Научная статья на тему 'Особенности преподавания дисциплин государственно-правового цикла с применением интерактивной методики'

Особенности преподавания дисциплин государственно-правового цикла с применением интерактивной методики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1494
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ИННОВАЦИИ / ДИСКУССИИ / УМЕНИЕ / НАВЫКИ / ТВОРЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTIVE TEACHING METHODS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / TECHNOLOGY / CONVENTIONAL FORMS / INNOVATION / DISCUSSIONS / SKILLS / CREATIVITY / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовникова Галина Дмитриевна

В статье показаны особенности преподавания учебных дисциплин государственно-правового цикла. Особое внимание уделяется применению интерактивных методов обучения в преподавании конституционного права. Автор считает, что данные особенности обусловлены, прежде всего, публично-правовым характером учебной дисциплины, сложностью предмета познания, идеологическо-патриотической и политической направленностью. Фундаментальный характер дисциплин государственно-правового цикла предопределяет усвоение базовых норм, ценностей и категорий, имеющих определяющее значение для отраслевых учебных дисциплин. Современные стандарты высшего профессионального образования требуют обязательного использования интерактивных методов в учебном процессе высших учебных заведений. В условиях нарастающих глобализационных и информационных вызовов включение в модель российского юридического образования интерактивных методов обучения как необходимого элемента образовательных технологий становится неизбежным. Необходимо также учитывать, что переход на болонскую систему привел к общему сокращению часов аудиторных занятий для студентов бакалавриата. В этих условиях необходим поиск оптимальных методов обучения в условиях ограниченности времени общения преподавателя со студентами в аудитории. Одна из главных задач современного вуза найти оптимальное соотношение «старого» и «нового», традиционного и инновационного и поддерживать его. Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение несколько изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Показаны общие модели интерактивных занятий и особенности их проведения по дисциплинам государственно-правового цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TEACHING SUBJECTS OF THE STATE LAW COURSE USING INTERACTIVE TECHNIQUES

The article demonstrates peculiarities of teaching subjects of the state law course. Special attention is given to the use of interactive teaching methods in teaching constitutional law. The author believes that these features are caused, first and foremost, by the public nature of an academic subject, the complexity of the subject of cognition, its ideological-patriotic and political character. The fundamental nature of the subjects of the state law course predetermines the acquisition of basic norms, values and categories crucial for the subjects in question. Modern higher vocational education standards require the use of interactive methods in the teaching process of higher educational institutions. In the face of increasing globalization and information challenges, implementation of interactive teaching methods in Russian model of legal education is inevitable as it constitutes a necessary element of educational technology. It should also be borne in mind that the transition to the Bologna system led to an overall reduction in teaching hours for the students of Bachelor's Programs. In these circumstances, it is necessary to search for the most effective learning methods with limited time of student-professor communication in the classroom. One of the main tasks of a modern university is to find the best balance between "the old and the new", traditional and innovative, and maintain it. Keeping in mind the ultimate goal and the main content of the educational process, interactive training change, to some extent, conventional communicating forms into dialog forms based on mutual understanding and cooperation. The paper demonstrates common models of interactive classes and their peculiarities in teaching subjects of the state law course.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания дисциплин государственно-правового цикла с применением интерактивной методики»

Г. Д. Садовникова*

Особенности преподавания дисциплин государственно-правового цикла с применением интерактивной методики

