Научная статья на тему 'Методика проведения семинарских занятий по учебной дисциплине "Философия" с применением интерактивных методов обучения'

Методика проведения семинарских занятий по учебной дисциплине "Философия" с применением интерактивных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ДИАЛОГ / КРУГЛЫЙ СТОЛ / КОНФЕРЕНЦИЯ / ДИСПУТ / "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухоплюев П. А.

Статья посвящена применению интерактивных методов обучения на семинарских занятиях по философии. Рассматриваются такие формы и методы интерактивного обучения, как круглый стол, конференция, диспут, «мозговой штурм», презентации с использованием аудиои видеоматериалов. Отмечается, что использование интерактивных методов обучения позволяет обучающимся интенсифицировать процесс получения и усвоения новых знаний, дает возможность развить свои интеллектуальные способности и коммуникативные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проведения семинарских занятий по учебной дисциплине "Философия" с применением интерактивных методов обучения»

УДК 1

П. А. СУХОПЛЮЕВ, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат философских наук (Уфа)

P. A. SUKHOPLYUEV, Ufa Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, the senior teacher of chair social and humanitarian disciplines, candidate of philosophical sciences (Ufa)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ

МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

THE METHOD OF CONDUCTING SEMINARS ON ACADEMIC DISCIPLINE "PHILOSOPHY" WITH THE USE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS

<N

a a

u u

Аннотация. Статья посвящена применению интерактивных методов обучения на семинарских занятиях по философии. Рассматриваются такие формы и методы интерактивного обучения, как круглый стол, конференция, диспут, «мозговой штурм», презентации с использованием аудио- и видеоматериалов. Отмечается, что использование интерактивных методов обучения позволяет обучающимся интенсифицировать процесс получения и усвоения новых знаний, дает возможность развить свои интеллектуальные способности и коммуникативные качества.

Ключевые слова: развитие личности, обучение, интерактивные методы, диалог, круглый стол, конференция, диспут, «мозговой штурм».

Annotation. The article examines the application of interactive methods of training seminars on philosophy. Discusses such forms and methods of interactive learning as a round table, conference, debate, «brainstorming», presentations using audio and video materials. It is noted that the use of interactive teaching methods allows students to intensify the process of acquisition and assimilation of new knowledge, provides an opportunity to develop their intellectual abilities and communication quality.

Keywords: personality development, training, interactive methods, dialogue, round table, conference, discussion, «brainstorming».

«

a

о

^

о «

u

¥ a -с

a £

о

^

о «

u ?

a £

a «

u SQ

Отличие философии как социальной и гуманитарной дисциплины от юридических наук заключается в том, что последние требуют точного знания действующего законодательства, другие существующих нормативно-правовык актов, в то время как философские проблемы характеризует открытость, дис-куссионность, вариативность методологических подходов и вариантов решений. Преподавание философии имеет свои специфические возможности для развития творческого мышления курсантов, она формирует духовный мир

личности, дает систему ценностных ориентиров, позволяет человеку найти свое место и роль в обществе, осознать ответственность за свои поступки, выбор форм и направлений деятельности. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; способности использовать эти

умения в своей профессиональной деятельности.

Целью изучения дисциплины «Философия» является формирование у курсантов мировоззрения, построенного на принципах гуманизма, законности, справедливости, уважения прав и свобод человека. Это находится в полном соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-Ф3 «О полиции», во второй главе которого перечисляются принципы деятельности полиции, среди которых соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (ст. 5), законность (ст. 6), беспристрастность (ст. 7), открытость и публичность (ст. 8), общественное доверие и поддержка граждан (ст. 9), взаимодействие и сотрудничество (ст. 10).

3адачей современного образования является всестороннее развитие личности обучающихся, их интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных способностей. Высоких результатов в решении данной задачи можно добиться при наличии активной позиции обучающихся в учебном процессе, поэтому в настоящее время на первое место в образовательном процессе выходят активные и интерактивные формы обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все обучающиеся ока-

зываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактивное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Роль преподавателя заключается здесь в направлении деятельности обучаемых на достижение целей семинарского занятия.

