Научная статья на тему 'На встречных курсах, или учебно-воспитательная работа: вчера, сегодня, завтра (беседа о некоторых формах и методах учебно-воспитательной работы в учебных заведениях МВД России)'

На встречных курсах, или учебно-воспитательная работа: вчера, сегодня, завтра (беседа о некоторых формах и методах учебно-воспитательной работы в учебных заведениях МВД России) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
228
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / TEACHING AND EDUCATIONAL WORK / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ / CULTURAL LEVEL / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / CREATIVITY / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кудин Василий Анатольевич, Гутман Матвей Юрьевич

В связи с изменением социально-политической и экономической обстановки в России в конце прошлого и начале XXI в. страна коренным образом преобразовалась. Принципиальные изменения произошли и в сфере образования. Кроме изменения учебных программ, введения новых стандартов, в учебный процесс активно внедряются новые технологии, широко используется мультимедийное оборудование, другие технические средства. Однако хорошо известно, что российская система образования занимала достойное место в мировой культуре. Поэтому весьма полезным является изучение и творческое использование положительного опыта как учебно-воспитательной работы вообще, так и в системе образовательных организаций МВД России, в частности. Будучи руководителем ветеранской организации университета, М.Ю. Гутман регулярно информирует начальника университета генерал-лейтенанта полиции В.А. Кудина о работе ветеранов и вопросах, которые для своего решения требуют участия руководящего состава университета. Во время одной из таких встреч была затронута тема о «забытых» формах и методах учебно-воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На встречных курсах, или учебно-воспитательная работа: вчера, сегодня, завтра (беседа о некоторых формах и методах учебно-воспитательной работы в учебных заведениях МВД России)»

О главном

УДК 378

В.А. Кудин*, М.Ю. Гутман**

На встречных курсах,

или Учебно-воспитательная работа: вчера, сегодня, завтра (Беседа о некоторых формах и методах учебно-воспитательной работы в образовательных организациях МВД России)

В связи с изменением социально-политической и экономической обстановки в России в конце прошлого и начале XXI в. страна коренным образом преобразовалась. Принципиальные изменения произошли и в сфере образования. Кроме изменения учебных программ, введения новых образовательных стандартов, в учебный процесс активно внедряются новые технологии, широко используется мультимедийное оборудование, другие технические средства. Хорошо известно, что российская система образования занимает достойное место в мировой культуре. Поэтому весьма полезным является изучение и творческое использование положительного опыта как учебно-воспитательной работы вообще, так и в системе образовательных организаций МВД России, в частности. Будучи руководителем ветеранской организации университета, М.Ю. Гутман регулярно информирует начальника университета генерал-лейтенанта полиции В.А. Кудина о работе ветеранов и вопросах, которые для своего решения требуют участия руководящего состава университета. Во время одной из таких встреч была затронута тема о «забытых» формах и методах учебно-воспитательной работы.

Ключевые слова: учебно-воспитательная работа, патриотизм, культурный уровень, творческий подход, традиции.

On a collision course, or Educational work: yesterday, today and tomorrow (Сonversation about some of the forms and methods of teaching and educational work in educational organizations MIA of Russia). The country radically transformed due to changes in the socio-political and economic situation in Russia at the end of last and the beginning of the XXI century. Fundamental changes have also occurred in the field of education. New technologies are actively implemented, multimedia equipment and other technical means are widely used in addition to changes of the education programs and the introduction of new standards in the learning process. However, it is well known that the Russian system of education had a worthy place in world culture. Studying and creative using of the positive experience are beneficial as educational work in general, and in the system of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia Federation in particular. M.Y. Gutman as the leader of the veteran organization of the University regularly informs lieutenant general of police V.A. Kudin, the Head of the University, about veterans work and issues need to be solved with the participation of university leadership. The subject of «forgotten» forms and methods of educational work was touched during one of these meetings.

Keywords: teaching and educational work, patriotism, cultural level, creativity, traditions.

В.К. Матвей Юрьевич! Вы в системе учебных заведений Министерства внутренних дел трудитесь 50 лет. Я, посещая ваши занятия, вижу, насколько активно вы используете те возможности,

* Кудин, Василий Анатольевич, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-65. E-mail: [email protected].

** Гутман Матвей Юрьевич, профессор кафедры философии и со-циологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридиче-ских наук, кандидат исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, председатель Региональной обще-ственной организации ветеранов Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пи-лютова, д. 1. Тел. 744-70-93.

