Научная статья на тему 'О совершенствовании методики изучения политической культуры как социального явления в курсе учебной дисциплины «Политология»'

О совершенствовании методики изучения политической культуры как социального явления в курсе учебной дисциплины «Политология» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
146
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СУБКУЛЬТУРЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Егорышева Н. В.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования методики преподавания учебной дисциплины «Политология». На примере подготовки, организации и проведения семинарских занятий по теме «Политическая культура как социальное явление» анализируются возможности различных форм и методик проведения занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании методики изучения политической культуры как социального явления в курсе учебной дисциплины «Политология»»

личины снижения размера санкции за правонарушения от времени, прошедшего с момента совершения, выявления правонарушения, до момента извещения об этом органов внутренних дел.

13. Ст.ст. 62-63 ГПК РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

14. Или иным образом связанным с ними.

15. Мы не приводим конкретные антикоррупционные меры и методы, так как данная проблема должна и является предметом отдельных фундаментальных и прикладных научных трудов, однако включаем борьбу с коррупцией в данный блок, так этот инструмент направлен на снижение риска содействующего хозяйствующего субъекта возможного увеличением административной нагрузки на него, в случае наличия коррупционных связей нарушителя с органами власти.

16. Такое отрицательное последствие отказа от содействия возможно только в условиях положительного отношения к органам внутренних дел, к институту их информирования, к действующим законам, а также при условии отношения недопустимости противоправных действий.

© Ковтунова С. Ю.

УДК 378.1

ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

Н. В. ЕГОРЫШЕВА, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат политических наук

<ч а а

и

и Д

В

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ В КУРСЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования методики преподавания учебной дисциплины «Политология». На примере подготовки, организации и проведения семинарских занятий по теме «Политическая культура как социальное явление» анализируются возможности различных форм и методик проведения занятий.

Ключевые слова и словосочетания: методика обучения, активные формы обучения, политическая культура, политические субкультуры, социокультурные условия, социальное явление.

о «

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

Современный этап развития методики преподавания политологии, обусловленный переходом на новые образовательные стандарты, характеризуется поиском новых эффективных методик обучения, в особенности, если дело касается таких сложных тем, как «Политическая культура как социальное явление».

Между тем важность этой темы обуславливается самой политической реальностью. Эффективность реформ, проводимых в государстве и в общест-

ве, в целом во многом зависит от социокультурных условий, в которых они проходят и которые в этом обществе сформировались. К этим условиям можно отнести ощущение населением своей исторически-национальной общности, наличие чувств патриотизма, уважения к закону, гражданской ответственности, высокий уровень общей и политической культуры, образованности и политической грамотности, развитость демократических традиций и приверженность им.

Политическая культура представляет собой характер политических знаний, взглядов, убеждений индивида, умение применять их в процессе общественно-политической деятельности или исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на политические убеждения.

На двухчасовом семинарском занятии по данной теме обычно рассматривается 3-4 вопроса. Не все вопросы рассматриваются в одинаковой степени подробно. На занятии ставится цель - углубить знания обучающихся, полученные на лекции, убедить их в необходимости самостоятельного поиска знаний, научить их размышлять, делать выводы и обобщения, развивать свою познавательную активность.

Роль, место и значение семинара - главное в процессе обучения. Семинар расширяет, углубляет, закрепляет знания, развивает мышление, формирует взгляды, убеждения, профессионально значимые нравственные качества, вызывает интерес как к политической теории, так и к реальным событиям в политической, экономической, духовной сферах жизни общества. Чтобы семинар полноценно выполнил свою роль, необходима тщательная подготовка к нему и курсантов, и преподавателя.

Лекции и консультации - лишь начало подготовки к семинару. Главное же в этом - домашняя самостоятельная работа обучающихся. Нет сомнений, что семинар зависит от лекции и самостоятельной работы. Без теоретической подготовки по теме полноценного семинара не получится. С другой стороны, хороший семинар является своеобразным стимулом для изучения литературы, ведет к осмыслению и оценке событий жизни, к ожиданию следующей лекции. Везде и всегда существует взаимная связь.

