Научная статья на тему 'Исследование эффективности методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вуза МВД России на занятиях по физической подготовке'

Исследование эффективности методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вуза МВД России на занятиях по физической подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
501
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Озеров Виктор Петрович, Солодовник Дмитрий Алексеевич

Актуальность предлагаемой к публикации статьи по исследованию эффективности методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вуза МВД России на занятиях по физической подготовке обусловлена недостаточной разработанностью проблемы формирования психомоторного самоконтроля курсантов вузов силовых ведомств России на занятиях по физической подготовке. В исследовании определены объект, предмет исследования, а также его цель, выразившаяся в теоретической разработке и экспериментальной проверке эффективности методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вузов МВД России на занятиях по физической подготовке, достигаемая с помощью решения ряда научно-теоретических и экспериментальных задач, более подробная характеристика которых изложена в тексте статьи. Объектом исследования выступили психомоторные способности учащейся молодежи. Предметом исследования стали особенности проявления психомоторного самоконтроля курсантов вузов МВД России на занятиях по физической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование эффективности методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вуза МВД России на занятиях по физической подготовке»

УДК 159.947.3:378 ББК 88.40 О 46

В.П. Озеров, Д.А. Солодовник

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО САМОКОНТРОЛЯ У КУРСАНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

(Рецензирована)

Аннотация. Актуальность предлагаемой к публикации статьи по исследованию эффективности методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вуза МВД России на занятиях по физической подготовке обусловлена недостаточной разработанностью проблемы формирования психомоторного самоконтроля курсантов вузов силовых ведомств России на занятиях по физической подготовке. В исследовании определены объект, предмет исследования, а также его цель, выразившаяся в теоретической разработке и экспериментальной проверке эффективности методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вузов МВД России на занятиях по физической подготовке, достигаемая с помощью решения ряда научно-теоретических и экспериментальных задач, более подробная характеристика которых изложена в тексте статьи. Объектом исследования выступили психомоторные способности учащейся молодежи. Предметом исследования стали особенности проявления психомоторного самоконтроля курсантов вузов МВД России на занятиях по физической подготовке.

Ключевые слова: психология, самоконтроль, физическая подготовка, учебно-воспитательный процесс, педагогический эксперимент.

V.P. Ozerov, D.A. Solodovnik

Research of efficiency of the formation technique of psychomotor self-checking at higher school cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia at lessons of physical training

Abstract. The urgency of this paper is related to insufficient development of problems of formation of psychomotor self-checking at higher school cadets of force departments of Russia at lessons of physical training. The research defines the object and the subject of research, as well as its purpose which is expressed in theoretical development and experimental check of efficiency of a formation technique of psychomotor self-checking at higher school cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia at lessons of physical training, achievable with the help of the solution of some scientific-theoretical and experimental problems. Their detailed characteristic is given in the text of the paper. Psychomotor abilities of learning youth have acted as an object of research. Specific features of display of psychomotor self-checking of cadets of higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia at lessons of physical training are the subject of research.

Key words: psychology, self-checking, physical training, teaching and educational process, pedagogical experiment.

Актуальность проведения научного исследования, посвященного вопросам изучения эффективности методики психомоторного самоконтроля у курсантов вуза МВД России, обусловлена рядом факторов. В первую очередь к ним следует отнести недостаточную разработанность проблемы формирования психомоторного самоконтроля на занятиях по физической подготовке курсантов вузов силовых ведомств России. Кроме этого, при всем многообразии научных исследований в области психомоторики человека до сих пор четко не определено место психомоторного самоконтроля в структуре психомоторных способностей человека, а также его внутренняя структура и иерархия компонентов. В рамках нашего исследования изучался вопрос эффективности применения методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вузов МВД России на занятиях по физической подготовке.

Основной функцией самоконтроля является информация управляющей системы о степени соответствия двигательных действий с их программой [1].

Эффективность самоконтроля двигательного действия зависит от всех его компонентов: тонкость, оперативность, содержание, структура и надежность

самоконтроля. Наиболее очевидна зависимость эффективности психомоторного самоконтроля человека при управлении двигательными действиями от различительной чувствительности (тонкость, точность самоконтроля) и своевременного обнаружения рассогласования с последующей саморегуляцией (оперативность психомоторных действий). Под эффективностью применения методики психомоторного самоконтроля нами понимается результативность процесса формирования спортивно-технического мастерства и результативность двигательных навыков курсантов вузов МВД России в существующих рамках учебного процесса с большим эффектом, по сравнению с традиционными, общепринятыми методиками их формирования.

