Научная статья на тему 'Вопросы совершенствования частной методики преподавания тактико-специальной подготовки в образовательных организациях МВД России'

Вопросы совершенствования частной методики преподавания тактико-специальной подготовки в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нырков В.Г.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса по тактико-специальной подготовке в образовательных оранизациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нырков В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы совершенствования частной методики преподавания тактико-специальной подготовки в образовательных организациях МВД России»

4. Колесников П. М., Юдкин А. В. Юридическое образование. История и современное состояние // Журнал государство и право. 2010. № 8. С. 167.

5. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468: приказ МВД России от 28 декабря 2009 г. № 1008 // Доступ из СПС «Консультант плюс» (версия от 25 апреля 2010 г.)

6. Люди и спецслужбы. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2014. С. 448.

7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование М.: Просвещение, 1968. С. 464.

8. Петров М. И. Основы государства и права: учебное пособие для вузов. М.: Издательство «Экзамен», 2005. С. 343.

9. Конфуций / сост. В. В. Юрчук.: 5 изд. Мн.: Современное слово, 2006. С. 23-24.

© Юнусов С. А. © Жеребцова Е. Н.

УДК 355

В. Г. НЫРКОВ, старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

V. G. NYRKOV, senior lecturer fire and tactical training Ufa law Institute of interior of Russia (Ufa)

Щ

<N

a a

о о

ч s"

u s a

о

^

о «

u

¥ a -с

a £

о

^

о «

u ?

a

£ «

a s

u SQ

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧАСТНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

THE ISSUES OF IMPROVING PRIVATE METHODS OF TEACHING SPECIAL TACTICAL TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF

RUSSIA

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса по тактико-специальной подготовке в образовательных оранизациях МВД России.

Ключевые слова и словосочетания: частная методика преподавания, тактико-специальная подготовка, образовательные организации МВД России.

Abstract. The article considers the issues of improving the educational process by tactical-special training in educational institutions of the MIA of Russia.

Keywords and phrases: private teaching methodology, tactical and special training, educational organizations, the Ministry of internal Affairs of Russia.

Совершенствование учебного процесса по тактико-специальной подготовке (ТСП) в образовательных организациях МВД России предполагает решение, прежде всего трех взаимосвязанных проблем:

- совершенствование содержания обучения;

- совершенствование методического обеспечения обучения;

- формирование высоких нравственных и гуманистических качеств у обучаемых.

Актуальность первой проблемы определяется быстро меняющимися реалиями окружающего мира, динамикой российского законодательства, из-

менениями в содержании, формах и методах деятельности органов внутренних дел. Решается она, в первую очередь, путем разработки новой учебной литературы, обновления фондовых материалов, имеющихся на кафедре.

Вместе с тем, воплощение содержания обучения в прочные знания, умения и навыки, качества, необходимые выпускникам образовательных организаций МВД России для успешной профессиональной деятельности, в значительной степени зависит от уровня методического обеспечения учебного процесса и, прежде всего, от методического мастерства преподавателя.

Решение второй проблемы возможно при системном подходе, чему способствует разработка частной методики преподавания ТСП, создание учебно-методических комплексов

(УМК) и современной учебно-материальной базы ТСП.

Это качественно иной уровень обобщения и распространения опыта работы кафедры и отдельных преподавателей образовательных организаций МВД России, который характеризуется научностью, комплексностью и системностью.

Разрабатывая частную методику преподавания ТСП необходимо ответить на основные практические вопросы:

1) какие цели (намечаемые результаты, профессиональные характеристики и компетенции) нужно и можно ставить перед обучением;

2) чему учить (какими должны быть отбор учебного материала и структура курса);

3) как преподавателю обучать, обеспечивая оптимальные результаты в обучении, воспитании и развитии курсантов (слушателей);

4) каким образом учитывать категории обучаемых (кого обучать), результаты обучения и использовать полученные сведения для его совершенствования?

Обучение в вузе, особенно в специализированном юридическом вузе МВД, решает задачу дополнительную, а в определенном смысле и основную, именно - задачу нравственного воспитания курсантов, будущих офицеров полиции с высшим юридическим образованием. Оно выступает в роли "воспитывающего обучения".

Справедливо отмечают ряд авторов, что «моральная особенность проявляется в том, что в юридическом вузе в отличие от других вузов (например, технических) педагогический процесс имеет ярко выраженные нравственные акценты. В юридическом вузе проблема нравственного воспитания особенно актуальна, так как лица, получившие диплом юриста, будут решать судьбы десятков, сотен и тысяч граждан, работая судьями, прокурорами и т. д. Нравственное воспитание в юридическом вузе осуществляется как самим обучением, так и поведением преподавателей. Если в основе вузовского обучения лежит отношение двух ^ субъектов - преподавателя и студента, то это обучение должно быть строго воспитывающим, способствующим s превращению человека разумного так- ^ же и в человека справедливого, непри- Оц язненно относящегося к сомнительным ¡^ связям и чуждого коррупции [1]». Дан- ^ ную точку зрения в полной мере можно | отнести и к содержанию педагогиче- Ц ского процесса в вузе МВД России. |

Если обучение в собственном « смысле слова определяется как целена- © правленный процесс передачи и усвое- § ния определенного комплекса знаний, | необходимых курсанту (слушателю) для будущей профессиональной дея- Л тельности, то воспитание определяется 0 как целенаправленный процесс приоб- § ретения им моральных качеств и ¡s свойств, реализуемых в его поведении и в его отношении к обществу. ^

Решение проблемы формирова- Ц ния высоких нравственных и гумани- § стических качеств у обучаемых реали- oq

зуется через воспитательный потенциал тактико-специальной подготовки, который основывается на следующих ее принципах:

- соблюдение законности в деятельности ОВД, в т. ч. при чрезвычайных обстоятельствах (ЧО);

- приоритет обеспечения безопасности граждан и общества от противоправных посягательств;

- гуманное отношение к правонарушителю.

