УДК 378.016
Об обновлении учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях модернизации высшего образования
© Дамбуева Альбина Борисовна
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики Бурятского государственного университета
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
E-mail: [email protected]
© Скокова Людмила Вениаминовна
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей физики Бурятского государственного университета
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
E-mail: [email protected]
Модернизация высшего образования требует от вузов наличия обновленного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В современных условиях необходимо опираться на модульные принципы организации учебного материала, внедрение новых технологий в образовательный процесс. Авторы статьи описывают модернизационные процессы в образовании, такие как развитие сетевых форм реализации образовательных программ, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, электронная балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов, информационная открытость образовательной организации, развитие наряду с академическим прикладного бакалавриата. В связи с этим в университете ведется работа по разработке паспортов компетенций — совокупности основных характеристик компетенции (структура, методы формирования и оценки), представленной в наглядном структурированном виде. Выделено три показателя оценивания уровня приобретенных компетенций: пороговый, базовый, высокий.
Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, балльно-рейтинговая система, фонды оценочных средств, паспорт компетенций.
Updating educational and methodical ensuring of educational process in the conditions of modernization of higher education
Albina B. Dambueva
PhD in Physics and Mathematics, A/Professor, Department of General Physics, Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia
Ludmila V. Skokova
PhD in Education, Senior lecturer, Department of General Physics, Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia
Modernization of higher education requires updated educational and methodical ensuring of educational process from higher education institutions. It is necessary to rely on the modular principles in organizing the training material, introduction of new technologies in educational process. The authors of the article describe development of network forms of educational programs, application of computer technologies in training and remote educational technologies, electronic mark and rating system to control the progress of students, information openness of the educational organization, development of applied bachelorship, not only academic bachelorship. Passports of competences providing characteristics of competence (structure, methods of formation and the assessment) are worked out and presented in the well structured form. Three indicators to estimate a level of the acquired competences are introduced: threshold, basic, high.
Keywords: educational and methodical providing, mark and rating system, funds of estimated means, passport of competences.
В настоящее время очевидным является повышение значимости образования как социального института: от его направленности, эффективности и качества во многом зависят перспективы развития государства. В связи с этим мировое сообщество активно переосмысливает свое отношение ко всем видам и уровням образования.
2013/14 учебный год был ознаменован такими модернизационными процессами в учебной деятельности, как:
- развитие сетевых форм реализации образовательных программ;
- реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- электронная балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов как неотъемлемая часть электронной информационной образовательной среды;
- информационная открытость образовательной организации;
- развитие наряду с академическим прикладного бакалавриата.
2014/15 учебный год прошел под знаком утверждения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО). На сегодняшний день утверждены ФГОС ВО по 22 направлениям бакалавриата и 8 направлениям магистратуры.
Таким образом, в условиях модернизации профессионального образования обновление учебно-методического обеспечения образовательного процесса представляется одной из актуальных проблем.
В соответствии с требованиями ФГОС в Бурятском государственном университете учебный процесс связан с применением кредитно-модульной системы, включающей кредитно-модульное построение учебного процесса и рейтинговую систему оценки знаний студента. Модульность образовательных программ является одним из принципов повышения качества образования в университете. Поэтому одним из важных направлений работы является универсализация планов.
Переход к исчислению трудоемкости в зачетных единицах влечет за собой смещение акцентов в учебном процессе вузов на самостоятельную работу студентов. При этом возникает необходимость ее отражения в учебных планах, адекватного учета при разработке методического сопровождения учебного процесса.
В целях организации учебного процесса с использованием кредитно-модульной системы по так называемой «нелинейной» схеме учебно-методическим управлением разработан проект создания вузовских потоков по дисциплинам «Политология» и «Социология».
Создание курсов по выбору, объединенных в модули, позволяет уменьшить количество форм отчетности, добиться укрупнения содержания образования, оптимизировать учебно-методическое обеспечение. Использование модульного принципа создания образовательной программы рекомендуется для обеспечения ее инновационности и внутренней непротиворечивости и является критерием при аккредитации образовательной программы. К сожалению, стремление преподавателей дать студентам как можно больше материала по изучаемой дисциплине часто приводит к тому, что студенты получают большой объем знаний, не находящих применения в дальнейшей профессиональной деятельности
В целях повышения качества и достоверности различных видов контроля в университете разработанная электронная система балльно-рейтинговой оценки деятельности студента включает оценки посещаемости занятий, усвоения учебного материала, активности студента в процессе обучения, участия в научной работе и другие факторы.