В ходе теоретического исследования нами был сформулирован ряд противоречий, возникших между:

1. Повышением требований к профессиональной компетентности специалиста системы МВД России в вопросах физического воспитания и отсутствием действенных механизмов психомоторного самоконтроля, обеспечивающих данный вид компетентности.

2. Наличием современных научных взглядов и представлений на вопросы совершенствования физической подготовленности учащейся молодежи и отсутствием психомоторных методик, позволяющих повысить эффективность процесса физического воспитания молодежи.

Исходя из указанных противоречий и психофизической проблемы исследования, были определены объект, предмет и цель исследования. Объектом исследования выступили психомоторные способности учащейся молодежи. Предметом исследования являются особенности проявления психомоторного самоконтроля у курсантов вузов МВД России. Целью работы стала теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вузов МВД России на занятиях по физической подготовке. Для достижения цели исследования необходимо было решить ряд научно-теоретических и экспериментальных задач:

1. Анализ и учет методологических аспектов роли и места психомоторного самоконтроля в структуре психомоторных способностей.

2. Апробация и модификация элементов методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вузов МВД России.

3. Экспериментальная проверка эффективности применения методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вуза МВД России на занятиях по физической подготовке.

В качестве основной гипотезы исследования выступило предположение о том, что внедрение на занятиях по физической подготовке с курсантами вузов МВД России методики формирования психомоторного самоконтроля, основанной на развитии средствами физической подготовки когнитивно-моторного компонента психомоторных способностей, позволит существенно повысить эффективность учебного процесса по учебной дисциплине «Физическая подготовка».

Методологическими ориентирами исследования выступило положение о том, что психомоторные способности являются ядром двигательных способностей, выступая как их когнитивно-моторный компонент, включающий в себя: сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и нейродинамические особенности, реализуемые как на произвольном, так и на непроизвольном уровне самоконтроля и саморегуляции движений [2].

Научная новизна работы состоит в том, что в ней определено место психомоторного самоконтроля в структуре психомоторных способностей человека (В.П. Озеров, 1985), находящегося во втором уровне психомоторных способностей -«специальные компоненты», такие как:

1) психомоторное мышление, память, внимание;

2) волевое усилие;

3) различительная чувствительность в движениях;

4) двигательная память времени, пространства, усилия;

5) быстрота реагирования, сила и выносливость;

6) координация движений;

7) работоспособность сердечной, мышечной и дыхательной систем.

А также в данной работе уточнено значение данного вида самоконтроля на развитие общих и специальных двигательных, физических и спортивно-технических навыков и служебно-прикладных двигательных действий. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные знания позволяют значительно расширить имеющиеся представления на структуру психомоторных способностей человека. На этой основе разрабатывать психолого-педагогические методики формирования двигательных навыков сотрудников силовых ведомств России. Исследование было проведено в четыре этапа.

Первый этап (2003-2004) заключался в теоретическом анализе и обобщении литературных источников, а также в проведении пилотажных экспериментов по адаптации тестовых методик, направленных на развитие психомоторного самоконтроля курсантов при проведении учебных занятий по физической подготовке.

На втором этапе исследования (2005-2006) стала теоретическая разработка методики формирования психомоторного самоконтроля, проведение констатирующих экспериментов по адаптации методики формирования эффективного самоконтроля у курсантов вузов на занятиях по физической подготовке к условиям учебновоспитательного процесса вуза МВД России.

Для решения поставленных задач исследования мы модифицировали и адаптировали к условиям учебно-воспитательного процесса по физической подготовке с курсантами вуза МВД России тестовые методики Б.Б. Косова (1973) и В.П. Озерова (1976). Разработанные экспресс-методики позволяют оперативно (20 минут) определять уровень развития психомоторных способностей у курсантов.

Основным результатом, полученным на втором этапе исследования, выступила целостная психолого-педагогическая методика эффективного формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вуза МВД России, а также определены психолого-педагогические условия и принципы ее применения в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся: комплексный подход в диагностике и формировании психомоторных способностей; принцип чувственного отражения и сознательности в обучении; принцип метризациии в самооценке и самоконтроле движений; сопряженный метод развития психомоторных способностей, физических качеств и спортивнотехнического мастерства; максимальное использование игрового и соревновательного методов; преемственность и усложнение психомоторных упражнений за счет многомерного самоконтроля, напряженности деятельности и произвольности саморегуляции.

