Научная статья на тему 'Роль юридических клиник при образовательных организациях высшего образования в деле обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел'

Роль юридических клиник при образовательных организациях высшего образования в деле обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Улимаев Радик Юрикович

В данной статье рассмотрена роль юридических клиник при образовательных организациях высшего образования в деле обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Улимаев Радик Юрикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль юридических клиник при образовательных организациях высшего образования в деле обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел»

ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

УДК 378.147.88:351.74

Р. Ю. УЛИМАЕВ, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

Щ >

<ч а а и

и $

Д В

а S

I

а

S

s а

о

^

0 «

У

а -с а

1

о

^

о «

?

а

£ «

а s

S

eq

R. Y. ULIMAEV, associate professor of the Chair of Civil-Legal Disciplines of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)

РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК ПРИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЛЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

THE ROLE OF LEGAL CLINICS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN ENSURING PREPARATION OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL FOR THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация. В данной статье рассмотрена роль юридических клиник при образовательных организациях высшего образования в деле обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел.

Ключевые слова и словосочетания: бесплатная юридическая помощь, юридические клиники, образовательные организации высшего образования, обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел.

Annotation. In this article the role of legal clinics at the educational institutions of the higher education in ensuring preparation of highly qualified personnel for the internal affairs bodies is considered.

Key words and phrases: ш free legal aid, legal clinics, the educational institutions of the higher education, ensuring preparation of highly qualified personnel for the internal affairs bodies.

Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в РФ в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 48), регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [1, ст. 6725], другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ [2, ст. 7228], законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ [3]. Так, например, в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ указано, что каждому

гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Деятельность юридической клиники при Уфимском юридическом институте МВД России (далее - юридическая клиника при УЮИ МВД России) организована на основе вышеперечисленных нормативных актов и Положения о юридической клинике при УЮИ МВД России, утвержденного приказом начальника УЮИ МВД России № 236 от 20 апреля 2012 г.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» образовательные организации высшего об-

разования для реализации целей, указанных в ч. 2 ст. 1 данного Федерального закона, правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи, могут создавать юридические клиники.

Юридические клиники при образовательных организациях высшего образования МВД РФ созданы и действуют. Их работа аналогична работе нашей юридической клиники при УЮИ МВД России.

Ценность работы юридических клиник состоит в том, чтобы оказать лицам, указанным в законе, бесплатную юридическую помощь.

Юридические клиники при образовательных организациях высшего образования в деле обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел играют, на наш взгляд, определенную роль по следующим причинам.

1. Повышение качества обучения путем оказания бесплатной юридической помощи, на наш взгляд, взаимосвязано с требованием ФГОС высшего профессионального образования о ком-петентностном подходе к обучению специалистов. Так, например, согласно п. 7.3 приказа Минобрнауки РФ от 17 января 2011 г. № 39 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист»)» указано, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, практикумы, психологические и иные тренинги, учения) в сочетании с внеаудиторной работой с целью

формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Далее отмечено, что в рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями правоохранительных, судебных органов, других органов государственной власти и управления, общественных организаций, участие специалистов в проведении аудиторных и внеаудиторных занятий [4].

В процессе деятельности юридической клиники проходят подобные встречи обучаемых с представителями правоохранительных органов. Так, например, во время проведения Всероссийского дня оказания бесплатной юридической помощи в качестве консультантов в юридической клинике принимают участие представители прокуратуры, адвокатского сообщества. В ходе общения с ними обучаемые углубляют свои познания, развивают профессиональные навыки.

Все обращения в юридическую клинику, как устные, так и письменные, условно можно разделить на две груп- ^ пы. Первую группу составляют обраще- ^ ния уголовно-правового характера (во- 2 просы уголовного права и процесса, а криминологии, методики расследования ^ т. д.), вторую - обращения частнопра- сц вового характера (вопросы семейного, ^ жилищного, земельного, гражданского ^ права, гражданского процесса). Ц

Обучаемые под руководством ^ преподавателей готовят ответы, при | этом анализируются спорная ситуация, « законодательство, судебная практика. ©

2. Несомненной ценностью в ра- § боте юридических клиник является | проблемная ситуация, с которой посетитель обращается в клинику. Дело в том, что для решения своей правовой | проблемы он уже обращался в суды, § прокуратуру, иные правоохранительные ^ органы, однако необходимой юридиче- «Ц ской помощи не получил. Именно по- ^ этому подобные правовые ситуации ^ представляют интерес в рамках учебно- § го процесса. ед

щ >

<ч а а

и и

и «

а

§

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1 £

а «

§

и

Материалы, связанные с разрешением правовой проблемы посетителя, успешно применяются в учебном процессе (без указания его личных данных) путем разбора конкретных ситуаций.

Подобные примеры уже имеются. Так, например, по дисциплине «Гражданское право» при проведении практического занятия у курсантов по теме № 13 «Право собственности граждан, юридических лиц и публично-правовых образований» по специальности 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности применялся пример, связанный с ограничением прав собственника при разведении домашних животных.

