Научная статья на тему 'Преподавание и изучение политологии как фактор формирования общекультурных компетенций сотрудников органов внутренних дел'

Преподавание и изучение политологии как фактор формирования общекультурных компетенций сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТОЛОГИЯ / POLITICAL SCIENCE / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / POLITICAL THEORY / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / POLITICAL KNOWLEDGE / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / POLICE OFFICERS / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / TEACHING PRINCIPLES AND FORMS / ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ / TRAINING COURSES / СРЕДСТВА / TOOLS / МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / TECHNIQUES AND METHODS OF TEACHING AND LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельский В. Ю., Сацута А. И.

Раскрываются место и роль политологии как науки и учебной дисциплины в формировании общекультурных компетенций сотрудников ОВД. Рассматриваются методология и методика реализации обучающего и воспитательного потенциала политической теории. На основе опыта педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России характеризуются формы, средства, методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса по политологии, определяются условия и факторы повышения его эффективности с учетом требований ФГОС ВПО третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бельский В. Ю., Сацута А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING AND POLITICAL SCIENCE STUDYING AS FACTOR FORMATIONS OF COMMON CULTURAL COMPETENCES OF STAFF OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

The article describes the role and the place of science and political science as an academic discipline in the formation of common cultural competence of law enforcement officers. The methodology and implementation of the training methods and educational potential of political theory are discussed in this article. Based on teaching experience activities of the faculty of the sociology and political science department of the Moscow Russian Interior Ministry University forms, means, methods and techniques for teaching and educational process in political science are characterized, and also the conditions and factors that help to meet the requirements of the third generation educational standard in the most effective way are defined.

Текст научной работы на тему «Преподавание и изучение политологии как фактор формирования общекультурных компетенций сотрудников органов внутренних дел»

ПРЕПОДАВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ПОЛИТОЛОГИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В.Ю. БЕЛЬСКИй

доктор философских наук, профессор А. И. САЦУТА кандидат философских наук, профессор E-mail: [email protected]

Аннотация. Раскрываются место и роль политологии как науки и учебной дисциплины в формировании общекультурных компетенций сотрудников ОВД. Рассматриваются методология и методика реализации обучающего и воспитательного потенциала политической теории. На основе опыта педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России характеризуются формы, средства, методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса по политологии, определяются условия и факторы повышения его эффективности с учетом требований ФГОС ВПО третьего поколения.

Ключевые слова: политология, политическая теория, политическое знание, общекультурные компетенции, сотрудники органов внутренних дел, дидактические принципы, формы учебных занятий, средства, методы, приемы и способы обучения и воспитания.

TEACHING AND POLITICAL SCIENCE STUDYING AS FACTOR FORMATIONS OF COMMON CULTURAL COMPETENCES OF STAFF OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

V.YU. BELSKY

doctor of philosophy, professor A.I. SATSUTA

candidate of philosophical sciences, professor

Annotation. The article describes the role and the place of science and political science as an academic discipline in the formation of common cultural competence of law enforcement officers. The methodology and implementation of the training methods and educational potential of political theory are discussed in this article. Based on teaching experience activities of the faculty of the sociology and political science department of the Moscow Russian Interior Ministry University forms, means, methods and techniques for teaching and educational process in political science are characterized, and also the conditions and factors that help to meet the requirements of the third generation educational standard in the most effective way are defined.

Key words: political science, political theory, political knowledge, general cultural competence, police officers, teaching principles and forms, training courses, tools, techniques and methods of teaching and learning.

Политология является одной из гуманитарных, социально-экономических учебных дисциплин, теоретико-методологическое, образовательное, воспитательное и практическо-прикладное значение которой сегодня не подвергается сомнению как за рубежом, так и в России. Она позволяет проникать

в тайны политики и политической власти, осмысливать и уяснять сложные и противоречивые процессы, явления и события в политической жизни, выявлять тенденции, перспективы и возможные варианты их развития. Политическая теория и политическое знание способствуют осознанию индиви-

дами и социальными группами своего места и роли в системе социально-политических отношений, определению ориентиров, целей и форм их политического поведения в складывающейся политической реальности, социализации и профессиональной подготовки личности.

Важную роль выполняет политология в подготовке сотрудников оВд. Накопленный в последние десятилетия опыт свидетельствует, что политическая теория, ее преподавание и изучение оказывают многогранное воздействие на формирование и развитие знаний, умений и навыков курсантов и слушателей вузов МВд.