* Kudin, Vasily Anatolievich, head of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of jurisprudence, professor, the deserved lawyer of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 8 (812) 744-70-65. E-mail: [email protected].

** Gutman, Matthew Yurievich, Professor of Philosophy and Sociology, St. Petersburg University, Russian Ministry of Internal Affairs, JD, Ph.D., Professor, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, Chairman of the regional public organization of veterans of St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 744-70-93.

© Кудин В.А., Гутман М.Ю., 2015

которые позволяют активизировать учебно-воспитательный процесс в нашем вузе. Более того, я вижу, что вы часто используете те приёмы, которыми пользовались и мои учителя, когда я был курсантом, а затем и слушателем в академии. Будучи молодым преподавателем, я на первых порах также стремился разнообразить методику, используя те приёмы и способы обучения, которыми пользовались мои учителя, однако не всё получалось так, как хотелось. Не все мои усилия приводили к повышению качества проводимых занятий. И я пришёл к выводу, что методы повышения эффективности занятий зависят от многих факторов, что каждый преподаватель, хорошо овладев общими методами обучения и воспитания, использует больше те методические приёмы, которые у него лучше получаются, которыми он владеет в совершенстве. Так, один из моих любимых преподавателей, любимых не только мной, но и большинством слушателей, подполковник Иван Иванович Колесников блестяще знал русскую и советскую литературу и во всех своих лекциях её использовал для иллюстрации различных теоретических положений. Это значительно усиливало эмоциональный настрой слушателей, вызывало интерес к рассматриваемым проблемам, способствовало повышению эффективности обучения. Призывать курсантов слушать, ругать за то, что они отвлекаются, грозить наказанием - этими методами познавательный процесс усилить трудно.

М.Г. В 2014 г. мне исполнилось 80 лет. Так как я проходил действительную военную службу во внутренних войсках МВД в течение 35 лет, из которых более 25 лет в Ленинградской военно-политической школе МВД СССР (так называлось наше учебное заведение в 1953-1968 годах, которое я окончил в 1958 году) и Высшем политическом училище имени 60-летия МВД СССР (ВПУ им. 60-летия МВД СССР) на различных должностях.

Около двух лет был курсовым офицером, год офицером учебного отдела, а затем преподавал на кафедре истории. (В 1965 г. я окончил историко-филологический факультет Ростовского на-Дону государственного университета). В 1989 г. я вышел в запас и продолжил работу на кафедре. В 1992 г. факультет подготовки сотрудников органов внутренних дел ВПУ был преобразован в Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, который после целого ряда преобразований в 1998 г. стал первым университетом в системе МВД России. Более 60 лет своей жизни я посвятил службе и работе в системе МВД, из которых почти 50 лет в образовательных учреждениях МВД СССР и России. Эти учебные заведения не раз меняли свои наименования, но не меняли свою дислокацию - находились в Сосновой Поляне - микрорайоне Красносельского района Санкт-Петербурга.

50-летний опыт преподавания различных предметов гуманитарного цикла, таких как партийно-политическая работа, история СССР, история КПСС, актуальные проблемы истории России, история советской милиции, история государства и права, политология и социология, основы теории национальной безопасности России и других (всего около 15 учебных дисциплин) позволил мне накопить значительный опыт учебной работы. Ведь по этим учебным дисциплинам мною была разработана вся необходимая учебно-материальная база (в современной терминологии - учебно-методический комплекс - УМК). И поскольку в это же время я выполнял самые разнообразные общественные обязанности - более 10 лет был секретарём партийной организации кафедры, был руководителем сети партийного просвещения Красносельского района, являлся членом различных комиссий - то, вполне естественно, накопил и значительный опыт воспитательной работы. Всё это помогало мне достаточно успешно выполнять свои обязанности и в дальнейшем.

В.К. Матвей Юрьевич, вы, конечно, смотрели итоговую пресс-конференцию Президента России В.В. Путина 18 декабря 2014 г. Вспомните его ответ на вопрос корреспондента «Газеты. Ru» Ю.Н. Галимовой о «пятой колонне» и «национал-предателях». Она спросила президента: «Те, кто Вас поддерживает, называют "пятой колонной" людей, не согласных с властью...», «...Где для Вас заканчивается оппозиция и начинается "пятая колонна"?» «.Чувствуете ли Вы личную ответственность за возвращение этого термина, который только усиливает в обществе враждебность и раскол?»

