Научная статья на тему 'Эффективные методы организации и проведения лекционных занятий по учебным дисциплинам кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России'

Эффективные методы организации и проведения лекционных занятий по учебным дисциплинам кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
568
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА / ЛЕКЦИЯ-ДИАЛОГ / ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казамиров А. И.

В статье рассматриваются эффективные методы организации и проведения лекционных занятий по учебным дисциплинам кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России. Автор рассматривает такие интерактивные формы проведения лекционных занятий, как «проблемная лекция», «лекция-диалог» и т. д. На примере учебной дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности ОВД» раскрывает процесс проведения проблемных лекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казамиров А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективные методы организации и проведения лекционных занятий по учебным дисциплинам кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России»

УДК 342

А. И. КАЗАМИРОВ, доцент кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)

A. I. KAZAMIROV, associate professor of the chair of constitutional law of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate of law, docent (Ufa)

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ КАФЕДРЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА УФИМСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО

ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

EFFECTIVE METHODS OF ORGANIZING AND CONDUCTING LECTURES IN VARIOUS ACADEMIC DISCIPLINES OF THE DEPARTMENT OF CONSTITUTIONAL LAW OF UFA LAW INSTITUTE OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA

> <N

a a

u

u $

«

a о

0 «

u

¥ a -с a

1

о

0 «

1 £

a «

S

u

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методы организации и проведения лекционных занятий по учебным дисциплинам кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России. Автор рассматривает такие интерактивные формы проведения лекционных занятий, как «проблемная лекция», «лекция-диалог» и т. д. На примере учебной дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности ОВД» раскрывает процесс проведения проблемных лекции.

Ключевые слова: лекция, интерактивное обучение, методика, лекция-диалог, проблемная лекция, учебная дисциплина.

Annotation. The article deals with effective methods of organizing and conducting lectures in various academic disciplines of the department of constitutional law of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia. The author considers these interactive forms of lectures as «problematic lecture», «lecture-dialogue», etc. On an example of discipline «Ensuring human rights in the activities of the ATS» reveals the problem of the lecture process.

Keywords: lecture, interactive training methodology, lecture-dialogue, problem lectures, academic discipline.

Концепция модернизации российского образования и принятая в ее развитие Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации подчеркивают, что роль образования на современном этапе определяется задачами перехода России к демократическому, правовому государству и рыночной экономике [1, с. 4].

Инновации в образовании -процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности применяемых методов, приемов и средств обучения. Инновационная педагогическая деятельность на сегодняшний день является одним из существенных компонентов образовательной деятельности высших учебных заведений. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только образует основу для создания конкурентоспособно-

сти того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучаемых [2].

Издавна, начиная с XIII-XIV веков, когда возникли в Европе первые университеты, лекция (от лат. lectio -чтение) была и остается одной из ведущих форм обучения в вузе. Когда в конце XIX - начале XX в. все методы обучения стали подразделять на «активные» и «пассивные», лекцию на том основании, что обучаемые, слушая ее, получают уже готовые знания, а не добывают их самостоятельно в процессе самостоятельной деятельности, некоторые авторы стали относить к «пассивным» методам, не играющим определяющей роли в учебном процессе.

На сегодняшний день у «сторонников» и «противников» лекции появились новые аргументы. Одни полагают, что обилие источников информации, нацеленность обучения на воспитание самостоятельности и творчества отодвигают лекцию как способ приобретения знаний на второй план. Другие же, напротив, считают, что именно лекция должна дать курсанту творческий заряд, «путеводную нить», чтобы не дать ему запутаться в потоке информации, помочь обрести ориентиры, жизненные ценности и смыслы, отобрать наиболее полезное и необходимое.

Лекция - это эффективная форма систематичного живого контакта сознания, чувств, воли, интуиции преподавателя с внутренним миром слушателя. Это диалог, живое знание, обладающее ценностями, смыслами, а не просто информация. Лектор - это и ученый, и оратор, и воспитатель. Лекция - это способ самовыражения педагога, максимально воздействующий на аудиторию. Ни семинар, ни руководство курсовой работой или дипломным проектом, ни беседа, ни видео-

фильм не открывают таких возможностей самовыражения педагога, таких перспектив стать «властелином дум» и покорителем душ молодежи, как лекция, хотя, разумеется, эти формы обладают другими очень важными образовательными и воспитательными возможностями.

По способу изложения материала можно выделить следующие виды лекций: проблемная, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-дискуссия, «лекция вдвоем» и др.