Преподавание и изучение политологии в системе учебных дисциплин гуманитарного, социально-экономического цикла по учебным планам и программам подготовки сотрудников оВд в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения имеют существенное значение для формирования и развития социальных и профессиональных качеств курсантов и слушателей и, главным образом, для выработки и развития у них общей культуры. осмысление и усвоение курсантами и слушателями политической теории способствует формированию у них политического сознания, политологической составляющей мировоззрения, составляющих основу таких общекультурных компетенций сотрудника оВд, как способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма, понимать социально-политическую значимость службы в правоохранительных органах, цель и смысл государственной службы. Политические знания, усвоенные и осознанные курсантами и слушателями, составляют необходимый компонент — их способности понимать и анализировать социально-политические проблемы, значение гуманистических ценностей, свободы и демократии в исторической ретроспективе и современных условиях. они являются стержнем и такой общекультурной компетенции сотрудников оВд, как способность ориентироваться во внутренне- и внешнеполитических процессах, использовать теорию и методы политической науки в социальной жизни и профессиональной деятельности.

Преподавание и изучение политической теории, интегрирующей важнейшие идеи и ценности, опыт и традиции политической жизни разных народов и эпох, современной политической практики, формируют у курсантов и слушателей знания о различных типах политической культуры, об исторических и современных типах политических систем и режимов, формах политического правления. Совокупность этих знаний определяет способность личности уважительно относиться к политической истории, политическим традициям, толерантно воспринимать теоретические и политико-идеологические различия, проявлять высокий уровень политического сознания и политической культуры, являющихся важнейшей общекультурной компетенцией сотрудников оВд.

Политические знания, приобретенные слушателями и курсантами в процессе преподавания и изучения политологии, стимулируют и оптимизируют способности сотрудников оВд прогнозировать политические последствия принимаемых организационно-управленческих решений в различных социально-политических ситуациях, их умения и навыки адаптироваться к меняющимся социально-политическим условиям. они развивают и углубляют способности личности к анализу, систематизации, обобщению и критическому осмыслению политической информации, работы с ее различными источниками, понимание курсантами и слушателями политических аспектов исследовательских задач, совершенствуют их умения и навыки в ведении дискуссии и полемики по социально-политическим проблемам, приобретении новых политических знаний и умений.

Политическая наука по своей сути является наукой гуманистической, приобщающей индивидов к общечеловеческим ценностям, ориентирующей их на высокоморальные нормы и правила человеческой жизни, соблюдение правовых норм и принципов регулирования общественных отношений. она, писал Аристотель, придает «гражданам известного рода хорошие качества, делает их людьми поступающими прекрасно». усвоение, осмысление и понимание курсантами и слушателями в процессе обучения в вузах МВд политической теории во взаимосвязи с изученной и освоенной ими теорией других отраслей социально-гуманитарных наук, обеспечивают

формирование у сотрудников ОВД совокупности общекультурных компетенций. Единство общекультурных и профессиональных компетенций характеризует социально-профессиональный облик личности сотрудника ОВД, позволяет ей осуществлять эффективное социальное и профессиональное взаимодействие в различных ситуациях, креативно действовать в современной высокотехнологичной, динамичной и конкурентной системе социальных отношений.

Преподавание и изучение политологии представляет эффективный фактор формирования общекультурных компетенций сотрудников ОВД. По опыту учебно-методической работы профессорско-преподавательского состава кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России, достигается это при соблюдении в организации процесса обучения курсантов и слушателей сложившихся общепринятых дидактических принципов и, прежде всего, принципа единства теории и практики. Необходимо использование классических и современных технологий, методов и приемов обучения, всестороннее организационно-методическое и материально-техническое обеспечение учебных занятий и самостоятельной работы обучающихся. В преподавании и изучении политологии выполнение требований принципа единства теории и практики означает объяснение и раскрытие, осмысление и уяснение политической теории в диалектической взаимосвязи с реальной общественно-политической практикой. С одной стороны, это позволяет формировать у обучающихся осознание того, что политическая теория является инструментом анализа и оценки явлений, событий и процессов в политической жизни, прогнозирования тенденций и перспектив их развития, принятия конкретных практических решений. Политическая теория располагает к более глубокому и осмысленному пониманию сотрудником ОВД места и роли органов внутренних дел в системе политической власти, социально-политической значимости своей профессиональной деятельности, своих политических интересов, смысла государственной службы.

