педагогическим!
поиск|
1УДК 378:53 ББК 74.026.3
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ
А. Б. Дамбуева, Л. В. Скокова
В статье рассмотрены обучающие, развивающие функции дискуссии как метода интерактивного обучения и педагогической технологии. Авторами обсуждаются приемы и методы обучения, используемые при организации дискуссии. На основе применения дискуссионных занятий в образовательном процессе происходит формирование компетенций. Авторы считают, что для выявления условий, способствующих эффективному формированию компетенций, преподавателей необходимо вооружить системными знаниями по использованию интерактивных образовательных технологий на практике. Преподаватели должны ориентироваться в многообразии вариантов учебной дискуссии, знать особенности методики ее проведения.
Процесс подготовки и проведения учебной дискуссии является весьма трудоемким, однако ее развивающие, воспитательные и обучающие функции очень значимы, так что необходимость их применения в образовательном процессе очевидна. Предложены формы организации дискуссии в преподавании физики.
Ключевые слова: компетенция, учебная дискуссия, интерактивное обучение, формирование компетенций.
THE ROLE OF SIMULATED DEBATES IN THE FORMATION OF COMPETENCIES
A. B. Dambueva, L. V. Skokova
The article deals with educational functions of a debate as a method of interactive training and educational work. The authors discuss the techniques and teaching methods in the organization of a debate. Simulated debates in the educational process help to develop competencies. It is considered that for identification of the conditions promoting effective formation of competences, teachers should have system knowledge on the use of interactive educational technologies in practice and have to be guided in variety of options of educational discussion.
The process of preparation and carrying out educational discussion is labor-consuming, however, its developing, educational and training functions are very significant and its application to the training course is obvious.
The authors propose the ways to simulate debates in teaching physics. Keywords: competence, simulated debate, interactive learning, formation of competencies.
Одним из методологических фундаментов ФГОС нового поколения является си-сгемно-деятельностный подход к обучению, который предполагает включение обучаемых в активную познавательную деятельность.
Современному обществу требуются люди, умеющие самостоятельно находить оптималь-
ные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряться в нестандартных ситуациях, быть коммуникабельными.
Результат обучения студентов в настоящее время рассматривается с точки зрения уровня развитости их профессиональной компетентности. Поэтому возникла необходимость в образо-
вательных технологиях, направленных на формирование компетенций и способностей быстро адаптироваться в динамично меняющемся мире. На первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности. В этой связи ФГОС высшего образования нацеливают на обязательное использование в учебном процессе интерактивных образовательных технологий.
К сожалению, недостаточная методическая разработанность активных форм и методов обучения не позволяет в должной мере использовать их в практике вузовского преподавания в связи с тем, что нередко преподаватели вузов занимаются научной деятельностью, не связанной с педагогическими исследованиями. Преподаватели, чей научный интерес находится в области фундаментальных исследований, не имеют возможности уделять внимание педагогическому творчеству, используя устаревшие репродуктивные приемы и методы обучения [1, с. 64].
Проведенные нами исследования показали, что подавляющее большинство преподавателей под интерактивными методами обучения понимают либо использование интерактивной доски, либо изложение учебного материала с помощью компьютерных презентаций. Вместе с тем в психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность интерактивного обучения состоит в том, что оно опирается не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение [2, с. 217]. При интерактивном обучении взаимодействие, обмен информацией осуществляется не только между преподавателем и конкретным студентом, но и между самими обучающимися внутри учебной группы. На таких занятиях имеет место полилог, а преподаватель является организатором учебно-познавательной деятельности, создаются условия для развития компетенций.
Вместе с тем, как показывает практика, педагоги-теоретики считают приоритетным в процессе передачи знаний и развития умений формирование у обучаемых способности самостоятельно
и творчески мыслить, в то же время практика образования ориентирована на пассивное усвоение знаний [3, с. 69]. Наши исследования позволили нам сделать вывод о том что большая часть школьных учителей и преподавателей вузов не готовы к использованию в учебном процессе интерактивных технологий. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью внедрения активных и интерактивных методов обучения и неподготовленностью преподавателей к их внедрению. В этой связи возникает проблема выявления условий, повышающих эффективность процесса развития компетенций в образовательном процессе вуза на основе интерактивных технологий обучения, с целью формирования социально активной личности. Для решения указанной проблемы необходимо, по нашему мнению, прежде всего вооружить преподавателей системными знаниями по использованию интерактивных образовательных технологий на практике. Знания эти достаточно обширные и слабо систематизированные.