Аннотация. В статье показаны особенности преподавания учебных дисциплин государственно-правового цикла. Особое внимание уделяется применению интерактивных методов обучения в преподавании конституционного права. Автор считает, что данные особенности обусловлены, прежде всего, публично-правовым характером учебной дисциплины, сложностью предмета познания, идеологическо-патриотической и политической направленностью. Фундаментальный характер дисциплин государственно-правового цикла предопределяет усвоение базовых норм, ценностей и категорий, имеющих определяющее значение для отраслевых учебных дисциплин. Современные стандарты высшего профессионального образования требуют обязательного использования интерактивных методов в учебном процессе высших учебных заведений. В условиях нарастающих глобализационных и информационных вызовов включение в модель российского юридического образования интерактивных методов обучения как необходимого элемента образовательных технологий становится неизбежным. Необходимо также учитывать, что переход на болонскую систему привел к общему сокращению часов аудиторных занятий для студентов бакалавриата. В этих условиях необходим поиск оптимальных методов обучения в условиях ограниченности времени общения преподавателя со студентами в аудитории. Одна из главных задач современного вуза — найти оптимальное соотношение «старого» и «нового», традиционного и инновационного и поддерживать его.

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение несколько изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Показаны общие модели интерактивных занятий и особенности их проведения по дисциплинам государственно-правового цикла.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, образовательная деятельность, технологии, традиционные формы, инновации, дискуссии, умение, навыки, творчество, взаимодействие.

001: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.037-044

Особенности преподавания учебных дисциплин государственно-правового цикла обусловлены, прежде всего, их публично-правовым характером, сложностью предмета познания, идеологическо-патриоти-

ческой и политической направленностью. Закрепление в Конституции РФ нормы о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной не означает деидеологизации конституционного

© Садовникова Г. Д., 2017

* Садовникова Галина Дмитриевна — доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА), почетный работник высшего профессионального образования РФ sadovnikovag@inbox.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

права, муниципального права, конституционного судебного процесса. В базовых отношениях, регулируемых нормами конституционного права выражается, как отмечала Е.И. Козлова, «прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества»1. Идеологией проникнуто само содержание Конституции — основного источника конституционного права — это идеология демократии, правового государства, высшей ценности человека, его прав и свобод, независимости судебной власти, самостоятельности местного самоуправления. Фундаментальный характер дисциплин государственно-правового цикла предопределяет усвоение базовых норм, ценностей и категорий, имеющих определяющее значение для отраслевых учебных дисциплин. Эти незыблемые конституционные ценности преподаватель интерпретирует в своих лекциях теоретической направленности, но не менее важно как для усвоения основных понятий, категорий и источников дисциплин государственно-правового цикла, так и форм их практической реализации, суметь так подать материал студентам, чтобы они стали соучастниками процесса обучения, вели с преподавателем заинтересованный диалог.

В современной методической литературе отмечается, что в вузовском преподавании «главная трудность, с нашей точки зрения, заключается в сложившихся и укоренившихся в образовательной практике стереотипах преподавания. Абсолютное большинство преподавателей, начиная свою деятельность в вузе, не руководствуется современными достижениями наук об образовании, а воспроизводит те подходы, при помощи которых учили их

самих. Методический арсенал таких преподавателей ограничивается скудным набором однообразных форм и методов работы: те же «информационные» лекции, те же семинары, те же экзаменационные билеты, те же приемы и манеры»2. Большое сомнение вызывает утверждение авторов, что таких преподавателей в современном вузе «абсолютное большинство», но проблему недостаточности применения инновационных методик следует признать безоговорочно.

Современные стандарты высшего профессионального образования требуют обязательного использования интерактивных методов в учебном процессе высших учебных заведений. В условиях нарастающих глобализационных и информационных вызовов включение в модель российского юридического образования интерактивных методов обучения как необходимого элемента образовательных технологий становится неизбежным. Необходимо также учитывать, что переход на болонскую систему привел к общему сокращению часов аудиторных занятий для студентов бакалавриата. В этих условиях необходим поиск оптимальных методов обучения в условиях ограниченности времени общения преподавателя со студентами в аудитории. Самым сложным представляется определение верного для каждой отдельно взятой категории студентов соотношения традиционных и инновационных методов, к которым относят интерактивную методику.

Интерактивное обучение (inter — «взаимный», act — «действовать») основано на коммуникациях, диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором, по В.К. Дьяченко, «все обучают каждого и каждый обучает всех»3. Интерактивное обучение становится более привле-

1 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. 4-е изд, перераб. и доп. М. : ТК Велби, Проспект, 2006. С. 7.

