Научная статья на тему 'Межкафедральная конференция «Принцип патриотизма в теории государства и права и отраслевых юридических дисциплинах»'

Межкафедральная конференция «Принцип патриотизма в теории государства и права и отраслевых юридических дисциплинах» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межкафедральная конференция «Принцип патриотизма в теории государства и права и отраслевых юридических дисциплинах»»

Межкафедральная конференция «Принцип патриотизма в теории государства и права и отраслевых юридических дисциплинах»

21 апреля 2010 года в Нижегородской академии МВД России состоялась межкафедральная конференция «Принцип патриотизма в теории государства и права и отраслевых юридических дисциплинах».

В работе конференции приняли участие руководство Нижегородской академии МВД России, представители Чебоксарского, Пермского и Ижевского филиалов академии, профессорско-преподавательский состав, курсанты и слушатели академии.

На конференции рассматривались вопросы, связанные с ролью и местом патриотизма в образовательном процессе, организацией патриотической работы в вузах МВД России, реализацией принципа патриотизма в различных отраслях права и юридических дисциплинах.

В настоящее время идея патриотизма в России становится важным ресурсом консолидации общества, а в условиях борьбы с международным терроризмом и экстремизмом переходит в составляющую государственной безопасности страны.

В.В. Аврамцев, заместитель начальника Нижегородской академии МВД России по работе с личным составом, кандидат психологических наук, доцент

Роль и место Нижегородской академии как вуза МВД России в обеспечении эффективного функционирования системы патриотического воспитания

Реализация принципа патриотизма осуществляется через воспитательную деятельность, в которой патриотическое воспитание выступает составной частью общего воспитательного процесса. Учитывая содержание такой закономерности воспитания, как единство обучения и воспитания1, можно констатировать, что применительно к учебному заведению патриотическое воспитание должно осуществляться в ходе образовательной деятельности. Проблемы реализации воспитательного потенциала кафедр и патриотического воспитания обучаемых уже дважды обсуждались в нашей академии2, в том числе с привлечением к дискуссии представителей различных ведомств и религиозных конфессий.

Основополагающим документом, отражающим совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания, является Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее — Концепция), которая была одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г). В Концепции принцип патриотизма представлен совокупностью принципов патриотического воспитания.

В соответствии с Концепцией принципами патриотического воспитания являются:

— принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

— принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом;

— принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

— принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

— принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей,означа-

1 См.: Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 2008. — С. 253.

2См.: Роль кафедр и профессорско-преподавательского состава в формировании основополагающих мировоззренческих ценностей и профессионально-нравственных ориентиров курсантов и слушателей НА МВД России: Сборник статей. — Н. Новгород, 2009; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы» на современном этапе: история и современность, преемственность поколений, верность служения Отечеству: Сборник статей / Под общ. ред. В.В. Аврамцева. — Н. Новгород, 2010.

ющий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма,но и регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Идею патриотического воспитания воплощают в жизнь субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения всех уровней. Нижегородская академия МВД России как субъект воспитательной деятельности осуществляет патриотическое воспитание обучаемых на плановой основе, используя разнообразные формы и методы1.

Нижегородская академия МВД России включена в систему воспитания по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации как на региональном уровне (Нижегородская область), так и на уровне федеральном (МВД России).

Согласно Концепции, система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых, воинских и иных коллективов и заканчивая высшими органами государства. Она предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на федеральном и региональном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью.

Достижение заданного уровня эффективности и результативности функционирования системы патриотического воспитания достигается совокупностью определенных условий и разносторонним обеспечением, которое необходимо учитывать в практической деятельности.

И здесь для нас крайне важно определить роль и место Нижегородской академии как вуза МВД России в обеспечении эффективного функционирования системы патриотического воспитания.

В связи с этим необходимо рассмотреть различные стороны условий и обеспечивающих факторов, определяемых Концепцией.

1. Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания включает в себя совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса патриотического воспитания, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики и изменений, произошедших во всех сферах жизни страны за последние годы; создание базы патриотического воспитания в системе образования.

2. Педагогическое и методическое обеспечение предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения; развитие и совершенствование форм и методов воспитания, осуществляемого министерствами и ведомствами, институтами воспитания и общественными организациями; обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой патриотической работы; регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств и сознания у детей, юношества, граждан страны.

3. Информационное обеспечение патриотического воспитания — утверждение патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах граждан; активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации патриотических ценностей в средствах массовой информации, литературе и искусстве; целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей идей патриотизма в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при активном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно ключевых федеральных органов исполнительной власти (Минобразования России, Минобороны России, Мин-культуры России, Минздрава России, МПТР России, МВД России, Госкомспорта России и др.).

4. Научно-теоретическое обеспечение означает организацию исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности гражданина; обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного, идеологического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук; научное обоснование путей приобщения граждан, особен-

1 См.: Соколенко В.К. Патриотическое воспитание как основной вектор развития системы воспитательной работы в Нижегородской академии МВД России в современных условиях // Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы» на современном этапе: история и современность, преемственность поколений, верность служения Отечеству: Сборник статей / Под общ. ред. В.В. Аврамце-ва. — Н. Новгород, 2010. — С. 12—16.

но подрастающего поколения, к патриотическим ценностям, их духовного освоения.

5. Обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации в системе патриотического воспитания предусматривает повышение эффективности этой системы, ее функциональных возможностей, создание на федеральном и региональном уровнях, уровне местного самоуправления межведомственных и межрегиональных комиссий и советов по реализации цели и задач патриотического воспитания граждан; разработку модели реализации основных направлений деятельности по патриотическому воспитанию граждан в Российской Федерации, апробацию ее использования в ряде регионов страны.

6. Кадровое обеспечение предусматривает организацию подготовки специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи патриотического воспитания граждан; повышение роли и возможностей федеральных органов исполнительной власти, регионов страны в подготовке специалистов по воспитательной работе с различными категориями граждан: их предварительный подбор, переподготовку, повышение квалификации.

7. Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания означает оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации программ патриотического воспитания российских граждан, разработанных в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти, регионах и общественных объединениях; привлечение производственных и предпринимательских структур к решению проблем повышения эффективности патриотического воспитания; финансирование расходов федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих мероприятия государственной программы, в соответствии с ведомственной классификацией расходов федерального бюджета; финансирование мероприятий региональных программ за счет соответствующих средств.

Создание этих условий будет способствовать развитию социальной активности граждан Российской Федерации и совершенствованию управления системой патриотического воспитания.

Для нас, вуза МВД России, наибольшее значение имеют вопросы педагогического, методического и научно-теоретического обеспечения патриотического воспитания. В плане научно-теоретического обеспечения необходимо организовать исследования, связанные, например, с изучением конкретных этапов развития вуза и личностей руководителей, преподавателей, сотрудников и выпускников. Такие же исследования могут проводиться по истории развития службы БХСС — БЭП МВД России.

Результаты таких исследований нужно использовать в практической деятельности, при проведении занятий в системе служебной подготовки и в

процессе преподавания различных дисциплин. Результаты научных исследований проблем патриотического содержания могут обогатить содержание самого патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного, идеологического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук. Кроме этого, научное обоснование путей приобщения граждан, особенно подрастающего поколения, к патриотическим ценностям, их духовного освоения поможет разработать новые формы и методы работы по данному направлению.

В плане педагогического и методического обеспечения Концепция предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания. И эта проблема должна стоять перед всеми кафедрами в равной степени, естественно, с учетом уровня и степени включенности в проблему, в зависимости от преподаваемых учебных дисциплин. Возглавить данную работу должен учебный отдел (провести квалифицированный анализ методических материалов, организовать заседания кафедр по обсуждаемой проблематике, взаимные посещения, изучить передовой опыт работы, провести мероприятия с привлечением филиалов). В результате такой работы мы могли бы получить многогранное обсуждение и научную дискуссию по интереснейшим проблемам педагогики и, главное, определить пути использования всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории обучаемых. Работа в данном направлении позволит создавать новые (инновационные), а также развивать и совершенствовать традиционные формы и методы обучения и воспитания (в том числе патриотического). На постоянной основе по основным направлениям деятельности вуза должно осуществляться обобщение результатов учебно-методических разработок, взаимное информирование о новациях в области патриотического воспитания, регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.

Таким образом, вуз МВД России включен в систему патриотического воспитания как на региональном, так и на федеральном уровнях. Являясь важным элементом общей системы патриотического воспитания, вуз МВД России сам должен строить работу по патриотическому воспитанию на системной основе, привлекая к этой деятельности максимальное количество своих структурных подразделений. Цель такого системного воздействия — формирование у обучаемых чувства сопричастности к своей alma mater, гордости за свой вуз, а также уважение его традиций и истории, осознание себя не только гражданином и патриотом, но и ответственным представителем государственной власти, сотрудником органов внутренних дел.

C.B. Песин, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук

Государственные символы как элемент патриотического воспитания в образовательном процессе Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России

Использование государственных символов России в патриотическом воспитании является важной составной частью государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 4221. Не случайно этому направлению работы посвящен целый раздел данной программы. Использование государственных символов в патриотическом воспитании предусмотрено и Планом мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации (утвержден 9 декабря 2005 года, № 1/8895) по реализации указанной программы.

Государственные символы — важнейший атрибут суверенитета государства, его целостности и независимости. Вся история нашего государства неразрывно связана с ее государственными символами. Уважение к государственным флагу, гербу, гимну Российской Федерации, государственным символам субъектов Российской Федерации служит показателем зрелости и политической культуры граждан и общества в целом. Знание истории создания и правильное использование государственной символики помогают формированию патриотических чувств и сознания, прежде всего, у подрастающего поколения российских граждан, к которым, конечно же, следует отнести и категорию обучающихся в образовательных учреждениях системы МВД России. Для будущих сотрудников органов внутренних дел формирование гражданских патриотических качеств особенно важно, так как они призваны с оружием в руках защищать государственные интересы страны,права и законные интересы ее граждан.

Предваряя рассмотрение обозначенной темы, в методологических целях определимся с самим понятием «государственная символика». С точки зрения мордовского юриста К.В. Нужина, «государственная символика представляет собой совокупность официальных отличительных знаков (герб, флаг, гимн и т. д.), учреждаемых конституцией или специальным законом, олицетворяющих государственность и статус их владельца в различных формах проявления»2. Данное понятие, на наш взгляд,

нуждается в уточнении. Традиционно к государственным символам относят только герб, флаг и гимн государства. Представляется, что такое ограничительное понимание государственных символов мешает организации правильной и эффективной работы по их использованию в интересах граж-данско-патриотического воспитания. Полагаем, что государственная символика в России представлена государственной символикой Российской Федерации и государственной символикой ее субъектов. При этом к государственным символам России на уровне ее субъектов, как справедливо отмечает К.В. Нужин, следует относить «государственный герб, флаг, гимн, наименование субъекта РФ (как словесный символ), столицу или административный (областной) центр, а также государственные и памятные дни. Все остальные символы (архитектурные, словесные и др.) региона можно отнести к вспомогательным»3.

Определившись с терминологией, теперь непосредственно рассмотрим, как же построена работа по использованию государственных символов России и ее субъектов в патриотическом воспитании курсантов, слушателей и студентов Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России.

Сразу хочется отметить, что использование государственной символики в нашем учебном заведении носит системный и целенаправленный характер и осуществляется по следующим главным направлениям:

1. Изучение правового регулирования использования государственной символики на занятиях по служебно-боевой подготовке, а также в рамках изучения гуманитарных и государственно-правовых дисциплин. Здесь обучаемые приобщаются к истории создания символов, учат текст Государственного гимна, уясняют порядок его исполнения, порядок поднятия Государственного флага и т. п. Следует подчеркнуть, что для курсантов, направленных для обучения в Чебоксарский филиал Нижегородской академии из разных регионов нашей страны, определенный интерес представляет изучение истории, культуры и традиций чувашского народа. Очевидно, что государственные символы субъектов Российской Федерации являются важной составной частью их культуры. Поэтому, в частности, на занятиях по конституционному праву России с курсантами 1 курса доцент кафедры государственно-правовых дисциплин полковник милиции С.Н. Матросов практикует изучение истории создания и текста не только Государственного гимна России, но и гимна Чувашской Республики. Курсанты сначала заучивают слова гимнов, а перед сдачей семестрового экзамена хором и с энтузиазмом их

1 Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 29. — Ст. 3064.

