УДК 372.881.1
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
© 2018
Жадан Владимир Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и судебной деятельности Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (423604, Россия, Елабуга, ул. Казанская, 89, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам модернизации и повышения качества высшего юридического образования России в современных условиях. При этом особое внимание уделено применению интерактивных и инновационных форм и методов обучения в образовательных организациях высшего юридического образования и на юридических факультетах. Автор полагает, что использование интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин в образовательных организациях предусматривает качественное обновление содержания обучения через органическое сочетание учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работы, теории с практикой, классических методов обучения с интерактивными и инновационными, широкой и фундаментальной подготовки специалистов по узко-профильной специализации, что позволит обеспечить гибкость и многоплановость, универсальность и эффективность образовательного процесса, и, соответственно, качество подготовки юристов-бакалавров. На основе обобщения отечественного и зарубежного педагогического опыта анализируются наиболее оптимальные интерактивные и инновационные методы преподавания юридических дисциплин, а также обосновывается целесообразность создания в образовательных организациях специальной структуры - центра инновационных методик правового образования для помощи преподавателям в подготовке и применении интерактивных и инновационных методов обучения.
Ключевые слова: применение, интерактивные методы, инновационные методы, высшее юридическое образование, преподавание, юридические дисциплины, обобщение, педагогический опыт, анализ, научные подходы, центр инновационных методик правового образования.
EXPERIENCE OF INTERACTIVE AND INNOVATIVE FORMS AND METHODS OF TRAINING IN TEACHING LEGAL DISCIPLINES
© 2018
Zhadan Vladimir Nikolaevich, candidate of legal Sciences, associate Professor, associate Professor Department of criminal procedure and judicial activities Kazan (Volga Region) Federal University, Elabuga Institute (423604, Russia, Yelabuga, Kazanskaya street, 89, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the actual problems of modernization and quality improvement of higher legal education in Russia in modern conditions. Special attention is paid to the use of interactive and innovative forms and methods of education in educational institutions of higher legal education and law faculties. The author believes that the use of interactive and innovative forms and methods of training in teaching legal disciplines in educational institutions provides a qualitative update of the training content through an organic combination of educational, educational-methodical and scientific-research work, theory and practice, classical teaching methods with interactive and innovative, broad and fundamental training of specialists in narrowly specialized topics that will provide flexibility and diversity, versatility and efficiency of the educational process, and, accordingly, the quality of training of lawyers-bachelors. On the basis of generalization of domestic and foreign pedagogical experience the most optimal interactive and innovative methods of teaching of legal disciplines are analyzed, and also expediency of creation in educational organizations of special structure - the center of innovative techniques of legal education for the help to teachers in preparation and application of interactive and innovative methods of training is proved.
Keywords: application, interactive methods, innovative methods, higher legal education, teaching, legal disciplines, generalization, pedagogical experience, analysis, scientific approaches, center of innovative methods of legal education.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Главный вектор современного развития высшего юридического образования в Российской Федерации (далее - Россия, РФ) определяется общим направлением отечественных образовательных организаций высшего юридического образования (далее - высшая школа, вуз) на вхождение в общеевропейское и мировое образовательное пространство, гармонизацию национальных и международных стандартов высшего образования, при этом следует сохранить свою культурную идентичность, равно как и систему высшего образования с российскими чертами.
Современное реформирование системы образования в России, подразумевает его основанность на компетент-ностном подходе, что заставляет обратить внимание на компетенции, которые должен освоить бакалавр-юрист. Усвоить перечень интересующих компетенций возможно, обратившись к федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (далее - ФГОС ВО) по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511 [1]. ФГОС ВО определяет нормативные требования к подготовке юристов-бакалавров, которые автором рассматривались в ранее опубликованном материале [2] и при этом предусматривает
общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК) [1].
Стратегическая цель реформирования и модернизации науки и образования в России - создание эффективной инновационной образовательной среды в вузах через содействие прогрессивным нововведениям, внедрение современных технологий и моделей обучения. Образовательный процесс в современной высшей школе должен осуществляться с учетом возможностей современных информационных технологий обучения и ориентироваться на формирование образованной, гармонично развитой личности, способной к постоянному обновлению научных знаний, профессиональной мобильности и быстрой адаптации к изменениям в социально-культурной сфере, системе управления и организации труда в условиях рыночной экономики.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных ранее частей общей проблемы. Сущность процесса нововведений в технологии и методы современного обучения стали объектом исследования как зарубежных, так и российских ученых. Научные работы Л.А. Бурляевой, Т.А. Бутковой, Н.Н. Дорониной, Д.М. Латыповой, А.Ю. Новиковой и Е.О Полуян, Г.Д. Садовниковой [3-13] и других посвящены изучению отдельных интерактивных
методов обучения в преподавании юридических дисциплин.
Научные исследования О.И. Абдаловой, Э.Г. Азимова, А.А. Галушкина и Д.В. Григорьева, А.В. Кудрявцева и О.Г Кудрявцевой, Е.Н. Моисеевой, Е.М. Хох-ловой и других [14-20] посвящены общетеоретическим, научно-практическим проблемам инновационной парадигмы в высшей школе, отдельным прогрессивным формам и технологиям обучения, опыту и перспективам их использования в образовательной практике. В частности, авторы связывают инновации в обучении с необходимостью совершенствования традиционного педагогического процесса.
Исследователи проблем педагогической инноватики С.Н Алямкин, Ф.Г. Аминев, В.И. Блинов, Ю.Л. Бойко, В.Г. Виненко, В.А. Казакова, И.С. Сергеев, О.П. Трибунов и другие понимание нового в образовательном процессе соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое [21-25].
Авторы отмечают, что внедрение новых технологий обучения и совершенное овладение ими требуют определенной внутренней готовности как преподавателей, так и получателей высшего образования к серьезным преобразованиям, соответствующей условиям быстро изменяющегося мира [26-27].
Формирование целей статьи (постановка задания). Предметом данного рассмотрения будут некоторые вопросы о применении интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин в высшей школе, и является продолжением ранее опубликованных автором материалов - «Психолого-педагогические методы активизации учебной деятельности студентов по юридическим дисциплинам» [28], «Практико-ориентированное изучение юридических дисциплин в вузе» [29] и других. При этом в ходе рассмотрения методов обучения в преподавании юридических дисциплин автором будут частично использоваться ранее опубликованные материалы.
Исходя из предмета исследования целью статьи является рассмотрение опыта применения интерактивных и инновационных форм и методов преподавания юридических дисциплин в вузах, определение наиболее эффективных форм и методов учебной работы в вузах юридического профиля и на юридических факультетах.
