Научная статья на тему 'Использование инновационных методик при проведении семинарских занятий по учебной дисциплине «Уголовное право»'

Использование инновационных методик при проведении семинарских занятий по учебной дисциплине «Уголовное право» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / МЕТОДИКА / МЕТОД / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарифуллина Р. Ф.

В статье рассматриваются различные виды педагогических инноваций, выделены методические рекомендации реализации интерактивных методов обучения. Проанализированы основные методики, актуальные для подготовки и проведения семинарского занятия по уголовному праву, такие как метод «мозгового штурма», метод «мозговой атаки», метод «круглого стола», «пресс-конференция», эвристический метод и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарифуллина Р. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных методик при проведении семинарских занятий по учебной дисциплине «Уголовное право»»

2. См. : Социологический энциклопедический словарь / редактор-координатор Г. В. Осипов. С. 350.

3. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М. : Гардарики, 2001; Холодковский К. Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. № 2(8). С. 5-40.

© Егорышева Н. В.

УДК 378.147:343.2/7

Р. Ф. ГАРИФУЛЛИНА, доцент кафедры уголовного права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

Аннотация. В статье рассматриваются различные виды педагогических инноваций, выделены методические рекомендации реализации интерактивных методов обучения. Проанализированы основные методики, актуальные для подготовки и проведения семинарского занятия по уголовному праву, такие как метод «мозгового штурма», метод «мозговой атаки», метод «круглого стола», «пресс-конференция», эвристический метод и т. д.

<ч а а

и и

Ключевые слова и словосочетания: инновация, методика, метод, уголовное право, информационные технологии, семинарское занятие, обучение.

о «

а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

§

и

Этимология слова «инновация» обозначает введение отдельных компонентов культуры в другую среду. Инновации используются различными науками, как техническими, так и общественными. Педагогические инновации не могли не затронуть и правовое образование, внеся в него различные формы интерактивного обучения [1].

Можно дать следующее определение инновационному правовому обучению: «оно представляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого результата правовой обученности. Они становятся весьма результативными в образовательных учреждениях нового типа, где проводятся многочисленные эксперименты, осваиваются незнакомые для массового обучения педагогические технологии» [2].

В настоящее время в научном плане выделяются следующие виды инноваций: модульные, системные и частные [3]. На первом этапе структурирования и внедрения новых технологий могут использоваться частные технологии, имеющие локальный характер. Их применение ограничивается отдельными группами или курсами. На втором этапе данные изменения в системе преподавания юридических дисциплин повлекут за собой и модульные инновации, позволяющие объединять несколько компонентов системы образования: допустим, заставить взаимодействовать методы преподавания права с проведением воспитательной работы среди курсантов путем образования из их среды различных правовых комитетов и секций, контролирующих процесс обучения. Например, дать курсантам возможность не просто участвовать в учебном процессе, но и руководить им, опреде-

лять его приоритетные направления и оценивать результаты собственной работы. Все это позволяет говорить о высокой эффективности данной инновационной технологии.

В последние годы система педагогических технологий правового образования выступает как личностно ориентированная, направленная на раскрытие индивидуальных способностей, навыков и знаний учащихся.

Система методов, которые используются для преподавания права, должна учитывать такие особенности, как различные подготовки курсантов и их способности к восприятию материала.

Как известно, часть аудитории хорошо усваивает информацию на слух, если она подкрепляется конкретными примерами юридической практики, а речь преподавателя не является монотонной и повторяющейся. У другой части аудитории лучше развито визуальное восприятие, а следовательно, запоминание и усваивание информации происходят благодаря изучению учебной литературы. Для более продуктивного проведения занятий преподавателю рекомендуется комбинировать различные технологии преподавания уголовного права, чтобы учесть психологические особенности всех курсантов.

Организация проведения семинарского занятия регламентирована Положением об организации учебного процесса в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации». Согласно п. 12.2. Раздела II семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы обучающихся с учебной и научной литературой. Оно должно обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мне-

ниями по рассматриваемым вопросам. Для более эффективного достижения данной цели необходимо использование следующих инновационных методик.

Выделяют следующие инновационные методики, как:

- ролевые и деловые игры;

- диспуты;

- «круглые столы»;

- «мозговой штурм»;

- коллоквиумы;

- мастер-классы;

- тестирование;

- выездные занятия;

- олимпиады, конференции и т. д.

Использование той или иной методики предполагает проведение подготовительной работы. Обобщенно можно выделить следующие методические рекомендации реализации интерактивных методов:

- подготовительная работа;

- привлечение специалиста;

- распределение ролей;

- подготовка участников занятия;

- подготовка помещения;

- собственно занятие;

- подведение итогов занятия.

Из названных методик можно выделить те, которые являются актуальными для подготовки и проведения семинарского занятия по уголовному праву.

Метод «мозгового штурма» применяется в случае, когда при решении проблемы допускается большое количество возможных вариантов [4]. Преподавателем назначается ведущий мероприятия, который формулирует проблему для обсуждения, остальные курсанты поочередно высказывают свое мнение по предложенной проблеме. Все предложения, которые носят рациональный характер, записываются на бумаге, а затем объединяются и ранжируются в зависимости от их значимости. В ходе проведения диспута участники должны проявлять толерантность и уважение друг к другу, давать возмож-

<ч а а

и и

ч

и «

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

ность высказаться каждому желающему.

