с
<N
Педагогика
УДК 796
m
А. Г. Галимова, М. Д. Кудрявцев, А. Н. Толстихин
ГАЛИМОВА Алена Геннадьевна, старший преподаватель кафедры физической подготовки ФГКОУ ВО ^ «Восточно-Сибирский институт МВД Российской Федерации», кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, ¡Щ 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. Тел.: 89027602726. E-mail: [email protected].
и и
о
рц
GALIMOVA Alena Gennadievna, senior teacher of the chair of physical training of East Siberian Institute of MIA of the Russian Federation. Address: 664074, Irkutsk, Lermontov str., 110. Ph.: 89027602726. E-mail: [email protected].
§ КУДРЯВЦЕВ Михаил Дмитриевич, заведующий кафедрой валеологии, профессор Торгово-экономиче-
ского института ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», доктор педагогических наук, доцент. н Адрес: Россия, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79; профессор кафедры физического воспитания ФГБОУ о ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва». Адрес: & Россия, 660037, г. Красноярск, проспект Красноярский рабочий, 31; профессор кафедры теоретических основ к физического воспитания ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени ^ В.П. Астафьева»; профессор кафедры физической подготовки ФГКОУ ВО «Сибирский юридический инсти-ог тут Министерства внутренних дел России». Адрес: Россия, 660131, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 20. Ph.: § 8-904-898-75-47. E-mail: [email protected] й
^ KUDRYAVTSEV Mikhail Dmitrievich, head of the Department of valeology, Professor of Trade and Economics & Institute of Federal STATE Autonomous educational institution «Siberian Federal University», doctor of pedagogical £ Sciences, associate Professor. Address: Russia, 660041, Krasnoyarsk, Russia, pr. Svobodny, 79; Professor of the С Department of physical education «Siberian state aerospace University named after academician M. F. Reshetnev», ¡2 Address: Russia, 660037, Krasnoyarsk, Avenue the Krasnoyarsk worker, 31; Professor, Department of theoretical |§ bases of physical education of the «Krasnoyarsk state pedagogical University named after V. P. Astafiev»; Siberian law ^ Institute of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia. Address: Russia, 660131, Krasnoyarsk, Rokossovskogo str., 20. ик Ph.: 8-904-898-75-47. E-mail: [email protected].
№ H
и ТОЛСТИХИН Александр Николаевич доцент кафедры физической подготовки ФГКОУ ВО «Восточно-
Сибирский институт МВД Российской Федерации», мастер спорта России. 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. Тел.: 8-914-873-86-75. E-mail: [email protected].
TOLSTIKHIN Alexander Nikolaevich, associate Professor of the chair of physical training East Siberian Institute of MIA of the Russian Federation, the Master of sports of Russia. Address: Russia, 664074, Irkutsk, Lermontov str., 110. Ph.: 8-914-873-86-75. E-mail: [email protected]
Повышение уровня физической подготовленности курсантов образовательных организациях высшего образования МВД России на основе физических упражнений функционального многоборья (кроссфит)
The increase of cadet's physical fitness in educational institutions of Higher education of the Ministry of Internal of Russia on the basis physical exercise of functional all-around (crossfit)
В данной статье раскрывается необходимость использования физических упражнений, эффективно повышающих уровень работоспособности в целом, а также с целью повышения уровня физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России.
Из показателей, полученных в ходе проведения плановых проверок МВД России, видно, что более половины сотрудников в возрасте 25-30 лет не в состоянии выполнить контрольные упражнения общей физической подготовки по установленным нормативам.
Анализ нормативно-правовой базы методической, научной литературы, практики служебной деятельности правоохранительных органов показал, что для успешного решения оперативно-служебных задач необходимо повышение уровня физической подготовленности сотрудников ОВД. По нашему мнению, необходим новый подход к методике физической подготовки, рассчитанный на научное обоснование и активное использование эффективных методов двигательной активности с учётом имеющихся функциональных возможностей занимающихся. В этой связи считаем, что система физической подготовки «Кроссфит», внедрённая в Восточно-Сибирском институте МВД России, способствующая воспитанию основных физических качеств, формированию прикладных двигательных навыков на высоком уровне, с успехом может выступить средством решения поставленной проблемы.
Кроссфит является системой физических упражнений, обоснованных эмпирически, проверенных и получивших заслуженное социальное признание.
