Научная статья на тему 'Применение инновационных технологий в преподавании семинарских занятий'

Применение инновационных технологий в преподавании семинарских занятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игбаева Г. Р.

В статье раскрываются значение инновационных технологий, их содержание и приводится пример одной из технологий проведения семинарского занятия «Эстафета».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игбаева Г. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных технологий в преподавании семинарских занятий»

УДК 378.1

Г. Р. ИГБАЕВА, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Аннотация. В статье раскрываются значение инновационных технологий, их содержание и приводится пример одной из технологий проведения семинарского занятия «Эстафета».

Ключевые слова и словосочетания: образовательный процесс, инновационные технологии, обучение.

Щ

<ч а а

и и

ч

и «

а

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1 £

а «

Обновленные стратегические цели и приоритеты развития России предъявляют принципиально иные требования к качеству образования. Стремительно меняющиеся условия жизни требуют новых подходов в развитии «человеческого капитала». Необходим качественно новый уровень развития образовательного процесса в вузе. Одним из средств достижения данного результата являются инновационные технологии.

Термин «технология образования» является условно молодым и был введен в использование педагогами во второй половине ХХ века.

К технологиям обучения (педагогическим технологиям) принято относить обучающие организационно-методические комплексы, связывающие в технологическую цепочку конкретные задачи обучения, соответствующие им содержание, средства, деятельность преподавателя, деятельность обучающихся [1].

В рассматриваемом контексте инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.

Следует согласиться с учеными, что педагогическая инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, где глав-

ной фигурой в учебном процессе становится сам обучаемый, выступающий не как объект, а как субъект обучения [2].

Как отмечают Г. В. Лаврентьев и Н. В. Лаврентьева, «смысл образовательных инноваций заключается в их прикладном характере: они призваны формировать инновационную способность мышления выпускника вуза» [2].

Применение инновационных технологий требует активности как от преподавателя, так и от обучающихся.

Основная позиция преподавателя в учебном процессе - научный руководитель и партнер по учебному исследованию. Она предполагает отношение к обучаемому как к социально зрелой личности и означает необходимость:

• усиления диалогичности обучения;

• разработки системы процедур и операций поддерживающего обучения;

• создания условий для осознания себя обучаемым социально полезной личностью;

• перехода преподавателя на гуманистическую центрацию;

• такого построения учебного сотрудничества с обучаемым, с коллегами, с самим собой, при котором от всех субъектов учебного процесса требуется поиск новых способов действия и взаимодействия, создания ситуа-

ций для возможного изменения собственных точек зрения.

Инновационные технологии преподавания ориентированы на стимулирование познавательной активности обучаемых, которая характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Поэтому основная позиция обучающегося - активно-деятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений, оценочная деятельность).

В рамках рассматриваемой технологии эффективным становится сочетание разнообразных активных и интерактивных методов учебно-познавательной деятельности:

• словесные методы (рассказ, диспут, объяснение и др.);

• практические методы (упражнения, лабораторные опыты, практические задания и др.);

• индуктивные методы (изучение материала от частного к общему);

• дедуктивные методы (изучение материала от общего к частному);

• проблемно-поисковые методы (частично-поисковая или исследовательская деятельность);

• методы самостоятельной работы (самостоятельная работа, выполняемая студентами при непосредственном или опосредованном руководстве, по собственной инициативе).

Активность позиций преподавателя и студента в процессе инновационного обучения состоит в том, что каждый из них в той или иной мере выступает в качестве субъекта управления как своей собственной деятельности и поведения, так и деятельности и поведения других участников учебного процесса.

Активизирующий эффект на занятии дают ситуации, в которых обучаемые должны: аргументировать личное мнение; участвовать в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы одно-

группникам и преподавателю; рецензировать и комментировать ответы одно-группников и т. п. Все перечисленные приемы и методы позволяют эффективно достигать цели не только занятия, также реализовывать учебно-воспитательные функции образования.

Личный опыт преподавания юридических дисциплин выявил одну из успешных частнопредметных педагогических технологий. Условно ее можно назвать «Эстафета». Удобнее ее использовать при изучении особенной части учебной дисциплины «Гражданское право» на семинарских занятиях, в частности, когда объем материала велик и охватывает несколько видов договоров, а количество аудиторных часов на его изучения не достаточен.

Предварительно дается задание в часы самоподготовки в соответствии с запланированными учебными вопросами, подлежащими обсуждению. На занятии традиционно озвучивается цель и объявляется последовательность работы. Учебная группа делится на две подгруппы. В зависимости от степени общего уровня подготовленности назначается эксперт. Роль эксперта заключается в оценке работы каждой группы, комментировании и дополнении ответов. При отсутствии эксперта его функции выполняются преподавателем. Всем дается задание составить схему по теме, отражающей ответы на все вопросы семинарского занятия. Поставленная задача побуждает прийти к самостоятельному правильному ответу в каждой подгруппе отдельно.

