Научная статья на тему 'Реализация практической направленности обучения по дисциплине "Криминалистика"'

Реализация практической направленности обучения по дисциплине "Криминалистика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / PRACTICAL ORIENTATION OF TEACHING / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIVE METHODS OF TEACHING / METHODICAL PROVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркова Татьяна Викторовна

В материалах научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, состоявшейся 19 октября 2010 г. в Сибирском юридическом институте МВД России, рассмотрены вопросы внедрения в образовательный процесс вуза инновационных форм и методов практического обучения, привлечения к участию в учебных занятиях ведущих специалистов и руководителей органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баркова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF PRACTICAL ORIENTED TEACHING IN THE COURSE OF CRIMINALISTICS

The issues of implementation of innovative forms and methods of practice oriented teaching, enlisting leading specialists and heads of law enforcement bodies to participation in conducting classes were discussed at the scientific methodical conference of teaching staff of the Siberian Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia which was held on the 19 October 2010.

Текст научной работы на тему «Реализация практической направленности обучения по дисциплине "Криминалистика"»

Юридическая клиника выявляет недостатки в чтении курсов лекций. От методов и навыков, которыми владеет педагог, зависит эффективность преподавания в целом.

Реализация современных форм обучения возможна только экспериментальным путем с участием неравнодушных преподавателей и заинтересованных студентов.

Основными проблемами в деятельности клиники являются:

1) отсутствие у клиницистов знаний правоприменительной практики. Адаптация в профессии требует не только знания дейст-

вующего законодательства, но и решений высших судебных инстанций России;

2) отсутствие у клиницистов навыков работы в команде.

К положительным моментам следует отнести:

1) демократичный стиль отношений между обучаемыми и обучающими;

2) индивидуальный подход к обучению;

3) обучение практическим навыкам (профессиональная адаптация);

4) реальную защиту прав человека. Таким образом, юридическая клиника

дополняет полученные клиницистами в ходе традиционных занятий знания и умения.

УДК 378:343.98

Татьяна Викторовна БАРКОВА,

преподаватель кафедры криминалистики Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНАЛИСТИКА»

REALIZATION OF PRACTICAL ORIENTED TEACHING IN THE COURSE OF CRIMINALISTICS

Необходимость повышения качества подготовки специалистов ведет к усложнению учебных программ, а с увеличением общего объема знаний возникает проблема их усвоения. Оторванность теории от практики в последние десятилетия стала реальной проблемой, которая волнует как ученых, так и практиков. Многолетний опыт показывает, что изучение теории в отрыве от реальности является не просто не эффективным, но и вредным занятием, поскольку, оказавшись на практике, бывший слушатель не может успешно адаптироваться к реальной службе

и качественно выполнять свои служебные обязанности.

Решением коллегии МВД России от 24 ноября 2009 г. практическая ориентированность учебного процесса в образовательных учреждениях системы МВД России провозглашена одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел.1

Проследим, как данный принцип реализуется в Сибирском юридическом институте МВД России на примере изучения дисциплины «Криминалистика».

Вестник Сибирского юридического института МВД России —

Криминалистика является одной из основных специальных дисциплин юридических вузов. Современный следователь, оперуполномоченный немыслимы без овладения теорией и практикой криминалистических знаний, ведь каждый из участников расследования уголовных дел обязан использовать весь арсенал современных технических средств, используемый криминалистами для наиболее полного, всестороннего и объективного расследования и рассмотрения дела, каждый - в пределах своей компетенции. Криминалистику в том или ином объеме изучают на всех без исключения формах профессиональной подготовки: очной, заочной формах обучения по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность», на курсах повышения квалификации, а также в системе служебно-боевой подготовки. Естественно, с учетом категории обучаемых, целей обучения должны применяться подходы, методы и способы обучения. Но есть общие тенденции и проблемы как педагогики, так и профессиональной подготовки по криминалистике.

С научно-техническим прогрессом последнего десятилетия изменились и возможности овладения знаниями, в том числе и криминалистическими. Осуществляется «смена приоритетов - переход от усвоения готовых знаний в ходе аудиторных занятий к самостоятельной активной познавательной деятельности каждого слушателя с учетом его особенностей и исходных профессиональных знаний, умений и навыков. Во главу угла ставится процесс познания, а не преподавание, как было при традиционном обучении»2.

Предполагается, что обучение - это процесс активного взаимодействия обучающего и обучаемого. При традиционных методах обучения активность обучаемых, как правило, невелика. Преподаватель, используя свой профессиональный опыт, эрудицию, старается заинтересовать обучаемых и дать максимальное количество «готовых» знаний. Очень важно, чтобы слушатель заинтересовался предметом.

Ключевую роль должен сыграть педагог-криминалист: от него в первую очередь будет зависеть, появится ли желание узнать подробнее о возможностях криминалистики. Наш предмет, как никакой другой, содержит богатый арсенал интересных знаний (это и дактилоскопия, диагностика в почерковедении, криминалистическое оружиеведение и другие темы).

