Методический семинар «Инновационные образовательные технологии и методики формирования профессиональной компетентности...
КОНФЕРЕНЦИИ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, СЕМННЯРЫ
Методический семинар
«Инновационные образовательные технологии и методики формирования профессиональной компетентности выпускника Нижегородской академии МВД России»
(тезисы выступлений)
Methodological seminar «Innovative educational technologies and methods of professional competence formation in graduates of Nizhny Novgorod academy of the Russian Ministry of the interior» (summary of presentations)
Снегирева Людмила Анатольевна — начальник кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России, кандидат психологических наук, доцент
Инновационные образовательные технологии в обучении курсантов Нижегородской академии МВД России
На сегодняшний день к сотруднику ОВД предъявляют высокие требования в плане его подготовки и образования. Получая высшее специальное образование, будущий сотрудник должен не только овладеть теоретическим материалом, но и научиться успешно и компетентно его использовать в практической деятельности. Одним из решений данной задачи является внедрение и использование инновационных технологий в образовательном процессе.
Различные аспекты пониманиятехнологии отражены в следующихопределениях:
— процедурное воплощение компонентов организуемого педагогического процесса в виде системы действий;
— цикл и алгоритм действий субъектов образовательного процесса;
— возможность построения системы на основе определенного набора приемов и т. д.1
Внедрение новыхтехнологий, на наш взгляд, должно осуществляться исходя из личностно-деятельностного подхода к обучению, где курсант выступает как активный субъект. Также необходимо учитывать индивидуально-психологические качества каждого обучаемого и ориентироваться на основную и ведущую репрезентативные системы. Учет основной репрезентативной системы позволяет правильно подобрать группу методов, которая будет использоваться на различных видах занятий, а также грамотно сконструировать классические методы вокруг авторской идеи или использовать группы методов, направленные на работу всех трех репрезентативных систем — ауди-альной, визуальной и кинестетической. Это позволит обучающимся быстро воспринимать информацию на занятиях, а также активизирует их познавательную активность.
Мы приведем технологию, которую используем в рамках обучения по дисциплине «Психология». Изложение теоретического материала осуществляется по блокам с использованием слайдов. В конце темы записываются и в рамках самостоятельной подготовки изучаются термины, которые будут использованы на следующем занятии. Систематическое повторение теоретического материала с использованием метода перекрестной дискуссии. Диагностика практических навыков, личных и деловых качеств (первичная и в конце курса). Отработка практических навыков с использованием моделирующихситуаций в учебном полигоне. Подбор ряда слайдов по каждой теме и ведение базы по всей дисциплине. Рубежный контроль оценки знаний. Использование балльной оценки по отдельным практическим занятиям. Закрепление практических навыков в ходе психологических тренингов (элементов тренингов). В рамках семинарских и практических занятий используются различные группы методов, направленные на активизацию репрезентативных систем.
Основной целью данной технологии обучения является подготовка курсанта к практической деятельности: «быстрая» адаптация в коллективе, эффективное решение поставленныхзадач, поддержание удовлетворительного морально-психологического состояния в любых ситуациях.
1 Современные образовательные технологии: учебное пособие / колл. авт.; под ред. Н.В. Бордовской. 3-е изд., стер. М., 2013. С. 13.
252
Юридическая наука и практика
КОНФЕРЕНЦИИ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, СЕМННЯРЫ
Шорохова Татьяна Геннадьевна — старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России, кандидат биологических наук
Использование инновационных технологий в процессе преподавания учебной дисциплины «Этнопсихология»
Современные тенденции развития системы образования вносят новые требования к процессу обучения в высших учебных заведениях. В настоящее время традиционных форм обучения оказывается не достаточно для качественного и активного усвоения знаний обучающимися. Современные подходы к системе обучения в первую очередь ориентированы на внесение в образовательные процессы новизны в соответствии с потребностями и тенденциями развития личности и общества в целом.
Дисциплина «Этнопсихология» является вариативной частью гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин по выбору обучаемого С1.В.ДВ.1.1 основной образовательной программы по специальности 030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности» и преподается на 2 курсе очной и заочной форм обучения.
В связи с нарастающей напряженностью в обществе по вопросам этнических противостояний и национальных конфликтов необходимость формирования толерантности к культурам самых разных этнических общностей является особенно актуальной. Для реализации поставленной цели в связи с междисциплинарной областью познания науки «Этнопсихологии» особое значение приобретают новые методы обучения.