Применение интерактивных методов способствует:

- развитию коммуникативных умений и навыков, социальной адаптации;

- развитию социальных навыков;

- развитию быстроты и гибкости мышления при принятии решений, критическому подходу к проблемам;

- уважению другого мнения, формированию умения эффективно работать в группе, более быстрой адаптации к новой ситуации, новому коллективу, изменяющимся условиям.

<ч а а

и и

Схема активного обучения:

Преподаватель

курсант

курсант

курсант

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1 £

а «

и

Схема интерактивного обучения:

курсант

ti

Преподаватель

курсант

курсант

щ

<ч а а

и

и £

и «

а

о

^

0 «

¥ а -с а

1

о

^

о «

?

а £

а «

SQ

Семинары являются логическим продолжением работы, начатой на лекционных занятиях. Если лекции закладывают основы научных знаний, дают курсантам возможность усвоить их в обобщенной форме, то семинарские занятия углубляют, конкретизируют и расширяют эти знания, помогают овладеть ими на более высоком уровне, способствуют закреплению умений и навыков самостоятельной работы. Основной целью семинара является углубление (осмысление) курсантами теоретических вопросов темы и выработка правильного понимания ее прикладной значимости. Роль семинара как формы организации вузовского занятия важна, прежде всего, потому, что оно, по сути, организуется на основе максимального включения обучаемых в самостоятельную работу при подготовке к нему и столь же максимальной их активности в процессе обсуждения вопросов темы на самом занятии.

Цель семинарского занятия будет определять наиболее эффективные для данной темы и рассматриваемого учебного материала методы его проведения. Семинарские занятия по учебной дисциплине «Философия» проходят с использованием таких форм и методов интерактивного обучения, как эвристическая беседа (диалог), круглый стол, диспут, дискуссия, конференция, метод «мозгового штурма», презентации с ис-

пользованием аудио- и видеоматериалов. Применяются и «обычные» методы такие как «блиц-опрос» в начале и конце занятия. Сочетание интерактивных и традиционных методов обучения позволяет курсантам интенсифицировать процесс получения и усвоения новых знаний, дает возможность развить свои интеллектуальные способности и коммуникативные качества.

Эвристическая беседа (диалог) проводится по разработанному плану с кратким вступительным и заключительным словом преподавателя. Для общей предварительной подготовки обучающимся дается 5-6 вопросов. В ходе семинара преподаватель ведет с ними беседу по этим вопросам, разбивая каждый на серию подвопросов, логически подводя их к обоснованию ответа и формулированию выводов. В ходе диалога обучаемые учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе имеющейся информации, оценивать альтернативные точки зрения, принимать продуманные решения. Эвристическая беседа (диалог) как активная форма проведения семинарского занятия эффективна при рассмотрении темы № 1 «Предмет и функции философии».

В проведении семинара активно применяются такие его формы, как диспут, дискуссия. Значение слова «диспут» (лат. disputare - рассуждать, разбирать,

спорить) предполагает высокую интеллектуальную активность его участников. Семинар-диспут прививает курсантам умение вести полемику, всесторонне рассматривая обсуждаемый материал, последовательно и логически грамотно обосновывать собственную точку зрения, лаконично и ясно излагать мысли, критически анализировать точку зрения оппонентов. Диспут как интерактивный метод проведения семинарского занятия эффективен при рассмотрении темы № 2 «Философия Древнего мира».

Важной составляющей семинарского занятия является дискуссия, представляющая собой развернутое обсуждение участниками семинара какого-либо спорного вопроса или проблемы. Дискуссия (от лат. ^бсшбю - «исследование», «разбор»). Дискуссия в методическом отношении более сложная форма учебного занятия. Она учит умению слушать оппонента, обобщать полученную информацию, аргументировать свою точку зрения, привлекая в этих целях имеющийся запас знаний, примеры, факты. Дискуссия создает необходимые педагогические и социально-психологические условия для размышления, поиска, решения проблемы. Ее специфической целью является формирование умений и потребности отстаивать свои взгляды, убеждения. Основное в дискуссии - наличие проблемы, ее доступность для обсуждения в группе, а также владение участниками дискуссии достаточным объемом знаний для того, чтобы предложить ее решение. Важно, чтобы участники обсуждения разобрались в проблеме, выявили основные методологические подходы и возможности ее решения. Дискуссия как интерактивный метод проведения семинарского занятия эффективна при рассмотрении темы № 4 «Философия Нового времени». Опыт показывает, что нецелесообразно откладывать на конец семинарского занятия подведение итогов обсуждения того или иного вопроса, особенно, если он вызвал дискуссию.