Достижение указанной цели предусматривает выполнение следующих задач:
- осветить сущность понятий: интерактивные формы и методы обучения, инновации, инновационные формы и методы, в контексте дидактики и педагогики высшей школы;
- рассмотреть актуальные проблемы, подходы, классификации методов обучения в высшем юридическом образовании;
- изучить опыт по применению интерактивных и инновационных методов обучения в преподавании юридических дисциплин в России и за рубежом;
- охарактеризовать наиболее эффективные интерактивные и инновационные методы и приемы преподавания юридических дисциплин для юристов-бакалавров;
- обосновать целесообразность внедрения специализированных методических структур и наиболее эффективных инновационных методов и приемов преподавания юридических дисциплин для юристов-бакалавров в вузах юридического профиля и на юридических факультетах.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием научных результатов. В современном развитии России роль юридической науки и образования чрезвычайно важна, поскольку от их уровня развития зависит реализация таких важных задач, как осуществление правовой реформы, создание эффективной правовой системы и гражданского общества, повышение качества законотворческой и правоприменитель-
ной деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать утверждению России как высокоразвитого, социального по своей сути, демократического, правового государства, в котором признается и действует принцип верховенства права.
Российская юридическая наука и образование развивается под влиянием как общих цивилизационных процессов (глобализация мира, рост конкуренции на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни, бурное развитие научно-информационных технологий, демократизация общества), так и внутренних факторов государственного развития и строительства (создание рыночной среды, реформирование многих сфер общественной жизни, активизация кодификационных процессов, становление гражданского общества и др.).
Высшее юридическое образование в России сейчас приобретает новый смысл и меняется по мере развития правовых знаний и с учетом новых общественных потребностей (государственно-правовых, политических, экономических, научно-технических, культурно-образовательных и др.).
Содержание профессиональной подготовки юриста осложняется и существенно трансформируется под влиянием таких общественно-значимых и взаимосвязанных процессов, как расширение сфер правового регулирования, формирования новых отраслей права и, соответственно, отраслей законодательства, интеграция и дифференциация в развитии права, междисциплинарность современного правового знания. Эти процессы вызывают появление и актуализацию многих научно правовых и образовательно-правовых проблем, которые становятся важной составляющей нового содержания современного юридического образования.
Правовая наука и высшее юридическое образование становятся неразрывными частями современного образовательного процесса. Углубляется научно-теоретический уровень профессиональной подготовки юриста-бакалавра и одновременно усиливается ее практическое направление.
Спектр профессиональных знаний, умений, навыков представителя юридической профессии сегодня значительно расширился и требует от субъектов образовательно-правовой деятельности самых разнообразных знаний как в собственно правовых отраслях, так и в смежных с правом сферах, требует основательной общей и профессиональной методологической подготовки, свободного владения методикой и практикой правовых исследований, современным языковым и техническим инструментарием (первый предполагает свободное владение несколькими языками в их различных стилевых разновидностях, второй - компьютерной и другой техникой, которая используется в юридической деятельности).
Но главная задача состоит в том, чтобы научить студента-юриста постоянно учиться, приобретать новые знания, формировать навыки самостоятельного исследовательского поиска, проявлять творчество в решении сложных профессиональных проблем и ситуаций.
Подготовка студентов в вузах юридического профиля и на юридических факультетах должна строиться с учетом социального заказа и быть максимально направленной на будущие профессиональные потребности юриста, формировать такой высокий уровень профессиональной и общей культуры, профессиональной компетентности, который позволит поддерживать высокий профессионализм в любой сфере юридической деятельности на уровне растущих требований общества, профессиональной корпорации, потребителей профессиональных юридических услуг.
Ведь выпускники-юристы должны быть готовы действовать в условиях значительной конкуренции (из-за роста количества студентов юридического направления) и серьезного профессионального риска (профессиональные ошибки могут привести к потере имиджа, должности, прибыли).
Кроме того, должна быть готовность к получению новой квалификации, перепрофилирования в области юридической деятельности, к постоянному обновлению и совершенствованию своего профессионального уровня в течение всей жизни.
Меняется не только содержание, структура высшего юридического образования, но и ее формы. Создание инновационной образовательно-воспитательной среды невозможно без внесения качественно нового содержания в высшее юридическое образование, без оптимизации кадрово-педагогического потенциала, повышения уровня научно-методического обеспечения образовательного процесса, внедрения инновационных технологий и методик преподавания, овладения опытно-экспериментальными видами деятельности.
Актуальной научно-методической задачей в вузах, готовящих юристов, становится поиск новых эффективных форм и методов преподавания: от разработки и введения в учебные планы новых перспективных дисциплин до внедрения интерактивных и инновационных форм и методов преподавания.
Так, в учебных программах в вузах юридического профиля и на юридических факультетах, перечень предлагаемых студентам учебных дисциплин обогатился новыми или обновленными по содержанию предметами. Среди них - иностранный язык в сфере юриспруденции, административный процесс, адвокатура, нотариат и другие.
Классические (традиционные) юридические дисциплины (конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс, трудовое право и др.) также постоянно обновляются по содержанию через динамические изменения в действующем законодательстве, принятие новых законов и других нормативно-правовых актов, ратификацию новых международно-правовых документов, развитие правовых институтов и т.п.
Современная методика преподавания юридических дисциплин, как и многих других гуманитарных дисциплин для юристов-бакалавров, имеет богатый арсенал различных способов, приемов и средств обучения, в рамках данной статьи мы рассмотрим методики преподавания с позиции их новизны, целесообразности, оптимальности и эффективности использования в современных условиях. Таковы методики, среди которых наиболее востребованными на сегодняшнем рынке образовательных услуг являются интерактивные и инновационные методики обучения.
Поскольку существенно возрастает творческая компонента образования, активизируется роль всех участников учебного процесса, укрепляется творчески-поисковая самостоятельность студентов, особую актуальность в настоящее время приобрели концепции проблемного и интерактивного обучения.
Во время такого обучения студент вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания, отвечает на вопросы, развивающие аналитическое и критическое мышление, задает вопросы преподавателю и другим участникам, то есть активизируется творческое сотрудничество преподавателя со студентами (вместе решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия однокурсников и собственное поведение).
Сущность интерактивного обучения освещена в работах многих ученых, однако вопросы внедрения интерактивных технологий в процесс обучения студентов высших юридических учебных заведений недостаточно разработаны и требуют дальнейшего изучения.
Интерактивное обучение составляет концептуально новый тип организации труда. Как отмечают А.Ю. Новикова и Е.О. Полуян [6], суть интерактивного обучения - в том, что образовательный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Это самообучение, взаимообучение 202
(коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где обучающийся и преподаватель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют.
Интерактивное обучение - это такая форма организации познавательной деятельности, в процессе которой создаются условия для всестороннего развития личности обучающегося. Роль преподавателя основывается на том, что он не просто осуществляет контроль, а прежде всего, выступает координатором и консультантом, обнаруживает трудности, которые возникают у обучающихся, пробелы в их знаниях, реализуя индивидуальный и дифференцированный подходы к их обучению.
Работа на занятии должна быть направлена на взаимодействие и привлечения всех обучающихся к активной деятельности. Для этого используются технологии кооперативного и коллективно-группового обучения. Кооперативное обучение осуществляется в группах, или в парах, что способствует высокой активности коллектива. Такая работа позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, лидерские качества и научиться слушать партнера, учитывать его мнению, получать новую информацию и вместе находить общее решение проблемы.
