ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1.
4. Соловьев И. Н. О некоторых вопросах административно-правового противодействия незаконному игорному бизнесу // Административное право и процесс. 2011. № 5.
5. Конин В. Н. Обеспечение общественной безопасности как направление деятельности Российской полиции // Административное право и процесс. 2013. № 1.
6. Российская газета. 2014. № 293. 24 декабря.
© Юсупов Т. Р.
© Авдеева Е. Ю.
ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
<ч
УДК 378 147[347+349 2] ИГБАЕВА, доцент кафедры гражданско-
правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)
G. R. IGBAEVA, assistant professor of civil and legal disciplines Ufa Law Institute Ministry of Internal
§ Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)
о
0
§ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ЭСТАФЕТА» КАК СОЧЕТАНИЕ
^ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
Ц ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕЙ ЧАСТИ УЧЕБНОЙ
! ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» И ДИСЦИПЛИНЫ
Ц «ТРУДОВОЕ ПРАВО» s
© PEDAGOGICAL TECHNOLOGY «RELAY RACE» AS A COMBINATION OF
! ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS OF EDUCATIONAL-COGNITIVE
1 ACTIVITY IN THE STUDY OF THE GENERAL PART OF THE DISCIPLINE
^ «CIVIL LAW» AND DISCIPLINE «LABOR LAW» a
I
0 Аннотация. Статья содержит описание разработанной автором инновацион-
§ ной педагогической технологии «Эстафета», которая представляет собой сочетание разнообразных активных и интерактивных методов учебно-познавательной деятелъ-
«Ц ности при изучении общей части учебной дисциплины «Гражданское право» и дисцип-
^ лины «Трудовое право» и предназначенной для семинарских занятий.
а s
eq
Ключевые слова: технологии обучения, методика, преподаватель, деятельность, учебный процесс, семинарское занятие, обучаемые, управление, инновационное обучение, мотивация.
Abstract. The Article contains developed by the author innovative pedagogical technology "Relay race ", which is a combination of active and interactive methods in the study of the General part of the discipline "Civil law " and discipline "Labor law " and is intended for seminars.
Keywords: learning technologies, methodology, teacher, activity, educational process, seminar, trainees, management. innovative training, motivation.
Обновленные стратегические цели и приоритеты развития России предъявляют принципиально иные требования к качеству образования. Стремительно меняющиеся условия жизни требуют новых подходов развитию «человеческого капитала». Необходим качественно новый уровень развития образовательного процесса в вузе. Одним из средств достижения данного результата являются инновационные технологии.
Термин «технология образования» является условно молодым и был введен в использование педагогами во второй половине XX века.
К технологиям обучения (педагогическим технологиям) принято относить обучающие организационно-методические комплексы, связывающие в технологическую цепочку конкретные задачи обучения, соответствующие им содержание, средства, деятельность преподавателя, деятельность обучающихся [3].
В рассматриваемом контексте инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие обучение и результаты учебно-воспитательного процесса.
Следует согласиться с учеными, что педагогическая инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, где главной фигурой в учебном процессе становится сам обучаемый, выступающий не как объект, а как субъект обучения [2].
Как отмечают Г. В. Лаврентьев и Н. В. Лаврентьева, «смысл образова-
тельных инновации заключается в их прикладном характере: они призваны формировать инновационную способность мышления выпускника вуза» [2].
Личный опыт преподавания циви-листических дисциплин выявил одну из успешных педагогических технологий, разработанную автором. Условно ее можно назвать «Эстафета». Удобнее ее использовать при изучении общей части учебной дисциплины «Гражданское право», дисциплины «Трудовое право» на семинарских занятиях, в частности, когда объем материала велик и охватывает несколько разных вопросов (групп обязательств, институтов и пединститутов), а количества аудиторных часов для его изучения выделяется мало.
