Научная статья на тему 'Технико-криминалистическое обеспечение практических занятий учебных дисциплин, изучаемых на кафедре криминалистики Уфимского юридического института МВД России'

Технико-криминалистическое обеспечение практических занятий учебных дисциплин, изучаемых на кафедре криминалистики Уфимского юридического института МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИДЕАЛЬНЫЕ СЛЕДЫ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ СЛЕДЫ / АЛГОРИТМИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильченко А.В., Лонщакова А.Р.

В статье раскрываются особенности технико-криминалистического обеспечения практических занятий учебных дисциплин, изучаемых на кафедре криминалистики Уфимского юридического института МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технико-криминалистическое обеспечение практических занятий учебных дисциплин, изучаемых на кафедре криминалистики Уфимского юридического института МВД России»

ПРОСВЯЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.21

А. В. ВАСИЛЬЧЕНКО, доцент кафедры криминалистики Уфимского юридического института МВД России, кандидат медицинских наук, доцент (г. Уфа)

A. V. VASILCHENKO, associate professor of the chair of criminalistics of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate of medical sciences, docent (Ufa)

А. Р. ЛОНЩАКОВА, старший преподаватель кафедры криминалистики Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

A. R. LONSHCHAKOVA, senior instructor of the chair of criminalistics of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate of law (Ufa)

ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН, ИЗУЧАЕМЫХ НА КАФЕДРЕ КРИМИНАЛИСТИКИ УФИМСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

МВД РОССИИ

PROVIDING TECHNICAL AND FORENSIC PRACTICAL TRAINING OF ACADEMIC DISCIPLINES STUDIED AT THE DEPARTMENT OF CRIMINOLOGY OF UFA LAW INSTITUTE OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA

Аннотация. В статье раскрываются особенности технико-криминалистического обеспечения практических занятий учебных дисциплин, изучаемых на кафедре криминалистики Уфимского юридического института МВД России.

Ключевые слова: технико-криминалистические средства и методы, интерактивные технологии, идеальные следы, материальные следы, алгоритмизация действий следователя.

Annotation. In the article the peculiarities of technical and forensic support of the practical classes of academic disciplines studied at the Department of criminology of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia.

Keywords: technical-criminalistic means and methods, interactive technologies, popular traces, material traces, algorithmization of actions of the investigator.

В соответствии с основными федеральными государственными образовательными стандартами, реализуемыми в Уфимском юридическом институте МВД России, специалист

<ч а а

и

и $

(выпускник) должен обладать профессиональными навыками применения технико-криминалистических средств и методов раскрытия и расследования преступлений.

«

а о

0 «

¥ а -с а

1

о

0 «

1 £

а «

и

Учебные дисциплины кафедры криминалистики синтезируют основные положения различных отраслей знаний [1, с. 177], применяемых в раскрытии и расследовании преступлений, и предназначены для профессионального становления будущего специалиста, способного после окончания института при минимальной адаптации в должности самостоятельно выполнять свои функциональные обязанности.

Учитывая практическую направленность дисциплин, преподаваемых на кафедре криминалистики, больше учебного времени отведено на проведение обучения в форме практических занятий. В этом плане важными являются способы обеспечения практической направленности с использованием технико-криминалистических средств и методов при изучении учебных дисциплин, преподаваемых кафедрой.

Технико - криминалистическое обеспечение практических занятий ^ учебных дисциплин, изучаемых на кафедре криминалистики, является важ-

§ ным этапом в общей схеме приобрете-<ч

а ния навыков раскрытия и расследова-

| ния преступлений. Необходимо отме-

с^ тить, что преподаватели кафедры кри-

^ миналистики стремятся при проведе-

^ нии занятий привить курсантам и слу-

| шателям как теоретические знания, так

^ и необходимые им в дальнейшем прак-

| тические навыки и умения в расследо-

^ вании преступлений с использованием

^ технико-криминалистических средств.

| Занятия по учебным дисциплинам ка-

^ федры криминалистики профессорско-

„»1 преподавательский состав проводит на

Щ базе учебных аудиторий кафедры, экс-

| пертных учреждений. Для проведения

ф занятий кафедра активно привлекает

^ опытных практических работников ор-

^ ганов внутренних дел.

