ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
6. Рабочий учебный план дисциплины «Риторика» по направлению подготовки (специальности) 030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности». Уфа, 2012.
7. Сборник рефератов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ / под общей редакцией Е. В. Мартынова. Выпуск № 9.Электронная версия банка данных системы научно-технической информации (БД СНТИ) МВД России на портале ГИАЦ МВД России (электронный адрес: Ьйр://10.5.0.15.).
8. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тура-ев. М. : Просвещение, 1974.
9. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.
© Емельянова А. М.
© Пронягина В. И.
УДК 378.147.8
Е. С. ЛЫСЕНКО, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук
Д. Р. ИСЕЕВ, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России
Щ
<ч а а
и и
ч
О РОЛИ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК В СИСТЕМЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ
ПРИ УЮИ МВД РОССИИ)
Аннотация. В статье рассматривается роль юридических клиник в повышении качества юридического образования, а также в развитии системы квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации.
Ключевые слова и словосочетания: юридические клиники, бесплатная юридическая помощь, квалифицированная юридическая помощь, качество юридического образования, негосударственная система бесплатной юридической помощи.
о «
а
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
В современных условиях пристальное внимание уделяется вопросам формирования институтов гражданского общества. Общеизвестно, что формирование эффективных институтов гражданского общества невозможно в государстве, граждане которого не имеют возможности в полном объеме реализовать свои конституционные права. В этом смысле особое значение приобретает не только ликвидация юридической неграмотности граждан, но и помощь, оказываемая гражданам в процессе реализации ими своих законных прав.
Очевидно, что свободная реа-
лизация гражданами своих законных прав в известной степени может быть ограничена ввиду того, что конкретный субъект права, не разбираясь в перипетиях правовых норм и не обладая навыками юридической квалификации, а также в отсутствие необходимого юридического опыта зачастую бывает лишен возможности осуществления правомочий, установленных нормами права.
Право на получение квалифицированной юридической помощи гарантируется каждому в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ. При этом отмечено, что в случаях, предусмотренных
законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Именно здесь, в реализации указанных правомочий, существенную помощь могут оказывать участники системы бесплатной юридической помощи.
Важное место в системе бесплатной юридической помощи, занимают юридические клиники. Правовой статус юридических клиник установлен ст. 22 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [1] (далее по тексту - Закон о бесплатной юридической помощи).
Общие принципы деятельности юридических клиник в системе оказания бесплатной юридической помощи определяются согласно ст. 23. указанного закона и состоят в следующем:
- юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
- в оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Согласно ст. 22 Закона о бесплатной юридической помощи к субъектам негосударственной системы бесплатной юридической помощи относятся юридические клиники.
Юридическая клиника при федеральном государственном казенном образовательном учреждении Уфимский юридический институт МВД России (далее по тексту - УЮИ МВД России) образована в полном соответствии с
ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА требованием ч. 3 ст. 23 Закона о бесплатной юридической помощи.
Опыт работы юридической клиники при УЮИ МВД России позволяет сделать вывод о том, деятельность юридических клиник направлена на решение задач в двух важнейших направлениях.
Первое направление - развитие у обучаемых по юридической специальности навыков оказания юридической помощи - в контексте развития навыков правового анализа конкретных жизненных ситуаций с составлением в устном или письменном виде правовых заключений по ним, которые ложатся в основУ:
- правовых консультаций по конкретным вопросам обратившихся граждан;
- документов, оформляющих действия граждан в конкретной жизненной ситуации (заявления, жалобы, претензии).
Второе направление - это оказание юридической помощи гражданам по самому широкому кругу правовых вопросов, что в свою очередь позволяет:
- повышать правовую грамотность граждан;
- способствовать нормальному функционированию общественных отношений в рамках правового поля;
- уменьшению социальной напряженности.
Следует отметить, что для юридических клиник как для участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи до сих пор не определен перечень вопросов (направлений), по которым юридическими клиниками оказывается юридическая помощь, а также категории лиц, для которых может оказываться юридическая помощь.
Тем не менее, такие перечни, согласно Закону о бесплатной юридической помощи, определены для участников государственной системы бесплатной юридической помощи.
<ч а а
и и
ч
и «
а
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
На наш взгляд, неограниченный круг правовых вопросов, в рамках которых юридическая клиника должна осуществлять свою деятельность, и открытый перечень лиц, в отношении которых оказывается правовая помощь юридическими клиниками, являются не упущением законодателя, а его осознанным действием, продиктованным необходимостью квалифицированной подготовки юридических кадров.
Представляется актуальным в этой связи обратиться к классическим постулатам отечественной юриспруденции.