К особенностям интерактивных приемов обучения можно отнести: вынужденную активизацию процесса мышления обучающегося (независимо от его желания, он включается в общий процесс обсуждения и активизирует свою позицию); достаточно долгий срок активности обучающегося (в течение всего занятия), потому что нужно внимательно следить за ответами других; высокая степень самостоятельности суждений, ответственности за свои действия, большую эмоциональность; постоянное взаимодействие обучающихся друг с другом и преподавателем.
Распространенным приемом интерактивных занятий выступает ролевая юридическая игра (имитация, деловая игра, моделирование), которая предлагает всем участникам «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Сильной стороной этого метода выступает возможность выступить в другой, несвойственной соответствующему делу, роли - своего процессуального противника. Такой прием позволяет взглянуть на ситуацию с неожиданной точки зрения, спрогнозировать поведение других, выявить слабые места в собственной подготовке. Ролевая игра эффективно способствует формированию умений устанавливать психологический контакт, действовать в соответствии ситуации, эффективно строить коммуникацию, развивает навыки слушания.
В целом использование интерактивных методов обучения в преподавании юридических дисциплин позволяет воспроизвести и смоделировать профессиональную деятельность юриста, активизирует и интенсифицирует учебную деятельность и общение, достаточно сильно стимулирует учебную деятельность, дает возможность испытать себя в разных типах ролевого поведения, сокращает расстояние между обучением и реальными жизненными ситуациями, учит контролировать чувства и эмоции и выражать их, а также позволяет расширить и углубить процесс профессионального самоопределения, самосовершенствования и творческого развития студентов.
Инновационные формы преподавания юридических дисциплин также заслуживают особого внимания, поскольку обеспечивают нужный «инновационный климат» в вузах, способствуют развитию творческой активности и исследовательской инициативы студентов-юристов, закладывают основу для дальнейшего осмысления и развития правовых знаний, успешного применения полученных знаний на практике. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс помогает готовить высококвалифицированных, конкурентоспо-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
собных юристов, способных выполнять сложные научно-исследовательские, профессионально-прикладные и творческие задачи.
Однако, прежде чем перейти к освещению проблемы инновационных методов и форм обучения, следует раскрыть сущность понятия «инновации» в отношении высшего образования, уточнить значение некоторых исходных терминов.
Инновации - это новые перспективные тенденции, процессы и подходы в развитии современного высшего образования, основанные на сочетании научной и образовательной деятельности, теории с практикой, интеграции и дифференциации современных знаний, фундаментальной подготовки специалистов по узкопрофильной специализации и направленные на модернизацию, повышение качества и эффективности современного учебного процесса.
Производный термин инновационный в научно-педагогической и методической литературе чаще всего употребляется в составе терминологических словосочетаний: инновационный метод, инновационная методика, инновационный подход, инновационные технологии и тому подобное. Для определения первых двух понятий, важных для нашей темы, рассмотрим и дифференцируем стержневые понятия метод и методика. Эти греческие по происхождению термины имеют общий корень с первоначальным этимологическим значением «путь, исследование, способ познания».
Термин метод в наиболее общем смысле означает «способ, прием или система приемов для достижения какой-либо цели, для выполнения определенной операции». Однако в современной науке различают три его значения: общеметодологический (метод как способ познания действительности, природных и общественных явлений), общедидактический и собственно-методический (метод как способ/средство обучения/преподавания). Остановимся на двух последних, поскольку именно они являются базовыми в методическом тезаурусе высшей школы.
Метод преподавания как общедидактическое понятие можно определить как «совокупность способов и приемов совместной деятельности субъектов учебного процесса, направленной на достижение образовательной цели, воспитания и развития личности» [16].
Будучи универсальными и применяясь для преподавания различных дисциплин, эти способы взаимодействия преподавателя и обучающегося традиционно дифференцируют на методы преподавания (показ, объяснение, организация тренировки, организация практики, коррекция, оценка) и методы обучения (ознакомление, осмысление, участие в тренировке, практика, самооценка, самоконтроль). Такое распределение осуществлено с учетом субъекта действия: способы и приемы деятельности преподавателя (того, кто преподает) называют методами преподавания; способы и действия обучаемого, называют методами обучения. Но процесс этот, по сути, является единым, общим творческим процессом, и поэтому это распределение этот имеет условно-теоретический характер.
Классифицировать методы преподавания можно и по другим признакам: по видам учебных работ студентов (устные/письменные; аудиторные/самостоятельные/ внеаудиторные, общие (коллективные)/групповые/ин-дивидуальные и др.; по источнику получения знаний и формирования навыков и умений (лекция, анализ документа, работа с законодательной базой, использование наглядных средств и т. д.), по степени самостоятельности и характеру обучающихся в образовательном процессе (активные, интерактивные, пассивные) по уровню устойчивости и новизны (традиционные/классические, инновационные/новые/новаторские), по авторству (оригинальные/авторские, общие/дидактические) и др.
Однако в современной методике преподавания наиболее приемлемой оказалась классификация, постро-
енная на действенном подходе к обучению. Согласно ей существуют методы: а) обеспечивающие овладение учебным предметом (словесные, визуальные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные); б) стимулирующие и мотивирующие учебно-научную деятельность (учебные дискуссии, проблемные ситуации, деловые игры, творческие задания, поиск и исследования, эксперименты, конкурсы, викторины и т. п.); в) методы контроля и самоконтроля в учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен, контрольная работа, тестовые задания, вопросы для самоконтроля и др.).
В истории преподавания юридических дисциплин известно несколько десятков методов обучения, которые возникали в соответствии с потребностями общества в развитии юриспруденции и соответствовали ее характеру и уровню развития на тот или иной период. Достаточно вспомнить, например, Болонскую школу права, известную также под названием глоссаторы, основным методом обучения, в которой был метод толкования источников римского права. Глоссаторы толковали правовые понятия, делали объяснения, комментарии, замечания (т. н. глоссы) на полях и между строк законодательного текста или в глоссариях (толковых словарях) [30].
Понятие интерактивные и инновационные методики преподавания является поликомпонентным, поскольку объединяет все те новые и эффективные способы обучения (получение, передача и выработка знаний), которые способствуют интенсификации и модернизации учебного процесса, развивают творческий подход и личностный потенциал участников.
Согласно мнению большинства исследователей [31-35], высокую эффективность образовательного процесса, в том числе и преподавания юридических дисциплин, обеспечивает применение таких интерактивных и инновационных методов и приемов обучения, как: 1) анализ ошибок, коллизий, казусов; 2) аудиовизуальный метод обучения; 3) брейнсторминг («мозговой штурм»); 4) диалог Сократа; 5) дискуссия с приглашением специалистов; 6) деловая (ролевая) игра (студенты находятся в роли законодателя, эксперта, юриста, нотариуса, клиента, судьи, прокурора, адвоката, следователя); 7) «займи позицию»; 8) комментирования, оценка (или самооценка) действий участников; 9) мастер-классы; 10) метод анализа и диагностики ситуации; 11) метод интервью (интервьюирование); 12) метод проектов; 13) моделирования; 14) учебный «полигон»; 15) проблемный (проблемно-поисковый) метод; 16) публичное выступление; 17) работа в малых группах; 18) тренинги индивидуальные и групповые (как отдельных, так и комплексных навыков) и другие.