(В.А. Кудин взял лежавшую на столе выписку и зачитал несколько положений из ответа В.В. Путина). И что же ответил Владимир Владимирович? «Все мои действия направлены на то, чтобы сплотить наше общество, а не разделять его. Если Вы считаете, что это произошло (а я Вам верю, наверное, так и есть, Вы, может быть, даже чуть тоньше это чувствуете), то я должен быть более аккуратным в своих публичных высказываниях, я подумаю над этим. Но лакировать всё бесконечно тоже невозможно, надо иногда вещи называть своими именами. Вопрос чрезвычайно сложный., мне сложно ответить на это, потому что грань очень тонкая. Трудно, наверное, дать такое научное определение, где заканчивается оппозиция и начинается "пятая колонна"».

Из этого напрашивается первый вывод: необходимо и нам быть аккуратными в публичных высказываниях, чётче их формулировать, особенно там, где эта грань очень тонкая.

И далее. В.В. Путин достаточно часто в своих публичных выступлениях использует художественную литературу. И на этот раз для разъяснения понимания им различий между понятиями «оппозиция» и «пятая колонна» он использовал стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «На смерть поэта». Он процитировал строки из произведений гениального поэта: «"Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали!" Но он писал и другие: "Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ..." "И вы не смоете всей вашей чёрной кровью поэта праведную кровь!" Он, конечно, был оппозиционер к власти, но я считаю, что он был патриотом. Это очень тонкая грань. Ведь он был офицер, был очень смелый офицер, храбрый, под пули шёл за интересы страны. Оппозиционер, даже очень жёсткий, он в конечном итоге до конца

борется за интересы своей Родины. А "пятая колонна" - это те люди, которые исполняют то, что продиктовано интересами другого государства, их используют в качестве инструмента для достижения чуждых нам политических целей» [1].

Отсюда вытекает и второй вывод: разъяснение понятий с использованием художественных образов способствует глубокому усвоению их содержания и различий, так как воспринимается слушателями чрезвычайно эмоционально.

М.Г. Василий Анатольевич, скажите, пожалуйста, не побуждало ли курсантов цитирование преподавателем художественных произведений самим прочитать их?

В.К. Ответить на этот вопрос можно так: отдельные произведения мы читали, особенно нам нравилась историческая тематика, но, скажу честно, что до всего не доходили руки, однако в год каждый из нас прочитывал не менее 3-4 произведений. Вместе с тем среди курсантов и слушателей были те, кто умудрялся прочитать и более. Были и такие любители художественной литературы, кто читал её на лекциях. Надо сказать, что за это их ругали, но я не помню ни одного случая, чтобы их за это наказывали.

М.Г. Василий Анатольевич, беседуя с курсантами по самым различным вопросам во время учебных занятий, во внеучебное время, я всё больше и больше убеждаюсь, что многие из них совершенно не читают художественную литературу. Более того, по разным причинам они не посещают музеи, художественные выставки, крайне редко бывают в театрах города. А ведь наш любимый Санкт-Петербург справедливо называют культурной столицей России, и не использовать его возможности для своего культурного роста - непозволительная роскошь. Я вспоминаю, какое большое внимание уделялось этому вопросу в Ленинградской военно-политической школе МВД СССР и в Высшем политическом училище имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР.

В ЛВПТТТ МВД СССР русский язык и литературу преподавал подполковник В.И. Ушаков, прекрасный знаток литературы, который многим из нас привил любовь к чтению русской классики. Самым лучшим подарком для своих детей он считал вручение им в день рождения первого тома какого-либо многотомного издания русского классика и подписной лист на остальные тома.

Ко времени образования ВПУ МВД СССР я уже был преподавателем на кафедре истории. У нас на кафедре был участник Великой Отечественной войны полковник Я.М. Монин, замечательный человек, очень требовательный, педантичный, несколько суховатый. Яков Матвеевич первым на кафедре защитил кандидатскую диссертацию, а ему уже было 59 лет. Мы с ним вели курс истории СССР. Он активно использовал в процессе преподавания художественную литературу и учил меня этому. В 1971 г. мы с ним подготовили планы семинаров по истории СССР, в которых в списки литературы включали значительный перечень не только монографий, но и художественной литературы [2]. Курс истории СССР изучался полтора года, и это позволяло разнообразить формы проведения занятий. По предложению Якова Матвеевича мы проводили индивидуальные собеседования со слушателями по монографиям, список которых доводился до них заранее, и каждый слушатель должен был готовить сообщение по конкретной монографии или конкретному художественному произведению. Такие занятия проходили интересно и способствовали более глубокому изучению истории Родины.