По данным одногодичного педагогического эксперимента, проведенного в Восточно-Сибирском институте МВД России (г. Иркутск), установлено, что рост показателей уровня физической подготовленности в экспериментальной группе испытуемых значительно превзошел аналогичные результаты представителей контрольной группы. Такой прогресс даёт основания рекомендовать данную систему подготовки для подразделений различных силовых ведомств.
Ключевые слова: физические упражнения, физическая подготовленность, профессиональная деятельность, физическая подготовка, функциональное многоборье (кроссфит).
The article substantiates of usage of physical exercises to improve health in general and improve the level of cadets and attendees physical fitness of educational institutions of the MIA of Russia.
Keywords: exercise, physical training, professional activity, physical fitness, functional all-around (crossfit).
В настоящее время Министерство внутренних дел Российской Федерации проводит работу, направленную на повышение уровня физической подготовленности молодых специалистов, совершенствование нормативно-правового обеспечения и учебно-методического обоснования, переподготовку и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД).
Оценка ситуаций, которые связаны с гибелью и ранением сотрудников ОВД, говорят о том, что уровень профессиональной подготовки сотрудников ОВД не всегда отвечает требованиям действительности.
По мнению многих авторов, данная проблема связана с тем, что сотрудники полиции не имеют прочных навыков силового пресечения противоправных действий, не умеют применять физическую силу и боевые приемы борьбы достаточно эффективно, в экстремальных ситуациях действуют нерешительно и растерянно [1, 5]. Во время задержания правонарушителей сотрудники проявляют беспомощность, а также неспособность противостоять преступникам и зачастую уступают им в единоборстве. По нашему мнению, одной из основных причин такого положения дел выступает низкий уровень физической подготовленности.
С 2009 г. Президент Российской Федерации неоднократно отмечал, что за последние несколько десятилетий практически на треть сократилось число годных к военной службе граждан [15]. Более чем у 40 % граждан уровень здоровья и физического развития не соответствует армейским требованиям, а это значит, что этот уровень не соответствует требованиям, предъявляемым и к сотрудникам различных силовых структур. Показатели контрольных медицинских обследований призывников в среднем по регионам показывают, что наблюдается рост числа имеющих хроническую патологию подростков и юношей, а именно, с 17,2 % в 15 лет до 30,3 %, в возрастной категории от 18 до 26 лет [12]. Также наблюдается ухудшение физического развития, показателей здоровья, снижение нервно-психологической устойчивости и адаптационного потенциала у молодёжи призывного возраста. Все эти показатели говорят об одной общей проблеме - нарушении здоровья данной категории населения. Это проблема включается в ряд социально значимых нарушений [10, с. 53]. В связи с этим была принята Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства Российской федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р) [15]. В случае, когда такое количество молодых людей имеет ограничение в состоянии здоровья, необходимо найти новый подход к организации физической подготовки, который будет рассчитан на научное обоснование и активное использование эффективных методов двигательной активности с учётом имеющихся функциональных возможностей и физкультурно-спортивных интересов занимающихся [11].
Это говорит о необходимости детального исследования проблемы, а также требует изыскания новых научно обоснованных методических решений для организации физической подготовки, особенно для той части молодого поколения, которая обучается в образовательных организациях системы МВД Российской Федерации.
По этой причине формирование готовности молодёжи к службе в Вооруженных силах и органах правопорядка Российской Федерации становится актуальной педагогической проблемой, что служит важнейшим основанием для поиска более эффективных подходов к обучению.
Проводимая реформа подготовки сотрудников ОВД по образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования требует новых педагогических подходов, дающих
возможность эффективной реализации интеллектуального и физического потенциала обучающихся, а также осуществлять подготовку в соответствии с социальными запросами общества нашей страны.
Также одной из важных проблем в системе МВД является недостаточное внимание вопросам организации, осуществления и контроля процесса физической подготовки. Данную проблему подтверждают показатели, которые были получены в ходе проведения плановых проверок МВД Российской Федерации. Вышеупомянутые проверки обнаружили, что в обследованных подразделениях ОВД Российской Федерации около 60 % сотрудников не владеют боевыми приемами борьбы на необходимом уровне, а более половины сотрудников в возрасте 25-30 лет не в состоянии выполнить контрольные упражнения общей физической подготовки по установленным нормативам. На каждые 100 работников число заболеваний составляет более 70, при этом продолжительность одного заболевания более 10 дней. Оценка результатов патологических синдромов и состояний показывает, что количество здоровых испытуемых уменьшается с увеличением стажа сотрудников [2].
