МЕСТНЫЕ СООБЩЕСТВА
ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОЛИТОЛОГА В УСЛОВИЯХ ВУЗА (ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ)
Вейсова В. Э., Кузьмин П. В.
Вейсова Ветана Энверовна, Крымский инженерно-педагогический университет, 295015, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, 8. Эл. почта:
Кузьмин Петр Васильевич, Таврическая академия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, 295007, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Вернадского, 4. Эл. почта: [email protected]
В статье анализируется процесс реализации в учебно-воспитательной деятельности ценностных ориентаций и отношений студентов и профессорско-преподавательского состава в контексте становления профессиональной культуры специалиста политолога.
Показано, что процесс становления профессиональной культуры содержит ряд противоречий ценностного характера, к которым относятся противоречия между: заявленным в анкетах и беседах со студентами интересом к профессии политолога и реальной учебной деятельностью по ее освоению; потребностью активно-творческого отношения студентов к познавательной деятельности по освоению профессии и низким уровнем культуры труда обучаемых; местом и ролью учебных занятий в формировании профессиональной культуры и невысокой оценкой студентами их профессиональной направленности; ролью практик в становлении профессиональной культуры и невысокой оценкой студентами уровня их организации и содержания; ориентацией студентов на творческий характер деятельности политолога и низким уровнем их вовлеченности в научно-исследовательскую работу.
Авторы считают, что разрешение этих противоречий предполагает осуществление комплекса мер, направленного на создание в вузе социокультурной среды, благоприятствующей процессу формирования у студентов профессионализма и позитивных социально-нравственных качеств.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации студента, профессиональная культура политолога, противоречия учебно-образовательного процесса.
Актуальность заявленной темы обусловливается потребностью обеспечения профессионализма управленческих кадров, элиты, тех, кто участвует в анализе общественных отношений, сложившейся социальной ситуации, подготовке политико-управленческих решений, разработке технологий их реализации. Сегодня уже невозможно обойтись без квалифицированных аналитиков, экспертов, политических консультантов, политтехнологов, имиджмейкеров и других специалистов-политологов.
Общественная потребность становления и развития гражданского общества как в целом в России, так и в Республике Крым как субъекте Российской Федерации выдвинула в качестве актуальной задачи формирование гражданской и политической культуры. Ее решение также предполагает активность и творчество политолога, учет им состояния, а в условиях Крыма изменений социально-экономических, политических, социокультурных ориентаций населения, уточнение методологических подходов к объяснению протекающих процессов и происходящих событий.
Осуществление указанных проблем требует от политолога не только высокого профессионализма, но и развитых социально-нравственных качеств, зрелого гражданского облика и поведения. Он должен обладать профессиональной культурой, органически сочетать в себе профессиональную компетентность и социальную ответственность. Именно профессиональная культура, на наш взгляд, придает деятельности политолога целостность, стабильность, красоту, позволяет действовать уверенно, свободно, в интересах общества.
Профессиональная культура политолога — один из недостаточно исследованных феноменов, требующий углубленного анализа. Данное суждение справедливо к изучению, прежде всего, сущности и содержания этого явления. Что касается выяснения предпосылок и факторов подготовки специалистов-политологов, трудностей, существующих в процессе подготовки, то указанные аспекты проблемы обсуждаются российскими учеными. Отметим работы Ф. М. Бурлацкого (2012), О. В. Гаман-Голутвиной (2016), Г. Г. Дилигенского (2015), А. Ю. Ильина (2015), В. И. Коваленко (2016), А. П. Клемешева (2014), Ю. С. Пивоварова (2014), А. М. Салмина (2015), А. И. Щербинина (2005) и др. Внимание этой теме было уделено на VII Всероссийском конгрессе политологов (г. Москва, 19-21 ноября 2015 г.), а также на первом съезде Российского общества политологов, состоявшемся в 2014 г. в Суздале. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки 03.02.00 — Политология (квалификация «бакалавр» и квалификация «магистр»).