2 Методика преподавания в высшей школе : учеб.-практич. пособие / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. М. : Юрайт, 2014. С. 8.

3 Дьяченко Виталий Кузьмич (1923—2008) — российский педагог и психолог. Кандидат педагогических наук, профессор, академик, действительный член Международной педагогической академии, современный теоретик коллективного способа обучения.

кательным и комфортным для современных студентов, поскольку оно дает возможность проявить свой интеллектуальный потенциал, активно поучаствовать в процессе обучения. В итоге материал вызывает больше интереса, воспринимается более полно и лучше усваивается. Как справедливо отмечает В.А. Казакова «Интерактивное обучение выполняет сразу несколько функций. Во-первых, активное, а не пассивное восприятие информации концентрирует внимание, заставляет не отвлекаться от мысли преподавателя, во-вторых, вносит в занятия некоторый соревновательный, игровой элемент, давая возможность наиболее сообразительным и творческим студентам выделиться из общей массы, реализовать свои престижные амбиции, в-третьих, постоянное обращение к нормативной базе формирует необходимый навык пользования первоисточником, облегчает переход с ним на ты4.

Интерактивные модели обучения предусматривают творческие задания, моделирование различных ситуаций, требующих применения правовых норм (кейс-метод), деловые ролевые игры, совместное обсуждение и решение проблем путем дискуссий, сократические диалоги и многое другое. При этом преподаватель должен строить занятие таким образом, чтобы, с одной стороны, не доминировать в аудитории, подавляя активность студентов, с другой — не утратить контроль над ситуацией, чтобы обсуждение не ушло далеко от тематики изучаемого предмета. В идеале создается такая среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равноправием их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и взаимоконтроля.

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение несколько изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. При этом ведущие вузы страны, в том числе Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) за много лет успешной работы совер-

шенствовали традиционные методики образования, постепенно внедряя и новые. Изменение требований к преподаванию в высшей школе произошло не вдруг, оно обусловлено социально-экономическим развитием общества. Одна из главных задач современного вуза — найти оптимальное соотношение «старого и нового», традиционного и инновационного и поддерживать его.

Толчок к инновациям дал переход на уровне-вую систему образования (бакалавриат — магистратура), но еще задолго до этого в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) аудитории оснащались техническими средствами обучения, создавался банк видеолекций, обустраивались компьютерные классы, приобретались информационные ресурсы, для преподавателей разрабатывались соответствующие программы переподготовки, реформировалась организационная структура образовательного процесса, приветствовались новые обучающие методики. На заседаниях кафедры конституционного и муниципального права РФ, к примеру, нередко обсуждалась методика проведения занятий с элементами, которые сейчас называют интерактивными. Так, уже много лет назад (после принятия закона о гражданстве РСФСР 1991 года) профессор Е.И. Козлова посвящала часть лекции о российском гражданстве обсуждению оснований приобретения гражданства случайно выбранными из потока студентами. На вопрос лектора: «По какому основанию Вы лично являетесь российским гражданином?» все добросовестно записавшие со слов лектора положения нового закона об основаниях приобретения гражданства отвечали: «Потому что родился в России» или «Потому что родители — граждане». Путем наводящих вопросов: «Вы родились позже февраля 1991 года?» и других лектор подводила их к правильному ответу, что к ним применимо другое содержащееся в законе (ныне утратившем силу) основание — признание гражданства. Сейчас бы мы назвали такую лекцию интерактивной. В данном примере она способствовала верному пониманию только что усвоенного материа-

4 Казакова В. А. Методика преподавания уголовно-правовых дисциплин // Юридическое образование и наука. 2012. № 4. С. 32—35.