В.К. Действительно, этот опыт интересен. Но, я не думаю, что это единственное, что вы запомнили, что достаточно изучен накопленный опыт активизации познавательной деятельности курсантов и слушателей, использован весь его арсенал. А что еще было интересным и может быть использовано, на ваш взгляд, сегодня?

Я не торопился с ответом. Не торопил меня с ответом и генерал Кудин. Мы встретились после инспекторской проверки, прошедшей довольно успешно. Достойно была оценена и работа ветеранской организации университета. Беседа продолжалась более часа. И я рассказал о том, что вспомнил, что испытал на себе, будучи курсантом, что использую и сейчас как профессор. Завязалась интересная беседа, содержание которой, как нам представляется, будет полезным для всех.

В.К. Видимо, Матвей Юрьевич, я поставил перед вами не самую простую задачу? Вопросы не праздные. Вы знаете, что требования к выпускникам вузов, их знаниям и умениям всё время повышаются. Не случайно президент Владимир Владимирович Путин на съезде Союза ректоров России призвал университетское сообщество повышать качество образования, не превращать вузы в «фабрики по выдаче дипломов», а «давать по-настоящему современное, достойное образование». Но, продолжил Президент, освоить знания такого высокого уровня и качества может далеко не каждый человек. Когда же в некоторые вузы зачисляют абитуриентов с очевидно неудовлетворительными знаниями, это девальвирует высшее учебное заведение, размывает ценность, престиж, авторитет самого вуза [3]. Престиж нашего вуза высок, и это результат упорного труда всего коллектива. Мы должны его сохранять, поэтому положительный опыт необходимо закреплять.

М.Г. Действительно, всё не так просто, как казалось вначале. Дело в том, что многое уже используется, не копируется, а именно используется, используется на новом уровне, используется творчески, даёт положительные результаты. Вместе с тем имеются отдельные нюансы, детали, которые, на первый взгляд, кажутся несущественными, но только на первый взгляд. А по сути же, весь интерес - в деталях.

Например, уже в первые месяцы учёбы перед курсантами ЛВПТТТ (ВПУ) выступали заместители командиров учебных подразделений по политчасти, а также представители политического отдела, которые рассказывали о богатейшем культурном наследии Ленинграда, о его благотворном влиянии на формирование культурного уровня человека. Они подчёркивали, что ознакомление с этим наследием должно быть плановым, системным. Нам было разъяснено, что такие музеи мирового уровня, как Эрмитаж, Русский музей, Музей истории города и другие мы посетим в соответствии с планами училища. Виктор Иванович Ушаков - начальник цикла общеобразовательных дисциплин назвал ряд художественных произведений, по которым планировалось проведение читательских конференций, выступил и начальник политотдела полковник Дудоров, который обратил внимание на взаимосвязь культурного уровня офицера с эффективностью его практической деятельности. Таким образом, нас убедили в необходимости постоянно работать над повышением своего культурного уровня. А затем всем было «рекомендовано» (это предложение нами было воспринято как приказ, как оно и было на самом деле) составить план своего культурного роста, включающий посещение театров, музеев, выставок, какую (какие) книгу прочитать и другие мероприятия.

Этот план рассчитывался на год. Его основой служили путеводители по Ленинграду, имевшиеся в библиотеке, рекомендательные списки художественной литературы, составленные офицерами политического отдела, и иные материалы. Обращали наше внимание и на то, что эти планы должны отражать наши личные потребности и интересы, что написанные под копирку планы нам самим будут неинтересны, а их исполнение станет пустой тратой времени.

Примерно в течение месяца мы готовили свои планы, а затем с куратором учебной группы обсуждали их, вносили дополнения или сокращали. Подчеркну, что среди курсантов было много иногородних, которые на первых порах составляли очень насыщенные мероприятиями планы, практически невыполнимые в условиях дефицита времени.

Конечно, самостоятельное повышение своего культурного уровня - задача непростая. Поэтому много времени этим мероприятиям уделяли кураторы, посещая вместе с нами и музеи, и кино, и театры, и выставки. Конечно, это было в определённой степени в «принудительном» порядке, но эффективность была более высокой, и потом многие были благодарны за то, что их «за уши тянули в культуру». Ведь большинство выпускников уезжали из Ленинграда на службу во все регионы страны, и многие из них навсегда покидали культурную столицу России. В последующем и я, будучи куратором монгольских групп в ВПУ почти 10 лет, посещал со слушателями ежегодно 5-6 театров и музеев города.