На третьем этапе исследования (2007) был проведен формирующий эксперимент по формированию эффективности психомоторного самоконтроля на занятиях по физической подготовке, статистическая обработка экспериментальных данных.

Формирующий психолого-педагогический эксперимент был организован и проведен в течение одного учебного года с курсантами 3-го курса очной формы обучения Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России на факультативных занятиях по физической подготовке с временным бюджетом 90 часов. За основу формирующих методик нами были взяты упражнения, разработанные В.П.Озеровым (1975 - 2002) и направленные на развитие основных параметров психомоторного самоконтроля курсантов: чувство времени, чувство пространства и чувство усилия. В лабораторных условиях с курсантами были апробированы методики:

- для развития чувства времени: многократное прослушивание работы метронома; отсчет секунд в уме в сопровождении метронома; дифференцировка на слух различного темпа работы метронома; воспроизведение голосом различного темпа работы метронома;

ходьба на месте и в движении с различной частотой шагов в минуту;

- для развития чувства пространства: измерение «на глаз» возможного расстояния в прыжках в длину с места или длины шага в беге; прыжок в длину с места на заданный результат; дозировка длины шага в медленном и быстром темпе; воспроизведение заданной амплитуды движения со зрительным контролем и без него, с использованием метронома; повторение на точность дозированных микродвижений кистью руки с использованием курвиметра;

- для развития чувства усилия: чувство определения максимальной силы кисти; воспроизведение по памяти максимальных усилий кисти; дозирование минимально возможных усилий на пружинном динамометре.

Когда испытуемые правильно научились отсчитывать единицы времени, пространства и усилия, нами для изучения были предложены подвижные игры и специальные упражнения с акцентом на выполнение действий в строго заданное время, дозированных по усилию и пространству.

Были разработаны и адаптированы к учебному процессу по физической подготовке семнадцать психомоторных упражнений, развивающих чувства времени, пространства и усилия.

Основное содержание методики эффективного формирования психомоторного самоконтроля состояло из подвижных игр, специальных упражнений, заданий-тестов и некоторых упражнений профессионально-прикладной направленности, адаптированных нами к условиям учебно-воспитательного процесса по физической подготовке курсантов. Для обработки полученных результатов применялись математико-статистические методы, используемые в психолого-педагогических исследованиях: средняя выборочная величина; методы сравнения первичных статистик в двух выборках, «х2-критерия Пирсона»; ранговый коэффициент корреляции.

Перед началом формирующего эксперимента с целью определения начального уровня и однородности выборки контрольной и экспериментальной группы было проведено тестирование испытуемых с помощью общефизических и профессиональноприкладных упражнений: бег на скорость 100 м., бег на выносливость 3000 м, в прыжки в длину и метание гранаты с разбега. Достоверных различий между курсантами контрольной и экспериментальной группой обнаружено не было. Кроме этого, до начала формирующего эксперимента нами не было обнаружено достоверных различий между курсантами контрольной и экспериментальной группы в уровне их технической подготовленности.

За основу определения технической эффективности нами были взяты подходы к построению методик В.П.Озерова (1975), которые он использовал и применял для оценки эффективности техники основных легкоатлетических упражнений (Таблица 1). Данные методики не требуют дополнительной аппаратуры и могут использоваться в учебновоспитательном процессе. Важно отметить, что применение методики оценки технической эффективности (ОТЭ) в высшей школе позволит преподавателю повысить объективность оценки в формировании двигательных навыков у курсантов. В настоящее время данная проблема до конца не определена и не разработана.

Таблица 1.

Оценка технической эффективности (ОТЭ) исполнения легкоатлетических навыков у курсантов 3-го курса Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России

№ О Легкоатлетические виды Формулы выполнения оценки технической эффективности (ОТЭ) < Шкалирование (ОТЭ) в баллах, единицах измерения

2 3 4 5

Бег на 100 метров с ОТЭ = Тст - Тх > 1,08 0,80 0,63 0,43

1. низкого старта (Тс)

2. Прыжок в длину с разбега (Л) ОТЭ = Л - 2л > - 1,16 - 0,68 - 0,50 - 0,14

3. Метание гранаты с разбега (М) ОТЭ = М-м < - 1,47 2,15 4,39 7,32

4. Бег на 3000 метров (Тс) ОТЭ = Тс - 3 х Тк > 3,03 2,25 1,41 0,35

Примечание:

- Тст - результат в беге на 100 м с низкого старта;

- Тх - результат в беге на 100 м с хода;

- Л - результат прыжка в длину с разбега;

- л - результат прыжка в длину с места;

- М - результат метания гранаты с разбега;

- м - результат метания гранаты с места;

- Тс - результат в беге на 3000 метров;

- Тк - результат в беге на 1000 метров.