Общеизвестно, что термин «политическая культура» был впервые

употреблен американским политологом Г. Алмондом. В его понимании политическая культура - особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Классификация типов политической культуры «патриархальная», «подданническая» и «активистская», предложенная им, является общепризнанной и наиболее используемой. Но, наряду с ней, существует масса других подходов и классификаций заслуживающих внимания и изучения, в особенности, если это касается России. На наш взгляд, они должны быть рассмотрены на семинаре более подробно, т. к. в учебниках политологии им уделяется недостаточно внимания.

В ходе анализа особенностей политической культуры россиян целесообразно подчеркнуть ее большую территориальную контрастность. Сегодня в России выделяют преимущественно три зоны, в которых преобладают соответственно три типа политической культуры, называемые субкультурами: «западная», «азиатская» и «русская» [1]. Политическая субкультура, как правило, рассматривается как система политиче- ^ ских ценностей, установок и моделей ® поведения, а также стиля общественно- а политической жизни социальных общ- & ностей, представляющая собой само- Оц стоятельное, имеющее свою выражен- ¡^ ную специфику целостное образование ^ в рамках доминирующей в обществе | политической культуры [2]. g

Западная политическая субкуль- | тура, характеризуемая ориентацией на | западные демократические, политиче- ^ ские ценности, представлена преимуще- § ственно в Москве, Санкт-Петербурге, ^ Калининграде и ряде других крупных ^ промышленных центров России. Эту ^ субкультуру отличает вера в традиции 0 парламентской демократии, в ее инсти- § туты, в возможность построения поли- ^ тической системы общества, исходя из принципа социальной и политической справедливости, электоральным путем, Ц

S

если на выборах в органы власти будет обеспечено свободное волеизъявление. Сторонники этой субкультуры считают западную парламентскую демократию наиболее эффективной и предполагают возможность перенесения либерально-демократических традиций на российскую почву, одновременно делая ставку на бескорыстную помощь западных демократий в модернизации политической системы российского общества.

У западной политической субкультуры в стране есть свои экономические, социальные и идеологические предпосылки. К таким предпосылкам можно отнести то, что, как уже отмечалось, данная субкультура проявляется в промышленно развитых городах, где рыночные преобразования наиболее наглядны, рыночные отношения развиваются быстрее, материальное благосостояние населения заметно выше, образцы и ценности западного образа жизни чаще и полнее проявляются в отношениях между людьми, востребованными являются и духовные ценности западного общества. Эти территории по своему ^ облику все больше начинают походить ^ на зарубежные города. Кроме того, в § этих центрах имеется отличие в соци-^ альном составе населения в сторону и увеличения в нем обеспеченных слоев. ^ А развитая инфраструктура крупных ^ городов способствует активной транс-^ ляции западной культуры и идеологии.

| Этому же способствуют развивающиеся §

Л международные контакты этих террито-

! рий.

^ Весьма распространена в совре-® менной России азиатская субкультура. ф Она представлена в республиках Север-^ ного Кавказа и Поволжья. Здесь истока рически сложилось так, что политика а была отделена от повседневной жизни 2 людей, на которую больше влияли кла-^ новые, общественные, родственно-| семейные отношения. Поэтому элемен-^ ты демократии, те же выборы, если они ^ и были, лишь формально закрепляли те а решения, которые принимались вла-

стью, старейшинами и просто влиятельными людьми. Население мало могло влиять на существующую власть. Советский период российской истории также практически не отличался подлинным демократизмом и не отразился существенно на этой субкультуре.

Азиатская политическая субкультура отличается особым почтением к старшим по возрасту и социальному положению, подвержена влиянию религии, терпимостью к коррупции в политике, отстраненностью женщин от участия в политической жизни. Электоральное поведение в рамках азиатской политической субкультуры, как правило, мобилизуется высшими органами власти и влиятельными членами социальных общностей, а не является автономным, что характерно для западной политической субкультуры.

