МВД России от 29 июля 1996 г. № 412 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников ОВД»).
Вопросы боевой и физической подготовленности курсантов (слушателей) вузов МВД России рассматривались во многих работах, однако не обнаружено исследований, которые полностью раскрывали аспекты повышения физической работоспособности курсантов вузов МВД России. Ряд исследователей занимались проблемой повышения физической работоспособности спортсменов [1, 2, 4, 5, табл., рис. 1].
Для реализации цели исследования (разработка современного научно обоснованного подхода к повышению физической работоспособности курсантов) были поставлены следующие задачи:
# определить исходный уровень физической работоспособности курсантов разных годов обучения Московского университета МВД России;
# разработать и обосновать современный подход повышения физической работоспособности курсантов;
# экспериментально апробировать эффективность современного подхода, а также подготовить практические рекомендации по совершенствованию физической работоспособности курсантов.
На первом этапе исследования разрабатывалась общая программа исследования, включающая в себя определение проблемы, выработку гипотезы, постановку цели и задачи. Главное внимание уделялось изучению литературных источников, нор-
мативных правовых документов, ознакомлению с методиками и сбору первичной информации.
На втором этапе в ходе предварительного педагогического эксперимента осуществлялся отбор тестов для определения уровня физической работоспособности курсантов. В результате исследования апробированы такие тесты, как функциональная проба Квергу и Гарвардский степ — тест, который оказался наиболее информативным и был взял за основу.
На третьем этапе исследования проводился основной педагогический эксперимент, направленный на обоснование выбора эффективности средств и методов повышения физической работоспособности.
Экспериментальной базой для проведения исследований являлся Московского университета МВД России. В эксперименте приняли участие 160 курсантов мужского пола с 1 по 4 курс, обучающиеся на факультете подготовки специалистов в области информационной безопасности. Было сформировано (условно) восемь экспериментальных групп (на каждом курсе — по две группы, одна опытная и одна контрольная) четыре опытные и четыре контрольные (по 20 человек в каждой). При проведении первоначального тестирования физической работоспособности курсантов достоверных различий между ними не выявлено. Составы контрольных и опытных групп были в целом однородны (р < 0,01).
Все группы обучались по рабочей учебной программе физической подготовки для курсантов Московского университета МВД России, занятия проводились согласно штатному расписанию, однако к испытуемым опытных групп применялась разработанная экспериментальная методика. Методика не противоречит содержанию учебной программы и предполагает, рациональное распределение комплексов физических упражнений по каждой тематике на протяжении всего учебного года. Разработанные комплексы физических упражнений включались в подготовительную и основную часть занятий, проводимых с испытуемыми опытных групп. Количество часов, отведенных учебной программой на изучение каждой темы, не меняется и структура занятий не претерпевает изменений. Отличием в проведении занятий по физической подготовке между экспериментальными группами было включение в занятия с курсантами опытных групп в подготовительную часть занятий фитнес-технологий (тай-бо, аэро-комбо), в заключительную часть разработанные комплексы физических упражнений, направленных на развитие отстающих физических качеств (силы, быстроты и выносливости), которые применялись на протяжении учебного года.
Четвертый этап исследования предусматривал разработку практических рекомендаций по совершенствованию физической работоспособности курсантов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
Таблица
Показатели физической работоспособности курсантов экспериментальных групп в период проведения педагогического эксперимента
Курс Физическая работоспособность по Гарвардскому степ — тесту (усл. ед.) Достоверност ь различии Ъ Р
1 курс п1= п2= 20 Показатель (X ± у)
исходные итоговые
контрольная 57,35 ± 2,01 58,01 ± 2 0,23 > 0,05
опытная 56,81 ± 1,89 66,05 ± 1,78 3,55 < 0,05
Ъ Р 0,19; > 0,05 3,0 < 0,05 —
2 курс контрольная 55,91 ± 3,82 57,45 ± 3,7 0,28 > 0,05
опытная 55,94 ± 3,2 65,18 ± 3,04 2,09 < 0,05
Ъ Р 0 1,61 > 0,05 —
3 курс контрольная 54,73 ± 3,5 56,9 ± 3,34 0,44 > 0,05
опытная 54,66 ± 3 65,02 ± 3,4 2,28 < 0,05
^ Р 0,01 > 0,05 1,70 > 0,05 —
4 курс контрольная 53,24 ± 2,8 55,81 ± 2,73 0,65 > 0,05
опытная 53,1 ± 2,45 65,09 ± 3,0 3,09 < 0,05
^ Р 0,03 > 0,05 2,28 > 0,05 —
Показатели во всех экспериментальных группах соответствуют уровню ниже средней физической работоспособности.