Мониторинг электронной балльно-рейтинговой системы показал, что наиболее распространенными видами работ и формами занятости студентов, за которые выставляются баллы по итогам рубежного контроля, являются контрольные работы, тесты (88,5 %), активность на семинарах (72,9 %) и посещение занятий (57 %). Остальные виды получили существенно меньшую долю выборов.
Учитывая доступность рейтинга для студентов в личных кабинетах, можно сделать вывод, что балльно-рейтинговая система является достаточно прозрачной для студентов. Они хорошо представляют, как и за что получают баллы.
Неразрывно и очень тесно связана с совершенствованием электронной балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов работа по формированию фондов оценочных средств.
Как правило, представленные фонды оценочных средств не соответствуют современным требованиям, в их основе лежат традиционные формы и методы контроля, недостаточно используются инновационные образовательные технологии, такие как кейс-стади, технологии «Дебаты», «Портфолио», виртуальные лаборатории, ситуационно-ролевые и деловые игры, технологии самооценки и взаимооценки работы студентов.
Преимущества использования инновационных образовательных технологий в учебном процессе заключаются в повышении познавательной активности, формировании интереса к знаниям, развитии творческой активности.
В соответствии с требованиями п. 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования — программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 № 1367, любое задание, которое преподаватель предлагает студенту, должно содержать методическое обеспечение в виде уровней выполнения, требований к содержанию на каждом уровне, критериев оценки и т. п.
В связи с этим в университете ведется работа по разработке паспортов компетенций — совокупности основных характеристик компетенции (структура, методы формирования и оценки), представленной в наглядном структурированном виде.
Выделено три показателя оценивания уровня приобретенных компетенций:
1. Пороговый — соответствует оценке «удовлетворительно», является обязательным для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения образовательной программы.
2. Базовый — соответствует оценке «хорошо» и характеризуется превышением минимальных характеристик сформированности компетенции для выпускника вуза.
3. Высокий — соответствует оценке «отлично» и характеризуется максимально возможной выраженностью компетенции, важен как качественный ориентир для самосовершенствования.
Для перечисления результатов обучения, которые должен продемонстрировать студент для подтверждения сформированности компетенции, преподавателю необходимо провести декомпозицию результатов обучения, представленных в виде профессиональных и общекультурных компетенций выпускников, на составляющие: знания, умения и владение опытом их практического применения. Такое описание структуры компетенций позволяет конкретизировать цели образовательного процесса и выявить эффективные способы и методы их достижения, а также определить объективные критерии оценки качества профессиональной подготовки выпускников и повысить прозрачность функционирования образовательной системы для потребителей образования и потенциальных работодателей.
Рассмотрим пример описания общекультурной компетенции — ОК-20 — быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия.
Показатели оценивания Результаты обучения Критерии оценивания компетенций
Пороговый Знать: теоретические основы педагогики и психологии, возможности применения психолого-педагогических знаний. Уметь: разрабатывать программы и проекты для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия Знает научно-педагогические источники, может найти основные понятия и категории по педагогике и психологии Способен применять только типичные, наиболее часто встречающиеся приемы по конкретной сформулированной (выделенной) задаче личностного развития клиента. Способен применять теоретические знания к конкретному фактическому материалу
Базовый Владеть: эффективными приемами решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия Допускает единичные ошибки в определениях по педагогике и психологии. В большинстве случаев способен выявить достоверные источники информации, обработать, анализировать информацию. Затрудняется в решении сложных, неординарных проблем общественного, национально-государственного и личностного развития, социального благополучия, не выделяет типичных ошибок и возможных сложностей при решении той или иной проблемы
Высокий Свободно оперирует основными понятиями по педагогике и психологии. Знает критерии эффективности решения проблем клиентов социальной работы. Способен выявлять проблемы общественного, национально-государственного и личностного развития клиента социальной работы, умеет находить способы решения, применяя психолого-педагогические методы и технологии. Умеет выбрать эффективный прием решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, социального благополучия.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что модернизационные процессы российского образования требуют от вузов обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В новых условиях необходимо разрабатывать новые технологии в образовании, создавать единую систему обеспечения качества реализации образовательных программ разных уровней, опираясь на модульные принципы организации учебного процесса.
Литература
1. Байденко В.И. Болонский процесс: итоги десятилетия. — М.: ИЦПКПС, 2011. — 444 с.
References
1. Baidenko V. I. Bolonskiiprotsess: itogi desyatiletiya [The Bologna Process: Results of the Decade]. Moscow: Research Center for Quality of Specialists Training, 2011. 444 p.