Рассмотрим наиболее эффективные методы обучения, применяемые в преподавании юридических дисциплин используя отечественный и зарубежный педагогический опыт.
Метод конкретных ситуаций (МКС), или кейс-метод. Если в вузах США и странах Западной Европы этот метод применяется более 100 лет для изучения юриспруденции (а впоследствии и бизнеса, менеджмента и др.), то в России он начинает широко внедряться в течение последних десяти лет. В основу метода положен принцип прецедента, или случая (case), который существует в англосаксонском праве и служит весомым критерием принятия решения в судебном деле при отсутствии разного рода кодексов (гражданских, уголовных, административных и т. п.) [36]. Ценность этого метода, введенного в образовательный процесс сначала Гарвардской школы права, а позже и Гарвардской школы бизнеса, заключается в его прикладной направленности, когда студент учится принимать профессиональные решения еще в университетской аудитории.
Кейс-метод впервые введен в 70-х годах XIX в. в Гарвардском университете профессором Лангделлом,
а вскоре (и по сей день) он стал стандартной и ведущей дидактической формой преподавания права в американских юридических учебных заведениях. Так, в Гарвардском университете на каждом занятии студентам дается задание изучить определенное количество дел. Каждое дело касается определенной правовой нормы, их совокупности или принципа права. Дела даются в сборниках дел (casebooks), объединенных тематически или отраслевых (уголовное право, договорное право, конституционное право и т. д.).
Дела - это письменные судебные решения, обычно - судов апелляционной или кассационной инстанций. Такой выбор инстанций объясняется тем, что они сосредотачиваются на определении и решении правовых вопросов, а не установлении юридических фактов [37]. Студент читает, кратко излагает (Brief), обсуждает и даже слушает лекции о судебных делах.
Важной частью усвоения материала является решение на его основе других гипотетических дел. Использование пособий и конспективных материалов (outlines) делает методику еще более эффективной (в них четко изложен материал - это помогает его усваивать). Ценность методики заключается в том, что она: сочетает право (правовые нормы) и фактические ситуации, способствуя запоминанию и развитию умения дедуктивной аргументации, делает самостоятельное раскрытие определенных правовых принципов, норм, других существенных факторов, которые обусловили принятие того или иного судебного решения.
Анализируя дело, студент одновременно учится «мыслить, как юрист», в частности, учится аргументации, внимательности к деталям, нюансам жизненных и юридических фактов, правовых норм, особенностей применения последних. Кейс-метод способствует развитию именно коллегиальных, а не иерархических отношений преподавателя и студента. Это, в свою очередь, способствует как выявлению уважения к достоинству человека, так и налаживанию уже со студенческой скамьи партнерских отношений в профессиональном цехе [38, 39].
Упомянутая методика требует отличного знания материала, способствует лучшей профессиональной и дидактической подготовке преподавателей. Обеспечение этого будет способствовать повышению уровня преподавания, а затем - росту уровня усвоения студентами юридических знаний, приобретению навыков и умений.
Анализ конкретных ситуаций, их обсуждение, ознакомление с различными подходами к решению проблемы, поиск необходимой информации - все эти виды работ помогают сформировать важные для представителей юридической профессии практические умения и навыки: комплексного подхода к анализу и оценке фактов, логического и причинно-следственной стиля мышления, правильного принятия решения. Применение МКС требует от преподавателя тщательного отбора теоретического и практического материала. Так, сначала он предлагает студентам предварительно обработать необходимый теоретический материал по определенной проблеме, затем конкретные примеры казусов, которые следует разобрать со студентами в аудитории. Практический профессиональный опыт преподавателя в этой работе приобретает особое значение. Метод этот заслуживает почетного места в современной методике преподавания специальных дисциплин на юридических факультетах.
Деловая (ролевая) игра. Один из самых популярных среди студентов видов учебной работы, ведь он построен на творчестве, состязательности, коллективном сотрудничестве. Но эффективность этого метода определяется качеством предварительной подготовки преподавателя и студентов.
Основная цель любой деловой игры заключается в создании ситуации, максимально приближенной к реальной, в которой студент-юрист должен выполнить необходимые профессиональные действия, правильно 204
применить полученные знания, выявить навыки работы с клиентами, коллегами, а также умение работать с нормативными документами.
Так, среди интерактивных методов обучения, используемых автором, выделяется метод деловых игр [40]. Деловая игра в вузе юридического профиля и на юридических факультетах - это импровизация студентами различных ролей в разнообразных ситуациях, возможных в условиях будущей профессиональной деятельности.
Деловые игры, применяемые в образовательном процессе учат студентов оценивать события, предвидеть их, принимать решения, прогнозировать исход. Деловая игра - это «реалити-постановка», где представлены некоторые аспекты действительной практической ситуации в условиях взаимодействия преподавателя с игровым коллективом. По ходу игры возникают препятствия (правовые, организационные, информационные), запланированные заранее или создаваемые по ходу игры. В такой динамичной ситуации и состоит отличие деловой игры от ситуационной задачи.
Деловая игра как интерактивная форма обучения применяется автором при проведении практических занятий по дисциплинам «Гражданский процесс», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Уголовное право», «Преступления против личности», «Преступления в сфере экономической деятельности», «Преступления против правосудия», «Основы квалификации преступлений».
Целями данных занятий являются: 1) проверка уровня знаний обучаемых по базовым и дисциплинам специализации и закрепление полученных ранее теоретических знаний; 2) формирование умения и навыков работы с нормативным материалом, образцами процессуальных документов, научной и справочной литературой, планирование деятельности по уголовным делам; 3) совершенствование умений и навыков слушателей в разрешении практических ситуаций, формирование принципиальности и смелости в суждениях, самокритичность. Выработка навыков выступлений перед аудиторией, применение теоретических знаний в условиях, моделирующих оперативно-следственную ситуацию.
Основой деловой игры служит сценарий, разработанный преподавателем. Обычно деловая игра протекает в строгом соответствии со сценарием, содержащим подлежащую к разрешению реальную ситуацию (фабулу), примерный состав участников игры, процедуру совершения тех или иных действий ее участниками, а также процедуру разбора итогов игры. Преподаватель может в ходе игры вносить в сценарий уточнения в виде дополнительных вопросов, подлежащих разрешению ее участниками.
