ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Е.Е. СИНЯЕВ,
соискатель кафедры огневой подготовки Московского университета МВД России (инструктор-методист спортивного клуба Московского университета МВД России) Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Научный руководитель: С.В. Клименко, кандидат педагогических наук Рецензент: М.В. Вдовин, кандидат педагогических наук
Аннотация. В статье акцентируется внимание на необходимости повышения двигательной активности, направленной на повышение физической работоспособности курсантов ВУЗов МВД России. Опираясь на результаты проведенных исследований, автор предлагает принципиально новый подход к повышению двигательной активности и физической работоспособности курсантов ВУЗов МВД России, что в свою очередь способствует снижению заболеваемости.
Ключевые слова: двигательная активность, физическая работоспособность, заболеваемость.
MOTION ACTIVITY AS THE MAIN MEANS OF RAISING THE PHYSICAL EFFICIENCY
YE.YE. SINYAEV,
The methods instructor of the sport club of Moscow Home University of Russia, the senior lieutenant of militia
Annotation. The given article draws the attention to the necessity of raising the motion activity which in its turn promotes raising military students' physical efficiency in Home office higher educational institution of Russia. Being relied on the results of the investigations having been carried out the author suggests a new approach to the raising of motion activity and the physical efficiency of military students' Home office higher educational institution in Russia which promotes the decrease of the sickness rate.
Key words: motion activity, physical efficiency, sickness rate.
Анализ научно методической литературы, а так же ряда научных исследований свидетельствует о том, что из года в год показатели здоровья населения России падают [1, 2 и др.]. Так, по данным Минз-дравсоцразвития Российской Федерации, рост числа заболевших в 2010 г. увеличился на 10 % по сравнению с 2009 г.; при этом значительно возросла доля молодых людей, имеющих те или иные проблемы со здоровьем. Снижение ресурсов здоровья, жизненной активности молодежи во многом связаны с современными социально-экономическими и экологическими условиями жизни. Между тем, сохраняющаяся тенденция уменьшения биологического потенциала жизнедеятельности подрастающего поколения, снижает и степень социальной адаптации
молодежи к учебной деятельности.
Данные факторы обуславливают поиск инновационных подходов к организации физкультурно-спортивной работы с населением, особенно с молодежью, необходимость разработки и внедрения в практику современных программ и методик [3].
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что одной из важнейших задач физического воспитания студентов является научное обоснование применяемых средств и методов физической культуры, а так же изучение интересов и потребностей в проведении самостоятельных занятий, направленных на повышение уровня физической работоспособности, физического развития и физической подготовленности [1,2].
Целью данного исследования явилось определение уровня и динамики двигательной активности и физической работоспособности курсантов Московского университета МВД России.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
• определить уровень двигательной активности и мотивации курсантов к занятиям физической культурой;
• выявить исходный уровень физической работоспособности курсантов различных годов обучения Московского университета МВД России;
• разработать и экспериментально апробировать эффективность инновационной методики повышения двигательной активности и физической работоспособности.
Для решения поставленных задач был проведен констатирующий эксперимент, который включал в себя анкетный опрос курсантов первых и вторых курсов Московского университета МВД России, обучающихся на факультетах подготовки специалистов в области информационной безопасности. Всего было опрошено 200 курсантов (100 курсантов первых курсов и 100 курсантов вторых курсов). Анкета состояла из 25 вопросов и была разбита на несколько блоков.
Исследуя двигательную активность, было выявлено, что основным побуждающим мотивом для занятий физической культурой является развлечение (спортивные и подвижные игры). Так ответило 50% респондентов; для укрепления здоровья занимается 31%; для повышения физической подготовленности 15%; для снятия напряжения 4%. Данные представлены на рис. № 1.
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
50%
31% 1
1 С."/,
■
1 I 4 /и ^-1
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
52%
27%
1 21%
1
1
Рис. 2. Использование средств физической культуры в не учебное время:
1 — активный отдых в свободное время; 2 — самостоятельные занятия по физической подготовке и спортом; 3 — пассивный отдых.
В результате проведенного исследования была разработана инновационная, научно обоснованная методика повышения двигательной активности, которая способствует увеличению физической работоспособности курсантов ВУЗов МВД России.