2Нужин К.В. Конституционно-правовое регулирование государственной символики в субъектах Российской Федерации: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — Мытищи, 2009. — С. 6.

3

Нужин К.В. Указ. соч. — С. 7.

исполняют (причем гимн Чувашии исполняется на чувашском языке).

2. Использование государственной символики в коридорах, фойе и других общедоступных местах учебных, административных и жилых зданий как важного элемента и средства наглядной агитации. Здесь важно оформить стенды, витрины таким образом, чтобы символика государства подчеркивала содержание этих средств наглядной агитации, была естественной и гармоничной. Использование государственной символики во всех без исключения случаях не должно нарушать порядок, установленный российским и региональным законодательством. В частности, недопустимо применять обратный (зеркальный) порядок размещения государственных символов России и ее субъектов (прежде всего это касается расположения государственных флагов).

Мы все являемся свидетелями того, что за последние годы в этом направлении в нашем филиале проделана большая работа. После проведенного ремонта на стенах коридоров учебных корпусов появились информативные, красочные и торжественные, гармонично и со вкусом оформленные стенды, среди которых можно выделить такие, как: «Россия — великая наша держава», «Край, в котором Родине мы служим», «Праздники и памятные даты», «От первого лица» и др.

3. Использование государственной символики в музее филиала. Флаг Победы.

4. Использование государственной символики в комнатах воспитательной работы на курсах.

5. Использование государственной символики в учебно-методических кабинетах.

6. Использование государственной символики в процессе проведения занятий.

7. Использование государственной символики в ритуальных целях.

Отмечая очевидный прогресс в учебно-воспитательном процессе, связанный с активизацией использования государственных символов в патриотическом воспитании обучающихся в Чебоксарском филиале Нижегородской академии МВД России, нельзя не остановиться на тех проблемных моментах, которые не способствуют более эффективному использованию государственной символики в воспитательных целях.

Проведенный анализ вышеуказанных проблем позволяет классифицировать их на пять групп:

1) процедурно-правовые, связанные с недостаточной разработанностью механизма процедурно-правового использования государственной символики, а также механизма привлечения к различным видам юридической ответственности за нарушение правил его применения. Как существенную проблему здесь необходимо отметить отсутствие у филиалов собственного знамени;

2) экономические, связанные с недостаточным бюджетным финансированием образовательных

учреждений системы МВД для приобретения плакатов, изготовления стендов, оформления государственных символов;

3) идеологические, обусловленные отсутствием четкой и понятной государственной идеологии. Корни этой проблемы уходят в сложное исто-рико-политическое прошлое нашего государства. В частности, в обществе до сих пор не сформировалось прочного, единого и устоявшегося консолидированного подхода к казачеству, «белому» движению, эмиграции, сталинским репрессиям, советской символике, периоду «перестройки», рыночным реформам 90-х годов XX века, приватизации и иным явлениям;

4) психологические, связанные с недостаточной сознательностью как воспитателей, так и вос-питуемых;

5) организационные, обусловленные чаще всего субъективными качествами руководителей, ответственных за данное направление.

Подводя краткие итоги, хочется выразить уверенность в том, что использование государственных символов России и ее субъектов найдет достойное место в системе патриотического воспитания будущих офицеров и поможет им стать верными и достойными продолжателями славных героических традиций наших уважаемых ветеранов органов внутренних дел.

А.Н. Лушин, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук

Формирование принципов патриотизма при изучении истории отечественного государства и права

Иногда наше сегодняшнее российское общество называют гражданским, что, думается, слишком преждевременно, так как в целом на государственном уровне не создана та живительная среда, в которой бы в качестве одной из главнейших духовно-нравственных ценностей проявлялся патриотизм. Негативная критика традиционных духовно-нравственных ценностей в минувшее десятилетие привела к острому кризису самосознания российского народа, и система патриотического воспитания оказалась под умышленным ударом определенных политических сил. Наконец пришло долгожданное время, когда Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в одной из видеоконференций объявил о том, что вопросы патриотического воспитания, в том числе в высших учебных заведениях, должны находиться в центре государственной политики1.

В то же время в структуре учебных заведений системы МВД России (на примере нашей академии) вполне обоснованно можно говорить о существовании условий, в которых патриотические качества молодежи можно вполне продуктивно формиро-

1 См.: Медведев Д.А. Патриотическое воспитание должно доходить до сердца // www.aif.ru/politic/article/26030

вать. В контексте темы нынешней научно-практической конференции можно указать на то, что в формировании принципов патриотизма немалую роль играет изучение курсантами истории отечественного государства и права. Собственно говоря, уже рабочая программа данной учебной дисциплины содержит среди задач такую, как воспитание патриотических качеств у сотрудников правоохранительных органов через раскрытие в процессе обучения нравственного содержания и значения основных российских государственно-правовых институтов.

В процессе изучения истории отечественного государства и права курсанты постепенно усваивают, что весь исторический опыт развития российской государственности и правовой системы свидетельствует о том, что без патриотизма как сознательной идеологической позиции большинства населения страны было бы невозможно добиться тех значительных и даже великих результатов государственного строительства, которые достигались на протяжении нескольких веков. Государственно-правовые реформы, нацеленные на укрепление России, инициировались именно как реализация общих патриотических настроений, поэтому при изучении истории отечественного государства и права мы обращаем внимание курсантов на то, что патриотизм консолидировал (накрепко сплачивал) русское общество от самых начал российской государственности.

Учебно-педагогический опыт позволяет нам сделать вывод о том, что формирование принципов патриотизма в процессе изучения истории отечественного государства и права укрепляет доверие наших курсантов к Российскому государству и ориентированной на национальные интересы политической власти. Учебная работа в группах на первых курсах свидетельствует о том, что современная молодежь является весьма активной социальной группой, и патриотическая идея может сегодня выполнять в молодежной среде значительную консолидирующую роль.