Метод этот целесообразно использовать в процессе преподавания многих профессиональных дисциплин. Например, это может быть рассмотрение трудового спора в комиссии по трудовым спорам в курсе («Трудовое право»); обсуждение законопроекта (в разных курсах: от «Конституционного права» до «Языки права» и «Юридической техники»); обсуждения на совместном заседании вопрос о создании совместного предприятия по переработке химических отходов («Международное право»); обсуждение состояния выполнения экологического законодательства на служебном заседании областной прокуратуры («Экологическое право», «Прокурорский надзор»); обсуждение состояния соблюдения земельного законодательства на заседании коллегии областной прокуратуры («Земельное право», «Прокурорский надзор»).
Предложить студентам провести заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав можно в курсах («Административное право», «Правоохранительные органы»).
Что касается процессуальных дисциплин, то подготовить студентов к судебной практике лучше во время проведения ролевой игры «Судебный процесс». Это Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
может быть рассмотрение гражданского дела в районном суде («Гражданский процесс», «Семейное право», «Судебная риторика»); рассмотрение искового заявления в арбитражном суде («Арбитражный процесс»); предварительное слушание или рассмотрение уголовного дела (в суде первой инстанции; второй инстанции (апелляционное производство), кассационной инстанции и т.п.) («Уголовный процесс», «Уголовное право», «Судебная риторика»).
Сценарий игры готовит, как правило, сам преподаватель, но при определенных условиях может разрабатываться студентом или несколькими студентами (например, это может быть специальный проект).
Основные компоненты подготовки и проведения игры: создание фабулы (конкретная жизненная или приближенная к такой ситуация) обработки фабулы; работа с нормативными документами; распределение ролей; составления документов, например искового или другого заявления; сбор материалов судебного дела; проверка исполнения законов; действия участников игры; анализ и подведение итогов.
Что касается возможных ролей в деловых играх, то перечень ее участников определяется в зависимости от ее характера, содержания и назначения. Студенты-юристы могут выполнять роли не только участников судебного заседания, но и государственных служащих, руководителей разного уровня, депутатов, экспертов, работников правоохранительных органов и др. Игра усиливает мотивацию студентов к обучению, поскольку позволяет наглядно увидеть или почувствовать пробелы в знаниях (своих и других действующих лиц). Желательно назначать специальных аналитиков-экспертов, которые наблюдают за ходом игры и придают ей всестороннюю оценку.
Проблемный (проблемно-поисковый) метод. Может применяться в практике преподавания многих юридических и неюридических дисциплин. Предусматривает проблемное изложение материала, проблемные эвристические диалоги, упражнения проблемно-поискового характера, создание определенной проблемной ситуации, организации коллективного поиска оптимального варианта решения проблемы, например путем обсуждения, «инициативных» действий участников и т. д.
В отличие от традиционных методов, в основном ориентированы на репродукцию и закрепления знаний, эти методики требуют от студента не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестного, неизвестного. Джонни Цезерани в своей работе «От мозгового штурма к большим идеям» отмечает: «Парадокс творчества, инноваций и лидерства, заключается в том, стремясь изобрести что-то новое, отыскивая это новое, вы часто не знаете, куда вы идете, - это похоже на движение в тумане. Здесь может помочь синектический процесс решения творческих проблем» [41]. Что касается правильного ответа, то он в некоторых случаях может быть неизвестен и преподавателю, или ответов может быть несколько.
Моделирование. Это универсальный метод исследования любых объектов и явлений на их аналогах (моделях) с целью изучения их характеристик, прогнозирования действий и последствий, поиска оптимального варианта и тому подобное.
Однако как метод обучения он оказался не менее эффективным. Ведь с помощью некой абстрактной или материальной модели, наглядной или вербальной можно не только воспроизвести определенные свойства предмета или явления, но и детально рассмотреть его компоненты, общую структуру, систему внутренних и внешних связей, функциональные параметры.
В процессе преподавания модели целесообразно прояснить с помощью различных средств (схем, графиков, рисунков, графических и виртуальных изображений, например с помощью компьютерной графики, мультипликации, мультимедийной аппаратуры и т. д.)._
Идеальные модели и образы могут также вербализи-роваться с помощью языковых конструкций, преимущественно образных, метафорических. Так, на практических занятиях по различным юридическим дисциплинам автор применяет метод моделирования для конкретной правовой ситуации, поиска причинно-следственных связей в следственной или иной деятельности, выявления схем правомерного или неправомерного поведения, личности правонарушителя, прогнозирования последствий и даже моделирования характера учебных действий преподавателя и студентов [42].
Аудиовизуальный метод обучения. Метод этот, предназначенный в первую очередь для популяризации знаний и привлечения к обучению широкой аудитории, все чаще применяется в университетском образовании многих стран мира. Концепция метода реализуется в форме аудиовизуальных курсов, электронных учебников, компьютерных тестовых заданий, тренингов и практических пособий для индивидуального и дистанционного обучения, видеозаписи различных форм обучения с целью анализа и обсуждения действий участников учебного процесса.
Широкое внедрение технических средств обучения в профессиональной подготовке юристов, использование возможностей Интернет, работа с электронными законодательными базами, применение теле-, видео-, фото-, аудио- и других материалов в учебном процессе усиливает познавательную активность студентов, позволяет достичь максимальной экономии времени для усвоения учебного материала в значительных объемах.
Эффективность метода определяется не только минимальными затратами учебного времени, но и экономией усилий студентов и преподавателей во время аудиторного занятия. При презентации материалов учебных дисциплин в виде учебных фильмов, CD, мультимедийных пикетов к каждой теме курса, осуществление контроля знаний с помощью компьютерной техники процесс обучения значительно выигрывает как в количественных, так и качественных показателях.
Аудиовизуальный метод имеет огромные потенциальные возможности для применения в преподавании практически всех дисциплин. Для реализации возможностей этого метода все больше будут привлекаться профессионалы технической и других смежных сфер. Сейчас он широко применяется для изучения иностранных языков студентами-юристами [43].
Этот метод является одним из самых перспективных, поскольку способствует оптимизации и интенсификации учебного процесса. Он все больше будет требовать от преподавателя владения компьютерными знаниями и технологиями, системного и творческого видения предмета.
«Мозговой штурм» (брейнсторминг от англ. Brain storming). Это метод организации совместной групповой и творческой работы в аудитории с целью повысить умственную активность участников и найти плодотворные идеи, конструктивные решения, решения сложных проблем или нестандартных ситуаций. Его целесообразно применять в самом начале решения проблемы или если этот процесс зашел в тупик. Проблема формулируется в форме вопроса.
На первом этапе участники генерируют свои идеи и предложения. Например: Какие доказательства могут быть собраны в этом деле? К каким последствиям может привести договор дарения? Все предложения фиксируются (на доске). На втором этапе происходит активное обсуждение, осуществляется классификация и отбор наиболее перспективных предложений.
Метод проектов реализует дифференцированный, личностно-творческий и активно-действенный подходы в обучении. Проект может иметь исследовательский, поисковый, творческий (креативный), прогностический, аналитический и игровой характер. Основу проектного метода составляет ориентация на интересы и пожелания
участников.