Статистика показывает низкий процент усвоения знаний обучаемыми. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо внедрять в учебный процесс проблемные методы обучения. Основу теории проблемного обучения составляют: проблемное задание (задача, вопрос), проблемная ситуация и способ ее разрешения. В зависимости от степени подготовленности обучаемых, сложности учебного материала и времени, которое отводится на занятие, различают три уровня проблемного обучения. Первый - преподаватель формулирует проблему, направляет обучаемых на самостоятельный поиск ее решения. Второй - преподаватель указывает на проблему, обучаемые самостоятельно формулируют ее и решают. Третий -обучаемые на основе специально подобранных преподавателем данных сами обнаруживают проблему и сами ее формулируют и решают»3.

По мнению В.В. Манышева, «проблемное обучение имеет и ряд слабых сторон по сравнению с объяснительно-иллюстративным методом. Во-первых, здесь требуется значительно больший расход времени на изучение материала. Во-вторых, оно недостаточно эффективно, когда речь идет о формировании практических навыков и умений. Нельзя применять проблемное обучение при усвоении принципиально новых разделов предмета, где нельзя опереться на прежний опыт обучаемых»4. По мере обучения должны усложняться задачи, а также совершенствоваться практические навыки по обнаружению, фиксации следов, качественному проведению следственных действий.

По словам профессора Пермского государственного технического университе-

та И.Д. Столбовой, «В условиях модернизации российского высшего образования, предполагающей переход к личностно ориентированному процессу обучения, дискуссионным становится вопрос о лекциях как традиционной коллективной форме работы преподавателя со студен-тами»5. Отмечается постепенный уход от лекционной формы подачи материала либо облачение ее в новые современные образовательные формы. Вместе с тем, редко встречаются такие ее возможные формы, как «лекция с заранее запланированными ошибками», «лекция вдвоем» (два преподавателя в аудитории), «лекция-визуализация», значительно расширяющие возможности качественного усвоения материала.

Современные тенденции совершенствования системы профессиональной подготовки будущих специалистов, использование инноваций в образовании опираются на возможности компьютерных технологий, которые открывают новые возможности преподнесения материала, увеличивают скорость усвоения материала, повышают качество образования, стимулируют развитие самостоятельной учебной работы, изменяют технологию и акценты методической работы преподавателя.6 Лекция должна стать более концентрированной, содержательной и проблемно-ориентированной. «Использование информационных и коммуникационных технологий - это не только изменение форм, характера и методов совместной деятельности преподавателей и студентов, но и существенная трансформация их роли и функций в процессе приобретения и трансляции зна-ний»7.

При разработке и внедрении в учебный процесс инновационной модели становится актуальным применение нетрадиционных форм и методов проведения учебных занятий со взрослой аудиторией сотрудников органов внутренних дел, одним из которых является метод моделируемых ситуаций, или метод имитационного обучения. Технология метода моделируемых ситуаций (имитационного обучения) включает как игровые, так и неиг-

ровые методы, среди которых анализ, обсуждение конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, работа с документами и т.д. Сама логика моделируемых ситуаций профессиональной деятельности порождает потребность в новых знаниях. При этом происходит не механическое накопление информации, а ее творческое осмысление применительно к дальнейшей профессиональной деятельности.8

Деловая игра, ролевая игра являются интенсивными методами обучения. В педагогике деловые игры относятся к активной форме обучения, позволяющей вовлечь в работу всех без исключения студентов учебной группы. Основной целью деловой игры является приобретение студентами-юристами в условиях, наиболее приближенных к их будущей профессиональной деятельности, навыков работы с людьми, юридическими лицами при разрешении разного рода жизненных ситуаций, а также с нормативными правовыми актами и другими документами. Проведение деловых игр требует основательной подготовки как со стороны преподавателя, так и со стороны слушателей.

Педагогическое искусство обуславливается культурным уровнем, креативными способностями преподавателя. «Наличие различных видов имитационных профессионально-ориентированных ситуаций, имеющих свои особенности, позволяет преподавателям избирательно применять их в учебном процессе для практической подготовки специалистов, грамотное использование каждой из них возможно в том случае, если преподаватели знают дидактические возможности всех разновидностей учебных игр и владеют технологией их применения в педагогическом про-цессе».9

В процессе преподавания криминалистики серьезное внимание уделяется отработке практических навыков работы с различного рода следами, а также тактическим особенностям проведения следственных действий. Для этой цели на кафедре криминалистики Сибирского юридического института МВД России созданы откры-

Вестник Сибирского юридического института МВД России —

тые и закрытые криминалистические полигоны, имитирующие жилую комнату, магазин, беседку. В качестве раздаточного материала для проведения практических занятий на кафедре имеются архивы уголовных дел и учебных макетов уголовных дел (более 300 дел), отдельных процессуальных документов (протоколы следственных действий, экспертные заключения), образцы и макеты вещественных доказательств, используемых в расследовании преступлений (документы, холодное и огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые устройства, стреляные пули и гильзы, сигналетические фотоснимки, дактилоскопические карты). Оборудование двух аудиторий кафедры криминалистики интерактивными досками значительно расширяет возможности преподнесения материала, поскольку позволяет одновременно включать приемы визуализации от схематичного изображения до видеофрагментов видео реальных следственных действий.