^ Важная роль отводится ис-

а пользованию на практических занятиях

| интерактивных образовательных технологий (например, анализ следствен-

ной ситуации; принятие организационных, процессуальных и тактических решений; алгоритмизация действий следователя; используются методы визуализации, профессионального тренинга и т. д.), что представляет собой моделирование курсантами (слушателями) своей будущей профессиональной деятельности. Так, например, на кафедре криминалистики реализуется профессиональный тренинг, который содержит интеграцию разноотраслевых знаний в области криминалистики, логики, управления в ОВД, психологии, адаптированных к следственной деятельности, базовые правовые и теоретические положения, а также задания, которые моделируют следственное мышление и прививают практические профессиональные навыки. В ходе профессионального тренинга на криминалистических полигонах происходит создание следственной ситуации, приближенной к реальной, для отработки коммуникативных, организаторских, правоприменительных, тактических, прогностических умений и навыков.

Учебно-методическая значимость представленной интерактивной образовательной технологии «профессиональный тренинг» заключается в комплексном характере синтезирования разносторонних знаний естественных, социальных, гуманитарных наук и права применительно к организации следственной деятельности, что позволяет обучить навыкам технико-криминалистической организации и проведения эффективного расследования в разумные сроки; в практической направленности обучения навыкам применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств, исследования оценки и использования доказательств, применения тактики и методики раскрытия и расследования преступлений, применения теоретических и правовых

знаний по организации следственной деятельности; в деятельностном подходе. В содержании профессионального тренинга применяются следующие интерактивные методы: генерация идей (схожие методы, брейнсторминг, мозговой штурм), работа в малых группах, дискуссия, имитационное моделирование. Результаты внедрения технологии «профессиональный тренинг» показали лучшее усвоение теоретического материала, обучение необходимым навыкам и умениям, в том числе с использованием технико-криминалистических средств, повышение степени сформи-рованности общекультурных и профессиональных компетенций.

Таким образом, совершенствуется методика проведения практических занятий с использованием технико-криминалистических средств и интерактивных технологий.

Кафедра располагает современной учебно-материальной базой:

1. Кабинетом цифровой фотографии и криминалистической техники, в котором имеются:

- комплект для изъятия биологических следов (используется для отработки практических навыков и умений обнаружения, фиксации, исследования, изъятия биологических следов на занятиях по темам «Криминалистическая трасология», «Тактика следственного осмотра и освидетельствования», «Методика расследования убийств» и др.);

- дактилоскопический комплект (используется для отработки практических навыков и умений обнаружения, фиксации, исследования, изъятия следов рук на занятиях по темам «Криминалистическая трасология», «Тактика следственного осмотра и освидетельствования», «Методика расследования убийств», «Методика расследования краж» и др.);

- поисковые средства (используются для отработки практических навыков и умений обнаружения раз-

личных следов и объектов, имеющих криминалистическое значение на занятиях по темам «Криминалистическая трасология», «Тактика следственного осмотра и освидетельствования», «Методика расследования убийств» и др.) [2].

- цифровая фото и видеотехника (используется для отработки практических навыков и умений применения приемов, методов запечатлевающей фотосъемки на занятиях по теме «Криминалистическая фотография и видеозапись» и др.);

- микроскоп стереоскопический МБС-10 (используется для отработки практических навыков и умений исследования как объемных, так и тонких пленочных непрозрачных малоразмерных объектов на занятии по теме «Криминалистическая трасология») и др.

2. Учебно-методическим кабинетом, оснащенным программными обеспечениями, например:

- картотекой следов обуви ^

«Footwear Traces 2» (предназначена для ^

проведения поиска типа «след-след», 3

«оттиск-след», «след-оттиск», «след- а

а

подошва»; имеется аналитическая сис- ^

тема генерации отчетов и используется с^ для отработки практических навыков и ¡^ умений курсантов (слушателей) работы ^ с трасологическими следами на заняти- |

ях по теме «Криминалистическая тра- ^

сология»); |

- картотекой следов транспорт- а: ных средств «Trunk Traces 2» (предна- ф значена для ввода и хранения в базу § данных изображений следов протекто- | ров шин и сопроводительной информа- ^^ ции; ввода и хранения в базу данных изображений моделей протекторов шин | и сопроводительной информации; про- | ведения поиска типа «след-след», ^ «след-шина» и используется для отра- ^ ботки практических навыков и умений ^ курсантов (слушателей) работы со сле- а дами транспортных средств на заняти- | ях по темам «Криминалистическая тра- е^

сология», «Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта»);