В соответствии с вышесказанным возникает вопрос, каким образом сотрудники могут обеспечить личную безопасность и безопасность граждан в ситуациях, которые связанны с применением физической силы, в т.ч. боевых приёмов борьбы, в экстремальных ситуациях, если они не готовы выполнять данные требования даже на зачётах в условиях спортивных сооружений?
Из анализа нормативно-правовой базы методической, научной литературы, а также и практики служебной деятельности правоохранительных органов видно, что для успешного эффективного решения оперативно-служебных задач необходимо повышение уровня физической подготовленности сотрудников ОВД. В этой связи считаем, что система «Кроссфит», внедрённая в физическую подготовку курсантов Восточно-Сибирского института МВД России, способствует воспитанию основных физических качеств, специальной выносливости, формированию на высоком уровне прикладных двигательных навыков, являющихся базовой основой служебно-прикладной физической подготовки [4], с успехом может выступить средством решения поставленной проблемы.
Кроссфит представляет собой систематически изменяемые, многофункциональные двигательные действия высокой интенсивности, в которых применяются и используются универсальные шаблоны моторного рекрутирования, выполняющиеся путём последовательного сокращения мышц от туловища к конечностям. Комплексы действий являются достаточно сложными и по содержанию активирующими несколько функций. Данные упражнения естественны и эффективны при работе с весом собственного тела и внешних отягощений. Важная особенность - это способность выполнять движения быстро. Кроссфит также позволяет вырабатывать большую мощность, варьирование компонентами двигательной деятельности: весом, дистанцией и быстротой (скоростью выполнения).
Важно, что управление программой «Кроссфит» характеризуется эмпиричностью. Обязательного внимания требуют такие меры, как безопасность и эффективность, измеряемые обычными показателями фактических данных, а именно, характеристиками объёма и интенсивности. Эффективность и безопасность являются наиболее взаимосвязанными и важными факторами физической подготовки. Методология «Кроссфит» также зависит от методических приёмов, используемых в системе физического воспитания России. Кроссфит является системой физических упраж-
С0
а>
0 т
X
X
я
С
р
Я -
1
П
а> т
<п р
у р
п
о §
3
у
X
X и
а> р
о
ее
а> т
о:
СО
Р
о о сс
№
к» о
Педагогика
нений, которые обоснованы эмпирически, проверены и получили заслуженное социальное признание. ^ Увеличение общей физической работоспособ-
ен ности соответствует целям построения программы ^ целостной, охватывающей все стороны жизни фи-^ зической подготовки. Важно, что прогрессирующая ии работоспособность воздействует на физическую про-сси изводительность, максимальное потребление кис-£ лорода, лактатный порог, построение частей тела, а !_, также гибкость, ловкость, выносливость и силу, яв-рд ляющиеся производными [7].
§ Программа «Кроссфит» была предложена с це-
ат лью повышения компетентности людей в решении те любых задач, которые связаны с двигательной актив-5 ностью. Здесь любой человек может понять, что та-ер кое фитнес, все занимающиеся имеют возможность к коллективно оптимизировать человеческую произ-^ водительность. Натренированные с целью выпол-2 нения многократных, случайных и разнообразных § физических испытаний атлеты, пожарные, полиция, й спецподразделения, военные могут быть востребова-^ ны в видах спорта, характеризующихся полной фи-а зической компетентностью.
£ Программа «Кроссфит» является уникальной в
С плане развития мощности, нейроэндокринного вза-£ имодействия, а также применения тренировочных § занятий, перекрестных по различным модальностям, ^ постоянного использования функциональных дей-ик ствий, а также разработки эффективных рецептов р питания. Когда атлеты бегут, плывут, гребут, едут на се велосипеде на короткие, средние и длинные дистан-® ции, имеется гарантия компетентности в любом из трёх метаболических путей выработки энергии.
Тренировка атлетов при помощи использования гимнастических движений различной степени сложности даёт возможность развить способность к управлению своим телом в динамическом и статистическом режиме, минимизируя соотношение силы к весу тела и гибкости [14].
Значительное внимание система «Кроссфит» уделяет тяжёлой атлетике, т.к. она даёт возможность развивать взрывную силу, а также способность использовать критические двигательные шаблоны.