Основными методическими новшествами на сегодняшний день являются интерактивные методы обучения. Слово «интерактив» в переводе с английского interact означает взаимодействовать. Основными особенностями данных методов являются:
— нахождение преподавателя и обучающегося в одном смысловом поле;
— совместное погружение в единое творческое пространство;
— переживание одинаковыхчувств для совместного решения поставленных задач.
Использование интерактивных способов обучения в рамках преподавания учебной дисциплины «Этнопсихология» заключается в следующих методах: работа в малых группах; подготовка сообщений; тестирование; изучение и закрепление материала (лекция-общение, в ходе которой используются видео- и аудиоматериалы, использование методов проблемного обучения, введение дискуссий).
Обязательными условиями использования интерактивных методов обучения являются доверительные отношения между преподавателем и обучающимся, демократический стиль и сотрудничество в процессе общения. Таким образом, можно сказать, что главным условием, способствующим повышению качества образования в настоящее время, является создание своеобразного «поля доверия» между преподавателем и курсантом для его активного включения в процесс познания и выработки профессиональных навыков.
Клементьева Светлана Валерьевна — доцент кафедры философии Нижегородской академии МВД России, кандидат психологических наук, доцент
Место интерактивных форм и методов обучения в процессе преподавания учебной дисциплины «Логика» в юридических образовательных организациях
Целью преподавания дисциплины «Логика» в юридических образовательных организациях являются приобретение обучающимися знаний о необходимых условиях грамотного мышления, формирование умений пользоваться этими знаниями в практической юридической деятельности; ознакомление с основами формальной логики в ее классическом варианте, с приоритетными логическими алгоритмами рассуждений, основными формами и законами логического мышления.
Достижение поставленной цели в процессе преподавания учебной дисциплины «Логика» в юри-дическихобразовательныхорганизацияхуспешно реализуется при использовании интерактивных форм и методов обучения, поскольку именно они наиболее успешно способствуют интериори-зации знаний, обеспечивают индивидуальный, деятельностный подходы в обучении, позволяют ориентироваться на зону ближайшего развития обучаемых.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
253
Методический семинар «Инновационные образовательные технологии и методики формирования профессиональной компетентности...
Методический семинар «Инновационные образовательные технологии и методики формирования профессиональной компетентности...
КОНФЕРЕНЦИИ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, СЕМННЯРЫ
Для успешного освоения учебного материала использование интерактивных форм и методов обучения в рамках аудиторных занятий должно составлять не менее 30% от общей трудоемкости дисциплины. Данное условие проистекает из специфики самого интерактивного подхода в обучении.
Интерактивная деятельность на учебных занятиях по логике предполагает организацию и развитие диалогового взаимодействия, которое ведет к взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника учебного процесса задач. Интерактивный метод исключает доминирование мнения как одного учащегося, так и мнения преподавателя. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, находить выход из сложных проблемных ситуаций на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, соизмерять альтернативные мнения, принимать продуманные, логически обоснованные решения, приобретают навыки дискуссионного общения, что бесспорно актуально и для профессиональной деятельности. К числу наиболее часто применяемых форм и методов интерактивного обучения в курсе учебной дисциплины «Логика» относятся: работа в парах, работа в малых группах, незаконченное суждение, проблемные вопросы и ситуации, альтернативное решение, аргументизация позиции, мозговой штурм, дискуссия, дебаты и др.
Шалюгина Екатерина Сергеевна — преподаватель кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России
Моделирование проблемных ситуаций как инновационный подход в образовательном процессе
Инновационный подход в учебном процессе мы рассмотрим через призму интерактивного метода обучения — моделирования проблемных ситуаций. Этот метод способствует продуктивной реализации полученных знаний в практической деятельности будущего сотрудника. Процесс принятия решений при реализации этого метода является результатом анализа, прогнозирования, оптимизации выбора альтернативы из множества имеющихся вариантов достижения цели. Процесс осознания учебного материала помогает слушателю внедрить полученные знания в механизмы своего поведения, выработать алгоритм взаимодействия в различных ситуациях, что позволяет ему принять профессионально грамотное решение1.
Основные этапы, которые проходит выпускник при моделировании проблемных ситуаций, — это сбор информации о возможных трудностях в практической деятельности, выявление и определение причин этих проблем, формулирование целей и обоснования выбранной стратегии и проработка вариантов решения проблемы, атакже выбор оптимального решения и корректировка при его реализации.