Автором проекта как специального учебного задания может быть как преподаватель, так и студент. Поскольку проект планируется и реализуется студентом самостоятельно или группой студентов, метод этот обеспечивает благоприятные условия для активизации их ответственности, формирования партнерских отношений между исполнителями проекта и преподавателем. Примером проектного задания может стать мониторинг, аналитический обзор, осуществление правовой или судебной экспертизы, выпуск сборника документов, подготовка ролевой игры, организация дискуссии, судебных прений и их видеозапись и тому подобное.
Метод творческого поиска (исследование). Среди различных видов задач, которые предлагает преподаватель каждой дисциплины студентам, особенно важное место занимают задания творческого характера. Предлагая такие задачи студентам для работы на семинарских и практических занятиях или для самостоятельной работы (с предоставлением достаточного времени на его выполнение), преподаватель стремится усилить интерес слушателей к своему предмету, глубже исследовать те или иные вопросы курса, привлечь их к научно-исследовательской работы.
С позиций дидактики важно постепенно переходить от простых задач к более сложным: например, сначала дать задание подобрать газетные материалы, которые могли бы служить основанием для подачи иска о защите чести, достоинства и деловой репутации; затем - составить исковое заявление или проанализировать документ, заключенный другим; сделать экспертное заключение; принять участие в ролевой игре «судебный процесс» в определенной роли; составить кассационную жалобу; в конце концов самому разработать план и материалы учебного судебного заседания.
Примером сложных творческих задач служит подготовка выводов и предложений к законопроекту; участие в разработке проектов нормативно-правовых актов; заключения пакета документов в определенном деле; подготовка аналитических материалов, сравнительных таблиц, аналитических обзоров и т.п. для публикации в профессиональных изданиях и др.
Метод этот является ведущим в современном учебном процессе, поскольку воплощает важнейший, индивидуально-творческий подход в обучении. Применяя его, преподаватель помогает студенту в выборе своей образовательной траектории путем: 1) уточнение и формулировка цели, которую следует достичь; 2) перечень умений и навыков, которыми овладеет студент во время выполнения заданий; 3) рационального планирования деятельности (учебной, научно-исследовательской и профессионально-практической); 4) консультирование по вопросам наиболее эффективных приемов и методов самостоятельного изучения и анализа материала.
Максимальное усиление мотивации к углубленному самостоятельному получению студентами новых знаний - очень важная составляющая современного научно-методического обеспечения учебного процесса, обеспечивает особую атмосферу творчества и инновационного поиска в высшем учебном заведении.
«Диалог Сократа» - в его основе лежит метод Сократа, который формирует умение грамотно задавать вопросы, направлять диалог, составлять его алгоритм, предвидеть возможные варианты ответов и заранее готовить варианты следующих цепочек вопросов. Метод стимулирует творческое (аналитическое и синтетическое) мышления, самостоятельный поиск ответов, учит логически выстраивать цепь вопросов, которые приближают к окончательного ответа.
«Займи позицию» - методический прием, который помогает определиться с собственной позицией в профессиональных дискуссиях, особенно при решении проблемных вопросов и конфликтных ситуаций. Сначала формулируется дискуссионный вопрос, кото-206
рый предполагает противоположные ответы. Например: Вы за или против профессиональной этики адвокатов? Отвечая на вопрос, студенты учатся подбирать и выражать дельные аргументы в защиту своей позиции перед однокурсниками и преподавателем. Рекомендуется применение этого приема в начале дебатов, коллоквиумов, семинарских занятий.
Тренинги (индивидуальные и групповые). Этот эффективный для преподавания практической юриспруденции метод в литературе учебного характера освещается преимущественно в плане его применения для обучения управленцев, менеджеров, бизнесменов и представителей других профессий. Однако он заслуживает широкого внедрения на юридических факультетах.
Цель тренинга - обеспечить студента практическими знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выполнения конкретных задач путем тренировки (повторение и закрепление) определенных действий. Если изучение дисциплины в целом обеспечивает студента определенной теоретической и концептуальной системой, целостным представлением о системе понятий той или иной отрасли, то тренинг как довольно механистический процесс направлен на выработку более или менее одинаковых и предполагаемых схем профессиональной поведения, автоматического воспроизведения тех или иных профессиональных действий (например, навыки заключения стандартизированных документов, их редактирования, систематизация, сортировка, учет и др.; навыки работы с клиентом (заполнение анкет, интервью, ведение протокола и др.).
Для того, чтобы тренинг был успешным, преподавателю-тренеру нужно помнить о прагматическую направленность такого метода обучения, адаптировать программу тренинга к конкретным учебным потребностям с учетом индивидуальных особенностей участников, проявлять самому активность, открытость, хорошую реакцию, профессионализм и поощрять участников к самосовершенствованию.
Метод работы в малых группах (от 2-3 до 5-7 человек) призван формировать навыки командного сотрудничества, конструктивного взаимодействия с коллегами, адекватного восприятия действий других и собственного поведения.
Задания для групп могут быть одинаковыми (в конце занятия участники групп под руководством преподавателя сравнивают результаты выполнения задания в разных группах, анализируют, оценивают, определяют лучший вариант), а могут быть выборочными (каждая группа выбирает задачи по своим интересам). В рамках группы распределяются роли: ведущего (фасилитатора), секретаря, хронометриста (следит за временем, определенным для работы) и др. [44]. Чем меньше времени является на выполнение задач, тем меньше группа. Позже роли меняют. Например, одна группа должна установить обстоятельства, смягчающие вину, а вторая - отягчающие вину.
Метод интервью (интервьюирование). Вспомогательный метод формирования и отработки практических навыков общения будущего юриста с клиентом, который чаще всего реализуется в форме беседы. Во время учебного интервью консультант-юрист учится задавать вопросы клиенту, фиксирует ответы на свои, как правило, заранее подготовленные вопросы, формулирует ситуационные вопросы. Для письменного интервью следует подготовить анкету или вопросник. Подготовить студента-юриста к интервьюированию клиента лучше во время юридического практикума.
Кроме рассмотренных методов, приемов и форм работы, в учебном процессе на юридическом факультете весьма эффективны также: дискуссии с приглашением специалистов; публичные выступления на заданную тему (импровизация), тренировка умения реконструировать ход событий путем допроса свидетеля (реконструкция); целевое наблюдение за каким-то процессом Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
с целью выявления его соответствия желаемому результату или заданным параметрам (мониторинг); анализ и диагностика ситуации; на их основе - прогнозирование; толкование (во всех его разновидностях) и комментирования (правовых норм, событий и т. п.); оценка (или самооценка) действий участников; анализ ошибок, коллизий, казусов и др.
