усиливать активность, изменить ценностные ориентации и мотивационные ус-
тановки как у них, так и у преподавателей.
* * * ЛИТЕРАТУРА
1. Игбаева Г. Р. Отдельные интерактивные методы проведения групповых занятий по дисциплине «Трудовое право» // Сборник по итогам учебно-методических сборов профессорско-преподавательского состава. Уфа: УЮИ МВД РФ. 2010. № 27. С. 82-84.
2. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул, 2002. URL: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/index.html.
3. Столяренко А. М. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов. М.: Юнити-Дана, 2006. 527 с.
© Игбаева Г. Р.
«
«
и
УДК 378.147:343.13 М. Э. КААЦ, доцент кафедры уголовного процес-
са Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
М. E. KAATS, senior lecturer of Chair of Criminal Procedure Ufa Law Institute of the Interior of Russia, candidate of Juridical Sciences (Ufa)
<N <N
a
§ АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ
| ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС»
^
§ ACTIVE AND INTERACTIVE ELEMENTS OF PRACTICAL TRAINING IN THE
I DISCIPLINE OF CRIMINAL PROCEDURE
&
I Аннотация. В статье дается краткая характеристика накопленного на ка-
S «
а ©
® циплине «Уголовный процесс».
jy
^а активные и интерактивные формы проведения занятий, преподавание дисциплины а
t
о
федре уголовного процесса УЮИ МВД России педагогического опыта методики проведения практических занятий в активных и интерактивных формах по базовой дис-ж «Уголовный процесс».
Ключевые слова и словосочетания: практические занятия, уголовный процесс, ные и интераю «Уголовный процесс».
§ Abstract. The article gives a brief description of lessons at the Department of criminal
^ process of Uli Ministry of interior Ministry of teaching experience methods ofpractical train-,j| ing in active and interactive forms on the base of the discipline of criminal procedure. ^ Keywords and phrases: exercise, the criminal process of active and interactive forms
a of training, teaching «criminal proceedings».
Как известно, с 1 сентября 2013 года в связи с вступлением в силу ФЗ «Об образовании в РФ» продолжается интенсивный период развития всех уровней образования в нашей стране, связанный с включением Российской Федерации в 2003 году в Болонский процесс.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) «третьего поколения» [1] учебный процесс в вузе должен осуществляться сквозь призму двух составляющих:
- во-первых, предусматривать реализацию компетентностного подхода к обучению [2]. Так, в каждом ФГОСе есть раздел «Требования к результатам освоения программ», в котором представлены общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК). Профессионально-специализированные компетенции для отдельных направлений подготовок (специальностей) должны определяться вузом.
- во-вторых, реализация учебного процесса в обязательном порядке должна предусматривать проведение аудиторных занятий в интерактивных и активных формах. Удельный вес подобных занятий у бакалавров должен составлять не менее 20 %, у специалистов и магистров - не менее 30 % [3].
Исходя из общеизвестных позиций педагогики, раскрывающей понятие активных и интерактивных форм (методов) проведения занятий, кафедрой уголовного процесса УЮИ МВД России проводится работа по совершенствованию преподавательской деятельности. В частности, на практических занятиях по отдельным темам дисциплины «Уголовный процесс» применяются следующие активно-интерактивные формы их проведения:
Использование элемента видеокейса, основанного на реальных событиях. Видеокейс - инструмент обучения, основанный на кейс-методе (мето-
де анализа конкретных ситуаций). Суть этого метода заключается в том, что курсантам предлагают осмыслить видеоситуацию из реальной профессиональной практики.