Представляется, что значимыми для осмысления заявленной проблемы являются следующие идеи и положения исследователей. Так, О. В. Гаман-Голутвина, анализируя роль политологического сообщества в повышении эффективности государственного управления, указывает, что перманентная трансформация власти определяет необходимость постоянного развития политической науки и ее потребность не только в осмыслении ключевых принципов и методологических оснований, но также в упрочении профессиональных стандартов, называет актуальные проблемы развития российской политологии, имеющие прямую связь с подготовкой политологов: соотношение основных направлений эволюции мировой науки с повесткой дня и конфигурацией отечественной политологии; теоретико-концептуальные основания политической науки; со-
отношение фундаментальных и прикладных направлений и их тематическое наполнение; сравнительный анализ эффективности используемых исследовательских стратегий и методов и др. (Гаман-Голутвина, 2016).
Заслуживают внимания и осмысления размышления В. И. Коваленко о значении формирования в личности политолога гражданских качеств, об осознании политологом своей роли в реализации национально-государственных интересов России. Он пишет: «Залог успешного развития любого общества, входящего в свои стабильные рамки,— в сфере демократической реализации системы национально-государственных интересов. Вне понимания этой задачи и любой политолог — эксперт, аналитик, консультант — очень скоро может продемонстрировать свою профессиональную несостоятельность» (Коваленко, 2016). Ученый справедливо придерживается мнения, что каждая развитая отрасль нуждается в своем политологическом оснащении, что в процессе учебно-воспитательного процесса необходимо обеспечивать гармоничное сочетание теоретической и прикладной подготовки будущих специалистов.
А. М. Салмин, подчеркивая роль фундаментальных знаний в профессиональной подготовке политологов, без которых «эта специальность легковесная», одновременно отмечает, что в условиях, когда России брошен не только политический, но и культурный вызов, возрастает значение гражданской зрелости и позиции политолога, сочетания в нем профессиональных способностей и гражданских качеств (Салмин, 2015).
Названные исследователи солидарны в том, что для совершенствования подготовки политологических кадров существенное значение имеет реализация на практике федеральных государственных стандартов. Анализ существующих сегодня стандартов профессионального образования по направлению подготовки 03.02.00 — Политология (ФГОС ВПО, 2011) показывает, что выпускник-политолог должен обладать двумя группами компетенций — общекультурными (23 компетенции) и профессиональными (18 компетенций). Эти компетенции, на наш взгляд, образуют содержательную, компонентную структуру профессиональной культуры политолога.
Изложенные идеи и положения нами рассматриваются как часть методологических оснований исследования процесса становления профессиональной культуры политолога в условиях вуза.
Отметим, что обозначенная проблема является междисциплинарной. Можно вычленить отдельно философские, социологические, педагогические, культурологические направления исследования профессиональной культуры. Наш научный интерес направлен на выяснение тех аспектов профессиональной культуры, которые могут быть рассмотрены в рамках междисциплинарного подхода. Это связано с рассмотрением профессиональной культуры как составной части культуры в целом на уровне общества, этноса, региона, определенной профессиональной группы, индивида. Одним из подходов к такому рассмотрению может
быть ценностный подход, т.е. исследование профессиональной культуры как ценности, присущей профессиональным группам или же отдельному человеку. В качестве же фактуальной основы такого исследования, позволяющей выйти на должный уровень обобщения, могут рассматриваться результаты использования количественных и качественных методов социологии.
Цель статьи — выявление и осмысление ценностных ориентаций студентов специальности «Политология» в системе предпосылок и факторов становления профессиональной культуры студента — будущего политолога в условиях вуза.
Новизна статьи заключается в формулировании противоречий становления профессиональной культуры специалиста-политолога в условиях образовательно-воспитательного процесса в вузе.
При подготовке статьи использованы аналитические материалы анкетного опроса студентов философского факультета (специальность — политология) очной формы обучения Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского в 2013 и 2014 гг. Всего опрошено 118 студентов (свыше 90%) обучающихся по специальности «Политология». Цель анкетного опроса — выяснение ценностных предпочтений студентов при выборе профессии, получение информации для последующего анализа отношения студентов к учебному процессу, к различным видам учебной деятельности, выявления трудностей и противоречий в образовательном процессе вуза. Изучено учебно-методическое обеспечение специальности, а также мнение профессорско-преподавательского состава о трудностях и издержках учебно-воспитательного процесса. Проанализированы справки-отчеты об итогах государственной аттестации студентов-политологов.
