Научная статья на тему 'Методика проведения практического занятия в интерактивной форме "Фестиваль" по дисциплине "Гражданское право"'

Методика проведения практического занятия в интерактивной форме "Фестиваль" по дисциплине "Гражданское право" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО" / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЕКЦИЯ-ФЕСТИВАЛЬ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ "ФЕСТИВАЛЬ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надтачаев П.В.

В статье раскрывается методика проведения практического занятия по учебной дисциплине «Гражданское право» в интерактивной форме «Фестиваль».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Надтачаев П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проведения практического занятия в интерактивной форме "Фестиваль" по дисциплине "Гражданское право"»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бельский К. С., Зайцева Л. А. Педагогический процесс в юридическом вузе / Цикл материалов по вузовской педагогике. Часть 1 // Юридическое образование и наука. 2009. № 1. С. 4.

2. Бельский К. С., Зайцева Л. А. Указ. соч. С. 7.

© Нырков В. Г.

УДК 1

П. В. НАДТАЧАЕВ, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (Уфа)

P. V. NADTACHAEV, associate Professor of chair of civil law disciplines of the Ufa law Institute of the Russian interior Ministry, the candidate of jurisprudence (Ufa)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ «ФЕСТИВАЛЬ» ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»

METHOD OF CONDUCTING PRACTICAL CLASSES IN THE FORM OF AN INTERACTIVE "FESTIVAL" IN THE DISCIPLINE "CIVIL LAW"

Аннотация. В статье раскрывается методика проведения практического занятия по учебной дисциплине «Гражданское право» в интерактивной форме «Фестиваль».

Ключевые слова: методика преподавания, преподавание учебной дисциплины «Гражданское право», Интерактивное обучение, лекция-фестиваль, практическое занятие «Фестиваль».

Annotation. In the article the technique of carrying out the practical lessons on discipline "Civil Law " in an interactive way "festival."

Key words: teaching methods, teaching discipline "Civil Law ", Interactive Learning, Lecture Festival, workshops "Festival".

За последние годы в гражданском праве произошли масштабные качественные изменения, требующие новых подходов к его преподаванию. В частности, произошло многократное увеличение объема гражданско-правового материала, который должны изучить курсанты. Гражданское право - одна из самых больших по объему отраслей права по количеству дей-

ствующих нормативно-правовых актов, понятий. Все это усложняет процесс усвоения теоретического материала и выработку практического применения правовых норм при помощи традиционных форм обучения. Теоретические и практические аспекты методики преподавания учебной дисциплины «Гражданское право» пред-

<ч а а

о о

ч

о s а

о

^

о «

У

а -с

а £

о

^

о «

?

а

£ «

а s

S

ставляют актуальную тему, требующую постоянного совершенствования.

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки курсантов в современном ведомственном вузе. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. И это не просто декларативное заявление, это требование, закрепленное федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), в соответствии с которыми, реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью обучающихся и содержанием конкретных дисциплин и определяется конкретным ФГОС.

Интерактивное обучение - это ^ специальная форма организации по-«-1 знавательной деятельности. Она под-^ разумевает вполне конкретные и про-« гнозируемые цели. Одна из таких це-& лей состоит в создании комфортных ^ условий обучения, при которых кур-с^ сант, студент или слушатель чувствует ^ свою успешность, свою интеллекту-§ альную состоятельность, что делает § продуктивным сам процесс обучения. § В процессе обучения необходи-

« мо обращать внимание в первую оче-® редь на те методы, при которых кур-§ санты идентифицируют себя с учеб-^ ным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к ак-^ тивным действиям, переживают состо-ф яние успеха и соответственно мотиви-§ руют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения. ^ Представляется, что приведен-

ие ный во ФГОС ВПО перечень активных § и интерактивных форм проведения за-сц нятий не является исчерпывающим.

Скорее наоборот, педагогическая практика постоянно пополняется новыми формами проведения занятий, так как основной целью обучения, реализуемого в рамках стандартов нового поколения, является подготовка специалиста, способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к профессионально служебной деятельности и продолжению своего профессионального образования, способного к самообразованию и самосовершенствованию.

