Научная статья на тему 'Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности'

Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / CADETS / GRADUATES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / OFFICE AND MILITARY ACTIVITIES / PHYSICAL READINESS / PEDAGOGICAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев Михаил Павлович, Татамиров Максим Николаевич

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию и разработке модели обеспечения физической готовности курсантов и выпускников вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности. Модель обеспечения физической готовности курсантов и выпускников вузов ВВ МВД России к служебно-боевой деятельности реализуется через четыре этапа, каждый из которых имеет свои цели и задачи. На первом этапе основной целью физической подготовки является повышение общего уровня физического развития курсантов; на втором — корректирование слабо развитых физических качеств и прикладных навыков у курсантов; на третьем — подготовка к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и на четвертом — поддержание на требуемом уровне работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стародубцев Михаил Павлович, Татамиров Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Model of Ensuring Physical Readiness of Hei Graduates of the Ministry of Internal Affairs of Russia to Office and Military Activities

The article describes a model of ensuring physical readiness of cadets HEI graduates of Ministry of Internal Affairs of Russia for office and military activities. The model consists of four stages. At the first stage the main objective of physical training is to increase the general level of physical state of cadets; at the second stage it is to correct poorly developed physical qualities and a skills; at the third stage it is to prepare them for the adverse factors of military professional activities, and at the fourth – to maintain the required level of working capacity.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности»

активизирует эти положительные процессы, ведущие к повышению научного и культурного уровня преподавателей и обучаемых.

6) Появление общедоступных компактных универсальных компьютеров (планшеты, ноутбуки, нетбуки, ультрабуки, хром-буки) и специализированных компьютеров

(смартфоны, электронные книги, GPS и ГЛОНАСС-навигаторы, плееры) как у преподавателей, так и обучаемых, а также творческая активность тех и других не может не вызвать появления разнообразных СО, в которых эти устройства будут использоваться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АбиссоваМ. А., Фокин Р. Р. Сервисы обучения информационной безопасности в курсе информатики для студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей // Педагогическая информатика. Специальный выпуск. 2006. № 6. С. 115-117.

2. Абрамян Г. В., Фокин Р. Р. Метамодель обучения информационным технологиям в высшей школе: Монография. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. 211 с.

3. Сорокин А. В. Новая наука о сервисах, управлении и инжиниринге // Экспертная сеть по вопросам государственного управления ИКЬ: http://www.gosbook.ru/node/10083/ (дата обращения 12.04.2013).

4. Спорер Д., Малио П., Бейли Д., Грул Д. Шаги к науке о сервисах // Открытые системы (электронная версия). 2007. № 02. ИЯЬ: http://www.osp.rU/os/2007/02/4108117/ (дата обращения 12.04.2013).

5. Фокин Р. Р., Абиссова М. А., Дзержинский И. И. Педагогические инновации в высшей школе: обучение информационным технологиям и вычислительной математике специалистов сферы сервиса: Монография. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. 187 с.

REFERENCES

1. Abissova M. A., Fokin R. R. Servisy obuchenija informatsionnoj bezopasnosti v kurse informatiki dlja studentov gumanitarnyh i sotsial'no-ekonomicheskih spetsial'nostej // Pedagogicheskaja informatika. Spet-sial'nyj vypusk. 2006. № 6. S. 115-117.

2. Abramjan G V., Fokin R. R. Metamodel' obuchenija informatsionnym tehnologijam v vysshej shkole: Monografija. SPb: Izd-vo SPbGUSE, 2011. 211 s.

3. Sorokin A. V. Novaja nauka o servisah, upravlenii i inzhiniringe // Ekspertnaja set' po voprosam gosu-darstvennogo upravlenija: URL: http://www.gosbook.ru/node/10083/ (data obrashchenija 12.04.2013).

4. Sporer D., Malio P., Bejli D., Grul D. Shagi k nauke o servisah // Otkrytye sistemy (elektronnaja versija). № 02. 2007. URL: http://www.osp.ru/os/2007/02/4108117/ (data obrashchenija 12.04.2013).