Ценностный анализ процесса становления профессиональной культуры предполагает, прежде всего, выбор научного аппарата, ключевых категорий, при помощи которых указанный анализ можно провести. На наш взгляд, к таким категориям можно отнести профессиональную культуру, ценности, оценку, значимость, отношение к труду. Рассмотрим смысловую наполненность каждой из них.
Мы полагаем, что профессиональная культура политолога — это качественная характеристика его развития как профессионала и как гражданина своей страны, уровень подготовки, позволяющий обеспечивать профессионально целесообразное отношение к работе, эффективное выполнение профессиональных обязанностей. Иными словами, это степень совершенства личностных качеств, овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками, позволяющая квалифицированно изучать и исследовать социально-политическую сферу жизни общества, обогащать политическую науку; готовить научно обоснованные рекомендации органам власти и управления в интересах стабильности общества и его политической системы; разрабатывать инновационные технологии реализации управленческих решений; распространять политические знания в обществе, способствовать развитию в нем гражданской культуры.
Ценности — это характеристики предметов, явлений, в которых человек заинтересован и которые он оценивает положительно или отрицательно. Критерий того, что является ценностью и что не является,— в самом человеке. Ценности делятся на положительные и отрицательные; объективные и субъективные; материальные и духовные; общечеловеческие, групповые и индивидуально-личностные.
Есть еще понятие — «ценностное отношение», под которым подразумевается такое отношение субъекта к объекту, в рамках которого объект может быть не только ценностью, но и антиценностью или нейтральным в аксиологическом смысле (Сидоров, 2012).
Ценности связаны с оценкой, служащей средством осознания ценности природного и социального мира. Это — одобрение или осуждение различных явлений социальной реальности и поведения людей в зависимости от того, какое значение им приписывается. В основе оценки лежит познание социального значения чего-либо или кого-либо. На этом основании с помощью оценки можно регулировать взаимодействие субъектов социума.
Под значимостью понимается способность человека выбрать то, что ему более близко и необходимо. Основной вопрос — в чем состоит способность выбора того, что человеку ближе, на чем эта способность основана. Главное, отмечает российский исследователь В. А. Сидоров, «.не что для человека является значимым, а как нечто становится значимым для него, вопрос не о том, что такое хорошо, что такое плохо, а вопрос об отношении конкретного человека к тому, что такое хорошо» (Сидоров, 2012).
Отношение к труду — это характеристика типа духовной связи индивида с предметом, средствами и продуктом труда, а также с производственной средой (ситуацией). Отношение к труду получает свое выражение в трудовой деятельности человека. Отношение к труду как таковое — ценностно-нормативное явление, в котором воплощается трудовая мораль данного времени и данной профессиональной группы. Отношение к труду определяется объективными и субъективными факторами. Объективные факторы — это содержание и характер труда, условия труда, тип общественного устройства. Субъективные факторы — система ценностных ориентаций и мотивов трудовой деятельности (Соколова, 2002).
Приступая к рассмотрению результатов проведенного исследования, отметим, что большинство абитуриентов — более 99% — это выпускники школ, имеющие небольшой жизненный опыт, и только около 1% абитуриентов имеет небольшой стаж работы (поступили в вуз после службы в армии или же после училища, техникума).
64% обучающихся — выпускники городских школ, 36% — сельских.
Таблица 1
Ценностные ориентации студентов при выборе профессии (Ы = 103),%
Ценности выбора профессии 2013-2014 гг. 1-й курс 2014 г. 2-й курс 2014 г. 3-й курс 2014 г. 4-й курс Среднее значение
Оплата труда 29 27 67 23 36,5
Чувство призвания 29 27 22 20 24,5
Интересная работа 76 63 33 53 56
Престижная работа 40 30 22 20 28
Полезность для общества 24 33 11 33 25
Возможность творчества 20 50 39 46 39
Ответственная работа 36 20 33 10 25
Возможность общаться с людьми 36 46 33 26 35
Абитуриенты, поступившие на специальность «Политология», имеют довольно высокий балл оценок аттестата: 28% обучающихся — средний балл «5»; 41% — «4,5»; 28% — «4»; 7% — «3,5».