С другой стороны, следование требованиям принципа единства теории и практики обеспечивает формирование у обучающихся понимания того, что практика по отношению к политической теории яв-

ляется критерием ее истинности, источником уточнения и обновления политических идей и концепций, разработки новых. Явления и процессы, факты и события в общественно-политической практике, в том числе в служебной деятельности ОВД, представляют объективные предпосылки для творческого развития политической теории. Профессорско-преподавательский состав кафедры стремится раскрывать и объяснять политическую теорию, обеспечивать ее усвоение курсантами и слушателями в органическом единстве с анализом опыта и актуальными проблемами политической жизни российского общества, с непосредственным выходом на жизненно важные задачи, стоящие перед российским государством, политическими партиями, институтами гражданского общества, органами охраны правопорядка. Для подтверждения идей и положений политической теории широко используются примеры, факты, статистические данные, результаты прикладных исследований. Крайне важным является преподавание и изучение политической теории на основе хотя и небольшого личного опыта слушателей и курсантов.

Результатом реализации требований принципа единства теории и практики в преподавании и изучении политологии является формирование у курсантов и слушателей способностей и умений творчески применять политические знания для анализа и оценки различных явлений, процессов, событий и фактов в общественной жизни и правоохранительной сфере. Одновременно обучающимся прививается понимание того, что политическая теория не догма, а постоянно развивающаяся и уточняющаяся система концепций, идей и взглядов. Это творческое научное знание, которое следует постоянно обновлять и умело использовать в конкретных ситуациях. Перефразируя известного французского ученого А. Токвиля можно сказать: целями занятий по политологии для преподавателей кафедры является такое раскрытие теоретических сюжетов, которое было бы строго точным в научном смысле и в то же время могло бы стать поучительным и полезным для практики.

Обучающий и воспитательный потенциал политической теории в ее преподавании и изучении успешно реализуется при комплексном использовании в процессе подготовки и проведения всех форм

учебных занятий с курсантами и слушателями, в организации их самостоятельной работы различных методических средств, способов и приемов. лекции по политологии, как правило, читаются проблемным методом, в вариативной постановке и раскрытии отдельных аспектов тем. В них ставятся острые и актуальные вопросы современности, анализ и объяснение которых осуществляется с использованием теоретического потенциала политической науки. Проблемность и вариативность учебного материала, его страстно-эмоциональное изложение, использование инновационных и традиционных приемов активизации познавательной деятельности курсантов и слушателей привлекают их внимание к теме лекции, ее положениям. Нередко это ставит обучаемых в такую ситуацию, когда они чувствуют себя соучастниками тех или иных событий, побуждает их искать ответы не те или иные вопросы в часы самостоятельной работы, применительно к будущей службе в органах внутренних дел. С целью раскрытия практического значения теоретического содержания лекций часто в их заключительной части, наряду с общими выводами, раскрывается в контексте темы занятия методика использования политической теории для анализа и характеристики конкретных событий, действий и ситуаций.

широкими возможностями для формирования у курсантов и слушателей общекультурных компетенций обладают семинарские занятия. При подготовке к семинарам по политологии преподавателями кафедры обращается внимание обучающихся на методику изучения основной и дополнительной литературы, теоретических и прикладных аспектов вопросов темы семинара, уяснение его логики. Курсантам и слушателям даются задания по подготовке обзоров литературы и других источников информации, реферированию политических и политико-нормативных документов, монографий и статей по наиболее важным вопросам темы предстоящего занятия. На семинарах практикуются выступления курсантов и слушателей с реферативными сообщениями, которые, как правило, связаны с общественно-политической практикой, служебной деятельностью органов внутренних дел. Различными методическими приемами и способами обеспечиваются дискуссионный характер обсуждения выносимых на семинары вопросов, вовлечение в их обсуждение, с уче-

том учебного времени, максимально возможного количества обучающихся. Активное и полемичное обсуждение вопросов семинарского занятия, их отдельных аспектов, широкое участие в обсуждении способствуют формированию у курсантов и слушателей способностей и навыков ведения диалога, логичного и последовательного изложения проблемы, обоснования своей позиции.