Так, при изучении т. 12 «Предварительное расследование» на разрешение обучающихся предлагается задача (с видеокейсом) следующего содержания: В различных районах г. Уфы совершались квартирные кражи одним и тем же способом, дающим основание полагать, что данные преступления могли быть совершены одним и тем же лицом либо группой лиц (воры проникали в квартиры жильцов первых этажей через окно). В Кировском районе уголовное дело по данному факту было возбуждено 25 апреля под № 1, в Ленинском районе № 5 и 27 мая уголовные дела № 2 и № 3, в Советском районе уголовное дело № 4 по аналогичному преступлению было возбуждено 4 июня. В результате производства комплекса следственных действий и ОРМ по уголовному делу, возбужденному в ^ Советском районе, удалось задержать Савельева, который дал признательные ^ показания относительно нескольких а эпизодов своей преступной деятельно- о сти, называя имя товарища - Комисса- ^ рова, с которым он совершал преступ- селения. Савельев также изъявил желание ^ всячески способствовать расследованию § совершенных им преступлении с целью §
заключения с прокурором досудебного |
и
соглашения о сотрудничестве и смягче- «
ния, таким образом, последующего при- ®
говора. Вопрос: имеются ли основания §
для соединения уголовных дел в одно ^
производство, если да, то кем и каким ^
образом это решение будет принято и в ^
каком процессуальном документе отра- о
жено? Каким образом будет исчислять- §
ся срок расследования? Необходимо ^
также проанализировать представлен- ^
ную ситуацию в ракурсе возможного ^
дальнейшего развития уголовно- «
процессуальных отношений. §
<ч
"о
<4
а а
и
и $
и «
а
о
^
о «
и ^
у
г г
! ф
N *
и ^
г £
*
г
к
и ВЦ
На практическом занятии по т. 13 «Следственные действия» курсантам также предлагается решить следующую ситуацию с видеокейсом: задержанный по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ (убийство), Симонов дал признательные показания в совершении преступления и изъявил желание показать место захоронения трупа убитого им Калинина. Выехав на трассу в область лесного массива, Симонов привел участников следственного действия к «условленному месту». Сотрудники полиции, откопав снег, обнаружили под ним труп неизвестного мужчины. Следователем был составлен протокол эксгумации (демонстрируется специально подобранный видеофрагмент). Ставится задание - оценить действия следователя и вопрос: как бы вы поступили в данной ситуации?
Каждую подобную задачу сопровождает специально подобранный документальный видеосюжет из практической деятельности ОВД.
В чем видятся плюсы использования данной методики проведения занятий? Во-первых, у курсантов происходит повышение интереса за счет анализа не абстрактной, а документальной ситуации, что способствует «погружению» обучающихся в реальную проблемную обстановку, являющуюся типичной для их будущей правоприменительной деятельности. Во-вторых, за счет визуализации проблемной ситуации повышается эффективность усвоения учебного материала, развивается профессиональ-ное мышление. В-третьих, использование элементов видеокейса позволяет преподавателю перенести акцент обучения с передачи су-
хих знаний на выработку конкретных навыков и профессиональных компетенций, сделать занятие нескучным для его участников, повысить групповую динамику.
Следующая форма проведения практических занятий - «малые группы». В организационном плане подобные занятия имеют более сложное содержание, поэтому их целесообразнее проводить двумя преподавателями.
Сложность представляет наличие подготовительного периода к занятию, а также процесс экспертных оценок на самом практическом занятии, что не всегда под силу осуществить одному педагогу.
В подготовительный период взводу заранее (в заключительной части семинарского занятия либо в часы самоподготовки) даются рекомендации по организации данного вида практического занятия:
1) обучающимся предлагается разделиться на команды («малые группы»);
2) командам раздаются задания, в числе которых:
- подготовка решения усложненных практических ситуаций (задач), составленных преподавателями;
- подготовка мини-эссе по изучаемой тематике (самостоятельное сочинение-размышление над научно-практической проблемой);
- подготовка других творческих заданий соревнующейся группе -кроссвордов, тестов, заданий по теоретическим вопросам изучаемой темы и т. п. (на усмотрение курсантов).
Основной период содержания занятия в форме «малых групп» можно представить следующей схемой:
: ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА Этапы проведения практического занятия в форме «малых групп»
Этап СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Время (минуты)
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Постановка целей, задач, ознакомление «малых групп»
1 с регламентом проведения занятия. Факультативный этап - выбор экспертов из числа курсантов (если позволяет количество обучающихся). 5-10
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Выполнение заданий:
- решение задач «малыми группами»;
2 - выступления представителя «малых групп» с мини-эссе; - постановка друг другу творческих заданий, их решение. Обсуждение вопросов осуществляется в соответствии со схемой сотрудничества в командах!!! 65-70
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: 10
3 Подведение итогов работы «малых групп». Выступление экспертов с критериями оценки деятельности.