Интерес представляет изучение мотивационной сферы поступления на специальность и учебной деятельности студентов. Наибольший процент голосов получил такой мотив, как «получение знаний, освоение избранной специальности» — 71%, затем идет мотив «стремление получить диплом о высшем образовании» — 38%. Каждый десятый опрошенный цель поступления и обучения в вузе видит в том, чтобы пожить студенческой жизнью, а заодно чему-нибудь научиться.
Наконец, небольшая часть юношей (около 1%) мотивом поступления в вуз называет «избежать службы в армии». Следовательно, у студентов всех курсов обучения достаточно сильны мотивы, связанные с получением профессии политолога, что имеет большое значение в процессе формирования профессиональной культуры будущего специалиста.
Ответы на вопрос «Довольны ли Вы избранной профессией?» распределились следующим образом: довольны избранной профессией 67% респондентов исследования, недовольны — 5%, затруднились ответить на вопрос 28% опрошенных.
Отметим также, что на вопрос анкеты «Вызывает ли у Вас интерес учеба в нашем вузе?», 73% опрошенных ответили утвердительно, 22% затруднились с ответом и только у 5% респондентов интерес к учебе отсутствует. Подробно ценностные ориентации студентов при выборе профессии приведены в табл. 1.
Как видим, жизненные планы, определившие профессиональный выбор будущих политологов, были подчинены таким общественно и личностно значимым ценностям, как интересная работа (56% всех опрошенных); возможность
творчества (39%); оплата труда (36,5%); возможность общения с людьми (35%). Далее со значительным отрывом названы — престижная работа (28%); ответственная работа (25%); полезность для общества (25%); чувство призвания (24,5% опрошенных).
Учитывая, что процесс профессионального становления зависит от характера взаимодействия преподавателей и студентов, нас интересовало отношение студентов к организационно-методическим рекомендациям преподавателей, связанным с самостоятельной работой обучаемых по изучению преподаваемых дисциплин. Анализ показывает, что лишь 19% опрошенных выполняют все рекомендации преподавателей; 53% — выполняют частично и 10% — не выполняют. То есть 80% респондентов по различным причинам организуют свою самостоятельную работу по собственному «разумению», а это «разумение», как свидетельствует работа студентов на семинарах, а также работа по подготовке теоретических сообщений, рефератов и т.п., весьма часто расходится с общепринятыми педагогическими принципами и нормами и в конечном счете не способствует формированию профессиональной культуры. Следует также отметить, что приведенные ранее цифры примерно одинаковы на различных курсах обучения.
Подчеркнем: как в прошлом, так и в современных условиях велика роль самостоятельного труда студентов в формировании профессиональной культуры. Самостоятельный труд, без преувеличения, является основным средством накопления, систематизации, творческой переработки знаний, развития интеллектуального, нравственного, эстетического потенциала будущего специалиста. Переход к информационной эпохе, резкое увеличение объема и обновления профессионально значимой информации требуют от студентов формирования потребности к ознакомлению с этой информацией, умений и навыков отбора актуальных сведений, их осмыслению и усвоению.
В настоящей статье авторы не ставят своей целью всесторонний анализ активности студентов во внеучебное время как одной из предпосылок овладения профессией. Мы лишь сделали попытку выяснить, сколько времени студенты отводят на самостоятельную работу по подготовке к семинарам. Опрос показал, что 22% респондентов 1-4-х курсов обучения готовятся к семинару в течение одного часа; 47% — двух часов; 21% — трех часов и 10% — четырех часов.
Беседы со студентами, а также наблюдения на семинарах позволяют говорить о том, что около 50% студентов исследуемых групп в процессе подготовки к семинарам отдают предпочтение ксерокопированию нужных материалов без последующего осмысления информации. Предложение преподавателя выступающим студентам на семинаре объяснить озвученный распечатанный материал на практике нередко приводит к существенному различию между тем, что распечатано, прочитано и тем, что усвоено.
