Научная статья на тему 'Отдельные интерактивные Методы обучения в преподавании юридических дисциплин в Уфимском юридическом институте МВД России'

Отдельные интерактивные Методы обучения в преподавании юридических дисциплин в Уфимском юридическом институте МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исхаков Э.Р., Нугаева Э.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные интерактивные Методы обучения в преподавании юридических дисциплин в Уфимском юридическом институте МВД России»

и зарубежных профессоров, которые сделали столь интересные доклады о современном образовании и науке на пленарном заседании конференции.

Возвращаясь к докладу Министра МВД на мартовской Коллегии, можно сказать, что вряд ли он знает о положении дел с преподаванием и воспитанием кадров в вузах. При этом надо признать, что кроме указанного бумаго-

творчества в военизированных вузах у преподавателя времени на работу непосредственно с обучающимися остается еще меньше. Это происходит в связи с положенной по уставу служебной подготовкой. Но она, бесспорно, является необходимой и сама по себе не может быть помехой в преподавательской работе.

© Сердюк Л. В.

УДК 378.6.351.74 (470.57-25).016:34

Э. Р. ИСХАКОВ, профессор кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, доктор медицинских наук, профессор (г. Уфа)

^ E. R. ISHAKOV, professor of the chair of

pedagogic and psychology in the work of employers of department of internal affairs of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Rus-§ sia, doctor of medical sciences, professor

(Ufa)

к <4

u u

а? Э. Д. НУГАЕВА, адъюнкт адъюнктуры

^ Уфимского юридического института МВД

I России (г. Уфа)

E. D. NUGAEVA, adjunct of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)

«

a ф

§ ОТДЕЛЬНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН | В УФИМСКОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ МВД РОССИИ

I

INDIVIDUAL INTERACTIVE TEACHING METHODS | IN THE TEACHING OF LEGAL DISCIPLINES

? OF TNE UFA LEGAL INSTITUTE OF MIA OF RUSSIA

a £

si Аннотация. В статье представлен обзор отдельных интерактивных методов

as обучения, апробированных в преподавании учебных дисциплин в Уфимском юридиче-

§ ском институте МВД России. Рассматривается их практическое значение в системе ^ высшего профессионального образования.

Ключевые слова: интерактивное обучение, деловые игры, кейс-метод, криминалистическая викторина.

Annotation. The article presents an overview of interactive teaching methods proven in teaching in the Ufa law Institute of MIA of Russia. Discusses their practical significance in the system of higher education.

Keywords: online training, business games, case study, forensic quiz.

Актуальным направлением обучения в системе высшего юридического образования является обучение навыкам через деятельность. Использование методов деятельностного подхода в процессе преподавания позволяет в оптимально короткие сроки, наряду с усвоением теоретического материала, привить курсантам и слушателям необходимые практические навыки его реализации [1, с. 82]. Интегрированное применение интерактивных методов обучения в преподавании дисциплин ведущими кафедрами Уфимского ЮИ МВД России, таких как деловые или имитационные игры, «мозговая атака», применение кейс-метода, творческие задания, судебные заседания, дебаты, межкафедральные учения, викторины, фестивали, круглые столы и т. п., позволяет достичь основных целей учебного процесса - добиться проявления стабильного интереса курсантов и слушателей к изучаемым дисциплинам, совершенствовать уровень развития эффективной деятельности на базе взаимодействия и сотрудничества всех участников образовательного процесса в атмосфере взаимоуважения, оценке и выработке основанных на нормах закона оптимальных и качественных решений в команде и как итог - подготовка квалифицированных сотрудников органов внутренних дел, готовых к выполнению сложных функциональных задач.

Признаки интерактивного обучения заключаются в проявлении и интеграции различных видов активности обучающихся одновременно: физической (передвижение по аудитории, смена рабочего места, рисование, осуществление записей в тетради и т. д.), соци-

альной (обмен мнениями, отстаивание своей точки зрения и т. д.), познавательной (осознание себя как источника опыта, поиск решения проблем и т. д.) [2, с. 80].

Среди интерактивных методов обучения, используемых профессорско-преподавательским составом Уфимского ЮИ МВД России, выделяется метод деловых игр. Деловая игра в высших учебных заведениях МВД России - это импровизация курсантами и слушателями различных ролей в разнообразных ситуациях, возможных в условиях будущей профессиональной деятельности.

Метод деловых игр позволяет вовлечь в активную форму всех без ис- ^ ключения слушателей учебной группы. ^ Но это и наиболее сложный вид заня- § тий, требующий основательной подго- ^ товки к ним как со стороны преподава- | теля, так слушателей [3, с. 6]. ^

Психолого-педагогическими ^

принципами организации деловой игры ^

являются: §

§

- принцип имитационного моде- ь

§

лирования конкретных условий и дина- |

мики производства. Моделирование ре- ^

альных условий профессиональной дея- ®

тельности специалиста во всем много- ^

образии служебных, социальных и лич- ^

ностных связей является основой мето- а

дов интерактивного обучения; «

- принцип игрового моделирова- 2

ния содержания и форм профессио- §

нальной деятельности. Реализация этого |

принципа является непременным усло- ^

вием учебной игры, поскольку несет в ^

себе обучающие функции, способствует а

заметной вовлеченности курсантов и §

и

слушателей; ^

- принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип реализуется посредством вовлечения в познавательную деятельность всех или нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и формируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных лиц», «легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка, предоставляется возможность интерпретации, осмысления полученных результатов» [4, с. 38];

- принцип диалогового общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способны породить творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися по> зволяет добиться комплексного пред-^ ставления о профессионально значимых ¡^ процессах деятельности.