Например, преподаватель должен знать, что одним из видов активизации обучения является использование учебной дискуссии, характерными чертами которой являются: обмен знаниями; поощрение разных точек зрения и подходов: возможность критиковать или отвергать любое из высказываемых мнений; выработка коллективного компромиссного решения [3, с. 70]. Дискуссия является одной из разновидностей спора. Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-нибудь мысли, идеи, для ее обоснования. Чтобы найти правильное решение, сопоставляются самые разные точки зрения на ту или иную проблему [4, с. 6].
Основополагающей составляющей дискуссии является наличие практически и теоретически значимой проблемы для обсуждения (с социальной, культурологической, политической и других точек зрения) [5].
Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Таким образом, целью дискуссии является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия формирует умения компетентно и плодотворно обсуждать пробл емы, доказывать и убеж-
дать, аргументированно отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента. Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных и профессиональных задач [6, с. 213]. Развивающая функция дискуссии связана с развитием способности обучающихся к анализу информации, к критическому переосмыслению накопленного опыта и аргументированному доказательству своих идей и взглядов, с эмоциональным включением студентов в учебный процесс. Учебная дискуссия способствует развитию коммуникативности, умения взаимодействовать с окружающими, слушать и слышать их, уважать чужие убеждения, способности к самоорганизации и самообразованию.
Дискуссия всегда полилогична, она является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладает большими возможностями в обучении, развитии и воспитании будущего специалиста, обеспечивает активное включение студентов в поиск истины, создает условия для открытого выражения ими своих мыслей. Дискуссионные занятия способствуют творческому самовыражению, личностно-про-фессиональному росту студентов, личностно-ориентированному подходу к обучению. На таких занятиях студенты в полной мере могут проявить свои индивидуальные, личностные качества, создаются благоприятные условия для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей собственной позиции.
Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию [6, с. 212]. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной деятельности студентов в других технологиях и методах обучения: в социально-психологическом тренинге, деловых играх, анализе производственных ситуаций и решения производственных задач. В качестве технологии дискуссия сама включает в себя другие приемы и методы обучения: «мозговой штурм», «синекти-ка», «ситуационное обучение» и т. д.
«Мозговой штурм» - это коллективный метод решения проблем, основанный на том, что участники коллектива задают автору идеи решения наводящие вопросы, приводят примеры и контрпримеры. Преподаватель в ходе занятия создает проблемные ситуации. В процессе их обсуждения студенты выходят на решение учебной задачи. Лишь после этого студентам предоставляется необходимый учебный текст (определение, закон) [7, с. 28].
Логическим продолжением «метода мозгового штурма» является «метод синектики», отличие которого состоит в том, что участники такой дискуссии предлагают не готовые идеи, а аналогии со свойствами других предметов. Метод синектики -прием привлечения сравнений и аналогий, усовершенствованный способ генерирования идей, требующий от человека широты мысли, полноты воображения и неисчерпаемой фантазии. Метод предполагает обучение операционным механизмам, ориентированным на использование аналогий и метафор. Этот метод сложен в применении, требует специальной подготовки. Это означает, что преподавателям, чей научный интерес не лежит в области педагогических исследований, необходима методическая поддержка.
Метод ситуационного обучения или метод кейсов предназначен для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Особенностью метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Представленный для анализа случай должен отражать реальную жизненную ситуацию. Кроме того, в описании должна присутствовать проблема для решения исследователем. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности, ориентированные на формирование профессиональной компетентности.
Учебная дискуссия является одним из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать однозначный ответ на вопрос. Часто при организации дискуссий используются деловые игры, целью которых является развитие профессиональных компетенций. В ходе таких игр моделируется профессиональная деятельность.
В педагогической практике накопилось множество вариантов организации учебной
дискуссии. Н. Н. Никитина выделяет такие варианты дискуссии как «Круглый стол», «Дебаты», «Эстафета».
«Круглый стол» - это дискуссия, направленная на обсуждение актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Целью такой дискуссии является обучение конструктивному диалогу. Перед участниками обсуждения ставится задача собрать как можно больше информации по обсуждаемой проблеме, осмыслить ее, выявить основные направления ее решения без полного решения проблемы. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15-25 человек.
«Дебаты» - это дискуссия, применяемая для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоречивые мнения. Цель такой дискуссии - научить студентов отстаивать собственную точку зрения, используя имеющуюся информацию. В процессе дебатов ведущий предлагает участникам на выбор несколько точек зрения на проблему. Студенты выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать, и объединяются в микрогруппы. Определяются правила обсуждения, продолжительность выступлений, их число от каждой группы. Затем организуются обсуждения в микрогруппах. После того как ведущий предоставит каждой группе слово, проводится совместный анализ результатов дискуссии.