Для апробации эффективности данной методики были сформированы (условно) 2 экспериментальные группы — из них 1 опытная и 1 контрольная, численность которых составляла по 100 человек в каждой (из курсантов мужского пола с первого по четвертые курсы).
Одним из вопросов эксперимента являлось определение уровня двигательной активности курсантов под воздействием предложенной методики.
В начале учебного года исходные данные свидетельствуют о том, что в опытной группе самостоятельно занимаются физическими упражнениями 10% курсантов, в контрольной группе 12% курсантов. Спортивную секцию посещают из опытной группы 13% испытуемых, а из контрольной 11%. Спортивные игры используют (в основном футбол) в опытной группе 24% респондентов и 26% испытуемых в контрольной. Пассивный отдых предпочитают 53% курсантов из опытной группы и 51% из контрольной группы. Данные представлены на рис. № 3.
Рис. 1. Побуждающий мотив для занятий физической культурой:
1 — для развлечения (подвижные и спортивные игры); 2 — для укрепления здоровья; 3 — для повышения физической подготовленности; 4 — для снятия напряжения.
Активным отдыхом в свободное время занимаются 27% респондентов, на самостоятельные занятия физической подготовкой и спортом приходит 21%, пассивный отдых предпочитают 52% курсантов (в основном это первокурсники, ссылающиеся на усталость из-за учебного процесса и уверенности в том, что положительную оценку по физической подготовке они получат всегда, пусть это будет даже «удовлетворительно»). Данные представлены на рис. № 2.
Рис. 3. Показатели двигательной активности курсантов экспериментальных групп до начала эксперимента: 1- самостоятельные занятия физическими упражнениями; 2 - занятие в спортивной секции; 3 - использование спортивных игр для активного отдыха; 4 - пассивный отдых.
С целью активизации учебно-педагогического процесса курсантов Московского университета МВД России, был проведен ряд организационных и информационных мероприятий. Всю использованную методическую литературу по вопросам фитнесс технологий, самоподготовки по дисциплине «Физическая подготовка» и знаний по самоконтролю мы разделили на следующие группы:
• литература по фитнесу;
• литература по методике развития основных двигательных качеств;
• рекомендации по самоконтролю функционального состояния.
Вся методическая литература находилась в местах занятий курсантов опытной группы и пополнялась по мере выхода в печать новых рекомендаций.
Кроме того, в течение учебного года курсанты опытной группы информировались об оценке их физической работоспособности и функционального состояния организма, им демонстрировалась взаимосвязь двигательного режима с работоспособностью. Обработанные результаты исследования анализировались на занятиях по физической подготовке.
Все группы обучались по рабочей учебной программе физической подготовки для курсантов Московского университета МВД России, занятия проводились согласно штатному расписанию, однако к испытуемым опытных групп применялась разработанная экспериментальная методика.
В конце учебного года было проведено повторное тестирование, в результате которого выявлено, что в опытной группе 36% курсантов самостоятельно занимаются физическими упражнениями, а в контрольной 20%. Спортивную секцию посещают 24% испытуемых из опытной группы и 13% из контрольной. Спортивные игры используют 32% из опытной группы и 30% испытуемых из контрольной. Из контрольной группы по-прежнему предпочитают пассивный отдых 37% курсантов, а в опытной группе 8% испытуемых. Данные представлены на рис. № 4.
Так же нас интересовал вопрос о физической работоспособности курсантов. По данным исследования, в начале педагогического эксперимента (начало учебного года, сентябрь) отсутствуют достоверные различия между представителями контрольной и опытной групп по величине физической работоспособности. Испытуемые контрольной группы показали среднегрупповой результат 64,75 + 3,82 усл. ед, а испытуемые опытной группы 64,35 + 3,98 усл. ед. Сравнение полученных данных с общепринятыми стандартами обнаружило состояние физической работоспособности у испытуемых экспериментальных групп ниже среднего уровня.
Физическая нагрузка, предъявляемая по традиционной и экспериментальной методике, по-разному сказалась на уровне физической работоспособности курсантов экспериментальных групп. Динамика увеличения показателя работоспособности оказалась более выраженной у курсантов опытной группы. При этом повышение расчетного показателя до 76,24 ± 3,50 усл.ед., оказалось достоверно выше по сравнению с величиной на начало эксперимента (2,24; < 0,05). Полученная величина характеризует уровень физической работоспособности как выше среднего. В свою очередь, у испытуемых контрольной группы средне-групповой результат ниже среднего уровня 65,11 ± 3,82 усл.ед, (0,06; > 0,05); достоверность различий отсутствует. Данные представлены на рис. № 5.