Лекция-визуализация направлена, с одной стороны, на реализацию принципа проблемности, и с другой -на развитие принципа наглядности. В лекции-визуализации передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм, педагогического гротеска с помощью ТСО и ЭВМ.

На лекции с запланированными ошибками особое место занимает уме- ^ ние курсантов оперативно анализиро- ^ вать информацию, ориентироваться в 3 ней и оценивать ее. а

Лекция-дискуссия представляет у собой объединение обычной лекции с с^ дискуссиями об изложенном материа- ¡^ ле. Во время дискуссионной фазы ^ учебный материал лекции анализиру- | ется, освещается и оценивается со всех ^ сторон. В дискуссию должны вклю- | чаться по возможности все участники. ¡¡2

«Лекция вдвоем» - это работа ^ двух преподавателей, читающих лек- | цию по одной и той же теме и взаимо- | действующих на проблемно-организо- ^ ванном материале, как между собой, ^ так и с аудиторией. |

Суть проблемной лекции заклю- | чается в том, что преподаватель в нача- ^ ле и по ходу изложения учебного мате- ^ риала создает проблемные ситуации и ^ вовлекает курсантов в их анализ. Раз- s решая противоречия, заложенные в | проблемных ситуациях, обучаемые са- eç

щ

<ч а а

и и

и а; а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1

£ «

а а;

и

мостоятельно могут приити к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаниИ. Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого столетия всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я. А. Комен-ский, К. Д. Ушинский и др.) [3].

Проблемная лекция - это активный педагогический метод, ведущий к интенсификации учебного процесса. Теория и практика высшей школы убедительно свидетельствуют о целесообразности использования разных технологий обучения. Проблемная технология повышает эффективность обучения, оптимизирует управление учебными процессами и формирует творческие способности курсантов.

С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

1) усвоение курсантами теоретических знаний;

2) развитие теоретического мышления;

3) формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста -сотрудника ОВД.

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и курсантов. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а в приобщении курсантов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление курсантов, повышает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем они узнаюп новые знания, постигают теоретические особенности своей профессии.

Лекция становится проблемной в том случае, когда в ней реализуется принцип проблемности. При этом не-

обходимо выполнение двух взаимосвязанных условий:

1) реализации принципа про-блемности при подборе и дидактической обработке содержания учебного материала до лекции;

2) реализации принципа про-блемности при раскрытии этого содержания непосредственно на лекции.

Первое достигается разработкой преподавателем системы познавательных задач - учебных проблем, отражающих основное содержание учебного предмета; второе - построением лекции как диалогического общения преподавателя с курсантами. Диалогическое общение может строиться как живой диалог преподавателя с курсантами по ходу лекции на тех этапах, где это целесообразно, либо как внутренний диалог (самостоятельное мышление), что наиболее типично для лекции проблемного характера. Во внутреннем диалоге курсанты вместе с преподавателем ставят вопросы и отвечают на них или фиксируют вопросы в конспекте для последующего выяснения в ходе самостоятельных заданий, индивидуальной консультации с преподавателем или же обсуждения с другими курсантами, а также на семинаре. Диалогическое общение является необходимым условием для развития мышления студентов, поскольку по способу своего возникновения мышление диалогично.

Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой учебной дисциплины, активизируют учебно-познавательную деятельность, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.

Изучение курса «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» обусловлено значительной актуализацией проблематики прав и свобод личности, конституци-

онным признанием их Россией на уровне международно-правовых стандартов, осознанием их высокой ценности, необходимостью их надлежащего обеспечения и защиты со стороны государственных органов, и в частности, органов внутренних дел.

При проведении лекционных занятий по темам дисциплины, необходимо больше внимания уделять проблемным вопросам деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

На наш взгляд, лекционные занятия по следующим темам учебной дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» необходимо проводить как проблемные лекции, в процессе которых преподавателю необходимо вовлечь курсантов в диалог по существующей проблематике, выяснить их видение проблем и настроить на выработку во время подготовки к семинарским занятиям своей личной позиции по рассматриваемым проблемам:

- № 2 «Понятие социально-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Органы внутренних дел и другие правоохранительные органы в механизме гарантий прав и свобод человека и гражданина»;

- № 4 «Основные формы, методы и виды деятельности ОВД по охране и обеспечению прав и свобод личности. Права личности и законность. Обеспечение прав человека при осуществлении оперативно-разыскной деятельности»;

- № 6 «Обеспечение прав и свобод личности органами внутренних дел при производстве дознания и предварительного следствия»;

- № 7 «Правовой статус сотрудников ОВД».

