Научная статья на тему 'Организационные основы проведения лекционного занятия с учетом естественной динамики восприятия информации обучающимися образовательных организаций МВД России'

Организационные основы проведения лекционного занятия с учетом естественной динамики восприятия информации обучающимися образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игбаева Г. Р., Шакирова З. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные основы проведения лекционного занятия с учетом естественной динамики восприятия информации обучающимися образовательных организаций МВД России»

УДК 378

Г. Р. ИГБАЕВА, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)

G. R. IGBAEVA, assistant professor of civil disciplines department Ufa Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, candidate of law, docent (Ufa)

З. Р. ШАКИРОВА, старший преподаватель кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

Z. R. SHAKIROVA, senior lecturer of the department of history and theory of state and law Ufa Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, candidate of law (Ufa)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ^ С УЧЕТОМ ЕСТЕСТВЕННОЙ ДИНАМИКИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ^ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

к

§ ORGANIZATIONAL BASIS OF THE LECTURES IN ACCORDANCE WITH THE § DYNAMICS OF INFORMATION PERCEPTION BY STUDENTS

у OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

£

ej Аннотация. Статья содержит описание организационных основ проведения

^ лекционного занятия с учетом естественной динамики восприятия информации обу-

§ чающимися образовательных организаций МВД России.

S Ключевые слова: лекция, занятие, преподаватель, обучающийся, учебный ма-

g териал, лектор, педагогический менеджмент, обучение, образование.

as а

Annotation. The article describes institutional fundamentals of the lecture classes, I taking into account natural dynamics of information perception by students of educational у institutions of the MIA of Russia.

'I Key words: lecture, lesson, teacher, student, course material, lecturer, educational

^ management, training, education. ©

§ Качество образования в образо-

? вательных организациях МВД России -это важнейшая составляющая в сфере ^ подготовки кадров для органов внут-Ц ренних дел, которая определяет эффек-I тивность образовательного процесса, степень его соответствия потребностям

и задачам полиции. Рассматриваемый показатель формируют различные аспекты образовательной деятельности, среди которых содержание образовательного процесса, методика образования, формы обучения, материально-

техническая база, состав профессорско-педагогических кадров.

Организация лекционного занятия с учетом естественной динамики восприятия информации обучающимися образовательных организаций МВД России строится на основных элементах педагогического менеджмента в период подготовки к занятию, в ходе чтения лекции, что позволяет повысить эффективность усвоения учебного материала во время занятия.

На лекцию рекомендуется прибыть заблаговременно до ее начала с тем, чтобы иметь возможность поверить готовность лекционного зала к занятию, исправность технических средств обучения и микрофона, чистоту доски. Войдя в аудиторию, преподавателю необходимо «увидеть» обучающихся, установить с ними психологический контакт, обратить внимание на то, как они подготовлены к занятию с целью настроить их на эффективную работу.

На протяжении всего занятия лектору необходимо применять следующие элементы педагогического менеджмента в ходе чтения лекции:

- установление и поддержание контакта с аудиторией;

- создание интереса к предмету лекции;

- достижение убедительности

речи;

- эмоциональное воздействие на обучаемых;

- применение наглядных материалов и ТСО;

- соблюдение правил поведения лектора на трибуне [1].

Учебный материал, озвученный на занятии, должен соответствовать целям занятия, в связи с этим лектору необходимо помнить о целях лекции на протяжении всего занятия. По желанию можно озвучить обучающую и развивающую цели. Обучающая цель предполагает формирование системы знания о правовом регулировании трудового договора, порядка его заключения, из-

менения и прекращения, особенностях его применении в подразделениях органов внутренних дел, отличии от контракта о службе в органах внутренних дел.

Развивающая цель направлена на развитие знаний, умений и навыков по организация творческого, активного изучения и конспектирования теоретических вопросов по теме занятия, лекция способствует запоминанию большего учебного материала, чем при проведении традиционной лекции, формированию навыков анализа юридических документов, необходимых для заключения, изменения и прекращения трудового договора, отстранения от работы.