Рис. 4. Показатели двигательной активности курсантов экспериментальных групп в конце эксперимента:
1 - самостоятельные занятия физическими упражнениями;
2 - занятие в спортивной секции; 3 - использование спортивных игр для активного отдыха; 4 - пассивный отдых.
Рис. 5. Динамика показателя физической работоспособности курсантов экспериментальных групп в течение педагогического эксперимента
Так же необходимо отметить, что в связи с увеличением двигательной активности у курсантов опытной группы, были замечены тенденции снижения заболеваемости, они стали болеть меньше на 30% (с сентября по декабрь число заболевших составило 100 человек, с января по июнь число заболевших снизилось до 70 курсантов). Чего нельзя сказать о курсантах контрольной группы. В этой группе к концу учебного года (с января по июнь) число заболевших составило 115 курсантов, с сентября по декабрь заболевших было 96 человек. Это связанно с тем, что их двигательная активность намного ниже, чем у курсантов опытной группы. Данное
обстоятельство, несомненно, способствует снижению общей сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, возникновению различных отклонений в состоянии здоровья.
В результате проведенного исследования экспериментально доказана эффективность разработанной методики, о чем свидетельствуют следующие данные:
• выявлена положительная тенденция увеличения двигательной активности курсантов опытной группы;
• были получены статистически достоверные показатели (р < 0,05) по физической работоспособности у курсантов опытной группы;
• выявлена тенденция по снижению заболеваемости курсантов опытной группы.
Литература
1. Виленский М.Я. Личностное развитие студента в гуманитарно-ориентированном образователь-
ном пространстве физической культуры. М.Я. Виленский. Материалы Междунар. науч-практ конф. «Физическая культура, спорт, туризм: сегодня и завтра». Ростов-на-Дону, 2004.
2. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: Учеб. пособие. В.М. Выдрин. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгаф-та, 2001.
3. Лубышева Л.И. Методические подходы обновления педагогических технологий физического воспитания. Л.И. Лубышева. Физическая культура молодежи в XXI веке: Материалы I науч.-практ. конф. вузов ЦЧР России. Воронеж: ВГУ, 2001.
4. Синяев Е.Е. Самосовершенствование курсантов образовательных учреждений МВД России по дисциплине физическая подготовка: методическое пособие. Е.Е. Синяев, А.А. Синяева. Брянск.2010.
ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ АДВОКАТОМ КЛИЕНТА
Н.Д. ЭРИАШВИЛИ
19.00.00 — психологические науки E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья рассказывает о том, что разъяснить клиенту правовые способы решения его проблем адвокату значительно легче, если использовать в процессе консультирования психологические приемы (психотехнологию).
Ключевые слова: психотехнические приемы, этапы консультирования, обсуждение проблемы, способы разъяснения, подстройка к клиенту, активизация внимания, мыслительной деятельности, чувств клиента.
PSYCHOTECHNOLOGY OF CONSULTATION BY THE LAWYER OF THE CLIENT
N.D. ERIASHVILI
Annotation. Article tells that to explain to the client legal ways of the decision of its problems by the lawyer much easier, if to use in the course of consultation psychological receptions (psychotechnology).
Key words: psychotechniques, consultation stages, discussion of the problem, ways of an explanation, fine tuning to the client, activization of attention, cogitative activity, feelings of the client.
Среди компонентов профессиональной компетентности адвоката умение проводить консультирование одно из самых важных. Цель консультирования — дать клиенту исчерпывающую информацию по интересующему его вопросу, разъяснить всевозможные варианты решения его проблемы, предсказать возможные правовые и неправовые последствия каждого варианта решения и помочь выбрать наиболее приемлемый для клиента вариант решения1. Несмотря на сложность и уникаль-
ность каждого процесса консультирования, он все же включает в себя ряд частично совпадающих задач: убеждение клиента в том, что адвокат в достаточной мере представляет его интересы; ознакомление клиента с оценкой его положения; совет клиенту, как обеспечить максимальную вероятность успеха. Как видно из перечня этих задач, в отличие от интервьюирования, где источником фактической информации является клиент, в процессе консультировании коммуникативные роли меняются. Те-