Таблица 2
Суждения респондентов о качестве преподавания профессионально ориентированных дисциплин (Ы = 103),%
Показатели 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс Среднее значение
Доступность излагаемого материала 4,4 4,2 3,7 3,7 4,0
Умение преподавателя стимулировать думать, размышлять 4,0 3,8 3,5 3,2 3,6
Насыщенность лекций новым материалом 4,0 3,5 3,2 2,8 3,6
Принципиальность, оправданная требовательность 4,5 3,7 3,4 3,6 3,8
Связь теоретического материала с будущей профессией 3,8 3,4 2,7 2,8 3,2
Готовность отвечать на трудные вопросы 3,9 4,2 3,3 3,4 3,8
Уважительное отношение к студентам 4,6 4,4 4,2 4,0 4,3
Превращение самостоятельного труда в ценность для студентов — весьма актуальная проблема вузовской практики. Исследование показывает, что значение ценности «самостоятельная работа студента» среди обучающихся невысокое. Более того, оно имеет тенденции к снижению, что, в частности, проявляется в падении интереса к работе с книгой, журналами, газетами. Количество студентов, посещающих библиотеки (университетскую, крымскую универсальную научную библиотеку им. И. Я. Франко), в 2013-2015 гг. сократилось соответственно на 25 и 35%.
Заявления студентов о том, что они обращаются к электронным изданиям учебной литературы, журналов и т.п., как показывают последующие беседы с обучающимися, далеко не всегда соответствует действительности. Например, на вопросы: «Каким конкретно электронным учебником пользуетесь, какую журнальную статью изучили?» большинство опрашиваемых не смогли ответить предметно.
Несомненно, превращение ценности «самостоятельная работа» в перечень ценностей востребованных, наиболее предпочитаемых — один из важнейших резервов повышения качества подготовки специалистов, в нашем случае — политологов.
Необходимой предпосылкой становления профессиональной культуры политолога является обеспечение в вузе надлежащего уровня (научно-теоретического,
содержательного, методического, организационного) преподавания учебных дисциплин, в том числе профессионально ориентированных.
В табл. 2 указаны мнения студентов по некоторым показателям качества преподавания. Студентам было предложено оценить по 5-балльной шкале (от 1 до 5) качество преподавания профессионально ориентированных дисциплин.
Изучение мнений студентов, указанных в табл. 2, позволяет нам предположить, что в вузе существуют резервы повышения качественных характеристик учебного процесса по подготовке специалистов-политологов. Речь может идти, прежде всего, о необходимости усиления профессиональной направленности занятий. Оценки таких характеристик образовательного процесса, как «насыщенность лекций новым материалом», «связь теоретического материала с будущей профессией» — соответственно «3,6» и «3,2» балла — ориентируют профессорско-преподавательский состав на внесение соответствующих корректив в содержание лекций и семинаров. Это может позитивно повлиять на процесс формирования профессионального интереса студентов, вызвать у них потребность более целенаправленно работать с рекомендуемой политологической литературой, активнее готовиться к семинарским и практическим занятиям.
Одним из средств формирования профессиональной культуры политолога является участие в студенческой научно-исследовательской работе. Полученные в ходе опроса данные свидетельствуют о том, что большинство студентов рассматривают научно-исследовательскую работу необходимым условием подготовки к будущей профессиональной деятельности. Одновременно исследование показывает, что на практике имеет место противоречие между ориентацией студентов на творческую деятельность в перспективе и фактическим участием в ней.
Так, участвуют в научной работе студенты: 1-го курса — 8%, 2-го курса — 27%, 3-го курса — 28%, 4-го курса — 60%. Среди участвующих имеют публикации по теме научного интереса — на 1-3-м курсах — единицы студентов. На 4-м курсе 20% опрошенных заявили о том, что имеют журнальные публикации.
Формирование и развитие ценностных ориентаций на глубокое познание профессиональной деятельности тесно связано с практиками, предусмотренными учебным планом. Как показывает опыт, организация, содержание, методическое обеспечение практик могут способствовать как развитию профессионального интереса и основ профессиональной культуры будущего специалиста, так и затормозить этот процесс, вызвать у студента сомнения, скептицизм относительно правильности своего профессионального выбора. В ходе исследования студентам был задан вопрос: «Способствуют ли формированию профессионализма политолога практики, предусмотренные учебным планом?» Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: 35% опрошенных дали положительный ответ, 40% — ответили отрицательно, 25% опрошенных выразили неопределенность в отношении роли практик в их профессиональном становлении.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения.