В процессе обучения использование данного метода способствует формированию навыка у слушателя адекватно действовать:
— в неожиданных ситуациях (возникающее взаимодействие поражает своей внезапностью);
— в ситуациях неопределенности (недостаток информации для выстраивания определенных отношений);
— в ситуации агрессивного взаимодействия (участники процесса в силу своего эмоционального возбуждения не слышат аргументов и доводов оппонента).
Моделирование проблемных ситуаций способствует развитию логического мышления, творческих способностей, коммуникативных умений, положительной мотивации и познавательной потребности. В процессе реализации данного метода становятся явными детерминанты, влияющие на адаптацию будущего специалиста к профессиональной деятельности, что, в свою очередь, позволяет минимизировать для выпускника ситуации неопределенности в процессе освоения профессии, проработать различные варианты взаимодействия, выделить «области риска» (эмоционального, интеллектуального) и искоренить их в процессе обучения.
Использование данного метода на занятиях позволяет выпускникам самостоятельно принимать решения, справляться со своими страхами и стрессом, открыто выражать свое отношение к различным жизненным позициям, помогает развивать в себе сильные стороны характера, является психологически привлекательным и комфортным.
1 Матрешина Е.Б. Формирование профессиональной личности будущего юриста в образовательном пространстве вуза // Социология и управление персоналом: Вестник Государственного университета управления. М., 2013. № 10. C. 166.
254
Юридическая наука и практика
КОНФЕРЕНЦИИ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, СЕМННЯРЫ
Матрешина Евгения Борисовна — старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России, кандидат психологических наук
Тренинг как интерактивный метод обучения в образовательной организации высшего образования МВД России
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в образовательныхорганизациях рекомендуется при проведении занятий использовать интерактивные формы обучения.
Отечественными и зарубежными исследователями1 были заложены психологические основы развивающего обучения. Теоретические работы и экспериментальные исследования 20-х годов XX века подтвердили, что совместный, групповой характер интеллектуальной деятельности способствует интеллектуальному и личностному развитию, значительно повышает уровень не только учебных достижений обучающихся, но и уровень коммуникативной компетенции. Таким образом, необходимость применения интерактивных методов обучения повышает эффективность подготовки специалистов.
Интерактивный способ взаимодействия предполагаетдискуссионную форму общения педагога и слушателя.
Тренинги как интерактивная форма обучения направлены на организацию познавательной деятельности слушателя, помогают ему преодолеть ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность2, дают возможность при формировании будущего специалиста развивать основные аспекты личности: познавательный — восприятие новой информации и ее анализ; эмоциональный — проживание в чувственном плане полученной информации (повышение самооценки, установки, мотивация) и поведенческий — отработка навыков профессионального взаимодействия.
По мнению С.И. Макшанова, тренинг выступает в качестве мостика между «перцептивными пустыми» теоретическими знаниями и практикой3.
Тренинг предусматривает использование в учебном процессе разнообразных игр и упражнений, связанных между собой. Цели тренинга и формы проведения выбираются преподавателем самостоятельно в рамках программы дисциплины.
В тренинге навыки и знания, приобретенные будущими специалистами в процессе обучения, приближают игровую ситуацию к реальной, активность обучающихся возрастает, появляется возможность самостоятельно найти решение проблемной ситуации, что делает продуктивным процесс обучения. В такой образовательной атмосфере обучаемые чувствуют свою профессиональную состоятельность и значимость.
Русакова Наталья Григорьевна — доцент кафедры пси -хологии и педагогики Нижегородской академии МВД России, кандидат юридическихнаук
Использование инновационных технологий в процессе преподавания учебной дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет»
Преподавание учебной дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» осуществляется в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения и предполагает использование наряду с традиционными методами инновационныхтехнологий.
Всю учебную деятельность в любом вузе можно условно подразделить на три базовые группы: традиционную (лекционно-семинарскую), квазипрофессиональную (представляющую собой трансформацию содержания и форм учебной деятельности в адекватные и предельно обобщен-
1 См., например, труды Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Г.М. Андреевой, Ю.М. Емельянова, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, В.Я. Ляудиса, P.M. Немова, А.В. Петровского, Ж. Пиаже, Д. Брунера, Б.Ф. Скиннера, К. Роджерса.
2 Шалюгина Е.С. Поликультурное образование: современное состояние, тенденции и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции (декабрь 2013 г.) / отв. ред. Е.В. Сахарова. Борисоглебск, 2014. С. 160.
3 Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: монография. СПб., 1997.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
255
Методический семинар «Инновационные образовательные технологии и методики формирования профессиональной компетентности...
Методический семинар «Инновационные образовательные технологии и методики формирования профессиональной компетентности...