Можно сделать заключение по итогам обсуждения группы вопросов, тематически связанных между собой. В этих выступлениях преподаватель отвечает также на вопросы курсантов.

Практика показывает, что конференция как интерактивная форма проведения семинарского занятия эффективна при рассмотрении темы № 11 «Философия истории». Круглый стол как интерактивная форма проведения семинарского занятия эффективен при рассмотрении темы № 6 «Особенности развития русской философии». «Мозговой штурм» как интерактивный метод проведения семинарского занятия эффективен при рассмотрении темы № 15 «Философия и методология науки». Презентация с использованием аудио- и видеоматериалов как интерактивный метод проведения семинарского занятия эффективна при рассмотрении темы № 3 «Философия Средних веков и Возрождения».

Важное значение при проведении семинарских занятий по философии имеет постановка проблемы. Преподаватель, если этого не было сделано выступающими, должен четко сформулировать рассматриваемый вопрос и акцентировать внимание на рассматриваемых проблемах. Наличие проблемной ситуации, с одной стороны, озадачивает курсантов, ставит их в тупик. С другой стороны, подобный методический прием стимулирует их мыслительную деятельность, заставляя искать выход из сложившейся ситуации. Далее рекомендуется запускать интерактивные механизмы решения проблемы. Проблемная ситуация - это интеллектуально-эмоциональное переживание, возникающее при противоречивости суждений и побуждающее искать ответ на возникший вопрос. Нахождение ответа в ходе обсуждения, решение проблемы становится собственным «открытием» курсанта, что способствует более глубокому и прочному усвоению знаний. Поиск самостоятельного выхода из про-

<4

а а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и и

и «

а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1 £

а «

и

<4

а а

и и

ч

блемной ситуации дает хороший не только образовательный, но и воспитательный эффект. Процесс мышления, самостоятельное нахождение аргументов при решении проблемных ситуаций способствуют поиску и утверждению ориентиров, профессиональных ценностей, осознанию связи с будущей профессией. В арсенале преподавателя должны быть заготовлены вопросы для создания проблемных ситуаций, если таковые не будут сформулированы во время выступления курсантов. Семинарское занятие независимо от формы завершается заключительным словом преподавателя, которое должно состоять из двух частей - обобщающей и оценочной. В своем заключении преподаватель должен подвести итоги работы семинарского занятия, пояснить выставленные оценки, указывая сильные и слабые стороны отвечающих. Внимание аудитории к заключительному слову преподавателя, как правило, велико, поэтому необходимо использовать данный фактор для сосредото-

чения внимания курсантов на главных выводах рассматриваемых вопросов, объяснять важные вопросы, которые по какой-либо причине не получили освещения на семинаре; дать общую оценку уровня занятия.

Таким образом, применение интерактивных методов на семинарских занятиях по учебной дисциплине «Философия» активизирует работу курсантов на семинарских занятиях, увеличивает их вовлеченность, повышает заинтересованность в усвоении изучаемого материала, что позволяет комплексно решать стратегическую задачу повышения качества образования, воспитывает курсантов как людей мыслящих, осознающих свое профессиональное предназначение, способствует формированию у курсантов гуманистического мировоззрения, в основе которого лежит понимание неукоснительного соблюдения законности, защиты прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка.

«

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и ?

а £

а «

ЛИТЕРАТУРА

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М., 2000.

2. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Хрестоматия по педагогической психологии / сост. А. И. Красило и др. М., 2005.

3. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. М., 2005.

4. Иванов Д. А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Компетенции и ком-петентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования» / отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: Московский центр качества образования, 2008. С. 3-56.

5. Иоффе А. Н. Активная методика - залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

© Сухоплюев П. А.

::

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.