1. Процесс становления профессиональной культуры политолога протекает сложно, противоречиво, испытывает ряд трудностей. Во-первых, трудности обусловлены «молодостью» российской политической науки и российского профессионального сообщества политологов. Суть этих трудностей можно выразить словами Г. Г. Дилигенского: «Теоретически мы все-таки очень несамостоятельны» (Дилигенский, 2015). Когда нам нужны теоретические, парадигмальные рамки, то в лучшем случае мы обращаемся к западным классикам, которые переводятся, но осваиваются слабо. Нужны новые теоретические парадигмы и теоретические модели. На практике, т.е. в учебном процессе, ощущаются проблемы в применении мирового политологического знания к анализу и объяснению российской политической жизни, в определении теоретических и прикладных (инструментальных) аспектов политологического знания и поиске оптимума в сочетании теоретических и прикладных аспектов подготовки студентов политологов. Заметна нехватка учебной литературы по ряду дисциплин — сравнительная политология, политические системы постсоветских государств, мировой политический процесс, история отечественной политической мысли и некоторым другим.
Во-вторых, трудности обусловливаются издержками социализации, социально-нравственного развития молодежи, в том числе поступающей в вуз и обучающейся по специальности «Политология».
Социокультурному миру студентов свойственны: незавершенность ценностного самоопределения личности; присутствие, а в некоторых случаях и преобладание (чаще всего среди студентов 1-2-х курсов) идеалистических представлений в сознании образа профессии политолога; низкий уровень сформированности у части студентов (в зависимости от курса обучения — от 20-22% до 30%) потребности активно-деятельностного отношения к собственному профессиональному становлению.
2. К противоречиям, выявленным в ходе исследования, можно отнести: а) противоречие между заявленным в анкетах и беседах со студентами интересом к профессии политолога и реальной учебной деятельностью по ее овладению. Следствиями этого противоречия являются: поверхностные знания категориально-понятийного аппарата политической науки у 25-30% студентов; слабые знания истории политической науки; неустойчивые умения части студентов работать с политическими текстами; отсутствие потребности знакомства с новейшими российскими и зарубежными разработками по проблемам политической теории и практики; б) противоречие между потребностью активнотворческого отношения студентов к деятельности по освоению профессии и низким уровнем культуры труда обучаемых. В известной мере зафиксирована тенденция, содержание которой состоит в том, что для части студентов учебный труд в те-
чение обучения в университете не является ключевой ценностью. К сожалению, университетская среда для этой части студентов не является препятствием для получения в конечном счете диплома об окончании вуза и пополнения той группы выпускников, которых называют «людьми с дипломами»; в) противоречие между местом и ролью учебных занятий в формировании профессиональной культуры и невысокой оценкой студентами их профессиональной направленности; г) противоречие между ролью практик в становлении профессиональной культуры и невысокой оценкой студентами уровня их организации и содержания; д) противоречие между ориентацией студентов на творческий характер деятельности политолога и низким уровнем их вовлеченности в научно-исследовательскую работу.
3. Разрешение перечисленных противоречий связано с осуществлением в вузе комплекса мер организационного, кадрового, учебно-методического характера, направленного на создание благоприятной социокультурной среды, способствующей: а) обеспечению рационального отбора абитуриентов, желающих и способных обучаться по специальности «Политология»; б) вести подготовку специалистов-политологов, сочетающих современный профессионализм и развитые социально-нравственные качества.
4. Практика убеждает, что успех в становлении профессиональной культуры во многом определяется тем, насколько быстро происходит социально-психологическая адаптация личности к условиям обучения в вузе, «настройка» на каждодневный труд. В этот период, как, впрочем, и в последующее время, тема труда как ценности духовного мира человека и непременного условия его культуры должна убедительно словом и делом вносится в сознание юношей и девушек. К одному из средств формирования ценностных ориентаций на труд относится обеспечение объективной оценки различных видов учебной деятельности студентов, в том числе неуклонное соблюдение всеми преподавателями единых критериев оценивания знаний студентов во время экзаменационных сессий.