Рассматриваемая технология представляет собой сочетание разнообразных активных и интерактивных методов учебно-познавательной деятельности:
• словесные методы (рассказ, диспут, объяснение и др.);
• практические методы (упражнения, лабораторные опыты, практические задания и др.);
• индуктивные методы (изучение материала от частного к общему);
• дедуктивные методы (изучение материала от общего к частному);
• проблемно-поисковые методы (частично-поисковая или исследовательская деятельность);
• методы самостоятельной работы (самостоятельная работа, выполняемая студентами при непосредственном или
<ч
<ч а а
о о
о «
а
о
^
о «
у
5
s
6
ф
n
ф *
S £
s
i
5J
=q
опосредованном руководстве, по собственной инициативе).
Активность позиций преподавателя и курсанта в процессе данной технологии состоит в том, что каждый из них в той или иной мере выступает в качестве субъекта управления как своей собственной деятельности и поведения, так и деятельности и поведения других участников учебного процесса.
Активизирующий эффект на занятии дают ситуации, в которых обучаемые должны: аргументировать личное мнение; участвовать в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы одно-группникам и преподавателю; рецензировать и комментировать ответы одно-группников и т. п. Все перечисленные приемы и методы позволяют эффективно достигать цели не только занятия, но и реализовывать учебно-воспитательные функции образования.
«Эстафета» предполагает, что основная позиция преподавателя в учеб-^ ном процессе сводится к роли научного ^ руководителя и партнера по учебному ^ исследованию. Она предполагает отно-^ шение к обучаемому как социально зрелой личности и означает необходи-
и
^ мость:
^ • усиления диалогичности обуче-
^ ния;
Ц • разработки системы процедур и
Ц операций поддерживающего обучения; | • создания условий для осознания
^ обучаемого себя социально полезной ^ личностью;
§ • перехода преподавателя на гума-
^ нистическую центрацию; ,.¡1 • такого построения учебного со-
¡^ трудничества с обучаемым, с коллега-| ми, с самим собой, при котором от всех | субъектов учебного процесса требуется ^ поиск новых способов действия и взаимодействия, создания ситуаций для ^ возможного изменения собственных то-Ц чек зрения.
|| Основная позиция обучающегося
сд - активно-деятельностная, субъектная
(самостоятельный поиск, принятие решений, оценочная деятельность).
Проведение занятия в форме «Эстафеты» предполагает предварительную подготовку курсантами в часы самоподготовки в соответствии с запланированными учебными вопросами, подлежащими обсуждению, также можно дать творческое задание по составлению одной схемы по теме.
На занятии традиционно озвучивается цель и объявляется последовательность работы. Учебная группа делится на две подгруппы. В зависимости от степени общего уровня подготовленности назначается эксперт. Роль эксперта заключается в оценке работы каждой группы, комментировании и дополнении ответов. Как правило, на роль эксперта назначается курсант, имеющий хороший уровень усвоения дисциплины. При отсутствии эксперта его функции выполняются преподавателем.
Озвучивается задание составить схему по теме, отражающую ответы на все вопросы семинарского занятия. На выполнение задания отводится не более 10-15 минут. Поставленная задача побуждает прийти к самостоятельному правильному ответу в каждой подгруппе отдельно. Мыслительный поиск превращается в коллективный поиск, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, когда обучаемые ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга [1]. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.
Выполнение задания допускает использование учебной литературы, заготовок из тетрадей для семинарских занятий. По истечении установленного
времени каждая подгруппа сдает схему для анализа эксперту. Эксперт в течение двух-трех минут оценивает полноту, системность изложения материала в схемах и озвучивает свое мнение, обозначая слабые и сильные стороны схем. На обсуждение схем эксперту отводится не более 7 минут.
В зависимости от полноты содержания схем преподаватель предлагает доработать схемы не более чем в течение 5 минут.
Далее все учебные подсобные материалы убираются.
Обучаемые остаются в своих подгруппах и начинается собственно «Эстафета». В режиме эстафеты каждая команда одновременно переносит доработанную схему на учебную доску в аудитории. Задание выполняется каждым обучаемым в течение 20-30 секунд. Время засекается экспертом.
Когда будет закончен полный круг, от каждой команды вызывается по представителю, чтобы раскрыть и озвучить написанный материал. Представитель одной команды начинает, представитель другой должен дополнить, задать уточняющие вопросы. Допускаются вопросы из «зала», от других курсантов. Временные ограничения позволяют опросить подобным образом не более четырех курсантов из каждой группы.