Изучение истории отечественного государства и права показывает, что патриотизм всегда являлся мощным фактором в становлении и развитии российской государственности, а многие выдающиеся юристы-патриоты принимали участие в разработке проектов законодательных актов и государственно-правовых реформ. На лекционных и семинарских занятиях курсанты получают представление о том, что патриотизм способствует не только политической консолидации государственных и общественных деятелей в их делах на благо Отечества, но также позволяет стабилизировать политическую и экономическую ситуацию в стране.

При изучении темы «Государство и право России в период сословно-представительной монархии» невозможно обойти вниманием те историчес-

кие события середины XVI—XVII веков, в которых принципы патриотизма были воплощены в общественную жизнь в высшей мере как готовность защиты интересов государства, поставленных выше личных и этнических интересов. Идеологические принципы патриотизма находят свое развитие в знаменитых письмах царя Ивана Васильевича Грозного к князю Андрею Курбскому. Размышляя о государственно-правовых реформах того времени, среди которых мы сегодня выделяем проведение Земских соборов, принятие Судебника 1550 года, установление опричнины, российский самодержец писал о том, что благодаря патриотическим деяниям великих князей от Владимира Святославовича до Василия III Российское царство стало крепким и могущественным. Великими патриотами Земли Русской почти официально стали именовать руководителей нижегородского народного ополчения 1612 года князя Дмитрия Пожарского и посадского старосту Кузьму Минина, «прекративших» смутное время в нашем Отечестве и всемерно способствовавших укреплению государственности. Российский поэт конца XIX века В.М. Чуфарин, отдавая дань традиционным патриотическим чувствам россиян, восклицал:

Велик ты, русский наш народ! Всегда ты Родину спасаешь — Ты богатырь, от всех забот Для ней себя освобождаешь!1 Соборное уложение 1649 года, принятое Земским собором как общероссийское законодательство, можно в определенной степени считать выражением и воплощением объединенных патриотических настроений и чаяний всего русского народа, услышанных самодержавной властью. Затем в Русском государстве наступил период стабилизации, который позволил, например, появиться на свет патриотическим концепциям А.Л. Ордина-На-щокина в отношении организации городского самоуправления, оказания государственного протекционизма российским промышленникам и купцам, то есть получили развитие те государственно-правовые проблемы, которые остаются актуальными в нашей стране и по сегодняшний день. Государственно-правовую деятельность А.Л. Орди-на-Нащокина мы можем оценить как добросовестное служение Отечеству, и в контексте обсуждаемой сегодня актуальной проблемы подобное служение можно определить как основной смысл российского патриотизма. Мы заострили внимание только на одной учебной теме, но при изучении историко-правового материала других тем также происходит формирование основных принципов патриотизма.

Весьма активное и осознанное развитие принципов патриотизма у курсантов академии происходит при изучении таких важных тем, как «Государственно-правовые реформы в России во второй половине XIX века» и «Советское государство и

Чуфарин В.М. Минин и Пожарский // Род Мининых и князь Дмитрий Пожарский. — Н. Новгород, 2007. — С. 189.

1

право в период Великой Отечественной войны», так как именно на подобных переломных этапах истории отечественного государства и права патриотические идеи в полной мере воплощаются и реализуются в созидательных и спасительных для страны героических деяниях. При изучении великих государственно-правовых реформ, проведенных императором Александром II в 1860—1870 годы, мы обращаем особое внимание на то, что эти грандиозные преобразования явились реализацией глубоко патриотических воззрений российской элиты, в том числе и юридической. Какими чувствами, как не патриотическими, было продиктовано решение российского правительства выделить из государственной казны на земельные выкупные операции миллиард рублей, что по сегодняшнему курсу составляет 80 миллиардов долларов США1.

Действительно, идея патриотизма в нашем государстве изначально была сопряжена с идеей государственного или общественного служения, и не случайно российский человек всегда ощущает важность общего участия (соучастия) в созидательном труде на благо Родины. Автор фундаментального научного сочинения «История государства Российского» историограф Н.М. Карамзин размышлениям о роли патриотизма в объединении людей на государственное строительство посвятил статью под названием «О любви к Отечеству и народной гордости», в которой дал примечательное определение патриотизма как общей «любви ко благу и славе Отечества и желания способствовать им во всех отношениях»2. При воспоминании о деяниях творцов великих государственно-правовых реформ в России, таких, например, как ка-рамзинский современник выдающийся правовед М.М. Сперанский, представляются очень правильными слова Н.М. Карамзина о том, что «патриот спешит присвоить Отечеству благодетельное и нужное»3.

Известный русский правовед и философ И.А. Ильин писал о теснейшей связи патриотизма с национальным самосознанием и правом: «Патриотизм должен питать мысль ученого юриста и волю гражданина; наука права должна светить гражданину и патриоту; волевое самоутверждение должно вести патриота и ученого. Тогда ученый будет иметь доступ к подлинному правовому и государственному опыту; тогда патриот сделает свое чувство

предметно осмысленным и плодотворным; тогда гражданин построит свой волевой акт на ясном разумении и страстном чувстве»4. Мы позволили себе привести полностью эту цитату, так как она свидетельствует о том, что правильное государственное строительство немыслимо без патриотической идеи. Недавний пример тому — провал гайдаровских реформ, проводимых политиками, лишенными духа российского патриотизма.

О создании сильного и справедливого государства именно на основе патриотизма писали многие церковные деятели, в том числе патриарх Московский и всея Руси Алексий II, видевший патриотизм «не набором слов и лозунгов, но основой реальных дел, действительной заботы об устроении народной жизни» и указавший на то, что «патриотичность общества во многом зависит от социальной направленности» и солидарности общественных сил5. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает, что современное «образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учетом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции», среди которых патриотизм занимает одно из главнейших мест6.

Следует признать, что современные российские политики наконец-то осознали, что без патриотизма невозможно построить сильное государство, в котором будут доминировать идеи гражданского долга и уважения к закону. Наверное, поистине важным патриотическим шагом российского правительства стало появление Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 года № 5497 о противодействии попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, касающимся, в том числе, изучения истории отечественного государства и права в наиболее сложные периоды. Обращение к историческому опыту государственного строительства в процессе изучения истории отечественного государства и права подтверждает то, что в высших учебных заведениях можно активно использовать учебный процесс как один из факторов формирования у молодежи лучших патриотических качеств, среди которых выделяются гордость за свою Родину и желание самоотверженно служить ей.