В ходе семинарских занятий решаются проблемные и практические задачи, используются элементы деловой игры, роли курсантов и слушателей в которой определяются и прорабатываются накануне занятия в часы самостоятельной подготовки. обращается внимание на то, чтобы при решении проблемных и практических задач, ролевом участии в занятиях курсанты и слушатели использовали не только политические знания, но и знания по другим социально-гуманитарным наукам. это вырабатывает способности, умения и навыки курсантов и слушателей комплексного научного анализа и оценки социальных явлений, процессов, событий и фактов, формулирования по их результатам системных, обобщенных как теоретических, так и практических выводов, стимулирует интерес обучающихся к познавательной и научно-исследовательской деятельности.

При проведении контрольных работ, экзаменов и зачетов по политологии формирование у слушателей и курсантов общекультурных компетенций обеспечивается постановкой проблемно-практических вопросов, имеющих поисковый характер. Необходимым требованием к ответам на вопросы контрольных работ и билетов является доведение теоретического изложения проблемы до практических выводов и оценок, логическое раскрытие проблемы во взаимосвязи с конкретными характеристиками злободневных практических аспектов политической жизни, деятельности органов внутренних дел.

действенность преподавания и изучения политологии в формировании общекультурных компетенций сотрудников оВд достигается и всесторонним организационно-методическим и материально-техническим обеспечением образовательного процесса. Ежегодно совершенствуются и обновляются планы семинарских занятий и методические рекомендации по их организации и проведению, тематика рефератов и методические рекомендации

по их написанию. Корректируются и актуализируются вопросы лекций, семинарских занятий, вопросы билетов, тематика научных работ, докладов и реферативных сообщений на семинарах, вопросы для повторения, самоконтроля и самооценки, усиливается их практическая направленность, обновляются и дополняются фондовые лекции. Проблемы преподавания и изучения политологии, организации учебно-воспитательного процесса по дисциплине регулярно обсуждаются на заседаниях кафедры социологии и политологии, предметно-методической секции, при обсуждении результатов контрольных и взаимных посещений занятий, открытых и показательных занятий.

Ведется постоянная, настойчивая и творческая работа по подготовке учебников, учебных и учебно-методических пособий, дидактических материалов. В настоящее время в учебном процессе в университете используются подготовленные на кафедре социологии и политологии учебник и учебное пособия «Политология», учебно-методические пособия «Альбом схем по политологии», «Политология в понятиях, категориях и персоналиях» «Тесты по политологии и методика тестирования», «Практикум по политологии». Разработаны дидактические материалы для чтения лекций по политологии с использованием мультимедийных технологий, контрольно-обучающие программы для тестовой проверки текущих, промежуточных и остаточных знаний курсантов и слушателей. Широко используется опыт формирования у обучающихся социальных и

профессиональных качеств, накопленный в других вузах.

В реализации обучающего и воспитательного потенциала политической теории особая роль принадлежит личности преподавателя. Глубокое знание им своего предмета, широкая эрудиция, пытливый и острый ум, уважительное отношение к обучающемуся, сотрудничество с ним в поиске научной истины, принципиальность, последовательность и справедливость представляют важнейшие факторы воздействия на личность, на формирование ее убеждений, идеалов, ценностей, нравственности, способностей. В свое время известный отечественный педагог — новатор Евгений Николаевич Ильин писал: « Если ученик принял учителя, то примет и предмет, с которым этот учитель пришел к нему».

В университете созданы необходимые организационные, материально-технические, содержательные и учебно-методические условия и возможности для формирования компетенций сотрудников ОВД в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.

Таким образом, формирование у курсантов и слушателей университета общекультурных компетенций — важнейшая задача учебно-воспитательного процесса. Выработка таких компетенций составляет один из основных элементов социализации личности, профессиональной подготовки сотрудника ОВД.

Философия. Общий курс. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Грядовой Д.И. Изд-во ЮНИТИ, 2011. 463 с.

Дается содержательная характеристика основных разделов философского знания. Философские идеи, концепции, теории рассматриваются посредством их систематизации в наглядном и удобном для читателя виде.

Учебник позволит студентам в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения философии; сосредоточить свое внимание на основных понятиях и категориях, их специфике и особенностях; сформулировать примерный план ответов на возможные экзаменационные вопросы.

Для студентов высших учебных заведений, а также для аспирантов и соискателей, изучающих дисциплину «История и философия науки».

Философия

О^ш куья7 *' *

>-Уче6ник \ /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.