На значительной территории страны распространена русская политическая субкультура, носителями которой являются в большинстве своем сельское население и жители средних и малых городов. По своему характеру русская политическая субкультура является промежуточной между западной и азиатской. Отличительными чертами русской политической субкультуры являются отстраненность и свобода человека от политики и от любой власти. Русской политической субкультуре свойственно противопоставление официального и неофициального, формального и неформального в политике. Да и сама политика оценивается как не совсем чистоплотное дело.

Носители русской политической субкультуры подвержены популизму, им всегда требуется единение, единомыслие, исходя из принципов - «всем миром», «как все, так и я».

Эта культура не терпит острой политической борьбы, она, напротив, тяготеет к покою и размеренности, неся в себе ностальгию по порядку и веру в справедливого мудрого вождя. Как подчеркивал Н. А. Некрасов, «вот приедет

барин, барин нас рассудит». В этой субкультуре выражена симпатия к харизматическому лидеру, который коротким путем приведет страну к решению волнующих народ проблем. Отсюда в истории мы наблюдаем российское долготерпение и одновременно склонность к бунту как к кардинальному способу решения проблем в короткий срок. В то же время русская политическая субкультура противоречива. В ней сочетаются демократические и авторитарные традиции, стремление к переменам и одновременно боязнь и нежелание перемен, отчуждение от власти и ностальгия по сильной руке, неверие политикам и симпатии к харизме [3]

Центральная задача преподавателя в ходе проведения семинарского занятия - как можно меньше говорить самому, а призвать курсантов к обсуждению вопросов темы семинара. Курсанты на семинаре должны не только и не столько слушать, сколько самим говорить, выступать. Одна из важнейших задач семинаров по курсу «Политология» для курсантов - это научиться говорить, выступать, защищать личные убеждения, социальные ценности, мировоззренческие и нравственные позиции, государственные, общенародные интересы. Жизнь показывает, что многие выпускники вузов не имеют навыков публичного выступления, умения вести полемику, теоретический спор.

Что касается подготовки к семинару, то она включает много компонентов и зависит от многих условий. Исходным этапом подготовки является выбор его формы. В методической литературе дан анализ следующим формам проведения семинаров по общественным дисциплинам: обсуждение письменных работ (рефератов), устные выступления по вопросам и их обсуждение, развернутая беседа на основе плана семинара, диспут, семинар -пресс-конференция, теоретическая конференция и ряд других. Здесь названы те формы, которые многократно

апробированы и пригодны к применению на занятиях по политологии.

Из всех названных и неназванных форм основными и наиболее распространенными являются: развернутая беседа, доклады, устные выступления по вопросам плана семинара и их обсуждение. Как правило, семинарское занятие структурно состоит из трех этапов: вступление, основная часть, заключительная часть.

Вступление (примерно минут пять) обычно посвящается объявлению темы, ее основных вопросов и цели занятия, порядка его проведения. Основная часть заключается в последовательном обсуждении вопросов семинара.

В заключительной части (около пяти минут) преподаватель выступает с общим выводом по теме, кратким подведением итогов семинарского занятия и отвечает на возникшие у курсантов вопросы. Здесь же ставятся задачи по подготовке к следующему занятию .

Приведенная общая схема про- <ч ведения занятия, даже при использо- ^ вании более сложных методик, активных форм, в целом сохраняется, но <ч

а

дополняется определенными новыми а

методическими особенностями, прие- ©

£

мами, деталями. ¡^

Все формы семинара по своему Й

методу могут быть проведены в виде ^

дискуссии, для организации которой ^

наибольшие возможности заложены в |

семинаре-диспуте. Между понятиями §

«дискуссия» и «диспут» существуют §

как сходство, так и существенные раз- | личия.

Дискуссия в переводе с латинско- » го означает обсуждение, спор, исследо- Ц вание, разбор, обсуждение какого-либо Ц вопроса на собрании, в печати, в частной беседе, а в нашем случае - на семинаре. §

Диспут же - это дискуссия, об- ^

суждение более высокого уровня, науч- «

ный спор, прения по докладу, лекции, §

проблеме с заранее намеченными оппонентами.