По окончании формирующего психолого-педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах было проведено повторное исследование.

Если до начала педагогического эксперимента было зафиксировано отсутствие достоверности различий психомоторных показателей между контрольной и экспериментальной группами, то по окончании исследования были выявлены достоверные изменения в экспериментальной группе: во времени двигательной реакции, среднем темпе, чувстве времени и чувстве усилия, скоростной выносливости, максимальной силе и остаточном усилии. Если сопоставить полученные изменения с результатами выполнения общефизических и профессионально-прикладных упражнений, то можно предположить, что улучшение результата произошло по причине отсутствия в традиционной системе физического воспитания специальных психомоторных методик, формирующих дифференцировочную чувствительность движений по основным параметрам управления: по пространству, усилию, времени, ритму, темпу.

Таким образом, анализ полученных результатов психолого-педагогического эксперимента подтвердил наше предположение о том, что экспериментальная методика ощутимо повлияла на эффективность формирования психомоторного самоконтроля курсантов. Фактически психолого-педагогический эксперимент доказал, что направленное развитие психомоторных способностей более эффективно влияет на скоростные качества курсанта, показатели его выносливости и психомоторной чувствительности в сравнении с традиционной методикой физического воспитания.

Четвертый этап исследования (2008-2009) состоял в формировании общих выводов исследования, разработке практических рекомендаций и внедрением полученных результатов в практику органов внутренних дел.

Основным научным и практическим результатами исследования, посвященного эффективности формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вузов МВД России на занятиях по физической подготовке, выступило подтверждение научных идей Б.Б. Косова и В.П.Озерова о том, что психомоторная методика в первую очередь влияет на технически сложные двигательные навыки за счет совершенствования многоуровневого механизма саморегуляции и самоуправления двигательными навыками через тонкую дифференцировочную чувствительность (В.П. Озеров, 2002-2009).

Таким образом, исследование эффективности психомоторного самоконтроля у курсантов вузов МВД России на занятиях по физической подготовке с применением методики целенаправленного формирования специальных компонентов психомоторных способностей позволит:

1. Повысить эффективность всего учебно-воспитательного процесса курсантов вузов МВД России по дисциплине «Физическая подготовка» по сравнению с традиционными, общепринятыми методиками их формирования;

2. Подтвердило важность гипотезы Б.Г. Ананьева, Б.Б. Косова о комплексных психологических исследованиях человека и В.П. Озерова (2002-2009) о перспективах психомоторного развития учащейся молодежи.

Примечания:

1. Ломов Б.Г., Косов Б.Б., Конопкин О.А. Теоретические проблемы самоконтроля и управления спортивной деятельности // Познавательные процессы у спортсменов. М., 1976.

2. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна, 2002.

3. Познавательные процессы у спортсменов. Т. 1. Сенсорная основа спортивного мастерства. М.,

1973.

4. Познавательные процессы у спортсменов. Т. 2. Самоконтроль и мастерство в спорте. М., 1976.

5. Озеров В.П., Соловьева О.В. Диагностика и формирование познавательных способностей. Ставрополь, 1999.

6. Озеров В.П. Психомоторное развитие молодежи. Ставрополь, 2009. 248 с.

References:

1. Lomov B.G., Uosov B.B., Konopkin O.A. Theoretical problems related to self-checking and management of sports activity // Cognitive processes at sportsmen / ed. B.B. Uosov. M., 1976.

2. Ozerov V.P. Psychomotor abilities of the person. Dubna, 2002.

3. Cognitive processes at sportsmen. Vol. 1. A touch basis of sports skill / ed. B.B. Uosov. M., 1973.

4. Cognitive processes at sportsmen. Vol. 2. Self-checking and skill in sports / ed. B.B. Uosov. M. 1976.

5. Ozerov V.P., Solovieva O.V. Diagnostics and formation of cognitive abilities. Stavropol, 1999.

6. Ozerov V.P. Psychomotor development of youth. Stavropol, 2009. 248 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.