5. Fokin R. R., AbissovaM. A., Dzerzhinskij 1.1. Pedagogicheskie innovatsii v vysshej shkole: obuchenie informatsionnym tehnologijam i vychislitel'noj matematike spetsialistov sfery servisa: Monografija. SPb.: Izd-vo SPbGUSE, 2011. 187 s.

М. П. Стародубцев, М. Н. Татамиров

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию и разработке модели обеспечения физической готовности курсантов и выпускников вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности. Модель обеспечения физической готовности курсантов и выпускников вузов ВВ МВД России к служебнобоевой деятельности реализуется через четыре этапа, каждый из которых имеет свои цели и задачи. На первом этапе основной целью физической подготовки является повы-

шение общего уровня физического развития курсантов; на втором — корректирование слабо развитых физических качеств и прикладных навыков у курсантов; на третьем — подготовка к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и на четвертом — поддержание на требуемом уровне работоспособности.

Ключевые слова: курсанты, выпускники вузов внутренних войск МВД России, служебно-боевая деятельность, физическая готовность, педагогическая модель.

V. Starodubtsev, M. Tatamirov

Pedagogical Model of Ensuring Physical Readiness of Hei Graduates of the Ministry of Internal Affairs of Russia to Office and Military Activities

The article describes a model of ensuring physical readiness of cadets HEI graduates of Ministry of Internal Affairs of Russia for office and military activities. The model consists of four stages. At the first stage the main objective of physical training is to increase the general level of physical state of cadets; at the second stage it is to correct poorly developed physical qualities and a skills; at the third stage it is to prepare them for the adverse factors of military professional activities, and at the fourth - to maintain the required level of working capacity.

Keywords: cadets, graduates of higher education institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia, office and military activities; physical readiness, pedagogical model.

Известно, что важную роль в борьбе с бандитскими формированиями на территории России играют внутренние войска МВД России. Опыт боевого применения внутренних войск МВД России свидетельствует о том, что выполнение боевой задачи в значительной степени определяется чёткой работой в борьбе с бандитскими формированиями и во многом зависит от личностных качеств, профессиональной, физической и психологической подготовленности выпускников вузов внутренних войск МВД России. Многое зависит от их готовности к служебно-боевой деятельности в экстремальных ситуациях, от их слаженности и сплочённости при выполнении боевых операций. В настоящее время поступление на вооружение современных новых образцов оружия выдвигает более жёсткие требования к уровню профессиональной и физической подготовленности выпускников вузов внутренних войск МВД России, требует новых подходов к формированию модели подготовки курсантов в процессе обучения в высших учебных заведениях ВВ МВД России.

Анализируя состояние научной разработанности проблемы, а также практики формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к служебно-боевой деятельности, необходимо отметить, что недостаточно учтены особенности поведения выпускников в напряжённых ситуациях и их взаимного влияния друг на друга. Формирование готовности выпускников вузов ВВ МВД России к служебно-боевой деятельности направлено главным образом на совершенствование их профессиональной подготовленности. При этом не в полной мере учитывается взаимосвязь и влияние всех компонентов в структуре индивидуальной готовности к деятельности; профессионально-психологический отбор ориентирован на оценку наиболее ярко выраженных характеристик, которые не всегда отражают способность к служебно-боевой деятельности; существующие методики оценки позволяют судить о достигнутом уровне подготовленности выпускников, но не позволяют оценить их способности к выполнению функциональных обязанностей в экстремальных ситуациях, их готовность к служебнобоевой деятельности в таких условиях.

В связи с тем, что комплексное воздействие неблагоприятных факторов может привести к восприятию курсантом ситуации как экстремальной, остро возникает проблема развития не только профессиональных знаний, навыков и умений, но и способностей эффективно противостоять воздействию этих стресс-факторов. Установлено, что недостаточная профессиональная, психологическая и физическая готовность выпускников вузов внутренних войск МВД России приводит к срыву выполнения ими боевой задачи. Успех деятельности выпускника вуза внутренних войск МВД России в условиях воздействия неблагоприятных факторов при выполнении боевых задач во многом зависит от его физической готовности к такой деятельности.