Воспитательная цель лекции связана с формированием стойкого негативного отношения не только к появлению на работе в состоянии алкогольного и иного опьянения, но также и к различным формам дискриминации при заключении, изменении и прекращении трудового договора. Начало лекции ^ также имеет особенности. Занятие ре- ^ комендуется начинать спокойным, уме- ^ ренно громким голосом, варьировать ^

звуковую громкость изложения, под- ^

и

черкивая основное и существенное, за- ^

медляя речь там, где приводятся форму- ^

лировки, выводы, задаются вопросы, ^

ставятся проблемы. а

Очень большое значение имеет ^ для лекции ее начало - первая фаза. От I нее исходит интерес, чем лектор завла- § девает вниманием обучающихся. Поло- а жительно сказывается ссылка на недав- ^ ние новости. На протяжении всего заня- | тия желательно смотреть в аудиторию, § как бы обращаясь персонально к каждому и ко всем вместе. 2

Педагогический менеджмент |

поддержания внимания на протяжении у

всей лекции достигается следующими I

элементами: ^

- логикой изложения материала; ^

- глубиной содержания мате- | риала; У

- четким формулированием положений;

- использованием в лекции новых интересных данных;

- использованием технических средств обучения;

- включением в лекцию материалов об опыте работы.

Наличие контакта преподавателя с обучающимися проявляется во внимании к лекции, ведении записей, хорошей дисциплине на занятиях, в обратной связи. Созданию непринужденной, творческой обстановки на лекции способствует тактичное обращение преподавателя к аудитории.

Одним из сложных вопросов методики чтения лекции является обращение с текстом. Привязанность к тексту вследствие плохой подготовленности к занятию или недостаточного владения материалом приводит к ослаблению связи с аудиторией. В то же время не следует, не владея соответствующими > навыками, пытаться проводить лекцию ^ без текста, по памяти. При этом допус-¡^ каются ошибки, повторения, ослабление ^ логической нити рассуждения, пропус-§ ки отдельных важных положений темы ^ и т. д.

^ Важной составляющей успешно-

ВД го проведения лекционного занятия с ^ учетом естественной динамики воспри-§ ятия информации является интонация и | выразительность речи, оптимальность | ее ритма и темпа, включение элементов § юмора и т. д. Определяя ритм и темп 55 речи, преподаватель учитывает, что обучаемые записывают основные поло-у жения, поэтому изменением голоса, ^ паузами, ударениями он облегчает ус-^ воение логики лекции, дает возможность записать основные тезисы. | Методика информационной по-

| дачи учебного материала зависит во ^ многом от профессионализма лектора, к целей занятия. Как свидетельствует ав личный опыт, лектору удается учиты-о вать естественную динамику воспри-^ ятия информации обучающимися в ре-

зультате применения педагогической технологии, основанной на сочетании интерактивной лекции-объяснения с элементами лекции-визуализации и лекции-беседы. Данная педагогическая технология направлена на активизацию всех возможных уровней запоминания информации обучающимися образовательных организаций МВД России.

Преимущество педагогической технологии заключается в задействовании всех видов памяти и всех уровней восприятия информации с учетом естественной динамики запоминания. Интерактивная лекция-объяснение с элементами лекции-визуализации и лекции-беседы с учетом естественной динамики восприятия информации обучающимися позволяет осуществить кодирование учебного материала на разных уровнях и различными способами: образном и логическом, предметно-вещественном, вербальном и ви-зуальном.

Лекция-объяснение относится к информационному типу. До обучающихся доводится и объясняется готовая информация по теме, подлежащая запоминанию. Данный тип занятия предполагает чтение лекции в умеренном темпе, задиктовку основных позиций (понятий, сущности институтов и явлений, функций, структуры), разъяснение основных положений, четкую (однозначную) терминологию, ответы на вопросы обучающихся по всему ходу лекции. Материал строится в основном на учебниках, дополняется монографиями, научными статьями.

Лекция-визуализация представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму с помощью технических средств обучения (видео, мультимедиа, компьютерной техники) и других средств наглядной демонстрации материала. Данный тип лекции помогает преобразовывать лекционный материал в визуальную форму, что способствует образному и эмоциональному запоминанию. Большая вспомогательная роль отводится мультиме-

дийной презентации, которая выполняет ряд функций:

1) предоставление возможности ориентироваться в излагаемом материале;

2) быстрое считывание информации;

3) демонстрация визуальных объектов, например, образцов документов;

4) оказание эмоционального воздействия;

5) восприятие и усвоение материала.