Эксперту предоставляется преимущественное право задавать вопросы и дополнять ответы курсантов, а также право критичной оценки полноты и содержания ответов. Данное задание занимает большую часть учебного времени, отведенного на занятие.
Опыт показал, что преподавателю лучше самому определять опрашиваемых, поскольку в этом задании стремятся ответить наиболее активные обучаемые, имеющие высокий средний балл успеваемости.
Преподавателю необходимо на протяжении всей работы направлять мыслительный процесс обучаемых и не позволять отвлекаться на посторонние
темы. Роль преподавателя заключается также в руководстве работой и отслеживании последовательности рассмотрения всех запланированных на семинарское занятие вопросов, корректирование хода дискуссии между командами.
За семь минут до окончания занятия преподавателю рекомендуется подвести итог и выставить оценки с обоснованием каждой из них.
Эффективность предложенной технологии во многом зависит от профессионально-педагогических умений преподавателя создавать соответствующий эмоциональный и мотивацион-ный тонус процесса обучения на занятии. Заинтересованное отношение преподавателя в условиях нарастающего прагматизма, снижения мотивации учения и чрезмерной информатизации играет ключевую роль. Эмоциональному потенциалу преподавателя отводится решающее значение в успешности применения инновационных технологий в преподавании и воспитании увлеченной, ответственной, способной к сопереживанию и творчеству личности.
Инновационный тип обучения -это прежде всего открытость, проницаемость для иного, отличного от собственного мнения. Речь идет о готовности и умении отнестись к своей позиции не как к единственно возможной и единственно истинной. Умение координировать свою точку зрения с другими и не рассматривать ее как единственно существующую - есть основа диалога в общении преподаватель-курсант. Преподаватели должны удостовериться не только в монолите готового и бесспорного знания обучающихся, но и приобщиться к конструктивному общению, иметь установку на признание рационального момента в иной позиции.
Внедрение рассмотренной технологии позволило не только повысить качество преподавания, но и сформировать культуру интеллектуального труда обучаемых и их самостоятельность,
<ч
<ч а а
и и
и «
а
о
^
о «
и ^
у
г
г &
ф
N *
и ^
г
8*
г
к §
и ^
усиливать активность, изменить ценностные ориентации и мотивационные ус-
тановки как у них, так и у преподавателей.
* * * ЛИТЕРАТУРА
1. Игбаева Г. Р. Отдельные интерактивные методы проведения групповых занятий по дисциплине «Трудовое право» // Сборник по итогам учебно-методических сборов профессорско-преподавательского состава. Уфа: УЮИ МВД РФ. 2010. № 27. С. 82-84.
2. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул, 2002. URL: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/index.html.
3. Столяренко А. М. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов. М.: Юнити-Дана, 2006. 527 с.
© Игбаева Г. Р.
«
«
и
УДК 378.147:343.13 М. Э. КААЦ, доцент кафедры уголовного процес-
са Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
М. E. KAATS, senior lecturer of Chair of Criminal Procedure Ufa Law Institute of the Interior of Russia, candidate of Juridical Sciences (Ufa)
<N <N
a
§ АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ
| ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС»
^
§ ACTIVE AND INTERACTIVE ELEMENTS OF PRACTICAL TRAINING IN THE
I DISCIPLINE OF CRIMINAL PROCEDURE
&
I Аннотация. В статье дается краткая характеристика накопленного на ка-
S «
а ©
® циплине «Уголовный процесс».
jy
^а активные и интерактивные формы проведения занятий, преподавание дисциплины а
t
о
федре уголовного процесса УЮИ МВД России педагогического опыта методики проведения практических занятий в активных и интерактивных формах по базовой дис-ж «Уголовный процесс».
Ключевые слова и словосочетания: практические занятия, уголовный процесс, ные и интераю «Уголовный процесс».
§ Abstract. The article gives a brief description of lessons at the Department of criminal
^ process of Uli Ministry of interior Ministry of teaching experience methods ofpractical train-,j| ing in active and interactive forms on the base of the discipline of criminal procedure. ^ Keywords and phrases: exercise, the criminal process of active and interactive forms
a of training, teaching «criminal proceedings».