Повышение физической подготовленности будущих офицеров внутренних войск МВД России является в настоящее время одной из важнейших задач в деле поддержания высокой боеготовности внутренних войск. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что наиболее актуальным является вопрос, раскрывающий значение физической подготовки для повышения работоспособности, предупреждения болезней, укрепления состояния здоровья офицеров, повышения уровня их физической подготовленности, поскольку специфика организации боевой подготовки во внутренних войсках значительно затрудняет проведение всех форм физической подготовки [1-5]. Кроме того, на физическом состоянии офицеров внутренних войск МВД России отражается большая ответственность за результат выполнения ими боевой задачи и другие факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на организм. Поэтому проблема обеспечения физической готовности курсантов и выпускников вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности является чрезвычайно актуальной. Между тем проведённый анализ литературы свидетельствует об отсутствии научного обоснования структуры и содержа-

ния педагогической модели для обеспечения физической готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности. Это значительно снижает эффективность деятельности выпускников и профессорско-преподавательского состава вузов войск внутренних войск МВД России.

Разработка педагогической модели обеспечения физической готовности выпускников вузов, офицеров внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности тесно связана с технологией обучения. Данная модель может быть реализована как технологическая составляющая обеспечения учебного процесса в виде соответствующей технологии обучения. Результатом ее проектирования и конструирования является технологическая карта изучения учебной дисциплины, разрабатываемая

преподавателем.

Модель формирования готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в экстремальных ситуациях представляет собой определенный набор характеристик личности выпускников. Это позволяет преподавателю анализировать и учитывать в своей педагогической деятельности психофизиологические и социально-психологические качества курсанта, уровень его подготовленности к служебно-боевой деятельности, предысторию обучения, уровень базовых и текущих знаний, навыков и умений, характеризующих его учебно-познавательную деятельность, а также динамику формирования значимых профессиональных качеств.

Модель обучающего педагога учитывает личностные особенности самого преподавателя: профессиональные педагогические

качества, глубину знания предметной области преподаваемой дисциплины, владение современными методами и технологиями обучения, информационную культуру и др.

Особое внимание заслуживает модель деятельности выпускников вузов внутрен-

них войск МВД России. В данном случае речь идет о модели деятельности будущего офицера-выпускника вуза внутренних войск МВД России. Для того чтобы иметь возможность наиболее полно учитывать особенности и специфику будущей деятельности в экстремальных ситуациях, целесообразно разработать такую модель.

Модель деятельности, являясь своего рода эталоном развития значимых профессиональных качеств выпускника, позволяет трансформировать общие цели и содержание образования в дидактические цели и содержание, реализуемые в учебных программах высших учебных заведений внутренних войск МВД России. В этом случае обучение должно осуществляться в строгом соответствии с конечными целями подготовки офицера. Следовательно, модель выпускника вуза внутренних войск МВД России выступает своеобразной основой для проектирования и конструирования преподавателем вуза соответствующей технологии обучения.

При разработке модели деятельности выпускника вуза внутренних войск МВД России проводится анализ реальной практики деятельности офицеров; прогнозирование особенностей развития этой деятельности; осуществляется экспертный опрос и др. В основе большинства из используемых методик лежит экстраполяция требований и условий профессиональной деятельности, в которой предстоит участвовать выпускникам вуза внутренних войск МВД России.

Сравнительный анализ существующих методов и методик моделирования действий в экстремальных ситуациях позволил выделить среди них ту, которая в наибольшей степени отвечает целям и задачам создания в вузе специальной профессиональноориентированной среды. Ею стала методика нормативно-функционального моделирования действий в экстремальных ситуациях выпускников вузов внутренних войск МВД России. Термин «нормативно-функциональное моделирование» предусматривает

два подхода, реализуемых в его рамках. Нормативное — указывает на приоритетное значение требований нормативных документов страны и соответствующего ведомства, определяющих уровень и качество профессиональной подготовки офицеров. Функциональное — предполагает глубокий анализ профессиональных задач, которые выпускнику вуза внутренних войск МВД России придется решать при реализации своих функциональных обязанностей.