В начале следующего года на групповых собраниях в присутствии кураторов учебных групп и курсовых офицеров, а в иных группах на этих мероприятиях присутствовал заместитель командира дивизиона по политчасти (у нас это был участник Великой Отечественной войны майор Крысин) мы отчитывались о реализации своих планов культурного роста. Как правило, далеко не всем удавалось их полностью выполнить. К сожалению, имели место и случаи, когда курсант, не выполнив какой-либо пункт плана, отмечал в плане «вып.». Чаще всего это относилось к художественной литературе. Как правило, это проходило незаметно, но иногда отчитывавшемуся курсанту задавали вопросы те, кто эту книгу прочитал, и было неприятно смотреть на него, покрасневшего от стыда. На втором курсе такого уже не было.

Может быть, нам следует подумать - не возродить ли в университете составление планов индивидуально культурного роста?

В.К. Матвей Юрьевич, я убеждён в том, что вы читали выступление В.В. Путина на заседании Государственного Совета и Совета при Президенте по культуре и искусству. В.В. Путин обратил внимание на то, что культура является многомерной живой системой, мощным фактором общественного развития и экономического роста, обеспечения национальной безопасности и суверенитета России. «Культура питает нацию, формирует и сплачивает её». И далее, усиливая внимание к этой проблеме, он чётко сформулировал в этом плане задачу: «Нам предстоит на деле вывести культуру на высоту её общественного предназначения. Добиться, чтобы она действительно стала естественным регулятором жизни, определяла поведение, поступки людей, влияла на их отношение к своей стране, к семье, к воспитанию детей» .

В своей речи на заседании Президент особо отметил важность возрождения ценности книги в России, чтобы и за рубежом рос интерес к русской классической литературе и к современным авторам. Составлять планы культурного роста для курсантов нашего университета целесообразно и связи с тем, что вы в свое время находились на казарменном положении, а наши курсанты имеют возможность более самостоятельно распоряжаться своим временем, хотя у них его не так уж много. Надо подумать над тем, чтобы планировать эту работу на весь период обучения, а подготовленный документ назвать не планом, а картой культурного роста, своего рода «дорожной картой».

Кстати, 24 декабря 2014 г. на заседании Госсовета шла речь о культуре, и много говорилось о том, что школьники очень мало читают. Поэтому следует подготовить списки литературы, которую в обязательном порядке должны прочитать школьники.

М.Г. Василий Анатольевич, в своей статье о патриотическом воспитании, опубликованной в «Вестнике Санкт-Петербургского университета МВД России» [4], вы подняли ряд интересных проблем. Я бы хотел рассказать, как в процессе учебных занятий решался вопрос о патриотическом и культурном воспитании курсантов и слушателей. Дело в том, что в Высшем политическом училище им. 60-летия МВД СССР на курс истории СССР учебным планом было определено 220

часов. Такой объём учебного времени позволял курсантам и слушателям достаточно глубоко познать историю нашей Родины. Характерно, что все выпускники училища, поступавшие в последующем в Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, вступительные экзамены по истории СССР, как правило, сдавали на «отлично». И я считаю, что в этом значительную роль играли занятия, которые мы проводили вне учебных аудиторий. Так, тема «Культура России во второй половине XIX в.» отрабатывалась в Русском музее. Я там читал лекцию, а затем экскурсовод проводил тематическую экскурсию по экспозициям музея. Тему «Внешняя политика России во второй половине ХУШ в.» проводили в Музее А.В. Суворова. Занятия по теме «СССР в период индустриализации» проводили в цехах Кировского завода. Тему «СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» мы проводили на «Аллее славы», где насмерть стояли 21-я и 22-я дивизии войск НКВД. На занятии перед курсантами выступали участники Великой Отечественной войны, воевавшие на этих рубежах, а курсанты рассказывали о подвигах тех воинов, именами которых названы улицы Сосновой Поляны. Я помню, как рассказывал на таких занятиях старший преподаватель кафедры общевойсковой тактики полковник Федор Афанасьевич Мальцев, воевавший на Красносельских рубежах. Он со слезами на глазах показывал место, где на его глазах погиб друг, с которым вместе они начинали служить в 21-й дивизии. Всё это позволяло эмоционально воспринимать события тех лет, запоминать надолго. Безусловно, такие занятия способствовали формированию высоких патриотических чувств.