Таким образом, дискуссия может возникать и стихийно, а диспут - это тоже дискуссия, но заранее спланированная и хорошо организованная. Представляется, что такой хорошо организованный диспут позволяет курсантам не только изложить личные взгляды и убеждения, но и сопоставить их с позициями оппонентов, требует напряжения мыслительной деятельности, находчивости и смелости, чтобы отстоять свою точку зрения. Рожденная в ходе острой дискуссии коллективная истина становится интеллектуальным и нравственным капиталом и превращается в убеждения.

В качестве более сложной и увлекательной методики проведения семинара можно применять метод «малых групп», позволяющий развернуть сопоставление различных точек зрения, спор, в нашем случае - в связи с обсуждением типов политической культуры и причинами их формирования, включить <ч элементы эмоционального восприятия. ^ Данный метод позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы <ч работы.

| При применении данного мето-

<й да подготовка к семинару не ограни-¡^ чивается сообщением в ходе лекции

В или на предыдущем занятии плана щ следующего семинара, списка литера-II туры. Группа заблаговременно делится | на подгруппы, каждая из которых мо-§ жет представлять носителей «запада ной», «азиатской» и «русской» субкуль-| тур. Преподаватель назначает помощника, который делает анализ ответов по » вопросам семинара (другой вариант -Ц назначение рецензента на каждый рас-Ц сматриваемый вопрос), назначает оппонентов (если предусмотрены выступления с рефератами, сообщениями). § Могут применяться и другие варианты ^ образования «малых групп», когда в их « состав входят не все участники семи-

а §

и

нара, а их функции определяются несколько иначе.

В частности, можно предложить курсантам подготовить и обосновать имеющиеся в политической теории точки зрения о том, что субкультуры, в которых значительную роль играет гражданское общество, представлены в России более чем в скромных размерах. Наиболее распространенный тип - это субкультура «наблюдателей» (чуть более половины населения). Почти каждый десятый россиянин - носитель «приходской» культуры, а каждый двадцатый - культуры «подчинения».

В качестве проблемного вопроса для обсуждения может быть предложено утверждение: «Политическая культура российского общества в целом может быть названа культурой наблюдателей и отнесена к категории так называемых "фрагментированных" культур, для которой характерно отсутствие прочного общественного согласия о путях дальнейшего развития общества, отчужденность массы населения от власти и заметные различия в политических ориентациях возрастных когорт или поколений».

По ходу выступлений дискуссии на семинаре преподаватель руководит процессом обсуждения и оценивает работу курсантов индивидуально.

В ходе семинаров различных форм могут также даваться письменные задания, например, по опросным листам тестовой формы. А курсантам, которые не приняли участия на семинаре в обсуждении его темы, могут быть даны индивидуальные задания по этой теме с тем, чтобы они отчитались перед преподавателем в часы его консультационной работы, или задания, предопределяю -щие их активную работу на последующих семинарах.

Еще более сложный вариант методики проведения семинара - семинар-игра, проводимый по специально разработанному сценарию. В данном случае намного увеличивается объем

подготовительной работы: готовятся команды, жюри, помощники, необходимый реквизит, составляются конкурсные вопросы, продумывается система их оценок, готовится помещение. В данном случае преподавателю предстоит проявить не просто навыки в организации и проведении занятий, а творческие, артистические способности на уровне ведущего (руководителя) игровых программ. В связи с этим следует сразу оговориться, что нецелесообразно занятие-игру планировать как обязательный метод для всех преподавателей. Практика показала, что подобные занятия имеет смысл проводить не более чем по одной теме курса «Политология» (лучше - заключительное) и только в том случае, если преподаватель имеет склонность и способность к проведению подобной формы занятия.

