ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ Петренко Н.И.
Антонова Е.И.
1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)
1.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ
Петренко Николай Иванович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Чебоксарский кооперативный институт. Филиал: Российский университет кооперации. Подразделение: кафедра теории и истории государства и права. E-mail: pr.petrenko@mail. ru
Антонова Елена Ивановна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Чебоксарский кооперативный институт. Филиал: Российский университет кооперации. Подразделение: кафедра теории и истории государства и права. E-mail: [email protected] Аннотация: Статья посвящена вопросам обеспечения предусмотренного статьей 48 Конституции Российской Федерации права каждого на получение квалифицированной юридической помощи. В статье представлен анализ правовых основ и форм организации оказания гражданам юридической помощи.
Ключевые слова: конституционное право на получение юридической помощи; бесплатная юридическая помощь; оказание юридической помощи гражданам.
ENSURING OF THE RIGHTS OF THE CITIZENS FOR THE LEGAL AID
Petrenko Nikolaj Ivanovich, Dr of law, professor. Position: head of chair. Place of employment: Chuvash Cooperative Institute. Branch: Russian University of Consumer Cooperation. Department: Theory and History of State and Law chair. E-mail: [email protected]
Antonova Elena Ivanovna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Chuvash Cooperative Institute. Branch: Russian University of Consumer Cooperation. Department: Theory and History of State and Law chair. E-mail: [email protected] Annotation: The article is devoted to the implementation provided by article 48 of the Russian Federation Constitution of the rights to receive qualified legal assistance. The analysis of the legal framework and forms of the organization of providing legal assistance is presented in the article.
Keywords: constitutional right for the legal aid; free legal aid; providing the legal aid to the citizens.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью. В числе основных прав человека Конституция Российской Федерации (ст. 48) гарантирует каждому человеку право на получение квалифицированной юридической помощи. Данная норма является одной из важнейших конституционных норм, которые составляют правовой статус личности в правовом государстве. Как отмечает Г.Н. Банников, «квалифицированная юридическая помощь положительно влияет на формирование правосознания и повышение правовой культуры населения...»[4, с. 22 - 23].
Отметим, что в юридической науке пока нет четкости в определении понятия квалифицированной юридической помощи. Некоторые авторы определяют юриди-
ческую помощь как систему мероприятий, направленных на обеспечение и защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, реализуемых специально созданными на то органами - адвокатурой, нотариатом, частными детективными и охранными служ-службами, юридическими фирмами, общественными объединениями, имеющими своей целью достижение правовой защищенности личности [7, с. 5]. Другие полагают, что юридически квалифицированной считается деятельность обладателя диплома о высшем юридическом образовании [8, с. 4].
Под юридической помощью в науке также понимается осуществляемое средствами юридического характера адресное невластное профессиональное и организованное содействие реализации прав и свобод личности в целях преодоления проблемной правовой ситуации и максимально благоприятного удовлетворения ее индивидуальных интересов [9, с. 37 - 39]. Учитывая то, что «квалифицированная юридическая помощь» и «юридическая помощь» понятия не тождественные [11, с. 28], квалифицированная юридическая помощь предполагает оказание ее квалифицированным специалистом, обладающим специальными познаниями в области права. Подтверждением наличия у лица специальных познаний в области права, его способности оказывать квалифицированную юридическую помощь могут служить документы о юридическом образовании, а также документы, устанавливающие наличие у данного лица опыта работы по юридической специальности [10].
Наряду с понятием «юридическая помощь» и «квалифицированная юридическая помощь» используются такие термины, как «правовая помощь», «правовые услуги», «юридические услуги», соотношение между которыми раскрывается различными исследователями по-разному. Так, по мнению Т.И. Ильиной, понятия «юридическая помощь», «юридические услуги», а также «правовая помощь» являются разными обозначениями одного и того же явления, то есть являются синонимами; мнение же о том, что категория «правовая помощь» охватывает предоставление различного рода благ, в том числе правовых услуг является, на ее взгляд, неверным [6].
Статьей 48 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационноправовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения установлены Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах: 1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан; 2) социальная
11
6'2014
Пробелы в российском законодательстве
справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи; 3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях; 4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи; 5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь; б) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи; 7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность; 8) равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании; 9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.
Бесплатная юридическая помощь, согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», оказывается в виде: 1) правового консультирования в устной и письменной форме; 2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; 3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.
Развитие института оказания бесплатной юридической помощи часто связывают с процессом становления института адвокатуры [5, с. 25], в связи с чем в юридической литературе тождественными, как правило, считаются понятия «квалифицированная помощь» и «адвокатская помощь». Представляется, что данная позиция наиболее верна, так как лицо, приобретающее статус адвоката, должно удовлетворять целому ряду требований: высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности; стаж работы по юридической специальности не менее двух лет; отсутствие непогашенной или не снятой судимости за совершение умышленного преступления. Кроме того, претендент должен успешно сдать квалификационный экзамен, после чего принести присягу. Именно такой отбор лиц, наделяемых статусом адвоката, на наш взгляд, действительно может обеспечить квалифицированную юридическую помощь, о которой идет речь в ст. 48 Конституции Российской Федерации. Следовательно, прежде всего адвокат является лицом, обеспечивающим реализацию права на юридическую помощь.