1 См.: Паршев А.П. Российский путь: Спецкурс по российской истории. — М., 2005. — С. 63.

2Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. — Л., 1984. — Т. 2: Критика. Публицистика. — С. 225.

3Там же. — С. 229.

4Ильин И.А. О сущности правосознания. — М., 1993. — С. 12—13.

5 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Войдите в радость Господа своего: Размышления о вере, человеке и современном мире. — М., 2004. — С. 195.

6 Приветствие Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам XVIII Международных Рождественских чтений. — М., 2010. — С. 5.

7 Российская газета. — 2009. — 20 мая.

В.В. Воробей, преподаватель кафедры оперативной работы ОВД Нижегородской академии МВД России

Патриотический аспект в деятельности ОВД (о профессиональном и нравственном воспитании)

Строительство правового государства требует создания адекватной системы органов государственной власти, соответствующей ей целостной системы государственной службы, организации идеологического процесса сплочения сотрудников внутренних дел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проводимая межкафедральная конференция посвящена совершенствованию работы по патриотическому и профессионально-нравственному воспитанию личного состава и повышению ее роли в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Тема, безусловно, затронута актуальнейшая, как сегодня принято говорить, востребованная.

В связи с этим хотелось бы высказать некоторые соображения.

Подготовка оперативных сотрудников, как известно, включает в себя, наряду с прочим, две основные составляющие:

1) вооружение сотрудников необходимыми для успешной профессиональной деятельности знаниями, умениями и навыками;

2) формирование у них соответствующих профессионально-нравственных качеств, то есть таких устойчивых черт личности, характера, которые должны быть присущи им как представителям определенной конкретной профессии и совокупность которых составляет ядро профессиональной этики. Известно, что каждый род профессиональной деятельности имеет свою этику, но особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда объектом деятельности являются люди. Вышесказанное дает основание говорить о профессиональной этике врачей, преподавателей, военнослужащих и, конечно же, сотрудников милиции.

Очевидно, что в образовательном процессе должны оптимально сочетаться и обусловливаться обе названные выше составляющие.

Хорошо подготовленный, но безнравственный (в профессиональном отношении) специалист — это предатель интересов общества, государства и того дела, которому он должен служить. Однако, как бы ни был состоятелен в нравственном отношении сотрудник, его слабая подготовка как специалиста однажды сыграет с ним злую шутку, подставив под удар и его нравственность.

Если внимательно изучить последние руководящие документы МВД, ДКО МВД России, то станет явно заметна озабоченность руководства Министерства внутренних дел Российский Федерации и Департамента кадрового обеспечения проблемами перевода на новый качественный уровень обеих составляющих подготовки сотрудников ОВД к выполнению стоящих перед ними задач — уровень,

обусловленный требованиями времени и криминогенной обстановкой в стране.

Вспомним, что сказал, выступая, Владимир Владимирович Путин: «качество оперативно-следственной работы хромает». Эта «хромота» обусловлена как некоторым отставанием от требуемого сегодня уровня подготовки специалистов, так и профессионально-нравственной несостоятельностью части из них. В Решении Коллегии прямо говорится о недостатках в деятельности ОВД по декриминализации экономики и потребительского рынка, борьбе с коррупцией, организованным криминалитетом, а также в деятельности по поддержанию правопорядка и снижению аварийности в зонах ответственности соответствующих служб.

Очевидно, что одна из причин такого положения дел кроется в профессионально-нравственной ущербности части наших людей. Не случайно в том же решении отмечено, что на формирование позитивного образа сотрудников ОВД «крайне отрицательно влияют» их противоправные действия.

Общество хочет видеть в милиционерах честных, грамотных и решительных профессионалов, способных защитить права и свободы каждого его члена от любых преступных посягательств, но, сталкиваясь с некоторыми «оборотнями», начинает негативно судить обо всех наших сотрудниках именно потому, что негатив всегда заметнее.

Организация работы органов внутренних дел по формированию действенной системы патриотического воспитания и обеспечения общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина требует формирования всесторонне развитой личности сотрудника милиции. К сожалению, нередко в поведении молодых сотрудников проявляются черты, негативно влияющие на имидж представителя государственной власти. Это приводит к различным нежелательным последствиям — конфликтам, жалобам, текучке кадров, нарушениям законности. Недостаточный уровень личностного развития отрицательно влияет на психологическое состояние личного состава, порождает неудовлетворенность профессиональной деятельностью, потребительское отношение к жизни, цинизм и равнодушие.

Качественная и эффективная подготовка молодого сотрудника милиции требует как систематической работы по его обучению профессиональным знаниям, умениям, практическим навыкам на основе передовых образовательных технологий, так и постоянных усилий по формированию его профессионально-нравственных качеств и повышению культурного уровня.

Если говорить о первой составляющей — «учебной», то можно констатировать следующее. В основу деятельности руководства, ученого совета и всего коллектива Нижегородской академии МВД России должны быть положены установки, содержащиеся в докладах Министра на учебно-методи-

ческих сборах руководителей образовательных учреждений, решениях коллегий МВД России, требованиях ДКО МВД России по организации патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России. Следует отметить, что наши усилия направлены на качественное улучшение подготовки кадров уже в ближайшее время. Мы внедряем в образовательный процесс передовые обучающие технологии и усиливаем практическую составляющую его содержания, привлекаем к проведению занятий и воспитательной работе руководителей и наиболее опытных практических работников ГУВД по Нижегородской области.

В их систематическом общении с курсантами и слушателями мы видим и резерв, и одну из наиболее действенных форм патриотического и профессионально-нравственного воспитания.

Однако насколько бы полной и исчерпывающей ни была «образовательная» часть учебно-воспитательного процесса, этого совершенно недостаточно для формирования гармонично развитой личности, каковым, безусловно, должен быть страж правопорядка, служительзакона.