КОНФЕРЕНЦИИ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, СЕМННЯРЫ
ные содержание и формы профессиональной деятельности) и учебно-профессиональную (методы которой наиболее приближены к условиям реальной практики).
Среди наиболее разработанных и доступных для применения в повседневной педагогической практике следует выделить лекцию-беседу и деловую игру, применяемые при преподавании в академии учебной дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет».
Лекция-беседа как форма вовлечения курсантов (слушателей) в учебный процесс предполагает более тесный контакт с аудиторией. Достигается это с помощью так называемого «озадачивания», то есть использования на лекции вопросов к аудитории. Вопросы носят как информативный, так и проблемный характер. Постановка вопросов направлена в большей степени не на контроль уровня знаний, а на выяснение мнений и степени готовности обучаемых к усвоению последующихтем курса. Как правило, вопросы адресуются всей аудитории, но могут быть обращены конкретным курсантам (слушателям), в том числе с целью повышения познавательной активности на лекции. Обучаемые, продумывая ответ на поставленный вопрос, самостоятельно приходят кутверждению выводов и обобщений, которые они должны были получить от преподавателя в качестве новых знаний. Основным методом изложения лекционного материала является беседа — простой и доступный инструмент вовлечения обучаемых в диалог.
Наряду с беседой могут применяться такие методы, как рассказ, объяснение с показом иллюстраций. Важным моментом для лектора является дозирование учебного материала, чтобы качественно организовать беседу. Обучаемые отвечают с мест, а лектор выстраивает свои дальнейшие рассуждения, исходя из ответов курсантов (слушателей). Несомненным преимуществом лекции-беседы является то, что она позволяет привлекать внимание обучаемых к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. В качестве недостатка данного метода следует отметить невозможность вовлечения каждого обучаемого в процесс обсуждения, что снижает эффективность данной методики. В целом же лекция-беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективные знания и опыт, что имеет большое значение в активизации мышления курсантов и слушателей академии. Преподавателю не следует забывать, что при такой форме занятия главная задача лектора — позаботиться о том, чтобы его вопросы не оставались без ответов, иначе они будут носить только риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления обучаемых.
Таким образом, использование инновационных методов проведения занятий позволяет совершенствовать методику проведения различных видов занятий, качественно влиять на формирование основных компетенций.
Климова Мария Викторовна — старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России, кандидат педагогических наук
Инновационные образовательные технологии в образовательном процессе образовательной организации высшего образования
Традиционно для определения предмета дискуссии принято обращаться к словарям и энциклопедиям. Термин «инновация» происходит от лат. novatio, что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки in, которая переводится слат. как «в направлении», если переводитьдословно innovatio — в направлении изменений.
В педагогической литературе отмечается, что нововведений в педагогике мало. Есть мнение, что нововведение — это идея, которая является новой для определенного человека и не имеет значения, является ли эта идея объективно новой или нет, мы определяем ее во времени, прошедшем с момента ее открытия или первого использования.
В современных условиях преподаватель является не столько носителем знания, сколько наставником, направляющим учеников на творческие поиски. Смена роли требует выбора соответствующих методов обучения, направленных на активное взаимодействие учащихся, создание комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Инновационный образовательный процесс требует верно выбирать разнообразные методы и приемы активного обучения для выполнения социального заказа общества по формированию лич-
256
Юридическая наука и практика
КОНФЕРЕНЦИИ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, СЕМННЯРЫ
ности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, ксаморегулированию.
Интерактивные методы обучения (например, метод перекрестной дискуссии, развития критического мышления через чтение и письмо), используемые при преподавании дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет», способствуют решению многих задач учебного процесса: во-первых, прочному усвоению учебного материала, развитию самостоятельности мышления, поскольку поиск путей и вариантов решения проблемы индивидуален; во-вторых, развитию умения взаимодействовать, работать в команде, терпимости к чужой точке зрения, уважения достоинства и права каждого на собственное мнение и, в-третьих, формированию у учащихся мнений, отношений, профессионально важных навыков, умений привлекать профессиональный и жизненный опыт (свой и своихтоварищей).
Таким образом, использование интерактивных методов обучения — важнейшее условие подготовки квалифицированного специалиста, умеющего работать в группе, совместно решать поставленные задачи, вступать в коммуникацию с другими людьми, преодолевать конфликты, а также находить и перерабатывать необходимую для решения служебныхзадач информацию, самостоятельно принимать решения.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
257
Методический семинар «Инновационные образовательные технологии и методики формирования профессиональной компетентности...