Опыт показывает, что высокопроизводительными и перспективными являются также формы работы, основанные на синтезе аудиторной и внеаудиторной работы [45-47]. Они не только способствуют формированию профессиональных умений и навыков, но и одновременно питают активную гражданскую позицию будущего юриста (например, новаторские формы экспериментальных и творческих лабораторий, научно-исследовательских центров, общественных организаций, объединений молодых юристов, юридические клиники и т. д.). Поощрительный характер имеют также различные профессиональные конкурсы и соревнования (например, конкурс знатоков права, юридический брейн-ринг; соревнования риторов, международные конкурсы по судебным дебатам, парламентские или теледебаты и т. д.
Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований данного направления. Разработка и внедрение интерактивных и инновационных форм и методов преподавания, хотя и содержит определенные риски, является чрезвычайно важной составляющей научно-методической и учебно-методической работы преподавателя высшей школы, поскольку помогает поддерживать его профессионализм и педагогическое компетентность на уровне современных требований. Профессионализация современного преподавателя невозможна без его активного участия в разработке содержания современного образования, внедрение инновационных технологий образования и воспитания, пребывание в режиме постоянного инновационного поиска в целом.
Применение интерактивных и инновационных форм и методик в образовательном процессе побуждает преподавателя осваивать новые вспомогательные средства в обучении, в частности наглядные, технические, компьютерную технику, апробировать новые формы и виды работ, привлекать других специалистов и студентов к разработке оптимальных средств и инструментов обучения.
С целью оказания квалифицированной информационной, научно-методической и педагогично-дидактической помощи преподавателям, которые готовы внедрять интерактивных и инновационные формы и методы обучения, целесообразно создать в вузах юридического профиля и на юридических факультетах специальную научно-методическую структуру, например, центр инновационных методик правового образования (далее -ЦИМПО).
Основными направлениями деятельности ЦИМПО могут быть:
- исследование и обобщение научно-методических рекомендаций по преподаванию юридических дисциплин в вузах юридического профиля и на юридических факультетах вузов России и ведущих стран мира;
- организация учебных и научно-исследовательских работ по проблемам правового образования;
- разработка и апробация оригинальных авторских методик, новых программ с юридических и смежных дисциплин;
- сотрудничество с вузами России и других стран, научными и государственными учреждениями, инновационными научными центрами с целью изучения и внедрения передового образовательного опыта;
- предоставление информационной и научно-методической помощи преподавателям юридического факультета и других факультетов, где преподаются правовые дисциплины;
- организация конференций, совещаний, семинаров по проблемам современного правового образования.
Такая научно-методическая структура призвана осуществлять научное руководство и научное консультирование преподавателей, экспертизу и рецензирование учебных программ, методических и научных авторских разработок преподавателей, коллективных трудов, предоставлять преподавателям помощь в таких направлениях и формах: выборе оптимальных форм организации, методов и средств обучения; конструировании авторских программ, собственных технологий обучения; планировании и организации педагогического эксперимента, оформлении и анализе его результатов; описательные и обобщении собственного преподавательского опыта и передового опыта других преподавателей; определении наиболее рациональных видов и форм учебно-познавательной деятельности.
В таких центрах чрезвычайно важно не только создавать надлежащие условия для повышения профессионализма каждого преподавателя, особенно саморазвития и самореализации молодых преподавателей и начинающих, но и осуществлять постоянный поиск преподавателей-новаторов на ведение «мастер-классов» с целью презентации лучшего педагогического опыта.
В образовательном процессе с применением интерактивных и инновационных форм и методов обучения предусматривается преобразование не только преподавания как участника педагогической деятельности с использованием всех его средств и механизмов, но и существенно пересматриваются его целевые установки и ценностные ориентации: направленность в будущее; построение нового типа отношений между педагогом и студентом (эти отношения теряют характер принуждения и подчинения и приобретают характер сотворчества, равного взаимодействия, взаиморегуляции, взаимопомощи).
Тем самым, модернизация и повышение качества высшего юридического образования России в современных условиях является государственной политикой в сфере образования, которая должна осуществляться совместными усилиями с учетом требований ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) [1] к юридической профессии, общественно-значимых потребностей, отечественного и зарубежного образовательного опыта.
В ФГОС ВО по юридическому направлению (уровень бакалавриата) [1] в качестве требований к результатам освоения основных образовательных программ при подготовке юриста-бакалавра определяется, что выпускник должен обладать следующими компетенциями: понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и личностно значимые философские проблемы; логически мыслить, анализировать, систематизировать, обобщать, критически осмыслять информацию, ставить исследовательские задачи и выбирать пути их решения; креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи; осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном русском языке, логически правильно, аргументировано и грамотно осуществлять устную и письменную речь, представлять результаты исследований публично и по мере необходимости вести дискуссии.
Сформировать данные и иные компетенции и повысить качество и интенсивность образовательного процесса в высшей школе помогает оптимальное сочетание интерактивных и инновационных форм и методов с классическими (традиционными) методами обучения, продуманное комбинирование различных методов и приемов по каждой юридической дисциплине и конкретному занятию в зависимости от их цели, назначения, специфики.
Создание инновационной научно-образовательной среды в вузах юридического профиля и на юридических факультета вузов России предполагает качественный пересмотр форм, методов и содержания обучения через оптимальное и эффективное сочетание учебной, учеб-
но-методической и научно-исследовательской работы, теории с практикой, традиционных методов обучения с интерактивными и инновационными формами и методами, качественной подготовки юристов-бакалавров по соответствующим профилям подготовки (профильной специализации), что позволит обеспечить гибкость и многоплановость, универсальность и эффективность образовательного процесса. При этом квалифицированную информационно-консультативную, учебную и научно-методическую помощь преподавателям вузов и юридических факультетов в подготовке и применении интерактивных и инновационных методов обучения может предоставлять создание специальной структуры -центра инновационных методик правового образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (ред. от 13.07.2017 № 653) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)»
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_210457/ (дата обращения: 07.08.2018).
2. Жадан В.Н. Новые федеральные государственные требования к подготовке юристов-бакалавров // Молодой ученый. - 2017. - № 12 (146). - С. 491-495.
3. Бурляева Л.А. Современные подходы к интерактивному обучению студентов ВУЗов по юридическим дисциплинам // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. - 2013. - № 1. - С. 113-116.
4. Буткова Т.А. Методы интерактивного обучения как инновационные способы реализации профессионального юридического образования // Материалы всероссийской научно- практической конференции. - СПб.
- 2015. - С. 74-75.
5. Доронина Н.Н. Организация учебного процесса в вузе с использованием активных методов обучения: методы обучения студентов в вузе // Социология образования. - 2011. - № 3. - С. 31-38.
6. Новикова А.Ю., Полуян Е.О. Интерактивные методы обучения и средства организации учебного процесса как инструмент освоения знаний // Символ науки.
- 2016. - № 11-2 (23). - С. 158-160.
7. Садовникова Г.Д. Особенности преподавания дисциплин государственно-правового цикла с применением интерактивной методики // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 2 (75). - С. 37-44.
8. Бахарев Н.П., Драгунова Е.А. Методика активного индивидуализированного обучения на основе многошаговых задач тестов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 53-56.
9. Еремина Н.Ю. Применение активных форм обучения в преподавании психологических дисциплин // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 49-57.