В академии предпринят ряд мер в целях активизации профессионально-нравственного воспитания сотрудников, курсантов, слушателей и студентов вуза, основанных на нашем видении проблемы. Полагаем, что формирование высоких профессионально-нравственных качеств у обучаемых в образовательных учреждениях МВД России (верность служебному долгу и присяге, честность, неподкупность, внимательное отношение к людям, общая и правовая культура) обеспечивает профессионально-нравственную состоятельность кадров органов внутренних дел, их устойчивость к воздействию негативных факторов и профессиональной деформации, а, значит, повышает их надежность в борьбе с преступностью и сказывается на улучшении оперативно-служебной обстановки.

Для решения этой проблемы мы проанализировали состояние дел на данном участке деятельности и наметили новые рубежи и пути их достижения. В частности, в интересах совершенствования патриотического и профессионально-нравственного воспитания курсантов необходимо более эффективно задействовать:

— потенциал Совета ветеранов академии и органов внутренних дел в целом;

— боевые и служебные традиции органов внутренних дел и внутренних войск;

— возможности как ведомственных, так и региональных средств массовой информации;

— сотрудничество с ГУВД по Нижегородской области, его Культурным центром;

— возможности г. Н. Новгорода с его богатыми историческими и культурными традициями.

Основные цели профессионально-нравственного воспитания, по нашему мнению, следующие:

— формирование у курсантов и слушателей общественно значимых качеств;

— воспитание гражданственности, патриотизма, чувства гордости за принадлежность к профессии работника милиции;

— привитие высоких профессиональных качеств, способности быть защитником государственных интересов, прав граждан;

— мобилизация личных качеств на успешное выполнение оперативно-служебных задач через возможности учебных дисциплин;

— создание условий для самореализации личности;

— активизация общественных формирований.

Перед учеными вуза необходимо поставить задачи разработки применительно к новым условиям актуальных проблем профессиональной этики сотрудников ОВД и их патриотического и профессионально-нравственного воспитания. Соответствующие положения заложены в планы научной и редакционно-издательской деятельности.

Мы исходим из того, что сегодня каждый молодой человек, решивший посвятить свою жизнь службе в милиции, обязательно должен быть охвачен теми или иными формами воспитательной работы, активно участвовать в общественной, культурной и спортивной жизни академии. Целенаправленное применение самых разнообразных форм и методов воспитательного воздействия, привлечение для этого профессорско-преподавательского состава, ветеранов,практических работников, деятелей культуры дает свои положительные результаты. В текущем году в вузе значительно сократилось количество нарушений служебной дисциплины, повысилась успеваемость и общественная активность курсантов и слушателей.

Несомненно, делу профессионально-нравственного и патриотического воспитания прямо служит и совершенствование учебно-материальной базы образовательного процесса, развитие социально-бытовой инфраструктуры вуза, улучшение материального положения его сотрудников.

Все вышесказанное, по нашему мнению, должно положительно отразиться на решении той проблемы, которая стала предметом нашего разговора.

Полагаем, что в патриотическом воспитании следует «повернуться лицом» к курсантам и слушателям, организовывать их досуг, искать и находить творческие склонности в каждом и попытаться помочь в их реализации в тесном взаимодействии с общественными формированиями, практическими органами. Молодым сотрудникам должна прививаться не только общая, но и профессиональная культура, а также устойчивость к профессиональной деформации, должно формироваться и упрочняться чувство гордости за службу в органах внутренних дел, работу и учебу в нашем вузе.

Особо отрадно отметить, что абсолютное большинство и преподавателей, и курсантов, и слуша-

телей с пониманием относятся к этой стороне деятельности вуза, что дает надежду на активное продолжение всей нашей патриотической работы. Отталкиваясь от этого, мы должны проводить работу по профессионально-нравственному и патриотическому воспитанию нового поколения служителей правопорядка. Это, безусловно, должно положительно сказаться на уровне подготовки кадров для органов внутренних дел и их оперативно-служебной деятельности.

М.В. Степанов, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук

Реализация принципа патриотизма в уголовном праве

Обращаясь к понятию «патриотизм», мы сталкиваемся с многообразием мнений и позиций на сей счет. Однако можно отметить, что первым, кто более или менее внятно дал определение этому понятию, был В. Даль, трактовавший его как «любовь к отчизне»1. Патриот, по Далю, — «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, оте-чественник или отчизник»2. Советская военная энциклопедия, также трактуя патриотизм как любовь к родине, к вышеприведенному значению добавляет «стремление своими действиями служить его интересам, защищать его от врагов»3. Более современные понятия патриотизма связывают сознание человека с эмоциями, направленными на проявление воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитание, детские и юношеские впечатления, становление его как личности4.

Патриотизм, выступая нравственным и политическим принципом, социальным чувством, реализуется в любви к Отечеству и готовности подчинить его интересам свои интересы. Для многих поколений этот девиз был не простым высказыванием, а сутью всей жизни, поскольку долг перед Родиной, приверженность традициям и нравственным принципам есть основа стабильного и эффективного развития государства.

С сожалением следует констатировать, что последние десятилетия отличаются значительной деградацией многих чувств и представлений. Особую тревогу вызывает состояние патриотического воспитания и культуры, воплощающих собой мотивацию любви к Родине и своему народу.

Отражение патриотических чувств и настроений достаточно четко фиксировалось в уголовном пра-

1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — СПб.; М., 1882. — Т. 3. — С. 24.

2 Там же.

3 Советская военная энциклопедия: В 8 т. — М., 1978. — Т. 6. — С. 248.

4См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М., 2004. — С. 496.

5 См.: Брайнин Я.М. Советское уголовное право. Общая часть: Лекции, читанные в Киевском государственном университете. — Киев, 1955.

ве советского периода. Так, в лекциях по Общей части уголовного права Я.М. Брайнина отмечалось, что отличительной особенностью советского уголовного права как права нового, высшего типа являются свойственные ему принципы: принцип социалистического демократизма, принцип социалистического гуманизма, принцип пролетарского интернационализма, принцип советского патриотизма, принцип социалистической законности, принцип индивидуализации уголовной ответственности и наказуемости.