По дисциплине «Предварительное следствие» материалы, изложенные в обращениях граждан, использовались при проведении групповых занятий по дисциплинам:

1) «Предварительное следствие в ОВД» (030501.65 Юриспруденция) тема № 10 «Организация деятельности органов внутренних дел по принятию и оформлению заявления (сообщения) о преступлении», тема № 12 «Деятельность следователя по оценке материалов проверки сообщения о преступлении и принятию решения о возбуждении уголовного дела», тема № 14 «Организация и производство выемки и обыска».

2) «Дознание в ОВД» (030505.65 Правоохранительная деятельность) тема № 2 «Деятельность органов дознания на этапе возбуждения уголовного дела» и тема № 5 «Производство следственных действий органами дознания».

Использование указанных материалов выражалось в постановке дополнительных вопросов на семинарских занятиях и заданий при проведении практических занятий.

Отдельные вопросы квалификации преступлений, затрагиваемые в обращениях граждан, рассматриваются в ходе проведения занятий по дисциплине «Уголовное право», специальность 031001.65 по темам: № 15 «Уголовная ответственность ее основания», 18 «Назначение наказания», 19 «Ус-

ловное осуждение», № 20 «Освобождение от уголовной ответственности и от наказания. Амнистия, помилование, судимость».

3. Практические примеры из деятельности юридических клиник без указания персональных данных применяются при подготовке практикумов, сборников задач, других учебно-методических материалов.

Так, например, в сборник задач по дисциплине «Гражданское право» по направлению подготовки 030900.62 для слушателей ФЗО по теме № 29 «Кредитные и расчетные правоотношения» включены задачи, фабулы которых построены на примерах из деятельности юридической клиники.

В сборнике задач по дисциплине «Уголовный процесс» для курсантов и слушателей, обучающихся по направлениям подготовки (специальности) 080101.65, 030901.65, 031001.65, 031001.51, содержатся фабулы практических ситуаций, сформулированных на основе обращений граждан в юридическую клинику.

Преподавателями кафедры предварительного расследования при проведении лекционных занятий по учебным дисциплинам «Расследование преступлений против личности и собственности» и «Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ» у слушателей заочной формы обучения в качестве практических примеров приводились ситуации, изложенные в обращениях граждан.

При составлении сборников задач по дисциплине «Уголовное право» по направлениям подготовки (специальности) 030901.65, 031001.65, 031001.51 учтены материалы юридической клиники по темам: «Назначение наказания», «Освобождение от уголовной ответственности и от наказания. Амнистия, помилование, судимость».

4. Определенную роль в обеспечении подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел оказывают научные кружки, проблемные группы. В ходе проведения научных кружков на кафедрах гражданско-правовых дисциплин, уголовного права, уголовного процесса, предварительного расследования, криминалистики

УЮИ МВД России обсуждаются интересные, сложные примеры из деятельности клиник. Отдельные курсанты готовят научные статьи по отдельным вопросам деятельности юридических клиник.

5. Для дальнейшего совершенствования деятельности юридических клиник при образовательных учреждениях МВД России и использования их материалов в учебном процессе необходимо проводить специальные научные исследования, проводить научно-практические конференции. Так, отдельные аспекты деятельности юридических клиник, и в частности, юридической клиники при Уфимском юридическом институте МВД России, докладывались в ходе проведения:

- Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина», посвященной 65-й годовщине со дня принятия Всеобщей декларации прав человека и 20-й годовщине принятия Кон-

ституции Российской Федерации (Уфа, УЮИ МВД России, 28 ноября 2013 г.);

- Всероссийской научно-практической конференции в Институте права Башкирского государственного университета «Юридические клиники в системе оказания правовой помощи социально незащищенным слоям населения: теория и практика» (Уфа, 15 марта 2013 г.);

- Всероссийской научно-практической конференции «Социальные и правовые механизмы оказания публичных услуг: теория, практика, перспективы», проведенной в Волгоградской академии МВД России (Волгоград, октябрь 2013 г.).

Вышеперечисленные меры способствуют достижению учебных и воспитательных задач.

Полагаем, что возможности юридических клиник при образовательных организациях высшего образования еще не исчерпаны. Юридические клиники вносят свой вклад в дело обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел.

ЛИТЕРАТУРА

1. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.

2. О Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 12.12.2012 г. № 1293 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 51. Ст. 7228; Приказ Минобрнауки России от 28.11.2012 г. № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» // Российская газета. 2012. № 298.

3. О бесплатной юридической помощи в Республике Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 24.12.2012 г. № 638-з // Республика Башкортостан. 2012. № 248(27733).

4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист»)» : приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 г. № 39 (ред. от 31.05.2011) // http://www.mon.gov.ru.

© Улимаев Р. Ю.

>

<ч а а

и и

В"

и «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1

£

а «

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.