10. Гоева В.В., Миронов К.Е. Использование активных и интерактивных методов обучения при изучении технических дисциплин в вузах // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 11-15.
11. Асташина Н.И., Симусёва М.В. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 15-18.
12. Ликсина Е.В. Креативные методы как форма реализации продуктивного обучения в процессе обучения информатике в СПО // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 120-126.
13. Сидакова Н.В. Групповая дискуссия - универсальный метод повышения степени креативности в обучении иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 234-248.
14. Абдалова О.И. Использование технологий элек-
тронного обучения в учебном процессе / О.И. Абдалова, О.Ю. Исакова // Дистанц. и виртуал. обучение. - 2014.
- № 12. - С. 50-55.
15. Азимов Э.Г. Массовые открытые онлайн-курсы в системе современного образования / Э. Г. Азимов // Дистанц. и виртуал. обучение. - 2014. - № 12. - С. 4-12.
16. Григорьев Д.В., Галушкин А.А. Инновационные методы преподавания муниципально-правовых дисциплин в рамках направления «юриспруденция» // Образование и право. - 2017. - № 5. - С. 201-206.
17. Кудрявцева О.Г., Кудрявцев А.В. Кейс-технология: перспективы их применения в вузах системы МВД России // Материалы учебно-методического сбора профессорско-преподавательского состава Уфимского юридического института МВД России. - Уфа, 2013. - С. 23-24.
18. Моисеева Е.Н. Синтез традиционных и инновационных методов в преподавании арбитражного процесса студентам-бакалаврам // В сборнике: Научные исследования в социально-экономическом развитии общества Материалы Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Б.Ф. Кевбрин (отв. ред.) [и др.].
- Саранск, 2017. - С. 331-334.
19. Хохлова Е.М. Преподавание дисциплин «право» и «правоведение» с применением традиционных и инновационных методов обучения // Социально-политические науки. 2017. № 1. С. 88-90.
20. Готлиб А.С. Онлайн - образование в оптике преподавателей российской высшей школы // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 230-233.
21. Алямкин С.Н. Применение кейс-метода в преподавании правовых дисциплин // Мир науки и образования. - 2017. - № 1 (9). - С. 13-14.
22. Аминев Ф.Г., Бойко Ю.Л., Трибунов О. П., Дудаев А.Б., Нугаева Э.Д. Сценарии проведения криминалистических викторин: учебно-методическое пособие. - М., 2009. - С. 38-39.
23. Казакова В.А. Методика преподавания уголовно-правовых дисциплин // Юридическое образование и наука. - 2012. - № 4. - С. 45-47.
24. Латыпова Д.М. Проведение практического занятия по уголовному праву у курсантов в интерактивной форме по типу кейс-метод // В сборнике: Организация образовательного процесса в ВУЗах: современное состояние, проблемы и перспективы сборник материалов научно-методической конференции. - Рязань, 2017. - С. 143-148.
25. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практич. пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. - М.: Юрайт. 2014. - 315 с.
26. Шкарлупина Г.Д. Интерактивные и инновационные методы преподавания правовых дисциплин в ВУЗе // Методический поиск: проблемы и решения. - 2014. -№ 1 (16). - С. 19-24.
27. Шмачилина-Цибенко С.В. Методы интерактивного обучения в преподавании педагогических дисциплин в ВУЗах МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 4 (59). - С. 68-70.
28. Жадан В.Н. Психолого-педагогические методы активизации учебной деятельности студентов по юридическим дисциплинам // Глобальный научный потенциал.
- 2012. - № 12 (21). - С. 23-30.
29. Жадан В.Н. Практико-ориентированное изучение юридических дисциплин в вузе // Молодой ученый. -2017. - № 23. - С. 305-310.
30. Клементьева С.В. Место интерактивных форм и методов обучения в процессе преподавания учебной дисциплины «логика» в юридических образовательных организациях // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2015. - № 3 (31). - С. 253-254.
31. Джамангараев Е.С. Особенности и место интерактивных методов обучения в учебном процессе // Образование. - 2009. - № 4. - С. 46-48._
32. Фролова С.С. Перспективы развития интерактивных методов обучения юридических дисциплин в ВУЗе // Научный альманах. - 2015. - № 10-4 (12). - С. 178-180.
33. Цалиев А.М. О совершенствовании профессиональной подготовки студентов юридических учебных заведений // Юридическое образование и наука. - 2014.
- № 1. - С. 21-22.
34. Насиленко Л.А. Формирование коммуникативной компетентности будущих юристов в условиях высшего учебного заведения (из опыта университета современных знаний) // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 31-33.
35. Абдеева Н.А. Культура профессиональной деятельности будущего юриста как педагогическая проблема информатизации образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 13-16.
36. Harvard Law School - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://casestudies.law.harvard.edU/ the-case-study-teaching-method/ (дата обращения: 07.08.2018).
37. Барнс Л.Б., Кристенсен К.Р., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций (конкретные ситуации и дополнительная литература): Пер. с англ. А.И. Наумова. - М.: Гардирики, 2000. - С. 9-10.
38. Джумабекова Б.Н., Атанаева З.Е. Применение интерактивных методов обучения в преподавании юридических дисциплин // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2011. - Т. 11. - № 10. - С. 163-168.
39. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Использование кейс-технологий в образовательном процессе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 22-26.
40. Адигамова Г.3., Кудрявцева О.Г. Практическая направленность деятельностно-ориентированных методов обучения в ходе проведения различных видов занятий по дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел» в вузах системы МВД России: материалы XXV учебно-методического сбора профессорско-преподавательского состава Уфимского юридического института МВД России. - Уфа, 2008. - С. 68-72.
41. Цезерани Д. От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синектика в инновационной деятельности. Пер. с англ. В.В. Егорова. - М.:ФАИР-ПРЕСС, 2005. -224 с.
42. Диковская И.А. Интерактивные методы обучения юридическим дисциплинам // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). - 2010. - № 1. - С. 122-133.
43. Курдюк Г.П., Голубихина Н.В. К вопросу о проблемах современного образования в процессе подготовки юристов // Общество: политика, экономика, право. -2016. - № 12. - С. 124-127.
44. Сарнакова А.В. Роль интерактивных методов обучения в реализации концепции инновационного образования при преподавании юридических дисциплин // Образование и право. - 2017. - № 3. - С. 119-122.
45. Нугаева Э.Д., Куценко С.М. Деловая игра - одна из форм эффективного метода обучения // Вестник Уфимского юридического института МВД России. -2010. - № 3. - С. 19-21.
46. Тимофеева А.А. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации // Юридическое образование и наука. -2015. - № 2. - С. 51-53.
47. Плоцкая О.А., Иванова Ж.Б., Князев А.Н. Инновационное преподавание юридических дисциплин: активные и интерактивные формы проведения занятий: учебное пособие. - Сыктывкар, ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский гос. ун-т», 2012. - С. 84-86.
Статья поступила в редакцию 29.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018