Метод «мозговой атаки» способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от объективных условий и существенных ограничений, формирует умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели с использованием инновационных подходов. Метод «мозговой атаки» состоит из следующих этапов:

а) формулирование проблемы, которую необходимо решить, формирование нескольких рабочих групп и экспертной группы;

б) тренировочная сессия - разминка, быстрый поиск ответов;

б) «мозговая атака» - штурм поставленной проблемы, генерирование идей;

в) оценка и отбор наилучших

идей;

г) сообщение о результатах моз-^ говой атаки.

¡¡3 Использование этого метода вы-

рабатывает у обучающихся убеждение в § том, что сложные ситуации, проблемы, ^ не поддающиеся решению традицион-^ ными способами, могут быть разрешись мы при использовании инновационных ^ подходов.

§ Методы «круглого стола» пред-

| полагают принцип коллективного об-| суждения ситуаций, проблем. Это могут § быть семинары - дискуссии, встречи со специалистами различных практических »« органов. Необходимо, чтобы участники у «круглого стола» выступали не с подготовленными докладами, а со своим Ц мнением по затронутой ситуации, про-§ блеме. Использование этого метода | способствует выработке у обучающихся | умения спорить, аргументированно, с ^ научной точки зрения доказывать, за-« щищать и отстаивать свое мнение, при-| слушиваться к мнению других. Данный и метод включает в себя различные виды ^ семинаров и дискуссий.

«Пресс-конференция» или «дискуссия». При закреплении теоретического материала возможно использование таких активных методов обучения, как «пресс-конференция», «дискуссия» и др. На «пресс-конференцию» на занятии уходит 15-20 минут. Это, по существу, взаимоконтроль обучаемых. На одном занятии половина группы задает вопросы (оцениваются не только ответы, но и грамотность, глубина, количество заданных вопросов, аналитические способности, инновационный, исследовательский характер работы над вопросами, над их постановкой и формулировкой). Дается 5 минут на подготовку вопросов и просмотр конспектов, раздаточного материала, учебно-методических рекомендаций. Затем тетради с конспектами лекций, учебники собираются. Начинается «пресс-конференция». Ответы дополняются, комментируются обучаемыми и преподавателем, что также оценивается. Оценки выставляются с участием группы, комментируются достоинства и недостатки ответов.

Достоинства такой формы опроса очевидны: объективность оценок и закрепление материала, исследовательский характер работы на занятии.

На следующем занятии подгруппы меняются местами.

Важную роль в преподавании уголовного права играет использование информационных технологий, таких как: справочные правовые системы типа «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс», Интернет. Использование официальных сайтов органов государственной власти может широко применяться в процессе преподавания дисциплины, а соответствующие практические задания целесообразно включать в практикумы и учебные пособия.

В современном процессе обучения используются как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперед инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не

менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.

А. Адамский утверждал: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».

Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

При проведении семинарского занятия по уголовному праву также используются следующие методы.

Метод наглядного обучения [5]. Один из самых простых способов - это использование доски и мела. При использовании схемы - сокращается работа мышления и ускоряется процесс понимания. Использование преподавателем схемы позволяет курсанту перейти к работе более приятной, что снимает усталость.

Эвристический метод обучения. Данный метод можно определить как способ предоставлять курсантам самим познавать явления путем выступления с докладами, решения заданных по теме задач и упражнений, анализа нормативных актов, ведения споров и дискуссий,

но под руководством преподавателя. При этой форме курсант сначала предлагает свои решения, высказывает свои мысли и суждения, а затем преподаватель дополняет их, разъясняет, поправляет допущенные неточности.

Исследовательский метод обучения. Руководство преподавателя исследовательской работой курсанта при подготовке и написании последним доклада для выступления на семинарском занятии. В этом методе обучения наиболее полно проявляются активность и самостоятельность курсанта.

Аналитическая справка по конкретным уголовным делам. При этом анализируются рассмотренные кассационными инстанциями уголовные дела, выявляются наиболее часто встречаемые ошибки при квалификации преступлений.

Таким образом, поиск новых методик преподавания правовых дисциплин с начала XXI в. в России идет достаточно активно. Без внедрения новых методик преподавания, новых подходов к содержанию учебных программ, разработки новых инновационных технологий не может быть достигнута цель совершенствования высшего юридического образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<ч а а и

и ^

ЛИТЕРАТУРА

1. См. : Инновационные методы в образовании. М. : РИПО ИГУМО, 2008; Инновационные методы и интерактивные технологии в образовательном процессе юридического факультета РГЭУ (РИНХ) : учебное пособие / под ред. И. В. Рукавишниковой, Л. А. Брусенской, Г. Н. Золотовской. Ростов-на Дону, 2011.

2. Хомерики О. Г. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994. С. 35.

3. Певцова Е. А. Нововведения в педагогической теории и практике образовательных учреждений. М., 1998. С. 29.

4. См. : Алекссев Р. А. Традиционные и инновационные технологии // http:// is.park.ru/doc. jsp?urn=46752093; Инновационные методы в образовании. М. : РИПО ИГУМО, 2008.

5. Бельский К. С., Зайцева Л. А. Педагогический процесс в юридическом вузе // Юридическое образование и наука. 2009. № 1. С. 11.

© Гарифуллина Р. Ф.

и «

а

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

1

£

а «

и

« « «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.