Положительные моменты данной формы проведения занятий: во-первых, учебный процесс организуется таким образом, что практически все курсанты оказываются вовлеченными в процесс обучения, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и умеют. Во-вторых, совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. В-третьих, курсанты учатся работать в коллективе, принимать одно общее и на их взгляд правильное решение, творчески мыслить, что очень важно для их будущей профессиональной деятельности и формирования соответствующих образовательных компетенций.
Психологами было установлено, что в условиях подобного мини-коллективного учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при
восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.
Следующая форма проведения практических занятий - деловая игра. Элементы деловой игры присутствуют ^
во время проведения занятий по дисци- ^
плине «Уголовный процесс» по темам g
№ 13 «Следственные действия» и № 18 ^
«Особый порядок судебного разбира- |
тельства». На данных занятиях ^
происходит игровое моделирование ^
уголовно-процессуальных право- ^
отношений, воспроизведение §
деятельности участников уголовного ¡^
судопроизводства. |
Целями проведения деловых игр ^
по дисциплине являются: ®
- демонстрация типовых моделей © (алгоритмов) профессиональной деятельности (этапов и процедуры ^s проведения следственных действий и ^ судебного разбирательства); 2
- формирование профессио- | нальных качеств специалистов в ^ условиях, приближенных к реальным, | элементов профессионального ^ правосознания; ^
- обучение правовой оценке « исходной фактической правовой !§ ситуации (анализу материалов дела, cq
законодательства, разработке правовой позиции по делу, принятию процессуальных решений);
привитие
практических
<ч
"о
<4
а а
и и
навыков реализации полномочии профессиональными субъектами
уголовного судопроизводства.
При проведении занятия по теме № 13 «Следственные действия» курсанты получают задание на карточках (листах бумаги и т. д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всему взводу. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров и способностей обучающихся.
Преимущество этого метода в том, что: во-первых, каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение; во-вторых, деловые игры помогают курсантам научиться работать в коллективе, составлять процессуальные документы, вести
переговоры и публично выступать; в-третьих, данная форма занятий позволяет вырабатывать практические навыки непосредственно в учебной аудитории.
Таким образом, прежде всего, активно-интерактивные формы проведения занятий:
- пробуждают у обучающихся интерес;
- поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
- обращаются к чувствам каждого обучающегося;
- формируют профессиональные навыки;
- способствуют эффективному усвоению учебного материала;
- оказывают многоплановое воздействие на обучающихся, а в совокупности своей приводят к формированию соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций, как того требуют предписания ФГОС.
и «
а
о
^
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
I
ЛИТЕРАТУРА
1. Термин «поколение» применительно к государственным образовательным стандартам относится к ненормативной лексике в том смысле, что он отсутствует в законах, регламентирующих их создание и применение. Сами эти стандарты не требуют «поколенческой» технологии их разработки. По каждому уровню каждого направления (специальности) стандарт разрабатывается и утверждается отдельно. Однако, поскольку законом регламентирован фиксированный срок действия стандартов (сейчас - десять лет), для различения действующих стандартов и готовящихся на их замену новых, в среде разработчиков стандартов появился неформальный термин «поколение», который со временем стал применяться и в документах, выходящих «на систему» из Минобрнауки РФ. Строго говоря, правильнее было бы говорить не о «третьем поколении» государственных образовательных стандартов, а о «первом поколении» ФГОС. 27 июня 2014 года на Совете Министерства образования и науки РФ по ФГОСам уже ставился на рассмотрение вопрос «О концепции ФГОС четвертого поколения».
2. В этой связи отдельные авторы именуют новые ФГОСы - «компетентностно-ориентированными образовательными программами». См. об этом: Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т. Г. Мухина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. С. 5.
3. См., например: пункт 7.3 приказа Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 39 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) "специалист")».
© Каац М. Э.
* * *