- «Каскад-Фоторобот» применяется для создания портретов подозреваемых в совершении преступлений или пропавших людей, прогнозирования возможных изменений внешности преступника и дальнейшего использования фоторобота в розыске и используется для отработки практических навыков и умений курсантов (слушателей) составления субъективных портретов на занятиях по теме «Криминалистическая габитоскопия»;

- «Портретная экспертиза» предназначена для отождествления и диагностики лиц, запечатленных на различных объективных носителях, и используется на занятиях по теме «Криминалистическая габитоскопия»;

- «3D Свидетель» предназначен для реконструкции места преступления и используется для отработки практи-

^ ческих навыков и умений курсантов

^ (слушателей) фиксации обстановки

5 места происшествия, следов и объек-

^ тов, имеющих криминалистическое

и значение, на занятиях по темам «Таки

^ тика следственного осмотра и освиде-

^ тельствования», «Тактика допроса и

^ очной ставки» [см.: 3, с. 52], «Методика

| расследования краж», «Методика рас-

^ следования грабежей и разбоев» и др. | 3. Криминалистическим полиго-

^ ном, который состоит из павильонов

^ «квартира», «офис», «магазин», «кафе»,

ф «кабинет следователя» и используется

^ для проведения практических занятий

^а по учебным дисциплинам кафедры.

Щ Также криминалистический полигон

| оснащен комплексом и дактилоскопи-

£ ческой станцией «АДИС ПАПИЛОН»,

^ предназначенной для сбора, анализа и

^ использования следов пальцев рук че-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ ловека при раскрытии и расследовании

а преступлений. Она используется и для

§ проведения практических занятий по

^ криминалистической регистрации при

проведении комплексных межкафедральных учений [4]. На полигонах создаются модели мест различных происшествий, мест проведения обыска, следственных экспериментов и др. С этой же целью используется манекен, учебные вещественные доказательства, коллекции орудий, применяющиеся преступниками при совершении реальных преступлений, создаются учебные комплексы следов, тайники и т. п. Курсанты и слушатели на занятиях по обнаружению, закреплению, изъятию, сохранению и исследованию доказательств обеспечиваются реальными технико-криминалистическими средствами, используемыми в практике раскрытия и расследования преступлений.

Целью обучения криминалистическим знаниям, умениям, навыкам является выработка у курсантов и слушателей устойчивой системы знаний и умений, использование научных рекомендаций, методов и средств криминалистики, овладение навыками применения технико-криминалистических средств в практической деятельности по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений.

Достижение этой цели может быть обеспечено путем решения в процессе обучения дидактических и методических задач, таких как:

- выработка у курсантов (слушателей) основ профессионального криминалистического мышления, то есть умения на основе комплексного исследования информации о расследуемом событии определить систему следов и иных источников доказательственной информации, оценить следственную ситуацию, выдвинуть версии, принять тактическое решение о выборе оптимального варианта методики расследования;

- практическое освоение использования технико-криминалистических методов и средств для обнаружения, выявления, фиксации, изъятия, исследования и использования доказа-

тельственной информации о механизме события, личности преступника, мотивах его действий, предмете преступного посягательства, условиях, способствовавших совершению преступления;

- привитие обучаемым умения самостоятельно пополнять знания, освоив методику самообучения, то есть научить курсантов (слушателей) работе с криминалистической литературой, новыми методами и средствами криминалистической техники.

В настоящее время технико-криминалистическое обеспечение

*

практических занятий учебных дисциплин кафедры позволяет осуществлять качественную теоретическую и практическую подготовку курсантов и слушателей по всем специальностям посредством внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий, направленных, прежде всего, на реализацию идей личностно-ориентированного образования, что приводит в конечном итоге к достижению поставленной общей цели - повышению качества образования.

* *

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория государства и права: курс лекций: в 2 частях. Часть II / С. Г. Аксёнов и др.; под ред. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД России, 2009. С. 177.

2. Васильченко А. В., Лонщакова А. Р. Особенности использования специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений по горячим следам // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2014. № 12-1. С. 112-115.

3. Васильченко А. В., Лонщакова А. Р. Особенности нормативного регулирования допроса подозреваемого (обвиняемого) в уголовно-процессуальном законе // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). С. 52. j

4. Адигамова Г. З. Правовые и организационные аспекты следственной деятельности //

> 1®|

Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 3. <n

а а о

© Васильченко А. В. ^

© Лонщакова А. Р. ^

§

s а

о

^

0 «

У

а -с а

1

о

о «

?

а

£ «

а s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.