Я.М. Брайнин на страницах учебника описал принцип советского патриотизма, в силу которого измена социалистической Родине рассматривается советским уголовным законодательством как тягчайшее злодеяние. Ведя суровую и беспощадную борьбу с изменниками Родины, советское уголовное право воспитывает советских граждан в духе преданности и любви к социалистической Родине и ненависти к презренным предателям5.

В данной связи следует вспомнить и положения Особенной части УК РСФСР, которая открывалась статьей 64, предусматривающей ответственность за измену Родине. Подобное решение является невозможным для действующего уголовного законодательства, поскольку в настоящее время законодательство провозглашает несколько иные приоритеты уголовно-правовой охраны, выражающиеся в обеспечении безопасности прежде всего личности, затем общества и только после государства.

Говоря о патриотизме как объекте уголовно-правовой охраны, следует заметить, что этот термин в действующем УК РФ не упоминается, что вызывает вопрос об уместности подобной постановки вопроса. Тем не менее, анализ норм Особенной части УК РФ позволяет признать понятие групп общественных отношений, охраняющих интересы государственной власти, порядкауправле-ния, конституционного строя РФ, военной службы, довольно схожими с термином «патриотизм», подразумевающим любовь к Отечеству, самопожертвование, подчинение личных интересов интересам Родины.

Анализ литературы по рассматриваемой проблематике позволяет сформулировать положение, согласно которому реализация принципа патриотизма наглядно демонстрируется в статье 275 УК РФ, устанавливающей ответственность за государственную измену. Суть его в том, что гражданину Российской Федерации запрещено под уг-

розой строгого наказания изменять Российской Федерации, то есть оказывать помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Уголовный закон, таким образом, обязывает любого гражданина Российской Федерации всегда быть верным Родине, являться ее патриотом.

Однако, как представляется, «охрана» патриотизма обеспечивается многими другими нормами УК РФ. Предлагаем приблизительный перечень подобных норм, могущих претендовать на закрепление в рамках условной группы «антипатриотических преступлений»:

— шпионаж (ст. 276 УК РФ);

— насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ);

— вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ);

— диверсия (ст. 281 УК РФ);

— разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ);

— утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ);

— незаконное пересечение Государственной границы РФ (ст. 322 УК РФ);

— уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ);

— надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ (ст. 329 УК РФ);

— самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК РФ);

— дезертирство (ст. 338 УК РФ);

— уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК РФ);

— наемничество (ст. 359 УК РФ).

Смеем предположить, что перечень представленных деяний, посягающих на основы патриотизма, вряд ли можно признать исчерпывающим, поскольку при определенных обстоятельствах к данной группе общественно опасных деяний можно было бы отнести и иные преступления, совершаемые, например, по так называемым экстремистским мотивам — политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (преступления экстремистской направленности — п. 2 примечаний к ст. 2821 УК РФ).

Имеются довольно весомые основания утверждать, что общественная опасность деяний, посягающих на основы патриотизма, высока. Это подтверждают материалы опубликованной статистики по делам рассматриваемой категории.

Так, нам доступна информация о капитане второго ранга Григории Пасько, который в середине 90-х годов передавал секретные документы, карты и пленки сотрудникам японской газеты «Асахи» и телеканала NHK, за что был привлечен к уголовной ответственности по статье 275 УК РФ к четырем годам лишения свободы1.

В 2000 году Мосгорсудом был признан виновным в шпионаже в пользу Великобритании и приговорен к лишению свободы на 11 лет бывший российский дипломат Платон Обухов. В том же году военный суд вынес приговор за государственную измену сотрудника 30-го ЦНИИ Минобороны подполковника Авраменко, который сфотографировал секретные документы, касающиеся новых видов авиационного вооружения, а негативы снимков спрятал в камере хранения на вокзале в Риге. После этого занялся поиском сотрудников иностранных разведывательных служб в Москве.

В 2003 году был признан виновным в государственной измене профессор МГТУ имени Баумана Анатолий Бабкин. Он был задержан при передаче топливно-технических характеристик противолодочной торпеды «Шквал» сотруднику спецслужб США.

В 2004 году получил 15 лет заключения заведующий сектором военно-технической и военно-экономической политики отдела внешнеполитических исследований Института США и Канады РАН Игорь Сутягин. Его обвинили в передаче представителям британской компании Alternative Future секретных данных2.

Последний шпионский скандал связан с передачей двумя офицерами российской армии — Богдановым и Имерлишвили — конфиденциальных документов представителям грузинской разведки. Суд лишил их воинских званий и приговорил к лишению свободы на срок 15 и 13 лет соответ-ственно3.

Таким образом можно констатировать, что уголовное законодательство, не выделяя специальной группы норм, направленных на охрану интересов патриотизма, тем не менее, в различных главах Особенной части УК РФ закрепляет предписания, в той или иной мере направленные на безопасность и защиту рассматриваемого блага.

Значение этих норм трудно переоценить, ведь их общественная опасность, судя по санкциям, достаточно высока. В связи с этим воспитание чувства долга и патриотизма, тем более применительно к деятельности органов внутренних дел, важная и неотъемлемая задача настоящего времени, без решения которой трудно будет сформировать личность грамотного, профессионального и пользующегося авторитетом в обществе сотрудника органов внутренних дел.

1 Российская газета. — 2009. — 29 октября.

2См.: Федосенко В. Шпионаж с шизофренией // Российская газета. — 2007. — 13 сентября.

3См.: Безменов А. Шпионы любили рестораны // Российская газета. — 2010. — 26 марта.

Е.В. Артеменко, преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук

Патриотизм и его роль в формировании современного сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации

Нравственная обязанность настоящего патриота — служить народу в человечестве и человечеству в народе.

B.C. Соловьев

Современное состояние системы органов внутренних дел является весьма непростым и обусловлено целым рядом причин как внутреннего, так и общегосударственного характера. При этом сегодня «прокаженные места» уже не удается скрыть внутри системы и самостоятельно заниматься их лечением. О несовершенстве современных милицейских подразделений практически ежедневно вещают газеты, телевидение, а также ведут речь обычные граждане. Таким образом, сегодня, как никогда, назрела задача по реформированию системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, которая является очень сложной, многопрофильной и ее решением необходимо заниматься не только изнутри, но и посредством изменения сознания и отношения к милиции различного рода общественных объединений и обычных граждан нашей страны.