В.К. Матвей Юрьевич, я не могу не вернуться к вышеупомянутому выступлению В.В. Путина, который подчеркнул: «Уважение к культуре нередко начинается со знакомства с историей и традициями той местности, того края, где живёт человек. Считаю, что каждому региону было бы полезно составить своеобразный "культурный пакет", включающий, к примеру, определённые туристические маршруты, посещение школьниками и студентами конкретных музеев, театров и так далее». Да я бы за это проголосовал бы двумя руками, но сейчас такое просто невозможно: ведь на курс истории Отечества выделено всего 50 часов. Конечно, можно провести одно-два занятия в музее, на другой площадке. Надо подумать: важно ведь и то, что такие занятия было бы уместно теснее связывать с профилем университета.

М.Г. Василий Анатольевич, в конце 70-х - 80-е годы я разработал и читал 80-часовой курс истории советской милиции. Завершалось изучение предмета в Музее истории ленинградской Краснознамённой милиции. Занятия проводили сами слушатели по определённым историческим этапам: «Зарождение пролетарской милиции» (1905-1917 гг.), «Милиция в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918-1920 гг.), «Милиция в межвоенный период» (1921-1941 гг.), «Советская милиция в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и т.д. Такое занятие завершалось докладом «Советская милиция в художественной литературе, кино и живописи». Предварительно слушатели посещали музей, беседовали с экскурсоводами и его научными работниками, приглашали на занятия участников Великой Отечественной войны - ленинградцев, служивших в те годы в милиции осаждённого города. Такие занятия оставляли неизгладимый след в памяти, формировали преданность и любовь к своей профессии. Я слышал много прекрасных отзывов наших выпускников об этих занятиях. Ведь они сами их проводили, а затем использовали этот опыт в своей практической деятельности, создавали в подразделениях свои музеи или комнаты истории милиции города, района.

В.К. Матвей Юрьевич, с работой по созданию музеев и комнат истории милиции я знаком достаточно хорошо, более того, я сам занимался сбором материалов, и они порой бывают самые неожиданные. Мы узнавали о делах людей, которые были настоящими героями, но сами об этом скромно молчали. А ведь это традиции. Мы выявляли целые династии сотрудников милиции. Есть такие династии и у нас в университете. Так, генерал-майор милиции в отставке Н.Н. Силкин сам из семьи участника Великой Отечественной войны, его внук тоже пошел по военной стезе. Аналогичная династия и в семье полковника полиции в отставке В.В. Гибова. Много материалов подобного рода помещается в наших ведомственных изданиях.

М.Г. Василий Анатольевич, кстати о наших периодических изданиях. Университет выписывает около 100 наименований журналов, выделяя на это около миллиона рублей в год - сумма весьма внушительная. Однако обращение к журналам весьма прохладное, курсанты нечасто являются их читателями, а ведь там очень много нового, интересного, чрезвычайно полезного. Мне на всю жизнь запомнилось как нам, курсантам, прививали потребность в ознакомлении с новациями в науке, знакомили с тем, над чем работают учёные-юристы, историки. С этой целью преподаватели рекомендовали нескольким курсантам прочитать отдельные статьи из специальных журналов и затем выступить на семинаре с кратким изложением содержания статей. При этом в обязательном порядке требовали своей оценки содержания статьи. Сам отбор статей был приурочен к конкретной теме, статьи носили дискуссионный характер, что позволяло глубоко разбираться в проблемах данной темы, включаться в последующем в научно-исследовательскую работу.

Я это не забыл, и в условиях нашего университета взял себе на вооружение. Привить любовь и потребность к изучению новаций в условиях высшего учебного заведения - это, на мой взгляд, благодарная и чрезвычайно полезная работа. Политология как учебная дисциплина позволяет в значительной степени использовать для углублённого изучения периодическую печать. В этой связи я подбираю в таких журналах, как «Политические исследования» («Полис»), «Социологические исследования» («Социс»), «Государство и право», «Социально-гуманитарные знания» и других, имеющихся в нашей Фундаментальной библиотеке, статьи, соответствующие предмету, которые

рекомендую курсантам для изучения и написания отзыва на неё. Каждому курсанту рекомендована конкретная статья. Поэтому количество статей больше, чем курсантов на курсе. На изучение статьи даётся не менее двух месяцев. И за отведённое время каждый курсант успевает справиться с этой работой.

Обязательные требования к отзыву сформулированы мной в специальной методичке и разъясняются на консультациях. Я требую отзыв писать от руки (вначале имели место случаи - и нередко - когда курсанты просто сканировали текст), чтобы он был написан аккуратно, без ошибок, т.е. чтобы курсанты соблюдали штабную культуру, умели чётко и одновременно кратко формулировать мысли автора, давать свою оценку актуальности поднятых проблем, делать выводы. С отзывом курсанты выступают на семинарах, на зачётах, используют содержание статей при написании курсовых и контрольных работ.