«Эстафета» направлена на обсуждение предложенных вопросов одной темы в малых группах для принятия коллективного решения. Группы располагаются в аудитории по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемой и дается время на обсуждение. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на том самом листе, где записан вопрос или проблема. Затем группы обмениваются по часовой стрелке вопросами. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов (проблем) и сколько создано групп. По завершении группе возвращается выданный первоначально лист. Группам дается время на анализ различных точек зрения. Затем группы озвучивают окончательные результаты свей работы, принимая во внимание различные точки зрения.
В форме полилогического общения обучаемых можно проводить семинары-диспуты. Семинар-диспут предполагает коллективное об-
суждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. На таком семинаре, по мнению В. Д. Симоненко, студенты могут выполнять различные функции. Докладчик излагает в тезисной форме сущность защищаемой точки зрения. Содокладчик обосновывает позицию докладчика, подкрепляет аргументами. Оппонент излагает иную точку зрения, демонстрирует контрпримеры и контраргументы. Эксперт проводит сравнительный анализ аргументов и контраргументов, определяет область их истинности. «Провокатор» задает «каверзные» вопросы, приводит неожиданные примеры, инициирует выступления всех участников дискуссии. Ассистент готовит материально-техническое обеспечение, видеоматериалы.
Таким образом, преподаватель должен ориентироваться в многообразии вариантов проведения учебной дискуссии, приведенных в данной статье не в полной мере, знать особенности методик ее проведения. Для успешного проведения дискуссии требуется значительная подготовительная работа. В процессе подготовки разрабатывается сценарий дискуссии, который включает в себя вводное слово руководителя, вопросы, вынесенные на обсуждение. В сценарии определяются задачи, стоящие перед участниками обсуждения, уточняются условия спора, формулируются отдельные положения, подлежащие обоснованию. Участники дискуссии должны знать заранее тему спора, предложенные для обсуждения вопросы, чтобы изучить проблему, прочитать необходимую литературу, проконсультироваться с преподавателем, проанализировать различные точки зрения, сопоставить их, определить собственную позицию.
Для проведения занятий в дискуссионной форме необходимо обеспечить студентов правилами культуры спора, которые могут быть представлены следующим образом:
• приступая к обсуждению спорной проблемы, четко выделите предмет спора, то есть те положения, которые подлежат обсуждению;
• не начинайте спорить, если вы плохо разбираетесь в предмете спора;
• занимайте определенную и твердую позицию в споре;
• относитесь с уважением к взглядам и убеждениям своего оппонента;
• вступая в спор, убедитесь сначала в том, что вы правильно понимаете позицию своего оппонента, а он вашу;
• начинайте возражать только тогда, когда вы уверены, что мнение противника по поводу предмета спора действительно противоречит вашему мнению;
• пользуйтесь простыми вопросами, сложный вопрос разбейте на несколько простых;
• следите за тем, чтобы в ваших доводах и доводах оппонента не было противоречий.
Преподаватель должен уметь использовать различные приемы для активизации аудитории, чтобы втянуть в обсуждение всех слушателей.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что процесс подготовки и проведения учебной дискуссии является весьма трудоемким как для студентов, так и для преподавателей, что входит в противоречие с сокращением сроков обучения в сравнении со специалитетом, сокращением времени на изучение отдельных дисциплин, уплотнением учебной информации. То есть объем изучаемой информации входит в противоречие с количеством времени, отведенным на изучение отдельных учебных дисциплин, и как следствие - с трудоемкими образовательными технологиями. А все современные образовательные технологии ориентированы не на форсированное обучение, а на развитие мышления, умений, компетенций.
Вместе с тем, ввиду большой развивающей, воспитательной и образовательной значимости дискуссионного обучения, применять его необходимо оптимально, сочетая с другими формами, методами и технологиями обучения.
Дискуссионные занятия сложно использовать в процессе обучения точным учебным дисциплинам, например физике. Однако опыт нашей работы позволяет сделать вывод об использовании дискуссии в процессе решения задач-парадоксов, турнирных задач, правильность решения которых необходимо доказывать.
По нашему мнению, темой для дискуссии может служить изложение отдельных вопросов физики в учебниках различных авторов. Предмет спора, например, в данном случае может быть представлен следующим образом: Каковы достоинства и недостатки изложения раздела: «Работа и энергия» в альтернативных учебниках физики.
В процессе подготовки к такому занятию студенты знакомятся с содержанием изложения учебного материала в разных учебниках, отмечая достоинства и недостатки изложения с точки зрения научности, доступности, наглядности, полноты раскрытия темы. Перед началом занятий обучаемым раздают памятки с правилами спора. В начале занятия преподаватель выясняет, кто, какую точку зрения будет отстаивать и по этому признаку создает микрогруппы.