Мыслительный поиск превращается в коллективный поиск, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, когда обучаемые ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга [3]. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, ос-

<ч а а

и и

ч

и «

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

нованное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

На это задание отводится не более 15 минут. Допускается использование учебной литературы, заготовок из тетрадей для семинарских занятий. По истечении установленного времени готовые схемы отдаются для анализа эксперту. Эксперт в течение двух-трех минут оценивает полноту, системность изложения материала в схемах и озвучивает свое мнение, обозначая слабые и сильные стороны схем. Далее все подсобные материалы убираются. Обучаемые остаются в своих подгруппах и начинается собственно «Эстафета».

В режиме эстафеты каждая команда одновременно переносит схему на учебную доску в аудитории. Задание выполняется ^ каждым обучаемым в течение 30 секунд. ^ Время засекается экспертом. Когда будет

2 закончен полный круг, от каждой команды а вызывается по представителю, чтобы рас-^ крыть и озвучить написанный материал. Оц Эксперту предоставляется возможность до-¡^ полнения и критичной оценки полноты и ¡э содержания ответов. Ввиду временных ог-| раничений занятия рекомендуется пригла-Ц шать не более четырех отвечающих к доске. Ц Опыт показал, что преподавателю ■е лучше самому определять опрашиваемых, ^ поскольку в этом задании стремятся отве-§ тить наиболее активные обучаемые, имею-| щий высокий средний балл успеваемости.

Необходимо на протяжении всей работы Л направлять мыслительный процесс обучае-| мых и не позволять отвлекаться на посто-| ронние темы. Роль преподавателя заключа-^ ется также в руководстве работой и отслеживании последовательности рассмотрения ^ всех запланированных на семинарское заня-¡8 тие вопросов.

§ За семь минут до окончания занятия

03 преподавателю рекомендуется подвести

итог и выставить оценки с обоснованием каждой из них.

Эффективность предложенной технологии во многом зависит от профессионально-педагогических умений преподавателя создавать соответствующий эмоциональный тонус процесса обучения на занятии. Заинтересованное отношение преподавателя в условиях нарастающего прагматизма, снижения мотивации учения и чрезмерной информатизации играет ключевую роль. Эмоциональному потенциалу преподавателя отводится решающее значение в успешности применении инновационных технологий в преподавании и воспитании увлеченной, ответственной, способной к сопереживанию и творчеству личности. Инновационность как характеристика педагогического процесса относится не только к изменению психологического облика педагога и обучаемого, но также характеризует дидактическое построение процесса и способов его организации.

Инновационный тип обучения -это прежде всего открытость, проницаемость для иного, отличного от собственного мнения. Речь идет о готовности и умении отнестись к своей позиции не как к единственно возможной и единственно истинной. Умение координировать свою точку зрения с другими и не рассматривать ее как единственно существующую есть основа диалогизма общения. Преподаватели должны усвоить не некий монолит готового и бесспорного знания, а приобщаться к конструктивному общению, иметь установку на признание рационального момента в иной позиции.

Внедрение рассмотренной технологии позволит не только повысить качество преподавания, но и сформировать культуру интеллектуального труда обучаемых и их самостоятельность; усилить активность; изменить ценностные ориентации и мотивационные установки как у них, так и преподавателей.

Ä А Ä

ЛИТЕРАТУРА

1. Столяренко А. М. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов. М. : Юнити-Дана, 2006. 527 с.

2. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул, 2002. URL: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/index.html.

3. Игбаева Г. Р. Отдельные интерактивные методы проведения групповых занятий по дисциплине «Трудовое право» // Сборник по итогам учебно-методических сборов профессорско-преподавательского состава УЮИ МВД России. 2010. № 27. С. 82-84.

© Игбаева Г. Р.

УДК 796

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Г. И. СТЕПАНОВ, доцент кафедры физической подготовки Уфимского юридического института МВД России, кандидат педагогических наук, доцент

ДВИЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема движения как необходимого условия здорового образа жизни человека, приводятся цитаты древних философов об актуальности проблемы здоровья в Древней Греции и Древнем Риме, анализируются вопросы необходимости физической культуры и спорта для сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова и словосочетания: движение, мышцы, здоровый образ жизни, физическая культура, спорт, сотрудник органов внутренних дел.

Движение - это универсальный закон мироздания: движутся планеты, солнечные системы, движение идет в растительном и животном мире, все вокруг нас движется от атомов и клетки до космических миров.

Движение является необходимым условием и жизни человека. Древние римляне говорили: «Движение есть жизнь, нет движения - нет жизни». Человек тысячелетиями всю свою жизнедеятельность осуществлял с помощью движения или мышц. Мышцы постоянно работали. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение и жизнедеятельность других органов, систем орга-

Щ

<ч а а и и

ч

низма, поэтому мышцы очень чутко реагируют на снижение двигательной активности человека. Это хорошо понимали в Древней Индии, Китае и других странах - уже тогда в жизни и воспитании людей использовали гимнастику, дыхательные упражнения, массаж. За последние полтора столетия доля мышечной деятельности человека благодаря научно-техническому прогрессу снизилась до ничтожно малого уровня. Человек превратился в «деятельного бездельника». Жилищная благоустроенность, развитые сети коммуникаций и многие другие достижения цивилизации привели в конечном итоге к такому низкому уровню двигательной активности

«

а

0 «

и

¥ а -с а

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

^

0 «

1

£

а «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.