Повторное тестирование курсантов экспериментальных групп проводилось в конце учебного года, в июне. Так, у курсантов 1 курса опытной группы выше результаты, чем у испытуемых контрольной, и равняются 66,05 ± 1,78 усл. ед., (3,55 < 0,05) и 58,01 ± 2 усл. ед., (0,23 > 0,05).
Курсанты 2 курса опытной группы показали более высокие результаты, чем испытуемые контрольной, и равняются 65,18 ± 3,04 усл. ед., (2,09 < 0,05), и 57,45 ± 3,7 усл. ед., (0,28 > 0,05).
На третьем году обучения наблюдается аналогичная ситуация, результаты испытуемых опытной группы выше, чем у курсантов контрольной, и составляют 65,02 ± 3,4 усл. ед., (2,28 < 0,05), и 56,9 ± 3,34 усл. ед., (0,44 > 0,05).
Среднегрупповой результат курсантов 4 курса опытной группы равняется 65,09 ± 3,0 усл. ед., (2,09 < 0,05), а в контрольной 55,81 ± 2,73 усл. ед., (3,09 < 0,05).
По итогам повторного тестирования были выявлены существенные изменения физической работоспособности у испытуемых опытных групп, показатели на всех курсах соответствуют уровню средней физической работоспособности. На всех курсах показатели испытуемых конт-
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
рольных групп остались на прежнем уровне, и они ниже средней физической работоспособности.
В результате проведенного исследования были выявлены достоверные показатели (р < 0,05) по физической работоспособности курсантов опытных групп после проведенного годичного педагогического эксперимента с использованием экспериментальной методики. Особенность разработанного современного подхода и его отличие от практикуемых до настоящего времени сводится к системному планированию физических нагрузок, направленных на развитие отстающих физических качеств, применению разных видов фитнес-технологий (тай-бо, аэро-комбо), поднятие уровня информированности о самоконтроле при выполнении физических упражнений.
Современный подход повышения физической работоспособности курсантов вузов МВД России характеризуется оздоровительной направленностью, образовательной установкой на формирование использования фитнес-технологий, самоконтроля при выполнении физических упражнений и тестовых заданий для определения физической и функциональной подготовленности. Использование в учебном процессе нетрадиционных образовательно-формирующих упражнений, направлены на развитие отстающих физических качеств, что, в свою очередь, способствуют повышению физической работоспособности.
Внедрение в практику современного подхода повышения физической работоспособности курсантов вузов МВД России свидетельствует о возможности повышения эффективности занятий по физической подготовке в виде улучшения на статистически достоверном уровне (р < 0,05) показателей по физической работоспособности и физической подготовленности.
Исследование позволило разработать и научно обосновать новую методику повышения физической работоспособности курсантов вузов МВД России, ко-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
торая позволяет использовать разные виды фитнес-технологий, специально разработанные комплексы физических упражнений (направленные на повышение отстающих физических качеств), повышать уровень их физического и функционального состояния,
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
развивать основные жизненно важные системы организма, улучшить психическое состояние курсантов, а также повысить информированность о пользе знаний тестовых упражнений для определения собственной физической и функциональной подготовленности.
Рис. 1. Показатели исходного уровня физической работоспособности курсантов экспериментальных групп в период педагогического эксперимента
Рис. 2. Показатели итогового уровня физической работоспособности курсантов экспериментальных групп после окончания педагогического эксперимента
Литература
1. Михеев П.П. Методика обучения физической подготовке в средних специальных учебных заведениях МВД России : автореф. канд. пед. наук. Смоленск, 1998. 144с.
2. ПеремышевЕ.С. Повышение локальной мышечной работоспособности у квалифицированных борцов : автореф. канд. пед. наук: М., 2000. 186 с.
3. Плиско В.И., Крутов В.В. Практика обучения сотрудников действиям в экстремальной обстановке на занятиях по рукопашному бою. Киев, 1987. 120с.
4. Подлипняк Ю.Ф. Педагогические основы системы физической подготовки слушателей вузов МВД СССР : автореф. д-ра пед. наук. М., 1986. 430с.
5. Трутнев П.В. Экспериментальное обоснование повышения работоспособности дзюдоистов высокой квалификации перед соревнованиями : автореф. канд. пед. наук. Красноярск, 2006. 170 с.