^ Деловые игры, применяемые в

а учебном процессе преподавателями на-^ шего института, учат курсантов и слу-^ шателей оценивать события, предвидеть ВД их, принимать решения, прогнозировать ^ исход. Деловая игра - это «реалити-§ постановка», где представлены некото-| рые аспекты действительной практиче-| ской ситуации в условиях взаимодейст-§ вия преподавателя с игровым коллекти-55 вом. По ходу игры возникают препятствия (правовые, организационные, ин-у формационные), запланированные зара-1 нее или создаваемые по ходу игры. В ^ такой динамичной ситуации и состоит отличие деловой игры от ситуационной | задачи [5, с. 40-41]. | Деловая игра как активная форма

^ обучения применяется кафедрами крик миналистики и уголовного процесса ав при проведении практических занятий и по дисциплинам «Криминалистика», ^ «Расследование преступлений против

личности и собственности», «Расследование дорожно-транспортных преступлений», «Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ», «Дознание в ОВД».

Целями данных занятий являются:

- проверка уровня знаний обучаемых по дисциплинам специализации и закрепление полученных ранее теоретических знаний;

- формирование умения и навыков работы с нормативным материалом, образцами процессуальных документов, научной и справочной литературой, планирование деятельности по уголовным делам;

- совершенствование умений и навыков слушателей в разрешении практических ситуаций, формирование принципиальности и смелости в суждениях, самокритичность. Выработка навыков выступлений перед аудиторией, применение теоретических знаний в условиях, моделирующих оперативно-следственную ситуацию.

Основой деловой игры служит сценарий, разработанный преподавателем. Обычно деловая игра протекает в строгом соответствии со сценарием, содержащим подлежащую к разрешению реальную ситуацию (фабулу), примерный состав участников игры, процедуру совершения тех или иных действий ее участниками, а также процедуру разбора итогов игры. Преподаватель может в ходе игры вносить в сценарий уточнения в виде дополнительных вопросов, подлежащих разрешению ее участниками.

Действенной показала себя методика обучения, применяемая по дисциплине «Дознание в ОВД», представляющая собой совокупность наиболее совершенных разработок в области педагогических способов и средств организации учебного процесса.

При проведении практических занятий, проходящих в рамках единой

«сквозной» типовой ситуации расследования преступления «Кража из квартиры», курсанты, получая новые конкретные ситуации - вводные, и разделенные на 4-5 игровых коллектива (имитация следственно-оперативной, следственной группы), находятся в обстановке необходимости принятия быстрого верного процессуального решения и его оформления в соответствии с требованиями закона.

В данной методике, помимо элементов рассмотрения конкретной следственной ситуации, деловой игры, применяются основы тренинга. Наибольшее распространение тренинги получили в сфере обучения основам психологии. По содержанию тренинги представляют собой выполнение обучающимся ролевых функций в зависимости от предложенной психологической ситуации. Цель тренинга - научить самостоятельному разрешению проблемы с учетом личных, социальных, общественных интересов.

Одной из форм интерактивного обучения является кейс-метод. Кейс представляет собой описание конкретной практической ситуации, подготовленное по определенному формату и рассчитанное для анализа и обобщения курсантами и слушателями разных видов информации, обучения их навыкам изложения проблемы и выработки рациональных вариантов решения неоднозначных проблем реальной жизни в соответствии с установленными критериями.

Кейсовая технология выступает как методика «обучения принятию решений в условиях изменяющейся оперативной обстановки, что позволяет признать ее одной из приоритетных форм обучения при подготовке специалистов «новой» формации для нужд системы МВД России» [6, с. 27]. Кейсы делятся на обучающие (искусственно организованные, содержащие значительный элемент условности при отражении в нем жизни), практические

(воспроизводящие реальные жизненные ситуации) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредством использования метода моделирования) [7, с. 38].

Ядром кейс-метода является максимально приближенная к реалиям ситуация с описанием элементов профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия людей. После ознакомления курсантов и слушателей с предлагаемой ситуацией обучаемые должны проанализировать ее, вычленить проблемы, прийти к выводу о своей роли в данном вопросе и сформулировать разумное решение.

Данный метод можно использовать в форме индивидуальной самостоятельной работы обучаемых с материалами кейса, а также формировать навыки выполнения более сложных задач в составе «малых» групп.