Занятия кроссфитом предусматривают работу со сложными двигательными действиями в коротких высокоинтенсивных кардиоваскулярных периодах. Характерной особенностью кроссфита является то, что сгибание рук заложено на подтягивание, разведение ног на тренажере - на приседания, а разведение рук в стороны - на жим штанги стоя. Также атлеты преодолевают пять, шесть более коротких дистанций вместо одной длинной. Данное обстоятельство связанно с тем, что с целью повышения уровня физической подготовленности необходимы более эффективные функциональные движения, которые используют анаэробные энергетические системы для достижения любого результата. Данный подход позволяет донести основы виртуозного тренировочного процесса до широкого круга лиц, которые занимаются физическими упражнениями с целью более быстрого развития двигательных способностей, а также повышения уровня своего здоровья.
Методика «Кроссфит» также была проверена на пожилых людях, тучных, ведущих сидячий образ жизни. В этих группах тренировочные занятия дали тот же положительный результат [9].
Система «Кроссфит» полностью соответствует понятиям «здоровье» и «подготовленность» и наряду с этим рассматривает их как слова-синонимы. Стоит отметить, что медицина поддерживает здоровье человека при помощи фармакологических препаратов и хирургических корректив, зачастую осложнён-
ных побочными эффектами. Упражнения системы «Кроссфит» всегда достигают хороших результатов «побочными выгодами, а не с негативными побочными эффектами» [6].
Одной из важных задач обучения в образовательных организациях МВД России наряду с вооружением специальными знаниями, умениями, формированием профессиональных навыков является психологическая подготовка курсантов к решению оперативно-служебных задач. Сотрудники ОВД, а также курсанты образовательных организаций и силовых ведомств привлекаются для решения задач при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с тяжёлыми для жизни экстремальными факторами, высокими нервно-психическими и эмоциональными напряжениями, стрессом, а также близостью и контактом с преступниками [8]. В связи с этим в процессе занятий по системе «Кроссфит» курсантам должны создаваться условия для развития систем функционирования организма, которые научно подтверждены педагогикой, психологией и физиологией. Самым главным является необходимость быстро и точно согласовывать свои двигательные действия по силовым, временным и пространственным характеристикам, т.е. необходима живая связь центральной нервной системы с работающими мышцами. Умение своевременно использовать двигательные координации в нужной последовательности и определённом режиме даст возможность выполнить комплекс необходимых действий в достижении цели. В одном случае они будут быстрыми и решительными, в другом - выдержанными и спокойными, в третьем - опережающего характера [3].
По словам Л. П. Матвеева, совокупность упражнений представляет ту основу, из которой складываются комплексы специфических средств реализации предусматриваемых задач, а методические формы воспроизведения двигательных действий в упражнениях составляют главную часть арсенала используемых средств [13].
Из этого следует, что физические упражнения, которые включены в «Кроссфит», представляют собой средство достижения цели, а именно, высокого уровня общей физической подготовленности. В то же время программы тренировок призваны решать задачи широкого спектра по достижению этой цели.
Л. П. Матвеев (2005) писал, что предметно-содержательной основой действия являются умения и навыки, которые воздействуют на те или иные двигательные способности. Когда используется метод упражнений, воспроизводятся действия в определённом режиме, порядке. В зависимости от метода выполнения движений одни и те же действия дают не одинаковый эффект для физической подготовленности [13].
Следует помнить, что эффект упражнений в результате кумуляции возрастает по причине взаи-моусиливающегося соединения ближайших и следовых эффектов, которые возникают по ходу каждого упражнения, а также от сохраняющихся следовых воздействий [13].
В быстрых изменениях состояния организма лиц, выполняющих комплекс двигательных действий, заключается эффект одного упражнения. Преемственность эффектов предшествующих и последующих упражнений, выстроенных системно, несомненно, приводят к кумулятивному эффекту.
Кумулятивный эффект в совокупности переходит в воспитание и сохранение тренированности, а также повышение уровня физической подготовленности только в условиях правильно сформированной образовательной среды. Специфические закономерности такой кумуляции эффекта упражнений в физкультурной и спортивной деятельности изучены довольно подробно [16], их знание послужило осно-
вой при создании эффективных общеразвивающих динамического стереотипа на основе движений. В е и силовых комплексов двигательных действий систе- итоге решается задача создания базовых условий для мы «Кроссфит». эффективного овладения профессиональными уме-Можно заключить, что применение упражне- ниями и навыками. По данным одногодичного пений многофункционального интенсивного характе- дагогического эксперимента, который был проведен ра может оказать прогрессивное влияние на процесс в течение учебного года в Восточно-Сибирском ин-подготовки курсантов и слушателей образователь- ституте МВД России (г. Иркутск), установлено, что ^ ных организаций МВД России к профессиональ- показатели уровня физической подготовленности в е ной деятельности. Это обусловлено тем, что данные экспериментальной группе испытуемых возросли на Р
эффективно воспитывать важные физические ка- подготовленности в экспериментальной группе по-чества и психофизиологические функции, играю- зволяет рекомендовать данную систему подготовки щие ведущую роль в формировании двигательного для подразделений различных силовых ведомств.