ла. Профессорско-преподавательский состав кафедры и сейчас применяет некоторые рекомендованные Е.И. Козловой приемы: например, на семинарских занятиях по основам конституционного строя обсуждение со студентами предполагаемых наименований первых шестнадцати статей Конституции РФ (основы конституционного строя). Понятно, что формулируя название статьи, студент пытается уловить основной ее смысл, квинтэссенцию, лучше запоминает содержание.

В течение многих лет в МГЮА нарабатывались традиции высокопрофессионального обучения, и Олегу Емельяновичу Кутафину с коллегами — единомышленниками удавалось нащупать ту грань разумного баланса между традициями и инновациями, которая необходима для подготовки высокопрофессиональных юристов. При этом сохраняются и традиционные академические лекции. Но если когда-то они были единственной формой вербального получения информации, а студенты могли располагать конспектами лекций и библиотекой, то сейчас все имеют электронные устройства, информационные базы данных, причем количество необходимой информации неуклонно возрастает. В этих условиях лекции, в которых излагается содержание законов, не заинтересуют студентов, тем более что в условиях, когда правовые акты быстро меняются, и польза от таких занятий невелика. Представляется важным усвоить некие общие базовые категории, принципы, главные конституционные ценности, особенно в дисциплинах государственно-правового цикла, чтобы быть готовыми ориентироваться в действующем законодательстве и практике в каждый конкретный момент времени.

Преподавание в современных условиях, — отмечают специалисты в сфере педагогики и методики преподавания, — не столько процесс передачи информации, сколько организационная помощь студенту в ведении своей учебной деятельности. А преподавателю современного вуза необходимо сосредоточиться на формировании готовности применять знания и уме-

5 Методика преподавания в высшей школе. С. 9.

ния в различных реальных условиях, в самых разнообразных профессиональных ситуациях5.

Студенты, в хорошем смысле избалованные обилием информационных ресурсов, не всегда готовы слушать полтора часа академическую лекцию, не включающую интерактивных элементов, не иллюстрированную слайдами, не содержащую обращений к аудитории, фрагментов диалога.

В преподавании государственно-правовых дисциплин применяются как общие модели интерактивных занятий, так и присущие только данному циклу методики.

К общим моделям интерактивных занятий можно отнести такие, как:

— организация тематических занятий в разных формах: круглых столов, научных мини-конференций, пресс-конференций; бриф-фингов, интервью;

— просмотр и совместное обсуждение учебных фильмов;

— моделирование (например, модель заседания Конституционного Суда РФ, судебного процесса суда общей юрисдикции по рассмотрению заявления о ликвидации политической партии, голосования на избирательном участке, заседания избирательной комиссии по рассмотрению избирательного спора, пленарного заседания Государственной Думы);

— организация временных творческих коллективов для работы над проектом (например, проектом закона);

— организация дискуссий;

— интерактивная экскурсия;

— использование кейс-технологий;

— проведение видеоконференций с участием студентов других вузов;

— мозговой штурм;

— дебаты;

— фокус-группа;

— деловые ролевые игры;

— Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций);

— тренинги.

Особенности проведения интерактивных занятий по дисциплинам государственно-правового цикла могут состоять в следующем:

— выбор государственно-правовой тематики для круглых столов, научных мини-конференций, пресс-конференций, например: круглые столы: «Конституционно-правовые средства борьбы с экстремизмом»; «Уроки избирательных кампаний и проблемы борьбы с нарушениями избирательного законодательства»; «Антикоррупционная составляющая муниципального права», деловая игра в форме пресс-конференции Председателя ЦИК России, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и т.п.;

— организация временного творческого студенческого коллектива для работы над проектом закона, целесообразность принятия которого широко обсуждается, например: «Об общественном участии»; «О лоббизме»; «Об аутсёрсинге»;

— экскурсии в Совет Федерации, Государственную Думу, Московскую городскую Думу, в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в ЦИК России;

— проведение видеоконференций со студентами других вузов по заданной тематике, например «Гарантии прав и свобод человека в России и зарубежных странах»;

— моделирование проведения дебатов кандидатов в депутаты Государственной Думы от различных политических партий;

— создание фокус-группы для обсуждения проблем реализации законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах;

— ролевые деловые игры, например: «Принятие закона в Государственной Думе Федерального Собрания РФ»; «Заседание профильного комитета Государственной Думы по обсуждению поступивших поправок к законопроекту»; «Проведение общественных слушаний по принятию устава муниципального образования»;

— Case-study — совместный поиск возможных решений конкретных жизненных ситуаций (например, из практикумов по конституционному и муниципальному праву), не имеющих, как правило, однозначного решения.