В слайд-шоу размещены основные тезисы и информация, сгруппирована в небольшие схемы и таблицы, что позволяет обучающимся рационально использовать время занятия, освобождая его на обдумывание и запоминание нового учебного материала. Рисунки имеют целью усилить восприятие материала и активизировать мыслительные процессы обучающихся, придать эмоциональной яркости. Эмоциональное воздействие во время лекции можно оказывать также с помощью использования цветовой гаммы, вставки иллюстраций и фото, применения аудио- и видеоряда.

Элементы лекции-визуализации способствуют активации зрительной памяти и, соответственно, запоминанию большего учебного материала. Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающих тему данной лекции. Лучше использовать разные виды наглядности - натуральной, изобразительной, символической.

Лекция-визуализация позволяет более точно воспринять материал посредством рисунков, графиков, видеороликов. Использование видеороликов во время лекции позволяет развить интерес к теме у обучающегося; способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой осуществляется на

основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т. е. включению активной мыслительной деятельности

Материалы на лекции-визуализации должны обеспечивать систематизацию имеющихся знаний (особенно схемы, модели и др.); усвоение новой информации; создание и разрешение проблемных ситуаций; подкреплять примерами теорию. В визуализированной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией, четкое планирование времени, разнообразие визуальных средств.

Лекция-беседа помогает обучающимся глубже разобраться в теме, получить ответы на сложные для понимания вопросы. Диалог с аудиторией -наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный > контакт с аудиторией. Как правило, в ^ лекции-беседе рассказываются занима- ^ тельные истории, подбираются запоми- <ч нающиеся примеры. Смысловые центры | темы акцентируются главным образом ^ при помощи вопросов. Вопросы необ- ¡^ ходимо продумать заранее и формули- Й ровать так, чтобы ответы на них были ^ однозначными и четкими. Последующее изложение строится преподавате- | лем в зависимости от реакции аудито- § рии - вводятся пояснения, дополнения, § обоснования логики развития явления и | т. п. Данная форма занятия обеспечивает более эффективную обратную связь с » аудиторией, интенсифицирует процесс Ц восприятия и осмысления учебной ин- ^ формации.

Заключительная часть данной лекции должна отражать те моменты и | положения трудового законодательства, ^ которые соответствуют основным по- « ложениям государственного образова- § тельного стандарта по изучению дисци- ^ плины. Ставятся задачи для самостоя- ^

тельной работы к семинарскому и практическому занятиям.

Интерактивная лекция-

объяснение с элементами лекции-визуализации и лекции-беседы представляет собой авторскую педагогиче-

скую технологию, сочетающую различные типы лекций: лекции-визуализации, лекции-объяснения, лекции-беседы с учетом психофизиологических особенностей восприятия информации обучающимися.

ЛИТЕРАТУРА

1. URL: http://lektsiopedia.org/lek-42533.html (дата обращения: 01.10.2017).

2. Интерактивные формы обучения при проведении занятий по учебной дисциплине «Гражданский процесс»: учебно-методическое пособие, направленное на совершенствование подготовки обучаемых в современных вузах МВД России / У. М. Мурзабулатов, О. Ю. Хисма-туллин, Г. Ш. Чернова, Е. С. Лысенко, Г. Р. Игбаева. Уфа, 2015.

3. Игбаева Г. Р. Педагогическая технология «Эстафета» как сочетание активных и интерактивных методов учебно-познавательной деятельности при изучении общей части учебной дисциплины «Гражданское право» и дисциплины «Трудовое право» // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 2 (68). С. 68-72.

© Игбаева Г. Р.

© Шакирова З. Р.

к

<ч а а

и

и $

УДК 378

Ю. В. КИСЛИЧКО, старший преподаватель кафедры специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

и s а

о

^

0 «

¥ а -с а

1

о

о «

?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

£ «

а s

S

Y. V. KISLICHKO, a senior lecturer of chair of special training of Ufa Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)

ОБУЧЕНИЕ ВЛАДЕНИЮ ОРУЖИЕМ НА ЭТАПЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

TRAINING WEAPONS AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING WITH THE USE OF MODERN TECHNICAL MEANS

Аннотация. Методика эффективного обучения стрельбе будущих сотрудников органов внутренних дел строится с учетом изменений технической оснащенности. Обучение стрельбе из личного оружия совершенствуется на всех этапах профессионального становления сотрудников. Оптимальный вариант обучения и совершенствования стрелка предусматривает использование всего богатства содержания, форм,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.