Нормативно-функциональная модель формирования готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к действиям в экстремальных ситуациях представляет собой матрицу, по вертикали которой указываются значимые профессиональные качества выпускника, а по горизонтали в процентном отношении — требуемый уровень их развития у выпускников вуза, успешно выполняющих профессиональные обязанности. Методика носит универсальный характер, позволяющий моделировать подобным образом профессиональную деятельность выпускников вузов внутренних войск МВД России. Наличие нормативнофункциональной модели формирования готовности курсантов дает возможность на научной основе корректировать и уточнять в целом не только цели и содержание профессионального образования курсантов в вузе, но и дидактические цели, содержание обучения по конкретным блокам учебных дисциплин в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности. Преподаватель вуза внутренних войск МВД России на основе этой модели может достоверно и точно осуществлять выбор и обоснование методов, организационных форм и информационных средств, в наибольшей степени способствующих качественному развитию у обучающихся требуемых профессиональных качеств, и, таким образом, формировать в рамках предметного содержания учебной дисциплины специальную профессионально-ориентированную обучающую среду.

Цель — обеспечение физической готовности к выполнению боевых задач

д—

Направленность деятельности преподавателей кафедры физической подготовки вузов ВВ МВД России

2-й этап начальной профессиональной подготовки П-Ш курсы) --------------------------

1-й этап предварительной подготовки (I курс)

>\1------

Физическая

готовность

курсантов

і £

3-й этап профессионального совершенствования (ТУ-У курсы)

4-й этап профессионального становления (1, 2 год службы в войсках)

1-й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап

Методическое обеспечение процесса физической подготовки

Цель — повышение общего уровня физической подготовки курсантов Цель — корригирование слабо развитых физических качеств и прикладных навыков Цель — подготовка к воздействию неблагоприятных факторов военнопрофессиональной деятельности Цель — поддержание на требуемом уровне работоспособности у выпускников вузов ВВ МВД России на этапе становления в войсках

Направленность деятельности курсантов и выпускников

На развитие общей выносливости и силы На развитие «отстающих» физических качеств и военноприкладных навыков На развитие психофизиологических систем организма, наиболее подверженных воздействию неблагоприятных факторов На поддержание на высоком уровне физической готовности выпускников

Средства и методы физической подготовки

Упражнения на силу, бег на длинные дистанции, плавание, передвижение на лыжах в равномерном темпе Гимнастические упражнения, преодоления препятствий, спортивные игры, бег на средние дистанции Коллективные упражнения, спортивные игры, упражнения на внимание и быстроту Рациональное использование физических упражнений, на основе индивидуальной физической готовности

Модель обеспечения физической готовности курсантов и выпускников внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности

Наличие технологии мониторинга профессионального становления будущего офицера в вузе внутренних войск МВД России позволяет педагогу постоянно выявлять соответствие достигнутых дидактических целей уровню профессионализации обучающихся, отвечающему требованиям их будущей профессиональной деятельности.

Опираясь на проанализированные аспекты моделирования деятельности, можно сделать вывод о том, что модель профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России целесообразно представить в виде замкнутого регулируемого и управляемого процесса. В этом случае модель подготовки офицера в вузе органично включает в себя все четыре модели: модель учебной дисциплины, модель управления процессом обучения, модель обучающегося и модель педагога. Таким образом, появляется возможность корректировать педагогическое взаимодействие с курсантами для достижения дидактических целей.

Разработанная нами модель обеспечения физической готовности курсантов и выпускников вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности представлена на рисунке.

Эффективность функционирования данной модели проверялась в процессе педагогического эксперимента, в ходе которого установлено, что показатели функционального состояния и физической подготовленности у испытуемых экспериментальной группы были достоверно выше, чем у испытуемых контрольной группы. Объективным показателем высокой эффективности разработанной модели обеспечения физической готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности явились результаты выполнения комплексных профессиональных задач испытуемыми контрольной и экспериментальной групп во время тактических учений. По окончании эксперимента в экспериментальной группе 37,2% выпускников достигли высокого уровня готовности к служебно-боевой деятельности; 33,2% выше среднего; 20,3% — среднего и 9,3% — низкого уровня. В контрольной группе эти показатели выражены следующими цифрами — 12,7%, 20,3%, 38,5% и 28,5%.