Интерактивное обучение как специфическая форма организации познавательной деятельности подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели, в том числе развитие интеллектуальных способностей студентов, самостоятельности мышления, критичности ума; быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений; развитие творческого потенциала — способности к видению проблемы, оригинальности, гибкости, диалектично-сти, творческого воображения, генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности; эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной юридической практике.

Применение интерактивных методов в ряде случаев позволяет больше внимания уделить рассмотрению вопросов, которые «выпадают» из поля зрения обучающихся при рассмотрении более общих тем. Так, профессор С.И. Некрасов, предлагая в преподавании конституционного права более рационально сгруппировать темы, относящиеся к территориальной организации публичной власти, справедливо полагает, что в таком случае достаточное отражение найдут «многие вопросы организации публичной власти в территориальных пространствах, не являющихся территориями публично-правовых образований, — правовая природа федеральных и иных специальных, административно-управленческих округов, административно-территориальных единиц с особым статусом, особых экономических зон, природных территорий, инвестиционно-внедренческих территорий («площадок»), экономических макрорегионов, кочевых народов и общин и т.п.»6. Не имея возможности выделить достаточное количество часов для изучения этих безусловно интересных вопросов в традиционных формах, преподаватель может использовать, например, технологии работы в малых группах: студенческая группа разбивается на 5-6 малых групп (команд), которые во время семинарского занятия в течение опре-

6 Некрасов С. И. Территориальная организация публичной власти: проблемы содержания и преподавания в системе высшего юридического образования // Конституционное и муниципальное право. 2013. №

5. С. 25—26.

деленного отрезка времени (к примеру, 20 минут) готовят презентацию об особенностях конституционно-правового статуса одной из территорий, не являющихся публично-правовыми образованиями (по указанию преподавателя и в соответствии с предложенным преподавателем примерным планом). Затем каждая команда представляет свою презентацию аудитории (не более 10 минут), отвечает на вопросы студентов из других команд. Самую интересную презентацию выбирают сами студенты путем голосования. Такая форма проведения занятий способствует не только приобретению новых знаний, но и прививает навыки работы в команде, выполнения поставленной задачи в короткий промежуток времени, привлекательной подачи материала.

Целесообразность применения интерактивных форм обучения в преподавании учебных дисциплин для подготовки магистров признают авторы учебника «Территория в публичном праве»7, предлагая, в частности, использование традиционных академических и интерактивных методов обучения. В числе интерактивных авторами предлагаются: лекция-презентация, мозговой штурм, работа в малых группах, творческие задания, ролевая игра, тестирование, вопрос — вопрос, вопрос — ответ, демонстрация, вопросы для дискуссии, в том числе:

— Возможно ли создание Русской республики?

— Нужна ли унификация субъектов РФ?

— Что демократичнее — федерация или унитарное государство?

Такие занятия призваны пробуждать интерес к проблемам территориальной организации государства, приобщать студентов к культуре публичной научной дискуссии, знакомить с этическими правилами проведения дискуссий. Эти же вопросы можно использовать при проведении «сократического диалога», модель которого преподаватель должен планировать заранее. При правильном направлении дискуссии студенты научатся не только говорить, но и слушать друг друга, кратко и в то же время ярко и образно формулировать свою мысль,

подбирать нужные аргументы. Без сомнения, такое занятие принесет больше пользы, чем пересказ учебника или закона.