Тема «Волновые и квантовые свойства света» также может быть дискуссионной. Одна группа участников дискуссии отстаивает волновую природу света, а другая квантовую.
Наши исследования показали, что, по мнению преподавателей и студентов, различные дискуссионные занятия формируют в большей степени умения и компетенции.
К формируемым компетенциям на основе дискуссионных занятий можно отнести следующие:
• способность использовать основы теоретических знаний в различных сферах деятельности;
• способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
• способность к самоорганизации и самообразованию;
• готовность анализировать проблемы и направления развития в профессиональной деятельности;
• способность участвовать в разработке обобщенных вариантов решения проблем, связанных с производством, выбора на основе анализа вариантов оптимально прогнозируемых последствий решения.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что, безусловно, метод учебной дискуссии не только позволяет воспитывать речевую культуру, но и является одним из условий, способствующих формированию компетенций. Применение этого метода в совокупности с другими исследовательскими и проблемными методами дает возможность подготовить компетентного специалиста, способного ориентироваться в быстро меняющихся информационных потоках и готового к открытому и конструктивному диалогу.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
REFERENCES
1. Дамбуева, А. Б. Формирование и оценка профессиональных компетенций студентов-физиков: критерии и уровни их сформированное™ [Текст] / А. Б. Дамбуева, Л. В. Скокова // Наука и школа. - 2003. - № 3. - С. 63-66.
2. Павлова, Л. Г. Спор, дискуссия, полемика: кн. для учащ. старш. классов сред. школы [Текст] / Л. Г. Павлова. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
3. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов [Текст] / под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф. - 2006. - 368 с.
4. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнова, М. А. Петухов. - М.: Мастерство, 2012. - 288 с.
5. Мурзенко, Л. В. Учебная дискуссия как средство формирования межкультурной компетенции у студентов языковых вузов в условиях дистанционного образования [Текст] / Л. В. Мурзенко // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - СПб., 2010. - № 121. - С. 197-201.
6. Маланов, И. А. Инновационная модель обучения в вузе на основе применения интерактивных технологий [Текст] / И. А. Маланов // Новая философия образования: традиции и современность: материалы регионал. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию проф. И. А. Батудаева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. - С. 282-284.
7. Аствацатуров, Г. О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы [Текст] / Г. О. Аствацатуров. - Волгоград: Учитель, 2011. - 111 с.
1. Dambueva A. B., Skokova L. V. Formirovaniye i otsenka professionalnykh kompetentsy stu-dentov-fizikov: kriterii i urovni ikh sformirovan-nosti. Nauka i shkola. 2003, No. 3, pp. 63-66.
2. Pavlova L. G. Spor, diskussiya, polemika: Kn. dlya uchashch. starsh. klassov sred. shkoly. Moskow: Prosveshchenie, 1991. 127 p.
3. Obshchaya i professionalnaya pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov. Ed. V. D. Simonenko. Moskow: Ventana-Graf, 2006. 368 p.
4. Nikitina N. N., Zheleznova O. M., Petukhov M.
A. Osnovy professionalno-pedagogicheskoy deyatelnosti: ucheb. posobiye dlya studentov uchrezhdeniy sred. Prof. obrazovaniya. Moskow: Masterstvo, 2012. 288 p.
5. Murzenko L. V. Uchebnaya diskussiya kak sredstvo formirovaniya mezhkul'turnoj kompe-tencii u studentov yazykovyh vuzov v uslovi-yah distancionnogo obrazovaniya. Izv. Ros. Gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. St. Petersburg, 2010, No. 121, pp. 197-201.
6. Malanov I. A. Innovatsionnaya model obu-cheniya v vuze na osnove primeneniya interak-tivnykh tekhnologiy. Novaya filosofiya obra-zovaniya: traditsii i sovremennost: materialy regional. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 90-letiyuprof. I. A. Batudayeva. Ulan-Ude: Izd-vo Buryat. Gos. un-ta, 2011, pp. 282-284.
7. Astvathaturov G. O. Mediadidaktika i sovre-mennii urok: tekhnologicheskie priemy. Volgograd: Uchitel, 2011. 111 p.
Дамбуева Альбина Борисовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики, начальник отдела методической работы и управления качеством образования Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ e-mail: [email protected]
Dambueva Albina B., PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, General Physics Department, Head , Department of methodical work and quality management of education, Buryat state University, Ulan-Ude e-mail: [email protected]
Скокова Людмила Вениаминовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей физики Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ e-mail: [email protected]
Skokova Ludmila V., PhD in Education, Senior Lecturer, General Physics Department, Buryat State University, Ulan-Ude
e-mail: [email protected]