Таким образом, семинары - это самая активная и наиболее действенная форма самостоятельной работы. Здесь происходит живое общение курсантов между собой и с преподавателями. В ходе и в итоге семинара курсанты, конечно, приобретают определенные знания. Но более важно, с какими знаниями, с какой подготовкой они приходят на семинар. Форма проведения семинара зависит, прежде всего, от уровня знаний курсантов, от степени их подготовленности к нему. Никакие дискуссии, споры, деловые игры, другие формы состязательности невозможны, если курсанты не готовы к семинару. С неподготовленными учащимися, перебирающими на самом семинаре страницы учебника, записи лекций, ничего нельзя сделать, кроме «школярства» с пресловутым вопросно-

ответным методом при пассивности основной части группы, когда каждый с тревогой ждет момента вызова его преподавателем к сдаче «урока», как в школе. Семинар - это не школьный урок, а высшая школа - это не средняя общеобразовательная школа. Именно поэтому основное внимание преподавателя и курсанта должно быть сосредоточено на подготовке к семинару. Это - главное, определяющее условие его успешного проведения.

Чтобы хорошо подготовиться к семинару, курсант заранее должен знать не только то, что надо к нему изучить, но и в какой форме он будет проводиться. Психологический фактор - не менее важное условие подготовки к семинару, чем приобретение знаний. Форму проведения семинара избирает преподаватель. В необходимых случаях разрабатывается его сценарий. Подготовку семинара определенного типа преподаватель может поручить инициативной группе из числа наиболее подготовленных, способных и знающих. Любая форма проведения семинара предполагает: его задача - показать курсантам, что среди политических условий, необходимых для эффективного развития общества, следует назвать наличие выраженных политических демократических традиций, существование сложившегося гражданского общества с его структурированными институтами, развитой многопартийностью как отражением многообразия социальных интересов, устоявшейся правовой базой, независимыми средствами массовой информации, наличием здоровой, конструктивной политической оппозиции и гражданской политической культурой населения.

<ч а а

и и

ч

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Овчинников В. И. Политическая культура как социально-историческое явление // Российская историческая политология / отв. ред. С. А. Кислицин. Ростов н/Д : Феникс, 1998. С. 220221.

и «

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

А А А

2. См. : Социологический энциклопедический словарь / редактор-координатор Г. В. Осипов. С. 350.

3. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М. : Гардарики, 2001; Холодковский К. Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // По-лития. 1998. № 2(8). С. 5-40.

© Егорышева Н. В.

УДК 378.147:343.2/7

Р. Ф. ГАРИФУЛЛИНА, доцент кафедры уголовного права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

Аннотация. В статье рассматриваются различные виды педагогических инноваций, выделены методические рекомендации реализации интерактивных методов обучения. Проанализированы основные методики, актуальные для подготовки и проведения семинарского занятия по уголовному праву, такие как метод «мозгового штурма», метод «мозговой атаки», метод «круглого стола», «пресс-конференция», эвристический метод и т. д.

<ч а а

и и

Ключевые слова и словосочетания: инновация, методика, метод, уголовное право, информационные технологии, семинарское занятие, обучение.

о «

а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а §

и

50

Этимология слова «инновация» обозначает введение отдельных компонентов культуры в другую среду. Инновации используются различными науками, как техническими, так и общественными. Педагогические инновации не могли не затронуть и правовое образование, внеся в него различные формы интерактивного обучения [1].

Можно дать следующее определение инновационному правовому обучению: «оно представляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого результата правовой обученности. Они становятся весьма результативными в образовательных учреждениях нового типа, где проводятся многочисленные эксперименты, осваиваются незнакомые для массового обучения педагогические технологии» [2].

В настоящее время в научном плане выделяются следующие виды инноваций: модульные, системные и частные [3]. На первом этапе структурирования и внедрения новых технологий могут использоваться частные технологии, имеющие локальный характер. Их применение ограничивается отдельными группами или курсами. На втором этапе данные изменения в системе преподавания юридических дисциплин повлекут за собой и модульные инновации, позволяющие объединять несколько компонентов системы образования: допустим, заставить взаимодействовать методы преподавания права с проведением воспитательной работы среди курсантов путем образования из их среды различных правовых комитетов и секций, контролирующих процесс обучения. Например, дать курсантам возможность не просто участвовать в учебном процессе, но и руководить им, опреде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.