Достоин широкого применения в преподавании юридических дисциплин государственно-правового цикла такой метод, как творческое проблемное задание. В отличие от традиционных творческие проблемные задания по определению не сводятся к простому воспроизводству информации, а требуют от участников, как преподавателей, так и студентов, творческого подхода. Фабулы заданий, как правило, строятся так, что решение не предполагает единственно возможного верного варианта. Студент должен рассуждать, какую норму следует применить, при каких условиях возможно то или иное решение. В качестве примеров можно предложить студентам составить экспертное заключение по поступившей в Конституционный Суд РФ (уставной суд субъекта РФ) жалобе гражданина в порядке ч. 4 ст. 125 Конституции РФ или составить такую жалобу; подготовить предложение о внесении поправок в тот или иной закон; написать проект решения суда по поступившему заявлению уполномоченного органа о ликвидации политической партии, регионального отделения партии, общественного объединения; составить жалобу Уполномоченному по правам человека. Выполнение такого задания может моделировать будущую профессиональную деятельность.

Эффективным представляется сочетание в преподавании учебных дисциплин государственно-правового цикла различных методов.

Соотношение традиционных методов с интерактивными, равно, как и сочетание различных интерактивных методов, в том числе в течение одного занятия, обуславливается видом занятия, его тематикой, спецификой аудитории и целым рядом других факторов. Учесть эти факторы и выбрать оптимальную методику преподавания представляется не менее важной задачей преподавателя, чем, собственно, передача багажа знаний, то есть важно не только «что передается», но и «как передается».

7 Территория в публичном праве / И.А. Алебастрова, И.А. Исаев, С.В. Нарутто и др. М. : Норма, Инфра-М, 2013. 320 с.

Таким образом, интерактивное обучение — это обучение, которое:

— основано на взаимодействии;

— опирается на опыт реальной жизни, в том числе на судебную практику;

— включает свободный обмен мнениями среди студентов и между студентами и преподавателями, уважительное отношение ко всем предлагаемым аргументам и точкам зрения;

— содержит критический анализ организационных и системных причин возникновения проблем и предложения по их решению.

В качестве одной из проблем реализации форм интерактивного обучения в вузе отмечается необходимость защиты авторских прав на обучающие ресурсы. Например, преподаватель, готовясь к занятиям, составляет подборки судебной практики по определенным темам, подборки позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, выбирая наиболее характерные отрывки из решений. Подавая студентам проект устава муниципального образования для деловой игры в форме общественных слушаний по принятию устава, преподаватель обдумывает и включает туда заведомо противоречащие закону положения (например, о том, что изменения в устав вносит единолично мэр

города) для того, чтобы студенты их нашли и дали критическую оценку. К лекциям готовятся слайды с текстовыми пояснениями. Все это представляет собой авторские методические материалы. Должны ли они передаваться кафедре, чтобы ими могли пользоваться другие преподаватели? Видимо, сам преподаватель должен решать, какие материалы передавать в общее пользование. Возможно, следует активнее использовать институт депонирования. Кроме того, подготовка материалов к интерактивным занятиям — непростой труд. Представляется целесообразным учитывать его в индивидуальном рейтинге преподавателя, добавлять за него часы, включить в перечень критериев при очередном прохождении преподавателем конкурса.

В любом случае, применение интерактивных инновационных методов заслуживает всяческого поощрения и распространения. Главная цель интерактивного обучения состоит не только в том, чтобы дать знания, умения и навыки, но и в том, чтобы привить самостоятельное, критическое мышление, создать основу для работы по самостоятельному решению проблем на практике высокопрофессиональными выпускниками юридических вузов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Территория в публичном праве / И.А. Алебастрова, И.А. Исаев, С.В. Нарутто и др. — М. : Норма, Ин-фра-М, 2013. — 320 с.

2. Методика преподавания в высшей школе : учеб.-практич. пособие / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. — М. : Юрайт, 2014. — 315 с.