По результатам расширенного заседания Коллегии МВД России по итогам работы органов внутренних дел в 2009 году и опубликования Указа Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел» от 24 декабря 2009 года № 14681 был намечен целый ряд мер, касающихся реформирования системы МВД России, который содержит мероприятия как организационного, кадрового, так и морально-психологического характера.

Именно морально-психологическая, а точнее — идеологическая составляющая данных реформ требует более конкретного изучения.

Руководство Министерства уделяет данному аспекту немалое внимание. Так, уже почти полтора года действует Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, который был принят в качестве профессионально-нравственного руководства, обращенного к сознанию и совести сотрудника. С 1 июля 2010 года в МВД России полноценно начнут работать подразделения морально-психологического обеспечения. Их усилиями планируется воспитывать у милиционеров патриотизм и нетерпимость к коррупции, предупреждать милицейскую преступность.

Именно воспитание патриотизма, на наш взгляд, основная идеологическая задача нашего государства. Ни одна принимаемая в рамках реформ мера не будет в полной мере эффективной, если не возродить принцип патриотизма в сознании какотдельных сотрудников милиции, так и общества в целом.

В Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации патриотизм признается в качестве основополагающей нравственной ценности и понимается как глубокое и возвышенное чувство любви к Родине, верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, избранной профессии и служебному долгу (ст. 4 «Гражданский долг и нравственные ценности службы в органах внутренних дел»).

Некоторые современные интерпретации термина «патриотизм» привели к тому, что данное понятие, изначально имевшее исключительно положительную окраску (призыв к чувству гордости за Отечество), сегодня зачастую вызывает иронию, а порой и явное чувство пренебрежения и недоверия. Так, например, в современном мире понятие патриотизма нередко смешивается с таким понятием, как «национализм», иногда переходящим в нетерпимые, радикальные формы, такие как шовинизм, расизм, неонацизм и даже фашизм.

Вот почему одним из важнейших этапов реализации программы патриотического воспитания современного общества является укрепление в сознании людей патриотизма как нравственного и политического принципа, социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм должен предполагать гордость за достижения и культуру своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификацию себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Именно в такой форме патриотизм должен использоваться в качестве основного принципа в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Двадцать четвертого ноября 2009 года в эфире программы «О главном» радиостанции «Вести ГМ», тема которой была обозначена как «В милицию должна идти патриотическая молодежь», политолог Максим Шевченко сделал достаточно громкое и весьма критичное, на наш взгляд, заявление: «Органы милиции надо чистить. Во-первых, уволить 90% сотрудников, на их место нанять новых. Вот у нас есть молодая гвардия — движение «Наши», они ходят, маршируют, клянутся в любви к Родине, в патриотизме. Пусть они идут в милицию... Пусть принимают присягу, поступают на работу. Они говорят, что патриоты, что любят Роди-

1 Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 52. — Ч. II. — Ст. 6536.

ну. Любите, но в должности сотрудника милиции — нам нужны честные, молодые, патриотические сотрудники. Они позарез нужны стране — страна без них задыхается».

Несомненно, что кадровые перемены в органах внутренних дел нужны. Но вести речь о том, что необходимо заменить практически всех сотрудников милиции — это несправедливо. В милиции работает немало людей, которые заслуживают уважения и почета, и слова Присяги «Служа закону — служу народу!» воспринимают не просто как формальный лозунг, а в качестве основополагающего принципа своей профессиональной деятельности.

Что же касается молодежного демократического антифашистского движения «Наши», которое является ультраортодоксальным молодежным движением, созданным в 2005 году в России Администрацией Президента РФ, то отдельные положения программы и методы на практике не всегда всецело соответствуют принципу патриотизма в том понимании, которое мы обозначили. И никто не даст гарантий, что члены данной организации захотят добровольно вступить в ряды сотрудников ОВД и при этом будут готовы с честью и совестью выполнять долг перед народом на профессиональной основе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на изменившиеся социально-экономические условия в России, патриотизм должен оставаться базовой ценностью воспитания гражданина. Патриотическое воспитание личности необходимо осуществлять с самого начала ее становления. Вкладывать свою толику в это должны не только родители, но и воспитатели детских садов, учителя школ, тренеры и педагоги различных спортивных секций и творческих кружков, преподаватели вузов, в том числе и преподаватели вузов системы МВД России. Научить жить вместе, научить жить с другими — одна из сложнейших задач процесса воспитания современной молодежи, так как людям свойственно переоценивать себя и одновременно предвзято относиться к другим. В свя-

зи с этим формирование и развитие толерантности по отношению к людям, их убеждениям, культурным различиям способствует более полному и осмысленному пониманию своей собственной культуры, традиций и ценностей, что содействует формированию чувства сопричастности к своей истории, традициям, достижениям. Необходимо выработать у молодежи целевую ориентацию на развитие чувства преданности и любви к Родине, ответственности за судьбу своего Отечества и народа. Ведь практически невозможно вселить чувство гордости за свою страну молодому человеку или девушке, лишь надев на плечи погоны сотрудника милиции. Вот почему патриотическое сознание необходимо развивать не только среди действующих сотрудников ОВД, но и среди обычных граждан, в особенности молодежи, представители которой ежедневно пополняют ряды сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, привитие принципов патриотизма как внутри системы МВД, так и в обществе в целом — актуальная и важнейшая задача нашего государства.

Однако в современных условиях недостаточно изменить систему органов внутренних дел. Государству необходимо параллельно вести работу, направленную на укрепление доверия граждан к сотрудникам милиции, восстановление почета службы в органах внутренних дел, недопущение распространения ложных и вымышленных сведений, порочащих честь и достоинство системы МВД в целом, а также ее отдельных сотрудников. Важно также наладить качественное взаимодействие со средствами массовой информации, органами местного самоуправления, общественными объединениями в целях создания положительного имиджа сотрудника милиции новой формации. И в этом немаловажную роль должен сыграть патриотизм, так как патриот будет любить и уважительно относиться не только к своей Родине, но и к тем, кто ей честно и добросовестно служит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.