Так, например, рассмотрим лекцию по теме № 2 «Понятие социально-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Орга-

ны внутренних дел и другие правоохранительные органы в механизме гарантий прав и свобод человека и гражданина». Курсанты и слушатели старших курсов уже владеют такими понятиями, как механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина, его элементы, гарантии прав и свобод человека, и поэтому на лекционном занятии нет необходимости заново раскрывать теоретические аспекты лекции, а необходимо акцентировать внимание обучающихся на актуальных проблемах механизма реализации прав человека в современной России, а также раскрыть роль и значение органов внутренних дел в данном механизме. Особое внимание на лекции необходимо обратить на понятие и виды гарантий прав и свобод человека.

В системе общих гарантий первостепенное место занимают экономические, которые выступают как базисные по отношению ко всем другим видам гарантий. Известно, что для «жизни» любого закона должна быть созда- ^ на, прежде всего, материальная база. ^ Речь идет о создании такой материаль- 2 но-технической базы, при наличии ко- а

торой адресат закона имеет фактиче- ^

л

скую возможность пользоваться пре- й,

доставленным ему правом. Это может ¡^

быть сеть материальных объектов, с ^

помощью которых граждане осуществ- |

ляют свои права (дома, школы, боль- Ц1

ницы и т. п.). Кроме того, это могут |

быть финансовые средства, необходи- щ

а

мые как для создания материальных 0 объектов, так и для непосредственной § реализации гражданами своих прав. ^ Главное - общество должно располагать необходимыми материальными Щ ресурсами. Отсутствие соответствую- | щих материальных предпосылок - сви- | детельство преждевременности приня- ^ тия закона. Поэтому прежде чем при- ^ нимать закон, очень важно в каждом ^ случае проводить экономическую и « финансовую экспертизу, которая по- § зволила бы определить «стоимость» е^

<N

а а

и и

закона, т. е. расходы на его разработку, прохождение законодательной процедуры и исполнение, прогнозировать экономические и финансовые приобретения и потери, которые могут возникнуть в результате действия закона. К сожалению, игнорирование этой важной процедуры приводит к тому, что в обществе нередко принимаются законы, под которые не «подведена» материальная база.

В данный момент можно обратиться к обучаемым с предложением привести примеры, когда отсутствие экономических гарантий не позволяет реализовать положение того или иного нормативно-правового акта. Если обучаемые затрудняются в ответе на поставленный вопрос, предлагается вывести на экран мониторов положения ст. 52 Конституции РФ и совместно проанализировать механизм реализации данной конституционной нормы [см.: 4, с. 111-112].

Согласно ст. 52 Конституции РФ «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».

Однако это, безусловно, демократичное положение Конституции «не работает» ввиду отсутствия механизма

его реализации и, прежде всего, - экономических гарантий. Если для сравнения обратиться к опыту развитых стран (Англии, Франции и др.), то показательно, что во всех этих странах существуют программы помощи жертвам преступлений, которые финансирует правительство, а также большой процент составляют благотворительные взносы. В соответствии с программами в этих странах работает множество национальных и региональных организаций, целью которых является оказание помощи жертвам преступлений. У нас в этом направлении сделаны лишь первые шаги.

Таким образом, на данном примере мы видим, что рассмотрение учебных вопросов через те или иные проблемы, имеющиеся в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при реализации нормативно-правовых актов, позволяет раскрыть необходимый учебный материал, заинтересовать курсантов и решить задачу формирования компетент-ностного подхода в образовании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналогичные приемы и способы организации и проведения лекционных занятий используются и по другим учебным дисциплинам кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России [5].

«

а о

0 «

¥ а -с а

1

о

0 «

1 £

а «

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория государства и права: курс лекций: в 2 частях. Часть I / С. Г. Аксёнов и др.; под ред. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД России, 2009. С. 4.

2. Филиппов О. А. Использование наглядных средств обучения в процессе преподавания юридических дисциплин // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 2 (68). С. 77-81.

3. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей редакцией В. С Кукушкина. М., 2006. 126 с.

4. Теория государства и права: курс лекций: в 2 частях. Часть II / С. Г. Аксёнов и др.; под ред. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД России, 2009. С. 111-112.

5. Грипп Э. Х., Яхина Ю. Х. Об особенностях преподавания конституционного права в высших учебных заведениях: материалы учебно-методического сбора профессорско-преподавательского состава Уфимского юридического института МВД России, 6 октября 2010 года / под. ред. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД России, 2010. 57 с.

© Казамиров А. И.

« « «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.