УДК 347.191.2
Реализация права гражданина на бесплатную юридическую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации
в сфере внутренних дел
Свалова Наталья Александровна, начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: [email protected]
Поползухина Лариса Андриановна, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уральского юридического института МВД России
e-mail: [email protected]
В научной статье раскрываются вопросы реализации права граждан на бесплатную юридическую помощь через государственную и негосударственную системы бесплатной юридической помощи. Проводится анализ государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Делаются выводы о целесообразности создания юридических клиник в образовательных организациях системы МВД России.
Ключевые слова: юридическая помощь; юридическая клиника; система бесплатной юридической помощи.
Implement a citizen's right to free legal aid in accordance with the legislation of the Russian Federation in the sphere of internal Affairs
Svalovа Natalia Alexandrovna,
Head of the Department of Civil Law Disciplines
of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Сandidate of Law, Аssociate рrofessor
Popolzukh^ Larissa Andrianovna, Senior lecturer of the Department of Civil Law Disciplines of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
The scientific article reveals the issues of realization of the right of citizens to free legal aid through the state and nonstate systems of free legal aid. The analysis of the state and non-state system of free legal aid is conducted. Conclusions are made about the feasibility of creating legal clinics in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Key words: legal aid; legal clinic; free legal assistance.
Статья 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи. Как правильно отмечает В. В. Гребенников, регулирование права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции РФ свидетельствует об общегосударственном значении указанного права. Мошеннические пирамиды, массовый обман и нарушения прав граждан при купле-продаже квартир в середине 1990-х гг. имели общую при-
чину - юридическую неподготовленность населения и отсутствие гарантий получения высококвалифицированной юридической помощи. Однако современная правовая система настолько усложнилась, что даже наличия юридического образования недостаточно для защиты своих прав и в квалифицированной специализированной юридической помощи нуждаются все граждане, в том числе имеющие дипломы юридических вузов. Очевидно, без обеспечения права на
№ 2 • 2017
квалифицированную юридическую помощь в условиях непрерывного реформирования законодательства вряд ли возможна эффективная защита всех иных гражданских прав и свобод1. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. А. А. Васильев аргументирует необходимость создания условий для реализации данного права гражданам следующим образом: «.. .с одной стороны, право на бесплатную юридическую помощь является необходимым элементом правового государства, с другой - в безвозмездном предоставлении квалифицированной юридической помощи в установленных законом случаях проявляется социальная сущность государства»2. В связи с этим Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»3 устанавливает основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации. В соответствии с указанным законом оказание бесплатной юридической помощи осуществляется:
1) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи;
2) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
3) иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются в том числе федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения. Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»4 в п. 97 прописывает полномочия, связанные с оказанием гражданам бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной или письменной форме, и осуществляет правовое информирование и правовое просвещение в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере внутренних дел. В силу ст. 16 Фе-
1 См.: Гребенников В. В. Право граждан на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации // Образование и право. 2016. № 2. С. 45-46.
2 Васильев А. А. Конституционное право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 9.
3 О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 (далее - Федеральный закон о бесплатной юридической помощи). Режим доступа: http://www.garant.ru.
4 См.: 1Ж1-: http://www.garant.ru.
дерального закона о бесплатной юридической помощи такая помощь должна осуществляться в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», положения которого нашли свое отражение в разделе XII «Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан» приказа МВД России от 17 октября 2013 г. № 850 «Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации»5.
Негосударственная система бесплатной юридической помощи включает в себя юридические клиники, которые создаются образовательными организациями на добровольных началах (ст. 22, 23 Федерального закона о бесплатной юридической помощи). Юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательной организации высшего образования ее учредителем, или структурного подразделения образовательной организации высшего образования. В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции»6 указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции»7, уставами образовательных организаций системы МВД России образовательная организация не может быть учредителем других юридических лиц. Создать отдельное структурное подразделение, которое бы выполняло задачи юридической клиники, не представляется возможным, так как в соответствии с приказом МВД России от 25 июня 2014 г. № 707 «Об организационных вопросах образовательных организаций МВД России»8 не предусмотрено указанное структурное подразделение. Несмотря на то что в этом же приказе предусматривается право на создание подразделений (отделов, отделений, групп, направлений), не предусмотренных указанной типовой структурой, необходимо закрепить образование юридической клиники приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Это обусловлено следующими факторами. Во-первых, необходимо создание юридической клиники для реализации Федерального закона о бесплатной юридической помощи, указа Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе МВД РФ по субъекту РФ», где п. 97 гласит о полномочии оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме и осуществлять правовое информирование и правовое просвещение в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере внутренних дел. Во-вторых, в силу прямого указания Федерального закона о бесплатной юридической помощи в оказании рассматриваемой помощи юридическими клиниками
5 См.: Российская газета. 2013. № 262.
6 О полиции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от
7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 (далее - Закон о полиции). Режим доступа: http://www.garant.ru.
7 См.: URL:http://www.garant.ru
8 См.: СТРАС «Юрист»_
участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательной организации высшего образования. В связи с этим будет осуществляться практическая направленность в обучении с целью реализации компе-тентностного подхода образования по правоприменению нормативных актов в сфере внутренних дел. Так как, по мнению В.В. Гребенникова, «право на юридическую помощь должно рассматриваться как важнейшая гарантия юридической безопасности... Юридическая безопасность - это состояние юридической защищенности жизненно важных интересов личности (общества и государства) от внешних и внутренних угроз. Это понятие включает, наряду с правовым обеспечением безопасности, надлежащую деятельность правоохранительных, судебных и правоприменительных органов, адвокатуры и нотариата, иных органов и организаций, предоставляющих юридическую помощь»1.
В-третьих, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2012 г. № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи»2 материально-техническое обеспечение юридической клиники, являющейся структурным подразделением образовательного учреждения, осуществляется образовательным учреждением. В связи с чем необходимо предусмотреть Министерству внутренних дел Российской Федерации финансирование на организацию деятельности юридической клиники.
В связи с вышеизложенным необходимо дополнить п. 23.5 Типовую структуру института Министерства внутренних дел Российской Федерации, филиала (университета, академии Министерства внутренних дел Российской Федерации) со специальным наименованием «институт» (Приложение № 3 к приказу МВД России от 25 июня 2014 г. № 707 «Об организационных вопросах образовательных организаций МВД России») следующего содержания: «Юридическая клиника».
Таким образом, создание юридической клиники в образовательных организациях системы МВД России позволит создать условия для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи, осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере внутренних дел, а также правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи.
1 Гребенников В. В. Указ. соч. С. 47-48.
2 См.: URL:http://www.garant.ru.
Библиографический список
1. Васильев А. А. Конституционное право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. А. Васильев. - Саратов, 2012.
2. Гребенников В. В. Право граждан на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации / В. В. Гребенников // Образование и право. -2016. - № 2.
Bibliograficheskij spisok
1. Vasilev A. A. Konstitutsionnoe pravo na besplatnuyu kvalifitsirovannuyu yuridicheskuyu pomosch v Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / A. A. Vasilev. -Saratov, 2012.
2. Grebennikov V. V. Pravo grazhdan na kvalifitsirovannuyu yuridicheskuyu pomosch v Rossiyskoy Federatsii / V. V. Grebennikov // Obrazovanie i pravo. -2016. - № 2.