3. Джамангараев Е. С. Особенности и место интерактивных методов обучения в учебном процессе // Образование. — 2009. — № 4.

4. Жук А. И., Кошель Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. — Минск : АВЕРСЭВ, 2004.

5. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. — М. : Просвещение, 1991.

6. Казакова В. А. Методика преподавания уголовно-правовых дисциплин // Юридическое образование и наука. — 2012. — № 4. — С. 32—35.

7. Кувшинова С. А. Современные образовательные технологии : сборник статей и методических материалов / НОУ «Институт современного образования». — Калиниград, 2007.

8. Некрасов С. И. Территориальная организация публичной власти: проблемы содержания и преподавания в системе высшего юридического образования // Конституционное и муниципальное право. — 2013. — № 5. — С. 25—26.

Материал поступил в редакцию 10 декабря 2016 г.

PECULIARITIES OF TEACHING SUBJECTS OF THE STATE LAW COURSE USING INTERACTIVE TECHNIQUES

SADOVNIKOVA Galina Dmitrievna — Doctor of Law, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation sadovnikovag@inbox.ru

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

Review. The article demonstrates peculiarities of teaching subjects of the state law course. Special attention is given to the use of interactive teaching methods in teaching constitutional law. The author believes that these features are caused, first and foremost, by the public nature of an academic subject, the complexity of the subject of cognition, its ideological-patriotic and political character. The fundamental nature of the subjects of the state law course predetermines the acquisition of basic norms, values and categories crucial for the subjects in question. Modern higher vocational education standards require the use of interactive methods in the teaching process of higher educational institutions. In the face of increasing globalization and information challenges, implementation of interactive teaching methods in Russian model of legal education is inevitable as it constitutes a necessary element of educational technology. It should also be borne in mind that the transition to the Bologna system led to an overall reduction in teaching hours for the students of Bachelor's Programs. In these circumstances, it is necessary to search for the most effective learning methods with limited time of student-professor communication in the classroom. One of the main tasks of a modern university is to find the best balance between "the old and the new", traditional and innovative, and maintain it.

Keeping in mind the ultimate goal and the main content of the educational process, interactive training change, to some extent, conventional communicating forms into dialog forms based on mutual understanding and cooperation.

The paper demonstrates common models of interactive classes and their peculiarities in teaching subjects of the state law course.

Keywords: interactive teaching methods, educational activities, technology, conventional forms, innovation, discussions, skills, creativity, interaction.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Territorija v publichnom prave / I.A. Alebastrova, I.A. Isaev, S.V. Narutto i dr. M.: Norma, Infra-M, 2013. 320 s.

2. Metodika prepodavanija v vysshej shkole : ucheb.-praktich. posobie / V. I. Blinov, V. G. Vinenko, I. S. Sergeev. — M. : Iz— datel'stvo Jurajt, 2014. — 315 s. — Serija : Progressivnyj kurs.

3. Dzhamangaraev E.S. Osobennosti i mesto interaktivnyh metodov obuchenija v uchebnom processe. «Obrazovanie» nauchno-pedagogicheskij zhurnal № 4, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zhuk A.I. Koshel' N.N. Aktivnye metody obuchenija v sisteme povyshenija kvalifikacii pedagogov. — Minsk, AVERSJeV, 2004.

5. D'jachenko V.K. Sotrudnichestvo v obuchenii. — M.: Prosveshhenie, 1991.

6. Kazakova V.A. Metodika prepodavanija ugolovno-pravovyh disciplin // Juridicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. № 4. S. 32—35.

7. Kuvshinova S.A. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: Sbornik statej i metodicheskih materialov/NOU «Institut sovremennogo obrazovanija». — Kalinigrad, 2007.

8. Nekrasov S.I. Territorial'naja organizacija publichnoj vlasti: problemy soderzhanija i prepodavanija v sisteme vysshego juridicheskogo obrazovanija // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2013. № 5. S. 25—26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.