Основными воспитательными задачами ТСП является формирование у курсантов (слушателей) необходимых интеллектуальных, психологических и профессионально-нравственных качеств личности: уверенность в законности и правоте своих действий, гуманность, самодисциплина, память, внимание, самообладание, добросовестность, настойчивость и т. д. ^ В процессе обучения профес-

сорско-преподавательский состав

2 должен обеспечить формирование оса новополагающих мировоззренческих ^ ценностей и профессионально-Оц нравственных ориентиров курсантов ¡^ (слушателей) учитывая специфику ^ дисциплины.

| Как личность, преподаватель

Ц* воспитывает курсантов (слушателей)

| прежде всего своими знаниями и отно-

8

« шением к окружающим, прежде всего к © самим курсантам (слушателям). Боль-§ шое значение имеет научная и нравна ственная позиция преподавателя при рассмотрении юридических положе-Л ний, его отношение к событиям жизни | (например, при анализе фактов совер-| шения террористических актов), науч-^ ное и коммуникативное мастерство излагать материал понятно и интересно. ^ Кто хорошо преподает, тот успешно Щ обучает и воспитывает. Но преподава-§ тель воспитывает курсантов (слушате-

03 лей) не только знаниями и мастер-

ством. Он не может относиться безразлично к своему внешнему виду, манерам, речи и высоким нравственным ориентирам если избрал профессию педагога. При этом надо иметь ввиду, что воспитательная сила личности преподавателя в образовательном процессе действует не сразу, а постепенно [2].

Для определения содержания частной методики преподавания ТСП необходимо указать границы таких понятий как «методика преподавания», «частная методика преподавания», «индивидуальная методика преподавания».

Каждый преподаватель в процессе взаимодействия с обучающимися на занятиях использует разнообразные методические приемы, совокупность которых образует метод обучения. В свою очередь дидактически грамотное объединение методов в единую совокупность и их реализация в различных формах обучения, образуют методику обучения. Для каждой конкретной дисциплины это будет частная методика преподавания учебной дисциплины.

Так, частная методика преподавания тактико-специальной подготовки - это совокупность приемов, способов, форм и средств обучения и воспитания курсантов (слушателей), слаживания групп оперативно-служебного применения, служебных нарядов, подразделений и органов управления ОВД для действий по выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах.

В рамках частной методики преподавания учебной дисциплины педагогическим коллективом кафедры, предметно-методической секцией и наиболее опытными преподавателями может формироваться индивидуальная методика преподавания, содержание которой будет отражать особенности методики преподавания ТСП данными субъектами образовательного процесса.

•к •к •к

ЛИТЕРАТУРА

1. Бельский К. С., Зайцева Л. А. Педагогический процесс в юридическом вузе / Цикл материалов по вузовской педагогике. Часть 1 // Юридическое образование и наука. 2009. № 1. С. 4.

2. Бельский К. С., Зайцева Л. А. Указ. соч. С. 7.

© Нырков В. Г.

УДК 1

П. В. НАДТАЧАЕВ, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (Уфа)

P. V. NADTACHAEV, associate Professor of chair of civil law disciplines of the Ufa law Institute of the Russian interior Ministry, the candidate of jurisprudence (Ufa)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ «ФЕСТИВАЛЬ» ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»

METHOD OF CONDUCTING PRACTICAL CLASSES IN THE FORM OF AN INTERACTIVE "FESTIVAL" IN THE DISCIPLINE "CIVIL LAW"

Аннотация. В статье раскрывается методика проведения практического занятия по учебной дисциплине «Гражданское право» в интерактивной форме «Фестиваль».

Ключевые слова: методика преподавания, преподавание учебной дисциплины «Гражданское право», Интерактивное обучение, лекция-фестиваль, практическое занятие «Фестиваль».

Annotation. In the article the technique of carrying out the practical lessons on discipline "Civil Law " in an interactive way "festival."

Key words: teaching methods, teaching discipline "Civil Law ", Interactive Learning, Lecture Festival, workshops "Festival".

За последние годы в гражданском праве произошли масштабные качественные изменения, требующие новых подходов к его преподаванию. В частности, произошло многократное увеличение объема гражданско-правового материала, который должны изучить курсанты. Гражданское право - одна из самых больших по объему отраслей права по количеству дей-

ствующих нормативно-правовых актов, понятий. Все это усложняет процесс усвоения теоретического материала и выработку практического применения правовых норм при помощи традиционных форм обучения. Теоретические и практические аспекты методики преподавания учебной дисциплины «Гражданское право» пред-

<ч а а

о о

ч

о s а

о

^

о «

У

а -с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а £

о

^

о «

?

а

£ «

а s

S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.