Эту работу я провожу уже много лет. Она, безусловно, полезна - и не только потому, что курсанты знакомятся с проблемами, поднимаемыми учёными в периодической печати, но и потому, что приучает использовать богатейшие фонды нашей библиотеки: не секрет, что отдельные курсанты даже не имеют читательских билетов.

В.К. Матвей Юрьевич, меня иногда поражает такой факт: начинаешь беседовать с курсантами, используешь материалы периодической печати, спрашиваешь их о событиях в мире, в стране - и встречаешь таких, кто давно не брал в руки газету, не смотрел новости по телевидению. А ведь наш университет выписывает много газет, достаточно и телевизоров, многие курсанты имеют смартфоны, но, видимо, мы их еще недостаточно приучили быть в курсе событий в мире и знать, чем живёт наша страна.

М.Г. Василий Анатольевич, в годы моей учёбы в ЛВПТ МВД СССР на первой паре лекции преподаватели всегда делали обзор важнейших событий в СССР и за рубежом. Это было особенно актуально в период единой обязательной идеологии, существовавшей в то время, достаточно низким уровнем технической оснащенности аудиторий и спальных помещений средствами массовой информации. Преподаватели не только рассказывали о событиях и фактах, но и комментировали их, определённым образом прививая нам умения и навыки работать с новой информацией, что для будущих политработников было особенно важно.

Став преподавателем, я также начал использовать этот метод информирования курсантов, но несколько модернизировал его: если на лекциях с краткой информацией выступаю я, то на семинарских занятиях это делают курсанты, а итоги этих сообщений подвожу я. При этом требую от курсантов свободного изложения материала, умения использовать методику активизации познавательной деятельности курсантов. Следует отметить, что курсанты хорошо воспринимают эти сообщения. Более того, они, как правило, готовят к семинарам презентации по своим сообщениям, что позволяет повышать эффективность восприятия излагаемого материала.

Но от преподавателя требуется больше внимания, так как пересказ курсантами событий, комментирование фактов бывает не всегда удачным, нередко искажается, а иногда сообщение затягивается по времени, что требует сокращения времени на саму лекцию или на семинар.

В.К. Матвей Юрьевич, вы понимаете, что те вопросы, по которым мы беседуем, я задавал не только вам. Многие охотно рассказывают о своих формах и методах учебно-воспитательной работы с курсантами, делятся находками в этой области. У нас много прекрасных преподавателей, воспитателей. К сожалению, мы о них рассказываем мало, а таланты, как правило, проявляют скромность.

М.Г. Василий Анатольевич, в годы учения в ЛВПТ мне запомнилась практиковавшаяся в школе такая форма культурно-воспитательной работы, как коллективные выходы офицерско-преподавательского состава в учебные группы. Примерно раз в месяц утром, за 30-40 минут до занятий (после завтрака) мы расходились по группам и выступали перед курсантами на свободные темы. Как я сейчас понимаю, по инициативе политотдела все сотрудники школы сообщали в политотдел темы, по которым они могли бы выступить перед курсантами. Темы были самые различные. Одни рассказывали о том, как воевали, «о друзьях-товарищах», другие о книгах, третьи о своём хобби (показывали и рассказывали, как формировали свои коллекции монет или марок), а начальник цикла культурно-воспитательной работы полковник С.Н. Николаев - любитель и знаток музыки - проводил встречи с курсантами в клубе. Он хорошо играл на рояле и неплохо пел. Сергей Николаевич рассказывал о композиторах и с курсантами пел песни.

О том, как проходили такие встречи, курсанты делились между собой и на очередную встречу приглашали того, с которым им было интересно. О таких молва расходилась очень быстро.

Эта форма совсем забыта. Видимо, её сложнее организовать, но, как мне представляется, она весьма эффективна, тем более что у нас имеются замечательные люди, успешные во многом. У нас есть чемпион мира по авиамодельному спорту, чемпион мира по прикладным единоборствам, видные учёные, коллекционеры и самые интересные люди. Это не только преподаватели, но и сотрудники и работники всех служб университета. Их вхождение в курсантские аудитории поднимало бы не только их собственный авторитет, но и значительно разнообразил формы и методы воспитательной работы.

В.К. Считаю, что наша беседа очень актуальна. Может быть, стоит возродить несколько забытое старое, поднять его на новый, современный уровень, обсудить на кафедрах, на страницах нашего журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» или газеты «На страже закона».