В этой связи роль практических занятий в процессе преподавания «Гражданского права» многократно возрастает. В ходе проведения практических занятий ярко проявляется двусторонняя коммуникация между преподавателем и обучаемым, которая позволяет более эффективно усвоить учебный материал. Практическое занятие может быть проведено как в традиционной, так и в интерактивной (т. е. в режиме диалогового обучения, взаимодействия преподавателя и обучающегося) форме. При проведении практического занятия методом интерактивного обучения все обучаемые должны быть вовлечены в процесс познания. При этом каждый вносит свой вклад, происходит обмен знаниями [1].

Впервые проведением занятий в форме «Фестиваль» мы столкнулись в ходе работы над кафедральной научной темой исследования «Применение инновационных технологий в преподавании учебной дисциплины «Гражданское право». Коллеги с юридического факультета Южно-Уральского государственного университета

(ЮУрГУ) предложили и успешно апробировали данную методику (Фестиваль) [2] при проведении лекций и внеаудиторных мероприятий.

Лекция-фестиваль. По их мнению, можно проводить в качестве заключительной лекции. Данный вид лекций проводится как театральный

фестиваль и кинофестиваль «Цивили-ада».

Театральный фестиваль. Интересные миниатюры, сказки, легенды, содержащие в себе обзор норм гражданского права.

Кинофестиваль. Курсанты могут подготовить аудиовизуальный контент, который подразумевает различные варианты реализации творческого замысла по тем или иным вопросам гражданского права.

К сожалению, при поточной лекционной системе весьма затруднительно провести результативное общение одновременно с большим количеством курсантов, поэтому для лекции с позиции консервативных традиций и с учетом специфики службы и обучения в образовательных учреждениях министерства внутренних дел близки авторитарные педагогические методы, и задачи андрагогики (гр. андрос - взрослый человек, мужчина; агогейн - вести) - раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики А. Капом) должны быть связаны преимущественно с воспитанием и мотивацией к учебе. А демократические личностно-ориентированные технологии свою реализацию получают при работе в малых группах. Поэтому далеко не все виды интерактивных занятий могут быть эффективно использованы при проведении занятий по учебной дисциплине «Гражданское право» в Уфимском юридическом институте МВД России. Исходя из объема изучаемой дисциплины, количества часов отводимых на каждый вид занятий было признано целесообразным про-

ведение практического занятия в форме фестиваля.

Заглядывая вперед, можно предположить перспективы применения данной формы в рамках других занятий, как в целом, так и по элементам.

К примеру, применение сочетания различных приемов в рамках традиционных занятий (элементы фестиваля на семинарских занятиях, при проведении деловых игр, проведение олимпиад).

Практическое занятие в форме фестиваля - это интерактивная форма обучения, в рамках которой курсанты готовят и исполняют различные миниатюры, сказки, легенды, содержащие в себе обзор норм гражданского права, с их последующим юридическим анализом. Поэтому целесообразно проведение занятия в указанной форме при наличии достаточного лимита времени или на итоговых занятиях (по какому-либо разделу или курсу).

Специфика данной формы обучения заключается в том, что курсанты учатся не только демонстрировать свои знания в традиционных формах, но и подходить к процессу творчески.

При этом помимо основных учебных целей по закреплению знаний о различных видах гражданских правоотношений, их содержании и защите, данная форма занятия преследует цель формирования у курсантов самых разнообразных качеств, необходимых в профессиональной деятельности, таких как знание большого количества нормативно-правовых актов, нестандартность мышления, критический анализ ситуаций и т. п.

Данная форма занятия состоит из нескольких этапов:

1) подготовительный;

2) основной (проведение фестиваля);

3) заключительный (подведение итогов работы курсантов).

<ч а а

и

и ^

э"

и «

а

о

^

о «

и

¥ а -с а

£

о

^

0 «

и ?

а «

а «

1

<4

а а

и и

ч

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и ?

а £

а «

О проведении фестиваля объявляется заранее. Данное практическое занятие не может быть начато и проведено без соответствующей теоретической подготовки, и без творческих самостоятельных действий участников: без проработки теоретического материала, без разработки сценария, распределения ролей, поиска и создания необходимого реквизита, без качественной подготовки к занятию. Вся эта подготовительная работа проделы-вается самими курсантами под руководством преподавателя в часы самостоятельной подготовки. Подбор сценария осуществляется в рамках той темы, по которой предполагается проведение занятия, с учетом пройденного курсантами материала, поэтому, готовясь к занятию курсантам необходимо изучить, а при необходимости повторить нормы материального права.