упражнения формируют и совершенствуют опреде- 13,6 %, в то время как в контрольной группе - всего у лённые двигательные умения и навыки, позволяют на 3,5 %. Такой прогрессивный прирост физической г
с §
3
у р
ее
т
Список литературы
1. Ахматгатин, А. А. Основы подготовки сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2013. - № 3 (66). - С. 3-8.
2. Буш, М. П., Шаевич А. А. Мониторинг состояния здоровья как приоритетное направление подготовки сотрудников полиции // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образова- S тельные технологии : сб. мат-лов XXII Всеросс. научн.-метод. конф. : в 2 т. - 2017. - С. 25-28. Д
3. Гагин, Ю. А. Становление и реализация индивидуальности субъектов педагогического процесса в об- р разовании и спорте : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: : 13.00.04 / Гагин Юрий Александрович. - СПб., 1996. - 53 с. с
4. Галимова, А. Г., Сахиулин А. А. Возможности повышения физической подготовленности курсантов и и слушателей вуза правоохранительных органов на основе упражнений максимальной мощности // Вестник ^ Бурятского государственного университета. - 2014. - № 13. - Вып. «Физическая культура и спорт» (13/2014). - 4 Улан-Удэ, 2014. - С. 48-50. 77
5. Герасимов, И. В. Проблемы и перспективы формирования готовности сотрудников полиции к про- 3 фессиональной деятельности // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, о слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сб. материалов XIX Междунар. 7 научн.-практич. конф.: В 2 т. - Т. 1. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2017. - С. 75-79.
6. Глассман, Г. Crossfit: руководство к тренировкам / пер. c англ. Е. Богачев, И. Карягин. - М., 2009. -[Электронный ресурс]. - 1 электрон.-опт. диск (CD-ROM).
7. Глубокий, В. А. Кроссфит в Сибирском юридическом институте ФСКН России // Восток - Россия - Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни : матер. XVI традицион. междунар. симп. - Красноярск, 2013. - С. 181-184.
8. Глущенко, Д. В. Прикладная физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел России для выполнения оперативно-служебных задач в чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Глущенко Дмитрий Владимирович. - Волгоград, 2014. - 30 с.
9. Замчий, Т. П., Мусияк, С. А., Спатаева, М. Х. Кроссфит в системе физической подготовки сотрудников силовых структур // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств : матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД РФ, 2015. - С. 83-85.
10. Зеренков, П. А. Оптимизация системы мониторинга состояния здоровья военнослужащих тихоокеанского флота // Здоровье. Медицинская экология. Наука. - 2009. - Т. 39-40. - № 4-5. - С. 53-55.
11. Кикоть, В. Я. Барчуков, И. С. Физическая культура и физическая подготовка : учебник. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 431 с.
12. Линченко, С. Н., Арутюнов, А. В., Пухляк, Д. В., Хмелик, В. И. Особенности динамики показателей здоровья и их связь с организацией медицинского обеспечения молодёжи допризывного и призывного кон-тингентов на юге России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. -№ 4. - С. 634-638.
13. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005. - 384 с.
14. Методика проведения занятий по общей физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России : уч.-метод. пособие / авт.-сост. С. М. Струганов. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД РФ, 2015. - 104 с.
15. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года : распоряж\жение Правильества Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 33. - Ст. 4110.
16. Протасов, Александр. Кумулятивный тренировочный эффект в кроссфите и функциональном многоборье [Электронный ресурс] Сайт «Geraklion. Фонд развития инновация и модернизации в медицине и спорте». - 2016. - 13 янв. - Режим доступа http://geraklion.ru/news2/item/13900-kumulyativnyj-trenirovochnyj-effekt-v-krossfite-i-funkcionalnom-mnogobore (дата обращения: 14.02.2017).
17. Холодов, Ж. К. Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов по спец. «Физическая культура». - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 473 с.
© Галимова А. Г., Кудрявцев М. Д., Толстихин А. Н., 2017