Кейс-метод достаточно успешно > используется в процессе изучения дис- ^ циплины «Юридическая психология». ¡^^ Например, при необходимости состав- ^ ления обучаемым психологического а портрета предполагаемого преступника ^ преподаватель предлагает смоделиро- ¡^ вать индивидуальную деятельность со- N трудника по выполнению данной задачи ^ в определенных условиях. В качестве § материала кейса предлагаются: описа- | ние события и способа преступления, § наличие показаний, справочные мате- § риалы, улики. Данную работу необхо- § димо проделать курсантам за обозна- ^ ченное время и при определенных об- | стоятельствах. Ц

Положительный момент приме- ^ нения кейс-метода заключается в том, что усвоение знаний и формирование | умений и навыков представляет собой | результат активной самостоятельной ^ деятельности обучаемых по разреше- « нию противоречий, в результате чего и | происходит творческое овладение про- ^ фессиональными знаниями, навыками, ^

щ

к

<ч а а

и и

и а; а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и ?

а

£ «

а а;

умениями; развитие мыслительных процессов [6, с. 28].

Достойное место среди интерактивных форм обучения занимает викторина. Так, кафедрой криминалистики Уфимского ЮИ МВД России ежегодно начиная с 2005 года проводится криминалистическая викторина среди курсантов третьих, четвертых и пятых курсов. В современной ее интерпретации впервые провел криминалистическую викторину бывший начальник кафедры криминалистики к.ю.н., доцент Ф. Г. Аминев. Истоки же викторина берет с КВН, активно проводимого кафедрой криминалистики под руководством ныне действующего начальника Уфимского ЮИ МВД России доктора юридических наук, профессора Ф. Б. Муха-метшина.

Криминалистическая викторина - это эффективная, интенсивная форма обучения в виде состязания курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России в знаниях, навыках криминалистической техники, тактики, методики расследования отдельных видов преступлений [8, с. 5]. Основными задачами криминалистической викторины являются закрепление знаний криминалистики, уголовного процесса и уголовного права, предоставление возможности подразделениям и отдельным курсантам, слушателям реализовать творческий потенциал, установление более тесных связей между коллективами курсов не только института, но и ВУЗов, выявление сильнейшей команды (среди ВУЗов, факультетов, курсов). Педагогическая концепция криминалистической викторины, по нашему мнению, позволяет создать принципиально новую модель специалиста-юриста как творческой личности, способной успешно решать возникающие практические задачи.

Практика показала, что проведение в образовательных учреждениях МВД России криминалистических викторин позволяет интенсифицировать учебный процесс, а курсантам и слушателям - максимально приблизиться к будущей практической деятельности, отработать навыки работы с людьми, вещественными доказательствами, нормативно-правовыми актами и другими документами. Кроме того, лучшему усвоению способствует то, что на криминалистической викторине учебная информация подается в необычном виде -на высоком эмоциональном уровне, в развлекательной игровой форме, с элементами психотренинга и соревнования. При этом активизируются резервные возможности личности обучаемого, которые в обычных условиях скрыты и проявляются в экстремальных ситуациях при наличии высокой мотивации [8, с. 4].

В Китае есть очень мудрая пословица: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». В ней, по нашему мнению, ярче всего проявляется суть интерактивного обучения. Применение интерактивных форм обучения в учебном процессе полностью оправдало себя. Несмотря на то что их организация требует высокой квалификации преподавателей, знаний положений ведомственных нормативных актов, личного опыта практической деятельности и достаточной педагогической практики, учета специфики и степени подготовленности аудитории, работу в этом направлении необходимо продолжать и совершенствовать. Мы уверены, что рассмотренные нами методики обучения позволят не только повысить качество юридического образования, но и снизить финансовые расходы за счет оптимальной и эффективной организации подготовки специалистов досудебного производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

:: :: ::

ЛИТЕРАТУРА

1. Адигамова Г. З., Кудрявцева О. Г. Практическая направленность деятельностно-ориентированных методов обучения в ходе проведения различных видов занятий по дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел» в вузах системы МВД России: материалы XXV учебно-методического сбора профессорско-преподавательского состава Уфимского юридического института МВД России. Уфа, 2008.

2. Шмачилина-Цибенко С. В. Методы интерактивного обучения в преподавании педагогических дисциплин в ВУЗах МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4 (59).

3. Сборник сценариев деловых игр по юридическим дисциплинам: учебно-методическое пособие / под общей ред. Ю. Е. Винокурова. М., 2004.

4. Журбенко В. А., Саакян Э. С., Тишков Д. С. Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе // Педагогика высшей школы. 2015. № 2.

5. Нугаева Э. Д., Куценко С. М. Деловая игра - одна из форм эффективного метода обучения // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2010. № 3.

6. Кудрявцева О. Г., Кудрявцев А. В. Кейс-технология: перспективы их применения в вузах системы МВД России // Материалы учебно-методического сбора профессорско-преподавательского состава Уфимского юридического института МВД России. Уфа, 2013.

7. Буткова Т. А. Методы интерактивного обучения как инновационные способы реализации профессионального юридического образования // Материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб, 2015.

8. Аминев Ф. Г., Бойко Ю. Л., Грибунов О. П., Дудаев А. Б., Нугаева Э. Д. Сценарии проведения криминалистических викторин: учебно-методическое пособие. М., 2009.

© Исхаков Э. Р.

© Нугаева Э. Д.

>

к

<ч а а

и и

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1 £

а «

и

О?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.