Курсанты, по своему желанию, разделяются на коллективы, каждый из которых создает свой сценарий, где участникам отводятся определенные роли. Обязательным условием является выбор роли по желанию, так как процесс творческий не терпит внешнего принуждения. Для проведения достаточно 2-3 коллективов по 4-5 человек в каждом. На занятии одновременно участвует вся группа, где каждому отводится своя определенная роль. Не задействованные в постановке и иные свободные курсанты играют роль экспертов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй этап - основной. Во время проведения, которого преподавателю отводится роль ведущего и главного арбитра, в его задачу входит общее руководство, а также непосредственное участие. Порядок выступления, регламент и другие моменты прорабатываются в ходе подготовки к занятию и объявляются преподавателем в ходе вступительной части к занятию.

Взвод, разделенный на коллективы, представляет вниманию курсан-

тов «зрителей» свои произведения. В перерывах между выступлениями, пока готовится следующий коллектив, преподаватель проводит опрос среди курсантов, задавая вопросы, как по юридическому анализу прошедшего выступления, так и по его критическому рецензированию с точки зрения действующего законодательства. Тем самым в ходе проведения занятий обеспечивается охват всех курсантов без исключения.

Для стимулирования заинтересованности в достижении положительного результата и стремления к освоению знаний между коллективами необходимо ввести соревновательный момент, по различным критериям: лучший сценарий, лучшие знания норм гражданского права и т. п.

При необходимости аудитория может переоборудоваться под зрительный зал. В ходе занятия целесообразно проводить фото- и видеосъемку.

Заканчивается занятие подведением общих итогов, обсуждается работа каждого коллектива и курсанта, отмечаются как положительные моменты, так и недостатки, объявляются лучшие в номинациях, обосновываются и выставляются оценки.

Проведение практического занятия в интерактивной форме «Фестиваль» возможно в нескольких вариациях: театральный фестиваль, фотофестиваль или кинофестиваль (или точнее видеофестиваль).

В рамках театрального фестиваля курсанты готовят и представляют на занятии миниатюрные спектакли с информацией о гражданско-правовых отношениях с последующим соревнованием между коллективами на их лучшую экспертизу.

В рамках фотофестиваля или видеофестиваля курсанты готовят графическую информацию соответствующего вида (визуальную или аудиовизуальную), содержащую в себе вопросы о различных гражданско-

правовых институтах, с последующим соревнованием между коллективами по их правовому анализу.

Включение элементов фестиваля возможно и при проведении других форм занятий (семинаров, деловых игр и т. п.). Также возможно проведение в интерактивной форме «Фестиваль» различных внеаудиторных занятий, к примеру, олимпиад, т. к. это достаточно гибкий инструмент.

В завершении статьи необходимо упомянуть об одной значимой функции проведения занятий в интерактивной форме «Фестиваль» - стимулирующей, так как подобные занятия оставляют у них яркие впечатления,

что способствует глубокому запоминанию и стойкому овладению умениями и навыками.

Таким образом, следует вывод, что практическое занятие в форме «Фестиваль», а также иные интерактивные методы обучения, применяемые в совокупности, способствуют развитию творческого, креативного мышления у курсантов, формированию у них навыков анализа и критического мышления, а также соединению теории и практики, что в конечном итоге позволит добиться более качественной профессиональной подготовки будущих юристов.

* * *

ЛИТЕРАТУРА

1. Надтачаев П. В., Хисматуллин О. Ю. Применение инновационных технологий при проведении лекционных занятий по учебной дисциплине «Гражданское право» // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы : материалы Международной научно-методической конференции (4-5 апреля 2014 г.) / отв. ред. Ф. Н. Зиатдинова. Уфа: Башкирский ГАУ, 2014. С. 214-221.

2. Лоренц Д. В. Инновационная андрагогика на примере дисциплины «Гражданское право»: учебно-методическое пособие. М.: ИНФРА-М, 2013.

© Надтачаев П. В.

<ч а а

и

и ^

и «

а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

о «

и ?

а £

а «

и

ас

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.