Д. И. Мейер, проводя аналогию между правовой и медицинской подготовкой, утверждал: «...звание юриста, как и звание врача, практическое, и потому как практическое приготовление учащихся к врачебной науке происходит в школе, точно так же практическое приготовление юриста должно совершаться там же» [2]. А. Люблинский вы-^ ступая за создание на юридических фа-^ культетах аналогов медицинских кли-^ ник, утверждал, что в этом случае сту-^ денты получили бы возможность Л «прийти в непосредственное соприкос-& новение с нуждающимися в юридиче-^ ской помощи, чтобы уже в университете о^ они смогли увидеть право в действии» [3 ]. ^ Таким образом, чем больше
I практических правовых ситуаций в § рамках деятельности юридической кли-§ ники мы будем ставить для разрешения § перед обучаемыми и чем более разно-§ образными эти вопросы будут, тем | больший уровень юридической квали-^ фикации по разнообразным направлений ниям юридического знания они полу-Ц чат.
о Однако, повышение качества
§ юридического образования не является у
единственной целью создания юридиче-
^^ ских клиник. Реализация неограничен-
^ ным кругом граждан права на получе-
Ц ние квалифицированной юридической
§ помощи - не менее важная задача, сто-
сц явшая перед законодателем и теперь по-
стоянно стоящая перед руководителями и членами юридических клиник.
Если обратиться к анализу правовых вопросов, разрешаемых в Юридической клинике при УЮИ МВД России в процессе оказания юридической помощи, то можно остановиться на следующей их классификации:
- вопросы, связанные с приобретением или прекращением прав на недвижимое имущество;
- вопросы, связанные с исполнением гражданско-правовых сделок и договоров;
- вопросы, связанные с действиями (бездействием) государственных или муниципальных органов и их должностных лиц;
- вопросы, возникающие из трудовых отношений;
- вопросы, возникающие из семейных отношений;
- вопросы, направленные на устранение нарушения прав потребителей;
- вопросы, связанные с получением льгот, пенсий, пособий и прочее.
Естественно, большая часть вопросов, разрешаемых в рамках деятельности юридических клиник, касается общественных отношений, возникающих между юридически равными субъектами, действующими в рамках правил, установленных нормами частного права. При этом, следует отметить, что зачастую вопросы, связанные с неправомерными действиями государственных или муниципальных органов, а также их должностных лиц (то есть субъектов публичного права), в конечном итоге также направлены на удовлетворение частного интереса (например, вопросы, направленные на устранение административных барьеров, мешающих гражданам удовлетворить свое конституционное право на жилище).
Деятельность юридической клиники при УЮИ МВД России касается и вопросов, урегулированных нормами публичного права. Такие вопросы, как правило, поступают в УЮИ МВД Рос-
сии от лиц, отбывающих наказание, а также обвиняемых и подозреваемых лиц. Вопросы эти зачастую затрагивают проблемы правовой квалификации различной степени противоправных деяний, а также оценки действий лиц, являющихся должностными лицами различных правоохранительных органов. Все эти вопросы получают разрешение с привлечением обучаемых и лиц, контролирующих их деятельность в рамках деятельности юридической клиники (преподавателей-консультантов). Тем не менее, и от лиц, отбывающих наказание, а также обвиняемых и подозреваемых лиц зачастую поступают вопросы, разрешение которых требует правового анализа применения норм частного права (как правило, это вопросы, связанные с приобретением или прекращением права собственности на различные виды имущества, а также вопросы, связанные с возмещением ущерба или компенсацией морального вреда, полученных в результате незаконного осуждения, и т.,п.).
Таким образом, деятельность юридических клиник, в том числе юри-
ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА дической клиники при УЮИ МВД России, направлена на защиту прав и законных интересов граждан. В этом смысле юридическая клиника, осуществляя деятельность по правовому консультированию граждан по самому широкому кругу юридических вопросов, способствует реализации гражданами того частного интереса, который гарантирован ему нормами права и который самостоятельно он реализовать не может.
С другой стороны, велика роль юридических клиник в подготовке квалифицированных юридических кадров, в том числе и для нужд подразделений органов внутренних дел. В процессе оказания бесплатной юридической помощи, обратившимся в юридическую клинику гражданам обучаемые получают навыки практической работы в сфере толкования и правильного применения правовых норм в самых различных отраслях права, что, несомненно, положительно скажется на качестве их итоговых знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Российская газета. 2011. № 263.
2. Мейер Д. И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855. С. 42.
3. Люблинский А. Юридические клиники // Журнал Министерства юстиции. 1901. № 1.
С. 177.
© Лысенко Е. С. © Исеев Д. Р.
<ч а а
и и
ч
и «
а
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
А А А