Результаты работы на полигонах слушателями отражаются в практикумах по криминалистической технике. Задания практикумов регулярно обновляются, что исключает возможность копирования чужих результатов. В итоге слушателями отрабатываются сразу все способы фиксации следов: фотографический (изготовление фототаблиц - иллюстрированных приложений к протоколам следственных действий), описательный (протоколирование), графический (составление схем), изготовление знаковых моделей (слепков с объемных следов) и изъятие на дактоп-ленку поверхностных следов. Практикумы по курсу «Криминалистика» предусмотрены как для курсантов очной формы обучения, так и для слушателей-заочников. Содержание практикумов различно в зависимости от категории обучаемых. Необходимо отметить, что, поскольку на практике для фиксации следов используется цифровая техника, для обучения также применяются цифровые фотоаппараты, чего не было еще несколько лет назад.

Высшей формой метода моделируемых ситуаций являются учения. Учения харак-

теризуются масштабностью решаемых задач. Цель оперативно-тактических учений - усиление практической направленности обучения и формирования у курсантов (слушателей) профессиональных умений, навыков, качеств, необходимых для эффективных действий в различных условиях оперативно-служебной и служебно-бо-евой деятельности сотрудников ОВД.

В ходе проведения комплексных оперативно-тактических учений, как правило, не только отрабатываются практические навыки будущей профессиональной деятельности, но и предоставляется возможность принятия участвующими в учениях самостоятельных решений, от которых будет зависеть решение общих задач, приобретается опыт работы в коллективе. Подобные виды образовательной деятельности объединяют обучаемых и их наставников, повышают образовательную активность и позволяют выявить пробелы в теоретической подготовке.

Таким образом, возможность отработки практических навыков по выявлению, фиксации и изъятию следов реализуется:

- при выполнении практических заданий криминалистических практикумов;

- при работе слушателей на криминалистических полигонах;

- при участии слушателей в учениях.

Однако для выработки устойчивых

навыков по работе со следами следует значительно увеличить количество часов именно на практические занятия. Решение вопроса, будет ли нынешний слушатель профессионалом, прямо зависит от его обучения.

Для более качественной подготовки обучаемых необходимо продолжить практику привлечения наиболее опытных сотрудников ОВД к проведению занятий.

В заключение отметим, что в настоящее время существуют проблемы, связанные с отсутствием должного количества профессиональных кадров следственных сотрудников, способных решать на высоком уровне задачи по эффективному противостоянию преступности. Кадровый кризис еще не преодолен, а наметившаяся

кое-где стабильность кадров, укомплектованность и наличие резерва, повышение образовательного уровня создают лишь видимость благополучия. Последнее реформирование Министерства внутренних дел приведет к вымыванию кадров, имеющих наибольший практический опыт, что только усугубит ситуацию.

Тем самым большая ответственность ложится на образовательные учреждения системы МВД в целом и на профессорско-преподавательский состав в частности по качественной подготовке соответствующих специалистов, что, в свою очередь, должно стать одной из мер преодоления кризиса в следственных подразделениях. Нельзя забывать педагогическое наследие предшественников, поскольку «движение науки вперед обеспечивается не только поиском, разработкой совершенно новых идей, но и реализацией, развитием того, что составляет золотой запас педагогики»10 .

1 Об объявлении решения коллегии МВД России от 24 ноября 2009 г. №3км/1 «Об организации профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию» : приказ МВД России от 4 декабря 2009 г. №921.

2 Блочно-модульная (инновационная) модель учебного процесса при повышении квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников органов внутренних дел. Опыт ВИПК МВД России : учебное пособие / Ю.П. Груненков [и др.]. Домодедово: ВИПК МВД России, 2007. С.85.

3 Манышев В. В. Применение проблемного метода обучения в учебном процессе // Вестник Белгородского ЮИ МВД России. 2006. №1. С.96.

4 Там же. С.97.

5 Столбова И.Д., Дударь Е.С. Инновационные подходы к подготовке лекционного материала: конспект или видео // Alma mater : Вестник высшей школы. М., 2008. №6. С.29.

6 Ташкинов А, Ёалетин В., Столбова И. Формирование общих и профессиональных компетенций при инновационных технологиях обучения // Высшее образование в России. 2007. №1. С.128-133.

7 Прокопенко А.Н., Селина Е.Ю., Тарасенко М.В. Современные информационные образовательные технологии // Вестник Белгородского ЮИ МВД России. 2006. №1. С.91.

8 Блочно-модульная (инновационная) модель учебного процесса при повышении квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников органов внутренних дел. Опыт ВИПК МВД России. С.62.

9 Там же. С.67.

10 Яркова Т.А. Педагогические идеи С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского в современном пространстве педагогических исследований // Вестник развития науки и образования : научно-образовательный журнал. М., 2008. №5. С. 105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.