М.Г. Василий Анатольевич! Вами была поддержана инициатива по строительству храма, выдвинутая ветеранами университета. Идея воплощена в жизнь, и храм-красавец сверкает своими золотыми куполами. Он весьма посещаем. Я 7 января этого года слушал интервью, которое дал

телеведущему Д. Киселёву нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это пламенная речь патриота нашей Родины, несущая огромный воспитательный заряд [5]. Думаю, что её содержание будет озвучено настоятелем нашего храма о. Фомой.

В.К. Не сомневаюсь в этом. Настоятель о. Фома очень уважаемый человек, и такую возможность он обязательно использует в своих проповедях.

Можно, конечно, говорить о том, что сегодня, по сравнению с нашим советским прошлым, изменилось очень многое: общественный строй, жизненные приоритеты, бытовые условия, запросы и возможности. Изменилась и система образования: прогресс, безусловно, не остановишь

Однако базовые ценности всегда, во все времена, остаются неизменными: Родина, семья, долг, честь, знания. Неизменным остается и вечный диалог учителя и ученика.

В своей беседе ее участники обращают заинтересованный взгляд в прошлое. В то прошлое, которое сегодня презрительно зовут «совком», в то прошлое, в котором все же далеко не все было так плохо, как это склонны представлять себе иные молодые люди, с восторгом принимающие все западное.

В связи с этим хотелось бы привести цитату из Аналитической записки НАТО об образовании в СССР, датированной 13 мая 1959 года. В выводах ее автор, доктор Ц.Р.С. Мэндэрс, в частности, пишет: «Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР (в сфере образования. - Авт.), впустую растрачивают свои силы и ресурсы в попытках, обреченных на провал. Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьез задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов» [6]. На последнюю фразу стоит обратить особое внимание.

На расширенном заседании Ученого совета университета после заслушивания и обсуждения сообщения председателя Совета Региональной общественной организации ветеранов Санкт-Петербургского университета МВД России профессора М.Ю. Гутмана, основой которого послужила вышеприведенная беседа, было принято следующее решение:

«... 2. На кафедрах, отделах и в службах обсудить вопрос "Использование опыта учебно-воспитательной работы в повышении эффективности и качества профессиональной и морально-нравственной подготовки курсантов и слушателей в университета, формировании патриотизма, привитии любви к своей профессии, верности долгу и традициям сотрудников органов внутренних дел МВД России".

3. На кафедрах, отделах и службах университета обсудить вопрос "Об участии сотрудников и работников в воспитательной работе с курсантами, слушателями во внеучебное время", сформулировать темы возможных выступлений и представить их перечень в воспитательный отдел университета.

4. Обобщить представленную управлениями, кафедрами, отделами и службами тематику, довести её до сведения учебных подразделений и в соответствии с заявками учебных подразделений (учебных взводов) подготовить планы выступлений перед личным составом в 2015 учебном году».

Несомненно, разговор этот будет продолжен, поскольку он очень важен для всего нашего научно-педагогического коллектива, но особенно - для молодых преподавателей.

Список литературы

1. Большая пресс-конференция Владимира Путина [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. - 2014. - 18 декабря. - Режим доступа: http://www.kremlin. ru/news/47250 (дата обращения: 30.12.2014).

2. Гутман, М. Ю., Монин, Я. М. Планы семинаров по истории СССР : учебное пособие. - Л., Высшее политическое училище МВД СССР, 1971. - 56 с.

3. Созаев-Гурьев, Егор. Путин обратил внимание на странные зачисления в вузы [Электронный ресурс]. // Сайт газеты «Известия». - 2014. - 30 октября. - Режим доступа: http://izvestia.ru/ news/578795#ixzz3HdynyBIT (дата обращения: 30.12.2014).

4. Кудин, В. А. Красносельские рубежи непокоренного Ленинграда: органы и войска НКВД на защите города в годы Великой Отечественной войны // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 1 (45). - С. 4-13.

5. Рождественское интервью Патриарха Москвы и всея Руси Кирилла : «О демократии, гречке, нефтедолларах и войне на Украине». [Электронный ресурс]. // Сайт «Накануне.ру» - 2014. - 11 ноября. - Режим доступа: http://www. nakanune.ru/news/2014/11/11/22376206/#sthash.JxyHRI2w.dpuf (дата обращения: 30.12.2014).

6. Мэндэрс, Ц. Р. С. Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР [Электронный ресурс] // Сайт «ЖЖ». - 2013. - 24 нояб. - Режим доступа: http://nilsky-nikolay.livejournal.com/710155. html (дата обращения: 03.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.