5. Актуальной задачей, как это видно из проведенного исследования, является повышение уровня профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса. Другими словами, студенты должны понимать содержание и специфику своей будущей профессии на всех занятиях, на проводимых практиках, конференциях, конкурсах, встречах с политиками и политологами.
Ключевая роль в решении этой задачи отводится профессорско-преподавательскому составу. Педагог, читая дисциплину, включенную в учебный план по специальности «Политология», должен убедить студентов, прежде всего содержанием материала, что данная дисциплина нужна и важна для подготовки политолога, формирования у него профессиональной культуры. В этом выражается одна из составляющих профессионального мастерства преподавателя. Уместно здесь привести мнение одного из слушателей лекций М. Вебера в 1918 г.,
подчеркивающего блестящие лекции немецкого ученого: «Это никоим образом не мастерская риторика человека, который вызывает эту притягательную силу, и не примитивный эмпиризм, на котором строится и держится логика изложения, а, прежде всего, это способность пробуждать чувства, дремлющие в душах других людей» (Щербинин, 2005).
Педагогическая практика подтверждает значение этих слов и в современных условиях. И сегодня нужно предлагать на занятиях наиболее совершенную интеллектуальную продукцию, согласовывая ее с познавательными возможностями юношей и девушек, соблюдая при этом методологическую четкость, обеспечивая связь с жизнью и деятельностью специалиста политолога. Это — одна из предпосылок достижения между преподавателем и студентами конструктивного взаимодействия, выступающего непременной ценностью процесса формирования профессиональной культуры политолога.
Библиографический список
1. Бурлацкий, Ф. М. (2012). От истоков к современному этапу развития политической науки в России: состояние предметной области, перспективные направления исследований и новые задачи. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 5, 15-26.
2. Гаман-Голутвина, О. В. (2016). Политическая наука перед вызовами современной политики. К 60-летию САПН / РАПН. Полис. Политические исследования, 1, 8-28.
3. Гаман-Голутвина, О. В. (ред.). (2015). История Российской ассоциации политической науки. Москва: Аспект Пресс.
4. Ильин, А. Ю. (2015). Модернизация политического образования: проблемы и перспективы. В Политическая наука перед вызовами современной политики: материалы VIIВсероссийского конгресса политологов (с. 243-245). Москва: Аспект Пресс.
5. Клемешев, А. П. (2014). Российское политологическое образование: проблемы и перспективы. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 5, 39-42.
6. Коваленко, В. И. (2016). Политологическое образование в России: основные вехи, проблемы, перспективы. В Политология: к осмыслению национальных интересов России (с. 650-667). Москва. Изд-во Московского университета.
7. Пивоваров, Ю. С. (2014). Российская политология: между традицией и зарубежной политической наукой. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 5, 22-27.
8. Сидоров, В. А. (ред.). (2012). Журналистика. Общество. Ценности. СПб.: Петрополис.
9. Соколова, Г. Н. (2002). Социология труда. Минск: Высшая школа.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 Политология (квалификация (степень) «Бакалавр»). (2011). Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 2, 12-29.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 Политология (квали-
фикация (степень) «Магистр»). (2011). Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 4, 3-20. 12. Щербинин, А. И. (2005). Политическое образование. Москва: Весь Мир.
Статья поступила в редакцию 24.10.2016.
THE CONTRADICTIONS AND DIFFICULTIES IN FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF POLITICAL SCIENTIST UNDER UNIVERSITY CONDITIONS (VALUE ASPECT)
Veysova V E., Kuzmin P. V
Veysova Vetana Enverovna, Crimean Engineering and Pedagogical University, 295015, Russia, Republic of Crimea, Simferopol, per. Uchebnyy, 8. E-mail: [email protected]
Kuzmin Piotr Vasilyevich, Tavrida Academy of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. 295007, Russia, Republic of Crimea, Simferopol, Vernadsky Ave, 4. E-mail: [email protected]
The article attempts to study and understand the process of implementation in the educational activities the value orientations and attitudes of students and faculty members in the context of formation of professional culture of political scientist specialist.