Проведённое эмпирическое исследование свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической модели обеспечения физической готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотин А. Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А. Э. Болотин, А. Н. Сивак // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2012. № 10 (92). С. 30-35.

2. Сивак А. Н. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности профессионального развития курсантов вузов внутренних войск МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 1 (83). С. 135-138.

3. Сивак А. Н. Педагогические условия, необходимые для повышения подготовленности специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков / А. Н. Сивак, А. Е. Эрастов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2012. № 2 (84). С. 124-127.

4. Сивак А. Н. Организационно-педагогические условия, необходимые для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления / А. Н. Сивак, И. Н. Зюкин // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2012. № 8 (90). С. 83-86.

5. Сивак А. Н. Показатели готовности командиров курсантских подразделений, вузов внутренних войск МВД России к самообразованию в сфере физической подготовки и спорта / А. Н. Сивак,

О. В. Сыромятников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2012. № 9 (91). С. 143-147.

REFERENCES

1. Bolotin A. Je. Trebovanija, predjjavljaemye k vypusknikam vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii k effek-tivnomu vypolneniju sluzhebno-boevyh zadach / A. E. Bolotin, A. N. Sivak // Uchenye zapiski Universiteta im. P. F. Lesgafta. 2012. № 10 (92). S. 30-35.

2. Sivak A. N. Psihologo-pedagogicheskie uslovija neobhodimye dlja povyshenija effektivnosti profession-al'nogo razvitija kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii // Uchenye zapiski Universiteta im. P. F. Lesgafta. 2012. № 1 (83). S. 135-138.

3. Sivak A. N. Pedagogicheskie uslovija, neobhodimye dlja povyshenija podgotovlennosti spetsial'nyh po-drazdelenij po bor'be s nezakonnym oborotom narkotikov / A. N. Sivak, A. E. Era-stov// Uchenye zapiski Uni-versiteta im. P. F. Lesgafta. 2012. № 2 (84). S. 124-127.

4. Sivak A. N. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija, neobhodimye dlja effektivnogo vospitanija lich-nostnyh kachestv u ofitserov vnutrennih vojsk MVD Rossii v period professional'nogo stanovlenija / A. N. Sivak, I. N. Zjukin// Uchenye zapiski Universiteta im. P. F. Lesgafta. 2012. № 8 (90). S. 83-86.

5. Sivak A. N. Pokazateli gotovnosti komandirov kursantskih podrazdelenij, vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii k samoobrazovaniju v sfere fizicheskoj podgotovki i sporta / A. N. Sivak, O. V. Syromjatnikov// Uchenye zapiski Universiteta im. P.F. Lesgafta. 2012. № 9 (91). S. 143-147.

Т. Н. Сокольницкая

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Анализируются основные подходы к сущности методического мышления учителя, обосновывается широкое понимание методического мышления современного учителя русского языка, выявляются его основные характеристики, которые обеспечивают профессиональную методическую деятельность учителя.

Ключевые слова: методическое мышление учителя русского языка, профессиональная методическая деятельность, предмет методического мышления, единица развития методического мышления.

Т. Бокоіиііскаіа

The Main Features of Methodological Thinkingof Modern Russian Language Teacher

The article dwells on the analysis of the main approaches to the essence of the teacher’s methodological thinking, on the establishing a wide understanding of the contemporary teacher’s methodological thinking, on the revealing the main characteristics which provide the teacher’s methodological activities.

Keyword: methodological thinking of Russian language teacher, professional methodological activities, the subject of the methodological thinking, unit of methodological thinking development.

Методическое мышление учителя русского языка — это специальное профессиональное мышление, являющееся неотъемлемым атрибутом профессиональной методической деятельности учителя-пред-

метника. Соответственно оно должно соче-

тать в себе черты профессионального педагогического мышления и специфические характеристики, присущие методическому мышлению учителя-предметника, учителя русского языка. К понятию «методическое мышление» учителя-предметника в своих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.