Признание Российской Федерацией международных стандартов прав человека, интеграция в мировое сообщество, подверженность процессам глобализации стали катализатором позитивных изменений национального законодательства; регулирующего адвокатскую деятельность. Все эти тенденции существенно изменили статус адвоката и основы адвокатской деятельности, расширили его процессуальные права. Принятие Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» юридически оформило принадлежность адвокатуры к институтам гражданского общества и возложение на нее отдельных публичноправовых функций. Следует согласиться с мнением Е.Г. Тарло, что «признавая важность и полезность различия между общим правом и правом на юридиче-
скую помощь адвоката (защитника), следует признать, что последнее составляет все же не просто частный случай, а важное содержание первого. Можно определенно утверждать, что право на юридическую помощь - это в значительной мере право на юридическую помощь адвоката (защитника) в уголовном процессе с гарантией оплаты этой помощи из госбюджета при отсутствии у подзащитного средств. Не случайно, что из всех видов юридической помощи только помощь адвоката (защитника) непосредственно регулируется конституционными нормами. Право на другие виды юридической помощи закрепляются чаще всего на уровне текущего законодательства» [12, с. 20].
Но адвокат является не единственный субъектом оказания юридической помощи. В Российской Федерации субъектов оказания юридической помощи можно классифицировать на несколько групп: а) органы государственной власти (Министерство юстиции Российской Федерации, органы юстиции субъектов Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации); б) организации, оказывающие квалифицированную юридическую помощь в качестве основной и исключительной своей деятельности (адвокатура, нотариат); в) физические или юридические лица, избравшие оказание юридической помощи населению в качестве своей профессиональной деятельности (юридические фирмы, начальники и юрисконсульты юридических служб министерств, ведомств, учреждений и организаций); г) общественные объединения, оказывающие юридическую помощь (правозащитные организации).
Оказанием бесплатной юридической помощи гражданам занимается также и прокуратура Российской Федерации. Ведущим направлением деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Применительно к сфере оказания бесплатной юридической помощи гражданам законодатель отвел прокуратуре первостепенную роль по осуществлению надзора за исполнением законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, а также подтвердил право органов прокуратуры на обращение в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Возможность обращения органов прокуратуры в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан возникает в следующих случаях: если имеют место нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение; в случае, если в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» предусмотрено, что государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью реализуется не только федеральными органами государственной власти, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В указанном Законе к участникам негосу-
12
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ Петренко Н.И.
Антонова Е.И.
дарственной системы бесплатной юридической помощи отнесены юридические клиники, которые образовательными организациями высшего образования могут создаваться для правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи. Министерство образования и науки Российской Федерации приказом от 28 ноября 2012 года № 994 утвердило Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи (далее - Порядок) [2]. Согласно п. 10 Порядка к оказанию бесплатной юридической помощи допускаются на добровольных началах студенты (слушатели), проявившие личную заинтересованность в осуществлении указанной деятельности и обладающие необходимым уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных в процессе освоения соответствующих образовательных программ. В этом контексте представляет интерес Решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2013 года № АКПИ13-27 по заявлению гражданина, по мнению которого норма п. 10 Порядка в части, допускающей к оказанию бесплатной юридической помощи только студентов (слушателей), обладающих необходимым уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных в процессе освоения соответствующих образовательных программ, противоречит ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации, нарушает его право на получение бесплатной юридической помощи от студентов, которые имели указанный уровень до поступления в высшее учебное заведение, а не приобрели его в процессе обучения.
Как указывает Верховный Суд Российской Федерации, абз. 1 п. 10 Порядка, детализирует положения ч. 5 ст. 23 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Содержащееся в нем предписание для лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь, иметь необходимый уровень общекультурных и профессиональных компетенций, то есть способности применять приобретенные знания и умения на практике в соответствии с предъявляемыми требованиями и стандартами, направлено на обеспечение оказания ими квалифицированной юридической помощи. Одной из целей создания юридических клиник является формирование у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи. В оказании бесплатной юридической помощи участвуют только те лица, которые обучаются по юридической специальности в создавших юридические клиники образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, ответственных за их обучение в этих учреждениях и, как следствие, осведомленных о формировании в процессе освоения образовательных программ компетенций студентов (слушателей). Следовательно, абз. 1 п. 10 Порядка в оспариваемой части основан на положениях Конституции Российской Федерации и Федерального закона, не противоречит им, прав заявителя на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи не нарушает. Запретов и ограничений на получение гражданами бесплатной юридической помощи от иных лиц, имеющих право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами
субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, эта норма не содержит [3].
Список литературы:
1. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 48. - Ст. 6725.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2012 года № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» // Российская газета, 26 декабря 2012 года.
3. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2013 года № АКПИ13-27 // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 25.11.2014).
4. Банников Г.Н. Проблемы реализации прав граждан на судебную защиту в Российской Федерации (общетеоретический аспект): автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2006. - 30 с.
5. Бугаренко А.И. Теория, правовые аспекты и практика оказания гражданам бесплатной юридической помощи адвокатами: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - 251 с.
6. Ильина Т.И. Обязательства по оказанию правовых услуг в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. - 178 с.
7. Качалов В.И., Качалов О.В. Юридическая помощь в Российской Федерации: учеб. - практ. пособие. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. - 208 с.
8. Лубшев Ю.Ф. Комментарий к Федеральному Закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации (постатейный). - М., 2002. - 192 с.
9. Невская О.В. Что такое квалифицированная юридическая помощь? // Адвокат. - 2004. - № 11. - С. 37 -39.
10. Панченко В.Ю. Юридическая помощь личности: общетеоретический аспект: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Красноярск, 2004. - 29 с.
11. Попов В.С., Попова И.В. «Квалифицированная юридическая помощь»: в том числе, предоставляемая бесплатно, как гарантированное Конституцией право каждого // Пробелы в российском законодательстве. -2014. - № 1. - С. 28.
12. Тарло Е.Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь. - М., 2001. - 231 с.
13