It is shown that the process of formation of professional culture contains a number of contradictions of value nature. The latter include: the contradiction between the stated in the questionnaires and interviews with students interested in the profession of political analyst and the real training activities for its development; the contradiction between the need for an active and creative attitude of students to the cognitive activity on the development of the profession and the low level of work culture of students; the contradiction between the place and the role of studies in the formation of professional culture of students and the low estimate of their professional orientation; the contradiction between the practitioner role in the formation of professional culture of students and the low estimate of the level of their organization and content; the contradiction between the students focus on the creative nature of the political scientist and the low level of their involvement in the research work.
The authors believe that the resolution of these contradictions involves the implementation of complex of measures aimed at the creation of the university social and cultural environment conducive to the process of formation of students' professionalism and positive social and moral qualities.
Key words: values, value orientation of students, professional culture of political analyst, the contradictions of teaching and educational process.
References
1. Burlatskiy, F. M. (2012). Ot istokov k sovremennomu etapu razvitiya politicheskoy nauki v Rossii: sostoyaniye predmetnoy oblasti, perspektivnyye napravleniya issledovaniy i novyye zadachi [From the beginnings to the present stage of development of political science in Russia: the state of the subject area, promising areas of research and new challenges]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 12. Politicheskie nauki [Moscow University Bulletin. Series 12. Political Science], 5, 15-26.
2. Gaman-Golutvina, O. V. (2016). Politicheskaya nauka pered vyzovami sovremennoy politiki. K 60-letiyu SAPN [Science before the current policy challenges. On the 60th anniversary of ASOS]. Polis. Politicheskie issledovanija [Polis. Political studies], 1, 8-28.
3. Gaman-Golutvina, O. V. (red.). (2015). Istoriya Rossiyskoy assotsiatsii politicheskoy nauki [History of the Russian Political Science Association: scientific edition]. Moskva: Aspekt Press.
4. Il'in, A. YU. (2015). Modernizatsiya politicheskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy [Modernization of political education: problems and perspectives]. Politicheskaya nauka pered vyzovami sovremennoy politiki: materialy VII Vserossiyskogo kongressa politologov (pp. 243-245) [Political science is facing challenges of modern politics: Materials of the All-Russian Congress of Political Scientists VII]. Moskva: Aspekt Press.
5. Klemeshev, A. P. (2014). Rossiyskoye politologicheskoye obrazovaniye: problemy i perspektivy [Russian political education: problems and prospects]. VestnikMoskovskogo uni-versiteta. Serija 12. Politicheskie nauki [Moscow University Bulletin. Series 12. Political Science], 5, 39-42
6. Kovalenko, V. I. (2016). Politologicheskoye obrazovaniye v Rossii: osnovnyye vekhi, problemy, perspektivy [Political education in Russia: key milestones, problems, perspectives]. Politologiya: k osmysleniyu natsional'nykh interesov Rossii (pp. 650-667) [Political science: to understanding the national interests of Russia]. Moskva: Izd-vo Moskovskogo universiteta.
7. Pivovarov, YU. S. (2014). Rossiyskaya politologiya: mezhdu traditsiyey i zarubezhnoy politicheskoy naukoy [Russian political scientist: between tradition and foreign political science]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 12. Politicheskie nauki [Moscow University Bulletin. Series 12. Political Science], 5, 22-27.
8. Sidorov, V. A. (red.). (2012). Zhurnalistika. Obshchestvo. Tsennosti [Journalism. Society. Values]. SPb.: Petropolis.
9. Sokolova, G. N. (2002). Sotsiologiya truda [Labour Sociology]. Minsk: Vyssh. shk.
10. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030200 Politologiya (kvalifikatsiya (stepen') "Bakalavr") [The Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 030200 Political science (qualification (degree) "Bachelor")]. (2011). Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 12. Politicheskie nauki [Bulletin of Moscow Univers Moscow University Bulletin ity. Series 12. Political Science], 2, 12-29.
11. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030200 Politologiya (kvalifikatsiya (stepen') "Magistr"). [The Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 030200 Political science (qualification (degree) "Master")]. (2011). Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 12. Politicheskie nauki [Moscow University Bulletin. Series 12. Political Science], 4, 3-20.
12. Shcherbinin, A. I. (2005). Politicheskoye obrazovaniye. [Political Education: textbook]. Moskva: Ves' Mir.